С чего начала складываться парадигма ограниченных эффектов

Эмпирико-функционалистская группа теорий

Эмпирико-функционалистская группа теорий — это одна из основных групп теорий медиа, зародившаяся в США в первой половине XX века. Она изучает эффекты медиа и опирается в своей методологии на точные науки и эмпирическую социологию. Главной идеей данной группы теорий является идея воздействия медиа на индивида, отражающаяся в двух наиболее популярных парадигмах группы теорий: парадигме пропагандистской силы и парадигме ограниченных эффектов.

История и теория

Эмпирико-функционалисткая группа теорий имеет следующие особенности:

На формирование эмпирико-функционалистской группы теорий оказала большое влияние так называемая Чикагская школа социологии и такие её представители, как Роберт Парк, Гарольд Дуайт Лассуэллом и т. д. Поэтому некоторые исследователи связывают появление эмпирико-функционалистской группы теорий с возникновением разработанной Г. Д. Лассуэллом Теории волшебной пули, утверждающей идею прямого и одинакового влияние СМИ на всех индивидов. Однако, предположение Г. Д. Лассуэлла о том, что медиа всегда оказывает запланированное воздействие на свою целевую аудиторию, было подвержено критике в том числе и со стороны коллег социолога, что послужило формированию двух основных парадигм эмпирическо-функционалистской теории: парадигма пропагандистской силы и парадигма ограниченных эффектов.

Тем не менее, именно Г. Д. Лассуэлла определил три главные фунцкии СМИ: 1) контроль состояния социальной среды; 2) формирование общественной реакции на события; 3) передача культурных ценностей. Ему же принадлежит и модель пяти вопросов, сыгравшая важную роль в дальнейшем развитии медиаисследований:

Парадигма пропагандистской силы

Парадигму пропагандистской силы также называют парадигмой прямых эффектов. Другими словами, эта парадигма опирается на бихевиористский подход, где медиа имеют прямое воздействие на индивидов. Эта идея была отражена в работах таких идеологов парадигмы пропагандистской силы, как Г. Д. Лассуэлл, изучивший эффекты медиа в своей работе «Методы пропаганды в мировой войне», У. Липпман, считавший людей пассивной массой, которую необходимо изолировать от приятия политических решений, что отразилось в его книге «Общественное мнение».

Переходным моментом между парадигмой пропагандистской силы и парадигмой ограниченных эффектов является Циркулярная модель коммуникации Осгуда — Шрамма. Шрамм являлся основоположником научного подхода к изучению медиавоздействия. По У. Шрамму, «Коммуникация есть песуазивный акт». Эта концепция не ограничивается линейным восприятием процессов, происходящих во время передачи информации. Наоборот, модель коммуникации Осгуда-Шрамма предполагает, что прямое всеохватывающее воздействие медиа на индивида, предложенное ранее, невозможно.

Процесс коммуникации имеет более сложный характер. Исходное сообщение кодируется и в этом виде передается по средствам коммуникации, после чего оно декодируется и подвергается интерпретации со стороны индивида. Следовательно, нельзя быть уверенным в том, что сообщение окажет на индивида именно то воздействие, которое первоначально закладывалось его источником.

Парадигма ограниченных эффектов

Циркулярная модель коммуникации Осгуда — Шрамма учитывает фактор ограниченных эффектов коммуникации на её потребителя. Данная парадигма ограниченных эффектов получила свое развитие благодаря Колумбийской школе социологии, ключевой фигурой которой был Пол Лазарсфельд. В 1940-50гг. П. Лазарсфельд занимался изучением воздействия медиа на формирование мнения и принятие индивидами решений. во время президентских выборов в США В результате данных количественных исследований были выявлены следующие особенности характера воздействия медиа на индивида:

Исследование Пола Лазарсфельда в области влияния медиа на отдельные социальные группы дало начало теории двухступенчатого, а позднее и многоступенчатого потока коммуникации. Упомянутые выше лидеры общественного мнения зачастую являются потребителями массовой информации, которую они и передают дальше в собственной интерпретации. Подобных интерпретаций может быть бесконечно много, поэтому ученые решили не ограничиваться теорией двухступенчатого потока коммуникации.

В 1960 году ученик Пола Лазарсфельда Джозеф Клаппер публикует свою работу «Воздействие массовой коммуникации», где перемещает внимание исследователей на потребителя информации и условия, при которых СМИ могут оказать наибольшее влияние на индивида. В итоге, Дж. Клаппер приходит к выводу, что эффективность воздействия медиа зависит от существующих убеждений индивида, достоверности передатчика информации и степени осведомленности индивида по вопросу, освещаемому в СМИ. Другими словами, если индивид не достаточно хорошо разбирается в теме, выше вероятность повлиять на его мнение с помощью коммуникаций, однако в противоположном случае общественным мнением сложно манипулировать.

Критика

Эмпирико-функционалистская группа теорий была подвержена критике со стороны представителей Критической теории в первую очередь за свою прагматичность. Фактор коммерциализации СМИ послужил предлогом для того, чтобы не считать эмпирико-функционалистскую группу теорий научно обоснованной в связи с её прямой зависимостью от рекламодателей.

Помимо этого, эмпирико-функционалистскую группу теорий обвиняли в методологической бедности из-за ограниченности проводимых исследований количественными исследованиями, нацеленными на изучение ожидаемого краткосрочного эффекта на индивидов. Однако, сами эмпирико-функционалисты начали постепенно обращать внимание не только на фактор воздействия медиа на индивида, но и, например, взаимосвязь между потребностями индивида и медиа и т.д. Количественные исследования подвергались критике и самих ученых. Так, Ч.Р. Миллс говорил о том, что эмпиризм подавляет социологическое воображение и искажает факты действительности.

Более того, в своих работах представители эмпирико-функционалистской группы теорий не учитывали влияние канала передачи информации на её восприятие реципиентами, что также было отмечено представителями Критической теории как причина ограниченности анализируемых в ходе исследований факторов, оказывающих влияние на восприятие индивидом сообщений массовой информации.

Источник

Теория «ограниченных эффектов» П.Лазарсфельда. Значение референтной группы при восприятии массовой информации

К началу 1950-х годов исследования, проведенные Лазарсфельдом, позволили собрать огромный объем данных, которые убедительно доказали, что власть медиа не столь велика, как представлялось. Оказалось, что люди пользуются самыми разными способами, чтобы ускользнуть от влияния медиа. Последние же не столько не являются разрушающей социальной силой, а наоборот, усиливают существующие общественные тенденции.

Он занимался прикладными исследованиями. Изучал, как и почему будут люди голосовать на выборах, сделал выборку, провел исследования, знают ли они программы избирателей и откуда они берут информацию. Он получил то, что 53% людей знают ещё до предвыборной кампании, за кого оно будут голосовать. Он выяснил, что для большинства людей вся эта пропаганда нужна для того, чтобы утвердиться в той мысли, которая была у него в голове.

Лидеры мнений трансформируют информацию и передают эту информацию последователям и оставшиеся воспринимают информацию не из каналов СМИ а от лидеров.

Революция в понимании коммуникативной цепи: была линейная, а стала двухступенчатой. На каждого из людей оказывает различное влияние СМК. Лидеры мнений существуют в любой группе, объединенных общими целями.

Распространение идей идет по горизонтали. Мы будем в первую очередь воспринимать идеи от людей равного социального статуса. Личных связей нет в вертикали. (кроме политики)

17.Теория» изменения установок» для увеличения влияния массовой информации на потребителей: Ховланд, Джанис и Келли, Фестингер, Клаппер и другие.

Для изучения массовых коммуникаций необходимо исследовать установки аудитории. Человек должен быть как-либо вознагражден за то, что он правильно воспримет то или иное сообщение. Установки изменить невозможно, так как одной из главных ролей этой теории является идеей когнитивного соответствия (когнитивный диссонанс (мысли разняться с общими) и селективные процессы— люди выбирают только те сообщения, которые соответствуют их убеждениям, стараются сохранить свои убеждения. Селективные процессы (отбор информации) нескольких видов:

1. селективная экспозиция— стремление людей иметь дело только с теми сообщения, которые вызывают у них положительные эмоции и соответствуют их мнениям и интересам и избегать обратных

2. селективное запоминание— стараются запомнить лучше и надолго ту информацию, которые соответствуют их убеждениях

3. селективная перцепция-переделка сообщения под свои убеждения. Середина 20 века. Клаппер: трансформация сообщения, чтобы оно уподобилось тем убеждениям, которые соответствуют нашему мировоззрению. Мы меняем сообщение, а не сообщение нас.

Процесс информационной коммуникации требуетчетырех шагов:

Привлечь внимание к информации.

Сделать так, чтобы она была воспринята.

Сделать так, чтобы она была правильно интерпретирована.

Сделать так, чтобы она была сохранена в памяти для дальнейшего использования

Нас не интересует информация, которая не соответствует нашим установкам и внутреннему миру. Мы меняем сообщение, а не сообщение меняет наш внутренний мир.

Принятие нового мнения, согласно Ховланду зависит от побуждений, или поддержки, содержащейся в сообщении. Оно также связано с правдоподобием информации и авторитетностью источника, рассматриваемых субъектом на основе его личного опыта и системы ценностей.

Индикаторы непосредственного воздействия СМИ на аудиторию.

— источник информации всегда связан с наличием феномена комментатора (кем предоставляется информация)

— значимым являет контекст сообщения, что происходит вокруг

— между участниками коммуникации существуют «помехи». Они всегда оказывают влияние на восприятие сообщения

— наличие референтных групп

Эксперименты Ховланда подтвердили, что пропагандистские сообщения, рассчитанные на всех, в целом производят незначительный эффект. Силу их воздействия можно увеличить только путем конкретизации содержания в расчете на определенные социодемографические группы аудитории. Например, сообщения, содержащие только одну точку зрения, лучше воздействуют на тех, кто уже имеет подобную установку, а эффективность сообщений с альтернативными мнениями выше, если их предлагать аудитории, которая не согласна с каким-нибудь из них. Сообщения с альтернативными позициями сильнее действуют на более образованных людей, а односторонние подходят для менее образованных. Именно тогда была заложена база для стратегии современной рекламной коммуникации.
После окончания войны Ховланд разработал Программу коммуникационных исследований при Йельском университете. Эта группа сосредоточилась на изучении установок по четырем переменным, которые, как казалось, играют главную роль в изменении установок: коммуникатор, содержание, предрасположенность и реакция аудитории. В ходе исследований рассматривались такие проблемы, как достоверность источника, внедрение в сознание (мыслей, идей и т.п.), структура аргументов, одно- и двухсторонние мотивации, важность принадлежности к группе, факторы индивидуальности и продолжительность процесса изменения мнения и др.
Ховланд и его коллеги решили проверить утверждение о том, что из нескольких точек зрения предлагаемых людям, наиболее действенна первая. Данные показали, что сообщение более эффективно,если аудитория, сначала не испытывающая интереса к этой проблеме, сразу получит самые убедительные аргументы. В том случае, если аудитория уже знакома с проблемой, которая ее сильно волнует, доводы лучше излагать в конце.
Ученые, изучив такие аспекты, как мотивация аудитории, степень восприятия каждого мнения, отношение к коммуникатору и т.п., Ховланд пришел к выводу, что эффективность сообщения зависит от конкретного сочетания фактов.

Дата добавления: 2018-05-13 ; просмотров: 1395 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

С чего начала складываться парадигма ограниченных эффектов

Ретроспективное голосование

Ретроспективное голосование модели электорально.

Фискальная иллюзия

Фискальный эффект иллюзии, в которых налогоплат.

★ Теория ограниченных эффектов

С чего начала складываться парадигма ограниченных эффектов

1. Основные положения теории. (The main provisions of the theory)

2. История теории. (A history of the theories)

Суммируя результаты исследования Лазарсфельд пришел к выводу, что основное влияние СМИ заключается в том, что они увеличивают доверие избирателей в правильности сделанного выбора. Лазарсфельдом также отметил, что в последние две категории в значительной степени зависит от межличностного общения, а не сообщения из средств массовой информации. таким образом, межличностное общение играет важную роль в распространении мнений, чем СМК. Лазарсфельдом не дали название этой теории, но в научном сообществе он был назван «теория ограниченных эффектов».

Лазарсфельд по сравнению с появлением массовой информации с момента изобретения автомобиля. влияние последней на общество был более. там нужно расширять дороги и развивать инфраструктуру. это привело к повышению мобильности людей, изменяя их образ жизни кардинально изменился облик городов. таким образом, технических изобретений оказывают большее влияние на образ жизни и отношения людей, чем на изобретения, связанные с распространением идей. Эти идеи не могут быть приняты, и, чтобы преобразовать и использовать.

3. Развитие теории. (The development of the theory)

Дополнительные исследования 40-x. показал, что есть лидеры общественного мнения, которые interpretiruya информацию из СМК, тем самым влияя на выбор других людей. лидеры общественного мнения в большей степени информированы и более восприимчивой к средствам массовой информации сообщений, они отличаются своим высоким социальным статусом и лучше знания. на основе этого эмпирические данные, Лазарсфельд разработал теорию двухступенчатого потока информации, в соответствии с которым личное влияние лидера мнений, а не СМИ, он становится доминирующей силой. информация исходит от радио и печатных СМИ к лидерам мнений, а от них к менее активным членам общества. эта теория появилась в 1944 году в Книгу Лазарсфельд, Berelson и годе «Выбор людей».

В 1955 году, книгу «Личное влияние» Кац, Лазарсфельд на основе эмпирических исследований в Иллинойсе. В Декейтер 15 женщины-исследователи вновь опросили 800 женщины, которые влияют на их выбор в отношении покупок, фильмов, Моды и общественной жизни. По данным эмпирических данных, их выбор был определен межличностных контактов.

В 1960 Иосиф Т. колотушка подвел итоги научно-исследовательского бюро прикладных социальных исследований Колумбийского университета. В своей книге «Эффекты массовой коммуникации» автор утверждает, что аудитория-не пассивный объект коммуникации получателей избирательны в выборе сообщения, которые они склонны выбирать те сообщения массовой коммуникации, которые соответствуют их убеждениям.

Колотушка предупреждает об опасности сведения к минимуму воздействия массовой коммуникации, так как эти средства могут иметь большое социальное влияние, действуя через избранных и образованных слоев населения.

4. Критика. (Criticism)

До 1975 года теория «ограниченных эффектов» практически не используется. он приобрел значение в работах критиков 70-х лет, некоторые из которых согласились с этой теорией, другие оспаривали эмпирические исследования и ставит под сомнение обоснованность теории. Большая часть этой критики сводится к следующим положениям:

Дискуссия-это название самой теории. термин «ограниченный» можно трактовать двояко. С одной стороны, «ограниченный» может означать, «минимальный»: СМИ не играют значительную роль в формировании общественного мнения. С другой стороны, «ограниченный» означает отсутствие прямого воздействия средств массовой информации, влияние СМК общества на социальные и психологические механизмы, например, селективного внимания и селективного восприятия.

В 1978 году Тодд Гитлин подверг критике теорию «ограниченных эффектов». Его критика началась экспансия теории, он считал Лазарсфельд и его коллеги из Бюро прикладных социальных исследований при Колумбийском университете «административными учёными», кто работал на государственных и частных контрактов. теория отвлекла общественное внимание от работы СМИ на макроуровне, в котором СМИ создают реальность, формируют политическую повестку дня, подрыву или установить законность общественных движений и организаций. кроме того, теория характеризует аудиторию как независимые и противостоять сообщениям СМИ. «Эффекты» в теории Лазарсфельдом определен слишком узко, так, что эмпирические исследования подтверждают гипотезу об ограниченности влияния СМИ. заключение об ограниченной эффекты не подтверждаются фактами, выведенных из эмпирических исследований.

Некоторые работы представляют собой попытку систематизировать знания о массовой коммуникации с точки зрения влияния СМИ. по данным этих работ, существует несколько трактовок влияния СМИ: всеохватывающее воздействие СМК на личность и их ограниченное воздействие. В 1970-х годы немецкий социолог Элизабет Ноэль-Нойман объявил о возвращении парадигмы прямого воздействия, порождая дискуссии «прямой ограниченный эффект». Ноэль-Нойман считает, что это неправильно, чтобы изучить влияние средств массовой информации на микроуровне, поскольку такой подход не учитывает большие социальные эффекты массовой коммуникации. она представила свою собственную парадигму понимания медиа так называемая спираль молчания-если люди замечают, что их установки и взгляды не совпадают с СМИ и мнения людей из их ближайшего социального окружения, они умолкают, предпочитая не выражать свою позицию. возвращение парадигмы о всемогуществе массовой коммуникации, в определенной степени стало возможным благодаря исследованиям Маршалл Macluan, который подчеркнул ведущую роль телевидения в себя веру народа.

5. Приложение. (App)

Дергунова Н. В., д. полит. н. Ульяновский государственный университет, Завгородняя М. Ю., Младший научный сотрудник Научно-исследовательского института истории и культуры Ульяновской области считают, что теория Лазарсфельдом по-прежнему актуальны сегодня и применимых для исследования коммуникативной составляющей избирательных процессов, и в целом для изучения коммуникативных процессов. В частности, теория Лазарсфельдом могут быть применены к интернет-аудитории. почти все новостные агентства теперь имеют официальные аккаунты в социальных сетях. но бывают также лидерами общественного мнения, в том числе блогеров, которые interpretiruya информация, полученная из официальных источников и дать свою оценку. личность и СМК рассматриваются как эквивалентные источники информации. Таким образом, теория ограниченных эффектов и результирующая теория двухступенчатого потока информации могут быть спроецированы на современное политическое коммуникативное пространство.

Источник

3. Парадигма ограниченных эффектов. Обзор теории двухступенчатого потока информации, когнитивного диссонанса и убеждающей коммуникации

Винтерхорф – Шнурк Медиапсихология. Основные принципы 2007

Харрис. Психология МК

Психология масс-медиа как дисциплина.

Задача психологии массмедиа – описание и объяснение переживаний и поведения человека, который испытывает на себе влияние СМИ.

Отправитель. Послание, получатель.

Микроуровень: индивид. Мезоуровень: небольшие группы. Макроуровень: социальный слой, нация, культура.

Связи с другими областями психологии: психология личности, социальная психология, психология коммуникаций, психология языка.

Взаимодействие с другими науками: социология, политология, языкознание, семиотика.

МК – систематическое распространение сообщений с помощью технических средств среди численно больших рассредоточенных групп людей с целью информирования и формирования мнений.

Место МК в типологии коммуникаций:

— интраперсональная (сам с собой)

— опосредованность (пространственная и временная дистанция)

— техническое обеспечение (передающие и накапливающие медиа)

— односторонность (без смены ролей говорящий – слушающий)

Особенности массовой аудитории:

— дисперсность (разнообразность) : пол, возраст, образование, уровень дохода

— целевая и потенциальная

Методы массовых аудиторий

«общество спектакля» (Дебор)

«общество переживаний» (Герхард Шульце)

«беспокойное общество» (Сеннет)

История исследования психологии медиавосприятия. Ранний этап 1920-1930-е гг. модель сильного влияния СМИ ( воздействие кино, радио, телеграфа, первой мировой войны).

Доминантная концепция : теория «магической пули» («инъекции»).

Бергер П. Общество в человеке

Объекты исследования : кинематограф, военная пропаганда, радио, пресса.

Основные исследователи: Г. Лассуэлл 1927 г «Техника пропаганды в мировой войне» кто что говорит по какому каналу и с каким эффектом

У. Липпман «Общественное мнение» 1922г.

Фонд Пейна (изучение влияния кино на детей)

— рефлексия над профессиональной традицией

— становление академической дисциплины

— анализ влияния медиа на индивида

— анализ структуры медиапроизводства

Этап концепции слабого влияния 1940-1960 гг. Доминирующая концепция: парадигма ограниченных эффектов ( медиа скорее усиливают, чем изменяют уже имеющиеся установки)

Объекты исследования: влияние медиа на электоральное поведение, военная пропаганда

П. Лазерфельд 1944 «Выбор людей», 1955 «Личное влияние»

К. Левин, Д. Уайт Эффект привратника (вратаря)

К. Ховланд «Коммуникация и убеждение» 1953 ( йельская школа убеждающей коммуникации)

Дж. Клаппер Теория подкрепления (нет перевода)

Леон ФЕстингер Теория когнитивного диссонанса и селективных процессов

Теория ограниченных эффектов Лазерфельда:

— взаимодействие МК и ФТФ-коммуникаций

— защитная избирательность аудитории

— функция подкрепления медиа

— модель «двухступенчатого потока информации» лидеры мнений и последователи мнений

— типология эффектов: немедленные, краткосрочные, долгосрочные, институциональные

К Ховланд и изучение влияния военной пропаганды. Параметры эффективности убеждения:

— переменные источника: желание убедить, власть, доверие, близость и др.

— переменные сообщения: понятность, вознаграждение внутри сообщения, аппеляция к страху, аргументы, повтор сообщения.

— переменные получателя: сегментация, ум, самоуважение

— слабое использование страха ведет к бОльшим изменениям, чем сильная опора на страх

— аргументы «за» и «против» более эффективны для людей с высоким уровнем образования, либо для сомневающихся

«ясный» вывод эффективнее «спрятанного» вывода

К Ховланд и Йельская школа убеждающей коммуникации:

Убеждающая коммуникация – процесс, процесс, с помощью которого коммуникатор распространяет стимулы с целью изменения мнения аудитории

Мнения, как и другие свойства личности, сохраняются, пока человек не подвергается новому воздействию.

Процесс убеждающей коммуникации по Ховланду:

— привлечь внимание к информации

— сделать так, чтобы она была правильно воспринята

— сохранена в памяти для дальнейшего исследования или использования

ТЕОРИЯ когнитивного диссонанса и когнитивных процессов Л. Фестингера

— Когнитивное соответствие – тенденция поддерживать состояние когнитивного баланса или возвращаться к нему

— когнитивный баланс поддерживается с помощью селективных процессов

Селективная экспозиция – запоминание – перцепция

4.Этап медиаисследований влияния телевидения и новых медиа. Обзор теорий и направлений.

С начала 1960-х годов. Объекты исследования: ТВ, комиксы. Значимые концепции:

— теория пробела в знаниях

— теория выстраивания приоритетов (формирования повестки дня)

— теория спирали молчания

— теория социального научения

— теория обретения пользы и удовлетворения

— развитие теории пользы и удовлетворения.

5. Теория обретения пользы и удовлетворения. Типология мотивов использования сми.

Теория обретения пользы и удовлетворения:

-Медиапотребители – активные участники процесса медиадистрибуции информации ( ситуация выбора)

— Люди используют СМИ для удовлетворения своих индивидуальных потребностей (проактивные и пассивные мотивы, осознанный выбор.

— социальные, психологические и другие факторы обуславливают особенности потребления медиапродукта и соответственно реакцию на него.

Активность аудитории начали изучать в 40-х годах. Герта Герцог. Типы мотивации и удовлетворения слушателей ежедневных сериалов.

Развитие теории пользы и удовлетворения

Уилбур Шрамм – модель ожидания-оценки К. Розенгрен и С. Уиндал – модель использования и зависимости (1972)

2) Типология мотивов использования СМИ аудиторией (МакКуэйл)

А)Информация – поиск иформации, советов, знаний, удовлетворение чувства любопытства, обретение чувства безопасности через знания)

Б)- личная идентификация – поиск подкрепления правильности системы личных ценностей, поиск моделей поведения, самоанализ, идентификация с тем, кого медиа выделяют в качестве образца для подражания

В)- интеграция и социальная интеракция:

— анализ обстоятельств, в которых находятся другие

— отождествление с другими и обретение чувства принадлежности

— поиск темы для разговора

— замена реального общения

— поговорить об этом с семьей

— заполнение свободного времени

— получение внутреннего культурного удовольствия

6. Теория формирования повестки дня

(Шоу) (выстраивания приоритетов, структурирования темы)

Теория личности Зигмунда Фрейда 2

— доказана значимая корреляция между постановкой темы в СМИ и постановкой темы общественностью.

— медиа, как главный агент социализации оказывает влияние не на то, что думает аудитория, а о чем она думает

— актуализация одних тем засчет вытеснения других

Способы актуализации темы в СМИ

— место в структуре выпуска

— формат медиа/ передачи

— степень концентрации (насколько часто об этом упоминается)

-финишинг (модель накопления) когда собеседник возвращается, оно развивается

Стадии формирования повестки дня:

— медиа предлагает тему

— медиа предлагает оценку темы

— согласование приоритетов между разными СМИ – интермедийный уровень

Модели формирования повестки дня:

— модель очередности (последовательность тем, которым СМИ уделяет основное внимание)

— модель осознанности: популярные темы зрители рассматривают как предмет для дискуссий (внутренне значимые, межличностные, публичные)

— модель важности (важные и неважные)

— исследование обратной причинной связи

— Исследование ограниченности роли СМИ в формировании повестки дня и значение других структур

— тенденция к увеличению разнообразия тем, значимых для общества в 54-94 гг 20в (клиповость мышления) т е фрагментами

— различие эффекта структурирования темы в зависимости от личного опыта (потребность в ориентации)

— приоритет ТВ в установлении повестки дня с 1980-хгг (особенно национальные и международные темы)

7. Теории «спирали молчания», разрыва в знаниях и социального научения.

1) теория спирали молчания

Автор – Элизабет Ноэль-Нойман 1973г

Люди стараются скрывать свое мнение, если оно противоречит мнению большинства из страха оказаться в изоляции

Процесс формирования общественного мнения подобен движению по спирали

— СМИ – инструмент формирования господствующего общественного мнения

2) Теория разрыва ( продела) в знаниях: медиа не способствуют уменьшению разрыва в знаниях между разными социальными слоями, а, наоборот, только увеличивает его (1970)

Люди более высокого социально-экономического статуса усваивают массовую информацию быстрее, охотнее и в большем количестве, чем представители менее обеспеченных социальных слоев общества ( на основе детской программы «улица сезам» и новостных выпусков)

-избирательное использование СМИ и избирательное запоминание.

— феномен «хронического незнания» — часть аудитории с низким уровнем образования мало поддается информированию и влиянию медиа

— разрыв в знаниях минимален в темах, вызывающих интерес малообразованной части аудитории и для ТВ

Федеральные целевые программы Влияние их на развитие региона

— Для малообразованной аудитории более характерно знание фактов, чем знание контекста

3) Теория социального научения.

А. Бандура, Дж. Роттер – теоретики

Социальное научение происходит посредством символических репрезентаций (моделей) в СМИ

Способы социального научения:

— научение через наблюдение

Компенсаторное подкрепление – подкрепление, которое только наблюдается у индвида, но им не испытывается.

8. Теория культивации мнений

— изучение влияние ТВ на когнитивное развитие человека (социальные установки, страхи)

— ТВ является основной инстанцией социализации

— Влияние ТВ состоит не столько в передаче установок и мнений, сколько в их культивизации

— полученные через СМИ знания зритель ошибочно считает верными и использует для повседневных ситуаций.

Просмотр ТВ => Восприятие действительности телевизионных событий => перенос на повседневную действительность

Виды культивации мнений/ установок:

— мнения первого порядка: частота оценок определенных событий и групп (уровень преступности итд)

— мнения второго порядка: общие установки (недоверие к политикам и гипотеза «видеонедомогания», гендерные роли, религия – всякая битва экстрасенсов там)

— феномен основного направления (мейн-стриминг): ТВ унифицируют установки различных социальных групп

— феномен резонанса: представители социальных групп, которые находятся в зоне риска, более подвержены эффекту культивации

— вопрос о направленности причинно-следственной связи между стратегией телепросмотра и формированием мнений

— вопрос об «экстремальных телезрителях» (свыше 8 часов просмотра)

9. Стратегии телепросмотра. Специфика группового просмотра. Проблема инертности внимания.

I) 1) Телепросмотр: этапы, мотивы, стратегии, аспекты использования.

Психологически значимые этапы телепросмотра:

— принятие решения и выбор программ

— восприятие и обработка контента

— решение об окончании просмотра

2)Факторы, определяющие выбор программы и стратегию просмотра:

— структурные факторы: количество доступных телеканалов, время трансляции конкретной программы, структура программ в целом

— социокультурные условия: социальный слой, профессия, половозрастные характеристики, семейное положение.

— потребности и предпочтения

— количество рецигментов (индивидуальный, групповой)

— наличие вторичной деятельности

3) Запланированная и незапланированная стратегии телепросмотра.

Виды запланированного включения (предполагается информированность и многократный просмотр)

Рабочая программа 25

— лояльность к определенной программе (передаче)

— лояльность к определенному жанру

— лояльность к определенному каналу («эффект наследования зрителя»)

Выбор в случае незапланированного включения:

— поиск информации в телепрограмме

— осуществление выбора путем переключения каналов, где способ действия может быть автоматическим (переключение поочередно всех каналов) и контролируемым ( включение выборочно некоторых из доступных телеканалов ( по их предпочтению).

Система поиска: тщательный (полный поиск) и ограниченный (неполный поиск)

Оценка: полная (просмотр всех каналов и возврат к самому лучшему варианту) и ограниченная ( поиск до первого достойного внимания канала)

II) Особенности группового телепросмотра:

— чаще происходит смена канала (модель скольжения)

— различия в выборе членов группы (мужчина и женщина, родитель и ребенок)

— константные группы (равные созрители) и изменяющиеся группы

III) Модели телепросмотра. Активное внимание и инертность внимания:

— концепция «количества вложенных ментальных усилий»: чем больше вложено ментальных усилий, тем выше запоминаемость (корреляция с возрастом)

— модель управления вниманием ( четкого распределения ресурсов): люди могут гибко использовать свои ограниченные когнитивные ресурсы (способность к обработке) в зависимости от моментальных требований (новая, сложная, противоречивая информация)

— концепция «10 секунд»: через десять секунд после непрерывного просмотра программы вероятность дальнейшего просмотра достигает 90%

Очень простые и слишком сложные по содержанию программы будут вызывать скуку.

Факторы, способствующие выключанию:

— структурные особенности: рекламные блоки и между передачами

— содержательные особенности: слишком простой или слишком сложный контекст

— неудовлетворение потребностей или ожиданий

— доступная фторичная деятельность

— влияние группы (коллективное поведение)

10. Особенности влияния медиа на эмоции аудитории. Модель жажды ощущений. Эмпатия

Классификация эмоциональных переживаний по интенсивности и продолжительности:настроение чувства аффекта – при этом продолжительность увеличевается, а интенсивность понижается.

Базальные (основные эмоции): злость, страх, грусть, радость, беспокойство, стыд, симпатия, удивление.

Классификация эмоций, возникающих под влиянием медиа:

— эмоции, как реакции на реальные события

— эмоции, как реакции на вымышленную информацию

— коммоции – чувства, вызваные наблюдением за эмоциями других людей

Модель жажды ощущений. Основные положения:

— эстетика напряжения как стабильное состояние

— потребность поддерживать определенный уровень внутренней активизации: чтобы сохранить напряжение необходимы новые переживания

Детская площадка как средство влияния на взаимодействия детей

— потребность активизации как на индивидуальном, так и на социальном уровне

— использование медиа как один из способов поддержания напряжения

Корреляция уровня возбуждения и размера экрана.

— мотив сильного желания страха и удовольствия от его переживания ( восстановление ощущения безопасности)

— реакция социального отталкивания: дистанцируясь, зритель стабилизирует свое «я».

Концепции в рамках модели поиска ощущений:

— Концепция «управления настроением» ( Д.Зиллман): зрители активно управляют своим настроением, выбирая те программы, от просмотра которых ожидают желаемого уровня активации и специфических эмоций)

— эффект переноса активации

— эффект привыкания (многократный просмотр снижает активацию, зритель утрачивает личную ответственность (в т.ч. «усталость от сочувствия» и «эффект упрощения»)

Когнитивно-аффективная модель эмпатии:

— когнитивная способность воспринимать и определять эмоции других

— когнитивная способность более высокого уровня, которая позволяет перенять позицию и роль другого человека

— готовность к эмоциональной реакции, способность переживать эмоции

11. Влияние сми на детей. Направления исследований и выводы.

Влияние ТВ на детей (когнитивный аспект)

Стадии умственного развития детей:

— Сенсомоторное (довербальное) развитие – до 18 мес. Формирование предстваления об окружающем мире.

— дооперациональное наглядное мышление (18 мес – 7 лет): эгоцентризм мышления, низкая концентрация внимания

— конкретно-операциональная стадия (7-12 лет): способность классификации, выстраивания последовательности, понимание веса

— формально-операциональная стадия (от 12 лет) – способность строить гипотезы, мыслить теоритически, понятие пропорций.

Сенсомоторное развитие в 6-12 месяцев – фиксация ребенком акустических ТВ-стимулов.

18 мес – 7 лет: Наглядное мышление

Громкая музыка, быстрый темп действия

Трудность выявления главного, временных связей и скрытых мотивов, сегментация контента и рекламы, различие вымысла и реакции

7-12 лет: устанавливается взаимосвязь просмотренного и личного опыта, делает выводы

От 12 лет: анализ контента, избирательное запоминание

«Улица Сезам» как пример обучающего ТВ

Миссия-обучение детей из малообеспеченных семей. Целевая аудитория: дети 3-6 лет. Подготовительный этап – 2 года, локализация – почти для 100 стран.

Выводы о влиянии передачи на детей:

Влияние компьютера на психику ребёнка

-самую большую пользу получили трехлетние зрители

— рост толерантности к этническим меньшинствам

— участие родителей усиливало эффект телепрограмм

— увеличение дифференциации знаний между представителями разных слоев общества

Взаимосвязь телепросмотра и владения речью:

— телепросмотр как следствие дефицита внимания: отриц корреляция между речевыми комплетенциями детей и продолжительностью телепросмотра

— телепередачса становится объектом для межличностной коммуникации

— Телепросмотр как вытеснение чтения

Влияние ТВ на развитие воображения:

— ТВ может стимулировать работу воображения

— определ.условия ТВ может сокращать работу воображения

— Гипотезы «вытеснения», «пассивности», «потока информации», «возбуждения», «страха».

12. Критерии селекции новостей. Сопоставление нормативных теорий и реальной практики медиапроизводства

Критерии селекции новостей.

Основные селекторы: новизна, конфликт, герой, необычность.

Дополнительные селекторы: локальность, предсказуемость, квантитативность

= Новизна — как индикатор важных новостей: либо регулярные бесконфликтные события с участием представителей политической элиты, либо неожиданные драматические события

Значение селектора новизна: 44% — конфликт выражен, 40% — конфликт без жертв и пострадавших, 16% — конфликт с жертвами и/ или пострадавшими.

= Конфликт ( драматичность) – не является определяющим, т.к. в случае низкой выраженности действует механизм драматизации, в случае высокой – механизм нормализации (Жилфонд)

= Герой – чем выше статус ньюсмейкера, тем менее значемы остальные селекторы (+ несоразмерность хронометража).

Большое количество новостей без главного героя обусловлено жанровым фактором, наличием героев «второго плана», тематикой.

Значение селектора герой: 46% — герой не выражен, 22% — незнакомый персонаж, 15% — президент или премьер, 11% — другие ньюсмейкеры, 6% — персонализированный герой.

= Необычность – Значение нормативной необычности зависит от того, насколько сильно отклонение и насколько обязательны нормы (взаимосвязь с селектором конфликта)

Статистическая необычность предполагает обобщение до определенного типа событий. Не необычные новости драматизируются.

Значение селектора необычность: 41% — нормативная, 25% — нет, 22% — статистическая, 12% — нормативная и статистическая

= Локальность – определяется тематикой, необычностью, героями новостных сообщений ( чем больше удаленность от центра, тем более значимы другие селекторы).

Стабильная структура: новости из центра (жесткие), новости из регионов (мягкие), новости из заграницы (жесткие и мягкие)

Значение селектора локальность: 42% — другие регионы, 27% — другие страны, 21% — мск и мск область, 10% — не определена

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ РЕКЛАМЫ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

= Предсказуемость – бывает тематической, типической, процессуальной. Тематическая предсказуемость обеспечивает баланс выпуска и приоритетность отдельных тем. Для печатных медиа – определяет структуру издания.

Как инфоповод обнаружена в 7% новостей. Как свойство информации присутствует практически везде. Соотношение ограниченного периода и множества.

Принципы селекции новостного контента:

— удовлетворение большему числу критериев

— компенсация одного критерия другим ( локальность и необычность, герой и драматичность, герой и необычность)

— сбалансированность относительно новостного выпуска (жесткие и мягкие, центр и регионы, тематический баланс).

13. Новости: способы манипулирования содержанием, тенденции в производстве. Особенности восприятия аудитории.

1) Способы манипулирования новостным содержанием.

— драматизация ( по отношению к обычным и бесконфликтным сообщениям)

— нормализация ( по отношению к драматичным кризисным новостям)

— конструирование комфортной позиции при кажущейся альтернативности мнений (подбор героев) Джей Тагмен

— «Локализация» события на регионы

2) Тенденции в производстве новостного контента:

— хронометраж сюжета сокращается

— Экземплификация насилия ( Д. Зиллман)

— Увеличение доли политических новостей, не связанных с «личной жизнью» аудитории

— увеличение доли новостей о запланированных событиях

— увеличение количества новостей без героя ( обезличивание)

— распространение стратегии «мягких» новостей (У.Хачтен, Т. Паттерсон): пониженные критерии новизны, повышенный критерий необычности.

3) Особенности восприятия и поведения аудитории

— феномен «иллюзии знания»: аудитория считает себя более информированной, чем есть на самом деле (низкая запоминаемость)

— преобладание развлекательных мотивов вызывает поверхностное восприятие

— эффект разрыва в объеме знаний у разных групп (теория «пробела в знаниях»): объем потребления и запоминания

— эффект структурирования темы

— тенденция к снижению популярности новостей по сравнению с другими ТВ-жанрами

14. Влияние медианасилия. Трудности эмпирического исследования. Гипотезы и факторы

Влияние медианасилия на поведение человека.

— характер вреда (угрозы) физический, психологический, материальный, социальный, экологический.

— последствия (результат) насилия: реальный или потенциальный (возможный)

— преднамеренность агрессии: умышленное или непреднамеренное (халатность, несчастный случай, природное бедствие)

— характер жертвы: человек, животное, общество, окружающая среда

2) вопрос о выборе единиц анализа медианасилия:

— агрессивные действия (акты): подготовка, осуществления, последствия

— эпизоды насилия: преступник и жертва

3) уровень медианасилия на ТВ в разных странах

— Высокий: США и Япония

— Средний: Европа (без Англии) и Австралия

— Низкий: Англия и Скандинавские страны

4) Гипотезы влияния медианасилия на поведение:

— гипотеза катарсиса (Фешбах)

— гипотеза отсутствия влияния

— гипотеза привыкания и потеря чувствительности, усталость от сочувствия, эмоциональное выгорание

— теория социального научения

Факторы, усиливающие влияние медианасилия:

-фактор t объема просмотра агрессивных сцен

— фактор контекста (правдоподобие, детализация)

— личностный фактор (возраст, пол, высокая импульсивность, расстройства личности)

— фактор среды (высокий уровень преступности)

Выводы о влиянии медианасилия на аудиторию:

— зрители смотрят передачи со сценами насилия, руководствуясь, как правло, мотивом развлечения (модель «жажды ощущений»: напряжение — снятие напряжения)

— при определенном стечении обстоятельств медианасилие может воздействовать на поведение аудитории

15. Репрезентация образцов просоциального и асоциального поведения в СМИ.

1) Просоциальное поведение в СМИ.

Категории просоциального поведения на ТВ:

-симпатия и эмпатия

— поведение, свободное от предрассудков

— самоконтроль (обеспечение личной безопасности и здоровья)

Виды медиконтента, содержащие просоциальные образцы:

— социальная реклама ( в т.ч. на темы экологии, здоровья…)

2) Сопоставление просоциального и асоциального поведения:

— зависимость от жанра и аудитории: детские передачи чаще демонстрируют просоциальные образцы поведения, чем взрослые, а информационное вещание чаще, чем художественные фильмы

— просоциальная репрезентация исследуется реже, хотя в целом чаще имеет место быть, чем асоциальная

— демонстрация просоциального поведения также имеет негативные эффекты («менеджмент сострадания»)

16. Теории медиавоздействия на электорат (5 шт)

— теория ограниченных эффектов (Лазерфельда)

— теория выстраивания повестки дня

— теория спирали молчания

1) Теория ограниченных эффектов Лазерфельда

— влияние предвыборной кампании низкое (в 53% медиа подкрепляли уже принятые решения, в 14% активировали скрытые решения, в 17% происходила конверсия)

2) теория выстраивания повестки дня: дают о чем думать, но не дают как думать (так конструируют соц проблемы)

3) теория «спирали молчания» Ноэль-Нойман.

В ходе предвыборной кампании электорат воспринимает СМИ как репрезентанта мнения большинства, хотя в действительности медиа репрезентируют либо свое мнение, либо мнение элиты, т.о. спираль молчания закручивается.

Критика теории спирали молчания

Лидеры мнений передают свое влияние горизонтальным путем.

4) Теория прайминга (priming)

— Эффект прайминга: понятия, имеющие некоторое отношение друг к другу объединяются в ментальные структуры, так что при активации одного понятия активируются и другие, связанные с ним понятия.

— СМИ репрезентируют политиков/партии в тесной связи с решением проблем. Чем больше интерес электората к проблеме, тем сильнее последствия для имиджа.

Прайминг может вызвать как положительную, так и негативную реакцию, в зависимости от ряда факторов ( личный опыт индивида, оценка ситуации)

5) Теория медиавмешательства

— Медиа как инструмент воздействия на электорат влияет и на сам политический процесс (медиатизация политики)

— ТВ не позволяет представить партии и программы, дебаты конструируются в соответствии с ТВ-форматом

— ТВ негативно сказывается на демократическом развитии общества, мешая партии контроля над выборами и выдвигая медийных героев

Элеторальное поведение все большн определяется аффективным, а не когнитивным аспектом.

17. Особенности и способы формирования имиджа политиков. Анализ отечественной практики

Составляющие политического имиджа при восприятии аудиторией:

— профессиональная компетентность (способность к анализу и решению проблем)

— качества характера (целостность, правдивость, достоверность)

— манера поведения (телегеничность и харизма)

Формирование имиджа политика средствами видеосъемки/монтажа:

— точка съемки/ перспектива/ «лягушачья перспектива», сверху, на уровне глаз

— детали атмосферы (реакция публики, аплодисменты)

ВЫВОДЫ о политическом медиавлиянии:

— В ходе предвыборных кампаний можно добиться легких изменений интенсивности мнений (усилить или ослабить)

— формирование имиджа политика – длительный процесс, который включает выстраивание определенной повестки дня, использование механизмов нормализации, драматизации и персонификации, эффекты прайминга и спирали молчания, организацию GR-акций, личные коммуникации и др.

— Влияние политических акторов посредством медиа ведет к медиатизации самой политики

18. Реклама: модели и особенности воздействия.

Социальная реклама содержит просоциальные образы

— дети до 6 лет не могут отличить рекламу от других жанров, если нет специальных маркеров-разделителей (визуальных и др)

— факторы, изменяющие влияние рекламы на детей: вид рекламы и продукта, поведение/ мнение окружающих, влияние матери.

— в целом влияние рекламы на детей носит относительно умеренный характер

2) Фазовые (иерархические) модели влияния рекламы:

Модель Карла Ховленда

— предъявление (контакт с рекламой)

— понимание (когнитивная обработка)

— склонность (эмоциональная обработка)

— сохранение интереса ( потребительского намерения)

— решение о покупке (потребительское поведение)

3) Фазовые (иерархические) модели влияния рекламы

— Формула AIDA (attention, interest, desire, action)

— Формула РРРР ( picture, promise, prove — доказательство, push – стимул)

ВЫВОДЫ о воздействии рекламы:

— прямая связь рекламы и поведения покупателя недостаточно изучены

— влияние ТВ рекламы ограничено ( 60% аудитории переключается на другой канал или вид деятельности)

— в связи с привыканием к уже существующим способам подачи рекламы идет постоянный поиск новых рекламных носителей и форм.

Примеры похожих учебных работ

Теория из практики 1. Основы ВНД. Психофизические аспекты поведения ребенка

Психологические особенности восприятия рекламы

Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации

Развод в семье и его влияние на развитие ребенка

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Работа на тему: «Особенности развития познавательных процессов детей в игровой деятельности»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *