Ребенок постоянно теряет вещи в школе что делать родителям
Что делать, если ребенок все время теряет вещи
Как приучить растеряш к порядку
ВСЕ СЕМЕЙНЫЕ НОВОСТИ НА ТЛУМ.РУ
Многие родители сталкиваются с одной и той же проблемой: ребенок пришел из сада или школы без сменки (портфеля, пенала, игрушечного носорога и т. д. ). И это уже далеко не в первый раз! На прошлой неделе — шарф, на этой — шапка, сколько можно покупать ему новые вещи вместо потерянных? И ведь если спросить, где он оставил что-то, не вспомнит, будет только виновато смотреть в угол.
Как бороться с излишней забывчивостью у детей? Какие есть причины для подобного поведения? Разбираемся в этом с помощью психологов и приводим комментарии родителей с форумов и из соцсетей.
6 причин несобранности
Для начала стоит разобраться, в чем причина несобранности вашего ребенка. А их может быть очень много. У детей до 5 лет невнимательность вообще практически норма. Излишнее любопытство и интерес к окружающему миру не дает им сконцентрироваться на чем-то одном. Положил ведерко у дерева и пошел на горку, она же красивая и красная. А когда вы поинтересуетесь, уходя с площадки, где игрушка — ребенок не вспомнит, спрашивать его об этом бесполезно, так как у малыша нет такой временной памяти. И ругать его не стоит, нужно тренировать память.
Вторая причина — излишняя погруженность в себя, мечтательность. Это дети, которые куда больше в своих мыслях, чем в реальном мире. В этом случае такая черта характера может сопровождать ребенка все детство, если не всю жизнь. Забывают они неосознанно, но тренировки памяти могут помочь им сконцентрироваться.
Третья причина — отсутствие понятия личной собственности. Например, в большой семье ребенок может считать все игрушки общими, а потому и следить за ними не нужно, это не его личная ответственность. То же самое в детских учреждениях, где работают детские правила обмена «ты мне — я тебе». Утром обменялись, а к вечеру вспомнить, что и кому было отдано, уже сложно.
Четвертая причина — спешка. Если у малыша нет времени на сборы, конечно, он что-нибудь да забудет. И не только ребенок, но и взрослый. Малыш к вечеру плохо помнит в каких штанах он пришел в садик, были ли у него с собой варежки и что он положил в портфель. Также на ребенка может влиять излишняя загруженность. Школа, домашка, кружки, обязанности по дому, увлечения… День расписан по минутам, нагрузки слишком большие и у ребенка не остается времени подумать о том, что он взял, а что нет.
Пятая причина — отсутствие самостоятельности. Если мама малыша одевает, раздевает, портфель ему собирает и с уроками помогает, то сам по себе ребенок станет беспомощным и никак не вспомнит, что там ему положили в сумку с собой.
А еще ребенок может забывать что-то специально. Забыть дома тетрадь, потому что не сделал домашку, забыть в школе дневник, чтобы не увидели оценки и так далее. Если вы чувствуете, что ребенок хитрит, просто поговорите с ним о ситуации в школе и причинах такого обмана.
Профилактика против забывчивости
Если малыш маленький или большой, но излишне рассеянный, то ему сложно держать в голове все свои вещи, которые он носит с собой. Облегчите ему задачу и пометьте его одежду каким-нибудь логотипом, символом или просто биркой с фамилией, чтобы потом было легче искать. Тем более, что кроме вашей растеряши в саду или школе, есть и другие, и кто-то из детей вполне мог уйти на улицу в ваших штанах.
Проговаривайте с детьми нужные действия вслух, чтобы довести их до автомата. Пришли — сняли варежки, сунули их в карманы. Сняли шапку и шарф — положили на полку. Куртку — на крючок. И так далее. Можете придумать стишки, чтобы ребенок легче запоминал эти действия.
Еще помогает проговорить предметы по их количеству (можно с загибанием пальцев). В портфеле должны быть: учебник, пенал, тетрадь и т. д. По возвращению, разбирая портфель, повторите список вместе с малышом, чтобы убедиться, что все на месте. Если вы сами страдаете от забывчивости, этот список лучше записать.
Кроме этого, существует очень много игр на тренировку памяти. Устные вроде «Я возьму с собой на север» или «Я знаю пять…», и онлайн вроде Memories, и настольные вроде «Уга Буга». Подобрать что-то по вкусу ребенка не составит труда.
Не давайте растеряше лишние вещи. Если вы знаете о рассеянности малыша, то ему точно не нужно вручать еще и пару игрушек, которые он хочет взять, и телефон на недолгую прогулку. Тем более, что, выполняя любой каприз малыша, вы обесцениваете вещи, которые он получает, и заботиться об их сохранности он не станет.
Аккуратность стоит воспитывать во всем. Найдите место для каждой вещи ребенка и время для ухода за этой вещью. Учите ребенка следить за своими вещами самостоятельно и постоянно. Например, регулярно чистить обувь или сдавать вещи в стирку. Не убирайтесь за ребенком и не делайте все за него. Научите малыша планировать свое время, не суетиться и выделите лишние пару минут на проверку всего перед выходом.
Не стоит останавливать малыша строгим: «Ничего не забыл?». Лучше будет сделать это в форме вопроса, а ничего ли он не забыл? Пусть сам еще раз проговорит, что должен взять, вслух и, если не вспомнит, тогда уже вы напомните, что сменка валяется вон там. А если малыш собрался и ничего не забыл, и вы не забудьте похвалить его.
И последнее — подавайте ребенку хороший пример. Ведь дети делают что-то, смотря на нас. Так что привыкайте к порядку всей семьей и проводите работу над ошибками вместе.
А если уже потерял…
Если ребенок уже потерял вещь, постарайтесь не ругать его, а обсудить причины случившегося и проговорить, что он должен был сделать, чтобы этого не произошло. Все что вы будете делать, должно быть не наказанием, а необходимыми мерами. Не называйте ребенка «растеряшей» или «рассеянным», так вы только укрепляете его в этой мысли.
Лучше попробовать вызвать в малыше чувство ответственности. «Ты сам должен следить за своей ледянкой на горке, я на тебя полагаюсь». И тогда малыш, может быть, и запомнит, что мама дала ему важное задание.
Взамен потерянных вещей не торопитесь покупать новое и лучшее. Ребенок должен успеть ощутить дискомфорт от потери. Походит на физкультуру в старых кроссовках, поносит в школу свитер не по размеру, останется с обычным телефоном вместо смартфона. Главное, не перестараться, чтобы ребенок не стал причиной насмешек или травли в школе.
Если ваш малыш рассеянный по натуре, постарайтесь вообще не покупать ему дорогих вещей и объясняйте ему это с точки зрения материальных расходов. Объясните, что, если вы купите ему машинку и он ее потеряет, новой не будет. Вы не можете себе это позволить. А вместо крутого пенала с Пикачу придется ходить с обычным синим.
Если ребенок уже подрос и имеет карманные деньги, то такие пропажи можно выписывать ему «на счет», чтобы он понял стоимость той или иной вещи. И вообще, не бойтесь обсуждать с ребенком материальную сторону дела. Для малыша вы можете сравнить пропавшую вещь в понятном ему эквиваленте, вроде: «Эх, а ведь эта шапка стоила 10 киндер-сюрпризов. Теперь придется копить». Наглядно, правда?
Комментарии родителей:
«Я своей говорю — нет, не купим. Особенно если учесть, что игрушки покупаю не дешевые. Сразу говорю — береги, относись аккуратно, потеряешь или сломаешь — новой не будет. У нас редко что-то теряется. Если не уверена, что сможет игрушку сберечь — не берет с собой. Говорит пусть дома останется, а то испачкается или сломают».
«Моя знает что куплю из ее карманных денег или продав что-то из ее вещей на авито. моя разбила люмию за 20 тысяч через месяц после того как она у нее в руках оказалась (пишу так потому что я ее не покупала. ей ее подарили за участие в ЧЕ) она с ней еще 9 месяцев проходила пока осколки выпадать не стали».
«Теряет все и постоянно. Никакие игры на память не помогают, они ему не интересны. И не забывать, хоть на минуту собраться — тоже неинтересно. Повторит из-под палки — все равно забудет. Помогает только жесткая материальная ответственность и дисциплина. Или угроза реально серьезного наказания вроде отмены поездки летом заграницу (к бабушке вместо этого отправлю). Потихоньку дает свои плоды».
«Эх, буквально вчера я продумывала план „мести“ за очередную оставленную в школе форму для физры (а это, извините, кроссовки и спортивный костюм, общей стоимостью около 10 тыс.). Что решила: если не найдет, не буду оплачивать в ближайшие месяцы тренажерный зал. На физру походит пока в кедах и старых штанах. Но костюм был сегодня найден))))».
«Просто надо объяснить, что это его вещь, его, как его игрушки. его комната, его цветы, его тетради и все такое, и поэтому он сам об этом пусть и заботится, как следит за собой так и за своими вещами. чистит же он зубы, п.ч. иначе они будут болеть. Пусть он будет знать, что такое ответственность и последствия. Я бы сказала, ты можешь делать с курткой что угодно, хоть полы ей мыть, но носить ее тебе, или оставлять в раздевалке, но потом придется ходить без спорт. куртки. Без злости и угроз. Просто по факту. оставишь куртку — будешь ходить в футболке»
Как попрощаться с «машей-растеряшей»
Советы по борьбе с детской рассеянностью и потерей вещей
Ваш сын опять остался без любимой машинки, забыв ее в песочнице. Дочка не может найти резинки для волос, хотя вы абсолютно точно пару недель назад купили целую упаковку. Школьник вечером сообщает, что ему нечем писать на уроках, потому что очередная ручка ушла в неизвестном направлении. Эти ситуации, увы, знакомы многим родителям.
И если в дошкольном возрасте поведение «маши-растеряши» вызывает легкое раздражение, то для первоклашки это уже чревато сложностями в учебе. Как научить ребенка быть внимательным?
Почему он все теряет?
У всего есть причины и истоки. Если найти их, будет гораздо проще научить малыша следить за своим детским имуществом. Психологи уже сделали кое-что за нас и нашли семь объяснений детским потерям.
Слишком много нового вокруг
Дошкольник легко переключает внимание на что-то новое, увлекательное и яркое, появившееся в его поле зрения, стремится все потрогать, понюхать, лизнуть. Личные вещи при этом отходят на задний план, а то и вообще забываются. Даже если ребенок вспомнит, что какое-то время назад у него в руках была песочная лопатка, он совершенно точно не сможет сказать, куда ее пристроил до того, как побежал за бабочкой.
Слишком много фантазий в голове
Ребенку так интересно «внутри себя», что совершенно не важно, куда запропастился его спортивный костюм или учебник по математике.
” В его голове летают воздушные змеи, разыгрываются баталии сказочных воинов, скачут принцы на белых конях. Сами посудите, где тут найти время на скучный и будничный контроль за какими-то неинтересными вещами?
Вот он (или она) и не находит, и теряет все совершенно неосознанно.
«А что менять – не в этом суть…»
Аттракцион неслыханной щедрости
Иногда такой обмен происходит непреднамеренно. Стремление воспитать щедрого человека тоже может стать основой его рассеянности. Вы же не раз объясняли ребенку, что нехорошо быть жадиной, и его машинкой вполне может поиграть мальчик Вася? Тогда примите как данность, что малыш не будет воспринимать предметы, как личное имущество, и не будет следить за своими вещами.
В темпе вальса
Родители не оставляют малышу запас времени утром, в надежде подольше поспать, а потом постоянно торопят и подгоняют. Боязнь опоздать гораздо сильнее, чем страх не уследить за своими вещами. Особенно часто в цейтноте дети оказываются в начальной школе, где нужно быстро переместиться в кабинет рисования или спортзал, собрав необходимые принадлежности и переодевшись. Кеды первыми героически падут в борьбе с минутной стрелкой…
«Драмкружок, кружок по фото…»
Конечно, не все дети теряют пеналы и спортивную форму с упорством, достойным лучшего применения, – для этого тоже требуются способности.
” Однако до этого состояния можно довести и самого обычного среднестатистического ребенка – главное, немилосердно его нагрузить. Если ребенок живет в слишком высоком ритме, потери неизбежны.
Маленький человек не в силах уследить, что и куда проложил, когда ему приходится постоянно бежать то на одно занятие, то на другое, то собираться на третье. И вот уже ребенок устал, и потерял концентрацию.
У семи нянек – дитя без портфеля
Чем больше мы ограждаем маленького человека от ответственности за то, что с ним происходит, чем выше шанс, что в доме поселится растеряша. Если портфель собирает мама, а вещи на тренировку – бабушка, ребенок даже не в курсе, что у него там. Ситуация, когда он просто не узнал свои штаны и оставил их на скамейке спортивного зала, в этом случае – вполне заурядна.
Жизнь без потерь возможна!
Сначала нужно разобраться, вас уже постигла участь родителя растеряши, или то, что произошло вчера, – разовая акция. Меры нужно принимать тогда, когда потеря вещей происходит с пугающей регулярностью. Объясните ребенку, что в каждую его вещь вложены деньги и время родных ему людей, ведь ничего в этом мире не появляется из ниоткуда. Папа и мама работали, чтобы купить эту машинку, эту ручку, эти кроссовки. Вас расстраивает их потеря – эту мысль нужно донести до малыша. Возможно, научить ребенка быть более внимательным к своим вещам помогут несколько не таких уж сложных правил.
На всех детских вещах должны быть метки, и, что немаловажно, ребенок должен их узнавать. Метки могут быть выполнены в любом виде, на который хватит вашей фантазии: личный логотип, вензель из инициалов, изображение любимого мультяшного персонажа. Он поможет ребенку легко опознать свои вещи среди множества других.
” Ругать за потерянную вещь – тупиковый путь. Гораздо лучше будет просто спокойно обсудить произошедшее и вместе с ребенком обговорить, что нужно делать, чтобы такое больше не повторилось.
Не спешите приобретать новую вещь взамен потерянной. Дискомфорт от потери должен быть прочувствован ребенком. Ощутив негативные последствия своей безответственности, маленький человек в следующий раз будет стараться быть более внимательным.
Собираетесь на прогулку – посчитайте игрушки, которые берете с собой. Делайте это вслух и вместе с ребенком. По возвращению домой повторите подсчет, чтобы понять, все ли вещи вернулись домой.
Хорошим подспорьем станет планирование. Оно избавит от суеты и спешки, которые влекут за собой рассеянность. В основе режима дня должны лежать не только увлечения и занятия мальчика или девочки, а также их темперамент.
И помните, малыш потерял вещь, которую вы ему купили. Быть может, все дело в вас? Заваливать ребенка лишними вещами – прямой путь к тому, что он перестанет их ценить. А значит, и следить за тем, где и в каком состоянии они находятся.
Воспитать ребенка внимательным и собранным – процесс долгий и трудоемкий. Но результат того стоит!
Что делать, если ребенок все теряет?
Дети же к потерям относятся спокойно. В силу своего возраста, они даже не переживают о том, что какая-то вещь утрачена. Но это неправильно. Вещи нужно ценить.
Мы расскажем, как решить эту проблему.
Причины, по которым ребенок теряет вещи
В школьном возрасте детки, в основном, забывают тетради, и книги.
В учебном заведении они нередко оставляют куртки. А также пакеты со сменкой.
Долго личные вещи в школе не залеживаются. Хорошо, если их найдет порядочный ребенок, и отдаст охраннику. Но чаще всего бывает так, что другие дети подбирают бесхозные предметы. И вернуть потерянную вещь становится невозможно.
Психологи относятся к невнимательности, и потере вещей не так критично, как обычные взрослые. Они заявляют, что причины забывчивости у малышей такие же, как и у любых других людей старшего возраста. Ребенок забывает все не потому, что он плохой. А потому, что на подсознательном уровне в мозгу у него заложена рассеянность.
Но не переживайте, исправить проблему можно.
Исправлять забывчивость нужно до 10 лет
Психологи рекомендуют родителям исправлять забывчивость ребенка до того, как ему исполнится десять лет. В этот период еще можно исправить проблему. А вот уже когда малыш достигнет десяти лет, научить его быть внимательным будет намного сложнее.
Почему малыши рассеянные и забывчивые?
Малыш фокусирует внимание только на на том предмете, который ему интересен. Его он не потеряет ни при каких обстоятельствах. Потому, что будет бережно хранить.
Если вдруг, при этом, малыш потеряет менее важную вещь, то он не расстроится. И даже не уделит этому внимание.
Малыши теряют те вещи, которые вызывают у них неприятные воспоминания
Детские доктора провели исследование причин невнимательности. В ходе него, они выяснили, какие вещи малыши теряют чаще всего.
Это предметы, которые:
К примеру, сменную обувь дети могут терять по тому, что не видят смысла ежедневно переобуваться в учебном заведении. Или потому, что им просто лень.
Рюкзаки, пеналы, тетрадки и учебники они теряют потому, что не любят школу.
Психологи отмечают, что дети забывают различные предметы не специально. Они теряют их потому, что подсознательно считают их бесполезными.
Вопрос рассеянности ребенка действительно нужно решать. Однако, использовать при этом радикальные методы (наказания) не нужно.
Если вы будете кричать на ребенка каждый раз, когда он что-нибудь теряет, это не даст должного эффекта. Наоборот, вы только ухудшите отношения с ребенком. А терять предметы он не перестанет.
Нужно поступать хитрее. И использовать следующие правила.
Заставляйте ребенка самостоятельно искать вещи, которые он потерял
Вызовите ребенка на разговор. Объясните ему, что теперь за свои вещи ответственность несет лично он. Если малыш забудет определенный предмет в учебном заведении, то он должен будет самостоятельно найти его. Бегать по школе, и спрашивать учителей по поводу того, видели ли они потерянную вещь.
Лень и нежелание снова искать вещь заставят ребенка стать более внимательным.
Подавайте хороший пример
Поведение родителей часто отражается на самом ребенке. Учитывайте, что на внимательность и рассеянность влияет обстановка в вашем доме.
Объясните, что каждая вещь стоит денег
Объясните ребенку, что каждый предмет стоит денег. И не маленьких.
Это может положительно повлиять на чадо. Он поймет, что лучше следить за вещами, и получить игрушку, чем потерять их, и остаться без нее.
Как исправить рассеянность ребенка?
Побороть рассеянность чада не сложно. Достаточно лишь правильно воспитать его.
Начать рекомендуем с совместной подготовке портфеля к школе. Скажите ребенку, чтобы он каждый день собирал рюкзак. И помогайте ему. Раскладывать вещи нужно следующим образом:
Проговаривайте, что должен сделать ребенок
Перед походом ребенка в школу, скажите ему, что он должен сделать. Ваши слова должны быть максимально простыми. Чтобы информацию ребенок гарантированно запомнил.
Пересчитывайте предметы перед выходом из дома
Предположим, ребенок идет в школу. Он берет: портфель, сменную обувь и куртку. То есть, три предмета.
Укажите малышу на то, что он взял с собой 3 вещи. И попросите пересчитать их количество при выходе из школы.
Пишите списки собранных предметов
Каждый вечер пишите, какие предметы ребенок возьмет с собой завтра. Составьте список, и укажите в нем собранные вещи. Он должен выглядеть следующим образом.
Скажите ребенку, чтобы каждый день, после выхода из школы, он сверял предметы по списку. Желательно, чтобы напротив проверенной вещи он ставил галочку. Это необходимо для того, чтобы малыш контролировал процесс сбора.
Научите ребенка порядку
Помните: порядок в квартире = порядок в голове.
Не давайте ребенку брать с собой слишком много вещей
Чем больше вещей, тем выше вероятность того, что ребенок что-то забудет. Поэтому, рекомендуем давать малышу в школу брать не более двух-трех предметов.
Игрушек рекомендуется брать не более трех.
Побороть детскую растерянность можно.
Помните основные правила:
Если соблюдать все эти аспекты, ребенок гарантированно перестанет забывать вещи.
На портале Vikids вы можете:
Ребенок теряет вещи: что делать?
Школьные принадлежности и одежда для детей с СДВГ
Ирина Лукьянова журналист, писатель, преподаватель литературы, мама двоих детей, автор книги о детях с СДВГ
Кажется, прошло совсем немного времени с начала учебного года, но ваш невнимательный ребенок уже успел потерять сменную обувь, физкультурную форму и ручек-карандашей без счета. Можно ли предотвратить потерю и порчу одежды ребенка и школьных принадлежностей? Что надо изменить дома, чтобы ребенок мог «стоять на голове», не нанося ущерба квартире? Советует автор книги «Экстремальное материнство» Ирина Лукьянова.
Вандалоустойчивый дом
Правильный дом для гиперактивного ребенка — это дом, готовый к нашествию диких обезьян. В таком доме все ценные вещи должны быть надежно убраны под замок, чтобы их нельзя было потерять или испортить. Деньги лучше убрать из общего доступа: ребенок часто не понимает их цены и не может устоять, когда видит их в пределах досягаемости.
Многие дети любят рисовать на обоях. Запреты все равно будут нарушаться, поэтому лучше выделить угол, где можно рисовать. Можно прикрепить к стене лист ватмана для этих целей или даже купить специальные обои-раскраски. Одна мама с нашего форума о детях с СДВГ вместе с сыном расписала стены в кухне.
Наши дети любят раскачиваться на стульях и табуретках, поэтому ножки у тех часто отваливаются. Или учим детей привинчивать ножки, или ищем прочную мебель. Крутящиеся стулья на колесиках — плохой вариант: вместо того, чтобы делать уроки, дети крутятся и ездят по комнате.
Если дети много времени проводят дома, имеет смысл придумать, чем их занять вместо разрушения квартиры. Изобилие творческих занятий — залог сохранности ваших материальных ценностей!
Одежда для детей с СДВГ
Вся детская одежда и обувь должна быть подписана. Сейчас можно заказать наклейки на одежду и обувь с именем ребенка.
Одежда должна быть функциональна. Я работаю в школе и каждый день вижу десяток-полтора школьников с развязанными шнурками. А ведь альтернатив шнуркам множество — не только обувь на липучке, но и пластиковые шнурки, и самозавязывающиеся шнурки, и резиновые шнурки. Если у ребенка проблемы с мелкой моторикой, подумайте, чем заменить шнурки. В комбинезонах неудобно ходить в туалет; зимний комбинезон плохо надевается на платье. Ищите альтернативы.
У многих детей с СДВГ особая чувствительность; они ни за что не наденут водолазку с тесным горлом или вещь, которая «шерстит». Многие не выносят ярлычков на одежде — имеет смысл их срезать. Сложные детали и нелюбимые вещи — однозначно нет: не наденет, не застегнет, не справится. Давать нелюбимые вещи с собой в летний лагерь — значит добиться, что дитя будет месяц ходить в одном спортивном костюме.
Одежда должна быть такой, чтобы в ней можно было прыгать и стоять на голове. Хорошо, чтобы вещи имели какие-то легко опознаваемые детали (вышивки, аппликации и т. п.), а верхняя одежда была яркой и приметной — на тот случай, если ребенка, не дай Бог, придется искать.
Ребенок портит одежду? Ищем креативные способы починки. Моя материнская гордость — букеты цветов, вышитые гладью на забрызганном хлоркой джинсовом сарафане, и цветочно-жемчужная вышивка на дочкином бирюзовом топе, который оказался заляпан майонезом. Научить дитя стирке, выведению пятен, штопке, заплатам, зашиванию прорезных дыр боцманским швом, пришиванию пуговиц и работе с инструментами — очень полезно.
Варежки имеет смысл прикреплять к резинке: они теряются. Для девочек стоит придумать функциональную прическу: красивые косы растрепываются.
Школьная форма, рюкзак, канцелярские принадлежности
Не надо покупать детям дорогие вещи, а если уж купили — не стоит давать их с собой в школу. Это относится и к любимым игрушкам, и к хорошим книгам из домашней библиотеки.
Многие личные вещи оказываются забыты в школе. Некоторые школы ставят в гардеробе огромную коробку для забытых вещей. Ее надо навещать несколько раз в год и забирать оттуда свои вещи. Удивительно, сколько интересного там обнаруживается!
Одежду надо регулярно осматривать и чинить. Иногда характер повреждений может рассказать вам о проблемах ребенка. Скажем, обсосанные, изжеванные и прогрызенные рукава и воротники, так же, как и сгрызенные ручки и карандаши, говорят о повышенной тревожности ребенка — хорошо бы узнать, с чем она связана, если вы сам не говорит. Истоптанная или порезанная одежда может говорить о школьной травле.
В шкафу у ребенка всегда должны быть чистые и без дырок комплекты парадной формы и спортивной одежды (о них обычно вспоминают в 11 часов вечера накануне).
Пенал для начальной школы нужен самый простой — в который можно все быстро запихнуть и закрыть. Рассовывать каждый карандашик в свою ячейку дети с СДВГ не будут. Расходные материалы для школы (линейки, ручки, карандаши, транспортиры, тетради) должны покупаться самые дешевые и в оптовых количествах.
Учебники лучше обернуть — особенно если у ребенка есть склонность носить в рюкзаке еду. Не помешает и пакет влажных салфеток — ручки в рюкзаке часто протекают.
Школьный рюкзак имеет смысл собирать только с вечера: утром непременно что-то забудется. Раз в неделю маме (а со временем и самому ребенку) стоит осмотреть рюкзак, вынуть из него все ненужное (фантики, бумажки, пакет из-под чипсов, окаменевшую булочку, огрызок яблока, банановую шкурку) и постирать рюкзак. Кроме того, стоит регулярно проверять, не завалялись ли стаканчики, огрызки и крошки под подушкой и под кроватью.
Если соблюдать эти простые правила, многих ненужных осложнений можно избежать.