Речной трамвайчик это что

Речной трамвайчик

Речной трамвайчик это что

Хотя официального термина «Речной трамвай» (также: водный трамвай) не существует, так часто называют речные пассажирские суда небольшого водоизмещения, работающие в экскурсионном режиме или в режиме общественного транспорта в городах или на ближних пригородных маршрутах.

Характеристики «усреднённого» речного трамвая:

Также бытует название «речной автобус». Так чаще называют речные суда, совершающие междугородные рейсы (см. например «Заря»).

Содержание

История в России и СССР

В Российской империи первые «речные трамвайчики», то есть суда, предназначенные для внутригородских пассажирских перевозок, появились в начале XX века в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Киеве и других городах. В роли речных трамвайчиков использовались небольшие катера-пароходы.

Во многих городах Европейской России владельцем этих линий выступало Финляндское общество лёгкого пароходства, а пароходики получили в народе название «финляндчик» (в Нижнем Новгороде исказилось до «фильянчик»).

В Москве речные трамвайчики появились в 1923 году. Первоначально ими заведовало Московско-Окское управление речного транспорта, а в 1933 году было организовано специализированное Московское пригородное пароходство. Флот пароходства состоял из 70 небольших катеров производства Городецкой верфи, бравших на борт 40 — 100 пассажиров. В довоенной Москве популярностью пользовались маршруты Каменный мост — Заозёрье и Дорогомиловский мост — завод АМО.

В двадцатые-тридцатые годы речные трамвайчики появились и во многих других городах СССР. Первоначально каждый город строил речные трамвайчики своими силами, поэтому в разных городах они имели разный внешний вид, тип силовой установки, особенности конструкции. Зачатую эти суда были мелкосидящими, что позволяло им подходить к берегу даже там, где не было причалов и дебаркадеров.

К середине тридцатых годов речные трамвайчики стали частью транспортной системы таких городов, как Москва, Ленинград, Горький, Сталинград, Ростов-на-Дону и некоторых других. Также их использовали на пригородных перевозках. Тогда же начали прилагаться усилия по стандартизации и унификации подвижного состава городского речного транспорта. В 1930 году коллективом инженеров во главе с С. П. Будариным был создан типовой теплоход для внутригородских перевозок с пассажировместимостью в 119 человек. Чуть позже было создано судно повышенной вместимости (до 250 пассажиров) для пригородных перевозок.

Речной трамвайчик это что

До начала Великой отечественной войны было создан ещё один тип малых пассажирских речных судов — тип «Лябидевский» (1937 год). В 1939 году началась разработка нового типа речного трамвая, но его созданию помешала война.

Общественный водный транспорт в других странах

Европа

Речной трамвайчик это что

Термин «водный трамвай» (польск. Tramwaj wodny ) используется также в Польше, где к водным трамваям причисляют не только речные, но морские пассажирские суда, в том числе и довольно большие. В Польше водные трамваи действуют в Варшаве, Быгдоще, Гданьске, Гдыне, Сопоте, Щецыне и других городах.

В конце XX века в Нидерландах в рамках развития системы общественного транспорта была внедрена концепция «Openbaar vervoer te water» («общественный транспорт на воде»). До этого местные водные пассажирские перевозки в Нидерландах ограничивались паромными переправами, которые в соответствии с нидерландским законодательством относятся не к общественному транспорту, а к дорожной сети. «Общественный транспорт на воде», в свою очередь, субсидируется как общественный транспорт, наряду с трамваями и автобусами.

По состоянию на осень 2006 года в Нидерландах действуют пять транспортных служб, соотвествующих концепции «Общественный транспорт на воде»:

Водные такси

Речной трамвайчик это что

В англоязычных странах (в Северной Америке и Новой Зеландии) городской общественный водный транспорт часто называют «водным такси» (англ. water taxi ), хотя на русский язык это понятие было бы правильнее перевести как «водная маршрутка», так как такие водные такси ходят по установленным маршрутам, и перевозят довольно большое количество пассажиров. Ходящие по расписанию водные такси действуют в Нью-Йорке, Бостоне, Балтиморе, Торонто, Окленде и других городах. В Венеции же водными такси называют небольшие катера, которые действуют в том же режиме, что и обыкновенные, «автомобильные» такси. Суда, перевозящие больше число пассажиров по определённым маршрутам, в этом городе называют «водными автобусами» (вапоретто, итал. vaporetto ).

Источник

Речной трамвай − водный транспорт, обеспечивающий регулярные и нерегулярные перевозки пассажиров. Судно может использоваться для совершения рейсов по расписанию, проведения экскурсий, организации необычных праздников. Недавно на рынке водной техники России произошло значимое событие. Оно связано с разработкой нового проекта по выпуску современных пассажирских ТС, осуществленного инженерами-конструкторами Костромского судомеханического завода. Но прежде чем переходить к изучению особенностей и преимуществ речного трамвая от АО «КСМЗ», пройдёмся по страницам истории.

Производство речных трамваев в России: оглядываясь назад

Первые водные маршрутки на территории России разработали в начале XX столетия. Небольшие пароходы начали курсировать по рекам Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и т. д. В Москве трамвайчики появились в 1923 году. Сначала ими управляли уполномоченные лица Московско-Окского управления речного транспорта, затем было основано Московское пригородное пароходство. Его флот включал 70 катеров пассажировместимостью от 40 до 100 человек.

В 30-х годах XX века указанные ТС стали составляющей транспортных систем Москвы, Ростова-на-Дону и ряда других городов. Эта тенденция сохранилась после войны. Постепенно парк судов изнашивался. Износ техники советского производства обусловил необходимость проектирования новых катеров для пассажироперевозок, с чем успешно справился судостроительный завод АО «КСМЗ».

Речной трамвай КС-163: особенности модели

Катер КС-163 − разработка, призванная сменить морально устаревшие модели. Купить водный транспорт в современном исполнении − актуальное предложение для российских и иностранных предприятий. При проектировании за основу брались измерения глубины, ширины рек, каналов, других водоёмов, учитывались сезонные изменения уровня воды. Благодаря этому наш завод выпустил маневренный проходимый катер-трамвайчик, отличающийся балансом осадки, габаритных размеров. Его параметры:

Речной трамвай подходит для эксплуатации на водных артериях с мелкобитным льдом. Это возможно за счёт установки двух винторулевых колонок (не смотря на то, что более популярное решение − гребной винт). Результат − улучшенное маневрирование, отсутствие необходимости использовать подруливающее устройство, исключение простоя из-за забивания винтового узла ледяной крошкой.

Преимущества КС-163

Высокие технические характеристики и проходимость − не все достоинства нового транспортного средства. Его плюсы:

Корпус судна стальной, цельносварной, клёпаные соединения отсутствуют, обладает усиленным набором корпуса. Вероятность повреждения при контакте с препятствием, образования течи стремится к нулю. Это важно для организации безопасных пассажироперевозок.

Речной трамвайчик это что

Салон обладает высоким уровнем комфорта. Исполнение сидений зависит выбранного заказчиком варианта. Оно может быть бюджетным (как в городском автобусе) или повышенной комфортности (как в туристических автобусах). Есть специально оборудованные места для людей с ограниченными возможностями. Катер крытый, что позволяет осуществлять рейсы при любой погоде. Обзор обеспечивают панорамные тонированные окна. Двери прислонно-сдвижного типа дополняются системами блокировки, исключающими получение травм.

КС-163 за один рейс перевозит 40 человек. Поскольку модель курсирует по коротким маршрутам, спальные места не предусмотрены.

Цена трамвайчика зависит от его комплектации и степени комфорта. Возможно скоро такие катера будут ходить по рекам крупнейших российских городов и могут стать составляющей транспортной системы, снизить нагрузку на автобусы, маршрутные такси, метро.

Источник

Преимущества и недостатки судов класса речной трамвайчик

Речной трамвайчик это что

Речной трамвайчик был обычным транспортом для жителей Астраханской области. Он перевозил жителей сел и деревень, а также дачников. Потом сеть сухопутных дорог существенно расширилась, и в речном транспорте отпала жизненная необходимость. Но трамвайчики не стали сдавать в утиль, а переоборудовали их под туристические поездки.

Несколько преимуществ речного трамвайчика

Речной трамвайчик был обычным транспортом для жителей Астраханской области. Он перевозил жителей сел и деревень, а также дачников. Потом сеть сухопутных дорог существенно расширилась, и в речном транспорте отпала жизненная необходимость. Но трамвайчики не стали сдавать в утиль, а переоборудовали их под туристические поездки. Сегодня несколько десятков судов этого класса, среди которых теплоход «Андромеда», бороздят просторы волги и дельты, и популярность этого транспорта у приезжих постоянно возрастает. В чем же секрет популярности этих судов? Разберемся в этой статье.

Вместимость

Большинство речных судов Астраханской области не обладают высокой вместимостью. Зачастую, корабли способны принимать на борт не более 3-5 пассажиров, а значит, об отдыхе шумной компанией или проведении корпоратива можно забыть. Трамвайчик более гостеприимен и готов расположить на борту 14 человек, а при фрахте без ночевки до 20.

И это с условием, что каждому отдыхающему будет максимально комфортно. Судно большое, ведь изначально оно было транспортом, перевозящим пассажиров. Сейчас нижнюю палубу занимает ресторан и бар, заднюю часть каюты, а на верхней палубе можно удобно расположиться хоть за столом, хот в шезлонге или гамаке.

Проходимость

Речной флот отличается неглубокой осадкой. Килевые суда погружены в воду всего на пару метров, а трамвайчик и того меньше. Это плоскодонное судно, но в чем преимущества для отдыхающих? Их несколько:

Для него практически нет препятствий, он способен зайти в любой водоем и причалить к самому живописному острову. Куда не может подойти килевое судно.

Удобство

Отдыхая на речном трамвайчике, вы не будете испытать каких-то неудобств. Здесь есть все необходимое для комфортного существования. Две палубы позволяют разместить на борту все необходимое, не сваленное в кучу, как это часто бывает на малых кораблях. Внизу ресторан, наверху палуба для отдыха. В задней части каюты, кухня, туалеты и душ. А для любителей шумных вечеринок здесь найдется бар с караоке и прочими радостями.

Источник

Футуристичные речные трамваи на Москве‑реке: что известно о новом столичном транспорте

В 2022 году в Москве запустят новый вид транспорта — пассажирский речной электрический трамвай. Общественный транспорт на воде перестал ходить в столице еще в 2006 году, но 16 лет спустя его решили возродить по просьбам москвичей. Согласно планам московских властей, новые электросуда смогут ежедневно перевозить по 15-16 тысяч пассажиров и станут удобной альтернативой личным автомобилям. Подробнее о проекте, который в перспективе может стать важной частью системы московского транспорта, читайте в материале РИАМО.

«Москвичи не забыли про речной транспорт»

Речной трамвайчик это что

В минувший четверг, 15 июля, на причале «Зарядья» в Москве появился макет пассажирского электрического речного трамвая. В столичном Дептрансе ожидают, что новый вид транспорта будет запущен в городе в 2022 году и сможет ежедневно перевозить по 15-16 тысяч человек.

Речные трамваи начали курсировать по Москве-реке почти 100 лет назад, в 1923 году. В 2006 году после отмены городского субсидирования водный транспорт в столице перестал выполнять роль общественного. Рейсовые пассажирские маршруты были закрыты, и сегодня по реке курсируют только частные экскурсионно-прогулочные суда.

«Но москвичи не забывали про речной транспорт и часто просили его вернуть. Мы стали работать над проектом, и в итоге было решено разработать полностью электрические экологически чистые суда, которые смогут ходить по реке круглый год», — рассказал мэр Москвы Сергей Собянин во время осмотра макета.

Речной трамвайчик это что

Запускать городские пассажирские маршруты по Москве-реке столичные власти планируют поэтапно с 2022 года. При этом предполагается, что электрические суда будут курсировать по реке круглый год.

«Это будут экологически чистые речные электрические суда. В ближайшее время объявим конкурс на их производство и поставки городу. Согласно нашим планам, пассажирские маршруты заработают на Москве-реке в 2022 году», — сказал Собянин.

Мэр Москвы подчеркнул, что запускать новый вид транспорта в столице будут с учетом пожеланий москвичей. При этом высказывать свои идеи и пожелания, а также выбирать оформление для речного трамвая из нескольких вариантов жители города могут уже сегодня — для этого нужно посетить макет на причале «Зарядья».

К слову, гости могут проголосовать и за названия речных судов. В прошлом году жители столицы предложили называть суда в честь московских рек. Сейчас желающие могут выбрать те названия, которые им нравятся больше, или же предложить свои варианты.

Суда как электробусы

Речной трамвайчик это что

Запускать первые регулярные маршруты электрического речного транспорта в Москве городские власти планируют поэтапно, начиная с июня 2022 года. Согласно планам, электросуда в первую очередь будут ходить от Киевского вокзала через деловой центр «Москва-Сити» в Фили и от ЗИЛа до Печатников.

Для работы на этих двух маршрутах планируется поэтапно закупить 20 электросудов по контрактам жизненного цикла. Каждый из 22-метровых речных трамваев сможет перевозить 42 пассажира, при этом два места будут предусмотрены для людей с ограниченными возможностями.

«Будущие речные суда будут на 100% экологичными, без вредных выбросов, как наши электробусы — это очень важно для московской акватории и здоровья всех жителей», — заявлял ранее заммэра Москвы и глава столичного Дептранса Максим Ликсутов.

По словам Ликсутова, провозная способность каждого маршрута электросудов составит 15-16 тысяч пассажиров в день — это будет «еще один важный элемент системы московского транспорта и удобная альтернатива личному автомобилю».

Новый транспорт, как надеются в столичной мэрии, позволит улучшить транспортное обслуживание около 1,5 миллионов жителей 18 столичных районов. Экономия времени на поездках по отдельным участкам маршрутов составит до одного часа.

Плавание с комфортом

Речной трамвайчик это что

Чтобы рейсы по Москве-реке на новых электросудах проходили с максимальным комфортом, их планируют оборудовать по последнему слову техники.

В салонах речных трамваев разместят информационные экраны, USB-зарядки, Wi-Fi, места для самокатов и велосипедов, удобные сидения и столики для работы за ноутбуком. Для того, чтобы во время поездки пассажиры могли наслаждаться видами города, в трамвае сделают панорамные окна и остекленную крышу.

Оплатить проезд можно будет привычными для пассажиров способами: картой «Тройка», единым проездным билетом, банковской картой или с помощью биометрической системы. Владельцы единых проездных на 90 или 365 дней смогут проехать по своему билету без дополнительной платы.

Кроме того, по словам Максима Ликсутова, в рамках запуска водного общественного транспорта в столице планируется реконструкция причалов и улучшение их доступности: для горожан создадут удобные пешие маршруты. Часть причалов оборудуют зарядными станциями для судов и местами базирования флота, а на самих причалах установят табло с онлайн-расписанием речных трамваев.

«Если проект [с запуском электросудов — прим. ред.] станет популярным среди москвичей, будем его развивать», — отметил мэр Москвы Сергей Собянин.

Достоинства воды

Речной трамвайчик это что

Как отмечают эксперты, опрошенные РИАМО, внедрение экологически чистого транспорта — общемировой тренд, и Москва — один из лидеров в этом вопросе. С точки зрения экологии именно электрические суда относятся к одним из самых «зеленых» средств передвижения.

Кроме того, запуск пассажирских перевозок на электросудах в некотором смысле можно считать возвратом к истокам: город появился благодаря активности торговых путей, одним из которых и являлась Москва-река.

«В современных условиях неэффективно использовать столь выгодно расположенную водную артерию, как Москва-река, лишь в качестве источника развлечения для туристов. Поэтому логично, что московские власти решили вернуться к использованию реки в качестве полноценного транспортного узла», — говорит в беседе с РИАМО доцент Департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве России Михаил Хачатурян.

По мнению завкафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета при правительстве России Александра Цыганова, к плюсам проекта запуска электросудов на Москве-реке относится то, что он не требует какого-либо масштабного строительства, как в случае с автомобильными дорогами.

«Кроме того, в Москве сегодня есть новые жилые районы, где река рядом и по ней можно удобно и быстро добраться к метро и центральным районам города», — обьясняет Цыганов. По словам эксперта, в таких местах электросуда могут оказаться весьма востребованными среди жителей.

«На метро получится быстрее»

Речной трамвайчик это что

Впрочем, несмотря на все достоинства электросудов, в планах по их запуску специалисты видят и ряд минусов. К ним, по мнению Александра Цыганова, можно отнести отсутствие удобной и быстрой связи причалов и линий метро, а также необходимость реконструкции большинства причалов.

Как считает старший руководитель проектов направления «Оценка и финансовый консалтинг» группы консалтинговых компаний SRG Евгений Афанасьев, речные трамваи в Москве, скорее всего, не смогут стать полноценной альтернативой более привычным видам транспорта, во всяком случае, в первое время после запуска.

«Заявленные маршруты имеют небольшую протяженность, и на метро преодолеть то же самое расстояние получится быстрее, учитывая, что время пути от ближайшей станции метро до причала составляет не менее 5-10 минут, плюс время ожидания самого трамвая», — обьясняет эксперт.

Речной трамвайчик это что

В то же время Михаил Хачатурян указывает на то, что московские зимы станут серьезным испытанием для систем отопления новых речных трамваев. Впрочем, вероятнее всего, этот вопрос столичные чиновники хорошо продумали — как и опцию передвижения по зимнему льду, которая в обязательном порядке будет у электросудов.

«Это очевидная мера, которая должна обеспечить удобство пассажиров, сформировать привычку ежедневно или часто пользоваться таким маршрутом, то есть добиться рентабельности проекта», — обьясняет Александр Цыганов.

По мнению собеседника РИАМО, успех электросудов будет зависеть от удобства маршрутов и самих речных трамваев, их интегрированности в действующую транспортную сеть с учетом быстрой и комфортной пересадки в метро, а также доступности центров притяжения людей.

«При соблюдении этих условий проект может стать востребованным москвичами, а не только туристическим аттракционом», — заключает Цыганов.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Источник

Девять речных трамваев будут обслуживать новые водные маршруты в 2022 году

Речной трамвайчик это что

Поставка и сборка электрических судов отечественного производства, причалов, а также их полное обслуживание в течение 15 лет и организация регулярных перевозок пассажиров по Москве-реке — таковы основные обязанности будущего единого подрядчика, которому предстоит обеспечивать качественную и бесперебойную работу нового речного транспорта столицы. Его выберут по итогам конкурса, который был объявлен 17 ноября. Об этом рассказал Максим Ликсутов, заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта.

Подрядчик будет обязан выполнять строгие требования Правительства Москвы. Среди них — обслуживание судов 24 часа в сутки и семь дней в неделю, высокая техническая готовность, создание комфортной и современной причальной инфраструктуры с электрозарядными станциями, поставка только электрических судов исключительно российского производства.

«Благодаря поддержке Мэра Москвы в 2022 году мы поэтапно откроем движение по двум речным маршрутам и вернем москвичам любимый водный транспорт. Подрядчик организует работу на маршрутах согласно контракту жизненного цикла по обеспечению регулярных речных перевозок. В контракт входит не только поставка и сборка судов и причалов, но и их круглосуточное содержание, ремонт, зарядка и уборка судов, набор капитанов и их заработная плата. Это даст нам уверенность в том, что производитель полностью понимает свою ответственность и будет делать надежный транспорт для ежедневных перевозок москвичей и гостей города», — отметил Максим Ликсутов.

Летом 2022 года новые водные маршруты будут обслуживать девять речных трамваев. Полностью пассажирский флот укомплектуют к 2024 году. В его состав войдет 21 судно. Всего на двух маршрутах откроют 23 причала нового типа (шесть из них — со станциями зарядки) и два пункта базирования флота для ночного размещения или ремонта трамваев — в Мневниках и Нагатинском Затоне. Все суда будут ледового класса. Таким образом, в Москве заработает первый в мире электрический водный транспорт, который обслуживает пассажиров круглый год.

«Мы хотим создать удобный, предсказуемый и безопасный транспорт. Благодаря ему уже в следующем году примерно 1,5 миллиона человек смогут передвигаться по Москве намного быстрее», — сказал Максим Ликсутов.

Речной трамвайчик это что

Речной трамвайчик это что

Какими будут новые трамваи и маршруты

В 2022 году суда начнут курсировать по двум регулярным речным маршрутам: «Фили» — «Киевский вокзал» (протяженностью 12,5 километра) и «Печатники» — «Автозаводский мост» (протяженностью восемь километров). Основными пассажирами станут жители прибрежных районов — для них появится общественный транспорт в пешей доступности, который позволит сократить время в пути.

К примеру, путь от парка «Фили» до причала «Верхние Мневники» на автобусе занимает 65 минут, а по воде — всего 13,5 минуты. То есть на речном трамвае добраться можно в пять раз быстрее. Попасть из Печатников на Коломенскую набережную (с одного берега на другой) благодаря речному трамваю получится всего за три минуты. При этом чтобы доехать на автобусе, понадобится больше часа, а на автомобиле — не меньше 35 минут.

Ежедневно каждым маршрутом смогут пользоваться 15–16 тысяч пассажиров. Речные трамваи станут одним из важных элементов столичного транспорта и удобной альтернативой личному автомобилю. Оплатить проезд можно будет «Тройкой», банковской картой или с помощью биометрической системы. Владельцы единых проездных билетов на 90 или 365 дней смогут проехать на речном трамвае без дополнительной платы.

Названия судов совпадут с наименованиями московских рек — такую концепцию предложили будущие пассажиры речного транспорта еще год назад. Для первого электросудна москвичи уже выбрали название — «Синичка».

Будущие речные суда на 100 процентов экологичны и работают без вредных выбросов. Трамваи будут просторными: около 22 метров в длину, в каждом — до 50 посадочных мест, в том числе и для маломобильных пассажиров. В салонах с панорамными окнами и Wi-Fi установят информационные экраны и USB-разъемы, там будут места для самокатов и велосипедов, а также удобные сиденья и столики для работы за ноутбуком.

Возвращение легенды

Впервые речной транспорт в Москве появился в 1923 году и десятки лет пользовался спросом у пассажиров. Однако в 2006-м регулярный водный транспорт перестал работать — остались только туристические прогулочные маршруты.

В планах Правительства Москвы — возродить речной городской транспорт после долгого перерыва. Для этого в 2018 году совместно с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» была проведена аналитическая работа, по итогам которой определили несколько перспективных городских маршрутов речного транспорта. А в 2020 году после грандиозной реставрации был открыт Северный речной вокзал.

Сейчас идет реконструкция Южного речного вокзала, который не использовался по назначению почти 25 лет. После открытия он вновь станет одной из важнейших остановок регулярных и круизных речных трамваев Москвы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *