Ретрит и випассана чем отличаются
Йога-тур, ретрит или випассана – в чем разница?
Репост
Всё чаще на йоговских сайтах и форумах можно встретить приглашения на ретрит. Когда я вижу, что ретрит проводится в курортном месте на море, меня начинают терзать смутные сомнения. Разве ретрит не означает уединение и тишину? И разве остались у нас пустынные морские берега, способствующие глубокому погружению в себя? Или слово «ретрит» стали использовать в каком-то ином значении? Я бывала в йога-турах, проходила ретриты и даже один раз участвовала в 10-дневной випассане. И, надо заметить, что последние две практики не имеют ничего общего с оздоровительным отдыхом на лоне природы. Давайте разбираться, что всё-таки стоит за этими словами.
Для продвинутых практиков йоги есть иные способы провести отпуск. Ретри́т, а также ритри́т (от англ. retreat) переводится как «уединение», «удаление от общества», «затворничество». Предполагается, что духовный искатель на время удаляется от мирской суеты, чтобы успокоить ум, взять под контроль эмоции и найти ответы на глубинные вопросы. Основоположником этой практики можно считать Будду Шакьямуни, который уединился от мира для познания себя и помощи другим живым существам в избавлении их от страданий. У буддийских монахов до сих пор есть традиция уходить в затворничество на три месяца (на период сезона дождей) или на более длительный срок. В настоящее время существуют ретритные центры, школы, монастыри и ашрамы по всему миру, которые предлагают уединенную практику на разные периоды времени в зависимости от целей – от нескольких дней до нескольких лет.
Ретриты бывают индивидуальными и коллективными. В групповом ретрите обязательно существует четкий распорядок дня, в котором сочетаются, например, статические и динамические медитации, а также установлены определенные нормы поведения, например, запрет на курение, употребление алкоголя, употребление убойной пищи. Нарушать эти правила недопустимо. Практики, выполняемые во время ретрита, могут быть разными – это зависит от школ и учителей. Часто ретриты проводятся в молчании.
Так что же тогда випассана? Глобально этим словом обозначают медитативные практики. У нас чаще всего под випассаной понимают ретрит, состоящий из медитативных практик, проходящий в полном молчании под руководством опытного наставника. Все контакты с внешним миром при этом полностью прекращаются: телефоны и прочие девайсы сдаются, общение может быть только с мастером и то обычно с помощью записок. Эта практика имеет также буддийские корни. Вообще випассана (пали) или випашьяна (санскр. vipaśyana) переводится как «медитация прозрения», «видение как-есть» или «высшее видение». Суть в том, что по мере развития концентрации (чаще на дыхании), тело и ум успокаиваются, приходит осознанность, а вместе с этим яркое и острое понимание себя и окружающих вещей как они есть. В России можно пройти 10-дневную випассану по методике индуистского мастера Сатья Гоенка: практика сводится к постоянной неподвижной медитации, которая прерывается лишь едой и сном. Существует также схема випассаны от Махаси Саядо – буддийского монаха из Бирмы, предложившего чередовать статичные медитационные сессии с практикой медитативной ходьбы. Я проходила випассану по второму варианту, в который также были включены асаны и пранаямы. Считаю его более щадящим для современного офисного человека. Если для вас и 20 минут просидеть неподвижно кажется жёсткой аскезой, не говоря уже о двух часах, а потом еще двух, и так несколько раз в день, то воспользуйтесь разработкой Махаси Саядо. Ну или просто езжайте в йога-тур, чтобы не мучиться.
Почему же сейчас пошла такая мода на «ретриты»? Дело в том, что сейчас словом «ретрит» всё чаще обозначают времяпрепровождение, посвящённое любой духовной практике. От первоначального смысла – затвора, в этом мало что остается. Поэтому, чтобы попасть туда, куда вам нужно, внимательно читайте описание и программу предлагаемой практики. И – в добрый путь на встречу с самим собой!
Что такое ретрит випассана и чем он отличается от ретрита Inside
Часть 1: История «Випассаны».
Если скучно, смотрите сразу часть 2
Випассана – это, пожалуй, самый известный ретрит в мире.
Випассана – это вид динамической, аналитической буддийской медитации (иногда её называют медитацией «проникновенного видения»). Практика випассаны с 10 века была практически забыта, но была возрождена в 18 веке в Мьянме (Бирме) монахом Медави. Он стал первым автором современных медитационных инструкций випассаны. Новая традиция развивалась в 19 и 20 веке и медитационные инструкции продолжали разрабатываться на основе сутт Палийского канона (собрания древних буддийских текстов, содержащих учение Будды).
Новая развившаяся традиция стала особенно процветать в 20 веке как «Движение Випассаны»
Как начиналось движение випассаны
Леди Саядо (выдающийся буддийский монах конца 19го – начала 20в.) укрепил практику випассаны, сделав революционный шаг – сделав её доступной для мирян. С этого момента началось активное развитие традиции вне монашества.
Сая Тхетджи стал первым учителем – мирянином в традиции Випассаны. 30 лет он обучал випассане всех, кто к нему приходил. Одним из его учеников был Саяджи У Ба Кхин. Тот, в свою очередь, работая в правительстве и свободно владея английским, начал обучать иностранцев также, как и бирманцев.
Одним из его учеников был известный всем Сатья Нараян Гоенка (1924-2013), который, в свою очередь, добился просто невероятных успехов в распространении медитации випассаны на Западе.
На данный момент «випассаной» чаще всего называют методики Махаси Саядо (который был монахом школы буддизма Тхеравады), либо С.Н. Гоенки (который был мирянином, преуспевающим предпринимателем, а затем – самым знаменитым учителем випассаны нашего времени). При чём в постсоветском пространстве больше распространены курсы Випассаны по Гоенке, а в традиционно буддийских странах – по Махаси Саядо.
Первый ретрит по Гоенке в России был проведён в 1993 году.
Что такое медитация випассана
Ретрит Випассана – это 10-дневный курс, в течение которого участник изучает основы техники медитации «випассана» и практикует этот метод в течение около 11-ти часов в день.
Во время практики соблюдается «благородная тишина», разделение полов, воздержание от любых физических контактов, от любых других духовных практик, от физических упражнений, прослушивания музыки, чтения, письма, контакта с внешним миром.
ЧАСТЬ 2: Чем ретрит випассана отличается от ретрита тишины INSIDE?
Существует множество подходов к проведению ретритов тишины. Многие из них, также как и випассана, имеют под собой определённую философскую или религиозную идею.
Когда человек решает поехать на ретрит, очень важно изучить и понимать зачем именно этот ретрит создан и какие задачи он решает.
Если Вы ставите перед собой именно эти цели, то випассана ретрит – это ретрит для вас. Если Вы ставите перед собой задачу обучиться медитации «випассана» в интенсивном формате, если Вы резонируете с идеей того, что данный вид медитации является той самой практикой, которая «приведёт Вас к просветлению» и Вы ставите перед собой эту задачу и полностью доверяете этому методу – вы нашли то, что искали.
В этой статье нам бы хотелось подчеркнуть, что Ретрит Тишины INSIDE – это не випассана, и не «разновидность випассаны». Это принципиально новый концепт ретритов, который имеет мало общего с випассаной. К слову, мы видим больше различий, чем смежных идей. Различается как базовая структура, философия, так и цель ретрита. Чтобы было нагляднее, мы представим для Вас небольшую сравнительную таблицу. В ней Вы подробнее узнаете о структуре и философии обоих ретритов.
И последнее,
Не смотря на огромное уважение к традиции буддийской медитации, мы хотели бы обратить Ваше внимание на огромное количество критических статей и материалов о випассана ретритах (в особенности по Гоенке). С нашей стороны было бы некорректно критиковать коллег. Однако, существует большое количество негативных отзывов, критических обзоров неэффективности структуры ретрита, субъективной интерпретации учений Будды, иерархической структуры, случаев деперсонализации, диссоциативных расстройств и негативных отзывов.
В англоязычном сегменте интернета огромное количество материалов, важных для ознакомления. Мы очень уважаем то, какую огромную роль сыграла практика випассаны в распространении и популяризации медитации на западе. И с глубоким уважением относимся к самой практике и её учителям. Но, несмотря на это, советуем быть внимательными. Випассана ретрит может быть очень интересным и глубоким опытом, если подойти к нему с мудростью и со знанием более широкой перспективы.
Ретрит INSIDE, в свою очередь, остаётся предельно открытым для критики и усовершенствования. Мы публикуем все отзывы без цензуры и планируем не отходить от этого правила и в дальнейшем. Мы стараемся быть предельно открытыми и предельно далёкими от определений культа, религиозной, авторитарной организации. Если у Вас есть замечания по поводу работы ретрита INSIDE – оставляйте их на страничке «отзывы» и мы обязательно их опубликуем.
ЗОЖ, йога, тишина: что такое ретрит-недвижимость
Ретрит (от англ. retreat — «уединение») — это удаление от внешнего (привычного) мира с целью посвятить все время самопознанию. Такая практика широко распространена во многих мировых религиях и культурах. Однако последние несколько лет ретриты стали популярны и среди обычных туристов, которые устали от суеты и шума мегаполисов.
Рассказываем, что такое ретрит-недвижимость, где ее искать и как туда попасть.
Без интернета и алкоголя
Сегодня существует множество форматов ретрит-отдыха — групповые, индивидуальные, в полной тишине, когда турист дает обет молчания, или даже в темноте, когда человек находится без света несколько дней и общается лишь с духовным наставником. Однако обычные граждане чаще всего выбирают такие виды ретрита, как йога- или ЗОЖ-туры.
Отличительной особенностью проживания в ретрит-комплексах является то, что отдыхающие обязаны отказаться от смартфонов, ноутбуков, кофе, сигарет и алкоголя. Кроме того, путешественникам, как правило, приходится временно перейти на вегетарианскую пищу. Единственным развлечением в некоторых ретрит-трипах является ауяаска — галлюциногенный отвар, который пьют в целях получения практических знаний об окружающей природе и достижения организмом человека целительных способностей. Обычно ретриты длятся не менее двух недель — этого времени хватает, чтобы познать себя и отказаться от городских привычек.
Самое популярное среди туристов место для ретритов — Азия. Путешественники могут остановиться в монастыре Копан, который расположен на высоком холме в Непале. Храм был построен в 1973 году. Здесь есть небольшие комнаты для туристов, которые могут выбрать вегетарианскую пищу или лечебное голодание, а также просторные залы, в которых проходят лекции по основам буддизма и тренировки по техникам медитации. На территории есть пространства с видом на город, где путешественники могут отдыхать и общаться. Главное достопримечательность здесь — фонтан, который украшает Ступа тысячи будд.
Еще одно место для любителей ретрита в Азии — Wonderland Healing Centre на тайском острове Панган. Здесь условия на порядок лучше, чем в монастыре. Ретрит-центр находится в окружении джунглей, а из окон номеров открывается вид на горы. В отличие от обычного отеля здесь вегетарианское меню, безалкогольный бар со смузи и соками, а также ежедневные занятия йогой и медитации на территории. Врачи помогают туристам подобрать подходящие детокс-программы. Также в Wonderland Healing Centre отсутствуют дискотеки и вечерняя анимация, что позволяет сосредоточиться гостям на самопознании.
Европа
В европейской провинции также можно найти большое количество предложений для ретрита. Например, в городе Бергслаген, в паре часов езды от Стокгольма, расположен йога-комплекс Shambala Gatherings. Он находится в окружении леса, рядом с озером. Здесь туристы могут арендовать номер с санузлом в одном из деревянных домов. Перед заселением путешественникам подбирают программу, которая включает не только занятия йогой, но и походы в лес с музыкальными практиками. Туристы могут выбрать веганское или вегетарианское меню.
Еще один ретрит-комплекс находится в финском городе Ловийса. От Хельсинки на машине сюда можно добраться за час. Villa Mandala Manor & Resort находится в сосновом лесу. Комплекс представляет с собой деревянную виллу с дизайнерскими номерами и столовой. Здесь предлагаются четырехдневные йога-туры, которые проходят исключительно на природе. Также в программу входит купание в специальных озерах и катание на велосипедах. Все это делается совместно с духовным наставникам.
Россия
В России ретрит-комплексы начали появляться совсем недавно. Самый крупный — EcoCamp на склоне одной из гор Бельбекской долины в Бахчисарайском районе Крыма. В комплексе можно арендовать двухместный коттедж из сруба дикой сосны, экобунгало в яблоневом саду, двухэтажный круглый дом на месте силы или заселиться в палаточный городок. Здесь ежедневно проходят не только занятия йогой, но и мастер-классы с философами, психологами, учителями сатсанги, эзотериками и даже ясновидцами.
В подмосковной Яхроме также находится ретрит-центр под названием «Сад радости». Он создан по принципу старых китайских садов и парков. Здесь есть два зала для занятий йогой и другими духовными практиками, две отдельные столовые и столько же открытых террас, на которых проходят семинары и лекции. В комплексе предусмотрены номера на 60 человек. На территории есть площадки для медитации и тренировок боевых искусств.
Випассана: личный опыт, побочные эффекты и техника безопасности
Моя поездка на море расстроилась и я поехала на випассану. Точнее, расстроили меня, а я расстроила поездку. Хотя, тот, с кем мы должны были ехать, не сильно расстроился, впрочем, теперь это всё совершенно неважно.
На випассану я хотела давно, примерно с тех пор, как люди, максимально далекие от каких-либо практик, случайно посетившие это мероприятие, строчили восторженные отзывы в жж, описывая свой мощный трансформационный опыт и растянутые во времени постэффекты: спокойствие, мудрость и наполненность любовью.
Обычно у тех, кто хоть что-то слышал про випассану, она ассоциируется с фамилией Гоенки. Был такой индус из Бирмы, серьёзный бизнесмен, который заинтересовался медитацией в связи с головными болями. Гоенка стал обучаться у известного мастера, а в конце 60-х начал преподавать сам, и то ли из-за наличия коммерческой жилки, то ли в знак благодарности за исцеление, а может, узрев свою великую миссию, основал сеть центров медитации. Метод, надо сказать, оказался настолько действенным, что вскоре пришлось расширять йогадельню — нанимать помощников и открывать филиалы по всему миру.
В семье Гоенки исповедовали индуизм, а его учитель буддийскую тхераваду, сам же метод в том виде, в котором его преподносил Гоенка, был задуман как внерелигиозный и внеконфессиональный. Таким он остается и по сей день: никаких тебе буддийских колокольчиков, свечей и благовоний, только практика, только хардкор. И это не фигура речи, випассана по Гоенке — это действительно серьёзное мероприятие для тела и ума, и для последнего происходящее является отнюдь не зарядкой, как можно подумать, а, скорее триатлоном Айронмен — тяжело, долго и многие сходят с дистанции не дойдя до финала.
Неприлично ранний подъем, запрет на гаджеты (их сдают при въезде) и всякую коммуникацию между участниками, необходимость сидеть в статичной позе с прямой спиной по 10 часов в день, скудное питание, а иногда и скученное проживание. Бывает, что из 100 человек уходят 40, причем случается это на 5-7 день, то есть когда более половины пути уже пройдено. Честные и глубокие ретрит-репорты финалистов можно найти в сети, хотя, читать их лучше после, чтобы не натягивать чужой опыт на личную историю.
Кстати, випассану, конечно же, придумал не Гоенка. Это древняя техника медитации, суть которой заключается в прозрении. Есть еще одна — шаматха, она про концентрацию. Короче и понятнее всего объяснил про это Пелевин: «Вот, например, выпили вы водки и не можете ключи от квартиры найти. И думаете: «Где ключи? Где ключи? Где ключи?» Это шаматха. А потом до вас доходит: «Господи, да я же совсем бухой…» Это випашьяна. У нас этим вся страна занимается, просто не знает».
По сравнению с гоенковской моя випассана оказалась несложной: всего 6 дней, практики по 7,5 часов, преимущественно сидячие, часть при ходьбе и стоя. Так как ретрит оказался буддийским, то были ещё лекции по традиции тхеравады, теории медитации и ежедневные церемонии с коллективным зачитыванием священных текстов на языке пали (распечатки выдавали всем при въезде). Церемонии, впрочем, разрешалось не посещать, либо просто тихо присутствовать. Я выбрала второе и попыталась сделать это дополнительной практикой.
Само мероприятие проходило в подмосковном буддийском центре, расположенном на территории бывшего пионерлагеря. Храм-ступа, большое административное здание, холл для медитаций, огромный шатёр и жилые корпуса. Санаторий имени Будды посреди русского соснового леса отстроила в середине 2000-х дзогчен община. Все это время там тусовались только свои, а несколько лет назад после смерти учителя место стали сдавать под ретриты и интенсивы дружественных организаций.
Режим был щадящим: подъем в 6.00, в 9 вечера заканчивалась последняя лекция, после которой все разбредались спать. Завтрак в 7.30, в 11.30 обед и в 18 часов вечерний чай с куском хлеба и сыра. Питание столовское, но вкусное, хоть и вегетарианское. В перерывах между медитациями и лекциями можно было гулять, лежать или спать. Общение и любая коммуникация запрещены, но в экстренных случаях можно было обратиться к организатору — попросить таблеток от вздутия живота или спросить, когда дадут отопление (первые несколько дней были очень влажными и холодными). Если появлялись срочные вопросы по технике или побочные психические эффекты доставляли существенный дискомфорт, то разрешалось взять 10-ти минутную беседу с учителем во время перерыва по предварительной записи.
Кстати об учителе. Ей оказалась довольно хрупкая женщина без возраста, на сайте было указано, что Надежда медитировала в монастырях Таиланда 10 лет и принимала обеты мэчи (женского монашества). Сначала я огорчилась, потому что имею одну навязанную мизогинную установку, из-за которой считаю, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем женщине достичь просветления. Но с установкой я работаю, поэтому решила, что женщина-учитель будет дополнительным стимулом поработать с неприятными интроектами.
Надежда оказалась прекрасным мастером, если здесь вообще уместны какие-либо оценочные суждения. Особенно поразила ее способность очень четко и быстро отвечать на вопросы — их можно было писать на листочках и кидать в специальный ящик, а после вечерней сессии организатор зачитывал их перед группой. Вопросы были разные: смешные, очевидные, сложные, некоторые требовали не только отличного знания теории, но и способности облекать ее в понятные мирянам образы. Надежда справлялась отлично, иногда даже было ощущение, что она мысленно подключается к какому-то внешнему информационному источнику. Острый, сосредоточенный и тренированный медитациями ум, помноженный на неплохой светский бэкграунд.
Диджитал-детоксить мне было легко, молчать тоже, и даже режим питания, поначалу вызвавший тревогу как у любителя есть часто и на ночь, на деле оказался более чем разумным, учитывая сниженную на период ретрита физическую активность. Телесный дискомфорт от многочасового пребывания в статичной позе был терпимым. Невыносимо сложным оказалось наблюдать свой ум.
Нельзя сказать, что я не ожидала побочных эффектов. Пару лет назад, решив самостоятельно углубить практику, всего за несколько недель я домедитировалась до депрессивного эпизода и обострения панических атак. Сначала я испугалась, но, поковыряв интернет, узнала, что эффекты такого рода нередкая история, особенно для персонажей, имеющих отягощенный психологический анамнез. Однако, самостоятельно продолжить упражнения я не решалась, хоть и впервые испытала в тот заплыв интересные состояния, которые по своей силе и сути могу сравниться разве что с запрещенными в нашей стране веществами. Но даже столь приятный опыт не мог заставить меня самостоятельно вернуться к медитации, и с помощью ретрита я надеялась бескомпромиссно внедрить практику в свою жизнь.
Я вспомнила всё. Всё, про что думала, что забыла, что не хотела помнить и что точно не должна была помнить. Запахи всех квартир, в которых бывала, случайные разговоры, вкус бабушкиных пирогов, которые последний раз ела в глубоком детстве. Халатик с гусями, который носила, когда лежала в больнице с перитонитом в 3,5 года, деревянные прутья своей детской кроватки и эту выщербинку на деке письменного стола. Детские лыжи цвета морской волны и сваренные папой стальные санки, на рейках которых мама по трафарету написала «Автородео». Занавески в школьной столовой, платье на дискотеке в девятом классе, первую помаду, сигарету, поцелуй. Пропитанные болью и отчаянием эпизоды.
Я не знаю, где, как и зачем хранится весь этот объем информации и что конкретно она собой представляет. Это не рисунки на скалах, не буквы на бумаге, не байты на жёстком диске. Присвоенные индивидуальным сознанием образы, возникающие внутри черепной коробки, часто определяющие поведение и настроение в настоящий момент. Каждую секунду мы можем вернуться в уже несуществующее прошлое и заново прожить любое событие. И регулярно с удовольствием, часто мазохистским, делаем это. Но кто тот, с кем случилось это прошлое? Девочка, лежащая с отеком Квинке в ожидании скорой — это я? А девочка, зовущая на помощь, когда ее отца избивают пьяные десантники — я? И та, которая узнает, что ее близкий насмерть сбил человека — тоже я? Но я — это та, которая пишет сейчас эти строки, а когда вы будете читать их, то я буду писать другие строки, гулять, есть свой невкусный салат с проростками фасоли. Или делать то, о чем сейчас не дерзну и помыслить. Буду ли это та же самая я? Точно нет.
Что касается самой медитации и главной задачи ретрита по тренировке ума, то здесь трудно оценивать успех. Субъективно не отвлекаться на мысли получилось 5 минут. 5 минут из чуть более чем 40 часов. «Те самые» состояния тоже были. Описать их сложно, но я бы сравнила испытанное со сценой из Матрицы. Помните, Нео, проглотив красную таблетку, перед тем как очнуться от морока системы в капсуле с биожижей, сидит в кресле в гостях у пока виртуальных повстанцев, и, облепленный электродами, смотрится в зеркало, а потом трогает его. Зеркало оказывается жидким, налипает на пальцы, ползет вверх по руке, а потом затекает в горло. Вот. Чем-то похожим были самые примечательные моменты ретрита. Когда немеешь изнутри, сворачиваешься и как будто исчезаешь, оставляя происходящее без деятеля. Всё несется внутрь тебя вместе с тобой самим. Такая лента Мёбиуса и бутылка Клейна, где ты — и лента с бутылкой и тот, кто внутри и снаружи.
А теперь позволю себе дать некоторые советы.
Правило «сет энд сеттинг» работает и здесь. Если в последнее время вы испытывали стресс, грустили, тревожились, и в целом ваш эмоциональный фон был снижен, то лучше отложить ретрит до более спокойных и стабильных времен (которые, возможно, никогда не наступят).
Если у вас в анамнезе есть тревожные, пограничные, депрессивные и другие расстройства, то, пожалуйста, будьте внимательны, осознавайте риски, советуйтесь со специалистами и для начала прочитайте статью «Темная сторона медитации» и комментарии к ней.
Если у вас рядом нет близких людей, готовых поддержать вас, когда после випассаны вы вдруг начнете разваливаться на части, а еще хуже, если есть «близкие», которые, видя ваше состояние, начнут тыкать в вас холодным железом равнодушия и снобизма, пожалуйста, задайте себе единственный вопрос — а я точно смогу выдержать это? Лично моя випассана, втиснутая между стрессами и приправленная ковидом, погрузила меня в такие темные пучины безысходности, что выплывать с этого дна теперь невероятно сложно.
Если вы едете на ретрит не с целью расслабиться и обрести гармонию, а чтобы разобраться в себе и получить ответы на фундаментальные вопросы бытия, то будьте готовы к тому, что могут вскрыться нарывы, трубы и люки, о наличии которых вы не подозревали. Чем вас затопит и куда утянет не знает никто. Поэтому, будьте благоразумны, слушайте интуицию, но помните, что субъективное дно может стать отличным трамплином для прыжка веры.