Работники предприятий опк что это значит
Кадры для ОПК: год новый, проблемы старые
В прошедшие три месяца в Федеральном кадровом центре ОПК прошла серия совещаний Минпромторга России с руководителями кадровых служб предприятий и организаций российской оборонки. Предметом обсуждения стало удовлетворение потребностей ОПК в квалифицированных кадрах. Для решения этой задачи делается очень многое, есть немало успешных кейсов в отдельных компаниях и интегрированных структурах, однако, как и несколько лет назад, говорить о наметившихся позитивных трендах преждевременно. Подробности – в материале profiok.com.
Подготовка по плану: механизм буксует?
На стратегической сессии 24 декабря 2020 года рассматривался ход реализации государственного плана подготовки кадров для организаций ОПК.
В настоящее время Федеральный кадровый центр ОПК занят формированием Стратегии развития системы многоуровневого образования в ОПК на период до 2025 года. Возможно, с появлением этого документа система целевого обучения начнёт работать более эффективно, но пока целесообразность столь серьёзных вложений компаний в целевую подготовку специалистов остаётся под вопросом.
Из доклада заместителя руководителя Федерального кадрового центра ОПК Сергея Карлова следует, что в период с 2017 по 2020 год потребности предприятий иногда в 3-4 раза превышают количество студентов, поступивших на целевое обучение. Скажем, по Севмашу цифры такие: требуется 169 специалистов, поступили 79 молодых людей. Более того, из специалистов, закончивших целевое обучение, доходит до предприятий меньше половины (около 40 процентов).
Работа системы профориентации, на которую возлагались большие надежды, также вызывает вопросы. Екатерина Устинова, возглавляющая департамент кадровой политики Концерна ПВО «Алмаз-Антей», рассказала о том, как концерн выстраивает работу со школами и вузами, тестирует молодых людей, проводит собеседования, закрепляет за каждым целевиком двух кураторов, сопровождает студентов на всём протяжении обучения, помогает решать любые вопросы, включая бытовые. Эта колоссальная и кропотливая работа, безусловно, приносит плоды: на предприятия концерна приходят лояльные сотрудники, уже погружённые в специфику работы компании, знакомые с коллегами и готовые участвовать в профориентационных проектах и вовлекать в них подрастающую молодёжь.
Масштабом этой работы можно и нужно восхищаться. Однако цифры, приведённые на слайде, наверняка погрузят в долгую депрессию руководство чуть менее крупных компаний. В 2020 году на целевое обучение от Концерна «Алмаз-Антей» поступили 48 человек (все ли устроятся работать в соответствии с договором, ещё вопрос), но для этого пришлось вовлечь в информационные мероприятия 100 тысяч человек – молодых людей и их родителей. Такая возможность есть, мягко говоря, далеко не у каждого предприятия.
Хочется верить, что когда-нибудь подобную систему подготовки специалистов – с ранней профориентацией, целенаправленным обучением и планомерным погружением в производственный контекст – удастся выстроить системно и масштабировать на всю страну. Но не получится ли она слишком громоздкой и неповоротливой? Не будет ли обходиться слишком дорого? И не проще ли постараться обеспечить специалистам-оборонщикам конкурентоспособную зарплату и достойные условия для жизни? Может быть, в этом случае в оборонку потянутся лучшие кадры, работу с которыми вовсе не обязательно будет начинать в детском саду?
Диверсификация: проблема в кадрах
Процессы диверсификации на оборонных предприятиях тоже идут неравномерно. Причин тому множество: от несовершенства нормативно-правовой базы до влияния санкций, введённых в отношении российских предприятий, от ограниченной ёмкости внутреннего рынка до отсутствия конкретного заказчика на производство гражданской продукции (в отличие от ГОЗ). Но самый значительный блок проблем выступавшие видят в кадровой сфере: на оборонных предприятиях нет специалистов, умеющих работать на гражданских направлениях, нет специально выделенных сотрудников, «заточенных» под гражданские проекты, в результате чего они реализуются по остаточному принципу. Наконец, нет системы подготовки и даже подбора кадров под задачи диверсификации.
Вице-президент ТПП России Елена Дыбова, модерировавшая сессию, посвящённую этому кругу проблем, рассказала о результатах опроса, который провела ТПП РФ среди предприятий ОПК. Лишь четверть компаний (23 процента) сообщили, что процессы диверсификации производства у них уже запущены и успешно развиваются. Около половины (45 процентов) руководителей заявили, что находятся в самом начале этого пути. Оставшиеся респонденты поделились примерно поровну: 17 процентов только готовятся к выпуску продукции гражданского назначения, а 15 процентов не собираются выпускать такую продукцию.
Среди преград две трети (60 процентов) оборонных предприятий назвали высокие издержки на разработку проектов гражданского производства, чуть больше половины (53 процента) посетовали на нехватку финансов, 47 процентов – на нехватку профильных специалистов.
Продолжая выступление, Елена Дыбова остановилась на опыте зарубежных стран в решении схожих проблем. По её словам, ключевыми принципами диверсификации ОПК в США стали возможность применения высоких технологий как в гражданской, так и в военной сферах; препятствование делению экономики на гражданский и военный секторы (вся наука и экономика работают на безопасность страны!); а также непременное вовлечение в военные программы гражданских компаний и университетов.
В Китае военные едва ли не изначально освоились в гражданском секторе. В 1990-е годы армия КНР управляла десятками тысяч коммерческих предприятий, а армейские фабрики выпускали половину всех фотоаппаратов, 65 процентов велосипедов и 75 процентов микроавтобусов. В итоге в начале 2000-х годов доля товаров гражданского назначения в валовой продукции оборонных предприятий Китая доходила до 80 процентов.
В Израиле в 1990-е годы сделали ставку на инновации и всячески поощряли перетекание технологий из научных и оборонных структур в промышленность. Причём делалось это за счёт привлечения частных инвесторов, то есть без вмешательства государства.
По мнению аналитиков ТПП, помочь российским оборонщикам в решении задач диверсификации могло бы создание на предприятиях ОПК специальных управленческих проектных команд, куда могли бы войти специалисты предприятия: технологи, конструкторы, маркетологи, менеджеры по сбыту, а также внешние консультанты.
Нельзя сказать, что в нашей стране государство ничем не помогает оборонщикам, вынужденным осваивать гражданские рынки. Так, Вячеслав Шпорт, представляющий Коллегию Военно-промышленной комиссии РФ, подробно рассказал об инструментах, которые предлагает государство в этом направлении. Это и формирование центров компетенций, и создание высокотехнологичных кластеров, и совершенствование системы государственных закупок. Оборонщикам предложили участие в нацпроектах, а также напомнили о возможностях взаимодействия с высокотехнологичными предприятиями малого и среднего бизнеса.
К счастью, в сфере диверсификации оборонных производств можно говорить не только о проблемах, но и об успешных примерах. Так, заместитель гендиректора холдинга «Швабе» (входит в ГК «Ростех») Ольга Малашкина рассказала об участии холдинга в реализации нацпроектов «Здравоохранение», «Экология», «Наука» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Примечательно, что «Швабе» в данном случае выступает в роли не поставщика продукции, а интегратора, с нуля выстраивающего все рабочие процессы в каждом новом проекте. И здесь вновь напрашивается озвученный выше вывод: очевидно, предприятиям, у которых не получается действовать так же и осваивать новые технологии и ниши, не хватает не столько средств, сколько управленцев с «рыночным» образом мышления и соответствующей мотивацией. Исполнение ГОЗ, безусловно, требует высочайшей управленческой квалификации, но приучает к работе в среде, где хрестоматийные экономические законы вообще не работают.
Непрерывное образование: выгодно всем
Представители Национального агентства развития квалификаций (НАРК) приводят пугающие расчёты. Затраты на замену специалиста для предприятия составляют в среднем 60 тысяч рублей при средней зарплате 40 тысяч рублей. На конец 2019 года в России было 71,3 млн человек, имеющих работу. При этом ежегодная «текучесть» кадров в нашей стране составляет около 20 процентов. Если перемножить цифры, получится, что на специалистах, которые не работают на одном месте больше года, российские компании ежегодно теряют 855,6 триллионов рублей.
Статистика говорит о том, что компании гораздо выгоднее удержать, мотивировать, обучить специалиста, чем увольнять и искать на рынке нового. Как ни удивительно, помимо высоких зарплат, дешёвой ипотеки и прочих привычных инструментов мотивации, вовлекать сотрудников в рабочий процесс помогает практика их непрерывного обучения. Директор Центра переподготовки и повышения квалификации ФГУП «ЦНИИчермет им. И.П. Бардина» Анна Куликова привела данные исследований: в компаниях, которые не занимаются обучением персонала, максимально вовлечены в работу лишь 11 процентов сотрудников. А там, где на обучение каждого работника закладывается минимум 40 часов в год, этот показатель превышает 50 процентов.
Выходит, когда предприятие вкладывает средства в повышение квалификации сотрудника, выигрывают все. Сотрудник приобретает новые компетенции, развивает навыки и остаётся востребованным специалистом. Компания тоже в плюсе, и не только потому, что человек, повысивший квалификацию, начинает работать эффективнее. Этот сотрудник ещё и становится лояльнее, понимая, что предприятие, где он работает, не ограничивает его самореализацию и профессиональный рост. Добавим от себя: чтобы коллектив был мотивирован, высшему менеджменту компаний не стоит забывать о собственном профессиональном росте. Например, слушатели учебных программ ИНЭС, направленных на подготовку управленцев и кадрового резерва для предприятий ОПК, нередко говорят, что неделя обучения и общения с коллегами из других предприятий и отраслей дала возможность совершенно по-новому осмыслить стратегию развития предприятия и заметить на рынке новые ниши.
Из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, все три сессии совещания с руководителями кадровых служб – 24 декабря 2020 года, 25 января и 25 февраля 2021 года – прошли в формате видеоконференции на площадке Федерального кадрового центра ОПК. В обсуждении приняли участие представители Минпромторга, Минпросвещения, Росатома, Роскосмоса, ОАК, ПО «Севмаш», ФГБУ «ВНИИ Труда» Минтруда России, ОАО «Завод им. В.А. Дегтярёва»; ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» и многих других государственных корпораций, интегрированных структур и организаций ОПК. Организаторы обещают, что по итогам дискуссий будут выработаны рекомендации для оборонщиков.
P.S. При подготовке этой статьи были использованы материалы о заседаниях, опубликованные на сайте Федерального кадрового ОПК, в том числе фотографии и слайды ключевых докладчиков. Выводы, сделанные экспертами ЦЭРС, могут не совпадать с официальной позицией организаторов мероприятия.
Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.
Оборонная промышленность переходит на самоуправление
Предприятия оборонно-промышленного комплекса не получали разъяснений, относятся ли они к производствам непрерывного цикла работы и как они должны функционировать в условиях вводимых ограничений на перемещение людей, сообщили «Ведомостям» два менеджера вертикально-интегрированных оборонных холдингов.
По словам одного из собеседников «Ведомостей», Минпромторг собирал информацию, могут ли предприятия оборонной промышленности подключиться к производству медицинской техники и расходных материалов (таких, как маски), необходимых для борьбы с коронавирусной инфекцией, запрашивалась также информация о том, есть ли необходимость в дополнительном авансировании для выполнения гособоронзаказа. Но вопрос о том, каков статус предприятий в связи с введением ограничений на выход из дома, остается неясным, говорит он. С одной стороны, предприятия, где собирают вооружения, можно объявить и предприятиями с непрерывным производственным циклом, а можно – и не таковым. Фактически предприятия сейчас ориентируются в таких вопросах на руководство холдингов, а те пытаются сами решить эти проблемы с региональными властями, говорит он. Складывается ощущение, что Минпромторг и правительство сейчас заняты полностью вопросами расширения производства необходимых из-за эпидемии медицинских изделий, техники и лекарств, а остальное брошено на самотек, сказал собеседник.
По словам источника в авиапромышленности, ситуацию с подготовкой оперативных документов в правительстве хорошо иллюстрирует такой факт, что в опубликованном 2 апреля утром списке стратегических предприятий, которые могут рассчитывать на господдержку, концерн ВКО «Алмаз-Антей», производящий комплексы ПВО, был отнесен к металлургической промышленности.
Если эта картина верна, то она показывает в целом низкий уровень государственного управления промышленностью, о котором многие догадывались в «мирное время», но кризис окончательно прояснил ситуацию, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. Ситуация напоминает конец июня 1941 г., когда советскому руководству еще не были понятны масштабы происходящего, но остается надеяться, что скоро это осознание произойдет и наступит перелом, надеется эксперт. При этом то, что все внимание сосредоточено на производстве медицинской техники и материалов, в сложившейся ситуации следует считать оправданным, полагает он.
Предприятия ОПК работают по тем же правилам, что и остальные, сообщил представитель Минпромторга. Здесь нет никаких особенностей, все в соответствии с указом президента от 2 апреля и рекомендациями Минтруда (к ранее изданному указу президента от 25 марта). Но стоит отметить, продолжает представитель ведомства, что в то же время среди оборонных предприятий есть предприятия, обладающие непрерывными производствами, эксплуатирующими опасные объекты, работающие в сфере энергетики и в других областях, работники которых продолжают исполнять свои обязанности в части бесперебойности такого рода производств (согласно п. 4 указа президента от 2 апреля). Также стоит отметить, что часть организаций ОПК задействована в производстве средств индивидуальной защиты и медицинских изделий, которые также в этой части продолжают свою работу, при этом соблюдают все необходимые меры санитарно-эпидемиологической безопасности.
Пирамида Путина. Как ОПК, будучи банкротом, собирается в 2021 году производить новые виды оружия
Алeксандр Гольц
военный обозреватель
В 2021 году оборонные расходы казны будут официально уменьшены на 195 млрд рублей. При этом руководители предприятий ОПК демонстрируют поразительный оптимизм, обещая ввод в эксплуатацию новейшего танкового и авиационного вооружения. Военный эксперт Александр Гольц рассказывает, как российский оборонно-промышленный комплекс превратился в гигантскую финансовую пирамиду, которая не может выбраться из долгов и функционирует только при постоянных денежных вливаниях сверх тех огромных сумм, что выделяются из бюджета.
Действительно, финансирование военного производства должно сократиться на 5%. Но военачальники и капитаны ОПК демонстрируют поразительный оптимизм. Только что руководитель «Ростеха», объединяющего большую часть отечественных военно-промышленных предприятий Сергей Чемезов сообщил, что в следующем году начнутся поставки в войска танка «Армата» и серийное производство новейшего истребителя Су-57. Производство и танка, и истребителя пятого поколения несколько лет откладывалось из-за их несоразмерной стоимости. Замминистра обороны Алексей Криворучко рапортует о возобновлении производства «с нуля» в Казани производства стратегического бомбардировщика Ту-160 М. Главком Ракетных войск стратегического назначения Сергей Каракаев заявляет о намерении развертывать по двадцать комплексов в год. А впереди – постановка на боевое дежурство новейшей тяжелой ракеты «Сармат».
Спрашивается, откуда возьмутся деньги на весь этот оружейный пир во время ковидной чумы? Тайна была приоткрыта газетой «Ведомости», которая сообщила, что, не желая останавливать производство («никому не нужно возвращение 90-х», пояснил журналистам топ-менеджер оборонного холдинга), власти решили финансировать выполнение гособоронзаказа за счет банковских кредитов. За три года планируется привлечь 360 млрд рублей займов. Это подтвердил в интервью РБК вице-премьер «по оборонке» Юрий Борисов, сообщивший, что финансирование производства вооружений будет осуществляться «по кредитной схеме». То есть налицо продолжение порочной практики прошедшего десятилетия.
За три года для выполнения гособоронзаказа планируется привлечь 360 млрд рублей займов
Напомню, что в прошлом году тот же Юрий Борисов поверг в шок экспертное сообщество сообщив, что на предприятия ОПК задолжали около 2 трлн рублей. При этом, полагал вице-премьер, «основное тело кредита никогда уже не будет погашено». Фактически речь шла о неспособности даже выплачивать проценты по кредиту. На выплату процентов оборонные предприятия расходовали, по словам Борисова, около 200 млрд рублей: «Эта цифра «бьется» с плановой прибылью предприятий ОПК, получается такой парадокс. Я все время такой живой пример привожу: мы варим воду, пьем и доливаем. То есть, возможности опереться на внутренние источники, на самые действенные источники, на собственные средства практически нет». Ранее Борисов сравнивал работу военной промышленности с занятиями на велотренажере: сколько на педали ни дави, все равно никуда не приедешь.
Вице-премьер благоразумно уклонялся от объяснения того, почему стабильно работающий ОПК оказался в ситуации, когда у него не оставалось средств ни на новое оборудование, ни на переход к выпуску гражданской продукции, чего недавно требовал президент. Борисов ограничивался лишь констатацией того, что, в 2010-2011 годах непонятно почему «ставка привлечения кредитных средств была 10, 11, 12%». При этом известно: именно в эти годы была принята беспрецедентная по своим размерам госпрограмма вооружений, стоимостью в 23 трлн рублей. Кремль не мог позволить сорвать эту программу, как предыдущие. Война с Грузией показала, насколько устарел арсенал российской армии.
В течение десяти лет вся прибыль предприятий ОПК уходит на уплату грабительских процентов госбанкам
Единственный выход, который могло предложить беспросветным должникам государство, – это досрочное погашение кредитов за счет бюджета. В 2016 году министерство финансов выделило на эти цели 800 млрд рублей, в 2017-м – еще 200 млрд. Но, удивительное дело, долговое тягло не уменьшалось, а усиливалось. В 2020 году Юрий Борисов предложил списать долги оборонных предприятий уже на 600–700 млрд. И ему удалось убедить в необходимости этого президента. По его словам, в 2020-м «списано через докапитализацию предприятий 350 млрд рублей токсичных кредитов. Реструктурировано уже примерно на 260 млрд рублей, и есть резерв еще на 150 млрд рублей».
Мало этого, лоббистам ОПК удалось сделать реальностью гипотезу Борисова о том, что «основное тело» долга не будет погашено никогда. По предложению Минфина, оборонным предприятиям будет разрешено отложить до 2036 года срок погашения кредитов, обеспеченных госгарантиями. Таким образом, решив производить вооружения в кредит, российское государство в очередной раз решило наступить на те же грабли, что и в 2011 году. На сей раз решение выглядит еще более экзотическим. Стремясь в условиях западных санкций к максимальной секретности, правительство решило, что финансирование оборонзаказа будет осуществляться через «Промсвязьбанк», все транзакции которого строго конфиденциальны.
Теперь останется загадкой, откуда ПСБ возьмет внебюджетные средства, чтобы финансировать реализацию оборонного заказа. Остается полагаться лишь на слова Борисова о том, что «опорный для оборонки банк, который за счет сконцентрированных там больших ресурсов, в первую очередь гособоронзаказа, может кредитовать предприятия по ставке, близкой к ставке Центробанка». Можно только догадываться, то ли «Промсвязьбанк» будет более эффективно, чем правительство маневрировать средствами гособоронзаказа, то ли будет по приказу свыше кредитовать ОПК себе в убыток, то ли по секретному приказу госкорпорации и госбанки будут втайне переводить средства в «Промсвязьбанк». К разумной экономике это отношения не имеет.
Главная же проблема – в низкой эффективности производства и, как следствие, в возрастающей стоимости конкретных вооружений. Неслучайно Артемьев завел речь о необходимости системных реформ. Судя по всему, правительству так и не удалось создать производственную кооперацию. В СССР практически все промышленные предприятия располагали мощностями для производства оборонной продукции, поставляли компоненты для военных заводов. Это не имело никакого отношения к экономике. Главная функция Госплана состояла в том, чтобы искусственным образом сбалансировать цены на гражданскую и военную продукцию. С развалом СССР прекратила существование и советская система военного производства, но взамен ничего другого создано не было. Представляется, что оборонные предприятия теперь вынуждены сами, на собственных мощностях, производить все необходимые (и весьма разнообразные) комплектующие, что делает конечную продукцию чрезвычайно дорогой. Скорее всего из-за этого стоимость проекта существенно увеличивается по сравнению с первоначально заявленной. В результате предприятия вынуждены брать все новые и новые кредиты.
Так или иначе, российский оборонно-промышленный комплекс превратился в гигантскую финансовую пирамиду. Он может функционировать только в условиях, когда его приходится постоянно финансировать сверх тех немалых средств, которые выделяются в рамках бюджета.
Поделиться с другом
Деятельность Отрасли Системные задачи Развитие оборонно-промышленного комплекса
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Развитие оборонно-промышленного комплекса в период 2008 – 2020 годов
Оборонно-промышленный комплекс (далее – ОПК) является наиболее высокотехнологичным сегментом отечественной промышленности, выполняющим важную функцию по обеспечению обороны страны и безопасности государства. ОПК вносит значительный вклад в инновационное развитие и является источником позитивных качественных изменений в таких важнейших гражданских отраслях экономики, как: транспорт, связь, топливно-энергетический комплекс, здравоохранение и ряд других
По состоянию на июль 2020 г. в сводный реестр организаций ОПК включена 1281 организация, в которых занято около 2 млн. человек. Более 80% организаций ОПК находится в сфере деятельности Минпромторга России.
Одним из основных документов стратегического планирования в сфере ОПК, определяющим цели, принципы, приоритетные направления, задачи государственной политики в ОПК, а также механизмы их реализации являются Основы государственной политики в области развития ОПК (далее – Основы).
В соответствии с современными политическими, экономическими и технологическими условиями за истекший период в целях обеспечения выполнения государственной программы вооружения (далее – ГПВ) и государственного оборонного заказа (далее – ГОЗ) осуществлено качественное преобразование ОПК, в том числе: выстроена современная организационно-институциональная структура ОПК, обеспечены создание опережающего научно-технологического задела, современных производственных мощностей, увеличен выпуск высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, создана современная нормативная правовая база, регулирующая различные направления деятельности ОПК, разработан и реализуется инструментарий государственный поддержки, обеспечено сохранение и развитие кадрового потенциала ОПК.
В частности, в указанный период приняты такие важнейшие законодательные и нормативные правовые акты, как:
В ходе корпоративных преобразований созданы крупные вертикально интегрированные холдинги, объединившие предприятия в единые производственные цепочки и взявшие на себя функцию новых центров компетенций. Если в 2008 году в сфере ведения Минпромторга России функционировала 31 интегрированная структура ОПК, концентрировавшая 38,6% промышленной продукции в ОПК, то в 2020 году функционирует 40 интегрированных структур ОПК, включающие более 600 организаций и выпускающие около 84% промышленной продукции. Среди крупнейших холдингов ОПК необходимо отметить АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», АО «Объединенная судостроительная корпорация». Создание таких структур позволяет осуществить концентрацию ресурсов на наиболее значимых, прорывных проектах по созданию и обеспечению производства перспективных образцов ВВСТ. Особое место занимает Государственная корпорация «Ростех», в состав которой включено более 80 головных и дочерних холдингов, включая ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», ПАО «КАМАЗ», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», АО «Вертолеты России», АО «Концерн «Уралвагонзавод», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии»., АО «Швабе» и другие.
Ключевым инструментом реализации Основ в целях обеспечения технологической, производственной, материально-технической и кадровой готовности организаций ОПК к выпуску образцов ВВСТ в соответствии с ГПВ, эффективного функционирования ОПК как высокотехнологичного, многопрофильного, инновационного сектора экономики страны являются разрабатываемые и реализуемые Минпромторгом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями программы развития ОПК. Данные программы базируются, в том числе, на разрабатываемых при непосредственном участии Минпромторга России прогнозах развития науки и техники в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, планах мероприятий по импортозамещению, перечнях базовых и критических промышленных технологий и других документах.
В период 2008 – 2016 годов Минпромторг России обеспечил разработку и реализацию 2 федеральных целевых программ развития ОПК, а с 2016 года – государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 425-8 (далее – ГП ОПК). В указанных программных документах, наряду со значительными инвестиционным и научно-исследовательским блоками, предусмотрены меры государственной финансовой адресной поддержки как общесистемного, так и отраслевого характера, в том числе, в форме предоставления различного вида стимулирующих субсидий, государственных гарантий организациям ОПК, стипендий работникам организаций ОПК. В 2019 году в целях обеспечения выполнения заданий новой ГПВ срок реализации ГП ОПК продлен до 2027 года.
В результате проводимой в период 2008 – 2020 годов государственной политики в ОПК ожидается рост промышленного производства в 2,7 раза (в том числе увеличение доли инновационной и экспортной составляющих), в 3 раза возрастет производительность труда. В этот период существенно увеличилась загрузка производственных мощностей, повысился уровень производственно-технологической готовности организаций ОПК для обеспечения производства образцов ВВСТ, значительно улучшилась возрастная структура оборудования.
Средняя заработная плата работников промышленных предприятий ОПК превысила среднепромышленный уровень и в 2019 году составила 50,9 тыс. рублей, а средний возраст работников организаций ОПК – 44,9 года, доля молодежи до 35 лет – около 30%. В целом по результатам ежегодно проводимой комплексной оценки состояния и динамики развития ОПК отмечается положительная динамика по всем основным показателям деятельности ОПК.
Во исполнение Основ Минпромторгом России осуществляется реализация планов мероприятий в соответствии с приоритетными направлениями развития ОПК. С 2014 года активно проводится