Реализация что это в психологии
Системное видение понятий «развитие» и «реализация»
Развитие и усложнение нашего психического очевидно. Те задачи, которые были непосильны нашим предкам, нами решаются без особых проблем. Сегодня это видно особенно ярко на примере компьютеров: поколение наших бабушек и дедушек не способно овладеть этой технической новинкой, тогда как наши дети делают это с ходу уже в 5 лет.
Каждый человек рождается на свет с определенным набором векторов, свойств, желаний. Два младенца-близнеца, лежащих рядом в колыбельках, уже разные, и это заметно с первого взгляда. Пройдет время, один из них вырастет более уравновешенным и обстоятельным человеком, тогда как другой всегда будет более импульсивным и быстрым в своих действиях. Так задано от рождения.
Мы приходим в этот мир с определенным набором свойств, которые нам предстоит развить и впоследствии реализовать. В этой статье мы подробнее поговорим о понятиях развитости и реализации. Размытые и неопределенные сами по себе, в системно-векторной психологии они обретают четкую форму и наполняются глубоким смыслом.
Начнем с понятия «развитие». Уже 50 000 лет человечество развивается, переходя от более простых форм существования к все более сложным. Механизм прост: мы развиваемся и усложняем ландшафт, а ландшафт, в свою очередь, усложняет нас. Что это значит? Обратимся к примеру.
Долгое время для человека огонь был ужасным, неизведанным, стихийным явлением. Но вот однажды человеческая изобретательность позволила ему самому разжечь огонь. Это повлекло за собой массу последствий: теперь человек мог отгонять хищников, готовить еду, продвигаться в те области саванны, которые раньше были слишком холодны для проживания.
Возможность выйти на новые территории породила новые проблемы: нужно было как-то передвигаться на большие расстояния всей стаей, справляться с новыми свирепыми хищниками, которые водились в тех местах, нужно было научиться поддерживать температуру тела не только в пещере костром, но и вне ее.
Оказавшись в новых условиях, сталкиваясь с новыми трудностями, человек вновь был вынужден развиваться, что порождало все новые и новые изменения ландшафта. Постепенно мы выбрались из пещер, перебрались в дома, а потом и в квартиры, стали жить не в деревнях, а в городах и даже мегаполисах, и фраза «изменение ландшафта» приобрела буквальный смысл.
Неразрывно связанный с этими изменениями процесс — усложнение нашего психического. Те задачи, которые были непосильны для наших предков, нами решаются без особых проблем. Сегодня это видно особенно ярко на примере компьютеров: поколение наших бабушек и дедушек не способно, за редким исключением, овладеть этой технической новинкой, тогда как наши дети легко справляются с этим уже в пять лет.
Развитие психического означало постепенное изменение роли каждого человека в стае. Если раньше кожный человек из своей природной тяги к экономии шел по саванне и собирал веточки, чтобы вечером вся стая не замерзла без костра, то позже он стал экономить время и силы всей стаи, например, воздвигая мост там, где раньше надо было два дня идти в обход. Кожным людям мы обязаны всеми изобретениями, улучшающими и упрощающими человеческую жизнь, — от каменного топора и колеса до сложнейших механизмов, ежедневно обслуживающих каждый город.
Если раньше главной ролью зрительницы было из своей природной тяги к красоте наблюдать за саванной и при виде леопарда сильно и мгновенно пугаться, давая стае возможность вовремя скрыться, то позже именно она стала создательницей того, что мы называем культурой. Именно благодаря ей так возросла ценность человеческой жизни, возникло искусство, мораль, этика.
Если раньше ролью звукового человека было сидеть по ночам и вслушиваться в тревожные звуки саванны (на случай, если там крадется леопард) и параллельно вслушиваться в самого себя, рождая новые мысли, то позже звуковик стал философом, создателем религий. Звуковые люди стоят у истоков всех идей, которые когда-либо двигали человечеством.
Как мы знаем, человек — существо коллективное. Все вместе люди всех векторов, осознают они это или нет, работают на выполнение двух основных задач человечества: выжить во что бы то ни стало и продолжить себя во времени. С течением времени роль каждого вектора усложняется для того, чтобы наилучшим образом эти задачи выполнить.
Таким образом, становится понятно, что значит «развитие» применительно ко всему человечеству. Теперь подробнее рассмотрим индивидуальное развитие каждого отдельного человека.
Ребенок рождается в этом мире абсолютно архетипичным. Это значит, что его вектора, свойства еще абсолютно не развиты и могут выполнять только ту роль, которую они выполняли в первобытной стае. Зрительники могут только пугаться. Оральники — вопить, предупреждая стаю об опасности. Кожники — экономить, делать запасы.
Когда-то эти архетипы были востребованы обществом, были нужны. Сегодня большинство из них не несут полезной нагрузки, а могут быть и запрещены кожным законом либо ограничены зрительной культурой. Так, например, кожный архетип может проявляться как собирательство различного хлама по модели Плюшкина, что выглядит просто нелепо с точки зрения современного общества (сегодняшние угрозы уже совсем другого порядка: от взрыва ядерной бомбы не спасет никакой склад пищевых запасов), либо как воровство, что запрещено законом.
У ребенка есть 12–15 лет жизни, чтобы выйти из архетипа и развиться. Этот период в системно-векторной психологии определяется как период до пубертата и пубертат включительно. Перейдя черту пубертата, человек будет обладать развитыми в большей или меньшей степени врожденными свойствами, его вектора будут развиты, то есть готовы адаптировать ландшафт, на определенном уровне. Дальнейшего развития векторов не происходит. Всю последующую жизнь человек пользуется своими свойствами на том уровне, до которого они уже развиты.
Уровни развития. У каждого вектора есть четыре уровня развития:
неживой,
растительный,
животный,
человеческий.
Рассмотрим их на примере зрительного вектора:
— На неживом уровне зрительник наслаждается сменой зрительных впечатлений: разные краски в облачках, живописные виды рек и озер, красивые наряды, украшения, макияж и т. п. На этом уровне зрение очень внимательно к внешней атрибутике, всегда заметит, если что-то не так. Вот перед нами девушка, не видящая ничего, кроме красивых кофточек и юбочек, которой дела нет ни до цветов, ни до животных, ни до людей.
— На растительном уровне зрительник уже имеет способность сопереживать цветочкам, деревцам, кошечкам и собачкам, всему живому, кроме человека. Нашей девушке уже жалко просто так сорвать цветочек, она кормит всех кошечек в округе или создает общество защиты животных.
— На животном уровне зрительник начинает сопереживать людям. Наша девушка уже способна испытывать достаточно глубокое чувство любви, создавать эмоциональную связь с человеком, способна сопереживать людям.
— На человеческом уровне у зрительника состояние любви первично, он любит в принципе все, весь мир, начиная от травинки и листиков на деревьях, заканчивая людьми. Наша девушка любит этот мир, радуется каждому новому дню, способна глубоко любить человека, искренне сопереживать происходящему, невероятно добра.
Развитие свойств во всех векторах, кроме обонятельного, идет от неживого уровня к человеческому. При этом более высокий уровень развития включает в себя все, находящиеся ниже, но не наоборот. Так зрительник, развитый до уровня «человек», и кошечку покормит, и цветочек польет, и на облачко полюбуется, но предпочитать всему этому он будет общение с людьми.
Человек устроен по принципу большего наслаждения — мы делаем то, что приносит нам большее наслаждение, а не меньшее: погладить кошку, конечно, приятно, но пообщаться с интересным человеком — наслаждение гораздо большее, и мы выбираем его. А вот зрительник, развитый до растительного уровня, при всей своей любви к кошкам и цветам никогда не сможет полюбить человека и даже может говорить, что «люди хуже зверей».
От врожденной силы желания — темперамента, от того, какое давление оказывал ландшафт и как мы с ним научились справляться. Ландшафт в данном случае — наше окружение в детстве, и прежде всего — наши родители, двор и школа. Например, мама приучает кожного ребенка к дисциплине или анального к порядку — это благотворно влияет на развитие их свойств и позволяет кожнику в будущем стать руководителем компании, а анальнику — специалистом по анализу и обработке данных, лучшим из лучших.
Другое дело, если мама, например, сдергивает анального ребенка с горшка, что потом на всю жизнь нарушает его способность к глубокому анализу, систематизации, ему становится трудно довести свою работу до конца и отшлифовать ее до совершенства. В таком случае он остается неразвитым или на невысоком уровне развития.
Когда период до пубертата и пубертат пройден, мы уже говорим о реализации, то есть о применении своих свойств на ландшафте. Реализуя себя, мы испытываем удовольствие от жизни.
Если человек не развился и остался в архетипе, то ему остается маленькое, куцее удовольствие. Я, архетипичный кожник, стаскиваю со всех помоек в свою квартиру всякий хлам, хожу пешком, чтобы сэкономить на проезде и т. п. Я думаю только о себе, как бы себе сделать лучше, как бы себе больше денежек накопить.
Если человек развился, то он способен получать удовольствие от жизни на совершенно другом уровне. Вот я — развитый кожник, инженер, изобретатель. Благодаря мне люди могут не ходить пешком на двадцатый этаж и не должны носить воду из колодца. Я делаю не напрямую для себя, а помогаю другим людям экономить силы и ресурсы, мои изобретения востребованы, и через это я получаю огромное удовольствие от жизни.
При этом реализация — это процесс. Я не могу один раз изобрести что-нибудь и всю жизнь почивать на лаврах. Я должен все время прилагать усилия, все время работать, чтобы получать свое удовольствие от жизни.
Подводя итог, скажем следующее: каждому человеку заданы определенные свойства и желания и сила эти желания реализовать. Заданы, но не обеспечены. Очень важно для каждого наилучшим образом пройти период развития в детстве и прилагать все усилия для реализации во взрослой жизни. Подробнее о понятиях «развитие» и «реализация» вы узнаете на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.
Что такое самореализация человека, 10 признаков и способы ее осуществления
Приветствую вас, дорогие читатели! Каждый из нас зачем-то живет на этой планете. Имеет какие-то стремления, желания, таланты и способности. Но далеко не каждый способен их реализовать, к сожалению. Не реализованных личностей очень много, и часто именно это становится причиной того, что человек несчастлив. Что такое самореализация человека? Как может реализоваться каждый из нас? И что для этого нужно делать? Ответы на эти очень важные вопросы вы найдете в этой статье.
Что такое самореализация человека?
Попробую рассказать вам, что это такое, самыми простыми словами.
В психологии определение звучит так: самореализация – это реализация своих способностей, потенциала, желаний, талантов в какой-либо деятельности, не обязательно профессиональной.
Проще говоря, воплотить в жизнь свои задатки и мечты осуществляя деятельность – это и значит «самореализоваться».
Это – понятие крайне широкое, ведь реализоваться можно, как родитель, в спорте, в творчестве, как дочь или специалист, даже как друг или шахматист. К счастью, границ тут почти нет! Следовательно и путей осуществления задачи по самореализации личности огромное множество.
Причем можно параллельно проявлять себя и достигать целей (с большим или меньшим успехом) одновременно на нескольких поприщах.
Однако самореализация и самовыражение это не одно и тоже. Хотя самореализация всегда является самовыражением в самом положительном смысле этого слова. Но самовыражение не всегда является самореализацией. Например, носить причудливую прическу или рваные джинсы — это самовыражение, но никак не самореализация. Для этого каких-то особых способностей не надо. А вот выступать публично — это и самовыражение и самореализация. К сожалению некоторые путают эти понятия.
Кроме того, самореализация личности — это всегда какая-то конкретная польза и «нужность» окружающим нас людям.
Самореализация возможность или бремя?
Когда вы задаете себе этот серьезный вопрос, то ответ на него во многом зависит от вас. То есть, самореализация может быть возможностью и даже не одной! В то же время она может стать и тяжким бременем. Ведь если кто-то не умеет, не знает или не способен себя реализовать, то он, скорее всего, будет ощущать подавленность, не будет счастлив, и рано или поздно начнется процесс деградации.
Вот типичные проблемы этого процесса, с ними сталкивается почти каждый из нас, на протяжении жизни:
При наличии любой из этих проблем стремление самореализоваться может стать тяжким бременем, для каждого из нас. И далеко не каждый сможет преодолеть препятствия, выбрать для себя верные пути самореализации и начать действовать.
Признаки самореализации личности
Знаменитый на весь мир психолог из США Абрахам Маслоу поставил самореализацию на вершину своей пирамиды человеческих потребностей. И сделал ее практически залогом счастья и гармонии. Он же проанализировал много успешных личностей, и разработал перечень их признаков и характеристик. По его мнению, личности, которые себя реализовали:
Если в этом перечне вы нашли много общего с самим собою, то вы на верном пути. Если же нет, то не стоит отчаиваться. В любом случае, для вас открываются большие перспективы для роста.
Так как самореализация и саморазвитие всегда идут рука об руку!
В этом блоге в рубриках «Саморазвитие» и «Тесты» вы найдете для себя много интересного
Виды самореализации
Виды – это фактически и есть способы реализовать свои стремления и желания. В идеале в жизни должны присутствовать не один, а несколько видов. Отлично, если они взаимосвязаны. Основных видов 4:
Что помогает реализовать себя?
Зная основные принципы самореализации, и правила, по которым все работает, вы точно сможете реализоваться. Чтобы достичь этой благородной цели, требуется правильный план.
Начать нужно с таких действий:
Четвертый принцип самореализации на практике
А вот что советуют психологи для реализации пункта №4. Возьмите листик бумаги, выделите для себя полчаса времени, включите приятную музыку. И попробуйте записать список всех своих качеств, талантов, увлечений, всего, что вы можете в себе развить. Отдельным списком запишите все черты характера, которые вам свойственны.
Теперь создайте список того, в чем вам бы хотелось реализоваться. И напротив каждого пункта из этого списка укажите, какие черты характера и вообще условия необходимы конкретно вам для реализации. Далее проанализируйте имеющуюся информацию, чтобы понять, чего вы хотите, и в чем именно вам имеет смысл реализовываться.
Самореализация и самомотивация личности, пути и способы на видео:
Примеры самореализации личности
Примеры успешной реализации личности вы, я уверен, найдете среди своих родных или знакомых. И если вы задумаетесь, то поймете, что это не обязательно будут супер профессионалы, состоятельные и знаменитые. Но и, к примеру, многодетная мама, реализовавшая себя в семье.
Или скромный предприниматель, помогающий детскому дому. Или же детский врач, к которому приезжают из других городов. А может учитель, к которому в класс стремятся попасть по рекомендации. И даже дворник, идеально убирающий свою территорию.
Думаю, что вам будет полезен откровенный разговор про пути самореализации, с теми, кто вас заинтересовал как человек успешный или является для вас примером. Также, не помешает и изучение биографии той или иной великой личности.
Например, знаменитый нейрохирург Бен Карсон, разделивший сиамских близнецов, описывает свой путь в книге «Золотые руки».
Среди известных людей такими примерами являются известные и успешные политики, общественные деятели, бизнесмены, певцы, писатели и так далее. На ум сразу приходят: Стив Джобс и Билл Гейтс, Джоан Роулинг, Уолт Дисней, Мария Тереза, Амансио Ортрега и множество других имен, известных всем и не очень.
Не бойтесь малого начала
Не стоит забывать, что самореализация личности всегда выражается в какой-либо пользе для окружающих. Например, вы можете поставить перед собой цель реализоваться как хороший собеседник. И тогда вам стоит научиться общительности. То есть, читать об этом полезные книги.
Уверяю вас, что со временем вы будете становиться намного компетентнее других в этом вопросе. И даже будете удивляться сами себе замечая как возросло ваше саморазвитие. А для начала хочу посоветовать Дейла Карнеги «Как приобретать друзей?» она есть даже в аудио варианте с отличной озвучкой.
Кстати, есть в Библии один случай, когда мальчик принес с собой 5 лепешек и 2 рыбки. А Иисус смог с помощью этой малости накормить 5000 человек (Евангелие от Луки 9 глава 13 — 17 тексты). И все потому, что это небольшое количество еды было пущено в оборот.
Следовательно, даже если вы считаете, что обладаете совсем скромными способностями они могут быть приумножены, если будут задействованы!
Главное начать и двигаться, так как в большинстве случаев успеха добиваются не самые одаренные, а трудолюбивые и дисциплинированные.
Не даром есть поговорка, что самореализация и успех — это 10 % способностей и 90 % целенаправленных усилий.
На этом все, дорогие читатели! Теперь вы точно знаете, что такое самореализация человека. И, возможно, сможете лучше понять свои стремления, желания и возможности, чтобы затем успешно реализовать свой потенциал. Действуйте, и у вас все получится! От души вам этого желаю. Заранее спасибо за ваши лайки, комментарии, подписки на мой блог, до новых встреч!
Самореализация
Самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме. Согласно учения Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» самореализация представляет собой наивысшую потребность личности. Индивиду просто жизненно необходимо предопределить и осознать свое персональное место в обществе, жизни, эффективно использовать собственные заложенные природой задатки, проявить собственную личность по максимуму в действительном мире ради того чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.
Самореализация личности
Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.
Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.
Существует множество методов, способствующих самореализации, но наибольшее применение получило несколько из них.
Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.
Личность представляет одновременно и объект, и субъект социальной взаимосвязи. Поэтому в ходе личностной социализации огромным значением обладает активная позиция самой личности, ее склонность к определенной деятельности, общая стратегия поведения. Целеустремленная деятельная личность, стремящаяся к наиболее эффективной самореализации, чаще всего, добивается большего успеха в жизни, нежели индивидуум, шагающий на поводу у происходящих обстоятельств.
Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.
Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др. Все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгосрочную перспективу. Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.
Выбор жизненной стратегии может иметь зависимость от нескольких факторов:
Например, в традиционном или кризисном социуме, в котором актуальной является проблема выживания, большинство его членов вынуждены выбирать стратегию жизненного благополучия. А в социуме со сформированными рыночными отношениями более популярной будет стратегия жизненного успеха.
Стремление к самореализации, свойственное каждому индивиду, по сути представляет собой отражение более базовой потребности – стремление к самоутверждению, которое выражается, в свой черед, в движении «Я» реального к «Я» идеальному.
Самореализация личности зависит от ряда факторов. Факторы самореализации могут быть единичными и всеобщими, воздействующими на выработку в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути.
Творческая самореализация
Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.
Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.
Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.
Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход.
Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.
В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.
Профессиональная самореализация
Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.
Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.
Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.
Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.
В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:
По степени развитости перечисленных характеристик следует судить об уровне реализованности индивида в профессии.
Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.
Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности.
Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии.
Социальная самореализация
Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.
Социальная самореализация имеет взаимосвязь с осуществлением гуманитарной функции, общественно-хозяйственной роли, общественно-политического и общественно-педагогического предназначения или любой другой общественно-значимой деятельностью. А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.
Самореализация в жизни непосредственно имеет связь со способностью индивида к эмпатии, проявлению сочувствия, чувства сострадания и с целеустремленностью в качестве уверенности в собственных способностях к достижению результатов. Социальная самореализация у индивида будет выше в том случае, когда у личности будут ярче выражены такие качества, как ответственность в качестве умения индивида брать ответственность за свои деяния на себя, уверенность в собственных потенциях и силах, готовность принять в качестве основы своих действий религиозные нравственные ориентиры.
Стремление к самореализации определяется позицией «Я для других», которая переживается субъектом в качестве актуального или прогнозируемого отношения остальных к тому, каким образом он воплощает в жизнь при их участии или в их присутствии свою индивидуальность, осознающую им как выражение самости.
Социальная самореализация еще не означает социальную успешность, выраженную в карьерном росте, высокой зарплате, мелькании в СМИ. Если личность устремлена к социальному успеху, то она в жизни больше сможет сделать, в частности и для людей. Если личность устремлена к социальной самореализации, она гораздо в жизни довольна и счастлива. Однако не следует противопоставлять социальную успешность и самореализацию – вполне осуществимо сочетать жизненную успешность и ощущать себя счастливым человеком.
Условия самореализации личности
Главными общекультурными условиями, способствующими личностной самореализации, являются две направляющих: воспитание и образование. Вдобавок к этому каждая социальная общность отрабатывает свою собственную специфику воспитательных процессов, присущих ему, которые вкладывают в сознание индивида именно те объединяющие чувства, шаблоны поведения и эталоны мировосприятия, нормы тождественности и солидарности, наиболее актуальные на данной исторической ступени развития культуры. Большим значением, в условиях массовой информационной культуры обладают традиции, принятые в социуме. Собственно они передают ценностные и нравственные ориентиры. Все это демонстрирует то, что на ход воспитательного процесса воздействуют и такие определенные инструменты культуры, как постижение традиций, копирование ребенком взрослых и др.
Потребность в самореализации имеет свои особенности и условия удовлетворения. Специфика заключается в том, что при ее удовлетворении в единичных видах деятельности, например, в написании романа или создании художественного произведения индивид никогда не сможет удовлетворить ее полноценно. При удовлетворении своей базовой потребности в личностной самореализации в разнообразной деятельности, субъект преследует собственные жизненные цели и установки, находит собственное место в системе социальных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому было бы глупо выстраивать единый шаблон самореализации вообще. Так как самореализация «вообще» не может существовать. Определенные формы, способы, типы, виды самореализации различны у разных индивидов. В многообразности потребности в самореализации обнаруживается и приобретает развитие насыщенная человеческая индивидуальность. Именно поэтому, когда говорят о всесторонне развитой и гармоничной личности, то делают акцент не только на полноте и богатстве её способностей и задатков, но и на многообразии, содержательности потребностей, в удовлетворении которых воплощается в жизнь исчерпывающая самореализация человека.
Цели самореализации
Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.
Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.
В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.
Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:
Процесс самореализации
Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие. Так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса. Так, например, самореализация педагога предполагает устойчивое нравственное самосовершенствование, устремленность к постоянному творческому саморазвитию. Саморазвитие заключается в трансформации индивида самого себя в направлении к собственному «Я»-идеальному, появляющемуся под воздействием внешних факторов и внутренних причин.
Личностное саморазвитие связано с жизнедеятельностью индивида, в пределах которой оно реализуется. Именно поэтому уже с возраста дошкольника, с того момента, как ребенок выделил персональное «Я», он становится субъектом своей жизнедеятельности, так как начинает выстраивать цели, слушаться собственных желаний и повиноваться стремлениям, но при этом, учитывая требования других. Такие побуждения обязательно должны приобретать социальную направленность, иначе они будут деструктивно воздействовать на формирование личности.
В процессах самосовершенствования выделяют уровни самореализации личности:
Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации: низкий или примитивно-исполнительский, средне низкий или индивидуально-исполнительский, средне высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста, высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни. Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды. Это выражается в наличии у каждого из уровней разнообразной психологической природы. Так, например, гендерные различия на несходных уровнях имеют разную степень выраженности (в максимальной степени – на низких уровнях, в минимальной – на высоких уровнях личностной самореализации в основных областях жизнедеятельности).
Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» всего своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и самосовершенствования личности на протяжении жизненного пути индивида.
Проблемы самореализации
К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.
В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.
Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.
После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.
Способы самореализации
Каждый интеллектуально развитый и духовно думающий индивид задается вопросом о способах личностной самореализации. Подобный вопрос зарождается в сознании субъекта вследствие того, что он устремлен к удовлетворению потребностей, желаний, к ощущению счастья. Если не ставить перед собой вопросы о способах самореализации, о личностном росте, то индивид проживёт жизнь впустую, удовлетворяя лишь низменные потребности. Это нельзя будет даже назвать жизнью, ведь жизнь без саморазвития и реализации будет всего лишь существованием. Счастье открывается перед индивидом только при условии, что он реализовывает себя, открывает смысл бытия для себя, живёт по призванию.
С целью осознания способов самореализации и понимания, каким именно образом, в какой сфере индивид сможет себя раскрыть, в первую очередь, и реализовать, следует постигнуть себя. Понять себя возможно только посредством взаимодействия с окружающими людьми и в деятельности. Осознавая себя, открывая собственные таланты, постигая все свои сильные аспекты и учитывая свои слабые стороны, следует принять собственную личность и полюбить ее такой, какой она является в действительности. Неизбежным шагом на пути к личностной самореализации будет являться напряженная работа над собственной личностью и своими душевными позитивными качествами, талантами, задатками, способностями, которые непременно необходимо развивать. Для самореализации необходимо выработать ценностные ориентиры в жизни, доминирующие аспекты и второстепенные категории. Следует определить сферу профессиональной деятельности по душе, а не ради социального статуса или огромной заработной платы. Выбор профессии по душе должен являться для личности доминирующим аспектом, а заработок – второстепенной категорией. Основополагающим этапом в ходе реализации своих потенций является постановка стратегической цели. Следующим этапом будет развитие через действия веры в себя и реализация назначенной цели. Ключевым в достижении цели считается преданность своей мечте, устремленность вперед при достижении результата. Для самореализации индивиду необходимо выработать в себе или обладать сильным желанием и потребностью заниматься любимым делом. Если в голове индивида будет царить мысль, что он, несмотря на трудности и преграды, неизменно будет следовать своему любимому делу, то можно считать, что личность уже совсем рядом с самореализацией. Не нужно бояться ошибок, ведь в них рождается опыт, однако не следует совершать подобные ошибки, они только расходуют время и силы. В этом заключается формула личностного роста.
Кроме перечисленных выше способов личностной самореализации сегодня существует множество других. Ведь к собственной самореализации каждый индивид идет своей персональной дорогой, согласно собственным внутренним ощущениям. Страстное желание заниматься приносящим удовольствие видом деятельности и неуклончивая устремленность к поставленной цели, будут являться подсказками в выборе собственного способа самореализации.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»