Радиомикрофонная система что это
Радиомикрофон
Типы радиомикрофонов используемые в телевизионных съемках
На телевидение при съемке сюжета и студийных передач применяют три вида беспроводных микрофонов:
Головной радиомикрофон
Как работает радиомикрофон
Система радиомикрофон состоит из:
Функционал и особенности работы ЧМ-передатчика и базы радиомикрофона
Большинство приемопередатчиков радиомикрофонов имеет следующие функции:
Устройство радиомикрофона
Частоты радиомикрофонов
Мощность и частота передатчика устанавливаются по лицензии согласно законодательства, которое в разных странах неодинаково. В Великобритании максимально допустимая мощность равна 10 мВт, что обеспечивает эффективную излучаемую мощность в 2 мВт. Это сделано для того, чтобы не создавать помех другим пользователям радиокоммуникаций. Радиомикрофон, используемый при натурных съемках, обычно работает в УКВ-диапазоне (138-250 МГц), а в Великобритании для использования частот от 173,8 до 175 МГц лицензии не требуется. Частоты передатчиков разных микрофонов дальнего действия должны быть разнесены (как минимум на 0,2 МГц) во избежание взаимных помех. С учетом необходимого разнесения на 0,2 МГц в данном диапазоне можно использовать частоты: 173,8; 174,1; 174,5; 174,8 и 175,0 МГц. Очень важно, чтобы их частота была стабилизирована кварцем, во избежание ухода за выделенную им полосу частот.
Установка и настройка радиомикрофона
Проверьте состояние батареи питания передатчика. Сухую батарею, если она «подсела», замените на новую. При работе с никель-кадмиевыми аккумуляторами имейте в виду, что использование разряженных батарей может привести к их внезапному отказу.
Прикрепить радиомикрофон
Микрофон должен быть прикреплен на груди на расстоянии 200 мм от рта к лацкану пиджака, к галстуку или просто к ткани одежды в этой области. В качестве персональных чаще употребляют конденсаторные микрофоны, но некоторые из них более чувствительны к шуму ветра или шуршанию одежды, чем другие. Выберите тот тип, который лучше подходит для данных условий съемки. Всенаправленный микрофон можно крепить направленным вверх или вниз. Если субъект склонен при разговоре смотреть вниз и дышать в микрофон (например, при демонстрации кухонных рецептов), то направьте микрофон вниз. Если радиомикрофон спрятан под одеждой, то закрепите его липкой лентой для того, чтобы он не двигался и не терся о ткань. Если нужно закрепить микрофон на коже, то сделайте это медицинским пластырем.
Усиление радиомикрофона
Проверьте уровень звука и установите нужное усиление в передатчике, используя пиковый индикатор на передатчике. На передатчике часто ставят светодиодный индикатор перегрузки, дающий вспышки при появлении ограничения сигнала. Установите уровень усиления в передатчике таким, чтобы речь с нормальным уровнем громкости давала постоянное горение индикатора перегрузки. Затем уменьшите усиление настолько, чтобы индикатор загорался только при отдельных неожиданных пиках громкости.
Антенна радиомикрофона и уровень сигнала
Вложите передатчик артисту в сумку, в пояс или карман так, чтобы он был малозаметен и чтобы рядом с ним не было металлических предметов. Антенна должна свисать вниз или, если артист сидит, должна быть прикреплена лентой вертикально.
Приемная антенна
Приемная антенна тоже должна быть ориентирована вертикально. Затем включите тестовый сигнал на передатчике с уровнем 0 дБ и установите на выходе приемника уровень сигнала, равный 0 дБ.
Уровень сигнала
Проверка уровня и качества сигнала
Если позволяет время, попросите актера / ведущего говорить и прохаживаться в предполагаемом месте действия. Проверьте, нет ли на входе приемника сигнала, отраженного от больших поверхностей, расположенных поблизости. Этот отраженный сигнал может привести к ослаблению основного и к полному его отключению системой подавления шума, имеющейся в приемнике. Если это будет происходить, найдите причину. Попробуйте работать на другой частоте или выберите другой маршрут движения. Лучше проверить трассу сигнала на репетиции, чем обнаружить это во время записи или, что гораздо хуже, во время передачи в эфире.
Качество сигнала радиомикрофона
Часто возникают проблемы из-за шуршания и статических разрядов, создаваемых синтетическими тканями. Если радиомикрофон закреплен под некоторыми типами плотных тканей, то уровень звука и его качество могут оказаться неудовлетворительными. Если в микрофоне слышно шуршание ткани, то наденьте на него ветрозащиту или небольшой каркас для того, чтобы ткань не терлась об микрофон. Не крепите персональные беспроводные микрофоны рядом с висящими украшениями, которые могут стучать по нему при движениях артиста.
Типы беспроводных аудиоустройств
Прежде всего, как и во всей современной технике, идет разделение на аналоговые и цифровые системы. Дело в типе сигнала и последующей его обработке: используется ли расшифровка или прямой сигнал идёт непосредственно через кабель. У первого и второго принципа передачи информации есть свои плюсы и минусы; цифровой сигнал легче обработать, но аналоговый передает звук в неискаженном виде. Разумеется, современные тенденции тяготеют к компьютеризации всех систем, в том числе акустических, поэтому встретить аналоговое оборудование в этой сфере всё сложнее. Хотя некоторые гурманы и любители ретро техники настаивают, что старый принцип передачи сигнала лучше и чище.
В беспроводных микрофонных радиосистемах важно количество передатчиков, с которыми может работать база (то есть основной управляющий блок). Если их более одного, то это удобней, но и цена существенно возрастает. Количество антенн, на самом деле, не имеет большого значения, поэтому не стоит особенно концентрироваться на этом (иногда две антенны у брендовой базы работают намного качественней и стабильней, чем четыре у передатчика низкой ценовой группы). Важнейшее различие дистанционных систем для передачи звука и голоса – по способу крепления и по варианту использования. Итак, выделяют четыре большие группы: петличные, головные, вокальные, инструментальные. Рассмотрим их по отдельности.
Вокальные радиосистемы
Предназначены для вокалистов, лекторов, ведущих и т. д. Созданы прежде всего для обеспечения наибольшей свободы выступающему, так как отсутствует провод, и можно без проблем перемещаться по залу или уличному пространству. Радиус действия обычно в пределах 100 метров и выше, что чаще всего вполне удовлетворяет требованиям артиста. Состав системы очень прост: база, поддерживающая определенное количество микрофонов, и, собственно, сами микрофоны.
При выборе нужно учитывать следующие факторы. Во-первых, чем больше расстояние, на котором будет работать артист, тем мощней должен быть передатчик. Также нужно понимать, что каждая база работает с определенным количеством микрофонов. Поэтому нужно рассчитать этот момент заранее, иначе придется покупать дополнительные устройства для подключения дополнительных звукоснимателей.
Петличные микрофоны
Инструментальные радиосистемы
Бывают случаи, когда гитаристам необходимо активно перемещаться по сцене, площадке, в помещении. Тогда используют специальные инструментальные радиосистемы. Они созданы специально, чтобы избавить музыканта от пресловутого кабеля. Разумеется, многие гитаристы приверженцы старого доброго аналогового звука, любят ламповые усилители и всё самое «настоящее». Но есть и исключения – нужно идти в ногу со временем, а время предлагает очень удобное решение: на пояс крепится передатчик, который присоединяется к выходному гнезду. Вот и всё – можно играть.
Разумеется, такая передача данных будет цифровой, и может быть искажена принимающим устройством, то есть базой, но технологии развиваются очень стремительно и степень искажения снижается с каждым годом. Сейчас такие системы активно используются и продаются во всех музыкальных магазинах. В некоторых случаях применяют крепления в виде клипсы – это очень удобно; особенно важно, что очень просто снять и надеть устройство.
Головные микрофонные радиосистемы
Выглядят такие радиомикрофоны следующим образом: обруч из металлической проволоки или пластика, на которой закреплен микрофон. Обруч часто снабжен специальными душками, которые надеваются на уши для более надежного крепления. Конструкция очень легкая и не чувствуется на голове. Так же, как и для петличного варианта, нужен передатчик, который обычно крепится на поясе. Например, вешается на ремень. Очень хороший, качественный и надежный вариант, но и стоимость качественных систем такого ранга находится на высоте.
Краткий обзор фирм-производителей беспроводных радиосистем
AKG – престижный и хорошо зарекомендовавший себя австрийский бренд ; полное название «AKG Acoustics GmbH», что переводится дословно с немецкого, как «аудио и видео оборудование». Продукция характеризуется объемным качественным звуком и хорошим качеством всех составляющих. Всё продумано до мелочей в скрупулезном, педантичном австрийском стиле. Вряд ли можно отнести систему AKG к бюджетным, цена умерена, но не является низкой. Главная отличительная черта марки – долговечность и надежность оборудования. Так что если Вам нужны «неубиваемые» микрофоны, то Вы обратились по адресу!
Sennheiser – немецкая частная компания, открывшаяся после окончания войны в 1945 году в Германии, и выпускающая высококачественные звуковые системы. Фирма ориентирована на высочайшие стандарты качества и специализируется на аудио и радио оборудовании. Надежность, качество, точность настолько высоки, что авиаконструкторы используют передатчики, вещатели и другую продукцию компании в качестве оснащения современных самолетов. Существует поговорка, что Sennheiser это Mercedes, только не в машинах, а в микрофонах. У компании имеется представительство в странах СНГ, так что приобрести оборудование в настоящий момент можно очень просто.
Audio-Technica – основана в далеком 1962 году в Японии, и выпускает аудио оборудование как для профессиональных студий, так и для домашнего использования. Фирма является пионером в области звука. Не секрет, что многие технологии приходят в мир из Японии, так, например, первые динамические наушники были как раз от компании Аудио-Техника. Фирма быстро прогрессирует и выпускает аудио системы новой конструкции, потому некоторые ретрограды не признают прогрессивные модели аудиоустройств: слишком ново. Другие же наоборот хотят работать только с передовым оборудованием. Так что если хотите быть впереди всех – Audio-Technica работает специально для Вас.
Принцип работы радиомикрофонов, достоинства и недостатки
Принцип действия
Звук не обладает способностью распространяться на большие расстояния из-за физических свойств воздуха. Поэтому для беспроводной передачи данных было решено использовать электромагнитные волны, чьи характеристики позволяют им перемещаться быстрее и дальше звуковых.
Теперь процесс наложения голоса на радиоволну (модуляция), позволяет принимать и расшифровывать информацию на более значительном расстоянии. Для этого используются радио- или динамические микрофоны.
Параметры модуляции
Радиомикрофон представляет собой устройство, предназначенное для преобразования акустических колебаний в электрические. Он является первичным звеном в системе звукоусиления.
Радиомикрофоны работают по принципу частотной модуляции. В этом случае звуковая частота исходного сигнала меняется пропорционально амплитуде модулирующего. Таким образом, звук с максимальной амплитудой вызывает наибольшее отклонение мгновенной частоты преобразуемого сигнала несущей волны. Этот процесс называется девиацией частоты.
В радиомикрофонах также реализуется узкополосная или широкополосная модуляция. Радиосистемы первого варианта используются там, где не требуется звук высокого качества (синхронный перевод, экскурсии). Второй вариант, напротив, широко применяется на профессиональной сцене.
Компоненты радиомикрофона
Важной характеристикой, которая влияет на качество звука, является окружающая среда. Она — полноценный участник процесса, так как пространство между передающей и приемной антеннами может создавать препятствия для свободного прохождения радиоволн (отражение, помехи, поглощение и дифракция).
Как выбрать хороший радиомикрофон
Конечно, главным достоинством радиомикрофонов является отсутствие шнуров. Они не ограничивают свободу движений при вокальном выступлении, обеспечивая при этом надлежащее качество воспроизведения звука.
Выбирая радиомикрофон для караоке, обратите внимание на его технические характеристики. Для стабильной и качественной работы радиосистемы необходима точная согласованность всех компонентов и устойчивость параметров в процессе эксплуатации. Обеспечить такое надежное и слаженное взаимодействие способны только радиомикрофоны производителей, хорошо зарекомендовавших себя в профессиональной музыкальной среде. К таким высококлассным изделиям относятся и микрофоны европейского бренда Madboy.
Важным моментом также является источник питания радиосистемы. Если микрофон работает от батареек, необходимо всегда иметь запасной комплект. Аккумуляторы в этом плане удобнее. Однако спустя несколько циклов заряда они могут перестать обеспечивать обещанное время работы. А при пониженном уровне напряжения в электросети в звуковом сигнале, проходящем через микрофон, может появляться неприятный гул.
Радиосистемы также могут быть подвержены влиянию помех, создаваемых располагающимися рядом источниками, работающими на близкой частоте (рации, радиотелефоны и т.д.). Производители качественных радиосистем стараются учитывать эти факторы и постоянно совершенствуют способы передачи сигнала по радиочастоте.
Микрофоны являются сложными и хрупкими приборами. Поэтому они должны быть снабжены различными защитными устройствами. Плетеная проволочная сетка защищает радиомикрофон от механических повреждений, а тканевый экран — от слюны.
Как выбрать радиомикрофон? Добавлено: Апр 13, 2020
Использование радиомикрофонов или беспроводных радиосистем имеет очевидное преимущество: свобода передвижения на сцене. Отсутствие кабелей и необходимости оставаться в близости стойки позволяет активно перемещаться по сцене и вести себя естественно. Но сфера применения радиосистем не ограничивается cценой. Их активно используют в лекционных и презентационных залах, караоке, театрах, тренажерных залах и танцевальных классах. В общем, везде, где исполнителю (лектору, докладчику, тренеру) нужна свобода передвижения и громкий качественный звук.
Радиомикрофоны становятся все более популярными. Качество звука и надежность растут, а цены постепенно снижаются. Но радиомикрофон – по-прежнему сложное устройство с множеством технических характеристик. В этом гиде мы расскажем о различных типах беспроводных систем и функциях, которые необходимо учитывать при покупке.
История создания микрофонных радиосистем
С начала 1940-х годов схемы пайки беспроводных микрофонов появились в изданиях для радиолюбителей, типа «Популярная наука», «Популярная механика». На протяжении 40-х и 50-х создание систем, передающих сигнал на радиочастотах было исключительно любительским. Со временем такие микрофоны начали использовать в театральных постановках и на спортивных мероприятиях.
Первым крупным производителем, который стал заниматься созданием беспроводных микрофонных систем для артистов, стала компания Shure. Их радиус действия составлял примерно 4,5 метра. А уже в 1957 году, немецкая компания Lab W (сейчас известная как Sennheiser) создала радиосистему, работающую на расстоянии около 90 метров. По крайней мере, они так заявляли. Первая американская радиосистема была разработана инженером Рэймонодом Литке, который получил патент в 1964.
Один из первых радиомикрофонов Shure
По мере развития и улучшения качества съема и передачи сигнала, беспроводные системы набирали популярность, изменялся подход к микрофонному оборудованию. Сегодня сложно представить выступления мировых звезд, ограниченных в своих движениях на сцене.
Основные компоненты беспроводных систем
Все беспроводные микрофонные системы, независимо от ситуации их применения, включают 2 основных компонента: передатчик (трансмиттер) и приемник (ресивер). Передатчик преобразует снятый микрофоном звуковой сигнал в радиосигнал. Затем этот радиосигнал отправляется на приемник, который преобразует его обратно в звуковой сигнал, пригодный для обработки, трансляции или записи.
Рассмотрим основные типы передатчиков, встречающихся в микрофонных системах
Ручной микрофонный передатчик
Производители встраивают в ручку микрофона компактный передатчик. Одним устройством выполняются сразу 2 задачи: и съем, и передача сигнала. Существует множество моделей беспроводных динамических и конденсаторных микрофонов, которые соответствуют потребностям практически любого исполнителя.
Некоторые производители предлагают системы с передатчиком, который можно подключить к разъему XLR любого динамического микрофона, например, RodeLink Newsshooter Kit или Alesis MicLink Wireless.
Поясной передатчик
Поясные передатчики, представляют собой компактные устройства, оснащенные держателями для крепления на пояс, одежду или гитарный ремень. Они предназначены для использования с петличными, головными вокальными микрофонами, а также инструментальными микрофонами на зажимах или входами для гитар и бас-гитар.
Петличные микрофоны (петлички) фиксируются на одежде, имеют компактный размер и используются преимущественно для съема диалогов на телевидении, в кинопроизводстве, театральных постановках или в публичных выступлениях. Такие микрофоны также используются, если нужно произвести незаметный съем звука.
Беспроводная радиосистема Sennheiser XSW-2-ME2-B состоит из ресивера EM-XSW2,
поясного трансмиттера SK-XSW и петличного микрофона ME2-II.
Головные микрофоны имеют оголовье для комфортной фиксации и предназначены для использования во время активных выступлений.
Инструментальные микрофоны на зажимах крепятся к корпусу или раструбу духовых, струнных или ударных инструментов. Благодаря надежной фиксации микрофон точно фокусируется и обеспечивает стабильное звучание. Эти микрофоны также подключаются к поясному передатчику.
Радиосистемы для гитар и бас-гитар – это не совсем радиомикрофоны. Они предусматривают короткий кабель, который подключается к выходу инструмента. Этот кабель передает гитарный сигнал на трансмиттер, закрепляемый на гитарный ремень.
Инструментальная радиосистема Shure BLX14E
Типы приемников
Как правило, типу ресивера не уделяется большого значения, куда важнее удобство использования передатчика. Но и у приемников есть пара основных видов: настольные (небольшая коробка с антеннами) и рэковые (устанавливаются в рэковую стойку). Первые больше подходят для любительского использования: караоке, небольшие площадки и т.д. Рэковые ресиверы – более профессиональное решение для передвижных систем и организации подключения. Нередко настольные приемники предусматривают возможность установки в рэк. Встречаются напольные ресиверы для гитар, которые интегрируются в педал-борд.
Ресивер радиосистемы RodeLink Filmmaker Kit
Типы беспроводных систем
По принципу передачи сигнала, радиосистемы бывают двух типов: аналоговые и цифровые. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки.
Аналоговые радиосистемы
Аналоговая радиоcистема AKG WMS40 Mini2 с 2 ручными передатчиками
Цифровые радиосистемы
Цифровые радиосистемы преобразуют аудиосигнал в цифровой поток битов, который преобразуется в приемнике обратно в звук. Основным преимуществом использования является отсутствие необходимости компандирования и ухудшения сигнала, которое может вызвать такая обработка. Поскольку приемник обрабатывает исключительно цифровые данные, влияние радиопомех на сигнал отсутствует, часто предусмотрено шифрование сигнала. Тем не менее, качественные аналоговые системы могут конкурировать с цифровыми в вопросе динамического диапазона и устойчивости к помехам.
Основные характеристики радиосистем
По сути, от радиосистемы требуется чтобы она звучала как проводная. Все характеристики радиомикрофонов можно условно разделить на технические, пользовательские и микрофонные. Первые больше важны для звукорежиссера, поскольку он отвечает за общее качество звука. Пользовательские делают работу более простой и удобной. А микрофонные – соответствуют характеристикам проводных микрофонов и важны как для исполнителя, так и для режиссера.
Технические характеристики радиосистем:
Для большинства пользователей эти характеристики не имеют никакого значения и предназначены для специалистов при подготовке концертной установки. Поэтому, вкратце остановимся лишь на тех, смысл которых может быть непонятен.
Разнесение сигнала
Функция разнесения отвечает за стабильный прием сигнала. Одним из внешних признаков является наличие двух антенн на приемнике. Сигналы от них автоматически мониторятся, и для работы выбирается та антенна, что принимает более сильный сигнал.
Некоторые специалисты считают, что производители используют эту функцию для увеличения продаж. Если система куплена для использования в небольшом прямоугольном помещении, функция не даст большого преимущества. Однако, при использовании системы в архитектурно и технически сложных помещениях наличие разнесения более важно.
Автоматический выбор частоты
Благодаря этой функции радиосистема выбирает подходящую частоту автоматически. Но чаще, выбор происходит в рамках диапазона частот. Эти варианты обозначаются комбинацией буквы и цифры, и они, к сожалению, не стандартизированы. У каждого производителя есть своя собственная система, где буквой обычно обозначается определенный частотный диапазон, в котором работает устройства. Вторая часть, числовая, обозначает точные значения в пределах указанного буквой диапазона.
Пользовательские характеристики радиосистем
Как было отмечено выше, пользовательские характеристики делают радиосистему более удобной для использования исполнителем. Но за некоторые из них также отвечает звукорежиссер. К пользовательским характеристикам относятся:
Данные параметры – в большей степени элемент удобства работы. Мы рекомендуем обращать внимание на них при сравнении конкретных моделей, после того как определитесь с видом и типом радиосистемы.
Микрофонные характеристики радиосистем
Поскольку в большинстве беспроводных систем используются микрофоны, свойственные им характеристики также актуальны. К ним относятся:
Подробнее о выборе микрофонов – в видео от djshop.by.
Что учитывать при покупке радиосистемы?
Сложно сказать, какие из перечисленных характеристик будут важны именно для вас. Поэтому, для простоты выбора мы составили список вопросов, ответив на которые, вы сможете получить нужный набор функций.
Какова цель использования радиосистемы?
Цель использования радиосистемы позволяет определиться с типом и количеством элементов. Они различаются типами микрофонов, форм-фактором трансмиттеров и наличием дополнительных аксессуаров. Четкое понимание цели (для презентаций, театра, занятий по фитнесу и т.д.) значительно сокращает количество вариантов.
Есть ли у вас специфические требования к радиосистеме?
Например, вам может быть нужна система, работающая в диапазоне более 100 метров или сразу с 2 микрофонами. Такие запросы также значительно упрощают выбор и помогут менеджеру сразу предложить несколько хороших вариантов.
Сколько беспроводных систем будет использоваться?
Если одна, то в управлении несколькими системами необходимости нет. Если же в планах использование двух или более беспроводных систем, каждая из них должна предусматривать возможность работы на разных частотах. Эти частоты следует выбирать с осторожностью, чтобы не создавать помех между устройствами. Более дорогие системы помогают решить эту проблему, автоматически выбирая совместимые частоты.
Могут ли быть препятствия на пути прохождения сигнала от трансмиттера к ресиверу?
Приемники с функцией разнесения, помогут предотвратить выпадение, вызванное наличием физических препятствий и отражающих поверхностей на пути прохождения сигнала.
Итоги
В данной статье описано большое количество функций, которые важно учитывать. Разобраться с этим не очень просто. Но, тем не менее, теперь у вас есть представление о типах систем, их компонентах и основных параметрах. Если вы не смогли выбрать радиосистему самостоятельно или сомневаетесь в правильности выбора – свяжитесь с нашими менеджерами. Они проходили профессиональную сертификацию многих известных брендов, обладают всей необходимой информацией и обязательно помогут с подбором необходимого оборудования.