Родительский университет что это
Министерство просвещения поддержало новый проект «Родительский университет»
Министерство просвещения продолжает разработку, систематизацию и совершенствование программ воспитания школьников, считая качественное воспитание неотделимым от качественного образования. К этому направлению деятельности Министерство активно подключает родителей. Для них Группой компаний «Просвещение» создан новый ресурс «Родительский университет». Он был представлен на круглом столе «Быть родителем – счастье. Какие задачи стоят перед родителями и как их решать?».
«Родительский университет» объединяет материалы, которые помогут родителям получить ответы на вопросы о взаимоотношениях в семье, воспитании и обучении детей, развитии их талантов и решении проблем, возникающих у школьников в разном возрасте. К созданию проекта привлечены ведущие эксперты системы образования, а также представители региональных образовательных и социальных организаций, бизнеса, государственного сектора и родительские сообщества. К работе «Родительского университета» постепенно будут присоединяться новые эксперты.
«Проект «Родительский университет» станет отличным дополнением к мероприятиям Министерства просвещения, позволит объединить педагогическое и родительское сообщество, даст возможность делиться опытом и применять удачные методики по воспитанию детей», – отмечает Лариса Фальковская, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения.
«Мы рады новым партнёрам и идеям и настроены на то, чтобы совместных инициатив появлялось как можно больше, чтобы их можно было масштабировать и делиться результатами со всеми, для кого небезразличны вопросы воспитания и всестороннего развития школьников», – говорит директор по внешним коммуникациям ГК «Просвещение» Кристина Колесникова.
Получить доступ к мероприятиям и онлайн-контенту «Родительского университета» можно по ссылке.
Статья «Родительский университет» — новая форма по взаимодействию с родителями в ДОУ
Ольга Силантьева
Статья «Родительский университет» — новая форма по взаимодействию с родителями в ДОУ
автор воспитатель Силантьева Ольга Николаевна
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
«В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи».
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
• информировать родителей и общественность относительно целей дошкольного образования
• обеспечить открытость дошкольного образования; • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
• поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
• обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность Слайд 2
Таким образом, новизна родительских отношений должна определяться понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «сопереживание», «соучастие», «сотворчество».
Практика показывает, что потребность во взаимной помощи испытывают обе стороны — и образовательное учреждение, и семья.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.
Именно поэтому нами была выбрана более активная и оригинальная форма сотрудничества с родителями «Университет для родителей»
Что такое «Университет?»
Это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она вооружает необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей.
Установление системы взаимодействия «воспитатель –
родитель – ребенок – сотрудничество».
1. Изучение семей детей, изучение интересов, мнений родителей;
2. Использование опыта деятельности других ДОУ по взаимодействию ДОУ с семьей;
3. Расширение способов-методов работы с родителями;
4. Привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
5. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
6. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.
Девиз: «Родитель активный партнёр и участник в воспитании и развитии ребёнка, как дома, так и в Доу».
«Университет» по взаимодействию с родителями реализуется по принципу добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения.
Этапы: Информационно – аналитический. Слайд 5
Цель: изучение семьи, выяснение образовательных потребностей родителей, установление контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка, составление социального паспорта семей в группе.
Проанализировав анкеты, сделав выводы из индивидуальных бесед с родителями я сделала выводы, в группе 33 семьи, чётко выделяются 4 группы:
что хотят и могут помогать и участвовать в организации и проведении в совместных мероприятиях 6 семей – 19%
не хотят, нет заинтересованности, но могут – 8 семей – 24%
не хотят и не могут 3 семьи – 9% (это семьи риска)
Определив тип семьи воспитанников, можно найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять свою работу с родителями.
Основной этап проекта
Цель: Выбрать более интересные и современные формы сотрудничества с семьёй для повышения педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ для совместной работы по обмену опытом.
1. установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
2. объединить усилия для развития и воспитания детей;
3. создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
4. активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
5. поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Первая встреча с родителями была проведена в форме круглого стола под темой «Давайте познакомимся», которая помогла выяснить настрой и ожидание от пребывания ребенка в детском саду, так же была предложена
родителям анкета «Сотрудничество родителей в группе», благодаря которой были подобраны интересные формы взаимодействия с семьёй.
Была выбрана творческая группа среди родителей с активной жизненной позицией, для содействия и совершенствования условий образовательного процесса и участия в организации и проведении совместных мероприятий в группе.
Совместно с творческой группой родителей был составлен план мероприятий и выбраны формы проведения:
Семейные спортивные встречи;
Открытые занятия для просмотра родителей;
Конкурс семейных талантов;
Мастер –классы для родителей и детей
Совместные выходные дни
Праздники «День матери», «День смеха», «Праздник для пап».
Учитывая занятость родителей в социальных сетях «В контакте» создали открытую группу «Весёлая пчёлка».
Цель: привлечь и заинтересовать родителей.
На сайте родители могут прочитать разные консультации, узнать, как живёт ребёнок в детском саду, чем занимается, какое мероприятие проходит, познакомиться с планом мероприятий, поделиться своим опытом в воспитании ребёнка, получить нужную информацию. А самое главное поиграть с ребёнком в интерактивную игру, которая отвечает требованием программы в Доу, просмотреть видеоматериалы о жизни в группе и поучаствовать в онлайн конкурсах как с ребёнком, так и сам может поделиться своим опытом.
Имеют Дипломы и сертификаты.
Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых формобщения семей группы: проведение Кратковременных практик для других родителей в ДОУ с целью поделиться своим опытом.
Совместная деятельность родителей, педагога и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий.
По результатом анкетирования родителей на конец года определилось всего три группы родителей:
Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации – 17 – 51%
Родители – наблюдатели – 6- 18%
Совместная работа сблизила меня и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Таким образом разработанный проект «Родительский университет» стал для нас частью нашей жизни, объединил в единый воспитательно –образовательный процесс, который необходим для развития детей.
Программа «Родительский университет»
Семилетний ребенок, поступивший в школу, испытывает серьезные жизненные перемены: возрастают психические, физические, эмоциональные нагрузки, меняется распорядок дня, появляется ряд новых забот и обязанностей.
Многим детям особенно трудно бывает пережить несколько первых месяцев после поступления в школу. Родители могут приходить на помощь ребенку, но при этом не должны проявлять фанатизма. Они должны понимать, что в семь-восемь лет у него проявляются естественные желания обходиться без посторонней помощи.
Детско-родительские отношения имеют первостепенное значение для здоровья детей. Взаимоотношения в семье играют важную роль в воспитательном процессе, и их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия. Сегодня, как никогда прежде, родители все чаще обращаются за помощью к психологам по вопросам воспитания своих детей, хотят знать, каким образом можно повысить самооценку ребенка, как научиться чувствовать и понимать его, открыто и честно строить детско-родительские отношения.
Программа актуальна в настоящее время. Она представляет собой один из возможных вариантов работы с семьей и направлена на укрепление не только внутренних детско-родительских отношений, но и на объединение усилий семьи и школы при решении трудностей в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения. Направленность программы “Родительский университет” – социально-педагогическая. Научная новизна программы заключается в обобщении теоретико-практического материала и формировании методики психологического консультирования родителей младших школьников.
Программа рассчитана на родителей детей 6–8 лет. Данный возраст весьма значим в жизни каждого ребенка. Начало обучения в школе сопровождается адаптационными трудностями первоклассника, появлением нового статуса “школьник” и связанных с этим обязанностей, оцениванием результатов учебной деятельности – появлением отметок.
Занятия по данной программе являются педагогически целесообразными, поскольку переживания младшего школьника, его успешность или неудачность на начальном этапе обучения влияют на его отношения в семье, вызывают различные реакции близких людей (от тревоги, беспокойства до раздражительности, жестокости, усталого равнодушия). Именно организация специальных занятий для родителей в неформальной обстановке способствует оптимизации семейных отношений, является своеобразной профилактикой трудностей в преддверии школьного адаптационного периода.
Данная программа влияет на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Помогает родителям детей младшего школьного возраста создать благоприятный климат в семье, эмоциональный комфорт для ребёнка в школе и за её пределами. Целью “Родительского университета” является проведение психологического консультирования родителей младших школьников, гармонизация детско-родительских отношений.
Освоение программы предполагает решение следующих задач:
Отличительными особенностями программы являются ведение работы не только в психолого-родительской паре, а и с семейными группами “папа – мама”.
Родительские встречи в привлекательной форме позволяют ненавязчиво утверждать ценности семейного очага, личной свободы, ценности другого человека. Набор участников “Родительского университета” производится по желанию родителей. Группа комплектуется из мам и пап, что способствует быстрому установлению доверительной, эмоционально-благоприятной атмосферы сотрудничества.
Педагог и психолог изначально стремятся не управлять участниками “университета”, их развитием, а создавать условия для их самореализации, самоопределения, саморазвития, оказывать поддержку родителям.
“Родительский университет” является местом, где всегда есть возможность его членам развивать свои творческие способности, быть интересными друг для друга в атмосфере взаимоуважения, доверия и сотрудничества.
Работа в “университете” подразумевает: учет интересов родителей; отсутствие жесткой регламентации; вариативность, динамичность и гибкость при планировании содержания и проведении занятий.
В “Родительском университете” всё подчиняется общению, все участники – союзники, равные и самостоятельные. Организуя занятия в родительском пространстве, важно помнить о частой смене деятельности, удобном режиме работы для всех участников.
У “Родительского университета” есть эмблема (Приложение 1).
По окончанию программы родители получают звание Почетного участника “университета” и оставляют за собой право присутствовать на общих праздниках, принимать участие в работе с вновь прибывшими родителями.
Занятия обязательно проводятся с педагогом-психологом, т.к. данная деятельность относится к разряду коррекционно-развивающей работы и требует навыка психологического семейного консультирования.
Форма и режим занятий. Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения и содержит 10 занятий. Основная форма образовательной деятельности – занятие, в процессе которого используются коллективные, групповые, индивидуальные формы работы с родителями.
Занятия проводятся как мини-тренинги, на которых используются разнообразные виды деятельности: индивидуальные консультации; круглые столы; беседы; обучающие тренинги; родительский капустник; обмен мнениями; оформление памяток для родителей, игровые упражнения и подвижные игры; урокотерапия; арт-терапия; элементы телесно-ориентированной терапии; кинезиологические упражнения; психогимнастика; танцевальные упражнения.
Работа по программе “Родительский университет” реализуется поэтапно:
1-й этап – начальный – происходит сплочение группы и раскрепощение участников, появление эмоциональной открытости и начало рефлексивных процессов, формирование доверия друг к другу (март-апрель).
2-й этап – основной – характеризуется самопознанием, переходом к углубленной рефлексии и свободному самораскрытию, усилением межличностной динамики в группе, повышением эффективности общения, активным заявлением родителей (семей) об имеющихся трудностях в воспитании и свободным их обсуждением (сентябрь-декабрь).
Все занятия имеют определенную структуру. (Приложение 1)
В “университете” традиционно проводится итоговое занятие в конце каждого этапа обучения, проводится итоговая диагностика.
По прохождению программы обучения участники должны:
– уметь контактировать с близкими людьми, считаться с их мнением, договариваться с ними, позитивно воспринимать их;
– уметь понимать чувства и эмоции близких родственников;
– знать свою родословную;
– уметь оценивать себя, свои возможности позитивно;
– знать способы конструктивного взаимодействия;
– уметь налаживать контакт с окружающими, прислушиваться к их мнению, договариваться, работать сообща;
– понимать эмоции и чувства окружающих;
– учить ребёнка уметь контролировать своё эмоциональное состояние с помощью взрослых;
– знать простые приемы саморегуляции;
– уметь адекватно оценивать своего ребёнка (его способности, возможности, качества, поведение).
При обучении в “Родительском университете” проводится контроль усвоения знаний, умений, навыков. Контроль проводится входящий, текущий (тематический), итоговый.
Какие результаты контролируются | Формы контроля | Сроки контроля |
Начальный этап. | ||
Знание различных средств общения и понимание “языка тела” человека. | – Беседа, педагогическое наблюдение. | В течение года. |
Умение вступать в контакт с близкими людьми, считаться с их мнением, договариваться с ними, позитивно воспринимать их. | – Педагогическое наблюдение; – тест “Кинетический рисунок семьи” (Р. Бернс, С.Кауфман); – тест “Семейная социограмма” (Э. Эйдемиллер, О. Черемисин); – опросник для родителей “Семейные роли” (модификация А. Черникова). | – апрель Основной период. |
Знание способов конструктивного взаимодействия | – Беседа. | – в течение года |
Умение налаживать контакт с окружающими, прислушиваться к их мнению, договариваться, работать сообща. | – Проективная методика “Динамический рисунок семьи”; – педагогическое наблюдение. | – сентябрь – в течение года |
Понимание эмоций и чувств окружающих. | – Разыгрывание психологических этюдов; – педагогическое наблюдение. | – октябрь |
Умение выражать эмоции и чувства в мимике, жестах, пантомимике словами. | – Упражнение “Словарь чувств” (Р. Мухаметова); – игра “Мимика в рисунках” (Н.Яковлева); – педагогическое наблюдение; – разыгрывание психологических этюдов. | – ноябрь Формами подведения итогов реализации программы являются: 2. Содержание изучаемого курса. В зависимости от количества участников, их индивидуальных особенностей, потребностей, тематика занятий и их методическая насыщенность могут и должны варьироваться внутри каждого раздела программы. Раздел “Я и моя семья” Тема № 1. “Давайте познакомимся”. Теория: Особенности тренинговой работы; положение “Родительского университета”, права и обязанности его участников, цели и задачи, план работы и режим; выбор ритуалов приветствия и прощания на занятиях, знакомство со структурой занятий. Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”; упражнения “Клубочек”, “Какая рука у соседа”, “Знакомство”, “Молекулы”, “Глаза в глаза”, “Баржа”; работа со сказкой “Репка” (рассказывание сказки от имени разных героев); работы с бланками “Мои цели”, ритуал прощания “Кулачки”. Диагностика: Педагогическое наблюдение, тест “Кинетический рисунок семьи”, анкета обратной связи (рефлексия занятия), методика исследования самооценки (Щур В., Якобсон С.) Тема № 2. “Семья. Атмосфера жизни в семье”. Теория: Семья, члены семьи и их взаимосвязь. Благополучие в семье и как его сохранить. Домашнее задание для родителей (опросник “Семейные роли”). Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, упражнения “Клубочек”, “Ассоциации к слову “семья”, “Баржа”, “Укрась слово”, игра “Путаница”, “Реши примеры”, решение проблемных ситуаций из жизни членов клуба; “Глаза в глаза”, “Игра без правил”, работа со сказкой Т. Зинкевич-Евстигнеевой “Сказка про медвежонка” (чтение, обсуждение, рисование), работа со сказкой Л.Коротковой “Поминальный блинок” (чтение, обсуждение, рисование важных эпизодов); упражнение “Я – ты”, рефлексия, ритуал “Кулачки”. Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, тест “Семейная социограмма” (Э.Г.Эйдемиллер, О.В. Черемисин), опросник для родителей “Семейные роли” (модификация Черникова Д.). Тема № 3. “Как здорово любимым быть!” Теория: Индивидуальность. Физическое и духовное “Я” человека. Как сохранить индивидуальность. Самооценка. Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, “Связующая нить”, “Комплименты”, “Ласковое имя”, танец “Цветок”, упражнение “Паравозик”, “Мы тебя любим”, “Волшебный стул”, “Массаж по кругу”, “Баржа”; работа со сказкой И. Стишёнок “Колючка” (чтение, обсуждение, рисование), “Налаживание отношений” (в паре), “Укрась слово “любовь”, “Баржа”, работа со сказкой Т. Зинкевич-Евстигнеевой “Золотой шар” (чтение, медитация, рисование); “Налаживание взаимоотношений”, “Аплодисменты”; “Игра без правил”; рефлексия; ритуал “Кулачки”. Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи. Тема № 4. Итоговое занятие “Вместе”. Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, “Клубочек”, “Какая рука у соседа”, “Фруктовая корзина”, упражнение “Давай поиграем”, 2-3 игры по желанию участников, “Общий рисунок”, “Ковер дружбы”, работа со сказкой “Бременские музыканты” (обсуждение, разыгрывание), рассматривание портфолио семей, работа с бланками “Мои цели”, “Цвет – предмет”; “Глаза в глаза”; рефлексия; ритуал “Кулачки”. Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, бланк “Мои цели”. Раздел “Время перемен”. Тема № 5. “Адаптация ребёнка в школе”. Теория: Ребёнок-школьник, изменяется его тело, ум, душа. Самопознание. Саморегуляция. Будущее начинается в настоящем. Понятие “Жизненный выбор”. Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, “Маленькое имя”, “Я подарок для человечества”, медитационное упражнение “Полет птицы”, упражнение “Могущество”, упражнение “Два стула”, “Надувная кукла”, “Встреча взглядами”, “Ветер дует на тех, кто…”, кинезиологический тренировочный комплекс №3; “дирижер оркестра”, “Змея”, работа со сказкой Черняевой С.А. “Сказка о забывчивой фее” (чтение, обсуждение, рисование); сочиняем сказку про себя по элементам (чтение, обсуждение). Домашнее задание “Позитивный опросник для родителей по семейному воспитанию”. Рефлексия. Ритуал “Кулачки”. Диагностика: Методика исследования самооценки (Дембо-Рубинштейн, модифицированный); “Позитивный опросник для родителей”, педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, методика исследования самооценки (модифицированный вариант Дембо-Рубинштейн) Раздел “В мире человеческих отношений”. Тема № 6. “О конфликтах и примирении”. Теория: Конфликты. Причины их проявления и пути разрешения. Примирение. Взаимопонимание. Правила эффективного общения. Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, “Я хочу пожелать соседу”, “Упрямая сороконожка”, “Лягушка на кочках”, задание “Научить подвижной игре” разыгрывание психологических этюдов “Тигр вышел на охоту”, “2 барана”, “Драка”, “Плакса”; работа с памяткой “Конфликтуйте конструктивно”, работа со сказкой Е. Клюева “По законам живой природы” (чтение, обсуждение, рисование); решение проблемных ситуаций, письменное упражнение “Сам и вместе”; работа со сказкой Н. Никитиной “Слоненок с шариками” (чтение, обсуждение, решение проблемы); упражнение “Давай помиримся”; “Толкалки без слов”, “Прости меня за то, что я…”, кинезиологический тренировочный комплекс №1; “Баржа”. Рефлексия. Ритуал “Кулачки”. Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, психологические этюды, проблемные ситуации. Раздел “Я познаю себя”. Тема № 7. “Ум. Фантазии”. Теория: Ум, его значение в жизни человека. Как развивать ум. Почему одни люди умнее других. Фантазии и мечты, их ценность для человека и опасность. Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, упражнения “Клубочек”, “Небылицы”, “Кто это?”, “Мысленные картинки”, “Печатная машинка”, “Свяжи 3 слова”; кинезиологический тренировочный комплекс №3; игры с мячом “Неожиданный предмет”, “Хорошо – плохо”, “Перевертыши”; упражнения “Ипподром”, “Домики-жители”; “Дружный круг”; “Работа со сказками” О. Васильева “Цветик-семицветик” и Амбросьевой Н. “Сказка про гусеничку Дусю” (чтение, обсуждение, рисование), медитативное упражнение “Облака в небе”; “Глаза в глаза, пантомима “Угадай животное”, “Мы с тобой…”. Рефлексия. Ритуал “Кулачки”. Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи. Раздел “В мире эмоций и чувств”. Тема № 8. “Море наших чувств и эмоций”. Теория: Разнообразные эмоции и чувства. Способы выражения эмоций. Значимость “языка тела” в общении. Раздражение, злость, гнев. Их польза и вред. Взаимосвязь с другими эмоциями. Обидчивость и капризность. Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, упражнение “Словарь чувств”. Тема № 9. “Индивидуальность”. Теория: Индивидуальность. Физическое и духовное “Я” человека. Как сохранить индивидуальность. Самооценка. Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, упражнения “Я люблю себя за…”, “Мы с тобой отличаемся…”, “Я могу…”, “Расскажи мне обо мне”, игра “Дракон, принцесса, самурай”, упражнение на внимание “Раз ромашка, два ромашка…”, “Слушай хлопки”, работа со сказкой Хухлаевой О. “Сказка о Маше и ее человечках” (чтение, обсуждение, рисование), работа со сказкой Амбросьевой Н. “Спасение” (чтение, упражнение медитация, рисуем деревья и сочиняем историю, чтение рассказов о деревьях, психологический этюд “Могучее дерево”), “Падающий листок”, “Глаза в глаза”, “Памятные даты нашей жизни”, психологический этюд “Чудо-дерево”; чтение стихотворения А.Усачева “У речки стоял удивительный домик” (обсуждение), упражнение “10 моих Я”. Рефлексия. Ритуал прощания “Кулачки”. Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи, методика исследования самооценки (модифицированный вариант Дембо-Рубинштейна). Тема № 10. Праздник “Семейная гостиная”. Практика: Ритуал приветствия “Здравствуй”, презентация семей. Выставка рисунков, поделок, достижений участников “Родительского университета”. Вручение памятных дипломов. Рефлексия. Ритуал “Кулачки”. Диагностика: Педагогическое наблюдение, анкета обратной связи.
|