Ртс обогреватель что это
Дополнительный обогреватель РТС («Умный фен»)
После приобретения автомобиля обратил внимание, что салон автомобиля прогревается относительно долго. Стал думать, как устранить выявленный недостаток.
Для СВОИХ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ увидел несколько решений (плюсы и минусы — моё субъективное мнение):
I. Webasto
Плюсы:
1. Прогреваются салон и двигатель;
2. Устанавливается как правило штатно.
Минусы:
1. Дорого;
2. Достаточно глубокое внедрение в топливную и охлаждающую систему;
3. Полный цикл прогрева около 30 минут;
4. Требуется хорошо заряженный аккумулятор;
5. При прогретом двигателе забываешь, что коробка не прогрета.
II. «Умный фен» — РТС
Плюсы:
1. Штатная установка;
2. Тёплый воздух в салон поступает через 2-5 минут после запуска автомобиля, при этом двигатель и коробка прогреваются равномерно;
3. Цена ниже первого варианта, установка значительно легче.
Минусы:
1. Пока не увидел.
III. Самый простой: ничего не делать, использовать своё транспортное средство как есть
Плюсы:
1. Всё остаётся штатным;
2. Дёшево;
3. Безопасно.
Минусы:
1. … и еще …
Поразмыслив таким образом, я решил остановиться на втором варианте. На форуме Тигуан-клуба нашёл объявление о продаже, написал и приобрёл у автора (ему отдельное спасибо) оригинальный «умный фен» — РТС (артикул 1K0963235E) и прилагаемый установочный комплект (доставка очень быстрая, товар качественный).
Сам ставить поленился, у дилера дорого, поэтому установку и адаптацию доверил рекомендованному мне специалисту, теперь рекомендую другим — зовут Дмитрий, +7 (925) 543-80-60, делает всё быстро, очень аккуратно и за вменяемую цену. Процесс установки наблюдал, он несложный, но есть мелкие ньюансы, на которых обычный обыватель может споткнуться.
Теперь мой VW оборудован дополнительным обогревателем. Провёл первое реальное испытание — при температуре на улице около минус пяти и ночной открытой парковке у дома, через две минуты после запуска автомобиля и повороте ручки управления климатом на максимальную температуру, в салон начинает поступать достаточно тёплый воздух, при достижении температуры двигателя (охлаждающей жидкости) 70 градусов РТС автоматически отключается — всё работает, как заявлено производителем.
В качестве бонуса Дмитрий произвёл скрытое подключение видео регистратора напрямую к блоку предохранителей, теперь видеозапись включается автоматически при включении зажигания.
Про РТС. Или зачем дополнительный нагреватель в печке?
С недавних пор появился у меня вот такой приборчик www.mastech.ru/images/clamp/ms2108.jpg он умеет измерять постоянный ток бесконтактно.
Ну и грех было не посмотреть как влияет включение мощного, 300 Вт, доп.нагревателя в печке.
Результаты получились ожидаемыми, на оборотах двигателя, близких к 1000(холодный мотор) ток заряда при работе этого по сути фена в печке стремится к нолю, а если включить ближний, обогревы(зима же) то вообще швах- ток зарядки становится отрицательным(т.е. идет разряд аккума) и напряжение НА КЛЕММАХ аккумулятора снижается до напряжения менее 13 В. Т.е. генератор несправляется, понятно что в движении обороты, как и ток от генератора растет, но такое издевательство аккум будет терпеть, но недолго. К чему приводит хронический недозаряд аккума, надеюсь знают все.
Раньше, до автозапуска, я включал печку только когда начинал движение, редко до начала движения- когда на стеклах последствия сильного снегопада или ледяного дождя. В остальных случаях для удаления льда и измороси я наносил этиловый спирт(не спрашивайте где беру) на лобовое стекло, очень эффективно, скребок не нужен в 99% случаев.
Как многие знают, автомобиль у меня теперь запускается сам. Печка тоже, вместе с этим РТС. Зачем тогда автозапуск тогда, если не включать её?)))
Оно конечно приятно, тепло, стекла отошли достаточно чтоб сразу ехать, но вот за аккум переживается как-то.
Не в плане расходов на новый, а то что можно попасть так, что не уедешь- автомат жи, только прикуривать, а кто даст, особенно в седьмом часу утра))).
Все вышенаписанное привело меня к мысли выключить этот доп обогреватель. Проще всего (а может это единственный метод?)было выдернуть реле включения этого доп обогревателя из монтажного блока под капотом.
Буду экспериментировать, сильно ли скажется отсутствие доп обогрева на прогреве салона. В поддержку моей задумки есть автомобиль с таким же мотором и почти такой же печкой(Церато второго поколения), который у меня всегда на виду и там нет проблем с прогревом салона без доп обогрева.
Автоматический (умный) воздушный обогреватель салона Skoda (РТС-VAG), комплектующие для установки
Все, кто откатал на своем авто хотя бы одну зиму, знают, что современные, технологичные моторы VAG медленно, очень медленно греются на холостом ходу. Особенно страдают владельцы 1.2TSI. Я не исключение, хотя катаюсь на 1.8TSI… Устал по утрам сидеть с салоне машины в позе эмбриона, скукожившись от холода и пялясь на стрелку температуры двигателя, с вожделением ожидая благостный поток тёплого воздуха из воздуховодов отопителя… Заморочился поиском решения проблемы… Webasto отпал сразу из-за стоимости наравне с чугунным мостом или крылом от самолёта… Посмотрел в сторону РТС, так как по отзывам счастливчиков, вещь классная и заслуживающая установки на авто, если катаетесь в регионах, где зимой температура далеко за минус 5*С.
Скинулись на троих и заказали со скидкой (так как зима только кончилась и еще не скучаем по снегу и морозам) сегодня получили обогреватели и комплектующие к ним, скоро будем устанавливать. В последствии выложу подробный мануал по установке и подключению, хотя это будет очередной баян-баянище.
Для установки обогревателя необходим сам обогреватель со встроенными «мозгами» для управления, предохранитель на 100А, кабель силовой, сечением 16 мм2, клеммы для кабеля, разъем для подключения проводов управления и сами провода для подключения к цифровой шине САN., коннекторы для подключения к шине, термоусадочная трубка, клещи для обжима или паяльник, обойма для проводки, изолента и диагностический сканер VCDS или Вася диагност, для активации функций РТС.
Обогреватель работает автоматически (умный РТС), имеет встроенный электронный блок управления, который управляется по цифре CAN.
РТС включается на обогрев салона машины через 30 секунд после запуска мотора, при условии, что температура воздуха за бортом (на улице) ниже +4*С, а регулятор температуры печки установлен на красную зону. В процессе работы мотора, как только он прогреется до температуры охлаждающей жидкости +75*С — РТС автоматически отключается и не участвует более в обогреве, в работу вступает штатная «печка»… В автомобилях Шкода и Фольксваген в коробе отопителя уже предусмотрено место под установку и крепеж РТСа… На дизельные машины РТС устанавливается с завода, но простой, обычный, с управлением от реле…
Смотрим фоты…
Установка РТС обогревателя («корячим» ТЭН-ы в печку)
Здравствуйте добры молодцы и красны девицы! Сегодня я расскажу вам сказку про установку электрического «фена» в 120-ю короллу.
В начале 2000-х годов инженеры Тойота получили звиздюлей от жителей Хоккайдо и стали работать над проблемой обогрева салона и изобрели внедрили в систему отопления —
PTC — positive temperature coefficient, а по-русски ТЭН — термоэлектрический нагреватель.
В народе его ещё называют «феном».
Это устройство предназначалось для вспомогательного обогрева салона в холодное время года. Благодаря ему, почти сразу после запуска двигателя из дефлекторов (воздуховодов) дует тёплый воздух.
Опционально PTC устанавливали в автомобили северных регионов Японии. И одной из первых его получила тойота приус в 20-ом кузове (поправьте, если неправ).
Первое поколение РТС обогреватели встраивали непосредственно в радиатор печки.
В 2007 году Тойота выпустила вторую модификацию РТС обогревателя. Теперь это был отдельный от отопителя, плоский алюминиевый радиатор, который состоял из трёх сегментов — одного большого и двух малых ТЭН-нов.
ГЛАВНЫМ условием для включения РТС, является температура наружного воздуха, не выше +10 и низкая температура двигателя.
Встроенные ТЭН-ы «научились» ступенчато отключаться по мере прогрева охлаждающей жидкости, а алгоритм их работы стал следующим: при температуре двигателя ниже +70° одновременно работают все ТЭН-ы, при превышении температуры +70° (отключался 3-ий ТЭН), при +75° и выше (отключается 2-ой ТЭН), при +80 и выше(отключается 1-ый ТЭН). Таким образом РТС компенсирует тепло водителю и пассажирам в холодное время года, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры.
Конструктивно РТС обогреватель поместили за отопителем, по направлению обдува. Что в общем то логично. Так достигается эффективная передача тепла в салон с наименьшими потерями.
С 2007 года практически у всех Тойот имеется специальная площадка для его установки. Если РТС отсутствует, на его месте будет заглушка, но установка обогревателя возможна!
Если вы обладатель тойоты выпуска с 2007 года, дополнительно потребуются:
1) блок управления климатом с поддержкой РТС (нужен именно от вашей модели автомобиля)
2) блок силовых реле (находится под капотом)
3) реле на 30 ампер — 3 штуки + силовые предохранители
4) проводка и фишки для подключения
5) сам РТС обогреватель (имеет стандартный размер, но может отличаться мощностью, которая напрямую зависит от объёма обогреваемого пространства автомобиля. Так например для Тойоты Vitz — 435 ватт, Corolla — 495 ватт, Camry — 600 ватт, а у TLC Prado — 600-800 ватт.
Совет: мощнее, не значит лучше. Выбирайте исходя из характеристик вашего генератора.
Есть мнение, что «‘северные» блоки управления климатом идут с красно-фиолетово-оранжевыми наклейками, а у простых блоков — чёрные стикеры.
В сети уже появляются отчёты по подключению РТС обогревателей, например:
1-Toyota Corolla Axio,
2-Toyota Prius V Alpha
3-Toyota Land Cruiser Prado,
4-Toyota Prius.
Настоятельно рекомендую к прочтению этот форум, на котором вы найдёте многие ответы.
Ну а я попытаюсь «вкорячить» РТС второго поколения в 120-й кузов короллы.
Если благодаря РТС, время прогрева салона уменьшится хотя бы на 30%, покупку буду считать оправданной.
Посмотрев архивные фотографии разобранной печки, определил два места установки РТС:
1) в »картридж» салонного фильтра, проделав в нём сквозное отверстие (показано жёлтым прямоугольником, см. фото ниже),
2) врЕзать в корпус, рядом с отопителем (синие прямоугольники с разных ракурсов).
«Варик» поставить в салонной фильтр не прокатил. Тепло РТС сначала заберёт вентилятор печки, часть рассеется по тоннелю, а холодные испаритель и радиатор и вовсе добьют КПД обогревателя в ноль.
Остаётся врезать РТС рядом с отопителем, как и задумано на всех тойотах с 2007 года.
Для доступа и детального изучения места установки, отсоединил панель климата, бардачок, левый нижний воздуховод пассажира и пластиковую защиту радиатора. С противоположной стороны открутил сервопривод заслонки смешения потоков воздуха.
Предварительные замеры показали, что по габаритам РТС в аккурат (с небольшим запасом по длине) встанет на всю ширину печки.
Получилось почти по ФЕН-шую (◕‿◕) как на всех современных тойотах.
Переходим к электрике. Купил 3 автомобильных ВАЗовских реле на 30 Ампер, клеммы для них, кнопку обогрева заднего стекла (речь о ней пойдёт ниже) + два метра медного провода ПВ-3 сечением 6мм. Фишку РТС сохранил, подыскав широкие клеммы, хотя можно было и скрутками обойтись. Остальные провода вытянул из косы климата, оставшейся после «свапа» печки.
Забегая вперёд, покажу видео под нагрузкой. Всё норм!
Короче, пока я «рожал» свой отчёт, один прогрессовод меня опередил и подключил точно такой же РТС обогреватель на свой авто. Подробнее ЗДЕСЬ. На его схеме активация РТС выполнена через отдельную кнопку обогрева заднего стекла.
Назовём этот СПОСОБ №1.
Единственный недостаток той схемы в том, что для запуска РТС используется кнопка БЕЗ фиксации, а моя задача, активировать обогреватель автоматически, после старта двигателя, тем самым сразу начав прогревать салон. Для реализации этой идеи, драйвовчанином awwwa в схему прогрессовода были внесены три дополнительных элемента — плата, реле и кнопка-тумблер.
Назовём этот СПОСОБ №2.
Рассмотрим плату awwwa подробнее. Картинка кликабельна.
В итоге получаем комбинированную схему, включающую оба способа активации РТС: 1)ручной — с кнопки таймера и 2)автоматический — тумблер + плата.
Производил в утренние часы до восхода солнца. Автомобиль ставил на одно и то же место, плюс-минус 5 метров. Интересно, что показания день ото дня разнились. Причём при более низких температурах теплоотдача порой была даже лучше. Я не знаю с чем это связано, возможно с влажностью воздуха, ветром, погрешностью измерительного прибора…Короче смотрим.
Огрызок «пруфа». К сожалению полностью видео снять не получилось, т к в смартфоне села батарейка ;(
В конце видео (спустя полторы минуты, после запуска двигателя) из дефлектора дует +15°С.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Обладатели Webastо и те, кто имеет тёплый гараж, могут выдохнуть. Особой выгоды, кроме ускоренного отогрева лобового стекла, покупка РТС не принесёт. А вот жителям северных регионов, не имеющих автономных подогревателей, девайс несомненно добавит пару бонусов к зимним опциям.
Воздушный отопитель (дополнительный нагреватель РТС) на платформу А5 (Golf, Tiguan, Octavia, Passat B6, Leon)
Дополнительный воздушный электроотопитель (РТС) — это ТЭН, который находится в воздуховоде идущем от печки и подогревает поступающий в салон воздух. Мощность — примерно 1 кВт, теплый воздух начинает идти примерно через 1-2 минуты после завода машины. Мощность РТС ограничена и эффективен он только на 2-й (максимум 3-й) скорости вентилятора. Если сразу включить 4-ю скорость, это снизит КПД нагревателя, что замедляет эффективность оттаивания лобового стекла.
Эффективность агрегата подтверждена многочисленными установками и обладателями заводских версий — салон прогревается значительно быстрее.
Немного теории
Вариантов установки РТС в настоящее время известно три:
1. РТС 1K0 963 235 F — дополнительная установка. Экземпляр F требует внешнего «ручного» управления, т.е. не имеет собственного блока управления, который может его самостоятельно включать/выключать, а также изменять мощность.
Возможна установка на все типы двигателей (кроме отмеченных в варианте 2), управление РТС ведется вручную путем установки температуры обогрева на колесике в красную зону.
2. РТС 1K0 963 235 F — заводская установка. Устанавливается штатно с завода на Октавии с двигателем 2,0 TDI (все), 1,4 TSI (c 35 недели 2012 года), на Йети с двигателем 1,2 TSI (c 2011 года).
Отличительная особенность — РТС версии F подключатся к ЭБУ двигателя, которое управляет его включением/выключением, а также мощностью. В связи с тем, что для управления РТС требуется соответствующая программа двигателя, функционал установки РТС на другие двигатели по штатной схеме не проверен. Управление — автоматическое, вкл/выкл и мощность задаются ЭБУ двигателя.
3. РТС 1K0 963 235 Е. Имеет собственный блок управления, подключается через CAN-шину. Управление автоматическое, вкл/выкл и мощность задается собственным блоком управления РТС исходя из выставленной температуры на климатике (климатронике).
Ставится дополнительно на любые двигатели Октавии и Йети.
Требуется
— 1K0 963 235 E — Нагревательный элемент электроподогрева воздуха — 1шт;
— 1K0 972 704 C — Корпус плоского разъема — 1шт;
— 000 979 009 E — Провод с контактами — 1шт.; можно заменить на аналог 000 979 009
— N 105 255 06 — Предохранитель на 100А — 1шт.
— N10118105 — Гайка шестигранная 2 шт.
— WHT 000 906 — 1шт. Спецболтик (квадратная головка) для крепления предохранителя к проводу РТС. Ставится болт в позицию 16 коммутационного блока.
— Силовые кабели:
Кабель на 16 кв.мм. длина — 1,35 метра — на минусовой провод и 1,85 метра — на плюсовой (длина указана практически без запаса, длиннее не рекомендую, будут трудности в укладке проводов).
По поводу сечения кабеля… Такой кабель стоит на сварке (дуговой) и держит ток более 200 Ампер — без проблем. Так что можно спокойно поставить и на 10 кв. мм.
— 000 979 950 Тряпичная лента.
— Клеммы 4 шт. (Наконечник для кабеля очковый)
— N10732601 — Защитная «гофра» на кабель — 1,2 м на минусовой и 1,8 на плюсовой, диаметр 10 мм.