Русские народные сказки о чем они говорят

Тайный смысл русских народных сказок: о чем они на самом деле

Зачем отец оставил любимую дочку замерзать зимою в лесу, что такое сусеки, и почему Дурак оказывается самым умным? Оказывается, в знакомых с детства историях зашифрована важная информация.

Народное творчество — очень любопытная тема, бесконечный источник мудрости, философии, мировоззрения и основа нашего культурного кода. А еще это бездна увлекательных сюжетов для научных исследований. Представьте себе, что те сказки, которые мы узнали в своем детстве, а теперь продолжаем читать нашим детям, рассказывали много веков назад! В 21-м веке трехлетние малыши легко управляются со смартфонами, но при этом верят в истории про наивного Колобка из теста, который умеет говорить, боятся Бабы Яги, которая зачем-то детей сажает в печь, и рисуют в альбомах Василису Прекрасную, у которой из рукавов озера разливаются. Удивительно!

Чтобы понять скрытый смысл русских народных сказок, дошедших до наших дней, нужно немного пояснить историю. Появились басни или байки у славянских народов в глубокой древности, задолго до письменной эпохи. Все представления человека о мироустройстве, религии, жизни и смерти, необъяснимые явления и страх перед природой излагали в форме фантастических сюжетов, в которых добро должно было победить зло.

Рассказывали байки бахари, а слушателями изначально были взрослые. Постепенно сюжеты обновлялись, обрастали новыми деталями и современными героями, трансформировался язык изложения, а первоначальный смысл утрачивался. Поэтому сейчас современному читателю сказки могут показаться нелепыми. Мы решили прояснить зашифрованные в них тайные смыслы.

«Морозко»

Один из самых распространенных сюжетов у восточных славян: в устной традиции существовало множество версий этой сказки. Женился старик на сварливой женщине, которая невзлюбила его дочь. Сначала мачеха пакостила и поколачивала падчерицу, потом — и вовсе решила со свету сжить. Приказала старику бросить девочку в лесу в лютый мороз. Безропотный старик так и сделал.

Если спросить детей, почему отец так поступил со своей родной дочерью, они ответят, потому что старик боялся злой женщины. Как бы не так! На самом деле сюжет этой волшебной сказки, которая учит добродетели, уходит корнями в древний славянский обряд инициации, или обряд перехода ребенка во взрослого человека. Всех подростков отправляли на какое-то время в лес на выживание. Предполагалось, что сильный выносливый ребенок к этому времени уже владеет всеми жизненно важными навыками.

Старик из сказки обязан был отправить дочь на это испытание. Поэтому-то ленивая и избалованная дочка мачехи и замерзла в лесу, а трудолюбивая и скромная падчерица жива-здорова, еще и с подарками вернулась. В «Морозко», скорее всего, обряд инициации был свадебный. Помните, как в сказке собачка все приговаривала: «Старикову дочь женихи сватают, а старухину дочь по косточкам из лесу везут»? Вот в чем на самом деле тут суть.

«Колобок»

На первый взгляд, в сказке для малышей полно странностей. В чем смысл этой побасенки? А смысл путешествия Колобка в том, чтобы рассказать малышам о движении Луны. Изначально герои и место действия в сказке были другими: роль жены досталась при помощи художественного приема антропоморфизм Небу. Жена отправилась скрести по сусекам (это всего лишь название хранилища зерна или муки) к языческому богу огня Сварогу. Испеченному Колобку, точно так же, как и Луне, предстояло пройти путь по небосклону. По дороге ему встречались разные персонажи, вроде Вепря и Лебедя, откусывающие от Колобка по кусочку. Последнюю часть «проглотила» Лиса, и лунный цикл закончился.

«Сказка о репке»

Эта философская история к урожаю не имеет никакого отношения. Чаще всего исследователи устного народного творчества объясняют сказку так: Репка — это символическое изображение рода, связь поколений. Крепкая семья дает силы, знания и счастье всем родственникам. Каждый из героев сказки олицетворяет одну из важных составляющих рода: посадил репку Дед — он самый старший и мудрый. Бабка — хранительница очага и традиций, Внучка — новое поколение (дети, внуки), Жучка — охрана, Кошка — оберег, благополучие, Мышка — сытость и достаток. Кстати, в ранних трактовках сюжета среди героев были отец (защита рода) и мать (любовь, забота), но ими рассказчики пожертвовали, чтобы сохранилась семиричная система исчисления, принятая в христианстве.

«Иванушка-дурачок»

Помните, как ловко описал героя Петр Ершов в «Коньке-Горбунке»:

«Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак».

К 19 веку, когда появилась эта сказка в стихах, в фольклоре образ Иванушки-Дурачка уже прочно укрепился. Герой кочевал из одного сюжета в другой, и несмотря на нелестные эпитеты, из всех приключений выходил победителем. Потому что не дурак он был вовсе, а Другак.

В языческом обществе суеверные родители не сразу давали своим детям имена. Боялись, как бы их черти не похитили. Поэтому лет до 14, до первого обряда инициации, дети носили временные прозвища. Например, первенца так и называли — Первак, второго соответственно — Вторак, третьего — Третьяк, а кто-то мог откликаться на имена Другак, то есть, другой. Со временем произношение упростилось до Дурака, так продолжали нарекать младших детей вплоть до начала 15 века.

«Гуси-лебеди»

Родители строго-настрого приказали дочке следить за младшим братом. Но заигралась девочка и не заметила, как гуси-лебеди унесли братца. Это еще один популярный сюжет в народном творчестве, назидание которого не только в том, чтобы слушаться родителей. Все гораздо интереснее.

Древние славянские народы почитали своих прародителей как силу, обладающую некими сакральными знаниями. Прикоснувшись к их миру, человек получал защиту и помощь, что особенно нужно детям и молодым людям. На этом веровании основаны обряды инициации, которые в завуалированной форме описываются во многих волшебных сказках.

Гуси-лебеди — это человеческие души, которые летают между двух миров, они отнесли братца в царство мертвых. Туда и отправляется сестрица. По пути ей встречаются символы жизни — печь с пирожками, яблоня с лесными яблоками. А впереди река с кисельными берегами (кисель — ритуальное поминальное блюдо), разделяющая два мира. Героиня находит братца в избушке Бабы Яги — еще одного мифологического персонажа, живущего на границе двух миров. Но, как мы знаем, в сказках всегда бывает счастливый конец — испытания предков героиня выполнила, вместе с братом они вернулись в мир живых. Остается добавить еще пару скрытых смыслов — печь, в которой на обратном пути укрывались дети, символизирует их перерождение, а яблоко — мудрость.

Источник

Чему учат русские народные сказки?

Часто ли вы задумываетесь о том, чему учат сказки, в процессе их чтения? А ведь именно это и есть их главная задача.

По каким критериям педагог или грамотный родитель выбирает книгу для детского и семейного чтения?

История должна быть занимательной, захватывающей, поучительной и, конечно, обладать высоким воспитательным потенциалом. Хорошо, если помимо развлечения, в процессе чтения ребенок сопереживает, думает, учится, а в итоге получает важный для себя урок. Отлично ко всем этим критериям подходит русская народная сказка.

Русские народные сказки о чем они говорят

Сказка ложь, да в ней намек.

Народная сказка — это элемент устного национального творчества. Придумывая поучительные истории, наши предки не просто развлекали своих детей, они вкладывали в эти лаконичные, остроумные сюжеты мудрость, опыт, знания — все то, что хотелось им сохранить и передать, с помощью чего вразумить и воспитать.

Переходя из уст в уста, сюжеты менялись, оттачивались, герои русских сказок «учились» у рассказчиков уму разуму, впитывали информацию. И что бы невероятного ни происходило в сказке, в этом всегда была доля истины.

Это учебник жизни, переданный нам в наследство нашими предками. К сожалению, в погоне за модными тенденциями многие забывают о том, чему учат русские народные сказки.

Русские народные сказки о чем они говорят

Герои русских народных сказок

Восприятие литературного произведения происходит через героя. На положительных героев русских сказок малыш стремится быть похожим, отрицательных — боится, победителей — уважает, обиженных — жалеет.

Наблюдая за перипетиями сюжета, ребенок знакомится с социальными нормами поведения. Учится оценивать поступки, внешний вид, поведение человека. Устоявшиеся народные образы сказочных персонажей русских сказок демонстрируют ребенку, обладая какими личными качествами можно добиться успеха.

Мужество, храбрость, незаурядный ум, смекалка, доброта — неизменные характеристики главного положительно героя. Иван-Царевич из сказки о царевне-лягушке, странствующий солдат из сказки «Каша из топора», стрелец из истории о Жар-Птице, Крошечка-Хаврошечка.

Благодаря положительным качествам из любой ситуации положительный герой выходит победителем. А злые, жадные и ленивые всегда остаются с носом. Они обычно теряют что-то важное и наказаны по заслугам (Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо, жадный король из сказки о Жар-Птице, дочка-лентяйка из сказки «Морозко», Змей Горыныч).

Русские народные сказки о чем они говорят

Сказка — семейный психолог

Русская сказка в ненавязчивой форме открывает важные жизненные истины.

Вот то, чему учат русские народные сказки:

(«Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»);

(«Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»);

(«Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»);

(«Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»);

(«Ивашечка», «Бобовое зернышко», «Вершки и корешки», «Умный батрак», «Лиса и рак»);

(«Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» ).

К тому же в сказке отражается эпоха, время, быт, нередко, оценка политических событий. И даже это еще далеко не все, чему учит сказка при правильной ее подаче. Например, старших детей на примере сказки можно учить анализировать, рассуждать, подмечать, сопоставлять вымысел с реальностью.

Русские народные сказки о чем они говорят

Живое слово

Перечислять достоинства языка и стиля народных литературных произведений можно до бесконечности, и это тоже то, чему учат сказки:

Впитывая с младенчества лучшие образцы живого родного слова, ребенок учится красиво и грамотно строить свою речь, правильно применять средства художественной выразительности, пополняет словарный запас. И вместе с тем, еще до школы усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Русские народные сказки о чем они говорят

Те немногие названия русских народных сказок, упомянутые в статье, конечно, не отражают всего разнообразия русского сказочного творчества.

Сказочных сюжетов в русском фольклоре зафиксировано около тысячи. Многие из них имеют литературную обработку В.И. Даля, А.Н. Толстого, А.Н. Афанасьева. Выбирая сборники сказок под редакцией этих выдающихся знатоков родного слова, родитель и педагог могут быть уверенны, что чтение принесет ребенку максимальную пользу.

Русская сказка — это энциклопедия, пособие по воспитанию, путеводитель по жизни. Сказочные герои русских сказок наставляют детей на правильный путь, а неповторимый слог учит быть метким, кратким, но выразительным в речи.

Источник

Чему учат русские народные сказки

Содержание статьи

Русские народные сказки о чем они говорят

Сказки передавались из поколения в поколение и конечно, как это бывает, каждый рассказчик мог сказку приукрашивать, добавлять что-то от себя. Но все-таки истинный смысл не менялся. На самом деле многие народные сказки даже не были предназначены для детей.

Репка

Смысл, который мы видим

Вместе можно преодолеть все трудности. И никогда не нужно бояться просить помощи.

Смысл, спрятанный от нас

Сказкой нам хотят донести то, что раз даже враги могут объединиться, то и мы в жизни можем преодолеть между собой все разногласия. Мышка вряд ли дала какую-то силу в этом общем деле, но важно то, что она оказала поддержку. И дружно по одной команде «тянем – потянем» они смогли осуществить задуманное.

Колобок

Смысл, который мы видим

Убегать из дома и разговаривать с незнакомцами плохо.

Смысл, спрятанный от нас

Главный персонаж колобок учит нас:

· Избегать неприятности хитростью.

· Хвастовство все-таки может привести к тому, что на твоём пути может попасться какая-нибудь «лиса», которая окажется хитрее тебя.

· Окружающие не всегда могут быть настроены к вам позитивно. В действительности рядом могут оказаться лицемеры.

В этой сказке мы четко видим добро и зло. Где дед, бабка, колобок добро, а остальные персонажи зло. Но изначально сказка колобок была еще более загадочна. Колобок был олицетворением луны, который катился по небосклону и каждое созвездие, а в сказке звери, откусывали от него по кусочку.

Курочка Ряба

Смысл, который мы видим

Очевидного смысла в этой истории не видно.

Смысл, спрятанный от нас

Теремок

Смысл, который мы видим

Как и в истории с репкой, мы видим, что нужно всё делать сообща и быть гостеприимным к другим.

Смысл, спрятанный от нас

В теремке собрались совершенно разные животные. Здесь живут хищники и те, кто питается растительной пищей. Все они объединены тем, что им негде жить. Их соединяет общая проблема. Они выручают друг друга. Теремок маленький, но все в итоге здесь помещаются. Почему? Потому что доброта безгранична. Когда все-таки по глупости медведя теремок разрушается, они снова начинают сообща строить жилище, чтобы в него влез даже медведь.

Гуси-лебеди

Смысл, который мы видим

· Нельзя убегать от взрослых.

· Надо брать на себя ответственность за свои поступки и уметь их исправлять.

· Не отказывай в помощи другим, и тебе добро вернётся.

Смысл, спрятанный от нас

Эта сказка очень открыта. Здесь нет каких-то скрытых смыслов. Все очень понятно: прислушивайся к родителям, будь добр. Она рассказывает о семейных ценностях, показывает на что сестра готова ради своего брата. Да и начало сказки учит, что родные прежде всего нельзя отвлекаться на несущественное.

Источник

Скрытый смысл в русских народных сказках

Русские народные сказки о чем они говорят

Одна из характерных составляющих фольклора любой страны – это наличие сказок. И наша с вами страна здесь не исключение. Все вы наверняка помните, как в детстве кто-то из родителей или, например, бабушка, читала вам сказку на ночь, чтобы вы скорее закрывали глаза и засыпали. Спокойный и монотонный родной голос, повествующий о чём-то очень интересном перед сном, действует поистине успокаивающе и усыпляюще. Однако речь пойдёт не о том, какой эффект оказывает на психику ребёнка чтение сказок перед сном, а о том смысле, который заложен в этих сказках, но очень часто остаётся непонятным по причине того, что он скрыт. И понять его не могут не то что бы дети, но даже взрослые.

Дело в том, что сказки зачастую пронизаны глубочайшим символизмом, а также являются неиссякаемым источником знаний и сведений о всевозможных событиях древности. В большинстве сказок нет случайных образов и персонажей, названий, имён и слов, а смысловая нагрузка может быть настолько глубока, что просто диву даёшься – сродни русской матрёшке, в внутри которой находится другая, а внутри неё – ещё одна и т.д., главный смысл сказки может таиться где-то в её глубине – под слоем более простых смысловых наслоений. Все уровни сказки могут представлять собой окошко в неизвестный мир устройства мироздания и основ жизни.

Всем нам следует знать, что сказки, кроме привычной бытовой воспитательной функции, могут выполнять и ряд других – более сложных, например:

Во многих сказках представленные направления могут не только идти рядом друг с другом, но также и пересекаться и даже синхронизироваться. Персонажи сказок являют собой некие символы, каждое их действие несёт в себе сакральный смысл, а пути, по которым они идут, указывают на особые методы получения тайных знаний и достижения внутренней гармонии. Нередко сказки сравнивают даже с магическими формулами, которые теряют свою силу, если их неправильно произнести.

И давайте в качестве примеров рассмотрим несколько всем известных русских народных сказок. Не факт, что наши расшифровки будут в полной мере отражать истину, но послужить неким алгоритмом для понимания заложенного в сказках скрытого смысла они всё же смогут.

Итак, рассмотрим три сказки: «Репка», «По щучьему веленью» и «Кощей бессмертный».

Сказка «Репка»

Что мы знаем из сказки: Нам известно, что дед посадил репку, и по причине особо урожайного года, она выросла очень больших размеров. Чтобы вытянуть репку, деду по очереди на помощь прибегали бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка. Вытянуть же репку они смогли только тогда, когда тянули её все вместе.

Скрытый смысл: Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок – тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим.

Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец – опору и защиту семейства; мать – опеку, тепло и любовь; внучка – продолжение рода; Жучка – защиту благосостояния; кошка – благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка – достаток.

Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научится жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом.

Сказка «По щучьему веленью»

Что мы знаем из сказки: Молодой человек по имени Емеля сидел на печи и ничего не делал. В один из дней, пойдя на реку за водой, он выловил щуку. Щука попросила Емелю её отпустить, а взамен согласилась исполнить несколько желаний. После недолгих раздумий Емеля попросил у щуки царевну и дворец, что и получил в итоге, а также стал красавцем.

Скрытый смысл: Печь символизирует собой пространство сознания, в котором герой сказки находился большую часть времени, и из которого выбираться очень не хотел, т.к. всё время созерцал сам себя. Однако человек не может находиться в гармонии, если его внутренний мир никак не связан с внешним.

«Познакомившись» с щукой, Емеля осознал свои истинные желания и обрёл намерение, которое выражается в словах: «По щучьему велению, по моему хотению». Щука же, в свою очередь, представляет собой природу-мать, по отношению к которой Емеля и проявил внимательность. И уже затем природа дала ему возможности для реализации своего намерения и самосознания.

Фраза: «По щучьему велению, по моему хотению» означает единство двух граней бытия – Духа человека и его Души. Щуку также можно трактовать как «Щура», т.е. пращура – родоначальника всего и человеческого духа. Река, из которой Емеля решил набрать воду, является неким энергоинформационным каналом, в который можно проникнуть, только выйдя из привычных рамок и отказавшись от сковывающих убеждений. В конечном счёте, Емеля, посредством освобождения своего духа, достиг недоступных человеку в обычном состоянии сознания возможностей и стал властелином своей судьбы. Кроме того, становление Емели прекрасным принцем – это проявление внутренней красоты на внешнем плане.

Сказка «Кощей Бессмертный»

Что мы знаем из сказки: Кощей является злым владыкой тёмного царства подземелья, регулярно крадущим прекрасных девиц. Он состоятелен, а в его владениях обитают диковинные птицы и животные. Кощею служит Змей Горыныч, обладающий огромным количеством тайных знаний, по причине чего имеющий большую власть. Кощей считается бессмертным, и обычными способами его не одолеть, хотя, если есть желание, то можно узнать необычные способы, которые, как правило, Ивану-царевичу, раскрывает Баба-яга.

И ещё одна деталь: Кощей Бессмертный – это попытка напугать Ивана Царевича, которая содержит в себе совсем иной посыл – Кощей Бессмертный – это Кощей Бес Смертный.

Небольшое напутствие

Время неумолимо бежит вперёд. Мир меняется. И вместе с миром меняется человек и его восприятие. Сегодня уже совсем немногие могут понять и объяснить сакральный и очень глубокий смысл сказок наших мудрых предков, а он, как вы и сами успели убедиться, конечно же, есть. А те знания, которые в этих сказках передавались, вообще совсем скоро могут кануть в Лету. Несложно заметить, что с течением времени прервалась та тонкая связь, которая соединяла друг с другом разные поколения людей.

Для того чтобы понять истинную суть сказок, в особенности, русских, человек должен отодвинуть на задний план своё нынешнее мировосприятие, и постараться посмотреть на мир и жизнь в нём тем взглядом, которым на них смотрели люди, жившие в те далёкие времена, когда сказки только начали появляться.

Поиск смысла, всенепременно, должен присутствовать, ведь Законы бытия, каким бы ни было время, каким бы развитым не было общество, какой бы высокотехнологичной ни была жизнь человека, всегда оставались и будут оставаться одними и теми же. Поэтому, пусть сказки о Кощее Бессмертном, Бабе-яге, Иване-царевиче, Емеле, Алёнушке и других персонажах будут для вас не просто интересными придумками, а теми указателями, на которые вы будете ориентироваться в своей повседневной жизни, в которой уже, казалось бы, совсем не осталось истинного волшебства.

Помните: волшебство есть, и оно окружает вас повсюду!

Источник

Скрытый сакральный смысл русских народных сказок

Скрытый смысл русских народных сказок

Когда я поднимаю вопрос о катаклизме прошлого, мне многие возражают: “хорошо, допустим историю переписали, но если в прошлом и были какие-либо глобальные события, то это нашло бы своё отражение в народном фольклоре, но где это всё? “. Ну что же, давайте разберёмся, что о ключевых событиях прошлого, есть в народном фольклоре. Берём русские народные сказки и читаем между строк. Однако, чтобы нам понять символизм и иносказания русских народных сказок, позвольте привести пару примеров. Вспомним такую сказку, как «По-щучьему велению». Помните там был такой герой – Емеля, он ещё ездил на печке?

Русские народные сказки о чем они говорят

Иллюстрация к сказке “По-щучьему велению”

Эта печка – обычный паровоз, или любая другая машина, работающая на ископаемом топливе или дровах. В любом случае, чтобы понять смысл той или иной сказки, нужно представить себе образ мышления людей того времени. Приведу другой пример. Допустим, я только что слез с пальмы, никогда в жизни не видел автобуса, не знаю, что это такое, не видел даже автомобиля, и вообще колеса. А вот теперь попробуйте объяснить мне, только так, чтобы я понял, что такое автобус?

Русские народные сказки о чем они говорят

Обычный городской автобус

Хотя бы попытайтесь. Например, моя дочка сказала так – это корзина, которая катит людей, куда им нужно. Точно. Просто и понято. Но теперь сравните это объяснение с тем, что лично Вы знаете об автобусе. А давайте немного усложним. Объясните мне, что такое троллейбус? Казалось бы, чего проще – та же корзина, которая катит людей, но только с рогами. И тут я у вас спрашиваю, а зачем ей рога?

Русские народные сказки о чем они говорят

Обычный городской троллейбус

И вы встаёте перед выбором. Либо сказать чистую правду, что по рогам «бежит» ток, но тогда вам придётся объяснять вся “магию” электричества, откуда оно берётся и как приводит в движение транспорт. Уверен, всех законов электротехники, даже Вы не знаете, а уж объяснить это человеку-дикарю, который только что слез с дерева, дело вообще неблагодарное, он завалит вас вопросами, всё равно ничего не поймёт и назовёт все Ваши объяснения бредом и фантазиями. Даже если вы каким-то чудом объясните, что такое троллейбус и как он едет, то следом я спрошу (не забываем, я ведь только что слез с пальмы): “а почему тогда первая корзина (автобус) без рогов и едет?” И вот ту вы понимаете, что проще сразу сказать, что корзине нужны рога для красоты, типа мода такая. Надеюсь Вы поняли аналогию, и со сказками всё точно тоже самое. И такими образными описаниями русские народные сказки полны от начала и до конца, ведь помимо интересного сюжета, в каждой из них есть скрытый смысл, а порой и не один.

Обязательно напишите в комментариях, что всё, что Вы прочитаете далее, притянуто за уши, что это просто сказки и толковать их можно как угодно, на сколько хватит фантазии. Но в том то и смысл, что их можно толковать, как угодно. Возможно наши предки на это и надеялись, что мы прочитаем послание между строк, потому что, по данным официальной истории:

1804 год, – введение предварительной цензуры, запрещалось печатать, распространять и продавать что-либо без рассмотрения и одобрения цензурных органов.

1811 год – создаётся Министерство полиции, в числе полномочий которого «цензурный контроль» – надзор за цензурным комитетом и уже пропущенными к печати и распространению изданиями, т.е. цензура стала двойной.

Таким образом, напрямую говорить было нельзя, вот и была выбрана иносказательная форма передачи информации.

Ещё один немаловажный момент – русские народные сказки, действительно можно толковать как угодно, если каждую сказку и каждый интересный момент брать по отдельности. Но только лишь одно толкование у всех русских народных сказок является общим, лишь в одном толковании все сказки безупречно сходятся вместе. Я не буду перечислять и разбирать абсолютно все русские народные сказки, для этого потребуется очень много времени, как моего, так и Вашего. Я приведу всего лишь несколько примеров, а остальные сказки, друзья мои, Вы сможете проанализировать сами, посмотрев на них по-другому.

Итак, сегодня на обзоре: «Садко», «Аленький цветочек», «Кощей бессмертный», «Змей Горыныч».

Русские народные сказки о чем они говорят

Иллюстрация к былине “Садко”

Справедливости ради должен отметить, что «Садко» не совсем сказка. Это былина. Согласно Википедии, были́на – древнерусская, позже русская народная, эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории. То есть, рассказ основанный на реальных событиях, как сейчас говорят. Основной темой повествования этой былины является поиск счастья за морями. И эта идея красной нитью проходит через всю былину, не спроста, а что бы отвлечь от деталей. А ведь вся суть именно в деталях.

1. Садко выходит за городские стены Великого Новгорода вечером, и общается с дочерью морского царя. Которая появляется из воды, когда тот играет на гуслях. Но Великий Новгород не стоит на море! Посмотрите сами по карте, до ближайшего морского берега 163 км (это Невская губа).

Русские народные сказки о чем они говорят

Расстояние от Новгорода, до моря – 163 км

И так, отчего же, когда царевна выходит из воды, она представляется дочерью именно Морского царя? Великий Новгород стоит на берегу озера Ильмень. Уж не его ли называют морем? Но почему тогда царь именно морской? Не озёрный, речной, болотный или ещё какой-то, а именно морской? Мы знаем, что наши предки давали всему осмысленные имена и названия. По одной из версий название самого озера могло происходить от финского слова ilmaa – «воздух, небо, погода». Тогда почему же царь морской, если от моря 163 км? Значит на то была веская причина. И причина эта – морская вода. Ведь она отличается по химическому составу от речной или озёрной, и потом морская вода, просто солёная на вкус. Но подумайте сами, откуда в Великом Новгороде могла взяться морская вода? То есть, либо море было непосредственно у стен Великого Новгорода, либо Великий Новгород стоял в другом месте, то есть на берегу реального моря. Справедливости ради, должен заметить, что согласно официальной истории, Новгородом на Руси называли любой новый город, пока ему не давали названия на княжье имя.

2. Главному герою можно попасть в подводное царство только через бурю, не через тихую воду. При этом подводное царство населено существами, похожими на людей, имеющими свою структуру власти (монархия) и культуру, но при этом не отказываются от культурного обмена с другими царствами и народами, общаются на языке, похожим на язык людей на суше. Подводные жители могут выходить на сушу и дышать воздухом.

3. В поисках птицы счастья, Садко нашёл как ни странно, питицу-феникс. А если кто не знает, то согласно мифологии, птица-феникс может сгореть и вновь возродиться из огня. А здесь вообще интересно: эта птица могла усыпить многотысячное войско, просто начав петь. А на что вообще похожа горящая птица, усыпляющую огромную армию?

Русские народные сказки о чем они говорят

Птица-феникс – образное описание ядерного взрыва

4. Кто управляет Великим Новгородом в этой сказке? Ни цари, ни князья, ни бояре, а купцы. Именно они имеют все привилегии, им подчиняется стража, у них запас провизии, вооружения, одежды и всего прочего, необходимого для жизни, в неспокойное время.

Как говорится – слишком много совпадений для одной сказки. А теперь, когда я обратил ваше внимание на эти детали, давайте попробуем услышать, что же хотели нам сказать предки этой сказкой? До моря далеко, но море (или много воды) “пришло” в Великий Новгород. Подводные жители общались на одном языке с жителями суши, но вода (в данном случае морская вода) это граница, между эпохой «До» и эпохой «После».

До морской воды люди так же жили, общались, увлекались культурой, ничем от нас не отличались – ссора морского царя и морской царицы тому явный пример. Но потом эти люди или утонули, или их смыло море, или они уплыли, ища спасения. Более того, Новгород окружают круглые озёра, которые не так просты, как может показаться на первый взгляд. Природа не делает идеально круглых водоёмов, даже если это карстовый провал. Но про круглые озёра будет отдельная статья с полным разбором версий их происхождения (ссылка на неё будет здесь).

В эпоху «После» ценились уже не деньги, звание или титулы, а насущные вещи, необходимые для выживания, запасы еды, одежды, вооружения. Те, кто их имел, тот и был у власти. Как видите – всё просто!

Аленький цветочек

Справедливости ради, должен заметить, что сказку «Аленький цветочек», в привычном для нас виде, записал и опубликовал в 1858 году Сергей Аксаков. Но его сказка основывалась именно на русской народной. Более того, сказка о заколдованном юноше, обращенном в чудовище и девушке, которая силой самоотверженной любви спасает его и возвращает ему человеческий облик, встречается практически у всех народов:

В Италии такая сказка называется “Зелинда и страшилище”. В Швейцарии – “Сказка про принца-медведя”, в Англии – “Большая собака с мелкими зубами”. В Германии – “Летний и зимний сад”, в России – “Зачарованный царевич”. В США – «Красавица и чудовище». В Турции есть сказание о дочери падишаха и свинье, в Китае – о волшебной змее, в Индонезии – о муже-ящерице. Такой же сюжет встречается в сказках южных и западных славян. Названия различны, но везде Чудовище и самоотверженная Красавица, все побеждающая и всех спасающая любовь. По мнению официальных историков, эти сказания являются отзвуком древности, когда заключались ритуальные браки со священными животными. Но давайте вспомним сюжет этой сказки.

Брошенный замок, в полном запустении, не смотря на сохранившуюся инфраструктуру, люди боятся этого места и обходят его стороной, там никто не живёт, кроме чудовища. И не напоминает ли этот замок пустой город, в котором погибли все жители? И почему никто из местных, до сих пор, не решился занять этот пустующий замок? Боятся чудовища? Или боятся стать такими же из-за мутации, вследствие радиоактивного / химического / биологического заражения, которое они называют колдовством?

А вспомните, как в сказке описывается причина, по которой хозяина замка заколдовали. Полюбил себя больше остальных, не отвечал взаимностью, т. е высокомерие.

А эта остановка часов сёстрами – манипуляция со временем, чтобы не дать вернуться младшей сестре к чудовищу, это явный образ нынешней манипуляции с датами, чтобы скрыть неудобное и выходящее за существующие рамки. И ещё, какого сословия был отец главной героини сказки, не помните? Тоже купец! Совпадение? Не думаю.

Русские народные сказки о чем они говорят

Иллюстрация к сказке «Кощей бессмертный»

Люди прошлого были умные и хорошо разбирались в науках и сути вещей, но к сожалению, не все были такими, не все были грамотными. В большинстве своём жители сельской местности нее умели даже читать и писать, поэтому сказки передавались в устной форме. Это мы знаем ещё со школы. А вот теперь, представьте, что видели эти люди, например, на войне. Другой пример. С одной стороны солдат с вооружением и в амуниции образца 2017 года, условно назовём его «Солдат “А”», с другой стороны солдат с вооружением и амуницией образца 1917 года, назовём его «Солдат “Б”».

Русские народные сказки о чем они говорят

Русские народные сказки о чем они говорят

Если рассматривать другое толкование Кощея – БЕС смертный, то становится ещё интереснее: Приставки «бес» в русском языке никогда не было, а замена истинной приставки «без…» на «бес…» грубо искажает смысл слова. Искусственно внедрённая приставка «бес…» обращается в корень и означает нечистый дух, состоящий на службе дьявола. После 1917 г. коммунисты поменяли орфографию для таких слов как: безценный, безполезный, безчеловечный, безпринципный, безсовестный, безсмысленный, безславный, безпощадный, безплодный, безсодержательный, безпомощный и т. д., и заставили писать все эти слова с приставкой «бес» вместо «без». Казалось бы, какая разница. А разница очень велика. «Без» – это отсутствие чего-то, а «Бес» – житель потустороннего мира. Попробуйте прочитать выделенные слова так и так, и как говорится – почувствуйте разницу.

Русские народные сказки о чем они говорят

Иллюстрация к сказке «Змей Горыныч»

Вспоминаем, как Вы объясняли, что такое автобус. А теперь попробуйте мне объяснить, что такое самолёт. Допустим, я его тоже никогда в жизни не видел. Моя дочка объяснила так: железная птица, которая перевозит людей у себя в животе. Просто. Понятно. Доступно.

Теперь усложним. Объясните мне, что такое военный самолёт? Соответственно, это железная птица, у которой в животе не люди, а огонь.

Русские народные сказки о чем они говорят

Запуск тепловых ловушек с военного самолёта

А сколько пилотов сидит в кабине самолёта? Один, Два, Три? А сколько голов у Змея Горыныча? Уж не пилоты ли это, которые высовываются в окошко? И если отрубить одну голову – вырастает новая, уж не занимает ли место погибшего его товарищ? Соглашусь, такое в военной авиации бывает не каждый день, особенно если самолёт одно-двухместный. Но если это тяжёлый бомбардировщик, у которого по бокам и в хвосте стоят свои пулемётные расчёты, такое вполне возможно. Тогда людям достаточно всего один раз увидеть эту замену, и если они не знают, как иносказательно объяснить, что самолёт – это машина, то будут рассказывать, что у птицы, дышащей огнём, выросла новая голова. Вот и сюжет для сказки готов.

Вот друзья, мои, я показал вам пример. Остальные сказки попробуйте разобрать сами, и напишите в комментариях, что у вас получилось. Уверен – вы откроете для себя много нового!

Так же предлагаю Вашему вниманию фильм по статье:

За сим не прощаюсь. Всего вам доброго!

Скрытый смысл русских народных сказок

Тайна народных сказок с Виталием Сундаковым (эфир т/к Тайна ТВ)

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *