Рыночные методы хозяйствования что это

Раздел 1. Общие основы экономического развития

Цель данной темы – выяснить законы рыночной экономики, сущность и функции рынка.

Оглавление

1.6.1. Экономические законы рыночной экономики

Рыночная экономика, как уже было отмечено ранее, – это сложная специфическая система экономических связей в обществе по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, имеющая в качестве своих основ частную собственность, мотив прибыльности и спонтанно функционирующая в результате действия объективных экономических законов.

Важнейшую роль в рыночной экономике играет закон стоимости. Его суть заключена в том, что в основе цены лежит стоимость, которая определяется общественно-необходимыми затратами. При этом механизм действия данного закона – постоянное отклонение цен от стоимости. В результате закон стоимости выполняет три важнейшие функции в экономике: 1) распределение капитала между отраcлями и видами производства; 2) стимулирование роста производительности труда, применения более совершенных технологий; 3) дифференциацию товаропроизводителей.

Закон стоимости выражает самые глубинные связи и зависимости в рыночной экономике. Конкретизируется он через целую группу экономических законов: закон спроса, закон связи спроса с ценами на другие товары, закон предложения, закон взаимной связи спроса и предложения и др.

Особую группу составляют законы денежного обращения. Важнейший из них – закон количества денег, необходимых для обращения:

где: М – количество необходимых для обращения денег;

PQ – сумма цен проданных товаров;

v – скорость оборота денежной единицы.

И, наконец, в рыночной экономике действуют общие экономические законы: закон роста производительности общественного труда, возрастания потребностей, закон экономии времени и др.

Все экономические законы взаимосвязаны и взаимозависимы и в этом своем взаимодействии образуют механизм функционирования экономики. Рыночный механизм представляет собой систему взаимосвязей, обеспечивающую равновесие цен, баланс произведенных и требуемых количеств продукции через движение спроса и предложения. Это механизм приспособления предложения к спросу, т. е. решения трех основных проблем экономики: ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

1.6.2. Преимущества и негативные стороны рыночной экономики

Преимущества рыночной экономики заключены в следующем (см. рис. 1).

Рыночные методы хозяйствования что это

Однако рыночная экономика имеет и негативные стороны (рис. 2). К числу важнейших из них относятся следующие.

Рыночные методы хозяйствования что это

Отсюда возникает социальная напряженность в обществе, возможность социальных конфликтов. Негативные стороны рыночной экономики порождают стремление создать регулируемую и социально-ориентированную рыночную экономику. Важнейшую роль при этом должно играть государство.

Регулируемая рыночная экономика характеризуется сочетанием рыночных (товарно-денежных) и плановых рычагов хозяйствования (см. рис. 3).

Сравнительная характеристика стихийного
и регулируемого капиталистического рынка

Рыночные методы хозяйствования что это

Источник: Бор М. З. История мировой экономики. – М.: Изд. «Дело и Сервис», 1998. – С. 87.

1.6.3. Рынок, его функции, структура, рыночные индикаторы

Рынок – это неотъемлемая важнейшая часть, «сердце» рыночной экономики. Если в командно-административной системе сигналы идут от государства, то в рыночной экономики – от рынка (см. рис. 4).

Рыночные методы хозяйствования что это

В условиях рыночной экономики рынок выполняет ряд следующих важнейших функций (см. рис. 5).

Рыночные методы хозяйствования что это

Схему функционирования рынка характеризует модель замкнутого потока деловой активности (см. рис. 6).

Рыночные методы хозяйствования что это

Субъекты рынка: домохозяйства и фирмы (основаны на частной собственности) и государство (государственная собственность).

Домохозяйство – «householder» – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая является собственником какого-либо из факторов производства, самостоятельно принимает решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Фирма – экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, самостоятельно принимает решения, стремится к максимуму прибыли.

Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую, политическую и экономическую власть для осуществления контроля над другими хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Структура рынка многогранна. Обычно выделяют 3 основных вида:

Все виды рынка разделяются на субрынки или рыночные сегменты. Их классифицируют по различным признакам (см. рис. 7, 8).

Рыночные методы хозяйствования что это

Рынок товаров и услуг

Рыночные методы хозяйствования что это

Свою стабильность рынок обеспечивает через рыночные индикаторы. Они выступают элементами рынка как информационной системы.

Главный индикатор – цена. На основе цены потребитель формирует спрос, производитель – предложение.

Следующий индикатор – заработная плата. Она характеризует состояние рынка труда: какие профессии являются дефицитными, какие – избыточными.

Норма ссудного процента – дает информацию, что выгоднее: вкладывать деньги в производство или в ценные бумаги; тратить ли имеющиеся средства сегодня или сберегать.

Важным индикатором выступает валютный курс: цена валюты данной страны, выраженная в денежных единицах других стран.

Выводы

Вопросы для самопроверки

Литература

1. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, А. И. Добрынина, Г. П. Журавлевой, Л. С. Тарасевича. – Изд. испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 57-83, 138-140.

2. Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – С. 106-114.

3. Павлова И. П. Общая экономическая теория: Электронное учеб. пособие. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

4. Павлова И. П. Общая экономическая теория. Опорный конспект: рабочая тетрадь. – СПб.: РИЦ МБИ, 2006.

5. Гукасьян Г. М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие / Под ред. А. И. Добрынина. – 3-е изд., доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 50-56.

Источник

Рыночная система хозяйствования.

Оглавление

Экономика любого общества представляет собой непрерывное движение потока товаров и услуг. При чем в этом постоянном процессе не наблюдается ни хаоса, ни стихии. Каким образом это достигается? Как решаются проблемы, стоящие перед обществом?

Как показала история, в любом обществе не зависимо от ее идеологической ориентации имеются общие задачи или проблемы, но подходы к решению из в разных экономических системах разные.

Что же это за проблемы?

2) Как производить? – существуют различные варианты производства благ, надо выбрать наиболее приемлемый, экономичный.

3) Для кого производить? – так как блага, которые производятся ограниченны, возникает проблема их распределения. Решение этой проблемы определяет цели общества, его стимулы.

В экономической теории выделяют следующие хозяйственные системы:

1) традиционная – существует в экономически слаборазвитых странах, базируются на отсталой технологии, ручной труд, преобладает многоукладность экономики (т.е. различных форм хозяйствования), как правило мелко товарное производство, основанное на частной форме собственности и личном труде владельцев факторов производства (крестьяне, ремесленники), огромная роль отводится государству, и иностранному капиталу.

2) административно-камандная система – преобладает общественная собственность, государственная монополия, централизованное планирование, чрезмерная централизация государственной власти;

3) рыночная экономика – экономика свободной конкуренции, частная собственность на средства производства, свободная конкуренция, минимальная роль государства;

4) смешенная система – сочетаются как рыночные так и государственные рычаги регулирования экономики.

Рассмотрим наиболее подробно рыночную организацию экономики, так как она оказалась наиболее эффективной.

Что производить? – определяется голосами потребителей, когда они решают купить эту вещь, а не другую. Но получив в обмен на свой товар деньги, для предпринимателя они будут составлять доход, который они снова превратят в товар. Происходит кругооборот.

Как производить? – определяется конкуренцией производителей. Более дешевый способ производства вытесняет более дорогой. Только наиболее эффективным способам дадут возможность выстоять в конкурентной борьбе.

Для кого производить? – определяется распределением доходов. Потребители с большими доходами имеют возможность большего потребления.

Основу рыночной экономики составляет частная собственность. Рынок представляет собой систему отношений, в которых связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

Рынок это прежде всего место встречи продавцов и покупателей: между ними осуществляется обмен по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой собственности. Таким образом, рынок есть добровольная передача прав собственности.

Рынок выступает как специфическая форма взаимосвязи между обособленными в рамках общественного разделения труда, каждый из которых хозяйствует самостоятельно, на свой страх и риск.

Общественные потребности выявляются через систему цен. Которые передают информацию, служащую стимулом к применению наиболее экономных методов производства и наиболее эффективного использования производственных ресурсов. Тем самым рынок способствует перераспределению доходов в пользу лучше хозяйствующих субъектов, применяющих передовую технологию и высококачественные ресурсы.

Следует различать классическую теорию рынка и ее современные версии. В развитом индустриальном обществе рынок есть не просто место где встречаются продавцы и покупатели, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.

Проблема рынка сложна и многообразна. Указав на основные признаки рынка, раскрыв его структуру и механизм действия в самом общем значении, необходимо видеть его историю, тенденцию развития, неизбежные модификации.

Давая определение рынку надо учитывать, что речь идет о многообразном общественном явлении, отражающем в сложной и противоречивой форме процессы развития общественного разделения труда в национальном и интернациональном масштабе. Поэтому сущность рынка не может быть раскрыта одним определением, здесь уместен логический ряд связанных между собой понятий, восходящих от наиболее простых к более сложным.

Самое простое определение:

Рынок – это Спрос и Предложение;

Рынок – это сфера товаро-денежных отношений, сфера обмена, посредством которого осуществляется общественное признание затраченного производителями труда. Средством общественного признания является такой важный фактор как деньги.

Рынок – это продукт общественного разделения труда и товарного производства, и в качестве такового включает их историю. Поэтому Спрос и Предложение, характер связи между ними не может быть одинаковым в 19 веке и сегодня.

В классической концепции рыночный механизм представлен как «невидимая рука» (А.Смит), как автоматически действующих, саморегулирующий механизм, что есть абстракция отражающая реалии далекого прошлого. Сегодня рынок регулируется государством и крупными корпорациями комплексом мер воздействующих на рынок.

Субъекты рыночного хозяйства:

2) предприятие (фирма) – экономическая единица, которая использует факторы производства с целью ее продажи; стремится к максимизации прибыли; самостоятельно принимает решения;

3) банк – финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимого для нормального функционирования рынка;

4) государство – представлено правительственными учреждениями осуществляющих юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Объекты рыночного хозяйства – товары и услуги, факторы производства, деньги, капитал, ценные бумаги, государственные займы, субсидии, льготы, социальные выплаты и т.п.

Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная «толкучка» представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы.

Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: 1) развитие общественного разделения труда;

2) экономическим обособлением субъектов рыночных отношений;

3) свобода предпринимательства (частная собственность, свободный обмен ресурсами).

Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

Условия функционирования эффективного рынка:

1) экономическая самостоятельность субъектов рынка, свобода человека;

2) равноправие всех форм собственности (частная собственность на землю исходное условие, но по мере развития производительных сил доля частной собственности уменьшается);

3) наличие свободной конкуренции;

4) свободный доступ к информации;

5) свободное перемещение ресурсов, труда и капитал.

Задачи рынка – обеспечить:

1) соответствие спроса и предложения;

2) качество продукции;

3) оптимальную структуру производства;

4) высокую эффективность производства;

5) гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям.

Рынок выполняет определенные функции:

3) обеспечивает сбалансированность экономики;

Очень важно отметить, что рыночный механизм разворачивает экономику лицом к потребителю. К сожалению рынок не может самостоятельно решить все вопросы в обществе. Применительно к свободному рынку недостатками являются следующие:

— Рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения, так как характер итогового распределения дохода сильно зависит от первоначального распределения собственности от приобретенных или унаследованных прав;

— Не создает условий для реализации права на труд;

— Не гарантирует полную занятость населения;

— Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;
— Не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;

— Не защищает среду обитания человека от загрязнения;

— Рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической

В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.

Поэтому сегодня рынка в чистом виде не существует. Современный рыночный механизм активно дополняется инструментами государственного регулирования.

К основным функция государства относятся:

1) организация денежного рынка;

2) производство общественных товаров, которые можно потребить только сообща (медицина, оборона, транспорт, образование, наука, все общественные товары обладают свойствами всеобщности и исключительности);

3) регулирование внешних эффектов рынка.

Главное правило при выполнении государством своих функций – не разрушить рыночного механизма.

Государственное регулирование принимает 3 формы:

1) нормативная – принятие юридических законов;

2) экономическая – использование экономических инструментов;

3) административная – издание приказов, указов.

Для осуществления своей деятельности государство должно иметь средства, которые формируются за счет налогообложения.

Рыночный механизм и его элементы

Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов:
1. Рынок средств производства.

2. Рынок рабочей силы

Рынок рабочей силы теснейшим образом связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла торговля рабами и крепостными, а неизменными спутниками капитализма стали биржи труда. Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами.

3. Рынок капитала и финансов.

На нем взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью.
5. Рынок информационных материалов и информационных услуг.

— кто готов купить данный товар или услугу;

— почему потребитель будет покупать именно ваш товар или услугу;

— в каком виде потребитель желает получать ваш товар;

— в какое время он намерен покупать ваш товар;

— где он хотел бы покупать ваш товар;

— какими партиями и как часто он готов покупать ваш товар и т.д.

2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;
3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;

2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;
3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Структура, виды, сегментация рынков

Рынок имеет сложную структуру и охватывает своим влиянием все сферы экономи­ки. Экономическая структура определяется:

По структуре рынки можно подразделить по следующим критериям:

1. По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

Многообразие рынков предопределяет коренное изменение всей системы взаи­модействия предприятий, переход к реализации товаров на основе прямых связей, замену формально-учетного характера купли-продажи реальной куплей-продажей, свободный выбор партнеров по хозяйственным связям. Инструментом такого рынка выступают структуры в виде товарных и фондовых бирж, специальных баз, коммер­ческих центров, предприятий оптовой торговли и т. д.

2. Рынки можно классифицировать по товарным группам:

Так, на рынке сельскохозяйственного сырья формируется фонд сельхозпродук­тов для удовлетворения потребностей в продовольствии, а также для удовлетворе­ния производственных потребностей в сельскохозяйственном сырье. Формирование рынка потребительских товаров предполагает резкое увеличение объемов их произ­водства, расширение конкурентных начал по удовлетворению покупательского спроса, создание фирменных магазинов.

3. Образование рынков по пространственному признаку представляет собой
рынки:

Формирование таких рынков реально обеспечивает приобретение республика­ми государственного суверенитета.

4. По степени ограничения конкуренции различают:

5. По видам субъектов рыночных отношений рынки могут подразделяться на:

Оптовая торговля существует в двух видах.

Первый вид — установление прямых связей между поставщиками и потребите­лями. Этот вид обычно используется при устойчивой кооперации труда (тек­стильные и швейные комбинаты, автомобильные предприятия). При таких связях договор становится, исходным пунктом и активным рычагом формиро­вания рынка.

Второй вид оптовой торговли — коммерческие центры, биржи. Этот вид приме­няется, когда продукция поставщика используется многочисленными мелкими по­требителями. Например, на предприятиях, выпускающих подшипники, которые по­требляются сотнями и тысячами предприятий и организаций.

Переход к оптовой торговле возможен при определенных экономических и социальных предпосылках:

•обоснованной системе цен, учитывающей соотношение спроса и предложе­ния;

•создании развитой инфраструктуры рынка (складские помещения, базы, транспортное обслуживание и т. п.).

6. С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на:

Исследования структуризации рынков позволяют выделить основные виды рынков.

Рынки товаров и услуг. В эту группу включаются рынки:

Рынки факторов производства. В их состав входят:

Финансовые рынки. Это:

Рынки интеллектуального продукта — инновации, изобретения, информаци­онные услуги, произведения литературы и искусства.

Рынки рабочей силы. Они представляют собой экономическую форму движе­ния трудовых ресурсов, при которой рабочая сила мигрирует в соответствии с законами рыночной экономики.

Региональные рынки: местные, внутренние, национальные рынки; внешние, международные рынки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *