Работа в оптике что нужно знать
Кто такой оптометрист: особенности профессии
На сегодняшний день существуют и другие способы для коррекции зрения:
Источник фото cookie_studio/freepik
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в определение. Медицинскими работниками (медиками) по закону считают специалистов, которые оказывают медицинскую помощь людям. Они могут осуществлять диагностику, лечение или профилактику заболеваний, пользуясь для этого различными техническими средствами. Все квалификационные группы медицинских работников перечислены в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 06.08.2007 N 526 «Об утверждении Профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников».
Согласно ему к медработникам относятся:
медицинские сестры (братья);
зубные врачи и техники;
Существуют оптометристы со средним специальным, а также с высшим медицинским оборудованием. Поэтому и обязанности, и место работы у них будут разными. Оптометрист со средним профессиональным образованием может работать в салонах оптики и профильных магазинах. Он подбирает необходимые очки или линзы по рецепту врача-офтальмолога. Если же оптометрист закончил медицинский вуз, то он работает в офтальмологических клиниках.
Оптометрист использует определенные методики для проверки уровня зрения, а также подбора наиболее подходящего средства для его корректировки. По его рекомендации пациента могут направить на операцию, например, лазерной коррекции зрения.
Обязанности оптометристов
Пусть данная специальность и представляет собой весьма узкое направление офтальмологии, но обязанностей у данного специалиста не меньше, чем у его коллег других направлений. К ним следует отнести:
подбор наиболее подходящего средства коррекции;
оказание медицинской помощи пациентам с повреждением глаз;
направление к офтальмологу, а также тесное взаимодействие с данным специалистом по особенностям лечения;
работа со специальной медицинской документацией.
Для того, чтобы работать оптометристом необходимо знать следующее:
анатомию и физиологию;
принципы оказания первой медицинской помощи;
последние достижения в области средств коррекции зрения.
Требования к оптометристу
Квалифицированный врач в данной области должен соответствовать следующим требованиям:
законченное высшее образование в области медицины;
действующий сертификат по направлению «Офтальмология»;
навыки использования специального диагностического оборудования;
умение работать со специальными программами для медицинских учреждений.
Где может работать оптометрист
Как уже упоминалось ранее, оптометрист без высшего образования может работать исключительно в салонах оптики. Если же у него есть высшее образование, то специалист может осуществлять свою профессиональную деятельность в следующих организациях:
Кроме того, врач может не только работать в салоне оптики, но и быть его владельцем.
Где выучиться на оптометриста?
Есть несколько вариантом освоения профессии, которые в дальнейшем определят развитие его карьеры и профессиональные возможности.
Оптик-оптометрист со средним медицинским образованием
Врач-оптометрист с высшим медицинским образованием
Чтобы выучиться на врача необходимо:
Перспективы карьерного роста оптометриста
Уже упоминалось, что уровень образования имеет непосредственное отношение к карьерным возможностям специалиста. Поэтому у оптометриста со средним специальным образованием есть возможность расти по управленческой линии в салоне оптики.
Если же говорить о враче-оптометристе, то возможности карьерного роста у него гораздо шире. Он может начать собственный бизнес или освоить какую-либо смежную специальность, что сделает его ещё более востребованным специалистом.
Источник фото senivpetro/freepik
Таким образом, средняя заработная плата сотрудника салона оптики достигает 30 000 рублей. У врача же несколько иные ставки. Так, начинающий медик может зарабатывать примерно 20 000 рублей в месяц. А врач с опытом от трёх лет и 50 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии оптометрист
В число положительных моментов специальности следует отнести:
востребованность и актуальность;
перспективы карьерного роста.
А минусами стоит считать:
узость направления несколько ограничивает возможности карьерного роста.
Должностная инструкция продавца медицинской оптики (ПС «Продавец оптики»)
Должностная инструкция продавца медицинской оптики
(консультанта-продавца медицинской оптики)
(профессиональный стандарт «Продавец оптики»)
1. Общие положения
1.1. Продавец медицинской оптики является рабочим и подчиняется непосредственно …………………… (наименование должности/профессии руководителя)
1.2. Для работы продавцом медицинской оптики принимается лицо, прошедшее профессиональное обучение — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (до одного года).
1.3. Продавец медицинской оптики должен знать:
1) номенклатуру оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним;
2) требования стандартов в области торговли оптическими средствами коррекции зрения;
3) нормативные документы, регламентирующие продажу отдельных видов товара;
4) принципы работы оптических приборов и инструментов (диоптриметр, оптическая линейка, тестовые приборы);
5) основы мерчандайзинга;
6) психологию общения;
7) основные торговые марки производителей медицинской оптики;
8) классификацию очковых линз и их функциональное назначение;
9) классификацию оправ;
10) способы проверки линз на оптических приборах;
11) маркировку оправ;
12) процесс изготовления очков;
13) измерительный инструмент, приборы и приспособления, применяемые при контроле соответствия очков прописи рецепта и требованиям стандартов на очки корригирующие;
14) виды рецептов на очки и мягкие контактные линзы;
15) направление развития рынка медицинской оптики (мода, технологии);
16) правила ухода за средствами коррекции зрения;
17) виды аметропий и рецепты для каждого вида аметропий;
18) свойства очковых линз и покрытий;
19) ограничения при вставке линз в оправу;
20) виды аберраций очковых линз;
21) методы контроля соответствия диаметра линз параметрам оправы;
22) основы психологии общения;
23) основы психологии восприятия цвета;
24) введение в теорию цвета;
25) физиогномику (форма лица);
26) транспозицию астигматических линз;
27) внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие правила учета товарно-материальных ценностей;
28) внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие правила оформления накладных на оптические средства коррекции зрения и аксессуары к ним и услуги по изготовлению очков;
29) номенклатурное обозначение каждой единицы оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним;
30) внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие правила проведения инвентаризации;
31) внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие понятие материальной ответственности;
32) правила оформления заказа на очки;
33) основы законодательства Российской Федерации о торговой деятельности;
34) признаки подлинности денежных купюр;
35) правила проведения наличных и безналичных расчетов с покупателями;
36) основы информатики и вычислительной техники;
37) внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие способы защиты персональных данных;
38) основы конфликтологии;
39) методы работы с возражениями покупателей;
40) основы психологии общения;
41) основные причины неудовлетворенности покупателя очками;
42) требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;
43) виды брака и способы его предупреждения и устранения;
44) порядок извещения руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
45) правила оказания первой (доврачебной) помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании;
46) Правила внутреннего трудового распорядка;
47) правила охраны труда, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной и промышленной безопасности;
48) …………………. (другие требования к необходимым знаниям)
1.4. Продавец медицинской оптики должен уметь:
1) проверять наличие оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним по номенклатуре в накладной;
2) собирать и хранить сопровождающие документы на оптические средства коррекции зрения и аксессуары к ним;
3) определять недостатки оправ, линз, солнцезащитных очков визуально и с помощью оптических приборов;
4) пользоваться специальными моющими и чистящими средствами для пластмассовых и стеклянных линз;
5) размещать оптические средства коррекции зрения и аксессуары к ним на витринах в соответствии с принципами мерчандайзинга;
6) распаковывать оптические средства коррекции зрения и аксессуары к ним и размещать упаковку для хранения;
7) психологически настраиваться на работу с покупателями;
8) задавать вопросы для выявления потребностей покупателей;
9) устанавливать и поддерживать комфортный для покупателя контакт;
10) рассказывать об оптических средствах коррекции зрения, их свойствах и о выгодах для покупателя;
11) предлагать покупателю оптимальный вариант конструкции оправ и видов линз на основании данных рецепта;
12) проверять на диоптриметре предыдущие очки, привычные покупателю;
13) пользоваться основными оптическими приборами (диоптриметром, линейкой оптической);
14) определять оптимальный вид линз по данным рецепта;
15) определять оптимальный цвет оправы в соответствии с теорией цветотипов;
16) определять оптимальную форму оправы в соответствии с формой и профилем лица покупателя;
17) измерять антропологические параметры лица покупателя (пантоскопический угол, вертексное расстояние, высоту переносицы, ширину переносицы);
18) размечать оправы под различные виды линз;
19) рассчитывать технологическую возможность установки в оправу линз заданного диаметра;
20) выправлять оправу;
21) контролировать соответствие диаметра линз подобранной оправе;
22) ежедневно выводить сумму остатка оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним на конец дня;
23) составлять акты на списание оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним и услуги по изготовлению очков;
24) пользоваться компьютерными программами для учета оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним в торговой точке;
25) формировать отчет на основании первичных учетных документов;
26) размещать оптические средства коррекции зрения и аксессуары к ним по номенклатуре в порядке, удобном для проведения инвентаризации;
27) определять отнесение сумм к расходу или приходу в случае неполного авансового платежа за заказ очков;
28) заполнять инвентаризационную ведомость;
29) пользоваться современными приборами для считывания штрихкодов;
30) формировать товарно-денежный отчет;
31) пользоваться программным обеспечением для оформления заказа покупателю;
32) пользоваться прибором для определения подлинности денежных купюр;
33) пользоваться терминалами и кассовыми аппаратами;
34) проверять качество изготовления индивидуальных очков;
35) пользоваться компьютерными программами для ведения учета оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним в торговом зале;
36) устанавливать конструктивные отношения с покупателем;
37) разрешать конфликтные ситуации с покупателем;
38) разъяснять покупателю положения правил продажи отдельных видов товара;
39) оформлять накладные на возврат оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним, акты возврата денежных средств;
40) …………………… (другие требования к необходимым умениям)
1.5. …………………. (другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Трудовыми функциями продавца медицинской оптики являются:
2.1.1. Продажа оптических средств коррекции зрения:
1) предпродажная подготовка оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним;
2) консультирование покупателей по вопросам оптической коррекции зрения;
3) подбор оправ и линз для индивидуального заказа на очки;
4) формирование товарно-денежного отчета;
5) инвентаризация оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним;
6) оформление и компоновка заказа на очки индивидуального изготовления;
7) оформление документов при обращении покупателя за индивидуальными очками и контактными линзами.
2.2. ………………….. (другие функции)
3. Обязанности
3.1. Перед началом рабочего дня (смены) продавец медицинской оптики:
1) проходит в установленном порядке предсменный (профилактический) медицинский осмотр;
2) получает производственное задание;
3) проходит при необходимости инструктаж по охране труда;
4) принимает смену;
5) проверяет исправность приспособлений, инструмента, инвентаря и т.п., средств индивидуальной защиты;
6) ……………………… (другие обязанности)
3.2. В процессе работы продавец медицинской оптики:
1) выполняет работу, по которой проинструктирован и допущен к работе;
2) использует спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
3) получает указания от непосредственного руководителя по выполнению задания, безопасным приемам и методам производства работы;
4) соблюдает правила использования технологического оборудования, приспособлений и инструментов, способы и приемы безопасного выполнения работ;
5) немедленно ставит в известность непосредственного руководителя обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;
6) соблюдает требования личной гигиены и производственной санитарии;
7) ………………………. (другие обязанности)
3.3. В течение рабочего дня (смены) продавец медицинской оптики выполняет следующие обязанности в рамках трудовых функций:
3.3.1. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 1 п. 2.1.1 настоящей инструкции:
1) осуществляет прием оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним в торговом зале;
2) оформляет ценники на оптические средства коррекции зрения и аксессуары к ним;
3) осуществляет проверку наличия сопровождающих документов на оптические средства коррекции зрения и аксессуары к ним;
4) осуществляет визуальную проверку качества оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним для продажи;
5) осуществляет подготовку и очистку торгового оборудования и оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним в торговом зале;
6) осуществляет размещение для хранения упаковок оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним.
3.3.2. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 2 п. 2.1.1 настоящей инструкции:
1) встречает и выявляет потребности покупателя;
2) проводит консультирование покупателя о назначении очков и контактных линз;
3) консультирует покупателя о новых тенденциях оптической моды (оправы и солнцезащитные очки);
4) консультирует покупателя о правилах пользования очками;
5) консультирует покупателя о правилах пользования контактными линзами.
3.3.3. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 3 п. 2.1.1 настоящей инструкции:
1) осуществляет проверку параметров привычных очков покупателя с помощью оптических приборов;
2) предлагает покупателю варианты оправ в соответствии с антропологическими показателями лица и головы покупателя;
3) представляет покупателю различные виды линз и оптических покрытий (фотохромные линзы и покрытия, окраска и степень затемнения линз);
4) производит разметку оправы под различные виды линз;
5) проводит расчет оправы под минимально возможный диаметр линз;
6) проводит сравнение с посадкой предыдущей оправы на лице покупателя, выправку оправы.
3.3.4. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 4 п. 2.1.1 настоящей инструкции:
1) осуществляет прием и хранение первичных учетных документов (накладных на оптические средства коррекции зрения и аксессуары к ним);
2) осуществляет прием и хранение первичных учетных документов при возврате оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним на склад;
3) осуществляет прием и хранение первичных учетных документов при возврате оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним от покупателя;
4) выполняет хранение актов на списание оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним и услуги по изготовлению очков;
5) выполняет хранение приходных ордеров передачи торговой выручки бухгалтеру;
6) заполняет товарно-денежные отчеты;
7) осуществляет передачу отчетов бухгалтеру.
3.3.5. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 5 п. 2.1.1 настоящей инструкции:
1) осуществляет подготовку к инвентаризации оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним;
2) проводит сравнение номенклатуры оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним, цены, количества с номенклатурной ведомостью;
4) осуществляет вывод и сравнение суммы остатка по инвентаризационной ведомости и товарно-денежному отчету;
5) оформляет инвентаризационную ведомость.
3.3.6. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 6 п. 2.1.1 настоящей инструкции:
1) оформляет бланк-заказа на индивидуальное изготовление очков;
2) проводит документальное оформление купли-продажи очков;
3) выполняет компоновку заказа на очки;
4) осуществляет сверку данных бланка-заказа с маркировкой на оправе и на пакете линз;
5) осуществляет передачу заказа на очки для изготовления;
6) производит расчет стоимости заказа очков;
7) проверяет подлинность денежных купюр;
8) проводит операции наличного и безналичного расчета с покупателем;
9) осуществляет проверку сроков годности контактных линз и средств по уходу за контактными линзами;
10) осуществляет визуальный контроль качества изготовленных очков и соответствия антропометрическим параметрам лица покупателя;
11) упаковывает очки;
12) проводит ознакомление покупателя с инструкцией о правилах ухода за средствами коррекции зрения и условиями гарантии и передачи средств коррекции зрения покупателю.
3.3.7. В рамках трудовой функции, указанной в пп. 7 п. 2.1.1 настоящей инструкции:
1) объясняет покупателю цель обработки персональных данных и способы их защиты;
2) осуществляет прием и обработку анкет с персональными данными покупателя;
3) осуществляет обмен оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним покупателю;
4) выполняет документальное оформление возврата оптических средств коррекции зрения и аксессуаров к ним.
3.4. В конце рабочего дня (смены) продавец медицинской оптики:
1) приводит в надлежащее состояние приспособления, инструмент, передает их на хранение;
2) удаляет грязь со спецодежды и спецобуви, при необходимости помещает на сушку и хранение;
3) сдает установленную отчетность;
4) производит осмотр (самоосмотр);
5) сдает смену;
6) ………………….. (другие обязанности)
3.5. В рамках выполнения своих трудовых функций продавец медицинской оптики:
1) исполняет поручения своего непосредственного руководителя;
2) проходит периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
3) ……………………. (другие обязанности)
3.6. ………………… (другие положения об обязанностях)
4. Права
4.1. При выполнении своих трудовых функций и обязанностей продавец медицинской оптики обладает трудовыми правами, предусмотренными заключенным с работником трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, локальными нормативными актами, Трудовым кодексом Российской Федерации и иными актами трудового законодательства.
4.2. ……………………. (другие положения о правах работника)
5. Ответственность
5.1. Продавец медицинской оптики привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение по его вине обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции.
5.2. Продавец медицинской оптики несет материальную ответственность за обеспечение сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей.
5.3. Продавец медицинской оптики за совершение правонарушений в процессе своей деятельности в зависимости от их характера и последствий привлекается к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством.
5.4. ………………………. (другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Продавец оптики», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.01.2016 N 16н, с учетом ……………………… (реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается ………………….. (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); в экземпляре инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. …………………
———————————
Информация для сведения:
В соответствии с Профессиональным стандартом «Продавец оптики», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.01.2016 N 16н, иное возможное наименование должности — «консультант-продавец медицинской оптики».
Что нужно знать для работы в оптике. Организация работы оптика-консультанта. Продавец-консультант: что должен знать специалист
Настольная книга медицинского оптика. В помощь оптику-консультанту.
Когда заказчик рассказывает, слушайте его очень внимательно, так как Вы можете ему помочь в выборе оправы.
Конечно, человек в разных ситуациях пользуется всеми тремя способами общения с миром, но у каждого есть свой канал, работающий активнее всех других.
Функциональные обязанности оптика-консультанта или менеджера по продаже очков за последнее время значительно расширились. Связано это с многообразием и сложностью очков, а также повышением требований к их качеству.
В функциональные обязанности оптика-консультанта входит:
— прием и оформление заказа на изготовление очков, их выдача; контроль качества изготовленных очков;
— мелкий ремонт очков;
— хранение очковой оптики в соответствии с установленными требованиями;
— учет и отчетность по установленной форме;
— продажа готовых очков (типа «лектор”), в том числе солнцезащитных, аксессуаров к ним и предметов ухода за средствами коррекции зрения.
Кол. страниц: 24. Год издания: 2011.
Наш с Андреем день начинается с того, что мы садимся в машину для того, чтобы проехать 1 км на работу. Обленились совсем! Хотя признаюсь, у нас есть велики, на которых мы ездили на работу 3 месяца! Но когда мы опаздываем, то летим на машине.
Салон оптики Look. Несмотря на свои компактные размеры, вмещает в себя широкий ассортимент оправ и контактных линз.
Начало дня. До обеда можно ничего не делать и зависать в интернете. Потом подтягиваются клиенты и до конца рабочего дня можно даже ни разу не присесть:)
В магазине всегда можно угоститься конфетками!
Визитки, как и все остальное, я разрабатывала сама.
Ассортимент магазина включает в себя оправы и контактные линзы. Солнцезащитных очков к сожалению осталось уже очень мало, потому что сезон на них подходит к концу. Однако любители качественных очков с линзами из стекла, а не пластика, могут подобрать себе крупную оправу и вставить в нее стеклянные линзы любого цвета!
Оправы. В наличие более 250 моделей стильных оправ коллекций 2011-2012 года. Мужские и женские, для молодежи или деловых людей. Модели, удобные для повседневной жизни и отдыха.
Оправы из Великобритании, Германии, Италии и конечно же непобедимого Китая.
Когда покупатель определяется с формой и дизайном оправы, формируется заказ. Заказ обычно выполняется по рецепту, который был получен у врача-офтальмолога. Я и Андрей помогаем клиенту выбрать нужные очки, даем профессиональные советы относительно определенных видов оправ и очковых линз. Заполняем квитанцию.
Стекло, которое вставляют в оправу, как правило больше отверстия для него в оправе в разы. Поэтому оно обтачивается в специальной мастерской. В нее мы отвозим заказы 3 раза в неделю.
А вот эти заказы уже готовы к выдаче! Нам остается только оформить гарантию и выдать заказ клиенту.
Так же в магазине хороший выбор контактных линз и растворов к ним от ведущих мировых производителей по доступным ценам. Хочу заметить, что каждый клиент при покупке получает дисконтную карточку со скидкой 5% на последующие покупки!
Врач-оптометрист — специалист по коррекции зрения с помощью очков и линз. Профессия подходит тем, кого интересует химия и биология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).
Особенности профессии
Во многих странах профессии «врач-оптометрист» и «врач-офтальмолог» чётко разделены. У нас же многие окулисты, работающие в поликлиниках, сами выписывают очки. Для этого они используют специальную таблицу для проверки зрения и комплект линз разной мощности. В то же время, во многих салонах оптики работают оптометристы без высшего медицинского образования. Они владеют методиками компьютерного измерения остроты зрения, но медицинскими консультациями не занимаются.
В идеале врач-оптометрист владеет не только средствами компьютерной диагностики зрения, он проверяет состояние роговицы, хрусталика, сосудов, при необходимости измеряет внутриглазное давление.
В том, что касается коррекции зрения с помощью линз и очков, врач-оптометрист разбирается даже больше, чем врач-офтальмолог, специализирующийся на патологиях и их лечении. Но именно врач-офтальмолог лечит серьёзные заболевания, в том числе и с помощью операций.
Проблемы зрения есть у каждого третьего жителя Земли. В США оптометрия входит в пятерку самых престижных врачебных специальностей. У нас врачи-оптометристы тоже очень востребованы.
Рабочее место
Профессия врач-оптометрист позволяет работать в клиниках офтальмологии, в салонах и магазинах оптики. Оптометристы без высшего образования работают в салонах и магазинах.
Где учиться на оптометриста (образование)
Для получения профессии врача-оптометриста требуется окончить медицинский вуз по специальности «офтальмология» и пройти дополнительные курсы повышения квалификации по медицинской оптометрии. Такие курсы имеются и в Москве, и в Санкт-Петербурге.
Среднее профессиональное образование
Можно пройти обучение в колледже по специальности «медицинская оптика».
Например,
Оплата труда
Зарплата на 04.07.2019
Важные качества
Профессия врач-оптометрист предполагает такие качества, как интерес к медицине и к технике, умение наладить контакт с пациентом, чувство такта, внимательность, вежливость, аккуратность. Технологии постоянно обновляются, и врачу-оптометристу необходима готовность к постоянному освоению нового.
Знания и навыки
Врач-оптометрист должен хорошо знать физиологию и заболевания органов зрения, физиологию организма в целом, законы оптики. Он должен владеть методиками обследования зрения, подбора очков и контактных линз, уметь пользоваться специальным оборудованием.
Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции продавца оптики, образец 2019 года. должна включать следующие разделы: общее положение, должностные обязанности продавца оптики, права продавца оптики, ответственность продавца оптики.
Должностная инструкция продавца оптики относится к разделу «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения «.
В должностной инструкции продавца оптики должны быть отражены следующие пункты:
Должностные обязанности продавца оптики
1) Должностные обязанности. Осуществляет отпуск населению и медицинским организациям предметов очковой оптики, контактных линз. Оформляет заказы на изготовление и ремонт очков, производит мелкий ремонт очков, используя для работы необходимые оптические приборы. Ведет учетную и отчетную документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди населения о применении очковой оптики, контактных линз.
Продавец оптики должен знать
2) Продавец оптики при выполнении своих должностных обязанностей должен знать: принципы организации фармацевтической службы; устройство, свойства, правила эксплуатации и хранения очковой оптики, контактных линз, применяемых в работе оптических приборов; основы трудового законодательства; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации продавца оптики
3) Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности «Медицинская оптика» или «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.
Многие специалисты в области торговли описывают схемы и методы акта продажи. При небольших отличиях этих схем, основные их составляющие остаются неизменными. Необходимо отметить, что этапы, которые будут рассмотрены далее, имеют условный характер и не носят строгой последовательности. При осуществлении реальной продажи они могут дополняться, перекрываться друг другом или совмещаться.
В общем виде можно выделить следующие этапы акта продажи:
— аргументация и показ товара;
— содействие принятию решения и осуществление продажи.
Любые сотрудники магазина оптики должны быть хорошо осведомлены во всех вопросах, которые касаются их работы. Сотрудники, осуществляющие продажу очков должны:
Разбираться в ситуации, сложившейся на оптическом рынке;
Полностью ориентироваться в прайс-листе своего магазина. Знать правильное наименование товара, его цену. Знать сроки поставки от фирмы изготовителя, если это не складская позиция;
Знать весь ассортимент оправ, выставленных в приемном зале, особенности оправ различных типов, выполненных из различных материалов;
Уметь анализировать рецепт;
Оценивать возможность применения оправ различных типов для изготовления очков по данному рецепту;
Оценивать возможные варианты очковых линз, дающие наилучшую коррекцию, применимо к данному рецепту;
Знать различные типы очковых линз и особенности их конструкции;
Знать особенности материалов очковых линз, давать их сравнительные характеристики;
Знать покрытия, наносимые на очковые линзы. Понимать принцип их действия, оценивать характеристики и преимущества;
Владеть информацией о фотохромных очковых линзах. Понимать их принцип действия, знать технические характеристики. Знать особенности фотохромных линз из различных материалов и выполненных с применением различных технологий;
Владеть информацией о поляризационных и фотохромных-поляризационных линзах;
Уметь предлагать клиенту тонированные очковые линзы;
Уметь объяснять действие цветных фильтров на комфорт зрения;
Проводить презентацию и демонстрировать предлагаемый товар;
Оценивать возможность изготовления и технологичность сборки очков в различные оправы с линзами различных типов;
Знать характеристики и преимущества сопутствующих товаров.
Рассмотрим более подробно все этапы акта продаж.
Установлению контакта с покупателем помогают внешний вид продавца и его доброжелательность. Большое значение имеет первое впечатление покупателя от магазина и встречи с продавцом. Продавец должен иметь соответствующий внешний вид, быть чисто и корректно одет. Люди очень чувствительны к мелочам, внешне незначительным: сомнительному маникюру, криво повязанному галстуку, небрежно застегнутой одежде и т.п. Эти мелочи могут показаться поверхностными и маловажными, но известны случаи, когда продажа не удавалась именно из-за них. Для успешного установления контакта с клиентом существует несколько способов.
Можно непосредственно перейти к проблеме, интересующей покупателя, фразой, которая направляет разговор в нужное русло. Например: «вас интересуют солнцезащитные очки, или вам нужны очки для коррекции?» Прежде, чем подходить к покупателю со своими вопросами, удостоверьтесь, что он готов к общению. Дайте ему немного времени на адаптацию. Можно просто попытаться вызвать клиента на разговор. Например, спросить, не интересно ли покупателю посмотреть оправы, на которые предоставляются скидки или поучаствовать в акции.
Пробудите интерес покупателя, заставьте его задержаться в вашем магазине. Установите на видном месте приемного зала монитор, на котором будут демонстрироваться, например, свойства поляризационных линз. Продемонстрируйте неестественно изогнутую титановую оправу. Это удивит и заинтересует. В то время пока покупатель будет все это рассматривать, объясните смысл демонстрации, и ненавязчиво перейдите к интересующей его проблеме.
Выявление потребности — важная фаза в акте продажи, для осуществления которой необходимо наличие особых психологических качеств. Внимательно выслушайте клиента, оцените его психологический тип, выберите манеру поведения. Очертите для себя круг вопросов, которые вы будете обсуждать с ним. Практики полагают, что удачная продажа основывается на человеческих потребностях и что, в конечном счете, мы покупаем не товары или услуги, а удовлетворение желаний и потребностей, которое они обеспечивают.
Следует попытаться вызвать покупателя на откровенность, полностью понять его желания. Если у клиента нет потребности в вашем товаре, все усилия могут стать пустой тратой времени.
При продаже очков, в начале любого разговора у покупателя необходимо выяснить какие очки он носил или носит.
Какими средствами коррекции клиент пользуется сейчас;
Что его заставило поменять средство коррекции;
Если до этого момента клиент не пользовался средствами коррекции, то почему;
Какие проблемы хочет устранить или решить клиент;
Что клиента абсолютно устраивает в том, чем он пользуется или пользовался;
Что клиент хочет изменить или добавить.
Помните, задавая правильные вопросы покупателю, вы:
Показываете свой интерес к мнению клиента;
Вовлекаете клиента в диалог;
Получаете важную информацию об интересах и потребностях клиента;
Направляете диалог в нужное русло;
Влияете на изменение настроения и установки клиента.
В беседе избегайте самых распространенных ошибок:
После того, как продавец задал вопрос, он, не делая паузы, продолжает говорить;
Задаются сразу несколько вопросов. Внимание покупателя в этом случае рассеивается;
Продавец сам задаёт вопрос и сам на него отвечает;
Продавец, дослушав ответ покупателя до половины, думает, что уловил весь смысл;
В состоянии волнения продавец чувствует себя неуверенно и задает вопросы неуверенным голосом;
Вопросы не задаются вообще. Если вопросы на любом этапе продаж в основном задает покупатель, он занимает место продавца, а значит, вся инициатива по ведению продажи переходит к нему.
Керник Наталия Юрьевна,
Технический консультант ООО «Оптик-Мекк СПб»
Преподаватель Санкт-Петербургского медико-технического колледжа.