Рушник на кресте на кладбище для чего

Русский погребальный обряд. Рушники – мосты в мир мертвых | Музей Мировой Погребальной Культуры

Ваш вклад в экспозицию

Музей с благодарностью примет в дар или приобретет старинные предметы, имеющие отношение к культуре погребения, памятования разных времен и народов. Телефон для справок: +7 953-868-8803.

Наш адрес

Присоединяйтесь

Часы работы

Магазин уникальных сувениров музея

Не забудь приобрести необычный подарок

Рушник на кресте на кладбище для чего

Рушник – это домотканое полотенце, часто красно-белого цвета, игравшее важную роль в культуре славян. Оно изготавливалось из льняного или конопляного полотна. Рушники могли быть очень длинными, от 3-х метров в длину. В ширину они достигали 30-40 см. Изготавливали их из льняного или конопляного полотна и украшали кружевом, лентами, вышивкой. Орнамент мог быть зооморфным, растительным, геометрическим, антропоморфным. Каждая фигура имела свой сакральный смысл. Оформление рушника всегда подчеркивало единство рода, связь с предками. К концу XIX века вышивка утратила свое сакральное значение и стала нести только эстетическую функцию.

Рушники использовались не только в быту, но и во время проведения ритуалов. Они играли роль знака, оберега, украшения и использовались на похоронах, свадьбе, во время рождения и на крестинах, в календарно-обрядовых праздниках.
Рушники-обереги использовались во время таких бедствий, как засуха или мор скота. Их вышивали исключительно днем, чтобы им не повредили злые силы. Их также не ткали заранее, а непосредственно в день использования.

Были рушники, которые давались тем, кто отправлялся в дорогу, желая доброго пути и скорого возвращения. Их называли подорожными. Они были небольшие и со скромной вышивкой.

Считалось, что рушники оберегали младенцев от сглаза, поэтому, перед тем, как показать ребенка, мать обязательно обтирала его полотном. На крестинах ребенка вытирали им после окунания в купели.

На свадьбе эти полотенца играли очень важную роль. Сватовство иногда называли взятием рушников. Этот предмет являлся знаком согласия девушки. При обручении руки молодых связывали полотном.

Во время Пасхи освещенные в церкви рушники вывешивали на входных дверях.
На похоронах гроб несли на них. Их повязывали на могильные кресты и деревья, находящиеся возле могил. Считалось, что в течение сорока дней душа умершего пребывает в рушнике. Этот предмет символизировал также путь покойного в другой мир. Полотенце вывешивали снаружи окна, пока не проходило сорок дней. Люди верили в то, что душа умершего может утереть им лицо от слез. Таким образом, полотно играло роль моста между миром живых и мертвых.
В настоящее время рушниками украшают дом. С их помощью оформляют красный угол, дверные и оконные проемы, стены и продолжают использовать в некоторых обрядах.

Подробнее о различных ритуалах, погребальных и мемориальных традициях, феноменах, необычных фактах вы можете узнать в разделе Статьи

Источник

Традиции и суеверия православных похорон

Рушник на кресте на кладбище для чего

Сегодня существует великое множество вариантов и сценариев, в соответствии с которыми можно провести обряд похорон. Некоторые семьи провожают родных в последний путь пышно и торжественно, другие предпочитают скромные церемонии с самыми близкими людьми. В большинстве случаев организацией занимаются родственники покойного, но случается и так, что перед своей смертью сам человек дает строгие указания о том, как стоит провести обряд прощания. Волеизъявление может быть оформлено документально в виде ритуального договора, описано в завещании или устно передано ближайшим членам семьи.

Сегодня рассмотрим основные ритуальные традиции, которых придерживаются последователи христианской веры.

Особенности христианских похорон: вера и суеверия

Многие обычаи в организации похоронного процесса пришли из глубокой древности – времен, когда на территории нашей страны проживали языческие племена. Даже с появлением христианства и распространением православной веры некоторые из них продолжали активно использоваться, а некоторые церемонии существуют и сегодня. Стоит отметить, что подходы к смерти и погребению в язычестве и христианстве зачастую противоречат друг другу, в связи с чем РПЦ не одобряет некоторые обряды «народного христианства» и рассматривает их как суеверия. Тем не менее, традиции различных верований так плотно сплелись в российской культуре, что отличить их друг от друга порой бывает нелегко.

Процесс подготовки к погребению

Как проводят омовение тела

Традиционно процесс омовения предполагает не просто удаление загрязнений с тела покойного, этот ритуал несет в себе глубокий смысл: считается, что одновременно с внешней телесной оболочкой очищается и душа. Во время ополаскивания усопшего иногда зажигают лампадку или просто свечу – огонь, как и вода, является древним символом очищения. Для проведения процедуры потребуется мягкая губка или небольшое полотенце, мыло, теплая вода. Пока тело не заберут в морг, и покойный не пересечет порог дома, свечи оставляют зажженными.

Какие существуют суеверия?

Распространены различные мнения о том, как следует поступить с губкой после очищения тела. Некоторые полагают, что выкидывать ее нельзя. Тем не менее, православие не устанавливает строгих правил в отношении использованных предметов, и вопрос о том, что с ними делать остается полностью на усмотрение родственников.

Ритуал покрытия тела саваном

После того, как тело преставившегося было очищено, следует облачить покойного в чистые одежды. Предпочтение при этом отдается натуральным тканям, которые легко разлагаются в земле. Обязательное требование – одеяния должны быть новыми и чистыми. В основе такого обряда лежит идея о том, что перед Богом покойный должен предстать во всей чистоте: как внешней, так и внутренней.

Похороны носят печально-торжественный характер, и чаще всего для такого события выбирают официальный стиль облачения. Сегодня агентства предлагают большой ассортимент ритуальных одежд и костюмов для покойных, чтобы избавить родственников от сложностей с поиском. После того, как тело облачают в костюм, его укладывают в гроб и покрывают специальным ритуальным одеялом – саваном.

Какие существуют суеверия?

Старинный обычай гласит, что если заполучить кусочек савана покойного, этот предмет в будущем принесет своему владельцу счастье и удачу. Однако это не более, чем распространенное суеверие.

Надевание на усопшего нательного креста

Крест православный человек носит на протяжении всей своей жизни. Если по каким-то причинам после смерти он был снят с тела, перед погребением останков его необходимо вернуть. Хоронить христианина без его личного нательного креста считается неправильным.

Какие существуют суеверия?

Зачастую крест покойного наделяют теми же мистическими свойствами, что и ткань савана, а некоторые и вовсе полагают, что он способен защищать от смерти. Случается и так, что родственники забирают крестик, чтобы сохранить в память об умершем. Согласно позиции православной церкви, хоронить человека лучше всего вместе с его крестом, однако строгого запрета сохранять этот ритуальный объект нет.

Вложение иконы и креста

По церковной традиции во время похорон умершему на грудь кладут икону: женщинам – с изображением Божьей Матери, а мужчинам – с ликом Христа. Руки покойного смыкают вокруг креста. Считается, что и после смерти мы продолжаем «нести свой крест», как нес его Иисус до места собственной казни.

Какие существуют суеверия?

Различны и мнения о том, стоит ли забирать икону из гроба после отпевания, или следует похоронить покойного вместе с ней. Строгого предписания церкви по этому поводу нет, поэтому лучше всего попросить совета у священнослужителя, который совершал обряд.

Возложение на голову покойного ритуального венца

Данный обычай восходит к церковной идее о воссоединении ушедшего в иной мир со Спасителем и сопоставлению страданий человека при жизни и смерти с теми, которые испытывал Христос.

Какие существуют суеверия?

Существует поверье, что с помощью небольших веток, извлеченных из погребального венка, можно причинить вред ныне живущим. Несмотря на то, что православие отрицает возможность негативного влияния растений из венка на других людей, сама идея о причинении вреда ближнему вызывает порицание со стороны служителей церкви.

Вложение в руки покойного разрешительной грамоты

Разрешительная грамота – это небольшой листок с молитвой, которую читают служители церкви во время отпевания. Иногда его вкладывают в руки умершего перед погребением. Молитва и грамота призваны снискать для покойного отпущение грехов («разрешение»).

Какие существуют суеверия?

В отношении таких молитвенных листков существует ряд верований. Согласно одним из них, если забрать грамоту у покойного, можно получить отпущение собственных прегрешений. В других говорится о том, что таким образом можно навредить преставившемуся. Церковь заверяет, что оба мнения неверны. Навредить покойному можно, разве что, не вознося молитвы о его душе, а за все свои грехи каждый будет отвечать перед Спасителем на Последнем суде. Интересно, что корни таких суеверий восходят ко временам Средневековья: в тот период распространенной процедурой была продажа индульгенции (прощения грехов).

Укрытие тела плащаницей

Помимо савана в христианских традициях погребения также может использоваться такой атрибут как плащаница. Она также представляет собой покрывало, но с изображением распятия и ликов святых. Иногда ее также украшают тексты Святых Писаний.

В отличие от савана, тело покрывают плащаницей уже после отпевания – перед тем, как закрыть крышку гроба. Истоки этого ритуала также в глубоком прошлом. Когда тело Господне распяли, праведный Иосиф испросил разрешения на то, чтобы предать останки Учителя земле. После того, как тело было освобождено, ученик Христа обернул его тканями и захоронил.

Какие существуют суеверия?

Считается, что ткань, покрывающая тело может защитить от злых сил. Однако вера утверждает иное: после погребение душе покойного уже ничто не способно навредить, она находится полностью во власти Бога.

Проведение захоронения ритуальных атрибутов: свечей, монет, платков для слез т.д.

Существует и обычай, согласно которому родственники опускают в могилу покойного дополнительные предметы: свечи для освещения загробной дороги; платки, сохранившие в себе слезы близких; монеты для оплаты входа в иной мир. Если задуматься, то и в этой традиции можно проследить связь с языческим прошлым, когда во время погребения с умершим хоронили многие дорогие ему вещи и все, что может пригодиться в загробной жизни. В православии такие ритуалы не нашли отклика, но они не запрещены.

Установление на месте погребения креста

После погребения на могиле устанавливается деревянное распятие, которое выполняет различные функции. Во-первых, оно служит временным мемориалом до тех пор, пока на этом месте не будет установлен постоянный памятник. Но смысл данного атрибута не только в этом.

Какие существуют суеверия?

В отношении ритуального распятия, пожалуй, существует больше всего суеверий. Но воцерковленные люди утверждают, что никакого отношения к вере эти поверья не имеют.

Организация поминок

Интересно, что и традиция поминальной трапезы пришла к нам из язычества. В отличие от многих других ритуалов, она нашла применение в православии, однако с некоторыми особенностями. В отличие от язычества, в христианстве любые излишества признаются греховными. На православных поминках не приветствуется бурное распитие алкоголя и неумеренное чревоугодие. Такие дни считаются поводом для близких собраться вместе, почтить память усопшего и поддержать друг друга в столь непростое время.

Какие существуют суеверия?

Из древности до нас дошел обычай во время поминовения покойных приносить на кладбище или ставить на столе рюмку водки и порцию хлеба. Тем не менее, православие уверяет, что для покойного такие «подношения» не имеют особого смысла, ведь душа уже далека от всего мирского. Более правильным считается приносить продукты в храм на поминальную службу, чтобы потом передать их нуждающимся.

Дополнительная информация, связанная с данным материалом:

Источник

Значение ритуального рушника в похоронной церемонии

Рушник на кресте на кладбище для чего

С давних времен к погребальной церемонии относились с почтением и уважением, стараясь проводить усопшего со всеми почестями, строго выполняя ритуал, для которого приобретают специальную атрибутику: гроб, венки, крест, одежду, покрывала, платки свечи, рушники и другие необходимые аксессуары. Ритуальный рушникявляется одним из важнейших аксессуаров, без которого не обходятся ни одни похороны.

Роль ритуального рушника в похоронном ритуале

Особое место в проведении похорон занимает ритуальный рушник, без него церемония не возможна. Во время похоронной процессии рушник привязываю к кресту, а также на руки людей, несущих крест, крышку гроба и покойника. Также рушники повязывают на руку тем, кто копает могилу и на зеркала авто.

Согласно обычаю считается, что ритуальный рушник, повязанный на кресте выполняет роль своеобразного вместилища для души на протяжении сорока дней, именно по истечению данного срока душа отправляется в загробный мир. Ритуальный рушник символизирует конец жизненного пути человека и начало его духовной жизни. По другим поверьям рушник символизирует дорогу, по которой душа усопшего попадает в загробное царство.

Полотенце ритуальное повязываю на руку, чтобы человека защитить от воздействия негативной мертвой энергии, а также от разного рода несчастий. После похорон, рушник которым была перевязана рука, забирают домой, в дальнейшем он исполняет роль оберега. Им можно вытирать руки, ноги, лицо.

Ритуальным рушником накрывают тело усопшего, кладут его под ноги покойника, застилают им пол в авто на котором везут гроб до кладбища, накрывают крышку гроба, кладут на него хлеб. В знак траура рушник вешают на окна и ворота, а с помощью специальных ритуальных рушников гроб с покойником медленно опускают в могилу. Полотенца, которые были использования для опускания гроба оставляют в могиле или разорвав его на куски, раздают присутствующим для бытовых целей.

Сколько нужно рушников для похорон

Согласно традициям для ритуальной церемонии необходимо два рушника размером от 5-7 метров, для опускания гроба в могилу и по одному рушнику:

Кроме этого, на руки всех участников церемонии и людям, копающим могилы, также вяжут ритуальные рушники, поэтому здесь нужно учитывать примерное количество присутствующих.

Виды ритуальных рушников

Ритуальные рушники бывают разных размеров и могут быть выполнены в нескольких цветовых вариациях. Как правило, рушники на похороны изготавливаются:

Стоимость рушника напрямую зависит от ткани и исполнения. По размерам полотенца могут быть узкими с шириной не более 28 сантиметров и широкими – 36 сантиметров. Также рушники идут с разным орнаментом и разными молитвами, которые вышиты нитками либо нанесены на полотенце тисненой фольгой. Полотенца для ритуальной процессии обычно исполняются в сочетании черного цвета с красным, зеленым либо синим цветом.

В нашем магазине, можно приобрести как дорогие, так и более дешевые варианты ритуальных рушников, с помощью которых, вы со всеми почестями проведете в последний путь дорогого для вас человека.

Источник

О рушнике

Рушник на кресте на кладбище для чего Сообщение [Страница 1 из 1]

1 Рушник на кресте на кладбище для чегоО рушнике Сб Июл 08, 2017 3:11 pm

Saneya

Рушник на кресте на кладбище для чего
Рушни́к (рус. полотенце, рукотерник, ручник, утирник, полка, ширинка, укр. рушник, белор. рушнік, уціральнік, болг. ръченик, пошь, рута, обрус, пешкир, тестемел, чевре, кесария, макед. рачник, пешкир, серб. пешкир, словен. rocnik, польск. ręcznik, чеш. ručnik, словацк. ručnik) — полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян, в большей степени восточных.
Рушник на кресте на кладбище для чего
Предмет обыденного и ритуального назначения; наделяется семантикой пути, дороги, соединения, связывания. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию. Обрядовые функции и символика рушника во многом аналогичны полотну (полотенцу).

Рушник широко используется в разнообразных обрядовых ситуациях: на похоронах, свадьбе, родинах и крестинах, в календарных обрядах, в магии, медицине.
В древности рушник, вышитый соответствующими узорами-символами, был неотъемлемым атрибутом многих обрядов. На протяжении веков ему придавалось важное образно-символическое значение. Важные события в жизни народа никогда не обходились без рушников. Наверно, во всем декоративном искусстве нет другой такой вещи, которая бы концентрировала в себе столько разнообразных символических значений.
Что же именно сделало рушник постоянным участником всевозможных традиций? Отчасти это связано с тем, что рушник благодаря своей форме является символом пути, жизненной дороги, из-за чего он неизменно использовался во всех ритуалах, связанных с обрядами перехода – будь то рождение, крестины, свадьба, проводы в дальний путь или ритуалы погребения.
Белый цвет, присущий рушнику, всегда ассоциировался с чистотой, очищением, сакральностью, добром, а, следовательно, и защитой от всего дурного. Это придавало рушнику оттенок святости, внушало почтительное и трепетное отношение, делало его оберегом и символом удачи в любом деле. Орнаменты, символы, вышитые на нем, несли особый смысл и глубокое значение. С другой стороны, в связи с этим рушник стал символом красоты и широко использовался для украшения икон, интерьера жилья, как деталь праздничной одежды и др. А благодаря своей структуре и природной чистоте получил и широкое практическое применение – в качестве полотенца для рук или элемента одежды.

Убрусы

Упоминания про наиболее древние рушники относятся к временам Киевской Руси. Из древних летописей известно, что во время весенних заклинательных обрядов деревья обвешивались «рушниками-убрусами». Вышитые на них орнаменты символизировали плодородие. Это было частью религиозных обрядов, святым подношением, знаком обожествления, жертвоприношением в культе деревьев. Н. Карамзин в «Истории государства Российского» писал: «Славяне дуплянам древянам ветви убрусцем обвешающе и сим поклоняющиеся».
Такой обычай сохранился и до нынешнего времени. Так, на Ровенском Полесье в 1970-х годах была найдена на околице села раскидистая многолетняя сосна („царь-дерево”), до половины обвешанная кусками полотна, рушниками, фартуками, хустками. По словам местных жителей, в селе церкви на то время не было, поэтому дерево освятили, и с того времени люди приносят к нему „дары”.

В церкви

Рушник исполнял образно-символическую роль в христианских обрядах. Так, важной была роль рушника в ритуале умывания ног, лица, рук во время литургии. В апостольских поучениях сказано, что дьяконы должны служить при таинстве евхаристии, имея рушники, хусточки для вытирания уст тех, кто причащается. Орар дьякона напоминает верующим и про тот «лентион», которым Иисус Христос вытирал ноги своим ученикам после обмывания. Помимо ритуальной роли, рушники использовались в церквях для украшения икон.

На крестах

Существовал обычай обвязывать кресты, хоругви во время похода, процессии или похорон, а также вешать рушники на кресты на кладбище, возле церкви или перевязывать рушником придорожные кресты. По этическим нормам поведения снять такой рушник считалось тяжелым грехом, потому их не трогали, и только после того, как они совсем были уничтожены дождем или ветром, привязывали новые рушники.
Оберег

Рушник играл важную защитную роль во время засухи или распространения эпидемий. Так, с оберегающей целью коллективно изготовляли рушник или просто кусок полотна, которыми могли обвязать „фигуру”, опоясать церковь, выстелить дорогу, улицу, раздорожье, перегонять через полотно скотину или переходить через него людям. Во время засухи такой рушник несли в церковь и клали на образ. Иногда делали деревянный крест, вкапывали его на краю села или на могиле и вешали на него вытканный рушник. В случае болезни ребенка или для ребенка, который родился в семье, в которой до этого дети умирали, мать изготовляла рушники, которые назывались «обетные» (укр. „обиденний”) и дарились церкви, для икон Богородицы Покровы.
Рушниками завешивали окно „от злых духов”, когда освящали хату или справляли поминки, завешивались углы хаты – «чтоб нигде не спряталась нечисть». Над дверями также вешали длинный рушник – для защиты дома

Для новорожденного

С рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, на рушник со специальным рисунком принимали новорожденного, а детскую колыбель завешивали удлиненным куском ткани – пологом („от дурного глаза”).
На рушнике, вышитом светлыми, веселыми цветами, без единого черного стежка, несли младенца на крещение. Крестная мать готовила его заранее, а, заворачивая в него дитя, приговаривала новорожденному слова «красной дороги». Этим рушником – крижмом – накрывают младенца в церкви. Был обычай шить из него ребенку первую сорочку; иногда крижмо сохраняли до свадьбы, а то и клали в гроб.

На свадьбе

Особенную роль играл рушник в свадебной обрядности как один из самых важных атрибутов. Свадебные рушники, как и все приданое, каждая девушка готовила себе заранее.
Рушники дарили старостам, перевязывали через плечо, если на обручении приходили к согласию. Во многих районах на свадьбе рушниками перевязывали не только старост и дружек, но и бояр и другие свадебные чины. Часто и молодая, и дружка вместо пояса или крайки подпоясывались рушником („підперізником”) – концами наперед.
Во время венчания рушником связывали руки молодым, желая им взаимопонимания, счастливого и долгого супружеского пути. На свадьбе, встречая молодых, застилали рушником дорогу от порога до стола, а то и от ворот до дверей хаты; иногда рушник стелили и перед входом в церковь.
Но самым главным был тот рушник, на котором родители благословляли молодых. Такой рушник – особенная святыня, которую не показывали посторонним и берегли, как зеницу ока, передавая из поколения в поколение.
Немаловажное значение имел белый вышитый рушник, на котором должны были стоять молодые под венцом. Под этот рушник родственники жениха клали серебряные монеты и пшеницу – на счастье и богатство. Этим рушником потом завешивали образа или вешали его на видное место в светлице.

В дорогу

Рушник, а иногда и не один, брали с собой в дорогу чумаки, военные, те, кто ехал на заработки, и все, кто надолго отлучался от родного дома. Рушник был символом пожелания счастливой судьбы в будущем и памяти про родной дом, а потому самым дорогим подарком матери в дорогу сыну, когда тот отправлялся в новую жизнь.
Во время проводов в армию рушниками с головы до ног обвешивали молодых парней, желая этим самым счастливой службы и благополучного возвращения домой. Провожая сына в далекую дорогу, мать дарила ему вышитый рушник. При этом, желая счастья, она говорила: «Пусть стелется тебе доля этим рушничком!»
На похоронах

Во время похорон рушник был символом перехода человека в другой мир: рушник – дорога жизни, начало – рождение, конец – завершение жизненного пути.
Иногда рушниками накрывали тело покойника или клали под ноги; воз, на котором везли гроб, застилали рушником или ковром. Гроб также прикрывали рушником, на который клали хлеб. В знак траура вывешивали на воротах или в окне рушник. Впереди похоронной процессии несли крест, обвязанный рушником. Участникам траурной процессии повязывали руки рушниками. По обычаю, раньше гроб опускали в могилу на специальных рушниках, и надмогильный крест, особенно на похоронах парня, также перевязывали рушником. Тем, кто нес гроб, крест, хоругвь, а также копателям давали хустки или рушники – никому из тех, кто помогал на похоронах, не платили деньгами.
После 40-го дня рушник отдавали в церковь на помин души. Как правило, похоронные рушники не украшались орнаментом.

В земледелии

Не обходились без рушника и в земледельческих обрядах. В первый день осмотра озимой (на Юрия) шли в поле гуртом (чаще родом). Впереди шел отец и нес на рушнике хлеб-соль, а мать в корзинке, накрытой рушником, несла угощение. На зеленом поле расстилали рушник, на него клали пироги, крашенки. Так делали и в первый день пахоты, сева и жатвы.
Праздник первого снопа – торжественное оформление начала жатвы, в основе которого лежало представление, что обрядовые действия, песни и т. п. могут обеспечить хорошее сбережение урожая. Выйдя в поле на зажинки, хозяйка расстилала рушник с хлебом-солью и свечкой. На обочине она останавливалась и трижды кланялась ниве, приговаривая: «Дай, Боже, легко начать, а еще легче дожать». После окончания жатвы хозяин встречал жнецов с хлебом-солью на рушнике, а те одевали на него обжиночный венок.

Строительство жилья

Рушник играл символическую роль при постройке жилья. Главным атрибутом во время заложения дома был рушник, на котором лежали крест, букет цветов, хлеб, соль и чашка воды или вина. Старший мастер брал рушник с хлебом, целовал его, приговаривая: «Господи, помоги».
При возведении дома рушниками застилались подвалы. Сохранился также обычай, строя хату, последнее стропило на окончание крыши заносить на рушниках, которые потом дарились мастерам. Самый младший должен был поставить на вершину крыши „венок” – букет из веток березы или дуба вместе с цветами, связанными рушникам, который для этой цели вышивала будущая хозяйка дома.
В новопостроенную хату входили также с иконой, вышитым рушником, хлебом-солью. Все это символизировало надежду на добро и счастье в жизни человека.

Хлеб и рушник

Приветствие гостей

Рушник до этого времени остается также символом доброжелательности и гостеприимства, поэтому дорогих гостей встречали хлебом-солью на вышитом рушнике. Принять рушник, поцеловать хлеб символизировало согласие, духовное единство. Перед тем, как приветствовать гостя с дальней дороги за столом, хозяйка вешала ему на плечо чистый рушник-утиральник и сливала из кувшина на руки воду из колодца.
Кроме обычая с хлебом на рушнике встречать почетных гостей, сохранился обычай дарить хлеб на рушнике в честь какого-то торжественного события.
Декоративная и практическая роль рушника

С принятием христианства появилась традиция украшать иконы рушниками, которые имели название божники („набожники”, „наобразники”). Как правило, иконы вешались на покутье, поэтому эти рушники назывались «покутными». Длина их достигала трех метров и более.
На большие праздники – Рождество, Пасху, храмовый праздник, к свадьбе – хаты обвешивали более украшенными рушниками – праздничными, а в пост – „постовыми”, чисто белыми или с украшенными краями, чаще темных цветов.

Украшение помещения

По всей Украине сложились местные традиции украшения хаты рушниками. Кроме хат, рушниками в прошлом также украшались общественные здания – церкви, сельские советы, школы и т. д.
Рушники в хате развешивали на колышках по стенам, над дверями, окнами, на сволоке, на зеркалах. Как декоративное обрамление рушники придавали хате праздничности, торжественности, национального колорита. Они поражали богатым декором, сочностью красок, разнообразием орнамента, который имел глубокую символику.
Рушниками в сельском жилье и теперь увенчивают семейные фотографии, портрет Т. Г. Шевченко, картины «Тарас Бульба», «Казак Мамай» и т. п.
Если почитается память, отмечается юбилейная дата, то портрет дорогого человека также украшается рушником.
Кроме обрядового и декоративного значения, рушники имели и чисто практическое применение. Соответственно функциям, которые они выполняли, рушники имели и свои названия. Например, для вытирания лица и рук служил утирач (утиральник), посуды и стола – стирок. Рушник был «лицом» жилья украинки. По тому, сколько и каких было рушников, судили про хозяйку, ее дочку.
Мало украшенный, из более грубого полотна рушник на каждый день висел в каждой сельской хате возле порога, на колышке или на жерди. Им вытирали руки и посуду, накрывали хлеб, с ним доили корову, хлопотали возле печи. Рушником накрывали обед косарям, жнецам, пастухам.

В одежде

Рушник также использовался как часть одежды. Так, всюду в Украине известен издавна женский головной убор – „намитка”, „серпанок” – разновидность длинного рушника. Длина намитки – 3-5 м. Раньше ее носили и в будни, и в праздники. Впоследствии она стала праздничным головным убором старших женщин, которые не шли без нее в церковь или на свадьбу. Старшие женщины и сегодня просят положить им в гроб свадебную намитку. На Киевском Полесье до недавнего времени бытовал обычай пеленать ноги покойнику намиткой темного цвета. А на полесских „могилках” и сегодня видно, как рядом с рушниками на крестах висят намитки.
Мужчины вязали рушники как пояса, а из рушников, подаренных новорожденному, мать потом делала пеленки.

2 Рушник на кресте на кладбище для чегоRe: О рушнике Сб Июл 08, 2017 3:12 pm

Saneya

Основные мотивы украинского народного орнамента

Орнаментальные мотивы украинских вышивок уходят своими корнями в местную флору и фауну, в историческую традицию.
По мотивам орнаменты вышивок делятся на три группы:
— геометрические (абстрактные),
— растительные,
— зооморфные (животные).

Решающее влияние на характер орнаментальных мотивов имеют разнообразные вышивальные швы, так называемые «техники», которых на Украине известно около ста. Отдельные вышивальные швы характерны для тех или иных этнографических районов Украины, а некоторые встречаются также в белорусских и русских вышивках.

Техника вышивания Харьковской области имеет очень много общего с формами вышивки центральных областей Украины, но ей свойственны и своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой ниткой, вследствие чего узоры создают впечатление рельефных.

Для Черниговской области характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками или же с вкраплением красного и черного. Выполняется очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для черниговских сорочек.

В южных областях Украины (Одесщина, Николевщина, Херсонщина) техника вышивки имеет много общего с устоявшимися формами центральных районов, однако ей присущи и вполне своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестиком или крестиком. Характерным признаком для южных областей является богатство сюжета, какого не встретишь в вышивках иных регионов. Также присутствует смешение стилей и обилие элементов, присущих греческим, римским, персидским, турецким, татарским орнаментам. Это объясняется процветанием торговли и мореплавания на территории юга Украины. Изображение традиционных для южного региона сельскохозяйственных культур в рисунке переплетается с изображением зверей и птиц. Изображение диковинных рыб и морских обитателей, которые впервые наблюдаются в вышивке именно этих областей, также отличает орнаменты южных регионов, и обусловлено активным ведением морского промысла.

Свадебный рушник вбирает в себя так много символов, что является очень сильным оберегом. Его нужно изготавливать своими руками.
В свадебном рушнике важно все, даже выбор ткани. Она должна быть цельной – если отрез распустить, в идеале в руках останется один непрерывный клубок ниток. Полотно для рушника должно быть цельным и ни в коем случае не должно состоять из двух или более кусков. Орнамент должен быть непрерывным от края до края, это символизирует непрерывность жизненной дороги молодых. Вышивая рушник, нужно гнать от себя все злые мысли и плохое настроение. Нужно следить, чтобы изнанка рушника была аккуратно вышита, иначе и жизнь будет, как неаккуратно вышитый рушник. Говорят так – лицевая сторона для людей, а изнаночная – для Бога.

Рушник связывать руки

Обычно их украшали вышивкой с переплетениями калины и дуба. Для Божника Богородице используются мотивы лилии (как символ её чистоты и нпорочности), розы, все «женские» символы, а также символика поставленного на остриё треугольника – горшок, вазон, вместилище Божьего семени. Для Божника Спасителю, соответственно, используется «мужская» символика. Божники вышиваются с обилием красного цвета, незначительным вкраплением чёрного, или цветные. Здесь нет строгих правил, поле для фантазии – широкое.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *