С чего начался отсчет времени
Счёт лет в истории
Может показаться, что чем ближе к нашим дням, тем проще установить дату того или иного события, ведь у историков появляются письменные источники. Однако это не так. Часто письменный текст не содержит никаких указаний на время своего создания, но даже если в тексте есть дата, она требует специального исследования и уточнения. Ведь в разные времена люди использовали разные календари и по-разному вели счёт лет. Представим себе линию времени.
Определить, когда случилось то или иное событие, довольно легко, если у нас есть точка отсчёта. Но в древности у разных народов были разные точки отсчёта времени. Многие народы отсчитывали время от начала правления своего верховного владыки. В текстах так и говорится, что то или иное событие произошло в такой-то год его правления. Со сменой властителя счёт лет начинали вести заново.
Иногда, как, например, у древних египтян, отсчёт лет начинали от воцарения новой династии фараонов. И хотя древние египтяне вели списки властителей, очень трудно понять, когда именно произошли конкретные события, хотя известно, сколько лет их отделяют друг от друга. Одними из первых, кто принял единую, несдвигаемую точку отсчёта, были греки и римляне. Древние греки вели счёт лет по именам правителей отдельных государств. Государств было много, а правители в них могли меняться каждый год. Поэтому и понадобилась общая точка отсчёта, за которую приняли мифологическую дату учреждения героем Гераклом Олимпийских игр.
Древние римляне вели отсчёт событий своей истории от даты основания Рима древним героем Ромулом. Древние евреи отсчитывали годы от сотворения мира, буддисты и сегодня ведут счёт лет от момента просветления Будды. В разных системах отсчёта одно и то же событие получает разные датировки. Так, в летоисчислении римлян 2000 г. оказался бы 2754-м, в летоисчислении иудеев – 5761-м, а для буддистов – 2554-м.
Наша эра
В наши дни общепринятой системой счисления лет стал счёт от Рождества Христова. Эту систему, которую называют нашей эрой, предложил живший более тысячи лет назад монах Бeда Достопочтенный. Постепенно на неё перешли все страны Западной и Восточной Европы, потом европейцы распространили ее на территорию Америки, Австралии, Африки, а теперь она принята и во многих странах Азии. Как и следует из названия, точкой отсчёта в этой системе летоисчисления является Рождество Христово. Начавшийся с этого момента год считается первым годом нашей эры (иногда говорят и пишут «новой эры»). Год, предшествующий этому моменту, принят за первый год до нашей эры. Таким образом, отсчёт лет идёт в обе стороны от нулевой точки. Чем более древнее событие, тем выше порядковый номер года, которым это событие обозначается. Важно помнить, что нулевого года в этой системе, как и в любой другой, нет и быть не может.
Даты событий в системе счисления лет нашей эры принято записывать в определённом виде. Если событие произошло в 146 году до нашей эры, дата записывается так: 146 г. до н.э. Если событие началось до нашей эры и закончилось в ней, например правление Октавина Августа в Риме, запись выглядит следующим образом: 27 г. до н.э. – 14 г. н.э.
Если точно известно, что речь идёт о событиях нашей эры, то надобность делать указание «н.э.» отпадает. Время счисляют не только годами, но и веками. Важно помнить, что номер века и начальные цифры года в большинстве случаев не совпадают. Так, первый век нашей эры начался 1-м годом, а закончился 100-м. Второй век начался 101-м годом и закончился 200-м. Номера всех лет, кроме последнего, начинаются на 1, а не на 2. То же самое верно и для XXI в. Он начался с 2001 года, и лишь последний его год 2100 будет начинаться на 21.
Абсолютная датировка
Все датировки, записанные в любой системе летоисчисления, являются относительными. Ведь счёт времени всякий раз ведётся относительно условной точки отсчета, которая выбиралась каждым народом по-своему. Учёные пользуются и другой датировкой событий – она называется абсолютной. В этом случае отсчёт времени идёт от нашего времени в глубь веков. За точку отсчета принимается современность. Даты в такой системе выглядят так: 5000 лет назад, 100 тысяч лет назад, 2,5 млн лет назад. Подобная датировка применяется, когда речь идёт об очень далёких временах и нет возможности указать дату с точностью до года. Чтобы перевести дату абсолютной датировки в дату датировки по нашему летоисчислению, надо из первой вычесть 2000 лет.
Для получения абсолютной датировки, как правило, используются данные различных наук – помощниц истории.
Календари древности
Древние календари отличались от современных. Устанавливая относительную датировку на основании письменных источников, историки должны учитывать особенности древних календарей. Например, новый год по древнеегипетскому календарю наступал в момент восхода звезды Сириус в лучах солнечной зари, что предвещало разлив Нила. У многих народов новый год начинался или с 1 сентября, или с 1 марта по нашему календарю. Римляне считали началом года 1 марта до реформы Юлия Цезаря, который перенёс его на 1 января. Календари отличаются и своим устройством. Одни из них были основаны на движении Солнца, другие на движении Луны, создавались и лунно-солнечные календари. Большинство календарей древности были неточными, количество месяцев и их продолжительность отличались от современных. Это связано с тем, что Земля совершает полный оборот вокруг Солнца не ровно за 365 дней, а за 365,2564 дня. Из-за этого календари, состоявшие из 365 дней, давали ошибку, отставая от астрономического года на одну четвёртую часть дня. Уже через четыре года ошибка составляла 1 день, а спустя век – 25 дней.
Такие ошибки требуется учитывать при переводе древних дат в современные. Они же объясняют, почему иногда в разных книгах и учебниках одна и та же дата рассчитывается по-разному. Так, датой основания Рима называют и 753, и 754 г. до н.э.
Первый период истории
Человеческое общество возникло тогда же, когда появился человек, то есть не менее 2,5 млн лет назад. Весь огромный промежуток времени с той поры до наших дней учёные делят на несколько периодов. Первый из них называют доисторическим, или первобытным. Его нижняя граница постоянно отодвигается во всё большую древность. Уже сегодня некоторые учёные полагают, что люди могли появиться на 400–500 тысяч лет раньше, чем считается общепринятым. Верхней границей доисторического периода является возникновение примерно 5–5,5 тысяч лет назад древнейших государств и письменности. С этого времени человечество вступило в период древности, называемый Древним миром. Датой окончания истории Древнего мира условно считается 476 г., когда завершило своё существование одно из крупнейших государств Древнего мира – Римская империя. Учёные, изучающие историю первобытности и Древнего мира, выясняют общие закономерности становления человеческого общества и то, как они проявлялись в жизни разных групп людей, расселившихся по Земле.
Летоисчисление : что это, когда началось летоисчисление?
Летоисчисление: что это? Летоисчисление – это система отсчета времени (в днях, неделях, месяцах, годах), начатая с определенного события. Летоисчисление могло отличаться у разных народов, конфессий. Это можно объяснить тем, что за начальную точку принимались различные события. Однако на сегодняшний день во всем мире официально установлена одна система летоисчисления, которой пользуются во всех странах и на всех континентах.
Летоисчисление на Руси
Летоисчисление на Руси велось по календарю, принятому у Византии. Как известно, после принятия христианства в десятом веке нашей эры точкой отсчета был выбран год сотворения мира. Если быть точнее, то этот день – день, когда был сотворен первый человек – Адам. Произошло это первого марта 5508 года да нашей эры. И на Руси долго считали начало весны началом года.
Реформа Петра Первого
Старое летоисчисление «от сотворения мира» было изменено императором Петром Первым на летоисчисление от Рождества Христова. это было сделано с первого января 1700 года (или в 7208 году «от сотворения мира»). Почему поменяли летоисчисление? Считается, что Петр Первый сделал это для удобства, для синхронизации времени с Европой. Европейские страны уже давно жили по системе «от Рождества Христова». А так как император вел много дел с европейцами, то этот шаг был вполне целесообразен. Ведь разница в годах в Европе и в Российской Империи в то время составляла 5508 лет!
Древнерусское летоисчисление, таким образом, отличалось от современного точкой отсчета времени. А летоисчисление до Рождества Христова называлось летоисчислением «от сотворения мира».
Как все начиналось
А когда началось летоисчисление? Есть данные, что в 325 году нашей эры произошел первый собор христианских епископов. Именно они решили, что летоисчисление должно вестись от сотворения мира. Причиной такого отсчета была необходимость знать, когда отмечать Пасху. Дата сотворения мира была предложена исходя из соображений и рассуждений о жизни Иисуса Христа.
После собора епископов Римская империя приняла это летоисчисление. А через пару сотен лет было предложено перейти на летоисчисление от Рождества Христова. Эту идею высказал Дионисий Малый – римский монах, в 532 году. Когда родился Иисус точно неизвестно, но произошло это примерно во втором-четвертом году нашей эры. Именно с этого года и начали отсчет времени, который теперь называется от Рождества Христова. Эта точка разделяет новую эру (нашу) от прошлой (соответственно обозначения н.э. и до н.э.).
Но мир долго переходил на новый вариант отсчета времени. Для этого потребовалось около половины тысячелетия, а для России – более тысячи лет. Переход был постепенным, поэтому часто в скобках даты указывали еще и год «от сотворения мира».
Арийское летоисчисление и славянское летоисчисление
Летоисчисление ариев велось от сотворения мира, то есть отлично от существовавшего в мире. Но арии не считали, что мир был сотворен именно в 5508 году до нашей эры. По их мнению, точкой начала стал год, когда был заключен мир между Славяно-Ариями и Аримами (древнекитайскими племенами). Другое название этого летоисчисления – Сотворение Мира в Звездном Храме.
После победы над китайцами появился символ – всадник на белом коне, убивающий дракона. Последний в данном случае символизировал Китай, который был побежден.
Старославянское летоисчисление велось согласно Даарийскому Круголету Числобога. Подробнее об этом календаре Вы можете прочесть в соответствующей статье. После реформы Петра Первого стали говорить, что «он украл у славян 5508 лет». Вообще нововведение императора не нашло положительных отзывов от славян, они противились ему долгое время. Но летоисчисление древних славян и их календарь были запрещены. На сегодняшний день ими пользуются лишь староверы, инглинги.
Летоисчисление по славянскому календарю имело свои интересные особенности:
Таким образом, летоисчисление у древних славян, которые были язычниками, шло вразрез с общепринятым, христианским. Ведь многие славяне, даже приняв христианскую веру, продолжали оставаться язычниками. Они были верны свои мировоззрениям и не принимали летоисчисления «от Рождества Христова».
Летоисчисление стало отражением религии, которая занимала и продолжает занимать главенствующее положение в государстве, в обществе, в мире. Христианство на сегодняшний день исповедует более тридцати процентов населения мира. Неудивительно, что именно Рождение Христа было выбрано в качестве его начала. Также стало удобным разграничивать прошлую эры от новой. Петр, изменив систему летоисчисления на Руси, сделал возможным координировать всю деятельность страны с остальным миром. Трудно представить, что сегодня была бы пропасть между странами в более чем пять с половиной тысяч лет! Также положительным моментом общего для всех летоисчисления является удобство в изучении истории и других наук.
Наша эра
Наша эра, н. э. (альтернативная расшифровка новая эра) — период времени начиная с 1 года по юлианскому и григорианскому календарям, текущая эпоха. Период времени, заканчивающийся до начала первого года — до нашей эры, до н. э.
Название часто используются в религиозной форме « От Рождества Христова », сокращённая запись — «от Р. Х.», и, соответственно, «До Рождества Христова», «до Р. Х.». Подобная запись хронологически эквивалентна (не требуется конвертации или введения нулевого года ).
Содержание
Начало отсчёта
Распространение записи
Применение нашей эры в летосчислении получило распространение после использования Бедой Достопочтенным, начиная с 731 года. Постепенно все страны Западной Европы перешли на этот календарь. Последней, 22 августа 1422 года, на календарь перешла Португалия (с испанской эры ).
В России последним днём Константинопольской эры было 31 декабря 7208 года; по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «Рождества Христова» — 1 января 1700 года.
Конфликт светской и религиозной записей
Существует ряд аргументов за и против использования светской нотации («До н. э.» и «н. э.») вместо религиозной («До Р. Х.» и «от Р. Х.»).
Доводы в поддержку светской записи
Доводы в поддержку светской записи в основном сводятся к её религиозной нейтральности и удобству для межкультурного использования.
Указывается также на простоту перехода: не требуется какой-либо сдвиг годов и, например, 33 годом до Р. Х. становится 33 год до н. э.
Отмечается также, что религиозная запись вводит в заблуждение относительно года рождения Христа — исторические факты слишком размыты, чтобы точно установить эту дату.
Доводы в поддержку религиозной записи
Сторонники религиозной записи считают, что замена на светскую запись исторически некорректна, потому что даже если человек не разделяет христианских убеждений, календарная нотация сама по себе имеет христианские корни. Кроме того, множество уже изданных работ используют запись «от Р. Х.».
Доводы в поддержку обоих видов записи
Дата начала нашей эры сдвинута от даты Рождества Христова на постоянную величину истинного сдвига, неизвестную современной науке. Приблизительная величина истинного сдвига по разным вычислениям составляет от 1 до 12 лет. Таким образом, даты 33 год от Р. Х. и 33 год от начала н. э. — это две разные даты, истинный сдвиг между которыми постоянен, но неизвестен. Из-за отсутствия достоверной величины истинного сдвига и жёсткой привязки дат недавних событий к современному календарю от начала н. э. даты многих событий удобнее считать от начала н. э., но даты некоторых событий, особенно начала христианских времён, удобнее считать от Рождества Христова.
Где и когда время стали делить на «нашу эру» и «до нашей эры»?
Что означает нашей эры и до нашей эры?
До нашей эры или нашей эры — что это означает? В странах, которые в древности приняли христианство, принято деление эр на две части — до рождения (Рождества) Иисуса Христа и после. Если событие произошло до рождения Иисуса — то говорят «до нашей эры», если после Его рождения — то говорят «нашей эры». Представить это можно в виде следующей ленты времени:
Лента времени «До нашей» и «нашей эры» (нажмите, чтобы увеличить)
С течением времени такое исчисление дат стало универсальным не только для христианских стран, но и многих других. Однако, так было не всегда.
Нулевой год
Упоминание раздела между временем до и после Рождества Христова связано с расчетом в астрономической записи, сделанным согласно номерам целых чисел на оси координат. Нулевой год не принято использовать ни в религиозной, ни в светской нотациях. Зато он очень распространен в астрономической записи и в ISO 8601 — международном стандарте, выданном такой организацией, как International Organization for Standardization. В нем описывается формат дат и времен, а также даются рекомендации для их применения в международном контексте.
Видео
Новое летоисчисление
У разных народов понятие о летоисчислении всегда было неодинаковым. Каждое государство решало данную проблему самостоятельно, при этом руководствуясь как религиозными, так и политическими мотивами. И лишь к девятнадцатому веку все христианские государства установили единую точку отсчета, используемую и поныне под наименованием «наша эра». Календарь древних майя, византийская эра, древнееврейское летоисчисление, китайское – все они имели свою дату сотворения мира.
Например, японский календарь начинался в 660 году до нашей эры и обновлялся после каждой смерти императора. Буддистская эра скоро войдет в год 2484, а календарь хинди – в 2080 год. Ацтеки обновляли свое летоисчисление раз в 1454 года, после смерти и возрождения Солнца. Поэтому если бы их цивилизация не погибла, для них сегодня был бы всего 546 год новой эры…
Начало нашей эры
Общеизвестно, что новая эра в самом начале не исчислялась непрерывным отсчетом лет, например, начиная от первого года и до, предположим, нынешнего. Ее хронология началась гораздо позже, с датой Рождества Христова. Считается, что первым ее вычислил римский монах по имени Дионисий Малый в шестом веке, то есть спустя более чем пять сотен лет после датируемого события. Чтобы получить результат, Дионисий сначала отсчитал дату Воскресения Христа, основываясь на церковном предании о том, что Сын Божий был распят на тридцать первом году жизни.
Дата его Воскресения, согласно римскому монаху – это двадцать пятое марта 5539 года по летоисчислению «от Адама», а годом Рождества Христова, следовательно, стал 5508-й по византийской эре. Надо сказать, что вычисления Дионисия вплоть до пятнадцатого века вызывали сомнения на Западе. В самой же Византии их так и не признали каноническими.
Юлианский и Григорианский календари
В 45 году до нашей эры Гай Юлий Цезарь основал свой календарь. В нем год начинался с первого января и продолжался двенадцать месяцев. Этот календарь назвали Юлианским.
Тот, которым пользуемся сегодня мы, был введен в 1582 году Папой Римским Григорием Двенадцатым. Ему удалось устранить некоторые значительные неточности, накопившиеся с первого Вселенского собора. На тот момент они составляли целых десять дней. Разница между Юлианским и Грегорианским календарями увеличивается примерно на сутки за каждое столетие, и сегодня составляет уже тринадцать суток.
В истории летоисчисление всегда играет большую роль. Ведь важно представлять, в какой период времени происходило значимое в жизни человечества событие, будь это создание первых орудий труда или же начало Столетней войны. Говорят, что история без дат похожа на математику без цифр.
Распространение записи
Применение нашей эры в летосчислении получило распространение после использования Бедой Достопочтенным, начиная с 731 года. Постепенно все страны Западной Европы перешли на этот календарь. Последней, 22 августа 1422 года, на календарь перешла Португалия (с испанской эры ).
В России последним днём Константинопольской эры было 31 декабря 7208 года; по указу Петра I следующий день уже официально считался по новому летосчислению от «Рождества Христова» — 1 января 1700 года.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
На вопрос: «какая сейчас эра?», любой человек, не задумываясь, ответит – «наша». А до этого была «до нашей эры». Все помнят когда и по какому поводу начали делить «нашу эру» и ту, которая была до?
Во времена Римской империи летоисчисление велось по разным системам. Каждая часть государства могла отсчитывать года, опираясь на привычные для нее традиции. Как правило, в качестве точки отсчета брали день, связанный с каким-то важным событием, или приходом к власти определенного правителя и т.д. Например, распространенными вариантами были отсчеты от основания Рима или разрушения Иерусалима. В восточной части империи были свои эры: после Александра Македонского, от сотворения мира и др. Одной из часто используемых считалась эра, которая начиналась со дня прихода к власти Диоклетиана.
Римский император Диоклетиан
Это был римский император с 284 по 305 год. С ним связано начало нового периода в государстве – домината. Именно Диоклетиан сделал власть императора неограниченной и неоспоримой. Также он известен тем, что начал гонения на христиан в 303 году, а продолжались они вплоть до 313. Летоисчисление велось от 29 августа 284 года даже после того, как Диоклетиан оставил престол. Этим методом пользовались как астрологи, так и епископы из Александрии. В частности на основе этих подсчетов они определяли дни празднования Пасхи.
Когда и почему ввели новую систему летоисчисления?
Система отсчета лет, которая сейчас состоит из периода до нашей эры и нашей эры, имеет религиозные корни и связана непосредственно с Иисусом Христом. Во времена первых христиан праздник Рождества стоял далеко не на первом месте, поэтому точная дата рождения Христа была никому достоверно неизвестна.
В 323-337 годах нашей эры императором Римской империи был Константин I. Именно при нем христианство стало официальной религией государства. Так как на тот момент существовало немало ответвлений данной религии, возникало много спорных моментов. Появилась необходимость придти к общему мнению в плане того, когда отмечать важнейшие христианские праздники, как проводить те или иные обряды и т.п. На первом месте оказался день празднования Пасхи.
В 325 году состоялся первый всехристианский церковный съезд в г. Никея (современная Турция). Во главе собора стоял сам император. Основная цель съезда заключалась как раз в решении всех споров. Присутствующие утвердили основные догматы христианской веры, в частности – празднование Пасхи ежегодно в 1-е воскресенье после весеннего равноденствия и последующего за ним первого полнолуния. Вместе с этим составили и Пасхалии – рассчитали, на какие дни будет припадать Пасха в последующие года. Все это непосредственно связано с темой изменения летоисчисления. В дальнейшем к теме Пасхалий возвращались неоднократно, чтобы откорректировать или дополнить таблицы.
Фреска “Первый Вселенский (Никейский) собор”
Спустя 200 лет после Никейского съезда, в 525-м году, папа римский Иоанн I решил в очередной заняться этим вопросом. Он поручил римскому аббату Дионисию Малому, у которого уже был подобный опыт, работу над Пасхалиями. Дионисий с заданием справился, однако обнаружил, что в писаниях все еще используется эра Диоклетиана. Продолжать летоисчисление по данной системе, с учетом антихристианских настроев императора, сторонника язычества, было бы неразумно.
Интересный факт: в России переход на новое летоисчисление произошел благодаря указу Петра I (1699 г.н.э.). С момента его издания новый год начинался 1 января 1700 вместо 1 марта 7208.
Другие методы также оказались неподходящими, поскольку требовалась исключительно христианская система. Поэтому Дионисий Малый предложил вести счет лет совершенно иначе – от даты рождения Иисуса Христа. Проблема была только в том, что ее никто не знал.
Аббат решил вычислить эту дату самостоятельно. Как именно он это сделал, неизвестно. В распоряжении Дионисия было лишь множество евангельских писаний, где, тем не менее, точных сведений тоже никто не называл. Единственная конкретная информация – воскрешение 25 марта в праздник Пасхи, воскресенье. На основании этого Дионисий рассчитал, что Христос родился примерно в 284 году по меркам эры Диоклетиана. Именно этот год монах принял в качестве первого года жизни Христа и, соответственно, первым годом новой эры. А все, что было ранее, теперь относится к периоду до нашей эры.
Так появился новый метод летоисчисления, хотя сам Дионисий проводил расчеты только для Пасхалий. В то же время, вся Римская империя продолжала жить в своей традиционной эре. Впервые наработки монаха для нового отсчета лет были использованы в начале 8 века. Англосаксонский богослов Беда Достопочтенный датировал различные события в своих трудах, ссылаясь именно на отсчет от Рождества Христова. В официальных документах этим летоисчислением начали пользоваться в 742 году. А уже в 9 веке оно окончательно утвердилось в документах политического и юридического типа на территории Европы.