Разделение труда и обмен что связывает

Лекция: «Разделение труда: специализация и обмен»

Разделение труда и обмен что связывает

Разделение труда и обмен что связывает

Содержимое разработки

Разделение труда: специализация и обмен

Разделение труда – такая организация производства, при кото­рой каждый работник специализируется на выполнении определен­ной операции или на производстве какого-либо одного продукта

Общественное разделение труда прошло ряд этапов, каждый из которых ознаменовался выделением в самостоятельную отрасль того или иного вида деятельности.

Разделение труда и обмен что связывает

Различают следующие виды разделения труда: профессиональное, подетальное, поузловое, межфирменное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное, международное.

Обычно выделяют три уровня раз­деления труда: внутри предприятия — единичное, между предпри­ятиями — частное, а также в масштабах общества — общее, т. е. раз­деление труда на промышленный и сельскохозяйственный, умственный и физический, квалифицированный и неквалифициро­ванный, ручной и машинный.

Специализация — это ситуация, когда люди производят более узкий набор продуктов и услуг, чем сами они по­требляют.

Различают разные типы и уровни специализации:

1) специализация труда отдельных людей. Применительно к тру­ду понятие специализации обычно используется по отноше­нию к профессии человека, имеющего специальную подготов­ку, например, плотника, электрика, программиста, учителя, врача и т. д.;

2) специализация на уровне фирм. Например, в текстильной промышленности производство тканей состоит из нескольких отдельных процессов. Фирмы стремятся специализироваться на одном из них: прядении, изготовлении ткани, крашении или набивке ткани;

3) специализация на уровне отрасли, например, машинострое­ние, металлургия, добывающая промышленность;

4) специализация на уровне регионов, когда некоторые отрасли сосредоточены в определенных местностях. Например, в Ива­новской области — текстильная промышленность, на Урале — металлургия, в Ставропольском и Краснодарском краях — производство сельхозпродуктов;

5) международная специализация, когда благоприятные клима­тические условия, запас полезных ископаемых или иное преимущество позволяет данной стране специализироваться на производстве отдельных видов товаров и услуг. Бразилия явля­ется основным поставщиком кофе, Южная Африка — золота, Россия — нефти и газа. США и Япония сконцентрировали большие технические возможности, квалифицированную ра­бочую силу и используют эти преимущества для производства наукоемкой продукции.

Специализация является основной для торговли и обмена меж­ду людьми, предприятиями, городами, районами и странами. В на­шей стране потребители покупают и пользуются многими продук­тами, поставляемыми из других регионов. Кроме того, часть товаров поступает из-за рубежа, например, кофе, бананы, чай, одежда и т. д. Для нужд промышленности закупается оборудование, машины, сырье. С другой стороны, мы экспортируем нефть, газ, самолеты, сталь и т. д.

Способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность взаимосвязей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг называется экономической системой.

Известный американский экономист П. Самуэльсон в учебнике «Экономика» писал, что любое общество в процессе организации экономической деятельности сталкивается с необходимостью дать ответ на три вопроса:

1. Что должно производиться и в каком количестве?

2. Как будут производиться блага, товары и услуги, т. е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии?

3. Для кого предназначены производимые блага услуги и товары, т. е. кто должен располагать ими и как они должны распределяться между индивидуумами и семьями?

За долгий период своей истории человечество, пытаясь найти наиболее оптимальные ответы на данные вопросы, использовало различные варианты экономических систем: традиционную, централизовано‑регулируемую, рыночную и смешанную. Для определения принадлежности экономической системы к тому или иному типу, как правило, используются два основных признака:форма собственности на средства производства, показывающая, кто именно ими владеет, и способ управления экономической деятельностью, дающий представление о том, кто именно принимает решения о распределении производственных ресурсов.

Специализация — это процесс сосредоточения выпуска определенных видов продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, т.е. это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Специализация производства представляет собой одну из форм разделения общественного труда и организации производства. В промышленности частное разделение труда означает деление промышленности на отрасли и дальнейшую их дифференциацию, с одной стороны, и специализацию предприятий — с другой.

Специализацию внутри предприятия представляет собой единичное разделение труда

Специализация предприятий и цехов происходит в результате обособления производств однородных готовых изделий, а также производства отдельных составных частей продукции и отдельных операций технологического процесса по их изготовлению.

Формы специализации в промышленности:

Предприятия специализируются на выпуске готовой продукции (тракторов, автомобилей, самолетов и т.п.);

Предприятие специализируется на производстве отдельных деталей, узлов и агрегатов. Примером такой специализации может служить подшипниковый, карбюраторный и другие подобные им заводы;

· Стадийная, или технологическая, специализация

Предприятия специализируются на выполнении лишь отдельных стадий технологического процесса, например, прядильные фабрики, изготавливающие пряжу для ткацких предприятий, литейные, кузнечно-прессовые и сборочные производства в машиностроении;

· Специализация вспомогательных производств. К такой форме специализации можно отнести предприятия, которые заняты выпуском тары и упаковки, инструмента и оснастки, а также выполняющие ремонтные работы.

Высшей ступенью является межгосударственная специализация, т.е. специализация в рамках ближнего и дальнего зарубежья

Для характеристики уровня и анализа специализации на практике используется ряд показателей:

· коэффициент охвата производства. Он характеризует долю продукции специализированной отрасли в общем выпуске продукции данного вида

· коэффициент специализации, который характеризует долю основной (профильной) продукции в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха

· коэффициент подетальной специализации, характеризующий долю продукции подетально (технологически) специализированных предприятий и цехов в общем выпуске продукции отрасли, предприятия, цеха;

· широта номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Чем шире номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции на предприятии и в цехе, тем ниже уровень специализации.

Обмен в экономике — движение товара от одного владельца к другому.

Может быть насильственным и ненасильственным. Формой ненасильственного обмена является торговля.

Обменом (или перераспределением) называется процедура, состоящая в перемещении благ от одних владельцев к другим.

При этом производитель любого блага обменивает его на блага множества других производителей. Он как бы «оплачивает» приобретение этих благ некоторыми порциями своего продукта.

Но появляется следующая проблема. Как может быть организован этот обмен? Какой механизм перемещения продуктов от одних производителей к другим может существовать?

Перераспределение через «котел»

Одно из возможных решений этого вопроса. Все произведенные продукты могут собираться в один общий фонд («котел»), из которого потом специально выбранные для этого люди чиновники будут раздавать всем членам общества определенные количества каждого блага. Каждый производитель будет раз в определенный срок сдавать свой продукт в этот «котел» и раз в определенный срок получать некоторый набор продуктов остальных производителей.

Такой способ перераспределения благ может появиться в обществе при существовании нестабильности производства благ первой необходимости.

Или распределение в соответствии с обладанием определенным признаком, в качестве которого могут выступать:

· заслуги перед обществом

· возраст, пол ( гендер)

Человек, который обладает выбранным признаком в большей степени, и получает соответственно большее количество каждого блага. А тот, кто обладает им в меньшей степени, довольствуется меньшим количеством.

Кроме этого, на распределение может оказывать влияние произвол чиновников, которые могут по собственному желанию отклоняться от установленных принципов и выдавать отдельным людям больше или меньше того, что им полагается.

Чтобы хватило денег на удовлетворение наших потребностей, необходимо правильно рассчитать будущие доходы и расходы, не допустить превышение расходов над доходами.

Следовательно, бюджет семьи должен иметь баланс, доходы в идеале должны превышать расходы, для этого необходимо определить статьи доходов и расходов в семье.

Денежные доходы семьимогут включать поступления денег в виде:

· Зарплаты за работу по найму (на основной работе, по совместительству или на своем предприятии).

· Доходов от индивидуальной трудовой деятельности.

· Доходов от бизнеса.

· Дивидендов по акциям, облигациям.

· Процентов по вкладам в банк.

· Доходов от сдачи в аренду недвижимости (квартиры, дачи, гаража).

· Доходов от продажи недвижимости

· Доходов от продажи продукции с приусадебного хозяйства

Источник

О ПРОИСХОЖДЕНИИ И УПОТРЕБЛЕНИИ ДЕНЕГ

Как только повсеместно устанавливается разделение труда, лишь весьма малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую часть их он удовлетворяет обменом того излишка продуктов своего труда, который остается после удовлетворения его потребностей, на излишки продукта труда других людей, в которых он нуждается.

Но, когда разделение труда только еще зарождалось, эта возможность обмена часто встречала очень большие затруднения. Предположим, что один человек обладал большим количеством определенного продукта, чем сам нуждался в нем, тогда как другой испытывал в нем недостаток. Поэтому первый охотно отдал бы часть этого излишка, а второй охотно приобрел бы его. Но если последний в данный момент не имел бы ничего такого, в чем нуждается первый, то между ними не могло бы произойти никакого обмена.

В целях избежания таких неудобных положений каждый разумный человек на любой ступени развития общества после появления разделения труда, естественно, должен был стараться так устроить свои дела, чтобы постоянно наряду с особыми продуктами своего собственного промысла иметь некоторое количество такого товара, который, по его мнению, никто не откажется взять в обмен на продукты своего промысла.

Надо думать, что самые различные товары выбирались и употреблялись последовательно для этой цели. В варварском состоянии общества таким общим орудием обмена, как говорят, был скот; и хотя он был весьма неудобен для этой цели, однако мы находим, что в древние времена предметы часто оценивались по тому количеству скота, которое давалось в обмен на них.

Однако во всех странах люди, по-видимому, в силу бесспорных доводов сочли, в конце концов, необходимым дать предпочтение для этой цели металлам по сравнению со всеми другими предметами. Металлы не только можно сохранять с наименьшею потерею, ибо вряд ли какие-нибудь другие предметы обладают большею прочностью по сравнению с ними, но их можно также делить без всяких потерь на любое количество частей, которые потом опять могут быть легко сплавлены в один кусок; этим качеством не обладает никакой другой продукт, отличающийся такою же прочностью, и именно оно, больше чем какое-нибудь другое, делает их пригодными служить орудием обмена и обращения.

Таким образом, у всех цивилизованных народов деньги стали всеобщим орудием торговли, при посредстве которого продаются и покупаются всякого рода товары или же обмениваются один на другой.

1. Как связаны между собой разделение труда и обмен? Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, сформулируйте значение обмена в жизни людей.

2. Какие товары использовали люди в древности в качестве средства обмена? Приведите авторский пример. Опираясь на знание обществоведческого курса и курса истории, приведите два примера использования иных подобных товаров, в качестве эквивалентных при обмене.

3. Почему в качестве универсального средства обмена (денег) люди стали применять ценные металлы? С опорой на текст и знание курса, сформулируйте три причины применения ценных металлов в качестве денег.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)Баллы
В правильном ответе должны быть сформулированы причины применения ценных металлов в качестве денег, допустим: 1) длительная сохранность металла, его прочность, использование металлических средств в течение многих обменных операций, многих циклов обращения; 2) редкость ценных металлов и трудности, связанные с их добычей; 3) делимость, возможность отлития слитков меньшего объема, производства монет меньшим весом; 4) компактность, возможность уместить целое состояние в одном кожаном кошельке… и т.д. Могут быть приведены иные верные формулировки причин.
Сформулированы три причины
Сформулированы две причины
Сформулирована одна причина
Приведены рассуждения общего характера не в контексте задания ИЛИ ответ неправильный.
Максимальный балл3

4. Какие современные виды платежных средств (денежных агрегатов) вы знаете? Приведите три конкретных примера применения современных денежных средств для платежа и покупки товаров.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)Баллы
В правильном ответе должны быть приведены примеры, допустим: 1) современным средством платежа являются банковские карты, при помощи которых можно сделать покупку в магазине, произвести коммунальный платеж и т.д. 2) современным средством платежа являются электронные деньги, например карточки WebMoney, при помощи которых можно оплатить товар или услугу в Интернет-магазине; 3) современным средством платежа являются банковские чеки, например, чеки American Express, принимаемые к оплате в большинстве стран мира. Могут быть приведены и другие верные примеры.
Приведены три примера
Приведены два примера
Приведен один пример
Ответ неправильный.
Максимальный балл3

5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребительский спрос»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о потребительском спросе.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «потребительский спрос – это то количество товара, который потребитель готов приобрести при данной цене в данный момент времени». Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения с информацией о потребительском спросе, опирающейся на знания курса, например: – «На потребительский спрос влияет значительное количество факторов, среди которых ведущая роль принадлежит ценовым». – «Среди неценовых факторов, влияющий на потребительский спрос можно привести веяния моды, сезонные факторы, культурные и религиозные традиции». Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие верную информацию о потребительском спросе.
Раскрыт смысл понятия и составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующем социальном объекте.
Раскрыт смысл понятия и составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия.
Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены, ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний, ИЛИ обществоведческие знания в составленных предложениях привлечены не в контексте рассматриваемого понятия, ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение, содержащее информацию о соответствующем социальном объекте, ИЛИ ответ неправильный.
Максимальный балл2

6. Государство содействует развитию малого и среднего бизнеса в стране. Проиллюстрируйте тремя конкретными примерами политику государства по поддержке малого и среднего бизнеса.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)Баллы
В ответе политика государства может быть проиллюстрирована конкретными примерами, допустим: 1) предоставление предприятиям малого и среднего бизнеса льгот по налогообложению; 2) выделение предприятиям малого и среднего бизнеса льготных кредитных линий или же беспроцентного кредита; 3) государственное финансирование программ по подготовке кадров для малого и среднего бизнеса; 4) защита законами конкурентной среды в экономике, благоприятной для малого и среднего бизнеса. Могут быть приведены другие примеры.
Приведены три примера.
Приведены два примера.
Приведен один пример.
Ответ неправильный.
Максимальный балл3

7. Коммерческие банки значительно сократили предложения по ипотечному кредитованию, повысив проценты по ипотеке.

Какие последствия вызовут данные изменения политики банков? Сформулируйте два возможных последствия. Укажите любую одну возможную причину удорожания ипотеки.

8. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Роль фирмы в рыночной экономике». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)Баллы
При анализе ответе учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме и четкости выражения мысли; – отражение в плане основных аспектов темы в определенной (адекватной заданной теме) последовательности.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1. Понятие о фирме. 2. Основные признаки фирмы. 3. Цели фирмы в рыночной экономике: а) производственные (производство товаров и услуг); б) коммерческие (реализация и сбыт произведенных товаров и услуг). 4. Организационно-правовые формы фирм: а) хозяйственные общества б) хозяйственные товарищества в) производственные кооперативы г) индивидуальные предприниматели д) унитарные предприятия 5) Роль фирм в формировании спроса и предложения; равновесной цены. 6) Деятельность фирмы в условиях конкурентной борьбы. а) стратегия менеджмента фирмы; б) стратегия маркетинга. 7) Особенности фирм в современной российской экономике. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов плана.
Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. ИЛИ Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа.
План не раскрывает предложенной темы. ИЛИ Структура ответа не соответствует плану сложного типа.
Максимальный балл2

9. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции.

Выполняя задание, используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

Экономика«Принципом индивидуальной собственности слагаются все экономические отношения, на нем держится весь мир». (С.Ю.Витте)
Экономика«Конкуренция – это централизованное планирование, осуществляемое множеством самостоятельных индивидов». (Ф. Хайек)
Экономика«Первое правило бизнеса – поступай с другим так, как он хотел бы поступить с тобой». (Ч.Диккенс)
Экономика«Прогнозировать средние экономические показатели — все равно что уверять не умеющего плавать человека, что он спокойно перейдет реку вброд, потому что ее средняя глубина не больше четырех футов». (Милтон Фридман)
Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.
Критерии оценивания ответа на задание С9Баллы
К1Раскрытие смысла высказывания
Смысл высказывания раскрыт.
Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержание ответа свидетельствует о его понимании.
Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании.
К2Представление и пояснение собственной позиции
Представлена собственная позиция с аргументацией
Представлена собственная позиция без пояснения ИЛИ собственная позиция не представлена.
К3Уровень приводимых суждений и аргументов
Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.
Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала. ИЛИ Суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений.
Суждения и аргументы не приведены.
Максимальный балл5

Пример эссе

Автор высказывания, У.Петти, указывает в качестве основных факторов производства труд, понимая его как труд по обработки земли, и непосредственно землю в прямом смысле этого слова. Как известно, У.Петти жил в XVII веке и принадлежал к школе физиократов. Справедливость его суждения стоит оценивать с точки зрения его времени, для своего времени он безусловно прав, так как действительно в XVII веке основу производства составляло сельское хозяйство. А вот для современной экономики факторы производства указанные автором отнюдь ведущими не будут.

С течением времени меняется характер экономической системы, стоит вспомнить споры Меркантелистов и Физиократов, которые абсолютно по разному понимали сущность богатства, сферы его накопления, роль денег в экономике и многие другие аспекты хозяйственной жизни общества. Что же касается современной экономике, то сегодня мы должны говорить уже о другом труде. Физический труд на земле уходит в прошлое, в наши дни труд становиться высокотехнологичным, наукоемким. Если говорить о земле как о факторе производства, то в современной экономике земля олицетворяет в большей степени недра, ресурсы которые находятся в ее глубинах. Этот фактор производства, безусловно, важный (для стран экспортеров энергоносителей даже является определяющим), но он отнюдь не олицетворяет лицо современной экономики. Лидирующие позиции в экономической сфере переходят к таким факторам производства, как знания, информация, интеллект.

Подводя итог всего выше сказанного, можно сделать вывод, что труд как был, так и остается отцом богатства, только в несколько иной форме, а вот матерью богатства в современной экономике по праву можно назвать знания.

«Инфляция – единственная форма наказания без законного основания» (М. Фридман)

Автором данного суждения поднята проблема роли и места инфляции в экономике, ее воздействия на субъектов рынка. Данная проблема очень актуальна в наши дни, ведь борьба с растущей инфляцией – главный вопрос на повестке дня правительств почти всех развивающихся стран, в том числе и России.

По мнению А. Фридмана, инфляция является результатом действия рыночных механизмов. Последствия её негативны, но являются естественным результатом определенных действий участников рынка.

Я согласен с позицией автора данного высказывания. По моему мнению, инфляция нередко становится результатом некорректной экономической политики или действий участников рынка. Её последствия негативны для всех, и поэтому ее можно назвать наказанием.

Итак, под инфляцией понимается обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества. Иными словами, инфляция возникает, когда масса обращающихся в экономике денег превышает количество товаров. Но мы говорим об инфляции как наказании и, следовательно, она возникает вследствие каких-то действий. Каковы же основные источники инфляции? Во-первых, инфляция может возникать вследствие излишней эмиссии денег государством. Когда государство решает финансовые проблемы, как сейчас принято говорить, с помощью «печатного станка», темпы инфляции резко увеличиваются, деньги обесцениваются, т.к. в экономике их становится слишком много. Вспомним, например, что таким образом решала свои проблемы Россия в 90-е годы XX века. Результатом этого стала инфляция, достигающая 100%. Во-вторых, инфляция может возникнуть вследствие необоснованного повышения заработной платы или социальных выплат. В связи с этим, инфляция достигает наибольших значений в экономиках с планово-командными элементами управления, где и размер зарплат, и размер социальных выплат определяет исключительно государство. Это подтверждается фактами: сегодня наибольшая инфляция (превышающая 25%) наблюдается в Венесуэле, Афганистане, Монголии и т.д.

Последствия инфляции являются настоящим наказанием для всего общества. Так, растет безработица, снижается покупательная способность, падает уровень потребления, ценообразование перестает быть прозрачным… Правительство Греции в последние годы проводило политику по предотвращению безработицы любыми средствами, не гнушаясь и оплаты не востребованного рынком труда. Заработная плата постоянно повышалась; несмотря на падающую производительность труда, в экономику «вливалось» все больше денег. Результатом этих непоследовательных мер стала гиперинфляция, вылившаяся в безработицу, падению уровня жизни людей. Сегодня по всей Греции происходят массовые забастовки, уличные шествия, погромы.

Экономическая наука знает ряд методов борьбы с инфляцией: дефляция (изъятие избыточных денежных знаков), деноминация (введение новой валюты и обмен ее на старые деньги), девальвация (снижение обменного курса национальной валюты), ревальвация (повышение курса национальной валюты), нуллификация (объявление старых денег недействительными либо обмен их по крайне низкому курсу). Российское правительство в период последнего экономического кризиса избрало политику девальвации, т.е. оно постепенно снижало курс рубля. Это объясняется и тем, что резервы РФ хранятся во многих валютах, и девальвация нанесла наименьший урон этому фонду.

Таким образом, инфляция действительно является наказанием без законного основания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *