Речь посполитая что это
Речь Посполита
Речь Посполита
Речь Посполитая Rzeczpospolita Obojga Narodów (pl) Рѣч Посполита (sla) Конфедерация, королевство | ||||
← | 1 июля 1569 — 24 октября 1795 | |
---|
Флаг Речи Посполитой | Герб Речи Посполитой |
Речь Посполитая в эпоху наибольшего расцвета
Речь Посполитая — дословный перевод с латинского на польский слова Республика и на русский язык переводится — «общее дело». [1] [2] Среди татар, турок и казаков в XVI-XVII веках часто называлась Ляхистан, Лехистан (лях = поляк).
Содержание
Создание
Речь Посполитая явилась своего рода продолжением государства Ягеллонов — польско-литовской личной унии, существовавшей с 1385 года. В 1569 между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно – с общим королем, общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну, войско, суды.
Население
На протяжении двух веков Речь Посполитая была одним из крупнейших государств Центральной и Западной Европы. В 1618 году её территория достигла максимальной площади — 990 тыс. кв. км. Численность населения с 6,5 млн в 1569 году достигла 14 млн чел. в 1772 году. Этнический состав: поляки — 40 %, русины — 20 %, литовцы — 13 %, немцы — 10 %, евреи — 5 %, остальные — 12 %.
История
Для Речи Посполитой было характерно уникальное государственное устройство. Первое столетие её существования польские историографы называют настоящим «Золотым веком», хотя золотым в буквальном смысле он был лишь для католического польского меньшинства страны, составившего его элиту. Второе столетие характеризуется военными поражениями, в том числе катастрофическими демографическими потерями в ходе так называемого Шведского потопа.
В 1596 году на церковном соборе была принята Брестская уния. Вводя унию, Польское правительство, без сомнения, рассчитывало на то, что соединение двух христианских исповеданий приведет и к политическому объединению двух славянских народов. Но на практике случилось обратное: уния вместо ожидаемого объединения Польского государства, привела Польшу к совершенно обратным результатам. Объективные польские историки, как, например, М. Боржиньский, считают, что «Брестская уния, вместо того, чтобы привести к религиозному единству, вызвала раскол в русском населении и часть его, оставаясь верной Восточной Церкви, была враждебно настроена в отношении униатов и поддерживавшей их Польши». Оставшиеся верными Православной Церкви русские люди Польши в течение более 2-х веков выдерживали тяжелую борьбу за свободу своей религиозной совести. Брестская уния, эта знаменитая затея иезуитов, без сомнения, принесла Польше громаднейший и непоправимый вред. Она внесла глубокое разделение в среду населения; вызвала, вследствие насильственных методов ее ведения, небывалые смуты в государстве; была причиною страшных, по обоюдной жестокости, казацких войн и создала стихийное влечение православного населения к единоверной Москве; влечение, которого остановить уже в дальнейшем было невозможно. Казацкие войны, вызванные насильственными методами введения унии, повели к войнам Польши с Москвою, отпадению от Польши Малороссии (1654), к новому объединению Киевской и Московской митрополий, к постоянным заступничествам московских царей, а затем петербургских императоров и императриц, за угнетаемое православное население в Польше и, наконец, к разделам Польши.
Политика полонизации и религиозного гнёта вызывает недовольство православных восточнославянских народов, усиление эксплуатации которых означает возвращение к крепостничеству. Усиливаются народные восстания, нарастает анархия в политической жизни страны. Последние годы её существования характеризуются неудачными попытками модернизации и проведения демократических реформ.
Разделы Речи Посполитой
Первый раздел Речи Посполитой 25 июля 1772 года Российской империей, Прусским королевством и Австрией в Санкт-Петербурге была подписана конвенция, согласно которой Восточная Белоруссия и часть Инфлянтов отходили к Российской империи; Вармия, воеводства Поморское, Мальборкское, Хелминьское, большая часть Иновроцлавского, Гнезненского и Познанского воеводств отходили к Пруссии; а княжества Освенцимское и Заторское, южная часть Краковского и Сандомирского воеводств, воеводства Русское и Белзское отходили к Австрии.
Второй раздел Речи Посполитой 12 января 1793, Гродно. 20 лет после первого раздела, Польша собирается с силами, Правительственная реформа, экономический подъем, Конституция (вторая в мире, первая в Европе) — Этим довольны не все, снова конфедерация, снова против Короля, но теперь за вмешательство России с призывом русских войск. К России отходит значительная часть Западной Белоруссии и Украины, а к Пруссии — Гданьск и Торунь, почти вся Польша, часть Мазовии и Краковского воеводства.
Третий раздел Речи Посполитой (самый важный из всех) 13 октября 1795 году подписана третья конвенция, по которой к России отошли земли восточнее реки Буг и реки Неман; к Пруссии отошла большая часть Мазовецкого воеводства с Варшавой, часть Трокского, Подляшского и Равского воеводств; к Австрии — воеводства Краковское, Сандомирское, Люблинское, часть Мазовецкого, Подляшского, Холмского и Брест-Литовского воеводств.
Итоги трёх разделов В итоге трёх разделов Речи Посполитой к России отошли литовские, западнорусские (современные белорусские и украинские земли) (кроме части Украины, захваченной Австрией). Коренные польские земли поделили между собой Пруссия и Австрия. 15 января 1797 года подписана последняя конвенция, утвердившая раздел Речи Посполитой, упразднившая польское гражданство и полностью ликвидировавшая остатки польской государственности. К этой конвенции был приложен акт 1795 года отречения от престола польского короля Станислава Августа.
Попытки возрождения союза и их поражение
Попыткой возродить Речь Посполитую можно назвать создание Наполеоном Варшавского герцогства в 1807 году. Аналогичные попытки предпринимались во время Январского восстания (1863—1864) и в 1920-е, когда Юзеф Пилсудский выдвинул идею создания «Междуморья» — конфедерации Польши, Литвы, Белоруссии и Украины. Современная Польша называет себя наследницей Речи Посполитой. В литовской историографии отношение к польско-литовскому союзу, несмотря на его формально «добровольный» и «обоюдный» характер было и остаётся с некоторыми оговорками в целом отрицательным из-за интенсивной полонизации литовцев и белорусов в этот период, а также из-за попыток Польши завладеть Вильнюсом в начале XX века, пользуясь историческими прецедентами.
Значение и употребление термина
Следует отметить, что Речь Посполитая (Rzeczpospolita — Жэчпосполита) в переводе с польского значит просто «республика». Это слово является калькой с латинского res publica — «общее дело» (или, как говорили древние поляки, «дело владаемое всем свободным»). Поэтому слово rzeczpospolita в польском языке употребляется в основном по отношению к современному польскому государству, а для названия государства, которое по-русски называют просто Речью Посполитой, используется только термин Республика Обоих Народов (Rzeczpospolita Obojga Narodów), либо, для уточнения, Первая Республика ( Pierwsza Rzeczpospolita ).
В современной польской историографии различаются порядковые номера польской государственности. Период с 1505 по 1795 называется «I Речь Посполитая», с 1918 по 1939 — «II Речь Посполитая», с 1989 — «III Речь Посполитая». Период существования Польской Народной Республики (1952, а фактически, 1944—1989) в этой нумерации не учитывается в связи с возобладавшим ныне в Польше представлением о неполном государственно-политическом суверенитете того периода (зависимость от СССР).
С приходом к власти в 2005 г. правых сил («Право и справедливость») последние часто говорят о IV Речи Посполитой, но, поскольку политическая система государства осталась без изменений, термин приходится признать чисто публицистическим.
РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ
Федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского.. / Ориг. : польск. Rzeczpospolita, литовск. Respublika, белорус. Рэч Паспалітая, укр. Річ Поспол
В официальных документах XVII – XVIII вв. также Rzeczpospolita Obojga Narodów (Республика двух народов) государство, возникшее в результате объединения Польского королевства (Короны Польской) и Великого княжества Литовского. Согласно соответствующему сегменту историографии, условия объединения можно считать федеративными. Хронологические рамки – Люблинская уния 1569 г. – третий раздел 1795 г.
Речь Посполитая возникла в результате заключения Люблинской унии, основным внешним фактором которой стала война между Великим княжеством Литовским и Русским государством, длившаяся с 1558 г. В результате поражений в войне угроза военной катастрофы для ВКЛ стала очевидной. Не смотря на личную унию объединявшую Польшу и Литву, и усилия короля Сигизмунда II Августа, польский сейм не торопился оказывать военную и финансовую помощь Великому княжеству Литовскому без более детального компромиссного соглашения, предусматривавшую взаимную ответственность польской и литовской шляхты и магнатерии. На переговорах польская сторона выставила жесткие условия, что вызвало негодование литовских магнатов, покинувших заседание. В результате этого польские представители, опираясь на часть литовской и русинской шляхты выдвинули предложение о присоединении к Короне Польской брацлавщины, киевщины и Левобережной Украины, на что литовские и русинские шляхтичи, настроенные против литовских крупных феодалов ответили согласием. 1 июля 1569 г. Люблинская уния была подписана вернувшимися литовскими представителями и затем, 4 июля ратифицирована Сигизмундом II. Условия унии предусматривали объединение двух стран, совместные выборы короля, введение единой монеты, проведение общей внутренней и внешней политики. Отдельно оговаривалась военная помощь Литве со стороны Короны Польской. Также была предпринята попытка ограничения влияния католической церкви: отменена церковная десятина, шляхта была освобождена от юрисдикции церковных судов, а также церковные владения были обложены налогами в пользу армии.
Шляхта обладала всей полнотой гражданских прав. Ей принадлежала исключительная возможность занимать государственные должности («уряды»), шляхта практически полностью составляла сейм. Только шляхта имела право владеть землей и крестьянами. Только шляхтичи могли занимать вакантные высшие церковные должности и только шляхтичи могли быть судимы королевским судом. Из ограничений, свойственных шляхте можно подчеркнуть только запрет на проживание в городах и занятие ремеслами. В то же время обязанности шляхты были крайне ограниченными – самой главной из них стало участие в посполитом рушении, то есть в вооруженном ополчении.
Важной особенностью польского привилегированного сословия было то, что внутри него не сложилось вассальной лестницы такой же, как и в Западной Европе. Это во много отражалось в т.н. идеологии шляхетского сарматизма. Центральным местом этой идеологии был этногенетический миф о происхождении польской шляхты от сармат, завоевавших местное славянское население. Идея равенства во многом подчеркивалась через представление о некоторой избранности Речи Посполитой в целом и шляхетского сословия в частности в борьбе католической Европы против Османской империи и православного Русского государства. Важное значение играл спрос на польский хлеб, что так же подтверждало в глазах польской шляхты их исключительную роль среди европейских народов.
Положение крестьян, как следовало ожидать, ухудшалось, что связанно с процессом т.н. «второго издания крепостничества». К концу XVI в. крестьяне в основном стали крепостными, количество крестьян, распоряжавшихся своим наделом и платившим чинш резко сокращалось. Постепенно изменялся и юридический статус крестьян (хлопов). Они были полностью подчинены панскому суду, в прерогативы которых входила в т.ч. и смертная казнь. Безправность польских крестьян приводила к росту социальной напряженности и участию их в многочисленных социальных взрывах.
В Речи Посполитой, несмотря на Магдебургское право так же не сложилось привилегированного городского сословия. Мещане Речи Почполитой не имели представительства в сейме, были ограничены в торговле. В малых городах и местечках мещане были зачастую подчинены шляхтичам и магнатам.
Политическое развитие. Первый крупный политический кризис Речи Посполитой произошел в 1572 г., после кончины Сигизмунда Августа, на котором пресеклась династия Ягеллонов. Новым польским королем был избран Генрих Валуа, впоследствии уехавший во Францию и коронованный как Генрих III. С его коротким правлением связано принятие т.н. «Генриховых артикулов», суть которых сводилась к укреплению положения шляхты и следующим условиям: 1) регулярный созыв шестинедельного сейма (раз в два года); 2) отказ короля от права вводить новые налоги без разрешения сейма; 3) внешняя политика ставилась под контроль совета резидентов, назначенных из сената; 4) шляхта не обязана была участвовать в заграничных походах, не получая вознаграждения; 5) регулярная армия содержалась только за счет кварты – четвертой части доходов королевских имений (отсюда название – кварцяное войско). Генриховы артикулы во многом ослабили королевскую власть, что сыграло важную роль в дальнейшем политическом развитии страны, оказавшейся ослабленной перед лицом абсолютистских режимов Восточной Европы.
В 1574 г. Генрих Валуа оставил Польшу и занял вакантный французский престол, оставаясь формально королем до 1576 г., когда на сейме был избран Стефан Баторий. Несмотря на волю ограничить всевластие шляхты, особого влияния на внутренние дела Баторий не оказал, однако именно с ним связана победа Речи Посполитой в войне с Русским государством и заключение Ям-Запольского перемирия. Следующий король Сигизмунд III Ваза также старался укрепить позиции королевской власти: ввести принцип голосования большинством, взамен права liberum veto, увеличить приток налогов и укрепить армию. Это вызвало противодействие со стороны шляхты и привело к восстанию части дворянского сословия (т.н. рокош Зебжидовского) в 1606 – 1609 гг. несмотря на победу сторонников королевской власти, проведение реформ было сорвано. Дальнейшее правление Сигизмунда III было относительно стабильным, чему способствовала успешная внешняя политика. Интервенция польско-литовских войск в Россию в годы Смуты привело к присоединению к Речи Посполитой Смоленского и Черниговского воеводств. Несмотря на поражение от турецких войск в Цецорской битве 1620 г., через год Речи Посполитой во многом благодаря участию запорожских казаков во главе с гетманом Сагайдачным удалось остановить турецкую экспансию. Успешная политика на востоке, однако, была сопряжена с неудачами на западе. Так в 1611 г. польский сейм передал Бранденбургу наследственные права на Восточную Пруссию, что впоследствии привело к формированию сильного абсолютистского государства под властью Гогенцоллернов. Отказ от участия в отвоевании Силезии привел к процессу, получившему в части историографии определение как «дрейф» Речи Посполитой на восток.
На политическую ситуацию внутри польско-литовского государства сильно повлияла противоречивая религиозная и социальная политика. Заключение Брестской церковной унии 1596 г. и отказ от наделения сословными правами казаков привел к росту социальной напряженности, вылившейся в ряд казацких восстаний в 1620-е – 30-е гг. Несмотря на некоторые уступки, сделанные королем Владиславом IV, к принципиальному решению проблемы это так и не привело. В 1648 г. вспыхнуло масштабное крестьянско-казацкое восстание под руководством православного шляхтича Богдана Хмельницкого. Восстание вышло за рамки внутреннего дела Речи Посполитой и привела к вмешательству Русского государства, которое Богдан Хмельницкий вовлекал в конфликт с самого нала восстания. Выступление Москвы на стороне восставших было поддержано широкими слоями населения украинских и белорусских земель. К 1655 г. московские войска заняли всю территорию Великого княжества Литовского, а казаки при содействии московских войск – большую часть украинских земель. В 1655 г. в войну вступила Швеция, войска которой заняли Варшаву и Краков. Это время получило в польской историографии названия «потопа». Только благодаря общенациональному движении, направленному против захватчиков Речи Посполитой удалось восстановить независимость. По условия Оливского мира со Швецией 1660 г. польский король Ян Казимир отказался от претензий на шведский престол. Согласно Андрусовскому договору 1667 г. Речь посполитая утратила Смоленск, Чернигов, а также Левобережную Украину (по условиям Московского договора 1686 г. – также Киев и Запорожье).
Правление Михаила Вмшневецкого (1669-1673 гг.) и Яна Собесского (1674 – 1696 гг.) не пресекли нарастающего ослабления власти: срывы сеймов превратились в обычное дело, королевские универсалы зачастую просто игнорировались. Избрание на королевский престол короля Августа Сильного из саксонской династии, в чем особую роль сыграла политическая воля Петра I положила начало трансформации Речи Посполитой из субъекта международного права, в объект. В годы Северной войны Речь Посполитую сокрушил еще один крупный внутренний конфликт между сторонниками Августа II, поддержанного российской армией и сторонниками Станислава Лещинского, креатуры Карла XII. Победа России в Северной войне предопределила укреплению у власти представителей саксонской династии.
Внутриполитическое развитие Речи посполитой в 1730-е – 1760 гг. характеризовалось попытками части правящей элиты реформировать политический строй. Во главе этого процесса стояла т.н. «Фамилия», включавшая в себя представителей клана Чарторыйских. Опираясь на т.н. диссидентский вопрос (проблема соблюдения прав не-католиков) Россия и Пруссия настояли на сохранении статус-кво и запрещения реформ, что стало причиной начала т.н. Барской конфедерации, с которой Россия вела долгую и напряженную борьбу, продемонстрировав, что в условиях русско-турецкой войны была не в состоянии единолично держать Речь Посполитую в подчинении. В результате это привело к первому разделу 1773 г., по которому Россия получила Восточную Белоруссию, Пруссия – Поморье, Австрия – Галицию и Малую Польшу. Первый раздел оказал благотворное влияние на внутриполитическую обстановку в стране. Общество сумело консолидироваться, что привело к работе т.н. Великого сейма 1773 – 1791 гг. Горожанам было предоставлено право участвовать в сейме, прерогативы шляхты несколько сократились. Вершиной преобразований стало издание Конституции 3 мая 1791 г., которая вводила принцип разделения властей, превращала королевскую власть в наследственную и предоставляла права более широким слоям населения. Напуганная конституционным движением в Польше и тем фактом, что оно явилось одним из следствий Великой французской революции, Екатерина II пошла на второй раздел Речи Посполитой, по которому Россиия получил Белоруссию и правобережную Украину, Пруссия – Великую Польшу.
Второй раздел стал причиной мощного освободительного движения под руководством Тадеуша Костюшко. Фактически, ему удалось держать под контролем всю неразделенную территорию Речи Посполитой в качестве диктатора. Однако энергичные действия российской армии под руководством А.В. Суворова подавили вооруженное сопротивление. В 1795 г. Речь Посполитая была разделена в третий раз, а король Станислав Понятовский перевезен в Санкт-Петербург. Таким образом, польское государство прекратило свое существование до 1918 г.
Варианты названия
Официальное название страны — Королевство Польское и Великое Княжество Литовское со столицей Краковом. С 1596 столица Речи Посполитой — Варшава, хотя официально она стала ей только в 1791.
Герб Королевства сложился из гербов Польши и Литвы: на красном фоне дважды повторяется польский орел и литовский рыцарь на коне с поднятым мечом. Флаг представляет собой полотно красно-белых полос, на котором размещены королевский герб с короной и польско-литовская эмблема, в центре которой — шведский герб.
В истории Польши существует 3 периода, связанных с этим названием:
Примечательно, что период 1944—1989 не учитывается и обозначается термином «Народная Республика».
По-польски страна называется Rzeczpocpolita. Само название является дословным переводом с латинского языка термина res publica, определение которого — «публичная вещь, общественная собственность». Название использовалось местными жителями, причем Польшу называли Короной, Литовское Княжество — Литвой или Великим Княжеством.
Численность и территории
Объединенные Польша и Литва почти 2 века оставались одним из крупнейших государств Европы, что легко заметить на картах. Она располагалась на землях современных Польши, Литвы, Украины, Беларусь, на части территории Латвии, Эстонии, России, Словакии и Молдавии. Самый большой размер государство получило Деулинского перемирия (1618 год).
Страна делилась на Великое княжество Литовское и Королевство Польское. Последнее состояло из Великопольской и Малопольской провинций. Каждое княжество делилось на воеводства, после — на поветы (уезды). Отдельное Задвинское герцогство управлялось совместно, особый статус имели Княжество Севежское и Епископство Варминское.
Численность населения в 1580 году составляла 7,5 миллиона человек, в 1771 году их было уже 12,3 миллиона. При этом значительная доля земель оставалась слабо заселена.
Образование и политическое устройство
Государство считается продолжением государства Ягеллонов — великокняжеской династии, которая правила в Центральной и Восточной Европе в XIV—XVI вв. еках. С 1385 года Королевство Польское и княжество Литовское образовались в личную унию. В 1569 году между ними была заключена Люблинская уния. Одной из причин создания затяжная Ливонская война с Россией (1558−1583), которая требовала объединить усилия.
В результате унии государства:
На тот момент государственное устройство было уникальным. Это была шляхетская демократия, при которой в управлении государством активно участвовали местные дворяне (шляхта). Больше всего оно похоже на олигархическую монархию — в отличие от абсолютных монархий, которых придерживалась Россия.
Сама страна, несмотря на название, не являлась республикой, поскольку возглавлялось пожизненно избираемым монархом. Выбирать последнего мог только сейм — представительское собрание дворянства. Однако постепенно в политической жизни государства нарастала анархия, которая вместе с демографическими потерями привела к экономическому упадку.
История государства
Ливонская война была закончена при короле Стефане Батории, который подписал выгодный мир в 1582 году. Польша получила Полоцк и Ливонию.
История государства протекала неспокойно:
Объединение перестало существовать в 1795 году после Третьего раздела.
По таблице можно проследить даты правления всех королей.
Годы правления | Имя |
1569−1572 | Сигизмунд II Август |
1573−1574 | Генрих Валуа |
1575−1586 | Анна Ягеллонка с супругом |
1576−1586 | Стефан Баторий |
1587−1632 | Сигизмунд III |
1632−1648 | Владислав IV |
1648−1668 | Ян II Казимир |
1669−1673 | Михаил Корибут |
1673−1696 | Ян III |
1697−1704 и 1709−1733 | Август II Сильный |
1704−1709 и 1733−1734 | Станислав Лещинский |
1734−1763 | Август III |
1764−1795 | Станислав II Август |
Раздел территории
Территория государства трижды делилась между соседними странами. Все они произошли в конце XVIII века при последнем короле. Разделы были связаны с кризисом государства и его неспособностью защититься, а также религиозным вопросом: русский посол в Варшаве требовал свободы православного вероисповедания, что вызывало возмущение местного католичества.
Кратко разделы Речи Посполитой описаны ниже:
При Наполеоне захваченные им земли на некоторое время были вновь объединены в Варшавское герцогство, но в 1814 году соседи вновь разделили их. Герцогство распалось на Царство Польское (Россия), Вольный город Краков (Австрия) и Великое княжество Познанское (Пруссия).
Попытки объединения принимались и после, но они не привели ни к какому результату. Современная Польша считает себя наследницей Речи Посполитой.
Проблемы религии
На территории проживали люди, исповедавшие разные религии. В Польше и Литве это в основном были католики, на русских землях — православные, по всей земле проживали мусульмане, евреи и протестанты разных направлений.
В первые годы существования государства проблем, связанных с религией, не наблюдалось: была провозглашена свобода вероисповедания. Однако при Сигизмунде III обстановка поменялась. Из-за ослабления православия и победы Контрреформации усилились противоречия в обществе, доходило до открытых стычек, восстаний и убийств.
При Владиславе IV были сделаны попытки вернуть веротерпимость, однако к середине XVII века католицизм стал господствующей религией. К тому времени многие протестантские общины переехали в Европу, православные стали небольшим меньшинством, треть населения принадлежала униатской церкви, а атеизм преследовался.
Религиозный вопрос часто становился официальной причиной для вмешательства соседей в дела Речи Посполитой. При этом сюда приезжали верующие из стран с более сложными обстановками, например, староверы России. Немаловажную роль играл и орден иезуитов, особенно в системе образования.
Объединенные в унию Королевство Польское и Княжество Литовское существовали чуть больше 2 веков — с конца XVI по конец XVIII века. За это время страна прошла путь от великой, крупнейшей европейской страны до политически зависимой от соседей, пережила 3 раздела территорий и вмешательство в свои дела чужих государств.