Ржавый пояс америки что это
«Ржавый пояс», моногорода и что с ними делать
Одна из главных проблем, с которыми сталкиваются институты развития городов во всём мире — это «ржавый пояс». Это индустриальные объекты, оставшиеся со времён промышленной революции. Такие объекты требуют редевелопмента. И важно провести его таким образом, чтобы сделать районы максимально эффективными, приносящими городу доход, и при этом удобным для жителей. Когда мы говорим о районах вроде Пуэрто-Мадеро, находящихся в самом центре крупных городов, то работать с ними изначально проще – количество жителей и организаций в таких городах растёт, им нужны новые площади.
Но что делать с посёлками городского типа, в которых население последние десять-двадцать лет сокращается? Как привлечь людей, как заставить их остаться? Этот вопрос гораздо сложнее, и пока точного ответа на него никто не может дать, безотказного рецепта не существует. Но мы можем посмотреть, как сейчас над этим вопросом работают в России.
Никель, Мурманская область
Редевелопмент промзон в Москве
Под названием «Ржавый пояс» изначально подразумевали часть Среднего Запада и восточного побережья США, в которой с начала промышленности и до 1970-х годов были сосредоточены сталелитейное производство и другие отрасли тяжёлой промышленности. Это районы Нью-Йорка, регионы в Пенсильвании, Огайо, Индиане, Мичигане и Иллинойсе и другие. В 1970-х и 1980-х годах производство стали, автомобилей и других отраслей были сокращены, часть из них вывели в другие страны, где трудовые ресурсы стоили дешевле. Заводы останавливались, люди теряли работу, качество жизни снижалось, внешний долг рос.
Сейчас понятие «ржавый пояс» используют для всех городских индустриальных объектов, «сбавивших обороты» или вовсе остановившихся. За счёт таких объектов увеличивается площадь города или посёлка, снижается транспортная доступность относительно важных административных или финансовых ресурсов. Иногда устаревшее производство продолжает загрязнять окружающую среду, что сказывается на здоровье жителей. Иногда это единственное производство, только оно обеспечивает жизнь самого города.
В Москве и Санкт-Петербурге общая площадь промзон составляет 14 000 га. Ещё 4 000 га таких территорий насчитывается в 13 городах-миллионниках России. Сейчас в Москве начали активно с этим бороться, и не без успеха. Во многих старых зданиях разместили офисы и квартиры, назвав их модным словом «лофт». На территории бывшего «Русского товарищества пиво- и медоварения в Москве» построили культовый сейчас центр современного искусства «Винзавод».
Отдельно стоит отметить действующий Технополис «Москва», размещённый на территории бывшего автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК) площадью 32 га. Для работы над Технополисом в 2013 году Правительство Москвы создало специальную рабочую группу. В неё вошли эксперты из России, США, Канады, Германии, Франции в сфере продвижения инноваций и создания специализированных территорий. Сейчас Технополис действует, в нём размещены высокотехнологичные производства, проводятся мероприятия вроде форума «Открытые инновации». Например, в Технополисе работает ведущий мировой разработчик оптоэлектроники NeoPhotonics — я публиковал фотоэкскурсию по его чистой комнате.
В 2014 году Московское правительство решило реализовать проект редевелопмента территории завода АМО ЗИЛ с привлечением частных инвесторов. Интересно наблюдать за ростом стоимости участка. Изначально она составила 10 млн долларов. После разработки концепции — 40 млн долларов. На стадии готового мастер-плана участок стоил уже 100 млн долларов. А после ввода в эксплуатацию рыночная стоимость территории бывшего завода составит уже 3 млрд долларов. В 2030 году на «Полуострове ЗиЛ» будет размещено 4,5 млн квадратных метров жилья и офисов. В одной части будет размещен ЖК «Зиларт», другая будет отведена под офисы и производства.
Никель: яркий пример моногорода
В комментариях к моей предыдущей статье высказали мнение о том, что можно любой старый завод подметать и красить, чтобы он стал «успешным кейсом редевелопмента». Конечно, это возможно, но при важном условии: когда комплекс зданий расположен внутри густонаселённого города, в котором уже сосредоточена масса инновационных, высокотехнологичных компаний, образовательных учреждений, и люди постоянно прибывают именно в этот город и нуждаются в новых площадях для офисов, производств и жилья.
Когда мы говорим о городе с сокращающимся населением, с одним заводом на окраине, до которого жителям ехать полчаса на автобусе, это не работает. Такой город должен решить ряд задач, одна из которых – привлечение инвестиций. Допустим, можно взять очередной долг из федерального бюджета. Вот только как эти деньги потратить? И даже эти вопросы меркнут перед другими: как мотивировать людей не уезжать в крупные города? Как привлечь новых людей? Как обеспечить рост доходов города за счёт их работы?
В 1930-е годы на территории Финляндии начали строительство посёлка Никель, обязанного названием одноимённому элементу таблицы Менделеева. Жильё строили вокруг комбината финской компании «Петсамон Никкели». Позднее город перешёл в состав Советского Союза. Во время Второй мировой войны производственные мощности комбината были практически разрушены, но СССР восстановил их, и в 1946 году состоялась первая плавка. Сегодня горно-металлургический комбинат Печенганикель вырабатывает обогащённую медно-никелевую руду – файнштейн.
В 1959 году численность населения Никеля составляла 16 305 человек. В 1970 она достигла 21 299 человек. Пик населённости город прошёл в конце восьмидесятых. С тех пор число жителей неуклонно падает. Сейчас в городе площадью 15 квадратных километров живут 11 599 человек. На градообразующем предприятии работают 2 200 человек. Для сравнения: в городе Реутов Московской области на площади 8,9 квадратного километра помещаются 99 989 человек по данным 2017 года. Они могут ездить на работу в Москву. Хотя и никельчане могут, и уезжают, минимум в Мурманск, максимум — в одну из двух столиц.
В ПГТ Никель есть всё. Почти полторы сотни жилых домов от одноэтажных до девятиэтажных. Часть зданий заняты лишь магазинами на первом и втором этажах, когда остальные три-четыре этажа пустуют, в них забиты окна, не работает свет и коммуникации. И это – в самом центре города. Здесь есть больница, в которой, есть врачи не всех направлений. Есть банки, аптеки, магазины техники, сетевые продуктовые «Пятерочки» и «Магниты». Есть даже детские площадки уровнем выше, чем в крупных городах. И всё равно люди уезжают. Атмосферу отлично передал клип британской группы White Lies, снятый в этом городе почти 10 лет назад.
И таких «Никелей», большего или меньшего размера, в России – 319. С таким количеством посёлков городского типа и городов работает «Фонд развития моногородов». Результат появится не сразу, но уже сейчас мы можем увидеть и обсудить, какие методы этот институт развития использует.
Как пытаются развивать моногорода
В России действуют несколько сотен муниципальных институтов развития вроде АНО «Инвестиционное агентство «Череповец», который учредили мэрия Череповца и ОАО «Северсталь». За несколько лет работы с этими институтами развития «Фонд развития моногородов» пришёл к неутешительному выводу: чаще всего у этих институтов нет чётко поставленных показателей эффективности работы, и об этих организациях в городах не знают предприниматели и корпорации. Узнаваемость бизнеса необходима с точки зрения привлечения инвестиций, а KPI – для того, чтобы можно было оценить работу того или иного института. Гендиректор фонда Илья Кривогов уверен, что такие институты нужны, но только как заточенные на бизнес структуры с конкретными KPI. Иначе это просто будут «синекурни», где люди сидят в «Одноклассниках» за зарплату.
Как должны развиваться моногорода? Есть несколько вариантов. Они могут развиваться как самостоятельные и самодостаточные субъекты, или они могут входить в более крупные агломерации. Между городами может и должен происходить процесс миграции населения. При этом важно обеспечить баланс между малыми и крупными городами – как уже пару раз мы упомянули, жителям того же Никеля для поиска работы с хорошей зарплатой будет легче переехать либо в ближайший Мурманск, либо в Москву. Главная задача фонда — «формирование условий для привлечения инвестиций и создания рабочих мест в моногородах со сложной социально-экономической ситуацией, или „кризисных моногородах“». Среди важных направлений работы фонд выделяет:
Красивый и удобный город с развитой инфраструктурой может либо заставить человека остаться работать в нём, либо – заставить его оставить здесь семью, чтобы уехать на заработки. А как сделать так, чтобы человек не уезжал на заработки? Нужна хорошо оплачиваемая работа. Чтобы появились такие рабочие места, чтобы появились деньги на хорошие зарплаты, город должен привлекать инвестиции. Тут мы переходим к обучению.
Обучение, как утверждает гендиректор фонда, имеет прикладной характер: команды учат привлекать инвесторов и развивать город. Фонд проводит совместно с бизнес-школой Сколково и РАНХиГС. На данный момент курс прошли 200 команд мэров из 200 городов, кроме них на обучение приглашают сотрудников институтов развития.
Кроме этого фонд сам привлекает инвестиции в города, оказывая поддержку проектам по созданию новых рабочих мест. Но, конечно, лучше бы этим занимались сами города при минимальном контроле со стороны институтов развития — так должно быть в идеальном мире.
Возвращаясь к дискуссии, развязавшейся под предыдущей публикацией, хочется отметить: не каждый город должен стать Городом 3.0. Но при этом России не обязательно быть «с другой стороны прилавка», становиться «страной третьего мира с самым дешевым и грязным производством». Территория и потенциал страны настолько огромны, что у нас прекрасно уживутся и города-механизмы, но обустроенные для комфортной жизни граждан и использующие передовые технологии, и города, которые станут центром знаний. Децентрализация развития, когда в стране разные кластеры будут привлекать разный, но одновременно лучший человеческий капитал, кажется мне наиболее подходящей концепцией для будущего страны.
Ржавый пояс забвения: как в США погибла тяжелая промышленность, а вместе с ней — десятки городов
Существует довольно распространенное мнение, что развал СССР погубил процветающую советскую промышленность. Мол, открывшись миру и столкнувшись с оскалом свободного рынка, создаваемая поколениями строителей коммунизма индустрия оказалась неконкурентноспособной и зачахла, как больной туберкулезом в XIX веке. Отрасли же, представлявшие какой-никакой интерес с точки зрения остальной планеты, быстро оказались в собственности олигархов. На этом фоне любопытным выглядит опыт главного соперника Советского Союза, убившего (и при этом осознанно) значительную часть своей промышленности гораздо раньше.
Как закалялась сталь
В XIX веке, как и во всем остальном развитом западном мире, по просторам Соединенных Штатов бодро шагала промышленная революция. Освоение территории огромного государства, развитие железных дорог способствовали, помимо прочего, и созданию предприятий совершенно нового типа, и рождению целых отраслей. Колыбель для этого процесса оказалось удобнее всего устроить в прежде сельскохозяйственной полосе, протянувшейся от атлантического побережья США до Великих озер. Ее прозвали «Промышленным (Стальным) поясом», и для такого его расположения был целый ряд веских причин.
Во-первых, уже к концу гражданской войны здесь была создана развитая транспортная инфраструктура — важнейший каркас для любого индустриального роста. Сеть железных дорог дополняли водные пути. Канал Эри и река Гудзон связывали Атлантический океан с системой Великих озер, что позволяло организовать снабжение предприятий и, главное, экспорт их готовой продукции в Европу. Во-вторых, «Стальной пояс» был окружен обильными источниками сырья. С запада к нему вплотную примыкали железные рудники Миннесоты, Висконсина и Мичигана, а на востоке находились Аппалачи — горы, в недрах которых было вдоволь угля.
Ржавый пояс | Как в США целые регионы из успешных стали депрессивными
Мощнейший промышленный рост в США после Второй мировой войны привел к расцвету экономики на северо-востоке!
Казалось, что так будет всегда и страна будет непрерывно наращивать машиностроительный сегмент, наводняющий мир великолепными образцами техники.
Хотя «пояс ржавчины» в основном относится к Среднему Западу США, он может относиться к любой области, где в 1980-х годах тяжелая промышленность переживала спад. Например, в Великобритании в 1980-е годы также наблюдался спад производственного сектора в северо-восточной Англии, южном Уэльсе и некоторых частях Шотландии. Тоже самое случилось в странах бывшего СССР и по сей день
Пояс ржавчины простирается от запада Нью-Йорка до среднего запада вокруг Великих озер. Он включает в себя штаты: Пенсильвания, Западная Вирджиния, Огайо, Индиана и Нижний полуостров Мичиган, заканчивающийся северным Иллинойсом, восточной Айовой и юго-восточным Висконсином.
В двадцатом веке этот регион был известен как производственный пояс США. Это был один из самых густонаселенных районов страны с крупномасштабным производством, в частности, сталелитейными, угольными и промышленными предприятиями.
Что привело к упадку?
Сдвиг в сравнительном преимуществе страны в мировой экономики, если быть кратким.
С ростом реальной заработной платы в послевоенный период, трудоемкие обрабатывающие отрасли стали менее конкурентоспособными по сравнению с новыми индустриальными странами Азии. Китайцы за миску риса собирали все,что им покажут, даже не понимая что именно они изготавливают.
Американский рабочий требовал, чтобы его доходов хватало на семью из трех детей, жены-домохозяйки, свой дом, два автомобиля и ежегодный отпуск.
В экономике США наблюдался спад доли обрабатывающей промышленности в ВВП, но рост услуг. Тоже самое наблюдалось и в Европе, откуда производство перемещали на восток, туда где рабочая сила дешевле и прилежнее.
Сдвиг произошел и внутри США. Пока ржавый пояс терял рабочие места, некоторые лидеры в обрабатывающей промышленности США переехали на юг. Одной из причин такого сдвига в США была сравнительная стоимость рабочей силы. На северо-западе зарплата была выше, там жило преимущественно белое и образованное население.
Кроме того, на юге была почти прозрачная граница и гастарбайтеры из Мексики и южных стран, отлично помогали владельца экономить прибыль.
Азия выиграла еще и в валюте: доллар стоил дорого и оттого американские товары были дороги даже для Европы, а Китай напротив занижал стоимость своей валюты и поражал весь мир низкой ценой своих товаров, который делали в КНР международные корпорации.
Американские капиталисты принесли в жертву прибыли собственную страну!
Следует иметь в виду, что в Германии и Японии были высокие обменные курсы, но не наблюдалось такого же спада в обрабатывающей промышленности. Они не переносили производство вовне и не гнались за массовым экспортом.
Спад рабочих мест и промышленности также ударил по финансам местных органов власти. С падением доходов и продаж упали местные налоговые поступления, что привело к разбитым дорогам, старой инфраструктуре и ее регрессу.
Ржавый пояс
Ржа́вый по́яс (англ. Rust Belt ), известный также как Индустриальный или Фабричный пояс, — часть Среднего Запада и восточного побережья США, в котором с начала промышленной революции и до 1970-х годов были сконцентрированы сталелитейное производство и другие отрасли американской тяжелой промышленности. Географически в этот пояс обычно включают центральную часть штата Нью-Йорк, регионы к западу от него в штатах Пенсильвания, Огайо, Индиана, Мичиган и Иллинойс до западного берега озера Мичиган. Иногда в него также включают Дулут и другие населенные пункты, в которых сосредоточена горнорудная промышленность штата Миннесота, и даже Южную Онтарио и Квебек в Канаде. Центром Ржавого пояса считают побережье озера Эри. На юге Ржавый пояс примыкает к угледобывающим регионам в горах Аппалачи.
Сам термин Ржавый пояс отражает кризис региона, в особенности сталелитейной промышленности, в результате которого, начиная с 1970-х годов, сотни тысяч людей потеряли работу, прежде всего в городах Буффало, Рочестер, Сиракьюс, Питтсбург, Аллентаун, Эри, Кливленд, Толидо, Янгстаун, Детройт, Флинт, Лансинг, Гэри, Индианаполис, Саут-Бенд, Милуоки, Чикаго, Спрингфилд, Дулут. Тем не менее, после перепрофилирования фабрик и заводов Ржавый пояс остался одним из важнейших промышленных регионов США.
История
Индустриальный пояс возник в начале промышленной революции как регион, в котором наличие ресурсов сочетается с доступностью водного транспорта, в то время наиболее важного для нарождающейся промышленности. Залежи угля разрабатывались в южной части штатов Западная Виргиния, Теннесси и Кентукки, а также в западной части Пенсильвании. Быстрый рост населения из-за массовой иммиграции из Европы в конце XIX века предоставил в распоряжение промышленников достаточные трудовые ресурсы. Грузы можно было транспортировать по каналам на восточное побережье США и в бассейн Великих озер. Позже перевозки грузов были ускорены за счет железнодорожного транспорта, развитие которого в США также началось именно здесь. Уголь, железная руда и другое сырье перевозили в крупные города: Питтсбург, Гэри, Буффало, Кливленд, Янгстаун, в которых происходило бурное развитие сталелитейной промышленности. Дулут, Чикаго, Кливленд, Буффало, Детройт, Милуоки, Толидо возникли как транспортные узлы.
Примечания
Библейский | Борщевой | Зерновой | Кукурузный | Морозный | Ржавый | Рисовый | Снежный | Солнечный | Фруктовый | Хлопковый | Чёрный
Пояс из ржавчины
Опубликовано 10.06.2021 · Обновлено 12.06.2021
Что такое ржавый пояс?
Пояс ржавчины – это разговорный термин, используемый для описания географического региона, простирающегося от Нью-Йорка до Среднего Запада, в котором когда-то доминировали производство. Пояс ржавчины стал промышленным центром из-за его близости к Великим озерам, каналам и рекам, что позволяло компаниям получать доступ к сырью и отгружать готовую продукцию.
Этот регион получил название «Пояс ржавчины» в конце 1970-х годов, после того как из-за резкого спада в промышленных масштабах многие фабрики были заброшены и заброшены, что привело к усилению ржавчины от воздействия элементов. Его также называют производственным поясом и заводским поясом.
Ключевые выводы
Понимание ржавого пояса
Термин «Пояс ржавчины» часто используется в уничижительном смысле для описания частей страны, которые пережили экономический спад, обычно очень резкий. Область ржавого пояса представляет собой деиндустриализацию области, которая часто сопровождается меньшим количеством высокооплачиваемых рабочих мест и высоким уровнем бедности. Результатом стало изменение городского ландшафта, поскольку местное население переехало в другие районы страны в поисках работы.
Хотя окончательной границы нет, состояния, которые рассматриваются в Поясе ржавчины – по крайней мере частично, – включают следующее:
В США есть и другие штаты, в которых также наблюдается спад производства, например штаты на крайнем юге, но они обычно не считаются частью пояса ржавчины. Этот регион был домом для некоторых из самых известных отраслей промышленности Америки, таких как производство стали и капиталоемкости производства.
Бедность в ржавом поясе
Рабочие места рабочих все чаще перемещаются за границу, что вынуждает местные органы власти переосмыслить тип производственного бизнеса, который может добиться успеха в этой области. В то время как некоторым городам удалось внедрить новые технологии, другие все еще борются с ростом уровня бедности и сокращением численности населения.
Ниже приведены показатели бедности по данным Бюро переписи населения США по состоянию на 2018 год для каждого из перечисленных выше штатов пояса ржавчины.
Есть и другие штаты США с высоким уровнем бедности, такие как Кентукки (16,9%), Луизиана (18,6%) и Алабама (16,8%).Тем не менее, в штатах «ржавого пояса» как минимум двузначный процент населения живет за чертой бедности.
История ржавого пояса
Прежде чем называться «Поясом ржавчины», эта местность была известна как Завод, Стальной или Производственный пояс страны. Этот регион, когда-то бывший центром экономической активности, представлял собой значительную часть промышленного роста и развития США.
Но это начало меняться между 1950-ми и 1970-ми годами. Многие производители по-прежнему использовали дорогое и устаревшее оборудование и машины и были обременены высокой стоимостью домашнего труда и материалов. Чтобы компенсировать это, значительная часть из них стала искать более дешевую сталь и рабочую силу в других местах, а именно из иностранных источников, что в конечном итоге привело к краху региона.
Краткий обзор
Для Ржавого пояса нет окончательной границы, но обычно он включает территорию от Нью-Йорка до Среднего Запада.
Упадок ржавого пояса
Большинство исследований предполагает, что «Пояс ржавчины» начал давать сбои в конце 1970-х годов, но спад, возможно, начался раньше, особенно в 1950-х годах, когда доминирующие отрасли промышленности региона столкнулись с минимальной конкуренцией. Мощные профсоюзы в автомобильном и сталелитейном секторах сводили конкуренцию к минимуму. В результате у многих устоявшихся компаний было очень мало стимулов к инновациям или увеличению производительности. Это вернулось, чтобы преследовать регион, когда Соединенные Штаты открыли торговлю за рубежом и переместили производство на юг.
К 1980-м годам «Пояс ржавчины» столкнулся с давлением конкуренции – внутри страны и за рубежом – и был вынужден резко снизить заработную плату и цены. Действуя в монопольной моды в течение длительного периода времени, сыграл важную роль в падении Руст пояса. Это показывает, что давление конкуренции на рынке труда и производительности важно для стимулирования компаний к инновациям. Однако, когда эти стимулы слабы, они могут направлять ресурсы в более процветающие регионы страны.
Население области также демонстрировало стремительную убыль. То, что когда-то было центром для иммигрантов из остальной части страны и из-за границы, привело к исходу людей из этого района. Были ликвидированы тысячи хорошо оплачиваемых рабочих мест, что вынудило людей уехать в поисках работы и лучших условий жизни.
Политика и ржавый пояс
Термин «Пояс ржавчины» обычно приписывают Уолтеру Мондейлу, который называл эту часть страны, когда он был кандидатом в президенты от Демократической партии в 1984 году. Нападая на президента Рональда Рейгана, Мондейл утверждал, что политика его оппонента разрушает то, что он называл « чашей ржавчины». СМИ неверно процитировали его, сказав, что это пояс ржавчины, и этот термин прижился. С тех пор этот термин постоянно используется для описания экономического спада в этом районе.
С политической точки зрения, удовлетворение конкретных потребностей стран Ржавого Пояса было политическим императивом для обеих сторон во время выборов 2016 года. Многие считают, что национальное правительство может найти решение, которое поможет этому неудачливому региону снова добиться успеха.