Расточительство что это в исламе

Расточители – братья шайтанов

Расточительство что это в исламе

Вред от расточительства объясняется во многих аятах и хадисах, что указывает на важность этого вопроса. Привычка чувствовать себя счастливым, путем постоянного потребления, является процессом добровольной гибели человека. Верующему лучше расходовать ради своей будущей, вечной жизни имеющиеся у него средства. Сознательное пренебрежение этой возможностью равносильно отказу от будущей жизни в пользу этого мимолетного, бренного мира, срок которого ограничен 60-70 годами, а часто и менее того.

Смысл аята: «Не будь скупым, расходуя на доброе, будто твоя рука прикована к твоей шее железной цепью, так, что ты не можешь её протянуть. Но и не будь чрезмерно щедрым, протягивая руку и тратя деньги бесконтрольно. Тогда ты станешь либо порицаемым за скупость, либо останешься без денег, раскаиваясь и печалясь» (17:29).

Аллах не запрещает наслаждение дозволенным, чистым благом, благословляет красоту и всё, что дарует светлую радость душе мумина.

В Священном Коране сказано: «О сыны Адама! Одевайтесь прилично и ведите себя вежливо и богобоязненно в любом месте, где вы поклоняетесь и молитесь. Наслаждайтесь пищей и питьём, разрешёнными Аллахом, но не излишествуйте; не ешьте и не пейте запрещённого Аллахом. Ведь Он не любит излишествующих и неумеренных» (7:31).

Мы получили жизнь в подарок от Всевышнего, поэтому Он наблюдает, на что мы её потратили и как при этом себя вели. Наше земное бытие является испытанием, кто какие будет совершать дела. Нечестивцы погрязнут в плохих поступках, искренние му`мины будут творить добро. Об этом тоже сказано в Священном Коране:

Мы с вами не хозяева своего имущества, мы пользователи и будем спрошены за то, как использовали его. Не зря, наверное, в хадисах рассказывается, что в Судный День человек не сойдет с места, пока не отчитается перед Аллахом за то, как провел свою молодость, как заработал и куда потратил свое имущество. Таким образом, исраф — это знак неуважения и непочтения по отношению к Истинному Хозяину и Владыке. В Священном Коране сказано (смысл):

«Вспомни, как оповестил вас Господь: «Если будете благодарны, то, нет сомнений, дам Я вам ещё больше (мирских и вечных благ) Но если вы будете неблагодарны (скупы, тщеславны, расточительны, самоуверенны) знайте, Мое наказание, воистину, сурово» (14:7).

Также от ‘Абдуллаха ибн ‘Амр ибн аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) прошёл мимо Са‘да, когда тот совершал малое омовение. Он сказал ему: «Что это за расточительство, о Са‘д?» Тогда тот спросил: «Разве во время совершения омовения можно проявить излишество?» Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Да, даже если ты находишься на берегу реки». Поэтому учёные говорили: «Излишество или расточительность порицаемо, даже если человек находится на берегу реки». Это, конечно, касается и воды из водопровода, где вода добывается при помощи механизмов.

В Священном Коране используются понятия – расточительство «исраф» и растрачивание «табзир». Исраф – это излишняя трата средств на нужную вещь. Табзир – это растрачивание имущества на то, что человеку не нужно. Следует отметить, что исраф является греховным деянием, ведь Всевышний Аллах нам прямо говорит: «Не расточительствуйте», а греховные деяния, как мы знаем, наказуемы. То есть, совершая исраф, мы должны понимать, что будем за это спрошены и, если Аллах не проявит к нам снисхождения, будем наказаны.

Также в аятах упоминается слово «мутрафин» – высокомерные богачи, живущие в роскоши. Значение слова «тараф» – это высокомерие и заносчивость из-за роскошной жизни. Поэтому, под словом «тараф», которое порицается Кораном и запрещается Аллахом, подразумевается именно высокомерие от роскошной жизни и вызывающее поведение, а отнюдь не сама роскошь. Поэтому будет ошибкой считать, что Аллах запретил наслаждение богатством и тем, чем Он наделил.

Передает имам ат-Тирмизи от Абдуллаха ибн Умара, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поистине, Аллах желает видеть след Своей милости на Своём рабе», то есть, Аллах любит видеть то, что Его раб наслаждается милостью Аллаха и довольствуется тем, чем одарил его Господь миров. Однако Аллах ненавидит высокомерие, распутство и вызывающее поведение. Ислам запретил именно порочное поведение богатого человека, но не само его богатство.

Также передаются слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): “Ешьте, пейте, одевайтесь и делайте садака, избегая исрафа и высокомерия“ (имам аль-Бухари).

Религия Всемогущего Аллаха призывает к умеренности и быть далёким от скряжничества и расточительства. Такие понятия в поведении человека и его расходовании как «необходимость» и «полезность» должны помочь человеку избежать исрафа. Если люди будут придерживаться предписаний морали скромности, что есть в Исламе, то они защитят себя и свои семьи. Все предписания и нормы веры не одобряют чрезмерную скупость, но и чрезмерную расточительность.

Расточительство что это в исламе

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Расточительство в Исламе

«О сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих»[1].
В другом аяте говорится:
«И давай положенное [в качестве благотворительности] родственнику, бедняку и путнику, но не расточай безмерно, ибо расточители – братья шайтанов, а шайтан отплатил своему Господу [черной] неблагодарностью»[2].
Уважаемые братья мусульмане,как мы видим, Всевышний Аллах запрещает расточительство, называя расточителей любого рода братьями шайтана. Это опасный и пагубный путь.
В предании от Абдуллаха ибн Мас’уда и Ибн Аббаса (радыйаллаху анхума) говорится, что расточительство имущества, упомянутое в аяте, это – «использование имущества не по назначению»[3].
Поэтому мусульманин не может растрачивать ни свое, ни чужое имущество. Также как ему запрещено тратить свои средства на запретное, то есть алкоголь, азартные игры и т.д., также он не может тратить их на излишне комфортную жизнь, роскошествовать и гнаться за модой.
Следует с сожалением отметить, что расточительство сегодня – вполне распространенное явление. Тот прогресс, который несет современная наука и техника, заставляет людей тратить деньги в немыслимых размерах, то же самое диктует людям современный потребительский образ жизни и мода. Расточительство, подобно гигантской волне, поглотило нас. Слепо расточается все: энергия, вода, природные ресурсы, хлеб, продукты, лекарства, лес, жизнь и время.
Жизнь и здоровье беспощадно тратятся на алкоголизм и азартные игры, на злобу и вражду. Время глупо тратится на сплетни, гонку за харамом, пустые разговоры и занятия. Средства массовой информации, пропагандирующие бесстыдство и безнравственность, растлевают молодые мозги, портя и губя их. Жизнь наша, ни минуту и даже ни мгновение из которой мы не имеем права тратить зря, беспощадно сжигается и растрачивается, подобно карманной мелочи.
Расточительством, излишеством, или исрафом, являются и те знания, которые не прибавляют людям веры, не устремляют их к поклонению, не совершенствуют их нравственность. Расточительством являются те радости, волнения и переживания, которые отдаляют человека от Аллаха. Расточительством является и пользование тем и совершение того, что Аллах сделал запретным.
Известно, что в нашей стране ежегодно выбрасывается в мусор более трехсот тысяч тонн хлеба. Кто может быть уверенным в том, что подобное безумие и расточительство не обернется наказанием Аллаха? Разве не исрафом является одежда, которая годами скапливается у нас в кладовках и в шкафах?
Или пышные свадьбы, которые организуются сегодня лишь для того, чтобы блеснуть перед людьми, шикарные платья и костюмы, купленные в Европе, чтобы быть использованными один вечер, самые дорогие рестораны, самые шикарные лимузины, которые арендуются, чтобы люди помнили и долго говорили о свадьбе такого-то, – все это уже давно перешло все рамки разумного.
Разве есть какая-то совесть у этих людей и чего ожидают они, живущие в роскоши, перебирающие изысканные и экзотические блюда, в то время, когда на земле сотни тысяч людей голодают, не имеют жилья, топлива и из последних сил борются за выживание? Неужели они смогут осознать чудовищность совершаемого ими исрафа лишь с наступлением Конца света?
Уважаемые братья мусульмане, следует помнить, что мусульманин должен во всем придерживаться умеренности, должен выбрать средний путь между исрафом и скупостью. Давая зарок не расточительствовать, нужно суметь не угодить в яму скупости. Нельзя забывать, что использовать имущество не по назначению – и есть исраф.
Исраф портит и растлевает человека и общество, в котором он живет. Скупость делает человека заложником его собственного имущества и разлагает изнутри. Поэтому, также как мусульманин не может быть расточительным, он не может быть и скупым.
Перечисляя качества истинных мусульман, Всевышний Аллах в Священном Коране говорит:
«[Рабы Милостивого] – это те, которые не расточительствуют и не скупятся, а тратят умеренно»[4].
В другом аяте говорится:
«Не скупись, словно твоя рука прикована к шее, и не будь непомерно щедрым, а не то тебя будут порицать, и будешь ты печалиться»[5].
А Пророк пророков (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хадисов сказал:
«Не будь горделивым, ешь, пей, одевайся и подавай милостыню, не расточительствуя»[6].
Поэтому не запятнаем же жизнь и имущество свое запретным. Будем использовать блага, которыми наделил нас Всевышний Аллах, – есть, пить, одеваться и жить, не излишествуя и не расточительствуя. Не забудем, что, хотим мы того или нет, все будем держать перед Аллахом ответ за то, что совершали при жизни. А счастье и радость обретет тот, кто живет так, как велит религия Аллаха.

Источник

Исраф или жизнь одним днём

Расточительство что это в исламе

Совершай добро по отношению к семье и не забывай совершать его по отношению к другим, не то потерпишь убыток в этом мире и лишишься награды в мире вечном. Будь экономным и не будь расточительным. Не будь в имуществе скупым, но и не разбазаривай его. (Лукман Аль-Хаким)

Как известно, время не только лучший «доктор», но ещё и отменный аналитик. К примеру, если ты на что-то подсел и не знаешь, является ли это «что-то» твоей слабостью или просто прихотью, то просто дай себе немного времени. Время даст тебе самую лучшую «статистику» по фактам, и ты сможешь по достоинству оценить что угодно.

Это правило «выжидания» применимо практически ко всему, например, к такому «трендовому» качеству, как исраф. Склонность к расточительству и желание посорить деньгами губили сынов Адама ещё тысячелетия назад, и, учитывая это, я подумал, что не лишним было бы немного раскатать эту тему.

Приводить конкретные примеры я сегодня не буду, а вместо этого постараюсь озвучить основные, на мой взгляд, мотивы, из-за которых человек страдает таким «недугом», как расточительство.

Не могу обещать, что от моих мыслей вы получите эстетическое удовольствие, но то, что от скуки не уснёте, я гарантирую.

1. Причина: зависимость

Да, вы не ослышались, тяга к расточительству зачастую может быть следствием зависимости, сформированной ранее благодаря возможности беззаботно хрустеть купюрами. Людям, привыкшим жить на широкую ногу, реально тяжело (психологически) ограничивать себя в чём бы то ни было и перестроиться на другие цифры.

Особенно это касается тех, кто с детства привык к роскоши и вседозволенности. Причём не важно, образован этот человек или полный неуч. Бывает так, что этой «болезнью» страдают весьма образованные и неглупые люди, что лишний раз доказывает, что помимо УМА у человека есть ещё и ВОЛЯ, которую необходимо постоянно закалять.

Не забывай, что зависимость от расточительства – это та ещё слабость характера. Причём слабость, довольно быстро создающая проблемы. Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

يَا بَنِي آدَمَ خُذُوا زِينَتَكُمْ عِنْدَ كُلِّ مَسْجِدٍ وَكُلُوا وَاشْرَبُوا وَلَا تُسْرِفُوا ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

«О потомки Адама (люди)! Облекайтесь в свои украшения [надевайте ваши самые красивые и чистые одежды] для каждой мечети [при совершении намаза и тавафа]; ешьте и пейте, но не излишествуйте [не переходите граней, которые установил Аллах] во всём этом, ведь поистине, Он не любит излишествующих – как в еде и питье, так и в другом». (сура Аль-Аʻраф: 31)

2. Адаты

Сегодня адаты (как, впрочем, и всегда) играют едва ли не главную роль в социальной жизни среднестатистического дагестанца. Ради адатов мы готовы совершать необдуманные поступки, суетиться «там-тут» и, конечно же, ТРАТИТЬСЯ.

Возьмём для примера то, что лежит ближе всего – дагестанские свадьбы, ставшие давно уже символом безудержного кутежа и неоправданных расходов.

Кортеж из презентабельных авто, банкетный зал за баснословные суммы и прочие дорогие «фишки» стали для наших земляков чем-то само собой разумеющимся. К примеру, на еду для праздничного дня уходит в среднем 1000 рублей на душу, а это значит, что если вы пригласили порядка 300 человек, то круглая сумма из вашего бюджета уходит только на трапезу.

Прибавим сюда услуги профессионального фотографа (который за «спасибо» к вам не придёт), разнообразные эффекты типа тяжёлого дыма, услуги музыкантов – и вы уже можете смело идти искать клад или бросать монетку на то, какую из почек продать, чтобы покрыть долги. Для нас, к сожалению, процесс по-прежнему важнее, чем сама цель.

Если говорить о свадьбах, то достаточно вспомнить ужасающую статистику по разводам, чтобы понять, что средства не всегда оправдывают цель. Однако многих ли это останавливает? Ну разведётся девушка спустя два месяца после грандиозной вечеринки, и что из этого! Главное, её выдали не хуже, чем остальных…

Примерно так, видимо, мыслят сегодня многие родители, загоняя себя в долговую ямы из-за дьявольских адатов, которые год от года всё обрастают новыми «пунктами». Вообще, пытаться всё и всегда подогнать под принцип «как у всех», когда это явно не соответствует нашей религии – довольно идиотская привычка.

Одно дело – когда это касается Шариата, который уравнивает всех посредством тех или иных запретов и повелений. И совсем непонятно, когда чел настолько отрывается от реальности, что начинает слепо идти на поводу у толпы, которая только и ждёт, чтобы сделать его своим вечным рабом без права голоса.

Подумай над этим, если для тебя ещё важно оставаться самим собой.

3. Понты

Старые добрые понты, как и сотни лет назад, толкают человека на необдуманные траты и сегодня. Однако по сравнению со снобами прошлого современные транжиры достигли уровня 80 lvl, и это, скорее всего, ещё не предел.

Чтобы понять, как связан исраф и пресловутое желание выделиться из толпы, достаточно вспомнить прошлогодний ажиотаж вокруг выхода iPhone Х. Говорили, что люди стояли в очередях за очередным детищем Apple по четверо суток подряд, и подобное наблюдалось во многих городах.

Просто представьте себе это. Деградация поколения в одной картине. Стоимость нового смартфона была для среднего класса реально запредельной, что, тем не менее, не помешало людям со средним уровнем дохода приобрести его (волшебное слово «кредит»).

А в это же самое время на соседних улицах сидели бездомные и бегали дети из неблагополучных семей. А ещё совсем рядом находились бабушки, которые едва сводят концы с концами и… стоп, стоп! Куда тебя понесло, приятель? Какое это имеет отношение к тем, кто пришёл в тот день в магазин, чтобы купить iPhone Х? Правильно, никакого! Именно так зачастую рассуждают те, для кого неважно, какая обстановка вокруг, главное, чтобы им здесь и сейчас было комфортно.

Расточительство формирует такое отношение к жизни достаточно быстро. Ведь если я приобретаю то, что хотел (даже если это не было жизненно важно), то всё сразу «оk», и я спокоен, правильно? Или нет?

Как бы скучно это ни звучало, но разумный человек должен взвешивать каждый свой «финансовый шаг», чтобы не вылететь в трубу и не начать в один прекрасный день обивать пороги благотворительных организаций.

Возможно, время от времени каждого накрывает желание пуститься в загул по дорогим бутикам или автосалонам, но, идя на поводу подобных слабостей, мы предсказуемо окажемся перед разбитым корытом. В общем, как заметил ещё Бенджамин Франклин: «Кто покупает лишнее, в конце концов продаёт необходимое».

Между адекватом и идиотом

Всё вышесказанное вовсе не означает, что мусульманин должен носить лохмотья сорокалетней давности, телефон Nokia (фонарик) из начала нулевых, а из имущества иметь одну дойную козу. Нет, нет и ещё раз нет!

Нам дозволено абсолютно всё в этом мире, за исключением харама. Самое главное – знать, когда и где следует остановиться в своих желаниях. Никто ведь не запрещает мусульманину питаться вкусной и изысканной едой, однако посыпанный золотой стружкой деликатес – явный перебор по каким угодно меркам.

То же самое с одеждой, автомобилями и телефонами. Приобретай всё, что тебе нравится, но знай планку, выше которой прыгать не стоит. Если внимательно оглядеться вокруг, то невозможно не заметить, что в мире слишком много страждущих и тех, кто реально находится на краю.

Однако если каждый из нас будет надеяться, что им поможет «кто-то другой», то добродетель в нашем обществе умрёт намного раньше. Причём насильственной смертью.

Противоядие

Скромная и размеренная жизнь давно уже не расценивается как достойный пример для подражания. Напротив, если ты способен чем-то удивить «толпу» (если, конечно, ты не лузер и успел свои «выпендрёжи» вовремя запостить в Инстаграм), то о тебе скажут уйму лестных слов.

Правда, как скажут, так сразу и забудут. Да, именно так! Или ты думаешь, что те же свадьбы, за которые наши «земляки» отдают не меньше ляма, кто-то вспомнит спустя неделю? Ничего подобного!

Понтами и исрафом никто не выстрелит надолго и далеко. Представь, что тебе каким-то чудом «упала» чёткая «тачила», и ты целый день колесишь на ней по городу. Запомнит ли кто-то тебя? Конечно же, нет! Просто потому, что таких как ты, вагон и малая тележка, а ты – всего лишь один из них.

Из этого следует, что, желая выделиться из категории «обычные люди», ты автоматически попадаешь в категорию «желающих выделиться».

Исрафэто весьма опасная игра, конец которой может быть непредсказуем. Мы не знаем, чем закончится наш следующий день и с чем мы в итоге останемся. Поэтому, вместо того, чтобы подкармливать свой необузданный нафс очередными растратами, вспомни, что вокруг полно тех, кто нуждается ИМЕННО В ТВОЕЙ ПОМОЩИ!

Береги себя, дорогой читатель, и до новых встреч!

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Источник

Расточительство что это в исламе

Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:

— для людей малоимущих — 100 р.

— для людей со средним достатком — 300 р.

— для состоятельных людей — от 500 р.

Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.

Фидия садака:

— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.

Фидия садака это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).

Расточительство что это в исламе

Расточительство что это в исламе

Да будет вся хвала Всевышнему Аллаху!

Дорогие братья и сестры! Верующие!

Если мы с вами внимательно изучим Священный Коран, хадисы пророка Мухаммада ﷺ, книги по исламскому праву, то еще раз убедимся, что наша религия призывает к умеренности во всех делах и поступках. В одном аяте говорится:

Всем наверняка приходилось видеть знакомых, друзей, не владеющих чувством меры. Представьте перед своими глазами палку, у нее имеются два конца, находящиеся по краям. И представьте, что с одной стороны находятся расточители, а с другой – скупые люди. И та, и другая группа находятся на пути заблуждения. Одни, тратят деньги, заработную плату на все ненужное, покупают все, что видят, и как правило влезают в большие долги. Другие же скупятся, они не желают тратить ни на себя, ни на свою семью.

Всевышний во аятах Корана предостерегает нас от «исрафа»:

«Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (7:31).

Мы понимаем, что самым ценным даром, который совершенно безвозмездно подарил нам Всевышний – это жизнь. Но как многие ею распоряжаются? Недавно посетил Следственный изолятор нашего города. За совершение тяжких преступление там содержатся несколько молодых парней. При встрече, они сообщили, что до ареста ходили на джума-намазы, посещали мечети. Один из них просил меня привезти ему книги по «сунне» Пророка ﷺ, подчеркивая тем самым какие-то убеждения. Почему он не по Сунне жил и не по Сунне поступил? Как эти молодые люди, читая намаз, слушая наши проповеди, показывая себя мусульманами, совершили столь вопиющие преступления? По словам следователя, их обвиняют в грабеже, разбое, в нанесении тяжких увечий. У всех задержанных есть семьи и несовершеннолетние дети. О чем они думали, когда шли на преступление? Все, что они натворили противоречит исламу. За подобные деяния им грозит до 10 лет лишения свободы. Неужели нельзя было распорядиться жизнью по-другому, воспитать детей, работать, приносить пользу стране и мусульманам? Получается они расточители своей жизни. Пусть Аллах наставит заблудших на прямой путь!

Следующая опасная крайность, в которую впадают немало верующих – это жадность. Если первые пренебрегают милостью Аллаха и не ценят ее, то вторая категория живет под неким страхом. Когда скупым людям, живущих в достатке, задаешь вопрос, спрашиваешь о поддержке и помощи, то они находят десятки ответов, чтобы отвернутся от реальных проблем. Шайтан постоянно шепчет им: не давай, не помогай, а то сам обеднеешь! Тут хочется напомнить историю о трех, лысом, прокаженном и слепом. Когда по милости Всевышнего все они выздоровели и разбогатели и к ним с просьбой о помощи подошел ангел в виде нищего путника, то двое из троих отвергли милость Аллаха, не пожелали помочь и прогнали его. Тогда Аллах разгневался и вернул их в прежнее состояние, в котором они были. Пророк ﷺ предупредил:

«Три вещи являются гибелью: жадность, которой повинуются; страсть, за которой следуют; и восхищение человека самим собой» (ат-Табарани, хасан).

В другом хадисе говорится:

«Остерегайтесь жадности, ибо она погубила тех (людей), которые были до вас. Она (жадность) приказывала им быть скупыми, и они поступали так. Она приказывала им прерывать семейные узы, и они поступали так. Она предписывала им совершать грехи, и они поступали так» (Ибн Хиббан).

Выражаю еще раз огромную благодарность тем добрым людям, тем нашим прихожанам, которые оказали посильную помощь мальчику Тимуру Гейфулину. На ваши средства ему была сделана дорогостоящая операция на лице и челюсти. Альхамдулиллях, по милости Аллаха он выжил и можно сказать уже поправился. Как сказано в аяте, спасение одной человеческой жизни подобно спасению всех людей на земле.

Да упасет нас Всевышний от двух пагубных крайностей!

Имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети Мунир-хазрат Беюсов

Источник

Расточительство (исраф) – 2

Расточительство в нравственности

Поведение людей является отражением их нравственности. Поэтому так важна роль религии, которая воспитывает духовность человека. Но если человек не воспринимает постулаты веры, то совершённые проступки и моральные недостатки считаются исрафом. Другими словами, расточительство нравственности — это нечестивое поведение. Ислам придаёт огромное значение благочестию, что отражено во многих аятах Корана. Одно из выражений нравственного расточительства — это неблагодарность.

В суре «Юнус» такой раб Всевышнего назван мусрифом: «Когда человека поражает горе, он взывает к Нам и лёжа, и сидя, и стоя. Когда же Мы избавляем его от беды, он уходит, как будто и не взывал к Нам, [моля избавить] его от постигшего горя. Вот как нечестивцы обольщаются тем, что они вершат» (Сура «Юнус», 10 / 12).

Проявление исрафа — в трудные моменты обращаться к Творцу, просить Его милости, а когда препятствия и сложности останутся позади, забывать о благодарности и расслабляться, как будто не было никаких молитв. Это поведение не одобряется Всевышним, поэтому в Коране часто повторяется предостережение мусрифам: «Когда волна, словно тень, накрывает неверных, они взывают к Аллаху, искренне веруя в Него. Но когда Он спасает их [и выводит] на сушу, то некоторые из них становятся умеренно верующими, [а некоторые не становятся]. Но лишь изменники и неблагодарные отвергают Наши знамения» (Сура «Лукман», 31 / 32);

«Беспокойным, когда его постигнет беда» (Сура «Меаридж», 70 / 20);

«Слышал ли ты [, Мухаммад,] рассказ о Мусе? Вот его Господь воззвал к нему в священной долине Тува [и велел]» (Сура «Фаджр», 79 / 15—16). О таких людях как раз и говорится, что они впали во грех расточительства, выказав неуважение ко Всевышнему.

Разврат — ещё одно проявление расточительства нравственности. В суре «Шуара» слово исраф использовано именно в этом значении: «И не подчиняйтесь велению нечестивцев» (Сура «аш-Шуара», 26 / 151).

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предупреждал самудян: «Не следуйте за теми, кто расточительствует». О том, кто такие мусрифы, сказано в следующие аяте: «Которые творят беззаконие на земле и не творят добра» (Сура «аш-Шуара», 26 / 152).

Третье выражение нравственной испорченности и расточительства — половые извращения. Аят повествует о племени, к которому был направлен Лут (алейхиссалям): «Воистину, в страсти вы используете мужчин вместо женщин. Ведь вы перешли всякие границы» (Cура «А`раф», 7 / 81).

Они тоже названы мусрифами. В суре «Зарият» рассказывается о визите небесных посланников к пророку Ибрахиму: «которые предназначены нечестивцам твоим Господом» (Сура «аз-Зарият», 51 / 34).

Этих ангелов Всевышний направил к обществу мусрифов, чтобы строго наказать. Здесь говорится не о материальном исрафе, а именно о расточительстве возможности жить благочестиво: о совершении действий, которые с точки зрения Ислама являются запрещёнными и неблаговидными.

Расточительство в праве

Всевышний придаёт очень важное значение правам людей, поэтому в Коране несправедливые взаимоотношения в обществе расцениваются как расточительство. Один из видов подобного расточительства — давление имеющих власть, притеснение слабых. В суре «Юнус» рассказывается о том, каким был фараон мусрифов: «За Мусой из страха перед Фир’ауном и его вельможами последовало лишь немного людей из народа Фир’ауна, опасаясь его преследований, ибо Фир’аун правил на земле самовластно. Воистину, он преступил всякую меру» (Сура «Юнус», 10 / 83).

Здесь рассказывается, как повелитель несправедливо относился к людям, обладая властью, использовал её не по назначению, притесняя и оскорбляя подданных. Об этом говорится и в другом аяте: «Несомненно, Мы избавили сынов Исраила от унизительного наказания Фир’ауном, ибо он был спесив и необуздан» (Сура «ад-Духан», 44 / 30—31).

Ещё один нюанс проявления исрафа права — когда мусульманин даёт ответ на несправедливое отношение к себе. Об этом рассказывается в аяте: «Не убивайте человека, кроме как по праву, ведь это запретил Аллах. Если же кто-либо убит без права на то, Мы предоставляем его правопреемнику полную власть [над убийцей], но пусть он не выходит за рамки дозволенного [в отмщении]. Воистину, ему оказана помощь [Аллахом]» (Сура «аль-Исра», 17 / 33).

Не отдавать сиротам их имущество — это тоже расточительство прав. В суре «ан-Ниса» содержится важное наставление: «Подвергайте испытанию сирот, [находящихся на вашем Попечении], пока они не достигнут брачного возраста. И тогда, если обнаружите, что они достигли зрелости разума, то вручайте им их имущество, а не расходуйте понапрасну, в спешке, [опасаясь], что они, достигнув совершеннолетия [, лишат их опекунских прав]. Кто из [опекунов] богат, пусть воздержится [от использования имущества сирот]; кто беден, пусть кормится из него согласно обычному праву. Когда вы вручаете им их имущество, то пусть присутствуют свидетели с их стороны. И только Аллаху ведом истинный счёт» (Сура «ан-Ниса», 4 / 6).

Здесь нужно верно понимать значение слов мусриф и исраф. Если нет необходимости, граничащей со смертельной опасностью, например, голодной смерти, то человек не имеет права воспользоваться собственностью сироты.

Расточительство имущества

Коран разрешает людям кушать и пить, но предостерегает от исрафа: «О, сыны Адама! Облекайтесь в свои одеяния, где бы вы ни совершали поклоны. Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих» (Сура «А`раф», 7 / 31).

В аяте говорится о том, что плоды и зёрна даёт Всевышний, но в трудные дни нужно делиться имуществом с нуждающимся. Это позволит избежать расточительства: «Он — тот, кто взрастил сады, в которых растения с подпорками [для них] и без подпорок, — [в них] финиковые пальмы, посевы с разнообразными злаками, оливы, гранатовые деревья, плоды их похожи [на вид] и не похожи [на вкус]. Вкушайте эти плоды, когда [сады] станут плодоносить, и давайте [нуждающимся] должное в день уборки, но не излишествуйте, ибо Он не любит излишествующих» (Сура «аль-Ан`ам», 6 / 141).

В Коране даны примеры того, как не следует поступать, и сказано о внимательном отношении к самому себе, о необходимости давать отчёт. И что же делать верующему, когда он чувствует, что жизнь его тратится впустую? Нет сомнения в том, что у каждого из нас есть грехи. Это заложено в природе человека. Если бы Всевышний захотел, то сотворил бы Своего раба не совершающим проступки. Но так проявляется испытание человека на земле: мы созданы со склонностью к греху и с волей его преодолеть. Коран призывает изучить пути, как избавиться от последствий ошибок. Для этого важнее всего в состоянии адаба просить Всевышнего о прощении: «Или они станут утверждать: «Он измыслил Коран». Отвечай: «Сочините-ка десять измышленных сур, подобных Корану, и призовите [на помощь] кого сумеете, помимо Аллаха, если вы и вправду [так считаете]»» (Сура «Худ», 11 / 3).

И самое главное — верующий должен знать, что Всевышний способен прощать. Поэтому не стоит впадать в отчаяние и терять надежду на Творца. Совершение греха так или иначе задевает совесть человека: он впадает в безнадёжность и всё больше отдаляется от Всевышнего. Создатель предупреждает: «Скажи, [Мухаммад, от имени Аллаха]: «О, рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он — прощающий, милосердный»» (Сура «аз-Зумар», 39 / 53).

Несмотря на то, что эти люди и совершали исраф, и проявляли неуважение, Всевышний не гневается. Поэтому мусульманин должен понимать, какими могут быть последствия его поведения и как избавиться от результатов неправильных решений, недобрых мыслей и плохих намерений. Их можно стереть искренним раскаянием и просьбой о прощении.

Всевышний и учит тому, как обращаться к Нему. Он наставляет тех, кто следует за Пророком (салляллаху алейхи ва саллям), вместе с ним борется за веру. В Коране сказано: «И они [при испытаниях] только восклицали: «Господи наш! Прости нам грехи наши и несдержанность в поступках, укрепи наши стопы и помоги нам против неверных»» (Сура «Али Имран», 3 / 147).

Это означат, что Аллах в каждом аяте обращается к мусульманам, к умме Пророка (салляллаху алейхи ва саллям): «И вы поступайте таким же образом». Поэтому если вы совершили грехи, очищайтесь раскаянием. Но лучше заранее знать, как можно лишиться милости Всевышнего, и ни в чём не расточительствовать.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *