Риторика предмет в школе что изучают
Риторика, как учебный предмет в школе
Уроки риторики надо начинать с 1 класса, т.к. дети в таком возрасте легко впитывают образцы речи, эмоциональны, любят играть. Но для того, чтобы ребята легко раскрывались эмоционально, в классе надо создавать доброжелательную обстановку. Нужно замечать каждую удачу ученика, каждый его шаг вперед (в результате работы Ваня стал говорить громче, Игорь и Дима провели доброжелательный диалог, Катя четко проработала скороговорку).
Очень важно, чтобы ни один ученик не просидел молча весь урок, и подытоживая результаты работы класса отметить речевую активность детей (В результате работы Олега мы сегодня слышали 5 раз, Ксюшу – 6 раз, причем ее фрагмент диалога был более занимательным).
Каждый урок в 1 и 3 классах начинаем с речевой гимнастики:
1. Учимся правильно дышать, т.к. от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи.
Первые упражнения связаны с формированием правильной осанки:
а) правильное положение тела, стоя, сидя;
б) упражнения «Дровосек» (имитация рубки дров), «Освобождение от усталости» (тело расслабить и покачаться как на пружине).
Далее переходим на дыхательную гимнастику:
1. Прочитать на одном дыхании:
2. Представьте, что вам необходимо:
задуть свечи,
сдуть с рукава пушинку,
раздуть огонь в потухающей печи,
подуть на горячее молоко, сдувая пенку.
Далее переходим на чистоговорки, скороговорки, упражнения на выразительность, где дети должны мимикой и жестами «создать образ» персонажа, от лица которого ведется монолог.
Ребята должны, подражая лесным жителям, передать текст объявления.
Большая работа проводится на развитие внимания.
3. «Слушали и услышали»
1. На примере Осеевой «Хорошее»
(«Захотел ли Юра услышать свою сестренку, помочь Трезорке?». Приходилось ли вам быть внимательными по отношению к другим?)
2. Разыгрывание ситуации:
«Ты вернулась из школы, мама попросила тебя вынести мусор. Что и как ты ответишь?»
На уроках даю ребенку возможность не бояться спрашивать, если не понятно значение слова:
Есть слово «проволочка»
И «проволочка» есть.
А что такое «атлас»
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и «атлас». – Что же означают эти слова?
В предлагаемую программу по риторике входят два больших блока: общение и речевые жанры. Фрагмент урока I блока «Слушаю целый день», проводится в виде викторины (2 команды):
2. Где ошибка, назови. Будь внимателен.
«Январским ясным утром
В начале сентября
Взашла луна, а звезды
Упали на поля»
3. Изобрази без слов (изобразить внимательного и невнимательного человека).
4. Задай вопрос! (Сформулировать правильно вопрос на непонятные слова) по сказке Ершова «Конек – Горбунок»
«Так неделей через пять
Спальник 1 начал примечать,
Что Иван коней не холит 2
И не чистит и не школит 3 …»
1- придворный член в допетровской России;
2- ухаживать, держать в чистоте, тепле, лелеять;
3- держать под присмотром, в строгости.
В конце урока при подведении итогов ни один ребенок не обходится без внимания. Даже если ученик только начал говорить. (Дать положительную оценку, подбодрить)
На уроках первого блока у учащихся формируются важнейшие умения: разные формы приветствия в зависимости ситуации (учитель, ученик, друг); что смех и смешит и огорчает; громкость речи, в зависимости от высказывания; правила речевого общения во время телефонного разговора; жесты и мимика при общении – главное говорить так, чтобы не обидеть собеседника ни словом ни жестом.
II Блок «Речевые жанры» дает представление о тексте:
1. Составление рассказа по представлениям.
Д.Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье? (Восстановить последовательность предложений в тексте, чтобы получился понятный рассказ)
«Жила – была курица, и было у нее трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать. Вот однажды повела мама – курица своих деток на прогулку…»
3. Собери пословицы.
У семи нянек | апрель с травой. |
Здоровое дерево | мало леса – береги |
Много леса – не губи, | дятел не долбит. |
Март с водой, | дитя без глаза. |
4. Определи смысл пословиц.
Растение – земли украшение. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. Сентябрь холоден да сыт.
Что думает мышка, когда спрячется в норку? О чем мечтает лягушка, лежа на камушке?
6. Нарисуй по рассказу.
Зачитывается любой отрывок из рассказа, сказки, стихотворения. Дети должны нарисовать картинку по заданному сюжету.
В ходе обучения знакомимся с запретами (мягкими и строгими), где учащиеся учатся анализировать запреты, объясняя их необходимость, т.к. запреты помогают соблюдать правила поведения. Составляют свои запреты. В итоге учащиеся приходят к выводу, что выражение запреты в мягкой, более деликатной форме помогает установить более благоприятный, теплый психологический климат в коллективе, семье. Например: «Пожалуйста, не сорите», «Просим соблюдать тишину», «Спасибо за то, что вы не дразните животных».
Далее идет знакомство со знаками – цель дать детям элементарные понятия о системе знаков, которые окружают человека (ребятам предлагается оформить расписание уроков через определенные знаки ).
Мы живем в такое время, когда средства массовой коммуникации играют в нашей жизни большую роль. Поэтому провожу знакомство с газетой, с ее жанрами (статья, зарисовка, фельетон, портрет, рассказ, заметка, хроника). В процессе беседы ученики анализируют хронику и заметку, чем они отличаются. Например: хроника. Что это такое? (маленькое короткое сообщение)
«С 4 по 8 марта в Нижнеудинске будет проходить выставка художника Ускова.»
Тут же дети сами находят недочеты и исправляют их.
«18 декабря в школе № 9 проводится открытый урок. На уроке присутствовали учителя других школ»
Нужно знать правила дорожного движения, потому что нельзя перебивать говорящего человека: ведь …
Что дает риторика? Дети на уроках чувствуют себя раскованней, не боятся отвечать, речь становиться ярче, образней, повышается активность. Постоянно звучит вопрос: «Почему? Докажу». Учащиеся получают риторические знания о том, как стать хорошим собеседником, как успешно выступить с сообщением на уроке, на школьном празднике перед большой аудиторией, как одержать победу в словесном споре. В повседневной жизни, на учебных занятиях или праздничных встречах с особым интересом слушают того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает. Центральное место в этом предмете занимают коммуникатовно – речевые задачи, которые формируют у учеников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и свое собственное), и главное – умение общаться, умение успешно пользоваться даром слова.
Преподавание риторики в школе — понятие риторики: предмет, проблемы и задачи
Конец 20 века и начало 21 века — время повышенного интереса со стороны науки и средств массовой информации к вопросам, связанным с культурой общения и культурой поведения человека. Состояние коммуникативной и нравственной культуры общества, а также уровень развития языковой и коммуникативной компетенции личности являются прямым отражением степени духовной нравственности общества.
Поэтому на современном этапе развития общества становится актуальным воспитание и формирование языковой личности, формирование ее нравственных и патриотических качеств.
Для современной педагогической науки вопросы нравственного воспитания школьника всегда были важны, а сегодня они стоят особенно остро. Это связано с тем, что экономические и политические неурядицы вызвали резкое снижение культуры языка, а также потерю желания общаться у многих носителей. Сведение межличностного общения к уровню обмена репликами, штампами и нежелание общаться необратимо ведет к обеднению личности, замедляет процесс усвоения установок и норм поведения.
Не случайно в настоящее время идет процесс возрождения такой древней науки, как риторика, основной задачей которой является именно обучение эффективной, правильной и целенаправленной речи. В настоящее время теория и практика риторического тренинга находятся в процессе дальнейшего развития и переосмысления предыдущего научного опыта в этой области.
История риторики — это история стилей жизни. Информационное общество порождает новый стиль жизни и требует новой риторики. Стилистическая задача новой риторики заключается в понимании и использовании всех видов слов и особенно устной публичной речи.
В настоящее время риторическое образование является одним из наиболее перспективных и значимых среди современных лингводидактических направлений, целью которых является формирование и воспитание грамотной речи учащихся.
Сегодня современная наука риторика ставит перед собой задачи, которые очень полно и кратко сформулировал русский лингвист и филолог Я.В. Рождественский. Задачи риторики он определяет так: «Первая задача риторики — умение быстро воспринимать речь во всех видах слов и извлекать необходимые смыслы, чтобы принимать оперативные решения, не увлекаться, не погружаться в деятельность, неблагоприятную для себя и для общества. Вторая задача риторики — умение придумывать мысли и действия и облекать их в форму речи, соответствующую обстоятельствам. Это означает умение создавать монолог, вести диалог и управлять системой речевого общения в своей компетенции. Обе задачи должны основываться на лингвистической культуре конкретного общества».
Особое место, обусловленное потребностями современного общества, занимает проблема обучения школьников навыкам устной публичной речи, умению грамотно и эффективно общаться в современных условиях, строить свою речь в соответствии с условиями и целями общения.
«Предметом современной риторики являются общие законы речевого поведения, действующие в различных коммуникативных ситуациях и сферах деятельности, и практические способы их применения для придания речи эффективности.»
Понятие риторики: предмет, проблемы и задачи
Риторика долгое время воспринималась как наука, навсегда оставшаяся в прошлом. Известный российский литературовед и филолог Л.М. Гаспаров в своей «Краткой литературной энциклопедии» закончил статью «Риторика» следующими словами: «В современном литературоведении термин «риторика» не употребляется». Возможно, критик был прав, но с 1960-х годов интерес к риторике неуклонно растет вместе с развитием грамматики текста. Это уже активно развивающаяся академическая дисциплина с хорошо организованной системой и сотнями монографий и статей.
Интерес к риторике возникает отчасти потому, что современные школы занимались в основном письменной речью и не уделяли много внимания развитию устной речи, особенно публичной. В школах детей не учили ораторскому искусству. Необходимость в нем обосновывалась растущей демократизацией общества, достижениями научно-технического прогресса.
Несмотря на то, что в настоящее время эта область теоретического знания является достаточно хорошо изученной научной дисциплиной, ученые до сих пор не могут договориться о единой концепции риторики. В разных научных трудах даются разные определения. Вот некоторые из них:
1) Риторика — это филологическая дисциплина, изучающая отношения между мыслями и словами;
2) Риторика — это филологическая дисциплина, которая занимается созданием художественно выразительной речи, особенно прозы и ораторского искусства;
3) Риторика — классическая наука о целенаправленном и уместном слове — сегодня является востребованным инструментом для управления и улучшения общественной жизни, для формирования личности через слово;
4) Риторика — изучение убеждающей, приукрашенной, эффективной и уместной речи;
5) Риторика — это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи.
Итак, рассмотрев некоторые определения риторики, можно сделать вывод, что риторика в первую очередь изучает речь человека, его речевое поведение. И это не случайно, ведь вся жизнь человека пронизана словами, без которых невозможно существование в обществе. Язык — это инструмент, с помощью которого человек оформляет свои мысли, общается с миром, знакомится с историческим прошлым своего народа. Риторика позволяет работать над языком, пытаться его модифицировать и выступает как «своего рода философская теория языка».
Определение Анны Константиновны Михальской кажется интересным. Она понимает риторику как теорию гармонизации речи. Действительно, в современном мире необходимо объединять участников общения, чтобы обеспечить наилучшее взаимопонимание между людьми. А это, в свою очередь, становится возможным именно благодаря созданию гармонии в общении в большей степени. Задача говорящего — пробудить внутреннее слово слушателя, создать гармоничные отношения с адресатом.
Риторика, как и любая другая наука, не существует изолированно. Это филологическая дисциплина, которая стоит в одном ряду с лингвистикой, семиотикой, стилистикой, психологией и текстологией. «Главная особенность риторики заключается в том, что она сосредоточена на структуре языковой личности отправителя и получателя речи — ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целенаправленного высказывания. В этом смысле риторика дополняет лингвистику, которая абстрагируется от человека и конкретных обстоятельств общения. Поэтому риторика — это персоналистическая теория речи».
Риторика, основанная на теории и мастерстве эффективной, целенаправленной речи, является ключом к овладению искусством человеческого общения, это одно из важнейших качеств, которое поможет студентам овладеть навыками устного публичного выступления, освоить те нормы и правила, по которым строится высказывание.
Риторика учит, как эффективно воздействовать на аудиторию, как добиться наибольшего успеха в публичных выступлениях.
Обзор программы риторики Т. А. Ладыженской
Основой школьного курса риторики сегодня является учебная программа, опубликованная Т. А. Ладыженской. Риторика преподается в школе с 1 по 11 класс.
Школьный курс риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) навыков. Это прежде всего практический предмет, который учит успешной коммуникации, то есть тому, как люди взаимодействуют в различных сферах деятельности.
В программе заложены идеи высокой морали, каждый класс работает с двумя блоками заданий: коммуникативные и речевые жанры.
Современная школьная риторика — это самостоятельный академический предмет. У него есть свои задачи:
1) Приобретение знаний о языке как знаковой системе и социальном явлении, его структуре, развитии и функционировании;
2) Приобретение навыков и умений использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основных норм русского литературного языка;
3) формирование навыков анализа и оценки языковых явлений и фактов;
4) Улучшение навыков письменной речи.
Этот курс называется «Риторика общения» и имеет следующие цели:
1) Научиться вежливому языку — значит научиться уважительному, дружелюбному общению;
2) Научиться выражать свои мысли своими словами;
3) Успешно общаться;
4) Ориентироваться в ситуации, правильно выбирать вербальные и невербальные средства для решения конкретной коммуникативной задачи.
Основываясь на теоретических описаниях, школьная риторика обучает детей в основном практическим навыкам, основанным на методических приемах:
1) Риторический анализ устных и письменных текстов;
2) Решение риторических задач;
3) Организация риторических игр.
Каждый урок включает тренировку органов речи и языка, ортологическую разминку (упражнения на освоение норм произношения и словообразования), импровизацию (различные стихи и монологи, развивающие спонтанную устную речь учащихся).
Эти методы помогают современным студентам анализировать собственную речь и речь однокурсников, решать поставленные коммуникативные задачи, учиться гибкому и уместному речевому поведению, развивать способность учитывать обстоятельства разговора для более эффективного общения.
Методы и приемы преподавания риторики учитывают психологические особенности современных студентов. Студенты лучше усваивают материал, если:
Повышение уровня культурного поведения и обучения позволяет сформировать навыки культурного, эффективного и ситуативного общения.
Говоря о методах обучения, нельзя не упомянуть о средствах, с помощью которых организуется весь учебный процесс.
Современная риторика — это не риторика XIX века. Риторика 21 века опирается на достижения современных гуманитарных наук: лингвистики, теории коммуникации, психологии общения, этики, логики, социологии. Поэтому средства, доступные современной школьной риторике, будут различаться по форме:
В совместной работе они помогают развивать мышление учащихся, учат их искать различные варианты решения одной и той же проблемы. В этом заключается важность риторики как предмета. Это помогает студенту стать человеком, который меньше переживает из-за неудачной коммуникативной ситуации.
Моральные и риторические идеи являются важной частью содержания риторики как школьного предмета. Они отражены в учебной программе предмета и пронизывают весь курс риторики. Учителя должны побуждать учеников думать о том, как общаться с людьми, об ответственности, которую они берут на себя за каждое слово.
Описание места предмета в учебном плане
Риторика — относительно новый предмет в школьной программе.
Преподавание риторики должно быть направлено на то, чтобы побудить студентов задуматься о том, как люди понимают и относятся друг к другу, а также о важности владения словом в современном мире.
Подобные размышления сформируют у выпускников школы систему взглядов и вкусов, благодаря чему вводится компонент риторических идей.
Важность данного курса подчеркивается и тем, что в условиях введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) студенты должны достичь таких профессиональных, метадисциплинарных и личностных результатов, как:
Все это говорит о том, что риторика занимает важное место в образовательном процессе, ведь в школьной среде ребенок растет и учится правильной и грамотной речи. Уважение к слову, а значит, и его понимание рождает уважение к человеку, помогает ему адаптироваться в обществе.
Риторика преподается за счет часов, отведенных на этот предмет (это предусмотрено учебным планом образовательной системы Школа). Общее время, отведенное на изучение предмета: 1-4 классы — 1 час в неделю, 5-9 классы — 1 час в неделю, 10-11 классы — 1 час в неделю.
Выше мы упоминали о важности увеличения количества часов риторики в неделю, поскольку этого времени часто не хватает для завершения курса.
Курс многогранен и предоставляет широкие возможности для интеграции с другими дисциплинами и формами работы. В частности, риторика помогает в проведении школьных праздников, конкурсов и выставок творческих работ учащихся.
Новый стандарт рекомендует вводить риторику в рамках внеклассных занятий, если риторика не может быть включена в основные предметы.
Стоит отметить, что программа носит примерный (эталонный) характер и каждый учитель может вносить свои изменения, учитывая специфику класса, успеваемость, достижения научно-технического прогресса.
Результатами курса должны быть личные универсальные учебные действия (далее «УУД»):
Основная часть урока должна быть посвящена практике, которая может включать риторический анализ устных и письменных текстов, риторические задания и игры, аргументы, доводы, споры, способные увлечь ребенка и в то же время показать важность изучения предмета.
Преподавание риторики должно быть последовательным и начинаться с самого простого, с того, что каждый ученик уже знает, затем постепенно усложнять его и доводить до более высокого уровня знаний.
Критический анализ программы по риторике Т. А. Ладыженской
Как уже упоминалось, программа по риторике «Школьная риторика» Т.А. Ладыженской в настоящее время является основным курсом для преподавания этого предмета в школе.
Это курс со своей логикой структуры, методами и средствами обучения. Основное внимание уделяется коммуникабельному человеку.
Структура программы для каждого класса соответствует одной и той же модели: сначала формулируются идеи, затем базовые навыки, которые должны быть сформированы к концу класса, и, наконец, конкретные навыки, которые формируются на основе концептуальных и инструментальных знаний.
Риторика преподается в школе с 1 по 11 класс. В своей статье я представлю обзор программ в классах с 5 по 8. Такой выбор обусловлен в первую очередь тем, что я принимала участие в преподавании этих уроков, поэтому могу объективно оценить ситуацию с преподаванием риторики в современной школе.
Давайте углубимся в анализ тем из 5-8 классов и посмотрим, как выглядит распределение тем по классам и сколько из них связано с устным публичным выступлением.
Такой акцент на устном публичном выступлении не случаен. Публичное выступление — это устная форма речи. Он подготовлен и проходит в ситуации живого общения. Здесь важно выразить свое отношение к тексту с помощью интонации, логических ударений, пауз, мимики, жестов. А иногда она оказывается настолько сложной, что говорящий «теряется», с трудом находит слова, словосочетания, предложения.
Чтобы выяснить уровень подготовки студентов к свободной устной речи, был проведен опрос среди студентов первого курса факультета филологии и истории. Студентам был задан единственный вопрос: «Учились ли вы говорить в школе?». Из 63 респондентов 11 (16%) ответили, что, безусловно, научились грамотно говорить и вести диалоги в школе; 17 (28%) затруднились ответить на вопрос; 35 студентов (56%) признались, что после окончания школы не владеют языком.
Такое количество респондентов, не владеющих языком, заставляет задуматься. Неслучайно этот опрос проводился в педагогическом колледже. Прежде всего, будущий учитель должен правильно говорить, четко выражать свои мысли. Поэтому тренировка навыков говорения должна начинаться в школе, желательно на уроках риторики, ведь подавляющее большинство респондентов, отвечая на вопрос о возможных причинах такой тренировки, заявили, что во всем виновата новая форма экзамена (ЕГЭ). Работа по строгому шаблону и плану не позволила студентам проявить свои способности к устной речи.
Все эти проблемы привели к тому, что недавно в школьную программу был включен предмет «Риторика» с целью улучшения языкового образования учащихся.
В современном обществе студенту просто необходимо обладать навыками публичных выступлений. В конце концов, от этого зависит его успех и самореализация. Выступать публично в том или ином виде приходится каждому ученику, готовя сообщение для класса, выступая на школьных праздниках, концертах, ассамблеях.
Чтобы говорить о публичных выступлениях, необходимо дать понятие этого термина. «Устная публичная речь — разновидность устной формы письменной речи, которая используется в различных видах публичных выступлений по общественно значимым вопросам».
Публичное выступление — основа ораторского искусства. Главная задача оратора — убедить, повлиять на слушателя, заставить аудиторию задуматься над темой обсуждения, выработать собственную позицию по этой теме.
На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».
Читайте дополнительные лекции:
Образовательный сайт для студентов и школьников
Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.
© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института
Риторика предмет в школе что изучают
(для четырехлетней начальной школы)
Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.
I. Пояснительная записка
Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»*
* Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2. – С. 47.
II. Общая характеристика учебного предмета
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Кратко охарактеризуем риторику как учебный предмет. В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Преподавание риторики как предмета филологического цикла может осуществляться за счёт часов, отведённых на изучение предметов этого цикла (так предусматривается в базисном учебном плане, предлагаемом Образовательной системой «Школа 2100»). Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики с 1-го по 4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа для каждого класса, общий объём учебного времени составляет 136 часов. Риторика даёт широкие возможности для проведения школьных праздников, конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д.
Если в условиях данного учебного заведения нет возможности включать риторику в число базовых учебных предметов, то целесообразно организовать обучение ей во второй половине дня. Важность этого предмета для младших школьников подчеркивается тем, что «Риторика» рекомендована для внеурочной деятельности новым стандартом.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач, которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению.
Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 1−4-го классов.
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Предметными результатами изучения курса «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
2-й класс
Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:
Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:
VI. Содержание учебного предмета
1 класс (34 часа)
Общение. Значение речи в жизни человека, общества
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
Текст. Речевые жанры
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
2 класс (34 часа)
Общение
Чему учит риторика. Что такое успешное общение.
Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).
Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.
Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.
Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.
Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).
Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.
Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).
Текст. Речевые жанры
Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.
Типы текстов.
Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.
Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.
Невыдуманный рассказ (о себе).
Вторичные тексты.
Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.
Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.
Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.
3-й класс (34 часа)
Общение
Речевые (коммуникативные) задачи.
Речевая деятельность.
Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.
Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).
Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.
Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.
Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо–невежливо–грубо. Добрые слова – добрые дела.
Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.
Текст. Речевые жанры
Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.
Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.
Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).
Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.
Вторичные речевые жанры.
Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.
Цитата в пересказах, её роль.
Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.
Типы текстов.
Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).
Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.
Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.
Рассказ по сюжетным рисункам.
4 класс (34 часа)
Общение
Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)
Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.
Особенности употребления несловесных средств.
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.
Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.
Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.
Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.
Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.
Текст. Речевые жанры.
Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.
Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).
Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.
Типы текстов.
Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.
Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Газетные информационные жанры.
Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.
Информационная заметка.
VII. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся
VIII. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации задач обучения риторике были изданы учебные пособия «Детская риторика» для начальной школы, методические рекомендации для учителей (под руководством доктора педагогических наук, профессора Т.А. Ладыженской). Эти учебные пособия (для 1, 2, 3, 4-го классов) активно используются учителями с 1992 г. и получили гриф «Рекомендовано» Министерства образования РФ. Они являются необходимым компонентом средств обучения риторике.
Кроме методических рекомендаций, изданных к каждому классу, учителям можно посоветовать познакомиться с методическими пособиями:
К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:
Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
Приведём примеры работ при использовании компьютера :
При использовании компьютера ученики применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами и т.д.), тем самым у школьников формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.
Безусловно, записи высказываний младших школьников, созданные учителем с помощью DVD (видеотехники), могут с успехом применяться для того, чтобы анализировать удачи и промахи при создании устных высказываний, что способствует развитию умений оценки и самооценки учеников.
Технические средства на уроках риторики широко привлекаются также при создании:
Анализируя и создавая тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.