Резной палисад что это такое
Вологодский резной палисад
Главное
История
Песня «Вологда» (композитор Борис Мокроусов, поэт Михаил Матусовский) была написана в 1956 году, но популярностью не пользовалась. Существует версия, по которой к Вологде песня отношения не имела, слово «Вологда» было вставлено ради рифмы. Группа «Песняры» в поисках песни советских авторов для своего репертуара обратилась к Матусовскому, который отдал им «Вологду». «Песняры» придумали оригинальную аранжировку, однако невероятный успех «Вологды» на первом же концерте стал неожиданностью для автора и исполнителей.
Вологда обладает хорошо сохранившимся, богатым и оригинальным наследием русской городской деревянной архитектуры. Всего три города в России сохранили большое количество деревянных домов XVIII – начала XX вв., а по разнообразию стилей Вологда уникальна. В городе представлены дворянские, купеческие и мещанские особняки, среди архитектурных стилей — классицизм, ампир и модерн.
Вологодские дома привлекают прежде всего сложным и изящным декором. Резьбой украшались карнизы, крыльцо, балконы, наличники, декоративные фронтоны. Специалисты говорят о резьбе как об «ажурной ленте мерного кружева», о «неудержимом потоке орнаментальной фантазии народных мастеров»
Резной палисад (заборчик, обрамляющий палисадник перед домом), вопреки песне, не совсем типичен для Вологды. Вологодские мастера всегда соблюдали меру: украшая резьбой наличники и карнизы, они не превращали ее в самоцель. Резные палисады, отвлекали бы от восприятия самого дома, поэтому их если и украшали резьбой, то гораздо скромнее. Кроме того, большинство палисадов были уничтожены в 60-е – 80-е годы XX века при расширении улиц Вологды.
Состояние
В Вологде есть несколько домов, которые претендуют на звание «того самого» дома с резным палисадом из песни. Первый из них – дом Иванова середины XIX века на улице Благовещенской. Резной палисад перед ним установлен в 2004 году, к 30-летию песни «Вологда» по инициативе местных журналистов и городской администрации. Кроме самого палисада, был установлен памятный знак – «памятник резному палисаду».
В 2010 году в Вологде проводился конкурс на лучший палисад, победителем был признан палисад частного дома по адресу улица Баранковская, 25, автор Альберт Величутин. Палисад выполнен в конце XX – начале XXI века.
Существует легенда, согласно которой в единственном на всю Вологду доме с резным палисадом на момент написания песни располагался кожно-венерологический диспансер. Достоверность легенды сомнительна.
Впечатления
В центре Вологды можно увидеть арт-объект «Резной палисад»: восемь деревянных полотен украшены традиционными вологодскими росписями.
В 2011 году в Вологде открылся Центр народных художественных промыслов и ремесел «Резной палисад», где сохраняются секреты народных промыслов и проводятся мастер- классы по художественной обработке дерева, а также по резьбе, берестоплетению, традиционной вышивке, гончарному делу и изготовлению кукол-оберегов. В Центре проводятся выставки, конкурсы и семинары мастеров-ремесленников, а также экскурсии, и игровые программы для гостей и жителей города. Детям предлагается квест «Тайны резного палисада».
Также в городе существует строительная фирма и линейка молочных продуктов «Резной палисад»
В Вологде остро стоит вопрос сохранности памятников деревянного зодчества: многие из них, несмотря на охранный статус, снесены, искажены переделками или находятся в аварийном состоянии и требуют срочного ремонта.
Где в Вологде находится тот самый «дом, где резной палисад»?!
Что знает человек, который никогда до сих пор не бывал в Вологде?! Ну конечно! То, что там в «дом, где резной палисад» «шлют за пакетом пакет», а «ненаглядная» все никак не отвечает. И не знает «песняр», «где же моя ненаглядная, где» 🙂
Поэтому что сделает гость Вологды первым делом, если у него есть пара-тройка часов свободного времени? Правильно! Пойдет искать тот самый «резной палисад». А вдруг он около «дома номер один» сохранился?
Так сказать, официально, тот самый резной палисад – дом Иванова, на Благовещенской, 24. Старый, красивый, двухэтажный дом XIX века с красивыми окнами и хитро врезанным кондиционером.
Дом вполне себе действующий – в нем офисы располагаются. Состояние на первый взгляд – вполне ничего себе, подкрасить бы не мешало. Резной палисад – на месте. Тут же власти поставили памятный знак, чтобы туристы были в курсе. Памятный знак лучше бы и не ставили. Он, прости господи, памятник на кладбище больше напоминает.
На карте сделал пометку, чтобы если что – не заблудились 🙂
Это была официальная точка зрения. Но мне больше по душе другая.
Когда вы пройдете Вологодский кремль и смотровую площадку со скамейкой «Посидим поокаем», то в конце концов обязательно дойдете до лавки народных промыслов, которая тоже находится в красивом деревянном доме с садом, со скамьей у ворот.
И называется она просто и со вкусом – «Резной палисад». Как найти – опять же на карте.
Кстати, если повернуться к палисаду спиной, то перед вами будет очень красивая церковь Варлаама Хутынского. Внутри побывать не смогли, надо было на соревнования бежать, но снаружи – очень красивая.
А еще там, рядом с этим «Резным палисадом» дорога аутентичная. Уж не знаю, то ли асфальт тут не держался, то ли специально сняли – но перед этим домом старая булыжная мостовая. Она в Вологде еще в нескольких местах есть. Но тут – больше всего.
И на этом резные палисады не заканчиваются.
Как минимум еще один есть недалеко от того, про который только что говорили. И этот дом, в отличие от других не офисный и не лавка-выставочный центр. А очень похоже на то, что вполне себе жилой.
И тоже с резьбой и наличниками и вообще очень симпатичный и в хорошем состоянии. Очень понравился.
Вологда: резной палисад, памятник писающей собачке, мельницы-столбовки и девушка с веслом
Для справки: город основан в 1147 году, в нём 310 тысяч жителей — вологжан.
Вологда — один из старейших городов Русского Севера, уважающий деревянное зодчество, а я адепт кружевных наличников и резных палисадов, поэтому наша встреча была неизбежной.
Чтоб не пропустить шедевры, перед поездкой я выписала «самые деревянные улицы»: Герцена, Мальцева, Благовещенская, Ленинградская, Воровского, Маяковского, Октябрьская, Советский проспект, и составила список особых домов, которым по 100 лет и даже больше.
«Резной палисад», ул. Засодимского, 5, в нём разместился центр народных промыслов.
Дом Пузан-Пузыревского с призраком хозяина, ул. Герцена, 35. В 1918 году в нём было американское посольство.
Дом коллежского асессора Ситникова, ул. Герцена, 36, в нём проживали три его дочери — Параша, Оля и Фая.
Дом купца Панева, ул. Герцена, 38. Стены внутри расписаны пейзажами в «голландском стиле», но проверить не удалось.
Дом Засецких из древнего рода воевод и стольников, ул. Ленинградская, 12.
Дом-путешественник, ул. Маяковского, 9. Стоял в вологодском Заречье, а в 1970-х его перенесли поближе к Кремлю.
Дом кружевниц, ул. Благовещенская, 20. В 1910 году дом принадлежал купцу Наумову, потом перешел в собственность купца Красильникова, который сдавал комнаты кружевницам, приезжавшим в Вологду. Отсюда и название. Сейчас в доме Центр ремёсел.
Дом Левашова в стиле ампир, ул. Герцена, 37. Он тоже деревянный!
В Туле тоже, казалось бы, полно деревянных домов, но они просто «пережиток», догнивают… В Вологде всё по другому — это их фишка и гордость. Они даже новострой возводят с имитацией фирменного стиля.
Город очень зелёный! И самое уважаемое дерево здесь — ракита.
Второе место у плюща.
Вологда входит в число городов, обладающих особо ценным историческим наследием: 224 памятника истории, архитектуры, культуры; 128 из них взяты под охрану государством.
Название города финно-угорского происхождения. «Вологда» — река с белой водой. Белая — в смысле прозрачная, чистая. В черте города течёт река с одноименным названием.
Вологодский кремль был заложен по приказу Ивана Грозного в 1567 году: 20 башен, 3-километровая стена, рвы, валы, оборонительная мощь. Первый камень заложили в день св. Иасона, и это дало кремлю второе название: Насон-город. Поэтично.
От древнего Кремля мало что сохранилось, только Архиерейский двор — так называемый внутренний «малый кремль», многочисленные соборы и валы.
Дом Петра Первого стоит по адресу Советский проспект, 47. Царь жил в этом скромном домике пять раз во время своих приездов в город. В постоянной экспозиции музея — личные вещи Петра. В интерьере — голландские печи со старинными изразцами.
Источник фото ru.wikipedia.org
Посидим, пООкаем? Я реально ждала, что мы приедем в Вологоду, а там гОлОва, мОлОко, Обнуление. И на каждом шагу все будут окать и удивляться: что ж мы так нагло акаем. Наверное, не там ходили. В той же Костроме народ окал увереннее. А вот памятники букве «О» есть! И не только ей. 🙂
«Дверь в…» стоит на ул. Маяковского, 1. Куда? Думаю, в собственные фантазии и ОбратнО.
«Птица-Говорун», которая умна, сообразительна и любит шиповниковый сироп — на проспекте Победы, 10.
Памятник электрическому фонарю и писающей собачке — на Пречистенской набережной, 10. :))) Мне кажется, или собачка патриотично выписывает букву «О»?
Фонарь — точная копия векового предшественника, в натуральную величину и стоит в том же самом месте — возле пешеходного моста.
«Я люблю Вологду» с гостеприимным «О» — на пл. Бабушкина, 5, у вокзала.
Буква «О» и скамейка «Посидим-поокаем» — на ул. Сергея Орлова, совсем недалеко от Кремля.
А ещё «Ооо!» невольно выскочило из меня при встрече с кариатидами гостиницы «Золотой якорь» XIX века. :))) Тут все эпитеты бессильны.
Соскучились по граффити? :)) Я нашла немного в Вологде.
Колизей, адронный коллайдер, стоунхэндж — как только не называют вологжане этот недострой во дворе дома 20-а на улице Конева. По факту это насосная станция из лихих 90-х, которая ни дня не качала. Зато сейчас качает! …мысли, эмоции, настроения. Крутая затея, жаль только тоже заброшенная.
Вечерняя школа на ул. Сергея Орлова, 1 приютила спящюю синь.
На опорах Красного моста и моста 800-летия — бойцы коронавирусных фронтов.
И, наконец, девушка с коромыслом на ул. Батюшкова, 7. Вся такая сказочная — с солнцем в волосах, вологодским домиком в руках и… мятным пряником за ухом.
Спассо-Прилуцкий монастырь (1371 г.) — один из самых древних и больших монастырей Русского Севера. Его основателю Димитрию Прилуцкому уже после смерти приписывают множество чудес — в основном, изгнание бесов.
Все же привыкли, что монастыри — образец аскетизма и скромности, а тут вдруг такие краски. Неожиданно. Адрес: Вологда, Монастырская улица, 2.
В музей деревянного зодчества в деревне Семёнково (это всего в 15 км от Вологды) мы поехали с одной единственной целью — на ветряные мельницы-столбовки посмотреть.
На Руси их ещё называли козловками, и сейчас на всю страну осталось два десятка таких мельниц. Привычный амбар с крыльями водружён на деревянный сруб (ряж), заполненный вязкой глиной или булыжником! Очень любопытно выглядит. Но ещё интересней факт, что амбар поворачивается вокруг вкопанного в землю столба-мертвяка. То есть не только крылья работают, но и весь домик вращается.
По легенде, хозяева ветряных мельниц заключали договор с нежитью, присутствие которой проявлялось невнятными голосами, шёпотом, стуком мельничных механизмов, внезапным дуновением ветра… Нежить требовала взяток, иногда человеческих жертвоприношений.
Интересно, нежить в музеи перекочевала?
Источник иллюстрации pm1.narvii.com
И ещё одно место, которое стоит посетить в окрестностях Вологды…
Все эти гипсовые доярки, спортсмены и одухотворенные дети были разбросаны по обочинам дорог Вологодской области. В 2019-м при ремонте трассы их не уничтожили, а собрали в один большой и дружный коллектив, переселив сюда — к придорожному кафе «Баранка». По-моему, круто! Наследие СССР, призванное когда-то повышать самосознание советского народа, теперь дарит улыбки всем, кто пытался проехать мимо. :))) И не проехал!
Как в любой ситуации, есть «марш несогласных», требующий вернуть фигуры в родные деревни. В принципе я понимаю и тех, и других, но однозначно на стороне бесплатного «музея». Я прыгала от скульптуры к скульптуре в таком детском восторге — словами не передать! А если бы они стояли по одиночке, растянувшись на много-много километров, скорее всего, я увидела бы их только из окошка машины и на больших скоростях.
Продолжение следует. Нас ждёт город Кириллов и Сиверское озеро.
Были в Вологде? Поделитесь своими впечатлениями. И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! 😉
Когда появился палисадник, как он выглядел в старину и зачем он нужен сегодня? 45 вдохновляющих примеров
Казалось бы, слово «палисад» явно означает что-то, связанное с садом. С другой стороны, в знаменитой песне «о Вологде-где» поется про «резной палисад». Так что же он все-таки собой представляет и каким его можно видеть на современных загородных участках?
Для начала отметим, что слово «пАлисад» не содержит в своем составе греческую приставку «поли», означающую множество (поливитамин, поликлиника, политехнический и т. п.). Считается, что русский язык усвоил его из французского: фр. Palissad — изгородь, забор. Изначально палисадом, или палисадником, называли собственно само ограждение, отделяющее домовладение от дороги, а со временем — еще и прилегающую к нему полоску земли со стороны придомовой территории, которую стали превращать в мини-садик. Вот и получается, что палисад может быть как резным, решетчатым, да хоть кованым, так, например, и благоухающим.
Существует также другая версия появления на Руси этого слова. В стародавние времена, чтобы защититься от «лихих людей», дома или целые поселения обносили частоколом — укреплением из вкопанных заостренных бревен, называемых «палями» (лат. Palus — кол). Всадили в землю «пали» — вот вам и палисад.
Вообще, в городе палисадники появились гораздо раньше, чем в деревне. Средневековая городская застройка была стихийной, хаотичной, и жилые дома в большинстве случаев ставились в глубине участков, на разном удалении от дороги, и огораживались от нее высоким сплошным забором. В XVIII веке, при расширении городов, власти взялись за упорядочение планировки и обязали хозяев возводить новые жилища, выдвигая их на «красную линию», то есть к улице. Чтобы окна дома не упирались в глухую ограду, ее стали делать более низкой и сквозной, а участок земли вдоль нее — засаживать душистой сиренью, черемухой, акацией или лиственными деревьями: кленами, каштанами, липами, тополями. Во-первых, их кроны должны были заслонять окна от любопытных прохожих, а во-вторых, хоть сколько-нибудь защищать жилище от дорожного шума и пыли. Последняя, кстати, была настоящей проблемой. Так, например, Н. В. Гоголь в «Мертвых душах» описывает «узенький палисадник, за решеткою которого находившиеся тоненькие деревца побелели от никогда не сходившей с них городской пыли».
«В городе много садов и палисадников, — клен, рябина, сирень и акации скрывали лица домов, сквозь зелень приветливо смотрели друг на друга маленькие окна с белыми занавесками, горшками герани, фуксии, бегонии на подоконниках и птичьими клетками на косяках». (М. Горький, «Городок Окуров»)
Чаще всего палисадники были совсем небольшими. Однако на просторных участках, с богатыми особняками, и их делали довольно обширными. Здесь не только сажали деревья и кустарники, но и устраивали розарии, разбивали клумбы. В таких палисадах хватало места, чтобы выстроить беседку или просто установить стол с плетеными креслами для чаепитий у самовара на свежем воздухе. Так или иначе, большой ли был палисадник или крохотный, его ухоженный вид говорил о благополучии обитателей дома.
В последней трети XIX века города стали активно перестраиваться, в том числе из-за значительного повышения земельного налога. В частных домовладениях возводились дополнительные флигели для сдачи внаем, и свободную площадь в виде большого палисада могли себе позволить далеко не многие. Расширение дорог тоже вело к упразднению садиков перед домами.
Что касается деревень, то, судя по дореволюционным фотографиям, даже в начале XX века никаких палисадников там не было и в помине. Крестьянские избы с надворными постройками выходили торцами непосредственно на улицу, а между ними сплошной стеной тянулись плетни или заборы, огораживающие дворы. Иногда в нескольких шагах от фасада могла быть установлена легкая загородка из горизонтальных жердей или росла пара деревьев, которые не давали скотине из прогоняемого вдоль домов стада забредать прямо под окна. В любом случае от каждой избы вся улица должна была хорошо просматриваться. Особенно если учесть, что там, где у городского дома находился палисадник, у деревенского обычно располагалась завалинка — место для вечерних посиделок и встреч с соседями.
Разумеется, быт и сама структура крестьянского подворья, например, в Малороссии и Архангельской губернии сильно различались. И что было принято в одних краях, не встречалось в других. Так что если в старину палисадники и имели место в деревнях, то, скорее всего, в южных регионах
Палисады в деревнях стали появляться уже в советское время. Чтобы оставалось больше места под огород (ну, и для красоты, конечно), перед домом обычно сажали плодовые деревья и ягодные кустарники, и весной вся деревенская улица благоухала, превращаясь в цветущую пышным цветом аллею. Но когда прямо сквозь населенные пункты стали прокладывать автотрассы, яблони и вишни начали потихоньку исчезать из палисадников. От шума и грязи люди загораживались березками, кустами сирени и черемухи, и мини-садики, как и раньше в городах, служили уже только для защиты и украшения жилища.
Обычная картина для деревни колхозных времен — палисадники, засаженные «золотыми шарами» (рудбекия), «королевской свечой» (коровяк) и разноцветной мальвой. При этом забор играл роль подпорки для высокорослых цветов, а чтобы домашняя птица не разгуливала по цветнику, его и с внутренней стороны тоже часто обносили невысокой загородкой.