Реконструкция первобытных людей 5 класс что такое
Объясните значение слова по истории (5 класс, Вигасин учебник): первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция
Первобытные люди занимались охотой, собирательством, использовали примитивные орудия труда- каменные рубила, топоры и скребки. В то время еще не существовало письменности.
Орудием труда назывался предмет из натурального материала (камень, кость животного, кусок дерева), который человек обработал и использовал в своей жизни для охоты, защиты или в хозяйственных целях.
Собирательство – это одно из первых примитивных занятий древнего человека. Оно относится к типу присваивающего хозяйства, так как в процессе человек ничего не создает, а только присваивает то, что дает ему природа.
Археолог- это ученый-историк, который занимается описанием и исследованием жизни древних людей по останкам их жилищ, орудий труда, вооружения и захоронений, которые сохранились в земле. Для изучения первобытных обществ археология иногда является единственным способом получить данные о жизни в древности, так как письменных источников еще не существовало.
Реконструкция – это способ, который используют ученые, чтобы на основе археологических данных рассказать о том, как жили древние люди. Они воссоздают жилища и орудия труда, которые затем описываются в учебниках истории.
Реконструкция первобытных людей 5 класс что такое
Овладение огнем и изобретение одежды позволили человеку более широко расселяться по Земле, осваивать области с более холодным климатом.
Как изменилась жизнь первобытных людей после овладения огнем?
Жилище первобытного человека. Реконструкция
Примерно 40 тысяч лет назад на Земле появился человек, который внешне напоминал современного. Его называют «человек разумный». Он ходил не сутулясь, был строен и имел развитый мозг.
Чем отличался человек разумный от своего более древнего предка?
Человек разумный. Реконструкция
С появлением человека разумного совершенствование орудий труда пошло быстрее. Люди научились делать их не только из камня, но и из кости. Из нее, например, делали шилья, иглы, которые облегчали изготовление одежды. Из кости вытачивали рыболовные крючки и гарпуны, что позволило добывать рыбу. В это же время люди научились делать лодки. Но самым важным изобретением стал лук со стрелами. Стрела летела дальше и поражала цель точнее, чем копье охотника. Основными занятиями древних людей оставались охота, собирательство, к которым теперь добавилась и рыбная ловля. Собирательством занимались женщины и дети, рыболовство же и охота были уделом мужчин.
Каменный наконечник стрелы и костяной гарпун для рыбной ловли
Люди продолжали селиться многочисленными коллективами. Обитатели одного поселения постепенно осознавали, что у них общие предки и что все они – родичи. Так с появлением человека разумного на смену человеческому стаду пришла родовая община. Ее члены все делали сообща: охотились, ловили рыбу, возводили жилища. То, что было добыто совместными усилиями, принадлежало всем и делилось поровну.
Древнее изображение охоты
Более 2 миллионов лет назад на нашей планете появились первые люди, использовавшие самые простые орудия труда, сделанные в основном из камня. Главными занятиями древних людей были собирательство и охота. Со временем люди научились пользоваться огнем, шить одежду, строить жилища. С появлением человека разумного произошел переход от человеческого стада к родовой общине.
40 тысяч лет назад Появление человека разумного.
«Труд – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы должны сказать: труд создал самого человека».
1. Назовите древнейшие орудия труда. Для чего служило каждое из них?
2. Составьте рассказ о жизни древних людей.
3. Когда появился человек разумный?
4. Какие изобретения и открытия были сделаны человеком разумным?
5. Когда и почему возникла родовая община?
§ 3. Верования и искусство первобытного человека
С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зародилось искусство.
Каменная фигурка быка
На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, ученые обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далекие времена. Природными красками – красной, черной и коричневой – древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений ученые находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.
Наскальное изображение бизона
У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он верил, что окружающий мир населен невидимыми, могущественными существами. Они могут быть злыми или добрыми. Люди полагали, что в лесу, в горах, в степи обитают духи. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы – часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.
Учитель всех предметов
Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.
Объясните значение слов: первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция.
Объясните значение слов: первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция.
Ответ
Первобытные люди — люди, жившие до изобретения письма, до появления первых городов и государств.
Орудие труда — это предмет, приспособление, инструмент, прибор, аппарат, машина, при помощи которого осуществляется какая — то работа. Первобытный человек не имел других орудий, кроме собственных рук, ногтей и зубов, а затем — камней, древесных сучьев. Человек постепенно дошёл до мысли приспосабливать для своих нужд камни и отламываемые палки путём их дополнительной обработки.
Собирательство — одна из древнейших форм хозяйственной деятельности человека, состоящая в собирании пригодных в пищу природных ресурсов: дикорастущих съедобных кореньев, плодов, ягод и т.д.
Археолог — ученый, проводящий в научных целях раскопки и изучающий по сохранившимся останкам жизнедеятельности быт и культуру древних цивилизаций и людей. Археолог может изучать останки затонувших кораблей на дне морском, производить раскопки на месте человеческих поселений прошлых веков, пытаться реконструировать вещи прошлых времен, воссоздавая их по крупицам.
Реконструкция — это воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона, воспроизведение исторических событий, воссоздание по найденным останкам вымерших животных, растений и других организмов их внешнего вида, биологических особенностей, способов питания, размножения и т. д., а также восстановления на основе этих сведений хода биологической эволюции.
Кроссворды по истории с ответами для 5 класса: Жизнь первобытных людей
Для первобытных человекообразных обезьян собранные палки и камни, обработанные природными силами стали самыми первыми орудиями труда, которые оказались более эффективны в борьбе с хищниками и для самозащиты. Наши доисторические предки подбирали палки и камни необходимые им по мере надобности, а после использования выбрасывали их. Со временем они стали понимать, что подходящие камни не всегда оказывались под рукой в нужный момент, а иногда вообще отсутствовали. Наши прародители начали собирать такие камни и дорабатывать неудобные палки. Так, очень медленно они накапливали знания и поняли, как применять собственный труд на практике.
Древние люди камни ударяли о камни и таким образом превращали в более универсальные орудия труда. Древнее рубящее орудие или каменное рубило стало первым и универсальным орудием. Первые каменные рубила появились в раннем палеолите.
Доисторическое рубило представляло из себя из себя камень, который имел миндалевидную форму, у основания один конец утолщался, а второй конец заострялся.
Не имея никаких инструментов под рукой древнему человеку было очень сложно из карявого камня изготовить удобное рубило. Первые движения первобытных людей были медленными и не всегда точными и сколы на камне не всегда имели необходимую форму.
Учебник по всеобщей истории Древнего мира. Вигасин, Годер. 5 класс. Параграф 2
РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ ОХОТНИКОВ И СОБИРАТЕЛЕЙ
Объясните значение слов: рубило, копьё, гарпун, мамонт, человек разумный, родовая община.
1.Что помогло нашим предкам выжить морозными зимами?
Формирование родовых общин, разделение труда, совершенствование орудий труда, форм коллективной охоты и методов обработки материалов, а также использование огня (получение и сохранение) и изготовление одежды обусловили выживание людей в Ледниковый и послеледниковый период.
2. Что представляли собой древнейшие жилища и одежда?
Древняя одежда представляла собой покровы из шкур и меха животных. Древнейшие жилища — пещеры, в которых люди могли укрыться от непогоды и оборониться от хищных животных. На территориях, где не было пещер, древние люди рыли землянки, сооружали навесы из веток, костей и шкур животных.
3. Почему только сплочённая группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей?
В одиночку ни один охотник не мог справиться с крупным зверем. Поэтому древние люди стали использовать технологии коллективной загонной охоты. Роли охотников были распределены: отдельные группы гнали зверя в заготовленную ловушку (яму, овраг, болото), другие группы встречали зверя и убивали его.
4. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки — слово «родовая»?
Слово «община» выражает один из основных признаков такого сообщества — все в общине было общим: люди сообща добывали пищу, обустраивали жилище, а добыча, неважно кем она была добыта, делилась поровну. Слово «родовая» выражает главный признак родовой общины, в которой родственные связи являлись основными. Все близкие и дальние родственники, состоящие в общине, считались сородичами.
5. Какими преимуществами обладают лук и стрелы сравнительно с копьём и дубиной?
Лук и стрелы позволили древним людям охотиться на мелких и быстрых зверей, поражая их с расстояния. С копьём и дубинкой за такими мелкими зверями охотиться не получится — они предназначены преимущественно для охоты с близкого расстояния.
Примечание: Конечно, о расстоянии в «сотни шагов», как сказано в учебнике, речи не идет. Для того, чтобы поразить цель с такого расстояния, необходимы профессиональные, а не кустарно изготовленные луки, с большой степенью упругости, огромная сила охотника, чтобы натянуть такой лук и огромный опыт и глазомер, чтобы попасть с такого расстояния по движущейся мишени. Представляется маловероятным утверждение авторов о «сотнях шагов».
Опишите рисунок «Родовая община» (см. с. 15). Что изображено на первом плане, на втором плане?
На рисунке изображена родовая община древних людей. На переднем плане мужчины занимаются изготовлением орудий труда и охоты, а женщина шьет одежду из шкур. На заднем плане мы видим женщину, которая разрезает растянутую на кольях и высушенную шкуру, людей, которые готовят пищу на костре, мужчину, который принес череп оленя для дальнейшей его обработки. Дети сидят в палатке и наблюдают за работой взрослых, перенимая опыт.
Подготовьте сообщение о находках останков мамонтов на территории России (см. с. 16). (По учебнику и ресурсам Интернета.)
На территории России уже найдено большое количество останков мамонтов. Большая часть находок мамонтов в России встречается в Сибири и Якутии. Примерно 12 тысяч лет назад в тех краях было тепло, поэтому эти крупные млекопитающие были очень распространены. Ледниковый период привел к смерти мамонтов, останки которых хорошо сохранились в толще вечной мерзлоты. Самыми известными находками считаются хорошо сохранившиеся останки мамонтенка Димы и мамонтенка Любы. Диму нашел бульдозерист в Магаданской области – установлено, что несчастный мамонтенок повредил ногу, и поэтому (а может он спасался от саблезубых тигров) свалился в грязевую яму или болото. Не смог выбраться, и умер. Благодаря тому, что останки мамонтенка Димы пролежали в слое вечной мерзлоты и влаги без доступа воздуха, он великолепно сохранился. До 2007 года это был первый уникальный мамонт, найденный целиком. Сейчас мамонтёнок Дима находится в Зоологическом музее в Санкт-Петербурге.
В 2007 году рекорд Димы по целостности туши был побит мамонтенком Любой – ее нашли на Ямале. Предположительно, река вымыла останки животного из глубин Колымы, их обнаружил местный оленевод Юрий Худи. Поскольку Диму изрядно потрепали собаки, да и лежала туша до прибытия ученых около 10 дней, сохранность Любы – это полностью заслуга оленевода, который 2 дня почти бегом добирался до цивилизации, чтобы сообщить о находке. Мамонтенок Люба прекрасно сохранилась.
Подумайте и обсудите. В чём различия между копьём и гарпуном (см. рис. на с. 14)? Как их изобретение изменило жизнь людей?
Разница между копьем и гарпуном заключается в наконечнике. Для охоты на зверей копье должно обладать способностью пробить толстую шкуру и поразить жизненно важные органы животного. После этого, охотник должен быть способен быстро вытащить копье для следующего удара. Поэтому каменные наконечники изготавливались острыми, тонкими и по возможности гладкими. Для охоты на рыбу важным было быстро поразить объект и обеспечить его удержание на острие. Поэтому наконечники для гарпунов (острог) делались легкими (как и само древко), преимущественно из кости, и зазубренными, чтобы рыба не смогла соскользнуть с гарпуна.
Одежда первобытных людей
Какой была одежда первобытных людей? Носили ли они еще что-то помимо шкур мамонтов? Шили или нет одежду древние люди? Да и вообще, откуда нам известно, во что одевались люди в древние времена?
Если со временем появления одежды (а появилась одежда около 107 тысяч лет назад) более-менее точно помогли определиться биологи, которые исследовали ДНК и вшей, то с тем, как же выглядела одежда первобытных людей, не все так просто.
Как найти одежду древних людей?
И главная проблема в том, что ни ткани, ни шкуры, ни листья растений не хранятся долгое время, они очень быстро разлагаются. Таким образом, проводя раскопки, археологи могут обнаружить глиняную посуду, орудия труда из камня или же железа, кости самих первобытных людей, их украшения, но вот только не одежду.
Кадр из фильма про индейцев с югославским актером Гойко Митичем
В данном случае, есть несколько способов понять, как же одевались древние люди. Во-первых, это рисунки – рисунки на скалах, в пещерах. Рисунки, на которых изображались охотники, и, соответственно, их одежда. Но и тут есть одно затруднение, первобытные люди очень реалистично рисовали животных, в то время как людей на рисунках можно увидеть очень редко и чаще всего они будут нарисованы весьма схематично.
Кадр из фильма «Сыновья Большой Медведицы»
Еще один вариант – это аналогия. На Земле до сих пор есть люди, которые живут так, словно время для них застыло и у них все еще каменный, бронзовый или же железный век. К примеру, это племена Африки или же Австралии. До открытия европейцами Америки индейцы также жили как первобытные люди.
И, соответственно, изучая традиции и одежду племен Африки, Австралии, ряда островов в Тихом океане, индейцев Америки, народов Сибири можно предположить, что древние люди имели в чем-то сходные с ними традиции и одевались практически также.
Так что же за одежду носили первобытные люди?
Конечно же, шкуры мамонтов. Но не только мамонтов, они в целом носили шкуры животных. Такие шкуры служили своеобразными плащами, защищая от холода.
Чем севернее жили племена, тем более закрытой была их одежда.
Так, практически у всех народов Сибири, которые жили в приполярной полосе, традиционная одежда надевалась через голову и делалась исключительно из меха. А вот у народов, которые жили в таежной полосе, одежда уже была распашной, то есть с разрезом спереди. При этом помимо меха они могли использовать и дубленую кожу, а также ткани.
Например, замшу (тонкая и мягкая с бархатистой поверхностью лосиная или оленья выделанная кожа), как это было у некоторых племен индейцев Северной Америки. Индейцы лесной полосы Северной Америки шили длинные рубахи, которые носили как мужчины, так и женщины. Мужчины также носили ноговицы – что-то вроде обуви без ступни или же своеобразных чулок. Ноговицы закрывали часть ноги от колена до стопы, делались обычно из шерсти.
Первые ткани – шерсть, лен, хлопок
Первые ткани люди научились ткать в период неолита – нового каменного века. Время неолита в Европе – это приблизительно с 7 тысяч лет до н. э. до 18 века до н. э. Связано появление тканей было с переходом людей к оседлому образу жизни и земледелию.
Если на Севере людям приходилось утепляться, то на Юге люди в древние времена, да и сегодня некоторые африканские племена, носили минимум одежды. Это чаще всего была набедренная повязка, она могла быть сплетена просто из листьев растений, и иногда покрывало на плечи.
Была известна первобытным людям и обувь. Это могла быть плетеная, из растений, обувь. Из соломы, например. Или же просто обувь в виде куска шкуры животного, обернутого вокруг ноги.
Головные уборы первобытные люди носили не только как защиту от холода, но и как символ социального положения. Самые замысловатые головные уборы носили вожди или же жрецы племени.
История Эци – человека, который замерз в Альпах 3 300 лет до н.э.
Археологам практически никогда не удается найти одежду первобытных людей, чаще всего они находят лишь украшения. К примеру, на территории Владимирской области Российской Федерации археологами были найдены погребения детей времен палеолита. Одежда детей, конечно же, не сохранилась, а вот бусы из кости мамонта, которыми данная одежда была обшита, были найдены в целости и сохранности.
Но иногда археологам везет. Так, в 1991 году в Альпах была найдена ледяная мумия человека, которому не повезло и он 3 300 лет до н.э. замерз в горах. Историки дали данному человеку имя Эци. Замерзшей была и его одежда. Таким образом, ученые смогли восстановить одежду, которую носили люди 3 300 лет до н.э.
Реконструкция одежды Эци. Музей естественной истории в Вене, Австрия
Эци был одет в плащ из соломы, жилет, набедренную повязку, ноговицы и башмаки из кожи. В качестве шнурков на ботинках использовалось лыко. А в качестве носков – мягкая трава, которой были обвязаны ступни ног. Также на нем была шапка из медвежьей шкуры, которая держалась на голове при помощи кожаного шнурка под подбородок.
Жилет, набедренная повязка, ноговицы, башмаки были сшиты из полосок кожи, а в качестве ниток использовались сухожилья.
Также на теле Эци было около 57 татуировок, нарисованных крестами, линиями и точками.
Кадр из фильма «Чингачгук – Большой Змей» 1967 г.
Орудия труда и занятия древнейших людей.
С помощью рубил, палок и дубин древнейшие люди добывали себе пищу.
Палками они выкапывали съедобные корни, личинки насекомых, разрывали норки небольших животных; они также собирали плоды и птичьи яйца. Такое занятие называется собирательством. Люди собирали то, что им давала природа.
Древнейшие люди охотились и на крупных зверей. Группа охотников, вооружённых камнями и дубинами, нападала на медведя, быка и других больших животных.
Ручные рубила, палки-копалки, дубины были первыми
Методическая разработка урока истории в 5 классе по теме «Древнейшие люди»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Важная задача урока : показать, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное, сравнительно с остальным животным миром, положение.
Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей; объяснять причины развития коллективизма среди древних людей, значения понятий первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: схема «Черты сходства и различия древнейших людей и животных»; проектор; мультимедийная презентация; дополнительная литература.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ключевые понятия темы:
Первобытные люди – вид древнейшего предка человека, выделившегося из животного мира (более 2 млн лет назад). Люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.
Человеческое стадо – коллектив древнейших людей (непрочные объединения, как стада животных, от 30 до 100 человек). Оно было трудовым человеческим коллективом.
Орудия труда – приспособления из камня, дерева, костей животных, для добычи пищи, защиты древнейшего человека. Палка-копалка, заостренный камень, дубина.
Собирательство – одно из главных способов добывания пищи путем сбора ягод, трав, корешков, личинок (т.е. растительная пища)
Охота – второй из главных способов добывания пищи, путем ловли животных.
Родовая община – объединение нескольких больших семей, которые приходились родственниками друг другу.
Присваивающее хозяйство – хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа.
Более 2 млн лет назад – выделение человека из мира животных (появление древнейших людей на Земле)
Около 2,5 млн лет назад – изготовлены первые орудия труда
40 тыс лет назад – человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его кроманьонцем (человеком разумным)
План изучения нового материала.
1. Наши далёкие предки.
3. Первые занятия древнейших людей (собирательство и охота).
Проблемное задание. Объясните, почему первобытность — самый длительный по времени период в истории человечества.
Человек — это уникальная форма жизни на нашей планете. Какими были первые шаги людей? Почему мы пошли именно таким путем, а не иным? Почему мы не единственный человеческий род? Какой еще путь мы должны пройти в процессе эволюции? На эти вопросы мы и попытаемся найти сегодня ответы.
Вы, конечно, уже поняли, что тема урока — «Древнейшие люди».
— Давайте сейчас в тетрадях запишем по три любых слова или словосочетания, которые у нас ассоциируются с выражением «древнейшие люди». (При необходимости учитель уточняет, что это могут быть слова, обозначающие предметы, действия, свойства.)
Но только очень быстро. Начали!
(Проверка выполнения задания и обсуждение.)
Благодаря каким источникам вам известно то, о чем вы сейчас говорили?
Как вы считаете, интересно ли изучать жизнь древних людей? А что вам представляется наиболее интересным? О чем бы вы хотели узнать?
Наши далекие предки.
Первые занятия древнейших людей.
Как вы считаете, можно ли совершить путешествие в то время, о котором мы с вами говорим, повстречаться с древнейшими людьми?
Рассмотрите иллюстрации и наглядный материал § 1 учебника и предположите, какие исторические источники и вспомогательные исторические дисциплины смогут нам помочь исследовать жизнь древнейших людей. ( Вещественные источники, археология, этнография и др.)
Нас. 10 учебника найдите новый термин первобытные люди и выпишите его в свои словари.
Первобытные люди — люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов.
Проблемный вопрос. Почему первобытный человек не мог жить в одиночку?
Представим, что мы отправляемся на экскурсию в исторический музей, первые экспозиции которого посвящены жизни первобытных людей. Исполним роли исследователей, имея на руках листы для работы. В конце урока мы получим кластер — обобщенный и графически оформленный материал по теме нашего урока.
1. Наши далекие предки
В первом зале музея обратим внимание на карту (с. 9 учебника).
Используя знаки-подсказки на карте, ответьте на следующие вопросы.
Где жили древнейшие люди?
На каком материке? Где следы их жизни не обнаружены?
Когда появились первые люди? Для ответа на этот вопрос используйте текст учебника и дополнительный материал.
Последующие археологические раскопки и находки останков древних гоминидов у восточного побережья озера Рудольф, в долине рек Омо и Аваш, доказали, что предки человека появились еще раньше — 2,5 млн, 3,7 млн и даже 5 млн лет назад.
(Ответы учеников и работа над созданием кластера)
А как выглядели наши предки? При ответе используйте иллюстрации учебника?
Ваши мнения разошлись. Одни из вас утверждают, что наши предки больше похожи на обезьян. Другие пришли к выводу о том, что первобытные люди уже разительно отличались от животных.
Предлагаю вам принять участие в групповой дискуссии. Поделитесь друг с другом знаниями, соображениями, доводами по заявленной проблеме.
(Обязательные условия при проведении дискуссии: уважение к различным точкам зрения ее участников; совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии.
Задачи дискуссии: обмен первичной информацией, выявление противоречий; возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Проведение групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
В ходе выполнения задания учитель на доске рисует схему, которую ученики зарисовывают у себя в тетрадях.)
Что случилось с волосами?
Современные люди выглядят совершенно «раздетыми» по сравнению с нашими очень волосатыми древними родственниками. В чем причина такого различия? Одно из предположений состоит в том, что нашим предкам волосы нужны были для того, чтобы их тела оставались охлажденными при путешествии по жарким саваннам Африки. Другая версия гласит, что освобождение от такого огромного количества волос помогло человеку защититься от заражения паразитами, а также от болезней, ими распространяемых.
Почему человек ходит на двух ногах?
Наши предки стали ходить на двух ногах задолго до того, как увеличился размер мозга и появились каменные орудия труда. Тут же возникает вопрос: почему мы стоим и ходим на двух ногах, в то время как наши «двоюродные братья», обезьяны, используют при передвижении все четыре конечности? Ходьба на двух ногах фактически требует в два раза меньше затрат энергии, чем передвижение на четырех лапах. Вероятно, наши предки добывали большее количество пищи благодаря тому, что не использовали руки при ходьбе. Прямохождение, возможно, даже помогало им защищаться от перегрева, так как меньшие участки кожи подвергались солнечному воздействию.
Почему увеличился размер мозга наших предков?
Не существует никаких сомнений относительно того, что мозг более крупного размера предоставил нам неограниченные возможности. Человеческий мозг — это одна из ценнейших частей тела, занимающая всего лишь 2% от его массы и использующая пятую часть энергии, вырабатываемой организмом. При этом около 2 млн лет назад размер мозга наших предков был не больше, чем у обезьяны. Так что же послужило причиной его увеличения?
Одна из версий гласит, что увеличение размера мозга было необходимо человеку, для того чтобы делать более удобные орудия труда. Другая утверждает, что это помогало нашим предкам лучше общаться друг с другом. Возможно, радикальные перемены, происходившие в окружающем мире, требовали соответствующих изменений и от человека.
Археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от краев которых отколоты мелкие кусочки.
Как вы думаете, что это значит?
Почему человек делал это?
Используя иллюстрации, данные в § 1, и другие материалы учебника, проверим, насколько справедлива наша версия.
(Проверка выполнения задания и работа над созданием кластера.)
Итак, древнейший человек назван человеком умелым именно потому, что в отличие от животных он умел изготавливать орудия труда.
3. Первые занятия древнейших людей
— Представьте себя на месте древнейших людей. Как вы могли обеспечить себе существование, используя столь примитивные орудия труда? (По ходу выполнения задания составляется кластер.)
Как охотились древнейшие люди?
Прочитайте текст п. 3 § 1 учебника и изучите иллюстрацию на с. 11. Составьте рассказ от имени первобытного охотника по плану:
Хищник и его жертва.
Таким образом, хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа, называется присваивающим .
Труд постепенно совершенствовал и менял облик человека. В 1890—1892 гг. на острове Ява голландский антрополог Эжен Дюбуа обнаружил останки человека, которого он назвал Homo erectus — человек прямоходящий. Это было большое открытие, которое изменило жизнь ученого.
Сейчас я прочитаю отрывок из книги одного известного писателя, а вы, прослушав его, должны будете определить, о каком событии идет речь.
В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю, племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.
Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его кровавые зубы защищали человека от обширного страшного мира. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.
И вот теперь он мертв!
(Отрывок из книги Ж. Рони-старшего «Борьба за огонь»)
Что огонь давал первобытным людям? Почему потеря огня считалась большим несчастьем?
Древнейшие люди жили коллективами, которые называют человеческими стадами. Ученые не знают, сколько человек входило в стадо, но предполагают, что не менее тридцати и не более ста.
Почему небольшое стадо было обречено на гибель? Придумайте какой-нибудь случай из жизни первобытных людей, подтверждающий вашу мысль.
Почему найти пропитание в одной местности очень большой группе людей было затруднительно?
признаки человеческого стада выражены словами:
Стадо человеческое (Ученики приходят к следующим выводам.)
Древнейшие человеческие коллективы были столь же непрочными объединениями, как и стада животных: если численность стада от голода, болезней, нападения хищников снижалась до 15—20 человек, его члены уже не могли успешно охотиться и защищаться от зверей. Тогда такое стадо соединялось с другим. Если же численность стада росла и количество людей в нем начинало превышать сотню, оно распадалось на два меньших стада. Родства наши предки не знали: никто не мог сказать, чей он сын или внук, кто в стаде доводится ему братом или сестрой.
Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не существовало (женщины, если у них не было маленьких детей, участвовали в охоте наравне с мужчинами). Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи, они были мало связаны друг с другом, каждое жило своей самостоятельной жизнью.
Первобытное стадо было трудовым человеческим коллективом.
С началом изготовления каменных орудий труда связывают начало периода первобытности в истории человечества. В этот период произошло самое важное в эволюции человека – он научился делать и совершенствовать орудия труда, с помощью которых обеспечивал свое существование. Таким образом, труд над собой и для себя выделил первобытного человека из среды животных.
Приспособление к природе, изменчивости климата, изобретение новых орудий труда обеспечили человеку лучшее питание. Он стал сильнее, выносливее. Освоение новых пространств повлияло на изменение внешнего вида древнейшего человека. Он стал постепенно выпрямляться. Это было новым в эволюции человека.
Подведение итогов урока
§ 1. Дифференцированное задание:
Для сильных учеников — описать жизнь первобытных людей и выделить ключевые понятия.
Для средних учеников — выполнить задание в рубрике «Опишите рисунок».