Ребенок поздно засыпает что делать

Дети и сон: если ребенок плохо спит

Главная / Блог / Дети и сон: если ребенок плохо спит

Ребенок поздно засыпает что делать

Что делать при нарушениях сна у ребенка?

Нарушения сна являются ранним симптомом для многих соматических и психических заболеваний у детей и взрослых. Исследования показывают, что каждый второй ребенок испытывает проблемы со сном, и около 4% детей имеют формальный диагноз расстройства сна.

Если ребенок плохо спит

Когда ребенок плохо спит – это становится проблемой не только для него самого, но и для родителей и, чаще всего, для всей семьи. Расстройства сна широко распространены в детском и подростковом возрасте и связаны с нейрокогнитивными и психосоциальными нарушениями. Проблемы со сном у младенцев, детей и подростков проявляются в самых разных аспектах, часто приводя к значительным нарушениям в повседневной деятельности – от эмоциональных и поведенческих нарушений, до снижения познавательных функций, которые могут сказаться на общем развитии.

В то время как трудности с укладыванием спать и частые ночные пробуждения, как правило, преобладают в младенчестве и раннем детстве, трудности со сном из-за недостаточного соблюдения гигиены сна или нарушений циркадного ритма, как правило, более выражены в подростковом возрасте. Если ребенок или подросток плохо спит, это может еще больше осложнить любое сопутствующее заболевание, такое как ожирение и астма, а также психологические проблемы, такие как депрессия, тревожность и злоупотребление психоактивными веществами.

Хроническое нарушение сна у детей и подростков может привести к проблемам с когнитивными функциями, такими как внимание, обучение и память. Было показано, что поведенческие вмешательства при проблемах со сном у детей (например, обучение родителей, положительный распорядок отхода ко сну), особенно у маленьких детей, приводят к клинически значимым улучшениям. Это особенно важно, учитывая нежелательность использования медикаментозной терапии в неосложненных случаях нарушений сна у детей.

Какие заболевания могут вызывать нарушения сна у детей?

Плохое качество и / или количество сна у детей может быть связано с множеством проблем, включая учебные, поведенческие, связанные с развитием организма и психики, социальные трудности, отклонения в массе тела и другие проблемы со здоровьем. Большое количество заболеваний также может способствовать нарушению сна у детей, в том числе:

Специфические нарушения сна у детей и подростков

Расстройства сна, связные с дыханием

Связанные с дыханием нарушения сна включают в себя привычный храп, обструктивное апноэ во сне, синдром сопротивления верхних дыхательных путей и синдром обструктивной гиповентиляции. У детей и подростков беспокойство по поводу симптомов (например, храпа), указывающих на лежащий в основе расстройство дыхания, таких как обструктивное апноэ во сне, требует изучения таких связанных симптомов, как паузы в дыхании, хронические утренние головные боли, сухость во рту, ночной энурез, утренняя жажда, чувство вялости и усталости после пробуждения, хронические ушные инфекции в анамнезе, недавнюю прибавку в весе, наличие переразгибания шеи во время сна и хроническое дыхание ртом.

Основной причиной расстройств сна у детей, связанных с дыханием является аденотонзиллярная гипертрофия. Если признаки увеличения миндалин отсутствуют, другими характерными причинами могут являться макроглоссия (увеличение языка), ретрогнатия (смещение челюсти назад), высокое арочное небо и отклонение носовой перегородки. Также свою роль могут играть полипы носа или задняя обструкция носоглотки. Также важно отметить, что у детей с такими расстройствами, как синдром Дауна или синдром Прадера-Вилли, наблюдаются черепно-лицевые аномалии, включая гипоплазию средней части лица или микрогнатию, которые предрасполагают к нарушениям дыхания, приводящим к расстройствам сна. Другими факторами риска является ожирение, наличие хронических проблем с носовыми пазухами, аллергии.

Нарушения сна, связанные с двигательными расстройствами.

Связанные со сном двигательные расстройства в детстве включают миоклонус сна в младенчестве, нарушение ритмических движений, расстройство периодических движений конечностей и синдром беспокойных ног. Миоклонус сна в младенчестве обычно связан с кластерами миоклонических толчков, которые затрагивают все тело, туловище или конечности. Обычно они считаются доброкачественными явлениями и постепенно исчезают после достижения возраста шести месяцев, не требуя дальнейшего лечения.

При расстройстве ритмических движений ребенок демонстрирует повторяющееся и стереотипное двигательное поведение с участием больших групп мышц и преимущественно во сне. Это расстройство может также приводить к нарушениям движения в дневное время и телесными травмами. Диагноз может быть окончательно поставлен после проведения видеополисомнографии. Лечение включает в обеспечение безопасных условий сна для ребенка и заверение родителей в том, расстройство пройдет самостоятельно к пятилетнему возрасту.

Периодические движения конечностей во сне — это короткие подергивания (движения) нижних или верхних конечностей во время сна, которые могут длиться до пяти секунд периодично с интервалом в 20-40 секунд.

Синдром беспокойных ног проявляется в виде побуждений к движению ногами, которое начинается или усиливается в положении сидя или лежа, но полностью проходит при движении. Позыв к движению усиливается вечером или ночью, чем днем, или возникает только вечером или ночью. Как правило, у детей младше 2 лет проявляются сенестопатии, такие как «ползание пауков» или «щекотание в ногах».

Собственно детская бессонница

Бессонница у детей определяется как повторяющиеся трудности с началом, продолжительностью, поддержанием или качеством сна, которые возникают, несмотря на соответствующее возрасту время и возможность спать, что приводит к функциональным нарушениям в дневное время для ребенка и / или семьи. Поведенческая бессонница в детстве чаще всего проявляется в отказе от сна, или в сопротивлении ребенка перед сном, задержке начала сна и / или продолжительном ночном бодрствовании, требующем вмешательства родителей. При нарушении начала сна дети испытывают трудности с засыпанием самостоятельно и связывают засыпание с определенными обстоятельствами, такими как определенное место (диван или кровать родителей), присутствие человека (мамы ил бабушки) или определенные действия (кормление из бутылочки, качание, просмотр телевизора). Таким образом, эти обстоятельства необходимы, чтобы ребенок уснул или продолжил спать после пробуждения среди ночи.

В другом варианте бессонницы ребенок откладывает время отхода ко сну с помощью нескольких запросов или отказов, в то время как родитель испытывает трудности с установкой ограничений ребенку, что позволяет отложить время отхода ко сну. Иногда оба типа бессонницы могут встречаться одновременно.

Нарушения сна у детей, связанные с психическими расстройствами

Проблемы со сном могут быть вызваны детскими психическими расстройствами. Например, повышенное возбуждение при синдроме дефицита внимания и гиперподвижности (СДВГ) связано с задержкой начала сна и сокращением продолжительности сна у детей и подростков. Кроме того, бессоннице у детей с СДВГ способствует дефицит сенсорной интеграции, нарушение циркадных ритмов, обратный эффект психостимуляторов и коморбидные тревожные расстройства.

Субъективные жалобы на сон часто встречаются у детей с большим депрессивным расстройством, а также с тревожными расстройствами. Существует двунаправленная связь между нарушениями сна у детей и аффективными состояниями. Другими словами, нестабильное эмоциональное состояние ребенка может привести к стойким проблемам со сном, а хроническое недосыпание может привести к нарушению поведения и настроения.

Парасомнии

Парасомния определяется как нежелательные физические события или переживания, которые происходят во время засыпания, во сне или во время пробуждений от сна. Они классифицируются как парасомнии стадии быстрого движения глаз (REM) или парасомнии без фазы быстрого сна. Парасомнии без фазы быстрого сна (также называемые расстройствами возбуждения) связаны с простым или сложным поведением как следствие возбуждения в первой половине ночи. Они связаны со спутанностью сознания и амнезией кошмаров или событий в ночи. Возбуждение, ночные кошмары и хождение во сне (сомнамбулизм) считаются частью парасомнии, не связанной с фазой быстрого сна. Спутанное возбуждение, как правило, происходит сразу после засыпания или ранним утром и связано с кратковременным замешательством в мыслительном процессе после пробуждения. Похоже, что в раннем детстве наблюдается повышенная распространенность этих нарушений, которая обычно проходит к 5 годам.

Ночные кошмары связаны с безутешным плачем (утешение обычно только задерживает восстановление после происшествия) и повышенной активностью вегетативной системы. Похоже, что в детстве ночные ужасы протекают благополучно. Однако более тяжелые формы заболевания могут потребовать поведенческих вмешательств, таких как запланированные пробуждения и лечение бензодиазепинами (например, клоназепамом).

Ходьба во сне обычно связана с хроническим недосыпанием. Поэтому важно поддерживать адекватную гигиену сна для предотвращения таких эпизодов. Также важно отметить, что определенные состояния (например, синдром Туретта и мигрень), тоже связаны с повышенной распространенностью сомнамбулизма.

Источник

Как помочь школьнику вовремя ложиться спать?

Полноценный сон для школьника – это основа для успешной учебы.

Ребенок поздно засыпает что делать

Во время сна идет обработка информации, которая была получена в течение дня, а также процесс восстановления ресурсов нервной системы. Но большие умственные и эмоциональные нагрузки могут приводить к развитию нарушений сна у ребенка, и он просто не может вовремя уснуть. А утром так сложно встать на учебу. Есть ли выход из этого замкнутого круга?

Объемная школьная программа требует все большего времени для учебы, и здоровый режим дня соблюдать практически невозможно. Тем не менее, здоровье учеников, как младших, так и старших классов – это ответственность родителей. Помочь ребенку сохранить полноценный сон вполне в ваших силах.

Распределяйте нагрузку в течение недели равномерно

Часто кроме основных школьных занятий дети посещают дополнительные – по интересам. Развивать талант в музыкальной школе или углубленно изучать английский престижно. Но это значительно увеличивает нагрузку на нервную систему школьника.

Постарайтесь согласовать расписание дополнительных занятий так, чтобы они не совпадали с наиболее напряженными школьными днями. Домашнее задание для этих занятий тоже лучше делать в несколько этапов, равномерно распределяя нагрузку в течение недели. Запланируйте выполнение части домашнего задания на один из выходных (лучше на субботу), а один из дней оставьте свободным от уроков и позвольте ребенку отдохнуть. Этот день лучше провести активно, на свежем воздухе.

Стоит также заметить, что врачи не рекомендуют совмещать какие-либо другие виды занятий со школой первые два-три года учебы.

Чем занят ваш ребенок, когда у него в руках планшет?

Планшет или компьютер помогает школьнику в учебе. Но это устройство еще и дает возможность играть и общаться в социальных сетях. В свою очередь, активность в соцсетях и электронные игры могут вызывать расстройства сна по двум причинам: ребенок играет или общается допоздна, после чего ему сложно заснуть, либо его нервная система слишком возбуждается, и сбивается режим сна.

Часто обе причины присутствуют одновременно. В данном случае нужно не просто запрещать играть в игры, но постараться их заменить чем-то более интересным, что также вызывает сильные эмоции, но связано с материальным миром. Появление излишнего увлечения компьютерной игрой может быть связано с сильной тревогой, причины которой лучше выяснить со специалистом.

Будьте положительным примером для ребенка. Сколько бы вы ни пытались объяснять и убеждать, ребенок останется глух к словам, если видит, что родители также увлечены играми и соцсетями.

Организуйте для ребенка правильный режим питания

Простой легкий завтрак должен присутствовать всегда, и также всегда у ребенка в школе должен быть ланч и обед. Если в школе организовывают обеды, то не помешает взять с собой дополнительный перекус. Позаботьтесь, чтобы у него всегда были сладкие фрукты, печенье или злаковые снеки – что-нибудь, что даст быструю энергетическую подпитку в виде порции глюкозы. Однако важно, чтобы основная часть обеда была богата белками, так как для полноценной работы нервной системы нужна постоянная подпитка аминокислотами.

Последний прием пищи не должен быть слишком поздним. Если вы хотите, чтобы ребенок ложился спать в 22-00, то ужинать нужно не позже 20-00. Но часто дети просят есть и перед сном. В этом случае можно дать стакан молока, кефира, или печенье с травяным чаем (например, мятным), печеное яблоко. Глюкоза быстро попадет в кровь и утолит голод.

Глицин наладит сон при высоких нагрузках

К защите нервной системы школьника следует подходить комплексно. Помимо режима и диеты, при нарушениях сна ее нужно дополнительно поддержать.

Аминокислоты, которые являются строительным материалом для всех тканей организма, особенно остро необходимы головному мозгу, так как активность обменных процессов здесь наиболее высокая. Глицин – аминокислота, которая может образовываться в ткани мозга, – защищает нервную систему от перегрузок, оказывает успокаивающее действие, является структурным компонентом нервной ткани. Но при высоких психоэмоциональных нагрузках потребность в глицине повышается в десятки раз, и аминокислоты собственного производства оказывается недостаточно. Это приводит к нарушению внимания, памяти, ухудшению эмоционального состояния, нарушениям сна. Именно в такие условия часто попадают ученики современных школ.

Сегодня аминокислота Глицин существует и в виде лекарственного средства. Лекарственный препарат Глицин не имеет ограничений по возрасту, так как это родственный для организма компонент. Для профилактики и лечения нарушений сна у школьников рекомендуют регулярный прием Глицина курсами.

Помните, однако, что наряду с приемом Глицина необходимо проконсультироваться со специалистом: расстройство сна у ребенка может быть вызвано серьезным заболеванием, поэтому всегда требует тщательной диагностики.

Источник

Когда укладывать спать на ночь?

Наступает вечер, зажигаются звёзды, выключается свет, и малыши мирно засыпают в своих кроватках, обнимая красивых плюшевых мишек. Так нам представляется тихий семейный вечер, во время которого все мирно готовятся ко сну. А как же на самом деле? Когда малышей нужно укладывать спать? В одно время с родителями, раньше или, наоборот, позже, чтобы они проспали дольше и не проснулись слишком рано утром? Так есть ли ответ на этот вопрос?

Когда родился наш сыночек, я долго не могла понять, когда же у малышей «ночь». Они ведь едят круглосуточно. Когда же нужно их купать и укладывать «на ночь»? Я перечитывала «наши» книги, в том числе современные учебники по педиатрии, и постоянно что-то не сходилось – например, написано, что малыши в таком-то возрасте спят 11-12 часов, но ночной сон начинается в 22, а утреннее умывание в 6. Или вообще, что детей нужно укладывать спать, когда удобно родителям. Бабушки мне твердили, что в 9 вечера «Спокойной ночи, малыши», и это «правильное» время, в которое нужно укладывать.

Откуда появилось это время «Х» – 9 вечера?

Обратимся к истории. В СССР только в 1917 году ввели декретный отпуск, который составлял 112 дней с момент рождения ребёнка. То есть, уже в 3 месяца малышей отдавали в ясли, если не было возможности договориться с бабушками-пенсионерками или взять работу в другую смену. До этого времени детей отдавали в ясли практически с рождения, то есть они находились в группе 10-15 или даже больше малышей, за которыми ухаживало достаточно ограниченное число нянечек. Именно поэтому использовался «режим по часам», а время дневного сна сознательно увеличено, так как уследить за несколькими грудничками одновременно просто физически невозможно. Вот отсюда и взялось такое позднее укладывание, и просто нереально маленькие цифры времени бодрствования (например, 2,5 часа в 10-12 месяцев), и очень большие цифры дневного сна. В яслях никого не спрашивали – хочет ли он спать. Были нормы, которым нужно было следовать. Со временем малыши привыкали и укладывались спать в «нужное» время, а ночью, соответственно, спали меньше. Времена изменились, а вот нормы почему-то очень часто используются очень устаревшие. Я нахожу их в журналах для мам, в книгах и даже в современных учебниках по педиатрии, в рекомендациях известных врачей.

Какое же время считается идеальным для укладывания?

Оказывается, «идеальным» временем засыпания на ночной сон считается 18:00-20:30. И это время сохраняется вплоть до 5-6 лет! Я была просто шокирована, так как 21 час, когда у нас принято только начинать подготовку ко сну, – это уже поздно! К настоящему моменту проведено множество исследований по всему миру, в результате которых было выявлено, что малыши лучше всего себя чувствуют при режиме 19:00-7:00. На первый взгляд цифры казались просто фантастическими. А почему же нельзя укладывать позже?

Почему так рано?

В головном мозге человека есть специальный центр – супрахиазмальные ядра, – который выполняет функцию внутренних часов. Именно он определяет смену фаз сна и бодрствования, называемую «циркадными ритмами». Вообще в нашем организме всё циклично – менструальный цикл, сердечный цикл, цикл трикарбоновых кислот и ещё более сотни таких циклов различной частоты. От чего же зависит то, когда мы спим, а когда бодрствуем? Почему нельзя спать ночью, например, с 3-х до 10 утра? Оказывается, деятельность наших «внутренних часов» зависит от освещённости. И с наступлением сумерек организм уже готовится ко сну (имеются в виду гражданские сумерки, которые начинаются раньше того времени, когда визуально начинает темнеть). В это время меняется гормональный фон организма, и он все свои силы направляет на то, чтобы отдыхать, восстанавливаться и обрабатывать полученную за день информацию. Если пропустить это время, то наш мозг переходит в режим «перегрузки» и время, которое он мог бы провести с пользой для организма, он тратит на работу, эффективность которой очень низка. Именно поэтому лучше лечь раньше, чтобы попасть на тот цикл нашего организма, при котором он настроен исключительно на сон. Именно этот сон будет самым восстанавливающим.

Неужели у малыша точно так же работают его «внутренние часы»? Представьте себе, это так. Только у новорожденного они ещё «не настроены», а начинают налаживать свою работу к 6-8 неделе жизни, когда малыши начинают различать день и ночь. Теперь они уже могут больше бодрствовать днём, и дольше спать ночью. И наша задача в этот период – помочь «завести часы» правильно. Окончательно формируется цикл ночного сна у большинства деток в 3-м месяцам, когда они начинают спать по 11-12 часов, с перерывами на кормления, но с одним длительным промежутком непрерывного сна длительностью не менее 5-6 часов, который с возрастом увеличивается.

А если укладывать позже?

«Уложите позже, чтобы малыш проснулся позже! Он у вас так рано просыпается, потому что вы его рано укладываете!» Это худшие советы, которые могут вам дать доброжелатели. На практике происходит наоборот – чем позже укладывается малыш, тем хуже он спит. И чем дольше вы «тянете», чем больше малыш переутомляется, тем сложнее его нервной системе справляться с перегрузкой, что значительно увеличивает частоту ночных пробуждений или же слишком раннего подъёма вследствие переутомления (в 4-5 утра вместо «обычного» времени). Это самый большой миф, что уложив малыша позже, «чтобы больше устал», он будет лучше спать. Разумеется, нужно учитывать нормы дневного сна для данного возраста, а также время бодрствования, уменьшив его перед ночным сном, а не наоборот увеличивать его, «чтобы утомить». Нет такого строгого правила, что всех детей нужно уложить именно к 19 часам, но лучше, если они будут уже спать не позже 20:30.

А мой малыш спит до 9 утра…

Часто я встречала ситуации, в которых малышей сознательно укладывали позже, и они «перестроили» свой режим на 20-8, 21-9, 22-10 и даже более позднее время. Что делать в таком случае? В первую очередь, нужно обратить внимание на то, как себя чувствует малыш при таком режиме. Хорошо ли он спит ночью, днём, он бодр и весел, спокойно играет и фиксирует внимание на предметах и людях, мирно укладывается спать на ночь? Если ответы на все вопросы положительные, значит, вам удалось перестроить режим удобным для вас образом. В чём же опасность «поздних» режимов? Как я уже писала, для «внутренних часов» очень важна освещённость. И при такой ситуации, особенно зимой, малыш не получает достаточно дневного света, что очень важно для его развития. И что более важно, он гуляет вечером в то время, когда его организм настроен на восстановление, рост и развитие (которое в основном происходит во сне, а не во время развивающих игр с развивающими игрушками), о чём так сильно беспокоятся все родители.

Муж приходит поздно с работы

В большинстве случаев именно это является отправной точкой начала вечернего укладывания спать. Ведь муж за целый день соскучился по малышу, и тоже хочет с ним поиграть, покупать, принять участие в его жизни. По этому поводу эксперты по сну, к мнению которых я прислушиваюсь, рекомендуют всё же найти выход из ситуации – пробовать брать работу на дом, возвращаться чуть раньше, а если не получается, то выделить время утром перед работой на то, чтобы поиграть с малышом, покормить его или просто понаблюдать за ним. И со временем вы очень полюбите эти радостные моменты, когда вы будете пить свой утренний кофе, а малыш рядом будет играть на детском коврике, ползать по комнате или весело топать и говорить вам «папа». Ведь именно утром малыши, которые достаточно рано укладываются спать и хорошо высыпаются, самые милые и довольные жизнью. Они радостно вам улыбаются, тянут ручки и интересуются всем вокруг. А вечером наоборот могут быть уже утомлены и капризны, так как давно бы уснули, если бы не ожидание папы.

Неужели бывают дети, которые спят уже в 7 вечера?

Да, бывают. Вы дочитали статью и до сих пор не можете в это поверить? Вам кажется, что если вы уложите своего малыша в 19, он проснётся в 3 часа ночи и будет играть? Поверьте, вы не одиноки в своём страхе. Все мои знакомые, когда слышат, что мой малыш в 3, 6, 9 и даже в 12 месяцев засыпает не позже 20:00 (а в большинстве случаев в 19:30), округляют глаза и говорят что-то вроде: «А когда же он просыпается?», «Да он у тебя соня», «Это он у тебя жаворонок» или (просто хит) «А, ну просто мальчики больше спят». Всё что угодно, лишь бы не пересмотреть свои устоявшиеся представления о времени ночного сна. Да, признаюсь, я сама боялась так рано уложить малыша, и до 2,5 месяцев он засыпал в 19 на «вечерний сон», который был, по сути, началом ночного сна. Потом мы его будили около 23 часов, купали и сами укладывались на ночной сон, который длился до 8 утра по нашему плану, составленному по рекомендациям одного известного врача. Но где-то ближе к 2-м месяцам малыш перестал просыпаться охотно в это время, он капризничал, купался без удовольствия и всем своим видом показывал нам, что он бы спал дальше. И тогда я решила рискнуть и перестроить режим таким образом, чтобы уже в 19 часов он спал. И представьте моё удивление, когда малыш мирно уснул сам после купания и проснулся ночью в то же время на кормления, только без этого мучительного для всех полуночного купания и укладывания! Уже на следующее утро я не узнала своего малыша! Я как сейчас помню, что он проснулся настолько спокойным. Он радостно лепетал, игрался ручками и когда мы его положили на пеленальный столик, он спокойно лежал сам долго-долго и наблюдал всё вокруг без малейшего беспокойства, как раньше. И с тех пор я поверила западным учёным и поняла, что наше представления о том, как «должны» спать малыши – это просто стереотипы, передаваемые из поколения в поколения. Разумеется, мы перешли на ранний режим очень рано, поэтому и очень легко, а в старшем возрасте это может занять больше времени и усилий. Но оно того стоит, поверьте! Постарайтесь поверить мне, и забыть о стереотипах, которые только мешают нам жить, и подарите себе и своему малыш здоровый спокойный сон, а вам с мужем – приятный вечер вдвоём!

А вот мы ложились спать в 9 вечера! И ничего… Выросли же нормальными.

Безусловно, на протяжении жизни сон малыша будет меняться. Поход в садик, школа, подростковый возраст… Поневоле много факторов будут нарушать его сон, и вам придётся каждый раз пытаться его наладить. Но основы закладываются уже в младенческом возрасте. Если практически с рождения вы вовремя укладываете малыша спать, не перекармливаете и не ограничиваете его движения – поверьте, это даст свой результат. А чем же плохо укладывать поздно на будущее, так сказать? Да, нас всех укладывали в 9. Но встаёте ли вы в 6 утра с хорошим настроением? Много ли вы знаете людей (не считая бабушек постпенсионного возраста), которые радостно просыпаются в 6-7 утра каждый день и вечером в 22 уже спят? Или же укладываются раньше спать, если переутомились, вместо того, чтобы «отоспаться в выходные»? У нас самих в большинстве случаев отсутствуют правильные привычки сна, поэтому нам порой сложно поверить, что то, как мы спим и то, как «правильно» надо спать – это две большие разницы. Поэтому наша задача, как родителей, дать своим малышам лучшее. Мы живём в век прогрессивных технологий и клинических исследований. Давайте же будет следовать современным открытиям, а не стереотипам прошлого. Подарите своему малышу лучшее – здоровый сон. И вы приятно удивитесь, как быстро это сделает его счастливым!

Наталия Домрес,
консультант по детскому сну и
автор проекта «Сон малыша»

опубликовано 12/06/2015 14:21
обновлено 20/04/2019
— Сон

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *