Русский язык 3 класс что такое словосочетание конспект
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Название предмета: Русский язык
Класс: Третий класс
Раздел: Слово и словосочетание
Тема: Слово и словосочетание
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме
Различать слово и словосочетание; составлять из слов словосочетания; определять главное и зависимое слово в словосочетании.
Тезаурус: слово, словосочетание, главное и зависимое слово.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Рассмотрим картинки. Прочитаем записи под картинками. Что общее и чем они отличаются?
Письменный стол Бильярдный стол Детский стол Обеденный стол
На картинке изображены столы. Назначение каждого стола разное: стол письменный, стол бильярдный, стол для игры (детский), обеденный стол.
Определите, какое название более точное? Обратите внимание, словосочетание – это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать предмет.
Сегодня на уроке мы повторим, что такое слово, что такое словосочетание; научимся различать слово и словосочетание, определять в словосочетании главное и зависимое слово.
Слово состоит из звуков и букв, его можно произнести и написать. Слово только тогда является словом, если оно имеет смысл (лексическое значение).
Лексическое значение слова можно определить по Толковому словарю.
В толковом словаре Ожегова так определяется значение следующих слов:
Малышка – ласково о маленьком ребёнке.
Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.
Пшеница (какая?) густая
Созрела (где?) в поле
Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.
Укажите вариант, в котором дано лексическое значение слова коллектив.
Прочитайте. Укажите словосочетание.
Прочитайте. Укажите словосочетания.
Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.
Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.
Конспект по русскому языку в 3 классе «Словосочетание»
Цель : формировать понятие «словосочетание» на основе усвоения его существенных признаков.
Предметные: знать: понятие «сложное предложение», «словосочетание»;
уметь: отличать простое предложение от сложного.
регулятивные – определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;
коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания, основанное на знаниях;
личностные: самооценка на основе критерия успешности.
I. Организационный момент.
II. Минутка чистописания.
1. На доске записаны слова. Слайд.
III. Словарно-орфографическая работа.
Отгадайте загадку : Слайд
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.
п о м и дор
– Запишите однокоренные слова, выделите корень.
– Какие могут быть помидоры? ( Свежие, соленые, сочные, спелые, ранние, поздние …)
– Прочитайте стихотворение Е. Трутневой.
н а доске записано стихотворение : Слайд
Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор,
На гряде сорвать неплохо
Крупный, красный помидор!
Съешь морковку мимоходом.
– Запишите словарные слова, встретившиеся в стихах, подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить.
IV. Самоопределение к деятельности.
-Найдите лишнюю запись.(Осенний праздник)
-Почему? (Остальные записи являются простыми нераспространёнными предложениями)
-Как называется запись, которая оказалась лишней? (Словосочетание)
— Сформулируйте тему урока.
V. Ознакомление с термином «словосочетание».
1.Наблюдение над связью слов в предложении.
-Отгадайте загадку. Слайд
Белое покрывало
На дома упало.
И теряется народ,
Только выйдет из ворот!
(Туман)
— Составьте простое нераспространённое предложение со словом туман. Поставьте вопрос от подлежащего к сказуемому.
Туман окутал. Туман ( что сделал?) окутал.
-Добавьте в это предложение слова, поясняющие подлежащее и сказуемое.
-Туман какой? (Мягкий или густой)
-Окутал что? (Деревья или кусты)
-Окутал когда? (Утром)
-Какое предложение получилось?
Густой туман окутал утром деревья.
-Какие члены предложения мы добавили? (Второстепенные)
-Запишите это предложение.
2. Работа над правилом на с. 49.
3. На доске записано стихотворение М. Исаковского: Слайд
Блещут травы. Дремлют хаты.
Рощи вспыхнули вд..ли.
По незримому канату
– Прочитайте. Какие буквы пропущены? Обоснуйте свой ответ.
– Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть группы слов. е сли они являются словосочетаниями, вы хлопаете в ладошки, если нет – топаете ножками. Только будьте очень внимательны.
3. Коллективная работа над упражнением 102.
VI. Восстановление деформированных предложений.
Выполнить упражнение 103.
– Что такое словосочетание?
– Какие члены предложения не являются словосочетанием?
Домашнее задание. Упражнение 104, правило на с. 49.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-036598
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему «Словосочетания»
Урок русского языка в 3 классе
Цель : формировать понятие «словосочетание» на основе усвоения его существенных признаков.
ввести понятие «словосочетание»;
формировать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;
закрепить знания о простых и сложных предложениях, об однокоренных словах.
воспитывать положительную мотивацию к учению;
развивать коммуникативные способности.
работать над развитием памяти, внимания, мышления учащихся;
работать над развитием устной и письменной речь.
I. Организационный момент. Приветствие «Мы вместе»
Похлопайте в ладоши те, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
Пожмите руку соседу, если вы добрый человек и готовы помочь товарищам.
Помашите рукой те ребята, кто хочет поскорее начать урок и узнать новое.
Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет внимательным и старательным.
II. Минутка чистописания.
На доске записаны слова.
III . Словарно-орфографическая работа.
– Прочитайте стихотворение Е. Трутневой, записанное у вас на карточках :
Наше лето провожай!
Огурцы как на подбор,
На гряде сорвать неплохо
Съешь морковку мимоходом.
– Запишите словарные слова, встретившиеся в стихах, подчеркните орфограммы, которые нужно запомнить. (Один за доской. Проверка)
I V. Проблема. Ознакомление с термином «словосочетание».
— Что можно сказать о ягоде? (Красная, спелая, сочная, созрела,…)
(По одному записывают слова на доске)
— Мы столкнулись с проблемой, как отличить словосочетание от предложения.
— Докажем, что «ягода красная» словосочетание.
— Может ли слово «ягода» существовать отдельно от слова «красная» и не терять смысл? (да)
— А слово «красная» без слова «ягода»? (нет)
— Какой вывод сделаем? (есть главное слово и зависимое)
— Есть ли связь между словами? (да)
— Как установим связь? (зададим вопрос)
— Обобщим наши выводы: Словосочетание – это два слова, связанных по смыслу. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь устанавливается с помощью вопросов.
— Являются ли подлежащее и сказуемое словосочетанием? (нет)
— Проверим наши выводы по учебнику. Правило стр.49
V . Первичное закрепление. Игра «Лото»
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход. (Встать из-за парт.)
Он назад шагнул сначала. (Шаг назад.)
А потом шагнул вперед. (Шаг вперед.)
И поплыл, поплыл по речке
(Волнообразное движение руками),
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)
VI. Самостоятельная работа
Списать предложение. Подчеркнуть главные члены. Выписать словосочетания, пользуясь Памяткой №2.
VII . Сигнальные карточки
Я хочу проверить, научились ли вы различать предложение и словосочетание. Если я покажу на карточке предложение – поднимайте зелёный сигнал, если словосочетание – красный. Начинаем работу.
— Что такое словосочетание?
— Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из ….. слова и …. слова.
— От какого слова ставится вопрос?
Вопрос ставится от …. слова к …. слову.
— Как обозначается главное слово в словосочетании?
— Как обозначается связь главного слова с зависимым?
— Как найти словосочетания в предложении?
Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от главного слова ……. …….. к зависимому.
Домашнее задание. Упражнение 104 + из первого предложения выписать словосочетания, правило на с. 49.
созрела (где?) в поле
КАК ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием!
Найти главные члены
Выписать словосочетания, в которых поясняется подлежащее
Выписать словосочетания, в которых поясняется сказуемое
Выписать словосочетания, в которых поясняются второстепенные члены предложения
Задорные ребята быстро побежали в березовую рощу.
ребята (какие?) задорные
побежали (как?) быстро
побежали (куда?) в рощу
в рощу (какую?) березовую
На полях работали новые машины.
— Что такое словосочетание?
— Из чего состоит словосочетание?
Словосочетание состоит из _______________ слова и ____________________ слова.
— От какого слова ставится вопрос?
Вопрос ставится от ________________ слова к _______________________ слову.
— Как обозначается главное слово в словосочетании?
— Как обозначается связь главного слова с зависимым?
— Как найти словосочетания в предложении?
Чтобы найти словосочетания в предложении, нужно от главного слова __________
______________________________ к зависимому.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-622336
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему:»Предложение и словосочетание».
План-конспект урока по русскому языку – 3 класс Шмелевой Н.А.
Тема: Предложение и словосочетание.
1. Закрепление умения различать и сравнивать предложение, словосочетание и группу слов, которая не составляет ни предложения, ни словосочетания; формирование умения составлять из данных слов (из данной группы слов) словосочетание и предложение.
2. Развитие мышления, речи, наблюдательности, орфографической зоркости, фонематического слуха.
3. Воспитание любви к родному языку, уважительного отношения к мнению других.
2.Проверка домашнего задания.
3.Создание проблемной ситуации.
Я сейчас ничего вам не скажу, кто-то из вас прав, кто-то ошибается. Мы решим эту проблему в течение урока, вы сами в конце урока или по ходу урока сделаете вывод.
Ребята, а что такое проблема, как вы думаете? (Высказывания детей.)
Мы продолжим работать по учебнику, там есть очень хорошее упражнение по нашей теме. На следующей странице учебника упражнение 42. Читаем задание. (Чем предложение отличается от словосочетания? Прочитайте и объясните, какая группа слов является предложением, какая словосочетанием?)
Работа с предложениями:
Найдите в упражнении предложения. (Прошёл дождь. Туча унеслась.) Почему вы решили, что это предложения? (В них есть главные члены.) А что вы можете сказать об этих предложениях, какие они? (Нераспространённые, повествовательные, невосклицательные, невопросительные.)
Распространите первое предложение. Что значит – распространить предложение? (Добавить второстепенные члены.)
Что же у вас получилось? (Прошёл сильный дождь. Вчера прошёл дождь и т.д.)
Запишем предложение: Прошёл сильный дождь. Готовим линейку и карандаш. Для чего они нам нужны? (Подчёркивать главные члены предложения. В предложении говорится о дожде. Что? дождь – это подлежащее, выражено существительным, дождь что сделал? прошёл – это сказуемое, выражено глаголом.)
Покажите с помощью стрелочек связь слов в предложении. (Дождь какой? сильный – это второстепенный член, соединяем стрелкой.)
Распространите второе предложение. Я вам предлагаю слова – подсказки, выберите наиболее подходящие.
5.Самостоятельная работа: Запишите предложение, выполните точно такую же работу, как и с первым предложением. Прочитайте, что получилось.
Работа со словосочетаниями
Назовите словосочетания. (Отборное зерно)
Объясните свой выбор. (Между словами можно поставить вопрос: зерно (какое?) отборное.)
Запишите словосочетание: отборное зерно (какое?)
Готовим карандаш, будем разбирать словосочетание. (Главное слово: зерно, над словом ставим крестик, зерно какое?- отборное – это зависимое слово, ведём к нему стрелку, в скобках записываем вопрос (какое?).
Что значит «отборное зерно»? (Очень хорошее, плохое выбросили, а хорошее осталось.)
Работа с группой слов:
У нас в упражнении остались слова под номерами 2 и 4. Что вы о них скажите, почему мы их до сих пор не выписали? (Это группы слов, они между собой не связаны.)
Прочитайте 4 группу слов (в городе машины)
Составьте предложение. (В городе по дороге едут машины. В городе много машин и т.д.)
Запишите предложение. В городе по дороге едут машины. Какое оно? (Распространённое.) А могло ли оно получиться нераспространённым? (Нет, здесь уже есть второстепенный член предложения.)
Найдите в этом предложении словосочетания. (Едут в городе, едут по дороге.)
Объясните свой выбор. (От одного слова можно задать вопрос к другому: едут где? в городе; едут по чему? по дороге.)
А можно ли назвать словосочетанием – машины едут? (Нет.)
Почему? (Это предложение, грамматическая основа предложения.)
Работа с иллюстрацией.
– На страничке есть рисунок. Почему художник его нарисовал?
Физкультминутка на внимание.
Потренировали внимание, проверим наблюдательность и сообразительность. Прочитайте слова на карточках:
НАЙ’АБЫР’ МАРОС С’ЭВ’ИР
Кто расшифровал эти слова, что же здесь написано? (Ноябрь, мороз, север.)
А что это за запись, которую я вам предложила? (Это звуковая запись – транскрипция.)
Запишем эти слова на доске и в тетрадь. Возьмите простой карандаш, что будете делать? (Ставить ударение и подчёркивать орфограммы.)
Один ученик выполняет задание на доске.
Проверим правильность написания, а правильная запись у меня на карточке с другой стороны.
Работа по развитию речи.
Ребята, а можем ли мы эти слова как-нибудь объединить?
Это словарные слова.
В ноябре ветер дует с севера, а в конце месяца бывает моро з.
Молодцы, вы всё правильно сказали, а теперь послушайте.
Работа со словарём.
Я вам прочитаю значение слов и их происхождение.
Север – одна из четырёх сторон света, направление, противоположное югу; изначально слово северимело значение «холодный ветер», затем – «область холодных ветров».
Мороз – погода с низкой температурой воздуха. Произошло от древнего слова мерз – «холодный». От него же образовано и слово мёрзнуть.
Что же ещё объединяет эти слова? (Они образовались от слов «холод» и «холодный ветер»).
Ноябрь – одиннадцатый месяц календарного года. Произошло от латинского слова november «девятый»; ноябрь – «девятый месяц» (Новый год раньше начинался с марта).
А теперь подберите к записанным словам однокоренные прилагательные и запишите словосочетания. (Северный ветер, ноябрьский день, морозное утро.)
Докажите, что это словосочетание. (Высказывания детей)
С любым словосочетанием составьте устно предложение.
Закрепление умения различать предложение и словосочетание.
Я вам раздала карточки, прочитайте задание. Что вы будете делать? (Надо найти предложение, записать его и выделить основу.)
Из трёх групп слов найди предложение, запиши его, выдели основу.
Из высокого, дым, небо, трубы, поднимается в.
Однажды жарким летним днём.
Обоснуйте свой выбор. ( Объяснения детей.)
А можем ли мы две другие строчки «превратить» в предложение?
Что для этого надо сделать?
Из высокой трубы в небо поднимается дым. 2) Однажды жарким летним днём мы пошли гулять.)
Закрепление изученного. Работа с сигнальными карточками.
Я хочу проверить, научились ли вы различать предложение и словосочетание. Если я покажу на карточке предложение – поднимайте зелёный сигнал, если словосочетание – красный. Начинаем работу.