Рожь ужиниста что значит
Ну кто назвал его СТАРЫМ? что за вздорное название? Щедрый Вечер идет, а ему Новый Год навстречу! Я КОЛЯДОВАТЬ иду к вам
С РУССКИМ НОВЫМ ГОДОМ ВСЕХ!
Пришли коляда
Накануне Рождества.
«Дайте коровку,
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому!
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
Ему с колоса – осьмина,
Из зерна ему – коврига,
Из полузерна – пирог!
Наделил бы вас господь
И житьем, и бытьем,
И богатством,
И создай вам господь
Еще лучше того! »
Таусень, таусенъ!
Дай блин, дай кишку,
Свининную ножку –
Всем понемножку!
Неси – не тряси,
Давай – не ломай.
У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!
У скупого мужика
Родись рожь хороша:
Колоском пуста,
Соломкой густа!
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
Маленький хлопчик
Сел на снопчик,
В дудочку играет,
Коляду потешает.
«Народился наш спаситель,
Всего мира искупитель.
Пойте, воспойте
Лики во веки
Торжествуйте, ликуйте,
Воспевайте, играйте!
Отец будущего века
Пришел спасти человека! »
Тетенька добренька,
Дай кулички сдобненъкой.
Коляда-моляда,
Накануне Рождества,
Подавай, не ломай,
Все по целой подавай.
Если крошечку уронишь,
То и Бога не замолишь.
Не подашь лепешки –
Разобьем окошки.
Не подашь пирога –
Уведем корову за рога.
Коляда-моляда
Прикатила молода!
Мы нашли коляду
Во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон,
Выноси добро во двор.
Как на улице мороз
Подмораживает нос.
Не велит долго стоять,
Велит скоро подать
Или тепленький пирог,
Или маслице, творог,
Пли денежку копьем,
Или рубль серебром!
Христос Спаситель
В полночь родился.
В вертепе бедном
Он поселился.
Вот над вертепом
Звезда сияет.
«Христос Владыко,
В Твой день рожденья
Подай всем людям
Мир просвещенъя! »
Коляда ты, коляда,
Заходила коляда,
Записала коляда,
Государева двора,
Государев двор среди Москвы,
Середь каменныя.
Кумушка-голубушка,
Пожертвуйте лучинки
На святые вечера,
На игрища, на сборища.
Спасибо, кума, лебедь белая моя,
Ты не праздничала, не проказничала,
На базар гулять ходила, себе шелку накупила,
Ширинку вышивала, дружку милому отдавала.
Дай тебе, Господи, сорок коров, пятьдесят поросят, да сорок курочек.
Пришла коляда накануне Рождества.
«Дайте коровку, масляиу головку!
На окне стоит, на меня глядит.
Подайте блина, будет печь гладка!
Коляда, коляда, подавай пирога!
Блин да лепешку в заднее окошко!
Новый год пришел, старый угнал, себя показал.
Ходи, народ, солнышко встречать,
Мороз прогонять!
А кто в этом дому – дай Бог тому!
Ему с колоса – осьмина,
Из зерна ему – коврига,
Из полузерна – пирог!
Награди вас Господь
И житьем и бытьем! »
Коляда, коляда!
Пришла коляда
Накануне Рождества.
Мы ходили,
Мы искали коляду
По всем по дворам,
По проулочкам.
Нашли коляду
У Петрова-то двора;
Петров-то двор –
Железный тын.
Среди двора
Три терема стоят:
В первом терему –
Светел месяц,
В другом терему –
Красно солнце,
В третьем терему –
Часты звезды.
Светел месяц –
Петр сударь, свет Иванович,
Красно солнце –
Анна Кирилловна,
Частые звезды –
То дети их.
Здравствуй, хозяин с хозяюшкой,
На долгие веки, на многие лета!
История праздника колядки для детей
Алёна Евдокимова
История праздника колядки для детей
Познавательный материал о русском народном празднике «Пришла Коляда — отворяй ворота»
Коляда — так назывался старинный рождественский обряд прославления праздника Рождества Христова песнями, а также и сама песня.
В Древней Руси это был наиболее любимый праздник. На Руси в зимние вечера, когда совсем смеркнется, по домам ходила Коляда — в вывороченной шубе, со звериной маской на лице, с ухватом или палкой. «Уродилась Коляда накануне Рождества», — распевали за окнами колядовщики — деревенские парни и девушки. Постращает Коляда детей, напотешит взрослых, да и уйдет с толпой к соседям. Колядовщики на Святках еще дадут много представлений, в рождественский сочельник же они совершают как бы свой первый обход.
Когда-то на Руси Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда была божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали, как это делали и по отношению к божествам меньшим — Таусеню и Плуге. Коляде посвящали предновогодние дни, в ее честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках.
Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 г. Полагают, что Коляда признавалась славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи. Кстати, когда в течение долгих столетий из народной памяти исчезло божественное значение Коляды, этим словом стали называть не только рождественского лицедея — ряженого, но в некоторых местах (например, на Тамбовщине) огородное чучело, а «колядовщиками» ругали нищих. Таков был конец языческого кумира.
В Сибири, на Енисейщине, колядовщики на Рождество распевали «Виноградье». Хор подростков, а иногда и взрослых «робят» отправлялся со звездой в руках под окна изб. Сперва испрашивалось позволение хозяев пропеть «Виноградье». Если позволялось,толпа входила в избу с благодарственными словами:
Как хозяин во дому, будто пан во раю;
Как хозяюшка во дому, будто пчелочка во меду,
Малы детушки во дому, как оладышки во меду.
Если колядовщиков не впускали,они подхватывали совсем другое: «Хозяин во дому, что дьявол во аду» и т. д. Обыкновенно в каждой избе колядовщики находили радушие и гостеприимство. После обращения к домохозяевам и их деткам запевала и хор исполняли «Виноградье».
На звезде, которую несли колядовщики, изображали бурное море, корабль и богатырей на нем. Середину звезды делали из короба сита, в который вставляли рисунок корабля и свечу, снаружи короб оклеивали промасленной бумагой и углами с бахромой. Звезду насаживали на рукоятку.
На второй день после Рождества начинались святочные забавы и увеселения. С большой выдумкой изготовлялись маски, которые до XVI в. называли харями и рожами. Для маскарадов рядились медведями, козами, слепыми лазарями, бойцами, старухами и даже курицами — рукава вывороченного полушубка натягивали на ноги, крючки застегивали на спине, полусогнутому на голову надевали маску с гребешком, сзади привязывали хвост. Многие шутники мазали свои щеки сажею или натирали кирпичом, искусно приделывали усы, на голову натягивали косматые шапки.
Ряженые под новогодье водили «кобылку»: двух парней связывали спина к спине, передний держал вилы с насаженной соломенной головой лошади. Сверху «кобылка» покрывалась попоной, на которую усаживался мальчик- всадник. Образ лошади, конечно, был весьма дорог крес- тьянину-землепашцу.
На новогодье в старой русской деревне «кликали ов- сень». Колядовщики, а в иных местах — пастухи, ходили по домам разбрасывать из рукавов зерна — на плодородие. Если встречали приветливо, кликающие пели песню, в которой сулили хозяину густую, ужинистую рожь, от которой «ему с колоса осьмина, из зерна ему коврига, из полузерна — пирог». Хозяева благодарили колядовщиков «козульками» — фигурным печеньем и пирогами. «Кто не даст пирога — мы корову за рога», — стращали шутники.
Для этнографов долгое время было загадочным происхождение слова «овсень». Одни исследователи народного быта утверждали, что слово это происходит от овса, которым обсыпали, обсеивали в новогодье, другие «овсень» возводили к языческому божеству Авсеню или Таусеню. И только языковеду А. А. Потебне в 80-х гг. XIX столетия удалось доказать, что слово «овсень» связано со старинным названием января — просинец, иначе со словом «прояснять». После хмурых, рано вечереющих дней становится светлее. Это еще раз подтвердило, что новогодние обряды прежде всего аграрно-солнечного происхождения.
Но вот и новогодний, щедрый, или, как говорили когда-то, Васильев вечер. Крестьянские семья усаживались в эту пору разбирать свиную голову. По народной символике, свинья олицетворяет плодовитость, благополучие. Чтобы во весь год дому сопутствовал достаток, и усаживались «вепреца ломать»: глава семьи разделял вареную голову на части, раздавая куски по старшинству. Самый маленький из ребят залезал под стол подражать хрюканью поросенка.Кости со стола хозяйка выкидывала в свиной закут: пусть свиньи не переводятся. Потом семья принималась есть кашу, затертую из разных полевых злаков и гороха. Перед тем как выложить кашу из горшка и сдобрить ее конопляным маслом и медом, приметливые хозяйки присматривались к тому,как она выглядит в горшке: коли каша румяная, раздымчатая — предстоящий год сложится удачливым
Днем на Святках устраивали санные катания. Дуга в дугу саней по пятьдесят выстраивались поездом.В Сибири в ходу были рысистые бега: иноходцы и рысаки вихрем мчались под гиканье удальцов.
На Святки повсеместно на Руси справляли свадьбы. Считалось, что время вплоть до Масленицы — лучшее для этой цели. Много невест на Святках дожидались сватов, потому-то январь иногда даже в официальных старинных документах называли «свадебником».Так и писали: «От свадеб до Вербной недели»,или: «Приехал о свадьбах».
В посленовогодний период Святок, в так называемые страшные вечера, оберегали хлебные амбары, дома и скот от проделок нечистой силы.
Под Крещенье последний раз совершались гадания.К разнообразным способам предсказания судьбы относится и бросание обуви за ворота: «Куда покажет носок — в той стороне и замужем быть».
Колядование начинали дети, молодые парни и девушки. Они пели под окнами изб колядки и получали за это различное угощение.
На Руси церковью святочные игрища, гаданья, ряженые («масководство и надевание звероподобных харь») порицались, и в указе патриарха Иоакима от 1684 г., запрещающем святочные дурачества, говорится о том, что они приводят человека в «душепагубный грех». Но полностью запретить обычай хождения ряженых так и не удалось.
Рядились (наряжались) тоже по-всякому. В дворянских домах наряжались русалками, турками, рыцарями, монахами, барышни — гусарами, а юноши, наоборот, — дамами. В деревнях было попроще — ряжеными, как правило, колядовали парни, надевали вывернутые овчиной наверх полушубки, маски и изображали различных животных — медведей, баранов, коз и т. д.
Распространенными колядками были шуточные припевки,где девушки запевали:
Уродилась коляда
За рекою за быстрою.
А ребята подпевали:
Чтобы царева золота казна
Была век полным-полна,
Чтобы большим-то рекам
Слава неслась до моря.
Малым речкам — до мельницы.
А эту песню хлебу поем,
Хлебу поем, хлебу честь воздаем.
Во многих литературных произведениях описываются коляды, но, пожалуй, самое яркое описание праздника — у Н. В. Гоголя в «Ночи перед Рождеством»: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых казаков. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи, которые одни только, вместе с степенными отцами, оставались в избах, высовывалась из окошка с колбасою или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон,окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал ком снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком, стремглав, на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться.»
Данный праздник уместно провести с ребятами 25 декабря или 7 января. Это может быть отдельным праздником классного коллектива (всех учащихся начальных классов, нескольких параллелей классов, кружка по интересам) по окончании первого учебного полугодия или в середине декабря. Праздник можно приурочить к новогоднему торжеству — все зависит от коллектива учащихся, от фантазий организаторов.
Сценарий праздника «Зимние святки, рождественские колядки» для младшей и средней группы Участники: Ведущая, Коляда, Овсень, Коза Атрибуты: Сено, зерно, 2 метлы, украшения для метлы, конфеты для детей и колядующих – ряженых.
Развлечение для детей 5–7 лет «Колядки» Сценарий развлечения КОЛЯДКИ для детей 5-7 лет Дети под р. н. м. входят в зал, рассаживаются. Ведущий – в роли хозяйки. ХОЗЯЙКА: Вот прошёл.
Сценарий праздника «Рождественская история» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «Рождественская история»Звучат «Рождественские колокола» дети входят и рассаживаются.
«Рождественские колядки». Сценарий праздника Сценарий праздника «Рождественские колядки» в детском саду. Задачи : 1. Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;.
Сценарий праздника «Рождественские колядки» для старшей и подготовительной группы «В гости коляда пришла». Развлечение для старшей и подготовительной группы Дети заранее присаживаются на стулья Действующие лица: Герои.
Сценарий праздника «Рождественские колядки» муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 г. Белинский Рождественские колядки.
Сценарий праздника «Святочные колядки» Под русскую народную мелодию дети входят в зал, рассаживаются. Ведущий: Вот и закончилась новогодняя суета. Пришло время светлого, радостного.
Сказочная история для средней школы «Чудо. Предновогодняя история» Чудо в городе гуляло И хозяина искало… По городу шло Чудо. От него невозможно было отвести глаз: суконный сарафан переливался всеми цветами.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Коляда. Знаем ли мы историю традиций? Как колядовать.
|