Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Что делать, если ребёнок отказывается идти в школу

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

У большинства школьников есть какие-то нелюбимые или даже ненавистные аспекты школьной жизни, и справляться с ними получается не у всех. Кого-то трудности в обучении приводят к полному нежеланию ходить в школу — тогда можно избежать неприятных и тревожных моментов. В силах родителей помочь ребёнку преодолеть страхи и проблемы, а также научиться главному — получать удовольствие от учёбы.

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Детский каприз или серьёзная проблема?

Если ребёнок пропускает школу пару раз в году — это не катастрофа, ведь все люди порой устают, и дети не исключение. Но когда школьник регулярно отказывается идти в школу и просит родителей оставить его дома, значит, что-то препятствует его обучению, тревожит ребёнка или фрустрирует. Задача родителя — разобраться, почему ребёнку плохо в школе. Причины могут быть самыми разными, но любая из них серьёзна, даже если это обычная скука.

Пока взрослые не выяснят, в чём проблема конкретного ребёнка, его поведение не изменится. Просто заставить ребёнка ходить в школу не получится: во-первых, посещение ненавистной школы может усугубить проблемы и привить отвращение к учёбе на всю жизнь, а во-вторых, с возрастом такие дети часто начинают прогуливать уроки без ведома родителей. Второй сценарий, конечно, хуже, чем когда ребёнок обращается к родителям с просьбой, — с точки зрения и безопасности, и отношений родителей и детей.

Помощь в решении проблемы даст родителям возможность сблизиться с ребёнком и укрепить доверие в отношениях. Нежелание посещать школьные занятия, чем бы оно ни было вызвано, — это повод пересмотреть режим дня, поговорить с классным руководителем или школьным психологом. Обратная связь от школы может быть очень информативна: она поможет вам понять, в какие моменты ребёнок выключается из учёбы, что ему мешает.

Зачастую дети отлынивают от школы, симулируя болезнь. Конечно, такое поведение может раздражать и злить родителей, но важно помнить, что ребёнок, которому в школе комфортно и интересно, не будет притворяться больным. Симуляция болезни — признак, что у ребёнка есть какие-то эмоциональные проблемы. В такой ситуации важно поговорить с ребёнком и выслушать его без осуждения.

Почему первоклассник не хочет ходить в школу

В норме в младшем школьном возрасте дети обладают огромным интересом к познанию. Внутренняя мотивация к учёбе у них выражена максимально ярко. Позже другие сферы жизни становятся для человека более приоритетными, и учёба становится скорее рутиной. В начальных классах же естественно искренне стремиться хорошо учиться. Но мотивация падает, если ребёнок сталкивается с трудностями, которые ему не по силам преодолеть самостоятельно.

Это может быть тревожность, страхи, напряжённые отношения в коллективе, а также проблемы с развитием высших психических функций. Успешное обучение в школе напрямую зависит от таких характеристик, как объём памяти (кратковременной и долговременной) и внимания. Например, малый объём памяти может приводить к проблемам с заданиями по русскому, для которых нужно запоминать много грамматических правил. А объём внимания влияет на успехи в математике, где нужно учитывать различные переменные для удачного решения задачи, а также быть аккуратным в подсчётах. Немудрено, что ребёнок не захочет посещать занятия, на которых ему физически сложно выполнять то, чего от него ждут. Задача родителей и школьных учителей — распознать эту проблему и вовремя скорректировать. Работу когнитивных функций ребёнка можно проверить при помощи тестов у психолога или самостоятельно.

Другие причины, почему дети не хотят ходить в школу

Ребёнок никогда не будет избегать школы просто так — почти всегда отказ от посещения занятий вызван эмоциональными проблемами. Чаще всего причина кроется в школьной среде: возможно, ребёнка раздражает сосед по парте или у него произошёл конфликт с учителем или одноклассниками. В младшем школьном возрасте своевременный разбор таких проблем позволяет психике легко восстановиться, поэтому родителям стоит обращать внимание на поведение ребёнка и быть готовыми проговорить проблемные ситуации и помочь ребёнку их решить.

Понять, правда ли дело в школе, поможет разговор с классным руководителем, директором, учителями и школьным психологом. Также можно пообщаться с родителями одноклассников и узнать, насколько распространена проблема в классе.

Другая частая причина — несоответствие между реальной жизнью и тем, чему учат в школе. В подростковом возрасте дети часто чувствуют, что предметы никак не пригодятся в будущем, особенно если у них есть свои увлечения, которые сильно расходятся со школьной программой. Если ребёнок не может реализовать себя на уроках и не видит ценности знаний, занятия превратятся в мучение, а ребёнок начнёт испытывать апатию.

Как помочь ребёнку, который отказывается идти в школу

Если ребёнок не хочет ходить на школьные уроки — это не повод ругаться и обвинять его в лени, вешать на него ярлыки и акцентировать внимание на его неудачах. Вместо этого лучше оказывать таким детям больше поддержки и сохранять позитивный настрой в общении, говорить ребёнку, что в школу ходить нужно всем и вы верите, что он сможет преодолеть все сложности.

Сперва стоит понаблюдать за ребёнком, его состоянием и реакциями на упоминания школы. Если вы замечаете, что ребёнок в целом чувствует себя хорошо, изучение школьных предметов не вызывает у него затруднений и ему нравится общаться со сверстниками, но при разговорах о школе он расстраивается и замыкается в себе, это однозначно повод начать разговор. Обратитесь к своему ребёнку с вопросами: «Что тебя пугает? Что тебя расстраивает?» Нельзя недооценивать, какую роль на развитие детей оказывает родительское внимание. Зачастую простая фраза «Что-то случилось? Ты можешь поделиться со мной» может сдвинуть дело с мёртвой точки. Так ребёнок почувствует, что он не один, и это улучшит его эмоциональное состояние и стрессоустойчивость.

Полезно обсудить дома, зачем вообще нужна учёба в школе — что она может дать и как она поможет развить сильные стороны вашего ребёнка. Можно поделиться собственным опытом учёбы в школе: рассказать, какие у вас были проблемы и как вы с ними справлялись.

Наконец, хорошая идея — поговорить со школьными преподавателями, в особенности с классным руководителем. Можно рассказать учителям о темпераменте ребёнка и попросить учитывать его в обучении. Например, у кого-то вызывает настоящую панику ответ у доски перед всем классом, и такой формат задания можно переделать — просить ребёнка отвечать устно только перед педагогом или включать его в групповую работу над докладами, чтобы он постепенно привыкал к устным выступлениям.

Развитие мотивации к учёбе у детей

Ключ к формированию детской мотивации — отталкиваться от интересов ребёнка. Важно искать точки соприкосновения между интересами ребёнка и школьным обучением. Например, вместе найти такие школьные активности, в которых ребёнок сможет раскрыть свои качества.

В средней и старшей школе важно формировать в сознании ребёнка связь между школой и будущей профессией. Подспорьем в этом деле станет атлас современных профессий, который можно скачать в интернете и изучать вместе с ребёнком. Также полезны будут курсы по развитию soft skills, где отдельные блоки посвящены поиску личной мотивации в учёбе, навыкам самоорганизации, а также информации о существующих профессиях.

В каких случаях можно задуматься о смене школы

Менять школу психологи рекомендуют только в качестве крайней меры, если все остальные способы решения проблемы не помогли или если ребёнок находится в психологически травмирующей ситуации — например, в случае буллинга. В целом частая смена школы нежелательна: если ребёнок будет постоянно переходить в новую школу, будет страдать его социализация, потому что он не сможет научиться строить долгосрочные отношения со сверстниками. Кроме того, конфликты и трудности — нормальная часть жизни, поэтому важно, чтобы ребёнок учился их преодолевать, а не избегать.

Иллюстрация: Lana Marandina / Dribbble

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

«Не хочу в школу!» Что делать родителям, когда ребёнок отказывается идти в школу?

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Начинается новый учебный год, а значит фразу «Я не хочу в школу!» родители станут слышать всё чаще. Что в этот момент происходит с нашими детьми? Причин, почему ребёнок не хочет идти в школу, множество. Задача родителей — помочь ребёнку разобраться с трудностями и встроиться в учебный процесс, а для этого необходимо найти основную проблему, которая мешает ему получать удовольствие от школы.

Содержание:

«Не хочу в школу!» — это нормально?

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

С нежеланием идти в школу рано или поздно сталкивается каждый ребёнок. И это нормально. Все люди переживают стресс, усталость, необходимость общаться с неприятными людьми. Однако то, что мы испытываем утром, когда выходим из дома, уже через час может измениться в позитивную сторону. Ведь наши негативные ожидания от дня не оправдались.

У детей тоже самое. Страх перед контрольной может оказаться напрасным, а вчерашний хулиган станет неплохим собеседником, и поводов для грусти не осталось, а школа стала снова приятным местом. Но если каждое утро ребёнок говорит: «Не хочу!», а по вечерам от любого упоминания школы становится мрачнее тучи – стоит обратить на это пристальное внимание.

Почему дети не хотят идти в школу?

Чтобы узнать причину нежелания, необходимо поговорить с ребёнком. Для того, чтобы ребёнок захотел вам открыться, заранее установите доверительные отношения. Он должен знать, что вы его не накажете и что не побежите тут же «рвать и метать в школу», чем сделаете ситуацию ещё хуже. Объясните ребёнку, что вы хотите ему помочь и без согласия не предпримите никаких действий.

Итак, в ответ на вопрос «Что случилось» вы можете узнать, что:

У ребёнка плохие отношения с учителем

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Конфликт ученика с учителем может быть как реальным, так и надуманным со стороны ребёнка. Слишком строгий или темпераментный учитель может вызывать у школьника чувство тревоги, ощущение, что его притесняют, хотя взрослый просто в экспрессивной форме высказывает своё мнение, и ни в коем случае не хочет обидеть ребёнка.

С другой стороны, у учителей действительно бывают любимчики и ученики, которые их раздражают. Для человека это нормально, но профессиональные учителя должны работать над собой и, ни смотря ни на какие свои эмоции, уважительно относиться к каждому ребёнку. Бывают случаи, когда дети сами создают конфликтные ситуации, устраивая травлю учителю.

В любом случае, прежде чем идти в школу, необходимо разобраться, в чём именно состоит конфликт и помочь ребёнку справиться с ним. самостоятельно.

Что делать, если ребёнок не хочет ходить в школу, потому что у него сложились напряжённые отношения с кем-то из учителей или сверстников? В первую очередь нужен искренний разговор.

Возможно, вы уже предпринимали попытки поговорить по душам, но ребёнок явно что-то от вас скрывает. В этом случае попробуйте разговор в другом тоне. Пусть это будет не допрос с пристрастием от строгой мамы, а по-настоящему доверительный тон.

Аккуратно разведывайте обстановку, проверяйте в общении свои версии происходящего. Задавайте вопросы, в которых озвучена та правда, которую ребёнок опасается вам доверить. Тем самым вы показываете, что готовы её услышать и воспринять.

– Слушай, а какая учительница у вас в школе по-настоящему неприятная? Что в школе тебе кажется несправедливым? Есть у тебя в классе ребята, которых «лучше бы ни было»?

Часто дети не рассказывают о таких вещах, потому что много раз их одёргивали в этом месте – взрослых нужно уважать, имей совесть, или «это ерунда». Но если в разговоре ребёнок понимает, что его чувства легальны, вы их понимаете, допускаете – он, скорее всего, расскажет вам всё как есть, и ему точно станет легче. Мама перестанет быть врагом из мира отстранённых взрослых, а станет союзником. Вместе вы точно сможете найти решение.

Наверняка у вас тоже есть опыт сосуществования с неприятными коллегами – расскажите ребёнку, как вы это пережили? Не стесняйтесь обратиться к классному руководителю или школьному психологу, если что-то вас всерьёз беспокоит,

Ребёнку сложно общаться с одноклассниками

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Дети, в силу своей неопытности и слабо развитой эмпатии, бывают очень конфликтны, а иногда и жестоки. Если ребёнок просто не может найти себе друзей, или стесняется своих одноклассников – эту проблему вы можете решить с ним сообща. Если же в школе развернулась травля против вашего ребёнка или кого-то из школьников, то без помощи учителей и администрации эту проблему не решить.

У ребёнка есть проблемы с каким-то предметом

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Часто дети не хотят идти в школу в определённый день, например, во вторник (потому что в этот день в расписании стоит «тот самый» предмет), а накануне испытывают сильные негативные эмоции. Плохая успеваемость или конфликт с учителем могут сильно повлиять на успешность ребёнка, а это в свою очередь вызывает стресс и нежелание идти в школу.

Ребёнок устал, перегружен

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Родители в своём желание дать детям всё самое-самое и побольше-побольше, часто перебарщивают с количеством кружков и секций. Если вы посчитали все школьные уроки, дополнительные занятия, время на домашние задания, а также время на сон и еду, и у вас осталось меньше 2-3 часов в сутки на детский отдых – значит, пора провести ревизию «развивашек».

Пересмотрите график занятий, устройте выходной без домашних дел, а то и мини-каникулы.

Если к выходным добавить пятницу или понедельник – и вы, и ребёнок уже имеете шанс полноценно восстановиться. Можно сделать вылазку за город, съездить в гости, отправиться в картинг или на творческий мастер-класс.

Чередуйте работу и отдых, наслаждайтесь выходными с семьёй. И учёба и труд даются легче тем, кто умеет переключаться,

Ребёнку слишком сложно или слишком скучно учиться

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Бывает, что дети попадают в слишком слабую для них школу или, напротив, слишком сильную. Тогда речь заходит о том, чтобы сменить программу обучения на более подходящую. Но помните, что некоторым детям лучше быть успешными в обычной школе, чем двоечниками в элитной. Ведь успеваемость сильно влияет на самооценку.

Ещё одна возможная причина – высокая чувствительность. Есть дети, которым трудно переносить шум, конфликты, жёсткую дисциплину и другие факторы, обычные для большой группы. Как правило, такие дети сильно отличаются от других, они задают не по возрасту глубокие философские вопросы. А ещё они остро реагируют на несправедливость и им трудно контролировать эмоции. Малейшая неприятность вызывает у них слёзы, смятение или даже истерику. Другие дети замечают эту особенность и могут их за это дразнить. Да и учителя не проявляют особой заботы, а то и насмехаются.

Что делать? Изучите статьи и литературу по теме ВЧЛ. Обратите внимание на книгу Элейн Эйрон «Высокочувствительный ребёнок». Постарайтесь организовать для ребёнка комфортную среду дома – неконфликтную и спокойную. Некоторые родители выбирают даже семейное обучение или частные школы с малочисленными классами.

В любом случае вам предстоит научить ребёнка владеть собой, принимать реальность такой, какая она есть. Но и заботиться о себе с учётом особенностей характера. Не переживайте, если ваш ребёнок высокочувствителен – его одарённость и доброта с избытком компенсируют сложные моменты,

Также можно заметить чисто возрастные проблемы:

Иногда детям просто сложно после каникул вернуться в учебный режим с ранними подъёмами, домашними заданиями и строгими учителями.

Не переживайте за здоровье и безопасность своего ребёнка, когда он находится в школе или идёт один домой. Смотрите за его маршрутом по карте, слушайте, что происходит вокруг и не обижают ли его сверстники или учителя, а также дозванивайтесь, даже если ребёнок забыл выключить бесшумный режим на смартфоне с помощью приложения «Где мои дети».

Что делать? Советы и рекомендации психолога

После того, как вы выяснили причину нежелания идти в школу, нужно помочь ребёнку с ней справиться. Как? Расскажет детский психолог.

Первоклассники

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Как правило, дети в начальной школе получают удовольствие от новых знаний и с удовольствием ходят в школу.

Если же ребёнок предпочитает играть, не может усидеть за партой и просится обратно в садик, скорее всего, он ещё не готов к школе. Такого ребёнка лучше вернуть на год в детский сад и дать время на взросление. Вы потеряете всего год, но ребёнок сможет полноценно включиться в образовательный процесс и полюбить школу.

Если у ребёнка конфликт с учительницей и решить его не удаётся – поменяйте класс. Изменить характер учителя вам не под силу, а постоянные стрессы приведут к ухудшению успеваемости.

Начальная школа

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Проблемы с успеваемостью, стеснительность, конфликты с одноклассниками… Что бы ни случилось с ребёнком, он ждёт от вас поддержки и помощи. Поэтому прислушивайтесь к его словам, помогайте советом, но старайтесь, чтобы успеха он достигал сам.

В 3-4 классе дети приближаются к подростковому возрасту и могут начать стесняться друг друга, когда они вынуждены переодеваться в одном кабинете. Чтобы избежать излишних неловкостей, поговорите с учителем, поищите возможность организовать переодевание, например, на разных переменах.

Пятиклашки

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Переходный класс от младшей к средней школе очень непростой. Ребятам надо запомнить кабинеты, учителей, иногда новых одноклассников. Помощь родителей здесь как нельзя кстати.

Проведите ознакомительную экскурсию по школе, помогите разобраться, как устроена нумерация кабинетов, подскажите, где можно узнать имена учителей (например, на сайте школы). Некоторым ребятам сложно ориентироваться в расписании, что приводит к путанице и понижению их статуса в классе.

Помогите пятиклашке с вечера подготовиться к следующему дню – вспомнить, где кабинет, кто учитель, какие у него требования. Пройдёт несколько недель, и ребёнок полностью адаптируется к новым условиям.

Девочки-подростки

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Девочки вступают в пубертат намного раньше мальчиков – это происходит обычно в 7 классе. Они начинают стесняться, подолгу рассматривают себя в зеркале, выискивая недостатки, у них меняется фигура и черты лица, начинаются месячные…

Это непростой период для подрастающей девушки. Постоянно хочется спать, при этом может мучать бессонница, увеличивается аппетит. На этом фоне девочки начинают хотеть «похудеть» и могут сознательно начать отказываться от еды. Особенно часто это происходит, если у родителей нездоровое отношение с пищей, и они либо сами худеют, либо намекают детям, что они «толстые» и «много едят». Прибавьте ко всему перегрузы по дополнительным занятиям, новые предметы в школе – о какой спокойной учёбе может идти речь?

Если вы видите, что ваша дочка устала и вымотана – дайте ей возможность отдохнуть. Проведите ревизию кружков – оставьте только то, что приносит удовольствие. Позволяйте спать столько, сколько нужно. Понизьте требования по успеваемости. Не критикуйте, не подумав трижды. Перестройка организма – это не шутки, она требует большого количества энергии.

Пройдёт год, и девочка восстановит свои силы и продолжит учиться и развиваться. Перерыв позволит ей избежать эмоционального выгорания.

Мальчики-подростки

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Мальчики взрослеют чуть позже, примерно в 9 классе. К сожалению, приближающиеся экзамены не дают им спокойно пережить этот период. Им тоже очень хочется спать, ведь вечером сложно заснуть, а утром невозможно проснуться. Выбросы гормонов вызывают вспышки агрессии, они могут стать раздражительными и нервными. Бурный рост организма понижает иммунитет.

Главная помощь, которую могут оказать своим детям родители – это отнестись с пониманием к эмоциональным перепадам, снизить уровень возлагаемой на подростков ответственности. Если ребёнок регулярно появляется в школе и учиться на «3»-«4» — это уже очень хороший результат.

Помните, оценки в школе – это лишь косвенный показатель успешности. При приёме на работу никого не интересуют пятерки в аттестате. Поэтому в школу дети идут не за оценками, а за знаниями и социализацией. Чем спокойнее вы будете относится к их тройкам и сильнее радоваться успехам, тем проще детям будет учиться!

Скоро в школу! Как подготовить ребёнка к началу новой четверти после каникул?

Если в обычной жизни у ребёнка нет особых проблем со школой, то подготовить его к школе не составит особого труда:

Чтобы учёба в школе прошла для ребёнка легко и приятно, важно оказывать ему помощь и поддержку, отслеживать его настроение и самочувствие. Если вам кажется, что ваш ребёнок изменился, что у него есть трудности, что он устал или расстроен – не ругайте, а выслушайте. Не бойтесь задавать вопросы, а главное, постарайтесь спокойно принять ответы. Затем совместными усилиями разработайте тактику решения проблемы.

Часто детям достаточно просто вашего внимания и мудрого совета, хотя иногда требуется и серьёзное вмешательство. Помните, именно родители – главные союзники и наставники детей.

Источник

Перестаньте его заставлять, говорит психолог. И что будет?

Если вы росли ботаником, а ребенок – другой

Ребенок отказывается ходить в школу что делатьЕкатерина Мурашова семейный психолог, автор книг, проводит лекции для родителей

Подросток совсем перестал делать уроки и при первой возможности прогуливает школу. Родителям дают экстремальный совет: передать 13-летнему сыну ответственность за учебу и прекратить войну за хорошие оценки. Как решиться на такое? Рассказывает психолог Екатерина Мурашова.

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Телефонный звонок по обычному городскому телефону (все давно звонят по мобильнику, только мама — по городскому, из-за нее его и не выключаю).

— Катя, здравствуй, прости, что беспокою, даже не надеялся, что этот старый телефон еще действует, пожалуйста, дай совет, мне очень нужна твоя помощь.

Голос не узнаю. Но очень мало людей в этом мире обращаются ко мне на «ты». Семья, одноклассники, однокурсники, еще пара-тройка друзей из детства. Всё.

— Простите, пожалуйста, а вы кто? И чем я могу вам помочь?

— Я Михаил Ведерников, мы вместе учились в университете. Мила Громова сказала мне, что ты теперь психолог, и посоветовала.

О, Мишка! Сокурсник, энтомолог, «ботаник» в самом чистом виде. Мы не дружили, но, пожалуй, приятельствовали и на первом курсе входили в одну компанию. Я даже обрадовалась, хотя понимала уже, что повод Мишкиного возвращения в мой круг вряд ли окажется радостным.

— Окей, Мишка, будешь говорить по телефону или встретимся?

Встретились. Обрадовалась еще два раза. Первый раз — что вижу Мишку почти не изменившимся, таким, как помню: рассеянный взгляд из-под очков — привет из юности. Второй раз, с мягкой насмешкой, — у нашего «ботаника» оказались такие обычные проблемы!

Отвали, братан-ботан!

Ребенок не хочет учиться! Младший сын, тринадцать лет. Второй брак. Первый Мишкин брак я помню отчетливо: она тоже наша однокурсница, не красавица, но чертовски обаятельна и харизматична, приезжая, Мишка таскался за ней как хвост, влюбился без памяти, красивейший ранний роман, семья была против женитьбы, но Мишка настоял, родился ребенок, а потом все как-то очень быстро кончилось, и они разбежались. Теперь припоминаю: мне говорили, что много лет спустя Мишка женился на своей аспирантке. Получается, что это и было тринадцать лет назад. Как же летит время!

— Кать, поверь, у нас в доме уже давно не жизнь, а какой-то непрекращающийся кошмар! Мне просто не хочется идти с работы домой. С головой у Витьки все в порядке, это даже не обсуждается. Но! Раньше он учился в математической школе, легко поступил и мог бы. Но он ни черта не делал, за уроки его приходилось сажать, угрожая ремнем. Ты представляешь, насколько это для нас «органично»!

Разумеется, в конце концов нас оттуда попросили: ваш мальчик, безусловно, способный, но мы готовы учить только тех детей, которые сами этого хотят. Мы решили: ладно, может быть, эта программа ему все-таки тяжеловата. Перевели в обычную школу. Так там он совсем расслабился! Уроки не делает, ему никогда ничего не задано, использует малейший повод, чтобы в школу не ходить совсем, врет напропалую.

— А что делает-то? Интересы какие-нибудь есть?

— Ни-че-го! Абсолютно ничего. Музыку бросил еще в прошлом году.

— А все же? Уроки он не учит, ну надо же ему как-то проводить время.

— Гоняет на велосипеде, играет с друзьями в футбол во дворе, смотрит телевизор, играет в компьютерную приставку, иногда читает — преимущественно детскую фантастику, довольно глупую.

Нормальные такие занятия для мальчишки тринадцати лет. Конечно, родителям хотелось бы, чтобы Витька с сачком бегал и насекомых эфиром морил, как сам Мишка в этом возрасте. Ан нет.

— Каждый день — коррида с утра, чтобы ушел в школу, коррида вечером, чтобы хоть что-то из уроков сделал. Что он нам говорит, мне даже повторять стыдно. У жены волосы от нервов выпадают, ты можешь себе представить! (У самого Мишки до старости — густая шевелюра.) Мой старший тоже присоединяется, пытается помочь.

— Твой старший сын живет с вами?

— Да. Он, кстати, в двадцать четыре года защитился, сейчас пишет докторскую — что-то такое по теплофизике, я в этом плохо понимаю, — говорит с гордой улыбкой.

— А Наташа (первая жена Мишки. — К.М.) где?

— О, она давно в Германии, вышла замуж, уехала туда. Костик тоже поехал с ней, проучился там два года, приобрел язык, но вернулся, поступил в университет и с тех пор — со мной, с нами; у нас с ним полное взаимопонимание. Иногда он уезжает поработать за границей, но всегда возвращается.

— То есть недоделанный докторант Костик тоже пытается вразумить Витьку?

— Да, но все бесполезно. Витька ему: отвали, братан-ботан! Если бы ему было хотя бы пятнадцать, я бы тут же, пинком отправил его в жизнь, пусть работает, почует, что это такое, — продолжал бушевать Мишка, которому мама на третьем курсе давала с собой на практику порезанные на четыре части бутерброды (чтобы удобно было в рот класть). — Но ему только недавно тринадцать исполнилось, это просто физически невозможно! Но и так дальше жить тоже нельзя! С Витькой мы говорим только про школу и уроки. Более того: уже больше года любой мой разговор с женой неизменно скатывается на «что же нам делать с Витей?». Меня от этого мутит, недавно я подумал: а не снять ли мне где-нибудь квартиру? — и сам себе ужаснулся.

— Мишка, я, кажется, знаю, как это можно прекратить, — сказала я. Профессор из-под очков воззрился на меня с безумной надеждой. — Перестаньте его заставлять.

— Назавтра он просто не пойдет в школу.

— Да, разумеется. Причем ваше решение относительно него не будет очередным наездом. Сейчас мы с тобой все это обговорим.

Честно признаюсь читателям: Мишка был далеко не первым, кому я в аналогичном случае предлагала такое решение. Обычно отчаявшиеся родители мысленно или в реале крутили пальцем у виска и, разочарованные, уходили из моего кабинета обратно в свою борьбу.

Но Мишка — особый случай.

Прекращение военных действий

— Сын мой, мы бесконечно устали, — сказал Витьке отец. — К тому же ведущаяся у нас в доме война не приносит никаких результатов, кроме всеобщего озлобления и изнеможения. По совету моей однокурсницы-психолога мы прекращаем военные действия. Если ты не станешь учиться, мы будем тебя еще пару лет кормить, как положено по закону, а потом пойдешь работать в кафе, на автозаправку, ну, или куда тебя там возьмут.

— Отец, ты что, прикалываешься? — спросил удивленный Витька (вообще-то у Мишки с чувством юмора не очень).

— Нет, я говорю абсолютно серьезно. С матерью и Константином мы не без труда, но пришли к консенсусу.

На выразительно молчавших мать со старшим братом на следующий день Витька глядел с подозрением. Но в школу не пошел.

Сидел, смотрел телевизор, читал, потом пошел гулять — не терпелось рассказать друзьям о поразительных изменениях в его жизни. Друзья, как и ожидалось, пришли в неописуемый восторг и буквально изошли на зависть. Только один приятель из прошлой школы сказал по телефону: «Кажется, Витек, ты попал».

Прошло несколько дней, наполненных событиями для всех, кроме Витьки. Матери позвонила возмущенная классная руководительница, которой, конечно же, всё рассказали Витькины одноклассники, сослалась чуть ли не на статью Конституции. Бывшая аспирантка холодно и отстраненно ответила: «Мы действуем в соответствии с рекомендациями психолога». «А вам не кажется, что ваш психолог — идиот?!» — рявкнула учительница из дворовой школы, не привыкшая к церемониям. «Идиотка», — педантично уточнила университетский доцент.

Встревоженный Костик искал в интернете, «где работают люди с незаконченным средним образованием». Узнал много нового для себя, делился с отцом.

Через неделю новизна Витькиной ситуации улеглась, в школе накопились новые новости, к которым Витька уже не имел отношения. Утром Витьку никто не будил, но он неожиданно стал сам просыпаться и слушать, как домашние собираются на службу. Выглядывал из своей комнаты в коридор, ему приветливо кивали: «Доброе утро, Витя!» — и он прятался обратно. Брал книгу, но слова не складывались в строчки. Включал приставку, но быстро откладывал пульт.

Сходил в школу на два урока математики (любил ее в принципе плюс в дворовой школе после математической легко блистал). Там старый математик сказал: удивительное дело по нашим временам, Виктор, но, если уж так сложилось и на тебе ответственность, тебе надо принять решение — или ты учишься, или не учишься. Как говорили во времена моего детства: «Не давши слова — крепись, а давши — держись».

Ребенок отказывается ходить в школу что делать

Все говорят, что вам на меня наплевать

Еще через два дня вечером Витька пришел в кабинет к отцу и независимо сообщил: «Пап, все говорят, что вам на меня наплевать».

— Нет, что ты! — удивился Мишка. — Нам совсем не наплевать. Мы просто воевать устали.

— Но другие же родители воюют, лишь бы ребенок образование получил! Мама бы и дальше воевала, если бы ты ей не запретил. И Костик. А тебе, получается, все равно, что я в официанты пойду.

— Да? — Мишка надолго задумался. — Ну тогда знаешь, что получается? Получается, что я на тебе компенсируюсь. Я же чистокровный «ботан», как ты выражаешься. Меня моя мама, твоя бабушка, вместе с сачком под колпак посадила и пестовала — а я и рад был, мне лишь бы насекомых ловить и по определителю определять.

А потом я влюбился в Наташу, Костикину маму, мы поженились, и выяснилось, что она меня пестовать и ухаживать за мной вовсе не собирается, а собирается сама жить и ждет от меня, чтобы я. чтобы я был полноценным, взрослым уже. А я испугался ответственности и сбежал обратно к маме. А когда мне достался Костик, он уже был таким же, как я, я такое понимал, и поэтому у меня с ним никаких проблем не возникло. А ты — другой. И вот теперь я от страха на тебя проецирую то, чего мне самому когда-то не хватило.

В этом месте Мишкиного рассказа я восхищенно захлопала в ладоши:

— Вот прямо так и сказал?! Старик, ты гений! Если тебе все-таки надоедят когда-нибудь твои четверокрылые, можешь попробовать себя в подростковой психологии!

— Так и сказал, — Мишка смущенно улыбнулся. — Но это же правда?

— Пап, ты со мной никогда так не разговаривал, — сказал Витька после долгой паузы и поиска слов.

— Ну да. Но я же, получается, на тебя и ответственность за тебя перекинул. И отношение получается другое.

Слова отца полностью совпали со словами школьного математика. Витька воспринял это как знак. И вернулся в школу. И под свою ответственность «включил голову». И оценки стали блестящие. И теперь семья подумывает о возвращении в прежнюю математическую.

Ничто на земле не проходит бесследно

А Мишка спросил меня:

— Я могу сделать что-нибудь еще?

— Да, — ответила я. — Напиши Наташе, что ты всё понял.

— Я любил ее безумно. Но это было так давно. — В Мишкиных глазах чуть ли не слезы блеснули. — Я боюсь быть неуместным.

— Она тоже тебя любила. Безумная любовь в этом мире не исчезает бесследно. Ей это нужно, поверь.

Выдержка из электронного письма Мишки ко мне:

«Это личное письмо. Но, мне кажется, ты имеешь право прочесть. И мне хочется, чтобы ты прочла. «

Выдержка из электронного письма Наташи к Мишке:

«. Боже мой, Мишка, как же я не ожидала и как же благодарна тебе, милый! Мы оба были тогда виноваты, я должна была быть тоньше, внимательнее, но не сумела. Но как ты вырос с годами. Хотела бы и я. Хорошо, что Костик с тобой. Спасибо, спасибо, спасибо за всё. «

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *