Роспись что это в древнем египте

Росписи

Живопись в Египте всегда была неотъемлемой частью архитектуры и никогда не была самостоятельным видом искусства. Вся скульптура, круглая и рельеф, раскрашивалась без градаций оттенков, фигуры обводились контурами. Эти изобразительные принципы использовались также в стенной живописи, которая в эпоху Древнего царства была тесно связана с рельефным искусством. Именно в этот период распространились два основных вида техники стенной росписи: темперой по сухой поверхности и вкладка цветных паст в заранее сделанные углубления.

Самым ранним примером египетской живописи служат росписи гробницы в Иераконполе, относящейся к додинастическому периоду (предположительно герзейскому). Эти росписи, представляющие огромный интерес для археологов, настолько примитивны, что едва ли могут считаться искусством. Они упоминаются здесь только по той причине, что являются самым ранним из известных примеров живописных работ и, вероятно, самыми ранними в этой колыбели цивилизации, Восточном Средиземноморье.

Не сохранилось росписей времен I и II династий, но роспись в гробнице Нефер-маата, относящейся к III династии, показывает, что мог сделать египетский художник, имеющий в своем распоряжении крайне ограниченные средства. Художник изобразил гусей и, несмотря на примитивную технику – только контуры птиц, закрашенные в естественный цвет, и небольшие пучки травы, – картина в целом производит впечатление. Росписи в гробнице Хесира, относящейся тоже к III династии, на которой изображены разные предметы домашнего обихода, представляют интерес только для археологов. Росписи в гробницах Древнего царства не представляют художественной ценности, но заслуживают внимания с точки зрения цветовой гаммы.

До нас не дошли живописные работы эпохи Среднего царства, но сохранились росписи в гробницах номархов Менат-Хуфу (современный Бени-Хасан). Их делали местные художники, чье мастерство не идет ни в какое сравнение с художниками Мемфиса. Их попытки представить туловище в профиль не увенчались успехом, но их росписи отличают яркие краски и красивые узоры. В этот период живопись начинает заменять рельефы, возможно из-за дешевизны и в целях экономии времени.

В период правления XVIII династии основное место в украшении храмов и гробниц отдается росписям. Они украшают гробницы фиванских вельмож и чиновников. Аменхотеп II ввел моду украшать стены гробниц росписями, и этот обычай сохранялся до конца правления XX династии. Стены погребальной камеры Аменхотепа II выкрашены в цвет папируса, и на этом желтоватом фоне зелеными иероглифами написаны религиозные тексты. Темно-синий потолок усыпан светящимися звездами. На колоннах сохранились изображения фараона, приносящего жертвы Осирису, Анубису и Хатхор. По прошествии времени фараоны внесли изменения в оформление своих усыпальниц, и художники, изображая религиозные сцены, получили возможность использовать самые яркие краски палитры. Усыпальница Сети I – прекрасный пример такого оформления гробниц. Росписи подробнейшим образом рассказывают о плавании солнечной ладьи через двенадцать ночных часов по подземному Нилу. Художник изобразил бога Ра с головой барана, стоящего в окружении богов и богинь на ладье, завершающей ночное путешествие по подземному миру и вот-вот готового взойти на небо; астрономические созвездия и небесные светила, выполненные в виде диковинных зверей; египтян и известных им народов. Благодаря росписям погребальной камеры гробница Сети I по праву считается жемчужиной Долины царей.

В Телль-эль-Амарне, как и следовало ожидать, живопись претерпела коренные изменения, но здесь влияние Эхнатона пошло на пользу. Живописцы, в отличие от скульпторов, подхватили новые идеи. Они изображали животных в движении, использовали в качестве фона красивые цветы и растения для украшения храмов и дворцов Ахетатона, новой столицы, построенной Эхнатоном. Сохранился фрагмент росписи нижней части стены дворца в Телль-эль-Амарне, на котором изображены две сидящие у ног матери принцессы, дочери Эхнатона. Художник пытался обойти на тот момент непреодолимое препятствие: изобразить объемный предмет на плоской поверхности. Он попытался решить эту задачу, затемнив верхние части фигур и высветлив нижние.

В Поздний период росписями покрывали деревянные стелы, на которых обычно изображали подносящих приношения богам или умершим родственникам. Эти росписи, примитивные с точки зрения композиции и рисунка, поражают цветовой гаммой; чувствуется, что египетские художники были хорошими колористами. Что касается пейзажной живописи, то известна единственная роспись, относящаяся к этому периоду. На ней изображена гробница женщины по имени Зед-Амон-анх на краю пустыни; на переднем плане финиковые пальмы и сикомор; на заднем плане за гробницей возвышается утес. Фигура плакальщицы несоразмерно большая, но надо понимать, что с точки зрения египтянина без нее эта сцена не имела бы никакого смысла.

Обнаружено большое количество рисунков на папирусах начиная с периода правления XVIII династии, но особенно много относящихся к Позднему периоду. Среди этих изображений, описывающих приготовление и проведение погребения, работы по снабжению покойного и его кормление, моление богам, есть сцены, описывающие путь умершего в царство Осириса и пребывание в нем. Эти иллюстрации «книг иного мира», зачастую раскрашенные, демонстрируют филигранную работу живописцев.

Поначалу греческое искусство, которое появилось в Египте вместе с налаживанием торговых отношений между Грецией и Египтом, практически не оказало влияния на египетское искусство. Когда греческое влияние действительно сказалось на египетской скульптуре, так это при Птолемеях; о живописи ничего сказать нельзя, поскольку не сохранилось никаких живописных работ. Только в римский период опять появились росписи, причем только в одном районе страны, в Фаюме, там, где Птолемеи основали поселения для иностранных наемников и обитавших в Дельте греков. Фаюмские портреты – это синтетический сплав греческой и египетской культур; египетской, поскольку они использовались в египетском погребальном обряде, придя на смену портретным саркофагам, а греческой – по стилю, настроению и, возможно, по технике.

При римлянах, похоже, полностью исчезло исконно египетское искусство, впрочем, как и древняя религия и письменность Египта. В погоне за чужими художественными идеями и методами художники превратились в копировщиков, вместо того чтобы оставаться творцами. Однако с введением христианства появляется новое направление в искусстве, настолько тесно связанное с древним, что возникает вопрос: было ли это действительно новое направление или возрождение древнего искусства? К тому времени коптские художники научились рисовать человеческую фигуру анфас и активно использовали вновь обретенную способность. Но нельзя не заметить, что прекрасные образы, строгие линии и выражения лиц имеют огромное сходство с творениями древних художников. Эти работы напоминают и работы византийских мастеров. Однако расцвет византийского искусства произошел значительно позже, а значит, можно предположить, что византийские художники черпали вдохновение в египетском искусстве. На протяжении столетий византийское искусство оказывало огромное влияние на европейское искусство, но похоже, подобно искусству многих стран, взяло свое начало в долине Нила.

Сложившиеся в древности каноны и традиции, сохраняясь тысячелетиями, передавались из поколения в поколение. Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и живописи, утверждения поз и жестов в круглой скульптуре. Однако, создавая рисунки на папирусе, художник вел себя более легкомысленно. Привлекает внимание детальный чертеж двери. Интересны наброски сцен повседневной жизни. Они дают более четкое представление о художественных способностях египтян, чем многие рисунки и росписи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Роспись в Древнем Египте: примеры и исторические факты

Роспись что это в древнем египте

Рельефы и росписи Древнего Египта

Наверняка общее представление о рельефах Египта имеется у каждого. И это не удивительно, ведь что такое роспись в Древнем Египте? По сути она представляла собой строго отпределенные картины. Так, все люди изображались здесь строго лицом, руками и ногами в профиль, а телом в фас. Такое изображение, по мнению египтян, наиболее точно позволяло передавать пропорции и особенности человеческого тела. В первую очередь рельефы относились к духовной жизни общества, что позволило сохранить каноны неизменнными на протяжении практически 2,5 тысячелетий.

Наивысший пик расцвета этого искусства пришелся в Египте на 14 век до н.э. Египтяне тысячелетиями оттачивали навыки изображения, что в конечном итоге позволило им создать самые точные и четкие линии и повторяющиеся изображения.

Что изображали росписи

Роспись что это в древнем египте

Где выполнялись росписи

Также настенные росписи Древнего Египта делались в храмах, посвященных различным богам. В этом случае они рассказывали уже о мифах, легендах и представлениях египтян о том или ином божестве.

Роспись что это в древнем египте

Как египтяне делали росписи

Для того чтобы понять, что такое роспись в Древнем Египте, необходимо узнать, как они изготавливались. Первоначально египтяне делали углубления в качестве контуров рисунка, а затем при необходимости заполняли их красками. Причем краски использовали только натуральные и естественных цветов: красные, желтые, зеленые, синие и черные. Этого вполне хватало для того, чтобы выразить намерения автора. Причем цвета выражали не только тот или иной оттенок, но передавали саму душу окрашенного объекта. Так, например, зеленый цвет служил олицетворением добра.

Изготовление росписи шло в три этапа: первоначальная роспись, вырезание углублений и окончательная роспись. Как ни странно, некоторые росписи сохранили свой цвет даже до наших дней.

Источник

Живопись Древнего Египта: периоды и главные особенности

Роспись что это в древнем египте

Живопись Древнего Египта — это память о великой цивилизации, оставившей неизгладимый след в истории и продолжающей влиять на нашу культуру. Искусство египтян было необычным и ярким — мы не видим ничего подобного у других народов. В сухом климате на стенах храмов и в запечатанных гробницах сохранилось достаточно примеров древнегреческой живописи, чтобы получить представление о ее характерных чертах, традициях Древнего Египта и развитии с течением времени. Посмотрим, что предпочитали рисовать египтяне, как они это делали и чем различается искусство разных столетий.

Роспись что это в древнем египте

Важные принципы древнеегипетского искусства

Живопись Древнего Египта была подчинена религиозному культу. В представлении египтян вся жизнь была лишь подготовкой к смерти и последующему вечному существованию в загробном мире. Росписи в гробницах должны были рассказать богу смерти Анубису о том, кто здесь похоронен, и обеспечить умершего всеми благами в мире мертвых. Других целей искусство не преследовало, поэтому мы не находим в нем живописных пейзажей или эмоциональных портретов. Стены гробниц покрыты условными фигурами людей и богов, реже встречаются звери и птицы.

Роспись что это в древнем египте

Живопись в Древнем Египте была частью культа смерти, поэтому изображения создавались с большой тщательностью. Чтобы избежать ошибок, был разработан канон — образец, которому следовал каждый художник. Идеальная правильность геометрических форм соблюдалась при помощи сетки, которая предварительно наносилась на поверхность для росписи. Образец Древнего царства состоял из 18 квадратов, а позже стал насчитывать 21 квадрат. Сделать рисунок еще более понятным помогали иероглифы и пиктограммы, сопровождавшие живописные образы.

Роспись что это в древнем египте

Особенности изображения человеческого тела в Древнем Египте

Древнеегипетский канон требовал изображать каждую часть тела так, чтобы она была видна наилучшим образом. Это приводит к тому, что в одной фигуре человека или бога сочетаются точки зрения с разных сторон. Голова, руки и ноги всегда изображаются в профиль, а глаза, плечи и грудная клетка — в анфас. Обычно силуэт фигуры обводится контуром, что делает его цельным. Чаще всего используется правый профиль, реже — левый.

Такой принцип распространялся и на другие предметы. Например, на фреске из поместья Небамуна XIV века до н. э. мы видим бассейн сверху, как на плане, но рыбы и птицы в нем нарисованы в профиль. Прямо изображены и деревья вокруг.

Роспись что это в древнем египте

Роспись что это в древнем египте

Живописцы Древнего Египта не стремились передать портретное сходство, но считали важным рассказать о социальном статусе изображенного человека. Так появляются характерные атрибуты фараона, воина, писца, крестьянина и так далее. Кроме того, значимость воспроизводимых фигур подчеркивалась масштабом. Фараона делали более высоким, по сравнению с его женой или воинами, а фигурки слуг были совсем маленькими.

Роспись что это в древнем египте

Символизм цвета

Египтяне пользовались яркими и долговечными минеральными красками, которые редко смешивали. За каждым базовым цветом было закреплено определенное символическое значение, от которого зависело, что следует изображать этой краской:

Женские фигуры в древнеегипетской живописи обычно изображались с бледно-желтой или розовой кожей, мужские — с коричневой или темно-красной. Фон во времена Древнего Царства оставляли серым, а позже стали заполнять светло-желтым.

Роспись что это в древнем египте

Периоды древнеегипетского искусства

Самый ранний период, от которого сохранились настенные росписи, — Додинастический, длившийся с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Тогда на берегах Нила сформировались первые земледельческие государства-номы, между которым велась борьба за власть. Представление о живописи того периода дает фреска из Гробницы 100 в Иераконполе.

Роспись что это в древнем египте

Древнее царство (XXXII-XXIII века до н. э.)

Власть над объединенным Египтом перешла к первой династии фараонов и войны прекратились. Начало расцветать искусство, в котором сформировался монументальный стиль. Были разработаны изобразительные каноны, их строго соблюдали на протяжении многих столетий. Такое постоянство объясняется тесной связью с религией: изображения в гробницах были столь же священными, как и обряд мумификации или другие аспекты культа.

В этот период строятся великие пирамиды, а в искусстве главенствуют фигуры богов. Их часто изображали с головами животных. Но это были образы не свирепые и устрашающие, а величественные и торжественные. Краски наносятся не только на плоские поверхности, но и на барельефы.

Роспись что это в древнем египте

Среднее царство (XXII-XVIII века до н. э.)

В эту эпоху настенная живопись Египта совершенствуется и упорядочивается. Изображенные сцены становятся более сложными и динамичными. Помимо представителей знати, встречаются фигуры обычных земледельцев или рыбаков. Художники обращают внимание на природу: в росписях появляются растительные орнаменты и прекрасно выписанные животные. Для зверей и птиц канона не существовало, поэтому мастера рисовали их живыми, с применением полутонов. Много подобных сцен сохранилось в гробнице номарха Хнумхотепа II.

Роспись что это в древнем египте

Новое царство (XVII-XI века до н. э.)

Роспись что это в древнем египте

Роспись что это в древнем египте

Позднее египетская культура постепенно утрачивает характерные для нее черты под влиянием завоевателей — сначала греков, а затем римлян. К началу новой эры в Египте расцвело эклектичное искусство фаюмского портрета. Эти изображения тоже использовались для погребения, но создавали их при жизни, когда человек был еще полон сил. Или же художники писали такой образ, полагаясь на свое воображение. Для фаюмского портрета характерно стремление передать главные черты героя, сделать его узнаваемым.

Роспись что это в древнем египте

Жители Древнего Египта верили, что каждому человеку после смерти понадобится статуэтка или живописное изображение для переселения души. Подобные изделия создавались в огромных количествах, и многие из них сохранились до наших дней. При желании такую древность можно приобрести для коллекции. Искать и покупать подобные изделия удобно на аукционах, которые регулярно проходят на сайте Very Important Lot.

Источник

Роспись что это в древнем египте

Колористика Древнего Египта и ее применение в современных интерьерах

Тисленко Анастасия Андреевна

студентка группы ДАС-1-15
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ

Шаповалова Наталья Михайловна
студентка группы ДАС-1-15
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ

Белова Екатерина Сергеевна
Старший преподаватель кафедры

«Дизайн и монументально-декоративное искусство»
Волгоградский Государственный Технический Университет
Институт Архитектуры и Строительства, г. Волгоград, РФ

Роспись в Древнем Египте

Роспись что это в древнем египте

Для своих работ древнеегипетские художники использовали стебли растений, расщепленные с одного конца, в качестве кистей, маленькие щеточки из волокон пальмы, стаканчики с водой и раковины или черепки для разведения красок. Темпера являлась той самой красой, которой выполнялись все росписи в Древнем Египте.

Роспись что это в древнем египтеЖивопись в древнем Египте четко подчинялась существующим канонам, которые устанавливали жрецы. Чаще всего поверхностью для изображений служили отштукатуренные стены и колонны. Все изображения сопровождались иероглифами, объясняющими происходящее на рисунках.

Перед нанесением рисунка стену строго расчерчивали сеткой высотой в 18 квадратов (более новые изображения в 21 квадрат). Для этого художники использовали веревку, смоченную в красной краске. Контуры так же рисовали красным, после чего главный художник с помощью черного цвета делал исправления (рис. 2).

Роспись что это в древнем египте

Основными сюжетами чаще всего были жизнь и царствование фараона, жизнь вельмож, религиозные сюжеты. Однако часто встречались и сцены труда (рис. 3).

Роспись что это в древнем египте

Некоторые изображения не отображали реальных фактов, а отображали жизнь человека в загробном мире или желаемые события.

Композиционные элементы росписей всегда являлись плоскими и располагались по горизонтальной оси поверхности. Для изображения не характерна перспектива, художники располагали фигуры друг за другом, не изменяя их пропорций. При этом ни один предмет не перекрывал другой. Яркой чертой в изображении фигур людей и богов было их одновременное расположение тела в фас, а головы и ног в профиль. Так же стоит отметить, что большие пальцы были видны на обеих руках и ногах, выходя на передний план.

Людей рисовали в идеализированном виде в расцвете лет. Женщины изображались с розовым или желтым цветом кожи, а мужчины – с темно-красным. Для показа статуса человека, фигуры имели разные размеры. Самыми большими и идеализированными были тела богов и фараонов. Им была свойственна неподвижность и невозмутимость. Низшие социальные слои изображались небольшими и динамичными. Для их фигур свойственна большая свобода движений и реализм.

В противовес изображениям людей, рисунки животных отличались натуральностью и легкостью (рис. 4). Художники использовали все доступные им средства выразительности, отходили от людской скованности и наделяли животных живостью и реалистичностью. Цвета использовались в различных вариациях.

Роспись что это в древнем египте

стены гробницы Небамона [6]

За исключением сцен на болотах и символической сценой путешествия души, фон не имел изображений окружающей среды и выполнялся однотонным.

Цвета в древнеегипетской цивилизации

· Белый цвет являлся знаком чистоты, святости и символизировал душу человека.

· Черный для египтян не был противоположностью белому, а являлся обозначением тайн мироздания, невыразимых земными средствами.

· Зеленый являлся символом мира, добра и блага, созданного Богом на земле.

· Красный цвет означал как жизненную энергию и силу, так и разрушение с опасностью.

· Желтый (золотой) цвет ассоциировался со светом, сиянием звезд и вечностью.

· С голубым цветом ассоциировался воздух и вода, это символ небесного благословения, причастия.

· Бирюзовый был любимым цветом египтян и говорил о вечной молодости, о причастности к небесному источнику вдохновения, о силе любви.

Примеры использования цвета в архитектуре

Ярким примером использования цвета в архитектуре являются величественные храмы Карнака и Луксора, соединенные знаменитой аллеей сфинксов (рис. 5). Несколько столетий фараоны и зодчие вносили свой вклад в строительство этих сооружений. Оба храма были воздвигнуты в честь Амона – всемогущего бога солнца.

Роспись что это в древнем египте

Потолок гипостильного зала в Карнакском храме был выкрашен в глубокий синий цвет. Его украшали золотые росписи в виде птиц и звезд, что символизировало небесный свод. Характерный золотой цвет повторялся так же на колоннах и стенах. Цветные барельефы, украшающие зал, описывали восхождение фараона к богам.

Роспись что это в древнем египте

· Тело Рамзеса окрашено в красно-кирпичный цвет – символ жизненной силы.

· Корона, излучающая свет, окрашена позолотой.

· Бело-золотые одежды показывают значимость и величие фараона

Современное применение древнеегипетской росписи и колористики в тематических интерьерах

В современном мире изучение Египта приобрело широкое распространение благодаря множеству находок археологов. Но не только открытия древних гробниц привлекли внимание людей к стране Бога Солнца. Именно уникальный стиль архитектуры и росписи впечатлили ученых, архитекторов и дизайнеров по всему миру. Сейчас интерьер в древнеегипетском стиле находится на пике популярности уже ни одно десятилетие.

Для исторического и современного египетских интерьеров характерны расписные колонны с цветочным или геометричным узором, как в древнеегипетских храмах. На стенах использован камень, цвета преимущественно светлые: белые, бежевые, песочные, оттенки слоновой кости. Росписи повторяют фрески из древних храмов и выполнены в характерных для Египта цветах: множество оранжево-красных цветов и позолоты с синими и черными вкраплениями (рис. 8). Арки стрельчатой формы или ниши в стенах добавляют интерьеру атмосферы и так же могут быть расписаны фресками и растительным орнаментом.

Роспись что это в древнем египте

Натуральные материалы, свойственные роскошным и историческим интерьерам, такие как дерево, камень, папирус – так же являются отличительной чертой дизайна помещений в данном стиле. Темно-коричневые, шоколадные, черные, синие и зеленые цвета оттеняют яркие золотые и оранжевые оттенки и подчеркивают натуральность используемых материалов (рис. 9).

Роспись что это в древнем египте

Рис. 9. Пример интерьера в египетском стиле [2]

Роспись что это в древнем египте

Яркости и акцентов интерьеру добавляет обилие разноцветного текстиля и небольшие настенные и потолочные росписи (рис. 11).

Роспись что это в древнем египте

Аксессуары чаще всего имитируют памятники архитектуры и символику Древнего Египта, чаще всего расписаны позолотой, синим и бирюзой.

Изучая историческое наследие Древнего Египта, его влияние на развитие искусства и технологии, а также современное восприятие этой цивилизации можно сделать вывод, что древнеегипетский стиль до сих пор является актуальным, притягательным, необычным и современным.

Композиционные приемы и каноны служат наглядным пособием о укладе жизни и мышлении людей того времени, их ценностях и вере. Благодаря этим знаниям существуют многие современные концепции и технологии. Многие изобретения древних египтян до сих пор применяются в различных видах искусств, как например, с помощью модульной сетки современные художники и дизайнеры расписывают стены, создают проекты и веб сайты.

Росписи в храмах и гробницах продолжают поражать воображение своей красотой и размахом. Многие дошли до наших дней в исключительном состоянии и изучаются учеными, художниками и архитекторами. Цвет росписей выступает не только как отражение окружающей древнего египтянина природой, но и носит в себе духовный символизм. Его использование в современных интерьерах может быть переосмыслено, однако значения и сакральный смысл остаются неизменны.

Значение Древнеегипетского искусства росписи и колористки невероятно огромно. Оно развивалось и совершенствовалось на протяжении тысячелетий и открыло перед последующими поколениями огромные возможности в различных сферах науки и творчества.

Список использованной литературы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *