Ретрит и випассана чем отличаются

Йога-тур, ретрит или випассана – в чем разница?

Репост

Всё чаще на йоговских сайтах и форумах можно встретить приглашения на ретрит. Когда я вижу, что ретрит проводится в курортном месте на море, меня начинают терзать смутные сомнения. Разве ретрит не означает уединение и тишину? И разве остались у нас пустынные морские берега, способствующие глубокому погружению в себя? Или слово «ретрит» стали использовать в каком-то ином значении? Я бывала в йога-турах, проходила ретриты и даже один раз участвовала в 10-дневной випассане. И, надо заметить, что последние две практики не имеют ничего общего с оздоровительным отдыхом на лоне природы. Давайте разбираться, что всё-таки стоит за этими словами.

Ретрит и випассана чем отличаются

Для продвинутых практиков йоги есть иные способы провести отпуск. Ретри́т, а также ритри́т (от англ. retreat) переводится как «уединение», «удаление от общества», «затворничество». Предполагается, что духовный искатель на время удаляется от мирской суеты, чтобы успокоить ум, взять под контроль эмоции и найти ответы на глубинные вопросы. Основоположником этой практики можно считать Будду Шакьямуни, который уединился от мира для познания себя и помощи другим живым существам в избавлении их от страданий. У буддийских монахов до сих пор есть традиция уходить в затворничество на три месяца (на период сезона дождей) или на более длительный срок. В настоящее время существуют ретритные центры, школы, монастыри и ашрамы по всему миру, которые предлагают уединенную практику на разные периоды времени в зависимости от целей – от нескольких дней до нескольких лет.

Ретриты бывают индивидуальными и коллективными. В групповом ретрите обязательно существует четкий распорядок дня, в котором сочетаются, например, статические и динамические медитации, а также установлены определенные нормы поведения, например, запрет на курение, употребление алкоголя, употребление убойной пищи. Нарушать эти правила недопустимо. Практики, выполняемые во время ретрита, могут быть разными – это зависит от школ и учителей. Часто ретриты проводятся в молчании.

Ретрит и випассана чем отличаются

Так что же тогда випассана? Глобально этим словом обозначают медитативные практики. У нас чаще всего под випассаной понимают ретрит, состоящий из медитативных практик, проходящий в полном молчании под руководством опытного наставника. Все контакты с внешним миром при этом полностью прекращаются: телефоны и прочие девайсы сдаются, общение может быть только с мастером и то обычно с помощью записок. Эта практика имеет также буддийские корни. Вообще випассана (пали) или випашьяна (санскр. vipaśyana) переводится как «медитация прозрения», «видение как-есть» или «высшее видение». Суть в том, что по мере развития концентрации (чаще на дыхании), тело и ум успокаиваются, приходит осознанность, а вместе с этим яркое и острое понимание себя и окружающих вещей как они есть. В России можно пройти 10-дневную випассану по методике индуистского мастера Сатья Гоенка: практика сводится к постоянной неподвижной медитации, которая прерывается лишь едой и сном. Существует также схема випассаны от Махаси Саядо – буддийского монаха из Бирмы, предложившего чередовать статичные медитационные сессии с практикой медитативной ходьбы. Я проходила випассану по второму варианту, в который также были включены асаны и пранаямы. Считаю его более щадящим для современного офисного человека. Если для вас и 20 минут просидеть неподвижно кажется жёсткой аскезой, не говоря уже о двух часах, а потом еще двух, и так несколько раз в день, то воспользуйтесь разработкой Махаси Саядо. Ну или просто езжайте в йога-тур, чтобы не мучиться.

Почему же сейчас пошла такая мода на «ретриты»? Дело в том, что сейчас словом «ретрит» всё чаще обозначают времяпрепровождение, посвящённое любой духовной практике. От первоначального смысла – затвора, в этом мало что остается. Поэтому, чтобы попасть туда, куда вам нужно, внимательно читайте описание и программу предлагаемой практики. И – в добрый путь на встречу с самим собой!

Источник

Что такое ретрит випассана и чем он отличается от ретрита Inside

Часть 1: История «Випассаны».
Если скучно, смотрите сразу часть 2

Випассана – это, пожалуй, самый известный ретрит в мире.

Випассана – это вид динамической, аналитической буддийской медитации (иногда её называют медитацией «проникновенного видения»). Практика випассаны с 10 века была практически забыта, но была возрождена в 18 веке в Мьянме (Бирме) монахом Медави. Он стал первым автором современных медитационных инструкций випассаны. Новая традиция развивалась в 19 и 20 веке и медитационные инструкции продолжали разрабатываться на основе сутт Палийского канона (собрания древних буддийских текстов, содержащих учение Будды).

Новая развившаяся традиция стала особенно процветать в 20 веке как «Движение Випассаны»

Ретрит и випассана чем отличаются

Как начиналось движение випассаны

Леди Саядо (выдающийся буддийский монах конца 19го – начала 20в.) укрепил практику випассаны, сделав революционный шаг – сделав её доступной для мирян. С этого момента началось активное развитие традиции вне монашества.

Сая Тхетджи стал первым учителем – мирянином в традиции Випассаны. 30 лет он обучал випассане всех, кто к нему приходил. Одним из его учеников был Саяджи У Ба Кхин. Тот, в свою очередь, работая в правительстве и свободно владея английским, начал обучать иностранцев также, как и бирманцев.

Одним из его учеников был известный всем Сатья Нараян Гоенка (1924-2013), который, в свою очередь, добился просто невероятных успехов в распространении медитации випассаны на Западе.

Ретрит и випассана чем отличаются

На данный момент «випассаной» чаще всего называют методики Махаси Саядо (который был монахом школы буддизма Тхеравады), либо С.Н. Гоенки (который был мирянином, преуспевающим предпринимателем, а затем – самым знаменитым учителем випассаны нашего времени). При чём в постсоветском пространстве больше распространены курсы Випассаны по Гоенке, а в традиционно буддийских странах – по Махаси Саядо.

Первый ретрит по Гоенке в России был проведён в 1993 году.

Что такое медитация випассана

Ретрит Випассана – это 10-дневный курс, в течение которого участник изучает основы техники медитации «випассана» и практикует этот метод в течение около 11-ти часов в день.

Во время практики соблюдается «благородная тишина», разделение полов, воздержание от любых физических контактов, от любых других духовных практик, от физических упражнений, прослушивания музыки, чтения, письма, контакта с внешним миром.

Ретрит и випассана чем отличаются

ЧАСТЬ 2: Чем ретрит випассана отличается от ретрита тишины INSIDE?

Существует множество подходов к проведению ретритов тишины. Многие из них, также как и випассана, имеют под собой определённую философскую или религиозную идею.

Когда человек решает поехать на ретрит, очень важно изучить и понимать зачем именно этот ретрит создан и какие задачи он решает.

Если Вы ставите перед собой именно эти цели, то випассана ретрит – это ретрит для вас. Если Вы ставите перед собой задачу обучиться медитации «випассана» в интенсивном формате, если Вы резонируете с идеей того, что данный вид медитации является той самой практикой, которая «приведёт Вас к просветлению» и Вы ставите перед собой эту задачу и полностью доверяете этому методу – вы нашли то, что искали.

В этой статье нам бы хотелось подчеркнуть, что Ретрит Тишины INSIDE – это не випассана, и не «разновидность випассаны». Это принципиально новый концепт ретритов, который имеет мало общего с випассаной. К слову, мы видим больше различий, чем смежных идей. Различается как базовая структура, философия, так и цель ретрита. Чтобы было нагляднее, мы представим для Вас небольшую сравнительную таблицу. В ней Вы подробнее узнаете о структуре и философии обоих ретритов.

Ретрит и випассана чем отличаются

Ретрит и випассана чем отличаются

И последнее,

Не смотря на огромное уважение к традиции буддийской медитации, мы хотели бы обратить Ваше внимание на огромное количество критических статей и материалов о випассана ретритах (в особенности по Гоенке). С нашей стороны было бы некорректно критиковать коллег. Однако, существует большое количество негативных отзывов, критических обзоров неэффективности структуры ретрита, субъективной интерпретации учений Будды, иерархической структуры, случаев деперсонализации, диссоциативных расстройств и негативных отзывов.

В англоязычном сегменте интернета огромное количество материалов, важных для ознакомления. Мы очень уважаем то, какую огромную роль сыграла практика випассаны в распространении и популяризации медитации на западе. И с глубоким уважением относимся к самой практике и её учителям. Но, несмотря на это, советуем быть внимательными. Випассана ретрит может быть очень интересным и глубоким опытом, если подойти к нему с мудростью и со знанием более широкой перспективы.

Ретрит INSIDE, в свою очередь, остаётся предельно открытым для критики и усовершенствования. Мы публикуем все отзывы без цензуры и планируем не отходить от этого правила и в дальнейшем. Мы стараемся быть предельно открытыми и предельно далёкими от определений культа, религиозной, авторитарной организации. Если у Вас есть замечания по поводу работы ретрита INSIDE – оставляйте их на страничке «отзывы» и мы обязательно их опубликуем.

Источник

ЗОЖ, йога, тишина: что такое ретрит-недвижимость

Ретрит и випассана чем отличаются

Ретрит (от англ. retreat — «уединение») — это удаление от внешнего (привычного) мира с целью посвятить все время самопознанию. Такая практика широко распространена во многих мировых религиях и культурах. Однако последние несколько лет ретриты стали популярны и среди обычных туристов, которые устали от суеты и шума мегаполисов.

Рассказываем, что такое ретрит-недвижимость, где ее искать и как туда попасть.

Без интернета и алкоголя

Сегодня существует множество форматов ретрит-отдыха — групповые, индивидуальные, в полной тишине, когда турист дает обет молчания, или даже в темноте, когда человек находится без света несколько дней и общается лишь с духовным наставником. Однако обычные граждане чаще всего выбирают такие виды ретрита, как йога- или ЗОЖ-туры.

Отличительной особенностью проживания в ретрит-комплексах является то, что отдыхающие обязаны отказаться от смартфонов, ноутбуков, кофе, сигарет и алкоголя. Кроме того, путешественникам, как правило, приходится временно перейти на вегетарианскую пищу. Единственным развлечением в некоторых ретрит-трипах является ауяаска — галлюциногенный отвар, который пьют в целях получения практических знаний об окружающей природе и достижения организмом человека целительных способностей. Обычно ретриты длятся не менее двух недель — этого времени хватает, чтобы познать себя и отказаться от городских привычек.

Ретрит и випассана чем отличаются

Самое популярное среди туристов место для ретритов — Азия. Путешественники могут остановиться в монастыре Копан, который расположен на высоком холме в Непале. Храм был построен в 1973 году. Здесь есть небольшие комнаты для туристов, которые могут выбрать вегетарианскую пищу или лечебное голодание, а также просторные залы, в которых проходят лекции по основам буддизма и тренировки по техникам медитации. На территории есть пространства с видом на город, где путешественники могут отдыхать и общаться. Главное достопримечательность здесь — фонтан, который украшает Ступа тысячи будд.

Ретрит и випассана чем отличаются

Еще одно место для любителей ретрита в Азии — Wonderland Healing Centre на тайском острове Панган. Здесь условия на порядок лучше, чем в монастыре. Ретрит-центр находится в окружении джунглей, а из окон номеров открывается вид на горы. В отличие от обычного отеля здесь вегетарианское меню, безалкогольный бар со смузи и соками, а также ежедневные занятия йогой и медитации на территории. Врачи помогают туристам подобрать подходящие детокс-программы. Также в Wonderland Healing Centre отсутствуют дискотеки и вечерняя анимация, что позволяет сосредоточиться гостям на самопознании.

Ретрит и випассана чем отличаются

Европа

В европейской провинции также можно найти большое количество предложений для ретрита. Например, в городе Бергслаген, в паре часов езды от Стокгольма, расположен йога-комплекс Shambala Gatherings. Он находится в окружении леса, рядом с озером. Здесь туристы могут арендовать номер с санузлом в одном из деревянных домов. Перед заселением путешественникам подбирают программу, которая включает не только занятия йогой, но и походы в лес с музыкальными практиками. Туристы могут выбрать веганское или вегетарианское меню.

Ретрит и випассана чем отличаются

Еще один ретрит-комплекс находится в финском городе Ловийса. От Хельсинки на машине сюда можно добраться за час. Villa Mandala Manor & Resort находится в сосновом лесу. Комплекс представляет с собой деревянную виллу с дизайнерскими номерами и столовой. Здесь предлагаются четырехдневные йога-туры, которые проходят исключительно на природе. Также в программу входит купание в специальных озерах и катание на велосипедах. Все это делается совместно с духовным наставникам.

Ретрит и випассана чем отличаются

Россия

В России ретрит-комплексы начали появляться совсем недавно. Самый крупный — EcoCamp на склоне одной из гор Бельбекской долины в Бахчисарайском районе Крыма. В комплексе можно арендовать двухместный коттедж из сруба дикой сосны, экобунгало в яблоневом саду, двухэтажный круглый дом на месте силы или заселиться в палаточный городок. Здесь ежедневно проходят не только занятия йогой, но и мастер-классы с философами, психологами, учителями сатсанги, эзотериками и даже ясновидцами.

Ретрит и випассана чем отличаются

В подмосковной Яхроме также находится ретрит-центр под названием «Сад радости». Он создан по принципу старых китайских садов и парков. Здесь есть два зала для занятий йогой и другими духовными практиками, две отдельные столовые и столько же открытых террас, на которых проходят семинары и лекции. В комплексе предусмотрены номера на 60 человек. На территории есть площадки для медитации и тренировок боевых искусств.

Источник

Випассана: личный опыт, побочные эффекты и техника безопасности

Моя поездка на море расстроилась и я поехала на випассану. Точнее, расстроили меня, а я расстроила поездку. Хотя, тот, с кем мы должны были ехать, не сильно расстроился, впрочем, теперь это всё совершенно неважно.

На випассану я хотела давно, примерно с тех пор, как люди, максимально далекие от каких-либо практик, случайно посетившие это мероприятие, строчили восторженные отзывы в жж, описывая свой мощный трансформационный опыт и растянутые во времени постэффекты: спокойствие, мудрость и наполненность любовью.

Обычно у тех, кто хоть что-то слышал про випассану, она ассоциируется с фамилией Гоенки. Был такой индус из Бирмы, серьёзный бизнесмен, который заинтересовался медитацией в связи с головными болями. Гоенка стал обучаться у известного мастера, а в конце 60-х начал преподавать сам, и то ли из-за наличия коммерческой жилки, то ли в знак благодарности за исцеление, а может, узрев свою великую миссию, основал сеть центров медитации. Метод, надо сказать, оказался настолько действенным, что вскоре пришлось расширять йогадельню — нанимать помощников и открывать филиалы по всему миру.

В семье Гоенки исповедовали индуизм, а его учитель буддийскую тхераваду, сам же метод в том виде, в котором его преподносил Гоенка, был задуман как внерелигиозный и внеконфессиональный. Таким он остается и по сей день: никаких тебе буддийских колокольчиков, свечей и благовоний, только практика, только хардкор. И это не фигура речи, випассана по Гоенке — это действительно серьёзное мероприятие для тела и ума, и для последнего происходящее является отнюдь не зарядкой, как можно подумать, а, скорее триатлоном Айронмен — тяжело, долго и многие сходят с дистанции не дойдя до финала.

Неприлично ранний подъем, запрет на гаджеты (их сдают при въезде) и всякую коммуникацию между участниками, необходимость сидеть в статичной позе с прямой спиной по 10 часов в день, скудное питание, а иногда и скученное проживание. Бывает, что из 100 человек уходят 40, причем случается это на 5-7 день, то есть когда более половины пути уже пройдено. Честные и глубокие ретрит-репорты финалистов можно найти в сети, хотя, читать их лучше после, чтобы не натягивать чужой опыт на личную историю.

Кстати, випассану, конечно же, придумал не Гоенка. Это древняя техника медитации, суть которой заключается в прозрении. Есть еще одна — шаматха, она про концентрацию. Короче и понятнее всего объяснил про это Пелевин: «Вот, например, выпили вы водки и не можете ключи от квартиры найти. И думаете: «Где ключи? Где ключи? Где ключи?» Это шаматха. А потом до вас доходит: «Господи, да я же совсем бухой…» Это випашьяна. У нас этим вся страна занимается, просто не знает».

По сравнению с гоенковской моя випассана оказалась несложной: всего 6 дней, практики по 7,5 часов, преимущественно сидячие, часть при ходьбе и стоя. Так как ретрит оказался буддийским, то были ещё лекции по традиции тхеравады, теории медитации и ежедневные церемонии с коллективным зачитыванием священных текстов на языке пали (распечатки выдавали всем при въезде). Церемонии, впрочем, разрешалось не посещать, либо просто тихо присутствовать. Я выбрала второе и попыталась сделать это дополнительной практикой.

Само мероприятие проходило в подмосковном буддийском центре, расположенном на территории бывшего пионерлагеря. Храм-ступа, большое административное здание, холл для медитаций, огромный шатёр и жилые корпуса. Санаторий имени Будды посреди русского соснового леса отстроила в середине 2000-х дзогчен община. Все это время там тусовались только свои, а несколько лет назад после смерти учителя место стали сдавать под ретриты и интенсивы дружественных организаций.

Режим был щадящим: подъем в 6.00, в 9 вечера заканчивалась последняя лекция, после которой все разбредались спать. Завтрак в 7.30, в 11.30 обед и в 18 часов вечерний чай с куском хлеба и сыра. Питание столовское, но вкусное, хоть и вегетарианское. В перерывах между медитациями и лекциями можно было гулять, лежать или спать. Общение и любая коммуникация запрещены, но в экстренных случаях можно было обратиться к организатору — попросить таблеток от вздутия живота или спросить, когда дадут отопление (первые несколько дней были очень влажными и холодными). Если появлялись срочные вопросы по технике или побочные психические эффекты доставляли существенный дискомфорт, то разрешалось взять 10-ти минутную беседу с учителем во время перерыва по предварительной записи.

Кстати об учителе. Ей оказалась довольно хрупкая женщина без возраста, на сайте было указано, что Надежда медитировала в монастырях Таиланда 10 лет и принимала обеты мэчи (женского монашества). Сначала я огорчилась, потому что имею одну навязанную мизогинную установку, из-за которой считаю, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем женщине достичь просветления. Но с установкой я работаю, поэтому решила, что женщина-учитель будет дополнительным стимулом поработать с неприятными интроектами.

Надежда оказалась прекрасным мастером, если здесь вообще уместны какие-либо оценочные суждения. Особенно поразила ее способность очень четко и быстро отвечать на вопросы — их можно было писать на листочках и кидать в специальный ящик, а после вечерней сессии организатор зачитывал их перед группой. Вопросы были разные: смешные, очевидные, сложные, некоторые требовали не только отличного знания теории, но и способности облекать ее в понятные мирянам образы. Надежда справлялась отлично, иногда даже было ощущение, что она мысленно подключается к какому-то внешнему информационному источнику. Острый, сосредоточенный и тренированный медитациями ум, помноженный на неплохой светский бэкграунд.

Диджитал-детоксить мне было легко, молчать тоже, и даже режим питания, поначалу вызвавший тревогу как у любителя есть часто и на ночь, на деле оказался более чем разумным, учитывая сниженную на период ретрита физическую активность. Телесный дискомфорт от многочасового пребывания в статичной позе был терпимым. Невыносимо сложным оказалось наблюдать свой ум.

Нельзя сказать, что я не ожидала побочных эффектов. Пару лет назад, решив самостоятельно углубить практику, всего за несколько недель я домедитировалась до депрессивного эпизода и обострения панических атак. Сначала я испугалась, но, поковыряв интернет, узнала, что эффекты такого рода нередкая история, особенно для персонажей, имеющих отягощенный психологический анамнез. Однако, самостоятельно продолжить упражнения я не решалась, хоть и впервые испытала в тот заплыв интересные состояния, которые по своей силе и сути могу сравниться разве что с запрещенными в нашей стране веществами. Но даже столь приятный опыт не мог заставить меня самостоятельно вернуться к медитации, и с помощью ретрита я надеялась бескомпромиссно внедрить практику в свою жизнь.

Я вспомнила всё. Всё, про что думала, что забыла, что не хотела помнить и что точно не должна была помнить. Запахи всех квартир, в которых бывала, случайные разговоры, вкус бабушкиных пирогов, которые последний раз ела в глубоком детстве. Халатик с гусями, который носила, когда лежала в больнице с перитонитом в 3,5 года, деревянные прутья своей детской кроватки и эту выщербинку на деке письменного стола. Детские лыжи цвета морской волны и сваренные папой стальные санки, на рейках которых мама по трафарету написала «Автородео». Занавески в школьной столовой, платье на дискотеке в девятом классе, первую помаду, сигарету, поцелуй. Пропитанные болью и отчаянием эпизоды.

Я не знаю, где, как и зачем хранится весь этот объем информации и что конкретно она собой представляет. Это не рисунки на скалах, не буквы на бумаге, не байты на жёстком диске. Присвоенные индивидуальным сознанием образы, возникающие внутри черепной коробки, часто определяющие поведение и настроение в настоящий момент. Каждую секунду мы можем вернуться в уже несуществующее прошлое и заново прожить любое событие. И регулярно с удовольствием, часто мазохистским, делаем это. Но кто тот, с кем случилось это прошлое? Девочка, лежащая с отеком Квинке в ожидании скорой — это я? А девочка, зовущая на помощь, когда ее отца избивают пьяные десантники — я? И та, которая узнает, что ее близкий насмерть сбил человека — тоже я? Но я — это та, которая пишет сейчас эти строки, а когда вы будете читать их, то я буду писать другие строки, гулять, есть свой невкусный салат с проростками фасоли. Или делать то, о чем сейчас не дерзну и помыслить. Буду ли это та же самая я? Точно нет.

Что касается самой медитации и главной задачи ретрита по тренировке ума, то здесь трудно оценивать успех. Субъективно не отвлекаться на мысли получилось 5 минут. 5 минут из чуть более чем 40 часов. «Те самые» состояния тоже были. Описать их сложно, но я бы сравнила испытанное со сценой из Матрицы. Помните, Нео, проглотив красную таблетку, перед тем как очнуться от морока системы в капсуле с биожижей, сидит в кресле в гостях у пока виртуальных повстанцев, и, облепленный электродами, смотрится в зеркало, а потом трогает его. Зеркало оказывается жидким, налипает на пальцы, ползет вверх по руке, а потом затекает в горло. Вот. Чем-то похожим были самые примечательные моменты ретрита. Когда немеешь изнутри, сворачиваешься и как будто исчезаешь, оставляя происходящее без деятеля. Всё несется внутрь тебя вместе с тобой самим. Такая лента Мёбиуса и бутылка Клейна, где ты — и лента с бутылкой и тот, кто внутри и снаружи.

А теперь позволю себе дать некоторые советы.

Правило «сет энд сеттинг» работает и здесь. Если в последнее время вы испытывали стресс, грустили, тревожились, и в целом ваш эмоциональный фон был снижен, то лучше отложить ретрит до более спокойных и стабильных времен (которые, возможно, никогда не наступят).

Если у вас в анамнезе есть тревожные, пограничные, депрессивные и другие расстройства, то, пожалуйста, будьте внимательны, осознавайте риски, советуйтесь со специалистами и для начала прочитайте статью «Темная сторона медитации» и комментарии к ней.

Если у вас рядом нет близких людей, готовых поддержать вас, когда после випассаны вы вдруг начнете разваливаться на части, а еще хуже, если есть «близкие», которые, видя ваше состояние, начнут тыкать в вас холодным железом равнодушия и снобизма, пожалуйста, задайте себе единственный вопрос — а я точно смогу выдержать это? Лично моя випассана, втиснутая между стрессами и приправленная ковидом, погрузила меня в такие темные пучины безысходности, что выплывать с этого дна теперь невероятно сложно.

Если вы едете на ретрит не с целью расслабиться и обрести гармонию, а чтобы разобраться в себе и получить ответы на фундаментальные вопросы бытия, то будьте готовы к тому, что могут вскрыться нарывы, трубы и люки, о наличии которых вы не подозревали. Чем вас затопит и куда утянет не знает никто. Поэтому, будьте благоразумны, слушайте интуицию, но помните, что субъективное дно может стать отличным трамплином для прыжка веры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *