Работы много что ответить
Из последних сил: что делать, если любимой работы стало слишком много
Как бы вам ни нравилась работа, однажды может произойти так, что все ваше время и все ваши мысли будут заняты только ей. От этого будут страдать остальные сферы жизни, и усталость обязательно даст о себе знать.
У каждого из нас есть свой потенциал, который включает знания, опыт и возможности для того, чтобы реализовать себя в любимом деле. Это большое счастье, когда желание человека реализоваться в той или иной сфере совпадает с его возможностями, и он находит работу по душе. Но даже такой человек, которого можно назвать условно счастливым, со временем может столкнуться с определенными трудностями в работе.
В большинстве случаев это возросший объем работы, с которым он не всегда справляется или прикладывает массу усилий, чтобы справиться — перерабатывает, задерживается на работе, устает. Таким образом некогда любимая работа перестает радовать и становится причиной стресса. При этом работодатель делает вид, что все нормально, и не предлагает решить создавшуюся проблему. Мы решили поговорить о том, что делать, если любимой работы стало слишком много, с психологом.
Виновато начальство — не доглядело
Первое, что приходит в голову в данной ситуации, это то, что о своих переработках вы должны поставить в известность свое начальство. Раньше у вас был один объем работы, сейчас он изменился — работы стало в 2-3 раза больше, вы вынуждены задерживаться в офисе допоздна, чтобы успеть, берете работу на дом, чтобы доделать ее в выходные. Безусловно, вы дорожите своим рабочим местом, но физически у вас просто не хватает на все сил — вы банально зашиваетесь.
Если вы построите беседу с начальство в спокойной и доверительной манере и предложите свой оптимальный вариант: дополнительная оплата за переработки, либо наем еще одного сотрудника, который поможет справится с ситуацией, то возможно вам пойдут навстречу.
Естественно, отправляясь «на ковер» к начальству нужно понимать, что оно скорей всего и так в курсе того, какой у вас сегодня объем работы, поэтому отмалчивалось все последнее время неспроста. Был расчет на то, что вы все вытяните, поэтому не предлагались ни доплаты, ни помощник. К тому же, в компании могут быть сложные времена — сокращение штата, урезание расходов и зарплат, возможно, ваш объем работы увеличился не просто так, а потому что кто-то попал под сокращение, а вас оставили на рабочем месте, как более ценного сотрудника.
Все это необходимо держать в голове, когда вы идете разговаривать с боссом, ведь надеяться на положительный итог разговора, учитывая все вышесказанное, вряд ли стоит.
Более того, лучше держать в голове и то, что после неудачного разговора с начальством, вам будет нужно сделать осознанный выбор — уйти или остаться на своем рабочем месте, смирившись с переработками.
Виноваты вы сами — слишком покладисты
В том, что у вас слишком много работы, виноват не только начальник. Одной из причин возможных переработок может быть неумение вовремя сказать «нет», когда количество работы растет подобно снежному кому, а вы молча страдаете и терпите в ожидании, что все само собой как-нибудь утрясется: объем уменьшится, начальство заметит ваш неоцененный труд или произойдет еще что-то из разряда фантастики.
1. Хвалите меня, хвалите!
Люди, склонные к перфекционизму и гиперответственности, те, у кого на лицо «синдром отличницы», обычно сразу попадают в группу риска. А так как «отличницы» привыкли все в своей жизни делать на «пять», это значит, что на них вообще можно спихнуть работу всего отдела, ненужных людей сократить, а зарплату прибавлять не нужно –за похвалу будет стараться.
2. Тревога — верный спутник
Сотрудник с повышенным уровнем тревожности — идеальный работник. Если вы боитесь потерять работу, не прокормить семью, мало получать, то вы для своего босса ценный клад, от которого не так просто отказаться. Люди с тревожностью все время о чем-то переживают и чего-то бояться, поэтому их, как правило, все используют в своих целях, ведь ими можно манипулировать при помощи того, чего они больше всего бояться.
Боишься потерять работу — значит, сиди и вкалывай за себя и того парня. Страшно подойти попросить прибавки — работай на минимальной ставке. Не нужно думать, что ваши страхи понятны только вам. Своим поведением и безотказностью вы каждый раз даете своему начальству повод не считаться с вами.
3. Эй, посмотри на меня!
Бывает, что человек сам взваливает на себя большой объем работы, при этом регулярно демонстрируя недовольство, но продолжая вкалывать за троих. Как бы, с одной стороны, хвастаясь своим профессионализмом, реализованностью в профессии, занятостью, с другой, жалуясь на загрузку. Такому человеку нужно признание профессиональное и человеческое.
4. Игра в прятки
Иногда желание много и плодотворно работать без выходных и проходных идут рука об руку с какими-то другими проблемами человека. Например, отсутствует личная жизнь или есть неразрешенные вопросы с партнером. Другими словами, человеку хочется спрятаться от того, что его беспокоит, в том, что у него лучше всего получается — его профессии.
Конечно, такой человек устает и из-за объема работы находится в состоянии стресса, мало отдыхает, но таким образом он компенсирует то, чего ему не хватает в жизни. Пытается с помощью работы решить свои внутренние противоречия.
Я все понял! Что мне делать?
Какие бы внутренние проблемы не толкали вас на то, чтобы работать больше, задумайтесь о том, что ваши силы не бесконечные, и вам нужно черпать откуда-то энергию для новых свершений. Согласитесь, но выжатый лимон не производит такого же впечатления, как спелый и сочный.
Все идет по плану
Пока вы с силами собираетесь на серьезный разговор со своим боссом, не лишним будет вспомнить о том, что такое тайм-менеджмент — не хватайтесь за все сразу, четко планируйте свои дела, расставляйте приоритетность задач, это поможет экономить время и, самое главное, ваши силы потраченные на работу и отказаться/перенести то, что сегодня точно не горит.
Сделай паузу, скушай «Твикс»
Делайте небольшие перерывы в текущей работе на кофе и на то, чтобы просто посидеть с закрытыми глазами несколько минут. Когда мы закрываем глаза, мозг начинает работать в альфа-режиме: он перестраивается, отдыхает и перезагружается. Это поможет вам лучше концентрироваться и быстрее выполнять поставленные перед собой задачи.
Любому человеку нужен отдых, а в вашем случае это уже необходимость. Поэтому обязательно поговорите со своим начальством, попробуйте разрешить ситуацию мирным путем, в спокойной дружественной беседе. И — дышите равномерно.
Если работы стало слишком много.
Перенапряжения не выдерживают даже стальные канаты – что уж говорить о человеческих нервах и психике. Если работы стало слишком много и о ней уже не забыть ни на минуту, срочно нужно разрабатывать план побега из этого замкнутого круга.
Тревожные звоночки
Так, рабочий день врача-реаниматолога Нины С. незаметно для нее самой достиг 11 часов, без обеда и возможности опоздать или уйти раньше, шесть дней в неделю. При этом дома, прежде чем лечь спать, нужно было еще заполнить документы.
Работа не должна занимать все наше время, уверен Ринат Шамильевич Сабитов, к.п.н., директор Центра прикладной психологии «Альфа»: «Работа – это неотъемлемая часть нашей жизни, такая же важная, как общение с близкими, отдых. В начале мы радуемся любимому делу, хотим сделать как можно больше и лучше, работать интенсивнее, забывая обо всем. Нам кажется, что наши возможности и ресурсы безграничны, однако организму виднее. Он хоть и способен на многое, но не на все, поэтому, обладая мудростью, заложенной в нем природой, начинает посылать тревожные сигналы на языке тела еще до того, как стресс начнет свое разрушающее воздействие.
Если жизнь становится не в радость, стоит четко решить для себя: стоит ли это того, чтобы в недалеком будущем заиметь проблемы со здоровьем?
На начальном этапе можно выделить следующие физические симптомы:
Снизить обороты
Ультиматум
Объясните начальству, что вы физически не справляетесь. Предложить варианты решения проблемы: возможно, стоит нанять кого-то вам в помощь или определиться со второстепенными задачами и отказаться от них. Нина предложила как вариант заменить ежедневные отчеты большим отчетом раз в две недели, а также работать посменно, чтобы хоть через день иметь возможность выспаться.
Наталия Петрова, директор по развитию Центра прикладной психологии «Альфа»: «Почему к работе, к делам мы относимся рационально, а к своему организму – нет? Ведь логичнее предупредить, чем исправлять, тем более что исправление не всегда возможно в полной мере. Ведь здесь речь идет о тонко настроенном природой механизме, где все взаимосвязано и отлажено. До той поры, конечно, пока разрушительное действие стрессов не приведет к необратимым последствиям. Выгорание как реакция на продолжительный, разрушительный стресс крайне опасно! Помните, если человек выгорел однажды, то восстановить ресурс психологического, физического, эмоционального здоровья практически невозможно! Поэтому чем раньше вы прислушаетесь к своему организму и чем быстрее обратитесь за квалифицированной помощью, тем больше у вас шансов сохранить здоровье, вернуть активность и успешность. Не дожидайтесь состояния «кипения», а начинайте действовать еще на стадии «появления пузырьков»».
Внимание – опасность!
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Как объяснить начальнику, что вы перегружены работой?
Складывается впечатление, что большинство людей слишком много на себя берут и перегружены работой. Но никто не хочет прослыть лентяем, бездельником или белой вороной в команде. Как сохранить за собой репутацию трудолюбивого сотрудника и при этом сберечь силы?
Что говорят эксперты
Как бы вы ни были загружены, поговорить с начальством об этом бывает сложно. Джули Моргенштерн, эксперт в области продуктивности и автор книги Never Check E-Mail in the Morning, считает, что причин тому две: вы, возможно, боитесь из-за подобного разговора лишиться должности, а кроме того, привыкли рассуждать так: «Я работаю недостаточно упорно и продуктивно. Мне нужно исправиться». Таким образом, вы продолжаете заниматься самобичеванием, которое негативно отражается на вашей карьере, считает Лиана Дейви, соучредитель компании 3COze Inc. и автор книги You First: Inspire Your Team to Grow Up, Get Along, and Get Stuff Done. «Взвалив на себя слишком много обязанностей в угоду амбициям или желанию впечатлить начальство, вы не можете с ними справиться. Работу приходится выполнять второпях или некачественно, в результате может сложиться впечатление, что вы ненадежный человек», – говорит Дейви. Если, по вашему мнению, вас накрыла лавина заданий, обязательно сообщите об этом руководителю. Вот несколько советов, которые помогут благополучно провести разговор.
Чуть помедленнее
Если у вас постоянный аврал, это не означает, что вы никудышный работник. «Не судите о себе столь категорично, – говорит Моргенштерн. – Большинство компаний пытаются сделать больше за меньший срок, поэтому времени на выполнение работы постоянно не хватает». Если вы показываете хорошие результаты, но периодически просите об отсрочке или отказываете в просьбе, вас не упрекнешь в лени. Такое поведение не вредит вашей репутации. На самом деле, иногда говоря «нет», вы повышаете доверие к себе со стороны окружающих. Даже если вам неприятно признавать, что вы не справляетесь со всеми поставленными задачами, считает Дейви, вы «обязаны сделать это» ради компании: «Если вам не удается выполнить свои обязательства, вы попросту подставляете свою команду».
Обращайтесь за советом и помощью
Моргенштерн считает, что, если вы увязли в делах, вам будет полезно услышать независимое мнение о вашей загруженности: «Справиться с проблемой вам может помочь сторонний человек». Расскажите кратко о своих проектах близкому другу или коллеге. Попросите оценить масштаб выполняемой вами работы и честно ответить вам, может ли с ней справиться человек в одиночку. Обратитесь за советом к начальнику или проконсультируйтесь, как бороться с авралами, говорит Дейви. Просьбы о помощи позволяют вам обоим выяснить ожидания и повысить эффективность работы. Допустим, вы говорите: «На подготовку отчета для финансового отдела у меня ежемесячно уходит пять часов. Подскажите, как можно оптимизировать процесс?» В конце концов начальник когда-то сам проходил такой путь.
Предлагайте решения
Как четыре американских ритейлера попали в список лучших работодателей
По мнению Моргенштерн, для того чтобы поговорить с руководителем начистоту, вам необходим правильный настрой: «Вы партнер начальника, который помогает ему достичь целей компании». Она предлагает сначала «обозначить общие задачи компании», чтобы убедиться, что вы оба придерживаетесь единого мнения. Затем расскажите о том, что мешает вам их осуществлять. Будьте предельно конкретны. Например, скажите: «Это задание требует сбора множества данных, на это уходит уйма времени» или «Сейчас я руковожу командой и уделяю больше внимания вопросам планирования, а не ежедневной рутине».
Вторая часть разговора имеет особое значение: предложите три идеи того, как можно урегулировать обсуждаемый вопрос. «Никогда не ходите к начальнику с проблемой, если вы не знаете, как ее решить», – говорит Моргенштерн. Предложите, например, выполнять определенные задания ежеквартально, а не ежемесячно, назначать вам в помощь коллег на конкретный проект или попросить компанию нанять временного сотрудника, чтобы снизить нагрузку. Ваша цель – находить «проекты, которые можно перенести, делегировать, отменить или сократить в объеме».
Расставляйте приоритеты
Крайне неприятно получать от начальника очередное задание, когда вы и так на пределе. «Руководитель часто поручает работу, не имея представления о том, сколько времени требуется на выполнение каждой задачи», – говорит Дейви. Вам нужно рассказать, чем вы сейчас занимаетесь, и спросить, как расставить приоритеты. Моргенштерн рекомендует спросить у босса, сколько усилий, по его мнению, необходимо приложить для выполнения заданий и что он понимает под максимальными, минимальными и достаточными усилиями. Моргенштерн считает: никогда не надо сразу брать на себя новые обязательства, если вы не уверены, что вам удастся с ними справиться. Спросите лучше: «В чем заключается предстоящая работа? Позвольте мне оценить мои возможности с учетом тех проектов, которыми я уже занимаюсь. Могу ли ответить вам завтра?» Постарайтесь таким образом выиграть время.
Предлагайте помощь
Даже если вы завалены работой, старайтесь по возможности помогать коллегам – с вашей стороны это был бы тактичный и продуманный с профессиональной точки зрения шаг. По мнению Дейви, вам следует сказать начальству примерно следующее: «Не думаю, что у меня получится заниматься этим проектом без ущерба другой работе, которую я обязан выполнить, но мне удастся выкроить время на то, чтобы ввести в курс дела человека, который будет над ним трудиться». Вы можете изъявить желание участвовать в мозговых штурмах, знакомиться с первоначальными вариантами проекта или выступать в роли внимательного слушателя. «Будьте готовы прийти коллегам на помощь», – продолжает Дейви. Моргенштерн убеждена, что предложенная вами небольшая помощь укрепляет вашу репутацию надежного работника, сосредоточенного на успехе компании.
Принципы, о которых нужно помнить
Следует:
консультироваться с руководителем или коллегой насчет того, как можно сократить время выполнения некоторых заданий;
прямо спрашивать о том, можно ли расставить приоритеты иначе или прийти к компромиссному решению;
быть готовым прийти коллегам на выручку и помочь им.
Не следует:
перегружать себя. Если вы отклоняете чью-то просьбу или просите об отсрочке, это не значит, что вас можно упрекать в лени;
сразу же брать на себя дополнительные обязательства. Постарайтесь выиграть время, сказав начальству, что вы оцените свою текущую рабочую нагрузку и дадите ему ответ позднее;
держать коллег в неведении, если начальство не идет вам навстречу. Расскажите им о том, что вы тонете в работе, чтобы не подорвать их доверие.
Говорите все как есть
В жизни каждого из нас иногда возникают тяжелые обстоятельства, которые берут верх над всем остальным. В случае если вы в настоящий момент переживаете один из таких периодов – у вашей матери диагностировали серьезное заболевание или у вашего сына случились неприятности в школе, – по мнению Моргенштерн, лучше всего сразу сообщить об этом начальнику. Она предлагает сказать следующее: «Если я не решу эту проблему, моя семья будет испытывать сильнейший стресс, что непременно скажется на моей работоспособности». Говорите прямо и ведите себя «как можно более уверенно и спокойно». Дейви также считает, что вам необходимо указать на случайный характер таких обстоятельств и назвать сроки их преодоления, например: «Такие неприятности случаются редко, однако предстоящие две недели будут для меня очень трудными, поэтому мне нужна помощь». Доброжелательный и рассудительный начальник поймет и оценит вашу честность. А вот пытаться геройствовать до тех пор, пока вы не выгорите, далеко не лучшее решение.
Полагайтесь на коллег
Разговор с начальником о вашей чрезмерной загруженности не всегда дает желаемый результат. Если он не хочет идти вам навстречу, Дейви рекомендует намекнуть об этом своим коллегам. Даже если им нечем вам помочь, они, по крайней мере, будут знать о том, что вы работаете на пределе и не можете тянуть все на себе, – их доверие к вам сохранится. Если начальство всегда безучастно к вашей загруженности, говорит Моргенштерн, вам пора задуматься о поиске новой работы. Она считает, что постоянно трудиться в авральном режиме не имеет смысла.
Кейс № 1: предлагайте решения и не стесняйтесь спрашивать совета
Лиза Стерлинг, проработав год вице-президентом по стратегии развития продуктов компании Ceridian – поставщика программного обеспечения для управления кадровыми ресурсами, получила предложение занять в ней кресло директора по персоналу. Лиза планировала совмещать обе должности, но уже через несколько месяцев работа на два фронта стала для нее непосильной ношей. Она понимала, что нужно поговорить об этом с начальником Дэвидом Осипом, генеральным директором Ceridian, однако изрядно нервничала. «Мне никогда не приходилось обращаться к руководителю за помощью, – объясняет она. – Я опасалась, что он пересмотрит свое решение повысить меня и подумает, что эта работа мне не по плечу».
Лиза начала разговор с того, что она знает приоритеты компании. Разговор был нужен, чтобы убедиться, правильно ли она понимает, чего от нее хочет Дэвид. Кроме того, она представила ему исчерпывающий перечень проектов, которыми она в настоящий момент занималась как в области развития продуктов, так и по линии управления персоналом. «Затем я сообщила Дэвиду, какие направления мне удается успешно развивать, а с какими проектами у меня, наоборот, возникли сложности», – добавляет Стерлинг.
Наконец, Лиза поделилась с ним возможными решениями. Она предложила отодвинуть на второй план некоторые организационные инициативы, а также отложить выпуск ряда продуктов. Другая идея заключалась в том, чтобы нанять директора по стратегии развития продуктов, который бы взял на себя ее обязанности. Начальнику понравились оба предложения Лизы. Кроме того, он дал ей ряд ценных советов о совершенствовании лидерских навыков. «Дэвид сказал, что по мере восхождения по карьерной лестнице мне необходимо постепенно переходить от оперативного управления к развитию своей команды, – говорит Стерлинг. – Я поняла, что круг моих обязанностей был слишком широк. Мне необходимо было делегировать полномочия своим подчиненным».
Лиза рада, что ей удалось высказаться. «Я словно прозрела, – говорит она. – Если бы я не обратилась за помощью к боссу, то никогда бы не получила его наставлений».
Кейс № 2: говорите прямо и откровенно и будьте готовы двигаться дальше, если начальник ведет себя безрассудно
Несколько лет назад Жанин Труит работала младшим специалистом по персоналу в крупной сети больниц. Организация, расположенная на Лонг-Айленде в Нью-Йорке, так быстро расширяла штат сотрудников каждый год, что отдел кадров едва справлялся со своими обязанностями.
«Я занималась подбором персонала на разные должности – от начальных до руководящих – в 10 учреждениях, – вспоминает Жанин. – Начальница также поручала мне вести ряд других проектов и заниматься планированием численности персонала, когда требовалось увеличить количество коек в больнице».
После 10 лет такой напряженной работы в сфере здравоохранения Жанин оказалась на грани срыва. Она поговорила с коллегами, а потом попросила директора о встрече и прямо сказала: «Моя текущая нагрузка необоснованно велика. Я никогда не боялась открыто высказывать свое мнение, но в то же время мне не хотелось подводить своих коллег, а уж тем более пациентов».
Что сильные руководители делают каждый день
Жанин предложила поручить наем персонала на начальные позиции младшему сотруднику, чтобы самой сосредоточиться на стратегически важных должностях. Кроме того, она попросила как можно раньше сообщать ей о предстоящем увеличении числа коек в больнице. К сожалению, ни одна из ее идей не пришлась по душе начальнице, и расстроенной Жанин вновь пришлось положиться на коллег: «Мы условились помогать друг другу в тех случаях, когда в одном учреждении необходимо было заполнять похожие вакансии, это позволило несколько снизить нагрузку». Однако Жанин и дальше пришлось работать на пределе, и в итоге она уволилась.
Теперь Жанин директор по инновациям в фирме Talent Think Innovations, которая занимается консалтингом в области бизнес-стратегий и управления. Из своей предыдущей работы она извлекла ценный урок. «Планирование численности персонала – один из самых важных факторов, определяющих эффективность вашего бизнеса, – говорит она. – Если вы хотите, чтобы клиенты и сотрудники от вас не уходили, а текучесть кадров была минимальной, следите за тем, чтобы нагрузка на персонал всегда находилась в пределах разумного».
Об авторе: Ребекка Найт – журналист из Бостона, пишет статьи для The New York Times, USA Today, Financial Times и The Economist
Как избежать выгорания, когда работы очень много Отвечают люди, которые работают больше 12 часов в день
С переходом на домашний режим многие офисные работники стали замечать у себя симптомы профессионального выгорания. Из-за постоянного нахождения в одном месте стирается грань между личной жизнью и работой, в результате количество рабочих часов растет, но продуктивность не увеличивается, а иногда падает. К тому же, помимо профессиональных задач, приходится делать намного больше работы по дому. К этому добавляется чувство тревоги и апатии из-за отсутствия социальных контактов. Мы спросили людей, которые работают очень много часов в день, как они сохраняют продуктивность и избегают выгорания.
Распределите задачи по времени
Владелица кофейни Take and Wake в Иванове Мария Минеева планирует каждый день и подводит итоги вечером. Она начинает работу с выполнения трех приоритетных задач, а после обеда занимается рутинными вещами. «Дела разбиваю на блоки по 25 минут с перерывами по пять минут. До обеда блоки сосредоточенной работы могут составлять 75 минут, перерыв — 15 минут», — рассказывает она. В перерывах можно немного прогуляться и позволить мозгу отдохнуть.
Важные дела можно распределять в зависимости от своих пиков продуктивности. Так, директор по развитию компании Promobot Олег Кивокурцев выполняет задачи, которые требуют высокой концентрации с 12 до 16 часов. «На утреннее время можно оставить какие-то рутинные и простые задачи, на вечернее — более творческие, которые не требуют большой умственной и физической вовлеченности», — считает он.
Директор по продажам Sigfox Россия Юлия Гаврилова использует технику Pomodoro. Ее суть заключается в разделении рабочего процесса на временные отрезки в 30 минут, которые называются «помодоро», или «помидор». Из них 25 минут — время концентрации на рабочей задаче и пять минут отдыха. После четырех сессий помодоро необходимо сделать перерыв в 20 минут. «Эта техника помогает мне сконцентрироваться на важных задачах. Конечно, невозможно построить целый рабочий день строго по сессиям, но в целом инструмент — отличный помощник для тайм-менеджмента», — говорит она.