Расшифровка рядом с подписью что значит
36 признаков характера по вашей подписи
Подпись же каждый придумывает себе сам, никто не ограничен никакими правилами и законами. Но все же в графических импровизациях их автор подвластен определенным закономерностям, отражающим свойства его натуры, что и позволяет составлять довольно точный его портрет.
1. НАПРАВЛЕНИЕ ПОДПИСИ
Обращают внимание куда направлен конец подписи: вверх, прямо или вниз. Если вверх, то это говорит о том, что в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Если у такого человека в жизни и бывают разочарования, депрессии, то он успешно преодолевает их и возрождается с новыми силами, желаниями, идеями. Часто — это тип личности с творческим уклоном.
Если конец подписи направлен прямо — то это свидетельствует о сбалансированности проявлений оптимизма и пессимизма. Немаловажную роль при этом играет влияние окружающей среды.
Если же конец подписи направлен вниз — то в данном случае человек более подвержен состоянию пессимизма, что довольно существенно подавляет его творческую активность. У таких людей или отсутствует вера, или она очень слабая, к тому же могут наблюдаться снижение воли, слабая устойчивость к алкоголю, подверженность заболеваниям сердечно-сосудистой, нервной систем, печени и желудочно-кишечного тракта.
Если подпись длинная — то это характеризует человека как обстоятельного, не любящего спешки, торопливости, способного глубоко вникать в суть дела, настойчивого, достаточно упрямого, усидчивого, но в то же время несколько придирчивого, занудливого. Такому человеку следует обратить внимание на функцию нервной системы и почек.
Если подпись короткая, то это является признаком спешки человека, стремления поскорее ухватить суть, поверхностного отношения к делу, так как не хватает терпения для более глубокого и подробного анализа; такой человек менее способен к монотонной, длительной работе, требующей постоянного внимания и он не очень-то любит медлительных людей.
Что касается здоровья, то лабильными могут оказаться нервная и сердечно-сосудистая системы.
У меренная нагрузка первой части (минимум заглавных букв, их невысокая амплитуда) говорит о склонности к деятельности прикладного характера. Часто люди, в подписи которых имеются указанные характеристики, по профессии являются служащими и общественными деятелями.
Наоборот, при наличии крупных образований во второй части подписи, можно утверждать, что для такого человека привлекательна практическая деятельность.
Если заглавная буква в подписи по амплитуде значительно отличается от строчных, то человек, им
еющий такую подпись, капризен, у него повышенная требовательность к окружающим.
Если же она по амплитуде незначительно отличается от строчных букв, — то владелец подписи скромен, без особых претензий к людям.
Мелкие буквы характеризуют человека рационального, экономного и конкретного, говорят о способности к концентрации ума, но очень мелкие буквы свидетельствуют о том, что их хозяин склонен к эгоизму и скупости.
Крупные буквы (как у детей) характеризуют мечтательного, в некоторой степени наивного, непрактичного, доверчивого, часто излишне доброго человека. Но крупные буквы могут означать и стремление к независимости, свободе деятельности. Людям с такой характеристикой следует обратить внимание на селезенку и печень.
Если все буквы в подписи соединены между собой, то можно говорить о последовательном, логичном характере этого человека, его мыслительной деятельности, а также о некоторой консервативности в его взглядах, достаточно сложном восприятии всего нового.
Мышление является более гибким и адаптивным, если в подписи обнаруживается умеренное количество разрывов между буквами, что также указывает на
умение гармонизировать желаемое и действительное.
Излишнее количество разрывов свидетельствует об образно-конкретном мышлении, непредсказуемости поступков, мечтательности, стремлении обратить на себя внимание, произвести впечатление на окружающих.
8. РАЗЛИЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ В ПОДПИСИ
Если человек хвастлив и пытается приукрасить свои достоинства, то это легко обнаруживается и в его подписи, так как она также приукрашивается: появляются различные завитушки, ленточки и друг
ие подобные образования. И чем их больше, тем больше в человеке наносного, неискреннего.
У простого человека и подпись простая, скромная.
Но различные украшения можно достаточно часто встретить у людей с богатым воображением — артистов, художников, музыкантов.
Подпись компактную, сжатую обычно имеют «тактики», то есть те, чей ум занят конкретными видами деятельности.
По данному признаку можно определить степень щедрости человека: если расстояние между буквами значительное — то это щедрый человек, а в крайней степени проявления признака — транжира.
Если жа буквы в подписи налезают друг на друга, то это указывает на экономность и даже скупость.
По межбуквенному расстоянию можно даже узнать в какой период человек более щедр, а также в какой преимущественно сфере проявляется его щедрость — интеллектуальной или материальной — это зависит от того, на каком участке подписи расстояние между буквами больше — в ее начале или на конце.
Те, кто подчеркивает свою подпись снизу — самолюбивы, интересуются мнением окружающих о себе, обидчивы.
Люди, обладающие подписью, которая накрывается линией сверху, тщеславны, горды и стремятся к большим достижениям.
А вот по длине «хвостиков» в конце подписи можно судить о степени реакции человека на попытки вмешательства в его дела окружающих. Чем длиннее «хвостики», т
ем нетерпимее его «обладатель» к различного рода приказам, указам и замечаниям в свой адрес. Такой хвостик также свидетельствует об осторожности, осмотрительности.
Если же человек перечеркивает свою подпись, то это свидетельствует о его недовольстве собой, самокритичности, о сомневающейся, колеблющейся натуре. Такие люди могут быть подвержены неврозам, вегето-сосудистой дистонии, язвенной болезни, а также легче поддаваться различным порокам (курение, алкоголь и т.д.).
Чем более сложна, «нагружена» подпись, тем более отчетливо прослеживается способность человека самому создавать себе проблемы, что называется «делать из мухи слона». Часто такая подпись встречается у психостеников.
Наоборот, чем проще подпись — тем с меньшими проблемами живет человек — он стремится упростить свою жизнь.
Если подпись ясная и можно прочитать составляющие ее буквы, то смело можно утверждать, что владелец подобной подписи не эгоистичен, так как подсознательно стремится быть понятым окружающими. Часто ясные подписи встречаются у учителей, преподава
телей. С медицинской точки зрения, люди, имеющие такую подпись, могут быть подвержены таким заболеваниям, как психостения, сахарный диабет, гипертоническая болезнь.
Если подпись неразборчивая, то это характеризует человека как эгоистичного, мало заботящегося о том, поймут его другие или нет, а также не очень аккуратного.
Такие люди могут страдать заболеваниями глаз, нервов, печени и желчного пузыря, а также язвенной болезнью желудка.
Это означает что, индивиды, чей почерк или подпись близки к шаблону — малоинициативны, их мысли и суждения стереотипны. Людям, имеющим подобную подпись, следует обратить внимание на функцию печени, желчного пузыря и селезенки.
Чем ярче и выпуклее проявляются отличия на письме, тем более творческая личность перед нами, стремящаяся внести разнообразие в жизнь. С уверенностью можно говорить и о романтичности обладателя такой подписи. В здоровье следует обратить внимание на состояние психоэмоциональной сферы.
Прямой наклон характеризует человека прямого, сдержанного, последовательного, имеющего самообладание, а порой и упрямого. Этот показатель также свидетельство доминирующего влияния ума.
Правонаклонная подпись говорит о сбалансированности черт характера человека, о его способности к пониманию других людей, к компромиссам. (При этом, конечно, следует учитывать и другие факторы.) Слишком наклоненные, почти лежащие буквы — явление патологическое.
Если же подпись опрокинута влево на 125° против направления движения, то это связано чаще всего с несоответствием личных естественных наклонностей и влечений человека с условиями жизни, а также указывает на своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, а иногда — на скрытность и неискренность.
Если наклон букв в подписи разнотипен, то это связано с контрастностью, капризностью, неустойчивостью чувств, порывистостью, аффективностью, несдержанностью, разбросанностью стремлений. С такими людьми следует быть осторожными в делах и взаимоотношениях.
Если амплитуда увеличивается, то это говорит о том, что человек как бы постепенно развивает активность от начала к концу деятельности.
Если амплитуда подписи ровная — то это характеризует человека, у которого работоспособность сохраняется на стабильном уровне от начала и до конца деятельности, внимание устойчивое, интерес к происходящему, как в трудовой деятельности, так и в личной жизни, постоянный.
Если начало подписи крупное, а затем постепенно уменьшается или превращается в волнистую линию, то это говорит о некоторой скрытности человека, но также и об его утонченности, дипломатичности.
Автор: Айк Надж (Ойбек Кадырович Наджимов)
— На протяжении последних лет графологию использовали для оценки скрытых способностей спортсменов и сотрудников военной разведки, — говорит известный психолог, автор бестселлера «Тайна почерка» Илья ЩЕГОЛЕВ. — А сейчас специалисты по почерку оказываются востребованными еще и в бизнесе. Они участвуют в подборе персонала, анализируя автобиографии или заявления, например на отпуск, написанные от руки. Эта тайная процедура помогает проверить лояльность персонала и выявить «опасных» для организации людей. Или неблагоприятные тенденции в поведении сотрудников. Наконец, графологи способны оценить характеры людей, с которыми предстоит строить деловые отношения, а достоверной информации почти нет, за исключением их личной подписи. Графология позволяет составить психологический портрет человека по тому, как он пишет отдельные буквы, слова, предложения.
— В подписи любого человека есть буквы, стиль написания которых тесно связан с переломными моментами в биографии, — объясняет Щеголев. — Практика позволила выявить целый ряд букв в нашем алфавите, наиболее информативных в этом плане. К ним в первую очередь относятся: «о», «а», «в», «б», «р», «т», «у», «щ», «ц», «я», «и». Об удивительной информации, скрытой в написании некоторых из упомянутых букв, мы можем дать оценку характера и особенностей поведения персонала организации. Только один пример.
Она содержит два элемента: наклонный штрих или отросток, к которому примыкает крючок или овал. Вариантов написания буквы «р» много, это и не удивляет. Ведь форма буквы отражает пути, выбираемые человеком для познания мира. Если отросток у буквы «р» по своей длине заметно больше высоты строчных букв, то человек выбирает себе в жизни путь, на котором наиболее полно находят свое выражение его бойцовские качества, настойчивость и решительность. Это — путь бойца, умеющего защищать свои взгляды. Чрезмерная длина отростка указывает на человека, чей путь по жизни иной. Такому типу людей свойственны демонстративность, напускная решительность, но в делах их бойцовские качества не проявляются.
Иногда вместо одного отростка у буквы «р» возникает два отростка, образующих острый угол. Двойной отросток характерен для людей, мгновенно реагирующих на изменение ситуации. Реакция острая, времени на обдумывание последствий не остается. В почерке многих известных людей наряду с буквами «р», имеющими один отросток, часто можно увидеть и буквы с двойным отростком. Так писали В. Ленин, А. Пушкин, М. Лермонтов.
Распишись перед загсом
На Западе графология уже введена в жесткое русло прагматизма.
— Во Франции очень часто при приеме на работу используется графологический анализ биографии, — рассказывает начальник отдела кадров одной крупной российской компании Валерия КУРАВЛЕВА. — В Израиле в обязательном порядке графологической экспертизе подвергаются все государственные служащие. В Голландии и Англии заключение графолога не так давно стало обязательным при приеме штатных сотрудников на работу. В Германии стало принято обращаться к графологу перед вступлением в брак. Особенно часто к помощи экспертов прибегают те, кто знакомится по брачной переписке. В странах Юго-Восточной Азии сличение почерков жениха и невесты по давней традиции входит в брачную церемонию. Мы этим тоже пользуемся. Сколько было уволено из-за какой-то закорючки в подписи — вы не представляете!
СПРАВКА
Что выдает характер человека:
— наклон почерка;
— нажим письма;
— величина, высота и ширина букв, их округлость;
— расположение строк;
— расстояние между словами и строками;
— поля — расстояние до края листа.
Подписи Бонапарта Наполеона, которые видоизменялись в течение жизни.
С возрастом почерк меняется
— С течением времени из-за обстоятельств у человека могут меняться характер, отношение к жизни, и это тоже проявляется в почерках, — рассказывает заместитель директора департамента охраны руководства Литвы Витас САЛЬДЖЮНАС. — Особенно ярко проявились перемены в характере человека в подписях Наполеона — как будто росчерки принадлежат разным людям. Первую подпись он сделал в 1793 году, будучи артиллерийским капитаном. Она, по мнению специалистов, говорит о честолюбии и самонадеянности, но ничем особенно графически не выделяется. Вторая подпись — императорская, 1804 года, с эффектным росчерком. Третья (1805 год) — после победы при Аустерлице. Эксперты считают, что ее центробежное начертание свидетельствует о непреклонной настойчивости, честолюбии, склонности строить обширные планы, об уверенности в их осуществлении. Четвертая подпись — после сражения под Москвой. Колоссально выросшее «N» указывает на непомерное честолюбие, эгоцентричность, властность, тщеславие, самонадеянность. Пятую подпись Наполеон начертал после бегства из Москвы. Она скомканная, бесформенная. Экспертам очевидна удрученность состояния, напряженность мысли, ищущей выхода. Шестая подпись — после битвы при Лейпциге в 1813 году. Ломаность линий, нажим мазками, опускающиеся штрихи — результат очередного поражения.
Последняя подпись, сделанная на острове Святой Елены, по мнению специалистов, принадлежит вдруг резко состарившемуся человеку. Это выдают опускающийся резко вниз росчерк и отсутствие графической силы в нажиме.
ЧТО ВЫДАЕТ «ЗАКОРЮЧКА» НАЧАЛЬНИКА
(консультирует графолог-криминалист Татьяна БОРИСОВА)
Письмо — геометрия души.
Платон.
ТЕСТ
Попробуйте себя в графологии
В качестве образца нельзя использовать студенческие конспекты, письма, медицинские рецепты, заявления. Лучше, если человек не будет знать, зачем вы просите его написать несколько фраз на листе нелинованной бумаги. И обязательно расписаться! Каждая характерная черта и особенность письма оценивается определенным числом очков, затем эти очки суммируются. Если ответ покажется вам неожиданным или неприятным, не смущайтесь. Ведь это игра.
Автографы знаменитых людей
С помощью теста можете поупражняться в графологии на этих подписях
Очень маленькие — 3 очка
Маленькие — 7
Средние — 17
Крупные — 20
Наклон влево — 2 очка
Легкий наклон влево — 5
Наклон вправо — 14
Резкий наклон вправо — 6
Прямое написание — 10
Округлые — 9 очков
Квадратные — 10
Острые — 19
Строчки ползут вверх — 16 очков
Строчки сползают вниз — 1
Строчки прямые — 12
ИНТЕНСИВНОСТЬ
(размашистость и сила нажима)
Легкая — 8 очков
Средняя — 15
Очень сильная — 21
ХАРАКТЕР НАПИСАНИЯ СЛОВ
Склонность к соединению букв в слове — 11 очков
Склонность к отделению букв друг от друга — 18
Смешанный стиль — и то и другое — 15
Почерк старательный, буквы выведены аккуратно — 13 очков
Почерк неровный, одни слова четкие, другие читаются с трудом — 9
Буквы написаны кое-как, почерк небрежный, неразборчивый — 4
38 — 51 очко: такой почерк наблюдается у людей со слабым здоровьем, у тех, кому далеко за 80.
52 — 63 очка: так пишут люди несмелые, робкие, пассивные, флегматичные.
64 — 75 очков: этот почерк принадлежит людям нерешительным, мягким, кротким, с утонченными манерами. Они немного наивны, но не лишены чувства собственного достоинства.
76 — 87 очков: такой почерк у людей, которые отличаются прямодушием и откровенностью. Они общительны и впечатлительны, как правило, хорошие семьянины.
88 — 98 очков: достигший такой суммы очков отличается честностью и добропорядочностью, имеет сильную, устойчивую психику, отважен, полон инициативы и решительности, смекалист.
99 — 109 очков: это индивидуалисты, вспыльчивые и обладающие острым и быстрым умом. Обычно независимы в суждениях и поступках, в то же время обидчивы и трудны в общении, так как резки и сварливы. Среди них бывают одаренные люди, склонные к творческой работе.
110 — 121 очко: такой почерк имеют люди без чувства ответственности, недисциплинированные, грубые, заносчивые.
Образцы подчерка людей с психическими отклонениями
Расшифровка Почему невозможно жить без подписи
Личная подпись — важнейший элемент документа. Без подписи ни один документ не считается действительным, поскольку ею мы подтверждаем все, что в этом документе содержится. С этой точки зрения можно сказать, что документ создается не только чиновниками, но и нами.
Личная подпись имеет длительную и непростую историю. Она возникла как знак власти, то есть прежде всего как подпись владыки, царя. Причем длительное время она была неотделима от других знаков власти, таких как крест, царская печать. Лучше других свидетельств сохранились царские печати. Задолго до нашей эры ими подтверждали указы и другие важные постановления правители Месопотамии, египетские фараоны. Такая непосредственная связь подписи с властными функциями определяет ее неравнодушие к социальному статусу лица, которое подписывает документ. И сейчас особое значение придается подписи человека, наделенного властными полномочиями. Учитывая постепенное распространение обычая подписывать тексты среди лиц, имевших более низкий статус, можно сказать, что история подписи — это история ее снижения и обмирщения. Кроме того, подпись как собственноручное написание своего имени связана с историей обретения фамилий, которые тоже сначала появляются у лиц, наделенных высоким статусом. Хотя здесь необходимо отметить, что подпись монарха — это, как правило, воспроизведение имени, а не фамилии, — собственно, этим она и будет отличаться от подписи простых людей. Можно сказать, что история подписи — часть истории манипуляций с личными именами.
Крест как замена подписи нередко ассоциируется с неграмотностью и низким социальным статусом, но в качестве подписи он проделал интересную эволюцию: подпись начинается с изображения креста, совмещается с ним и заменяется им. Кресты ставились на договорах и означали подпись, «достойную всякого доверия». Изображением креста скреплялись и решения церковных соборов. Другими словами, в особо важных документах вместо имени ставили крест или даже три креста. Поставить такую подпись — более ответственно, чем написать свое имя, поскольку это значило поручиться именем Божьим. Таким образом, кресты в качестве подписи ставили вовсе не обязательно от неграмотности. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что в Средние века во многих странах Европы в важных документах ставили крест, а рядом с ним прописывали свое полное имя. Подпись крестом лишала ее индивидуальности, но наделяла этот акт сакральной силой. Крест в качестве подписи скорее похож на клятву. Только в позднем Средневековье, примерно с XVI века, в европейских традициях распространяется мнение, что негоже использовать Божий крест для коммерческих документов, и их начинают подписывать своим именем.
Обычай подписываться под документом и, шире, текстом сформировался в российской культурной традиции поздно и под явным влиянием европейской традиции, хотя «прикладывание руки» встречается уже в ранних памятниках. Лишь с XVIII века можно говорить о широком распространении практики подписывать документы своей подписью. В официальных документах личная подпись включала полное имя, фамилию (прозванье), а также нередко указывался чин. В таком составе подписи естественным образом проявляется ее сословный характер. Под личной подписью дворян понималось полное написание своих имени и фамилии. В дружеском общении подписывались одной фамилией (например, А. Пушкин или еще проще — Пушкин). Грамотные простолюдины подписывались отчеством (Петров, Иванов), а неграмотные обычно ставили крестик. Деловые бумаги старались подписывать полным именованием, включая звания и должности. Например: «Димитрий Николаевич Каменев, вологодский купец».
Общие тенденции выражались не только в своего рода снижении подписи, но и в постепенном отдалении от написания своего имени и фамилии. Разумеется, и сейчас можно встретить в качестве личной подписи «честное» написание своей фамилии, но нередко подписи утрачивают всякую связь со своим «прототипом» и представляют собой произвольный (во всяком случае, с внешней точки зрения) знак или набор знаков. Эту тенденцию нетрудно проследить и по словарным определениям личной подписи. Если в словаре Даля () в нее входят имя, фамилия (прозванье), чин и прочее, то в советском Толковом словаре Ушакова мы читаем: «Подпись — фамилия лица, автора, написанная им собственноручно под текстом документа, письма». Далее во всех словарях, в том числе юридических, под личной подписью понимается исключительно фамилия, но, конечно, ей придается соответствующий смысл, который не указывался в толковых словарях. Вот как это выглядит, например, в Большом юридическом словаре 2001 года: «Подпись — собственноручно написанная фамилия, обязательный реквизит служебных документов (акта обследования, заключения) и правовых актов (закона, акта управления, судебного решения, договора). Подпись надлежащих лиц при наличии всех других требуемых реквизитов придает юридическую силу документам и правовым актам».
Если учесть, что один из основных смыслов подписи — указание на индивидуальность (уникальность) автора с возможностью его идентификации, то исчезновение имени, на первый взгляд, существенно подрывало это ее предназначение. Неуклонное движение к неразборчивости подписи делает задачу идентификации и вовсе невыполнимой. Между тем именно такие подписи становятся образцом выражения индивидуальности. Можно сказать, что свойство индивидуальности и уникальности стало ассоциироваться не с полнотой воспроизведения имени и фамилии, а с неповторимым графическим рисунком. Как раз утрата подписью видимых связей с именем и фамилией в большей степени, чем их воспроизведение, выражает ее уникальность.
Людмила Сысоева в своей статье «Подпись как средство защиты прав личности», проанализировав около тысячи современных подписей, приходит к выводу, что «все существующие варианты выполнения подписей можно разделить по содержанию на четыре группы, среди которых только лишь одна группа (составляющая 10% от общего числа) отражает фамилии исполнителей. Остальные три группы — это подписи, состоящие преимущественно из букв или из не образующих буквы элементов». Другими словами, 90% подписей современников не отображают фамилию. Далее автор отмечает:
«Процессы изменения подписей, протекавшие в течение восьмидесяти лет XX века, иногда пытаются объяснить ростом объема документации, необходимостью сокращения времени, уходящего на подпись. Но это совершенно неверно. Наши исследования показывают, что среди представителей любых профессий есть обладатели и сложных, и простых подписей. Значительно более вероятным представляется объяснение, что упрощение подписей происходило потому, что в нашей стране человек, его семья все менее становились хозяйствующими субъектами. Уходила система частной собственности, в условиях плановой, регулируемой до мелочей экономики значительно снижался объем договорных, контрактных, наследственных актов, для оформления которых требовалась ясная, хорошо читаемая, но вместе с тем сложно подделываемая подпись».
Однако сейчас, когда резко увеличилось число хозяйствующих субъектов, заключающих всевозможные договора, подпись не проделала обратную эволюцию, не стала четким изображением фамилии. Можно сказать, что она живет своей жизнью.
Знакомство с подписью начинается еще в школе с подписей учителей и родителей в дневнике. Образцом для подражания или прямого копирования чаще всего служили подписи родителей. Постоянный мотив — отработка своей подписи на любых поверхностях. Эту ситуацию тотального распространения своей подписи хорошо описал филолог Роман Лейбов: «В детстве метишь подписями все подряд: черные поручни метрополитена, иней на трамвайных стеклах, листочки бумаги». Подобного рода тренировки необходимы, кроме всего прочего, для выработки динамического стереотипа, необходимого для воспроизведения подписи.
Здесь стоит отметить, что подпись — не просто имя, но имя, выполненное от руки, и уже поэтому она является своего рода телесным выражением индивидуальности. Можно сказать, что подпись — это воплощенная на бумаге телесность. Как расширение себя она особенно ярко проявляется в случаях отказа подписывать документ представителями некоторых религиозных сообществ, например так называемых истинно православных, что мотивировалось тем, что подписавший отдает себя во власть Антихриста.
Тренировки были направлены не только на выработку автоматизма, но и на придание подписи необходимых качеств. Постоянные определения «настоящей» подписи — «взрослая» и «красивая». И то и другое, естественно, ассоциируется с самим человеком, и, поскольку подпись является его репрезентацией в коммуникативном пространстве, он должен выглядеть именно таким образом. «Взрослость» подписи обычно достигается за счет нарочитого ее усложнения. Главное, чтобы подпись не выглядела ученической. Цитирую того же Романа Лейбова:
«Одни пытались копировать родителей (или варьировать их подписи). Другие просто сводили подпись к почерку — писали как есть (вот именно что девочки часто так поступали). Третьи искали индивидуальных закорючек и выпендривались. Еще типы — по включению имен (индивидуальное — фамильное). Простор для начинающего фрейдиста».
Подпись в паспорте считается своего рода пропуском во взрослый мир, и подготовка к ней начиналась заранее. В советский период подписи в паспорте предшествовала подпись в комсомольском билете. Можно сказать, что минимальный (но явно недостаточный) опыт ко времени получения паспорта (а его получали в 16 лет) уже был. Ситуация осложнялась тем, что никаких официальных требований к характеру подписи никогда не существовало, да и сейчас не существует. И тем не менее негласные правила о том, какой должна быть «нормальная» подпись, не только существовали, но и транслировались в тех случаях, когда неписаная норма нарушалась.
Например, по словам женщины 1976 года рождения:
«…когда из моих однокурсников поставил крестик вместо подписи в институтской ведомости (, мы расписывались за то, что пришли на субботник или на овощебазу), администратор подняла крик и потребовала, чтобы он прекратил ёрничать и „нормально расписался“; думаю, если бы решил „расписаться“ печатным архитектурным шрифтом, реакция была бы такой же».
Отсутствие правил расценивается как противоречие с ролью подписи в официальных документах, и не случайно такое «попустительство» со стороны официальных органов вызывает смутное чувство беспокойства, свидетельством чему являются регулярно возникающие вопросы об официальных требованиях к личной подписи. Например, на одном из сайтов: «Вопрос: существуют требования к подписи гражданина Российской Федерации, или же я могу закрепить документ черным квадратом в треугольнике с тремя кружочками по краям?»
Подпись в паспорте нередко характеризуется как «неудачная», поскольку в решающий момент ручка (перьевая) оказывается непривычной, перо цепляется за бумагу, чернила превращаются в кляксу. Но если даже удача сопутствовала на всех этапах создания главной, паспортной, подписи, то итог все равно, как правило, не радовал автора. По словам информанта 1963 года рождения:
«…единственное, что обсуждалось среди приятелей моих, девятиклассников, когда мы все получали паспорта, это именно истории со шрифтом и подписью, потому что ты волнуешься, ты ставишь кляксы, и ты, не знаю, делаешь дикие каракули. У меня тоже была страшная подпись».
По этим и другим подобным фрагментам видно, что собственная подпись в документе расценивается как репрезентация себя во взрослом мире и ее характеристики должны соответствовать как воображаемым нормам этого мира, так и представлениям о своем месте в нем.
По утверждениям экспертов в области почерковедения, динамический стереотип подписи формируется примерно к восемнадцати годам у мужчин (у женщин немного раньше) и больше не меняется. Даже при смене фамилии (например, в связи с браком) подпись по визуальному облику близка прежней.
Выясняется, что взрослых больше всего волнует проблема воспроизведения своей подписи. На одном из форумов о подписи в ответ на известную сентенцию «Человек становится взрослым, когда у него подпись становится одинаковой» немедленно появилось: «Ну, тогда я никогда не стану взрослым».
Дело доходит до того, что развивается своеобразный комплекс невозможности более или менее похожего воспроизведения своей подписи. Соответственно, меняется и отношение к ней. Она начинает рассматриваться как нечто внешнее, чуждое и ускользающее. Стремление к «одинаковости» своих подписей — одна из навязчивых идей. Реально одинаковых подписей не бывает: криминалистам известно, что полное совпадение двух подписей является признаком подделки. Так или иначе, решение подобных проблем, как правило, связано с обращением к паспорту, где есть заверенный образец подписи и все необходимые данные для идентификации владельца подписи.
С практикой подделки подписей все знакомы еще со школьной поры. Умение хорошо подделывать подпись родителей или учителей — предмет особой гордости. Фальсификация интересна в психологическом плане. Я становлюсь другим — меняется моя идентичность. Точнее, я хотя бы частично, но присваиваю чужую идентичность, выраженную в подписи. Подделка подписи — особый вид присвоения, ибо целью является не сама подпись, а документ, на котором она запечатлена. И даже не документ, а то, что стоит за документом. Подпись в таких случаях является своего рода отмычкой. Зафиксированная в документах, она живет своей жизнью, нередко замещая своего владельца и становясь самостоятельным явлением. В этом плане особенно показательна роль подписи в пространстве властных отношений. Характерное высказывание: «Да всем, кому приходится иметь дело с бюрократией, известно, сколько стоит подпись того или иного чиновника, сколько надо заплатить за вход в тот или иной кабинет, — все тарифицировано, на все есть такса».
Итак, подпись, будучи способом выражения идентичности, насыщена разнообразными смыслами. Она воспринимается как знак взрослости и социальной полноценности, с ней непосредственно связан статус личности и властные отношения. Овладение подписью оказывается показательной практикой самоконтроля и вхождения в мир официальных отношений. Функционирование документной подписи связано не только с проблематикой идентификации: она действует в пространстве достоверного и недостоверного, истинного и ложного. Отчужденная подпись становится своего рода замещением владельца и приобретает самостоятельное значение. У подписей обнаруживается своя иерархия. «Главной» для каждого отдельного человека становится его паспортная подпись, а в пространстве взаимодействий — своя иерархия подписей, соотносимая с социальной иерархией.