Работа отдела маркетинга в чем заключается
Какие задачи решает маркетолог в компании
Каждому бизнесу, независимо от размеров или сферы деятельности, необходимы покупатели или клиенты. Найти способы привлечения людей – главная цель маркетолога в компании. Работа связана с рекламой, PR, продажами, хотя напрямую они не являются обязанностями. Задач много, они настолько разные, что чаще в компаниях открывают маркетинговые отделы, чтобы решить их все.
Содержание
Основные задачи маркетингового отдела
Деятельность маркетолога на предприятии заключается в решении отдельных задач, поставленных перед сотрудником или отделом:
У маркетолога в рекламном агентстве обязанности отличаются от тех, что выполняет коллега на промышленном предприятии. Важно, чтобы деятельность была адаптирована под специфику товара, услуги или отрасли.
Функции, цели и обязанности отдела маркетинга
Наверное, проще сказать, чем не занимается отдел маркетинга, чем перечислить обязанности и функции маркетолога или маркетингового отдела. Вся работа подчинена главной цели – повышению продаж, желательно с достижением уровня, недоступного конкурентам.
Продажи растут, когда маркетинговый отдел соответствует требуемой функции: обеспечивает рост прибыли, рентабельности. Каждый работник исполняет отдельные должностные обязанности:
Если на предприятии работает один специалист, то должностная инструкция маркетолога часто невыполнима. Слишком много обязанностей для одного человека, рабочий день которого такой же, как у остальных. Однако профессионал за счет знания инструментов и технологий маркетинга, способен многое сделать для предприятия.
Четыре группы работы отдела маркетинга
Направлений работы маркетингового отдела четыре:
Из-за обширности поля деятельности обязанности маркетолога на предприятии кратко описать сложно.
Виды профессий маркетологов
«Маркетолог» – общее название специалистов, которые, в зависимости от того, что входит в обязанности маркетолога в компании, могут называться по-разному.
Чем крупнее предприятие, тем больше перспектив развития карьеры в маркетинговом отделе.
Каковы были раньше задачи маркетинга?
Иногда на предприятии можно столкнуться с скептическим отношением к должности маркетолога. Часто это связано со спецификой работы, которую вели представители профессии, когда только появились на российском рынке.
Раньше маркетинг занимался исследованием потенциальных клиентов, причем работа не отличалась эффективностью из-за использования примитивных инструментов. Собирали фокус-группы, которым показывали товар или группа товаров, а потом анализировали мнение о качестве, предпочтениях. Результаты такой работы были спорны, работа казалась руководству пустой тратой денег, данью моде.
С развитием маркетинга в России, появлением образовательных программ, профессия стала соответствовать мировому уровню, а решаемые проблемы стали глобальными.
Основные должностные обязанности
Парадокс в том, что должностные обязанности маркетолога на предприятии может точно определить только маркетолог, после анализа и выработки стратегии продвижения товара. Работодатель может наметить требования к результатам маркетинговой деятельности, которую хотят увидеть руководители или собственники бизнеса.
Чтобы добиться результатов, необходимо:
Иногда выделяют маркетеров – специалистов, работающих непосредственно на рынке, практиков, в отличие от теоретиков, которые занимаются научной деятельностью или разработкой глобальных стратегий. Название не прижилось, так как требования к маркетологу заключаются в умении добиваться результатов на практике. В отрыве от производства маркетинг мало кому интересен, кроме студентов и научных работников, от него ждут практической пользы.
Личные качества для работы в маркетинге
Чтобы стать настоящим профессионалом, мало получить соответствующее образование, необходимо иметь:
Некоторые качества можно развить, но далеко не каждый сможет работать по этой профессии.
Как найти хорошего маркетолога?
Прежде всего, нужно составить описание вакансии: рассказать, какие задачи у маркетолога на конкретном предприятии, подчеркнуть важные качества, определить сферу деятельности. Один и тот же человек в разных компаниях может показать разную эффективность, важно найти идеальное совпадение.
При рассмотрении резюме соискателей важны:
Многое узнать о соискателе поможет выполнение тестового задания. Оно не должно быть слишком объемным. Однако в него должны входить значимые моменты будущей деятельности и ключевые требования к тому, что должен знать маркетолог.
Собеседование – способ самостоятельно убедиться в том, что кандидат подходит. Чтобы ни указал человек в резюме, важно впечатление, которое он произведет при личном общении. Обращать внимание нужно не только на ответы на вопросы работодателя, но и на вопросы, которые будет задавать соискатель.
Интересно, как изучает маркетолог обязанности и должностную инструкцию, какие вопросы задает после ознакомления. Именно они показывают, что для человека важно, его умение увидеть суть, обнаружить проблемы или отсутствие информации, понять требования и задачи.
Что нужно, чтобы стать маркетологом?
Прежде всего необходимо профильное образование. У маркетолога должностные обязанности настолько разнообразны, что приобрести все знания и навыки самостоятельно практически невозможно. Требуется академический подход.
Однако это не значит, что не потребуется самостоятельная работа. Чем выше уровень самообразования, шире кругозор, тем больше шансов найти хорошо оплачиваемую работу и, главное, справиться с ней.
Работодатель, принимая на работу молодого специалиста без опыта работы, больше всего обращает внимание и ценит в человеке активность и «горящие глаза». Они гарантируют, что соискатель сумеет добиться поставленных целей и восполнит недостаток опыта энтузиазмом и желанием работать.
Чем занимается отдел маркетинга? Функции и обязанности
Отдел маркетинга сейчас необходим почти каждой компании, ведь без изучения рынка продать товар с максимальной выгодой очень сложно. Чем занимается отдел маркетинга на самом деле и какие цели преследует?
Понятие термина
Отношение к маркетингу в среде бизнеса противоречивое. Большая часть предпринимателей и бизнесменов понимают необходимость внедрения определенных маркетинговых стратегий в свои компании, однако есть еще те, кто относится к понятию маркетинга негативно.
Чем занимается отдел маркетинга в принципе? И почему вокруг необходимости создания отдела мнения разделились?
На самом деле маркетингом занимаются все владельцы магазинов и предприятий. Просто те, кто думает, что не занимается маркетингом, на самом деле чаще всего занимаются плохим маркетингом. Или маркетингом в стиле «как придется».
Когда вы определяете цену на товар в своем магазине, когда вы думаете о том, как сбыть долго лежащий товар, когда вы принимаете решение о закупках того или иного товара, вы уже занимаетесь маркетингом.
Маркетинг по сути — это совокупность всех действий, которые компания совершает на рынке. А задачей отдела маркетинга будет выстроить правильную стратегию действий на рынке, которая повысит продажи компании.
Маркетинг внутри компании или на аутсорте
Как и деятельность любого отдела, который не связан непосредственно c производством, отдел маркетинга можно вывести на аутсорс. Такой способ организации маркетинга компании предпочтителен в том случае, если нужно качественное внедрение новых стратегий, а также в том случае. когда постоянного маркетолога в штате оплачивать нецелесообразно.
Однако в большинстве случаев все же компании стоят перед необходимостью иметь штатного сотрудника, который даже при работе с нештатными специалистами, будет принимать ключевые решения по внедрению той или иной стратегии.
Это увеличивает возможность и эффективность контроля.
Каким компаниям необходим штатный маркетолог или отдел маркетинга
Любым производственным компаниям в современном мире просто необходим отдел маркетинга.
Но стоит заметить, что в большинстве случаев проще отслеживать эффективность продаж компании именно в том случае, если маркетингом целенаправленно занимается специально выделенный специалист, мотивация которого напрямую связана с его эффективностью.
Цели отдела маркетинга
Отдел маркетинга имеет следующие цели (в зависимости от целей, формируются обязанности отдела маркетинга в целом и каждого отдельного сотрудника):
Для чего существует отдел маркетинга компании
Какова его задача? Ключевой функцией отдела маркетинга является выстраивание отношений бренда и покупателя.
По факту, все, что делают маркетологи, делается только для этого.
Соответственно, исходя из основной функции можно выделить дополнительные:
Структура
Структура отдела маркетинга может сильно варьироваться в зависимости от типа компании, ее целей и функций. Как это выглядит на практике?
Отдел маркетинга на предприятии будет сильно отличаться от отдела маркетинга интернет-портала или издательства.
Чаще всего отдел маркетинга состоит из директора по маркетингу, аналитика и менеджера по продвижению продукции. При этом аналитик собирает данные по рынку, менеджер по продвижению составляет план сбыта на основе полученных данных. Также в некоторых случаях в отделе может присутствовать специалист по ассортименту товара и человек, специализирующийся исключительно на продвижении в сети интернет.
Сотрудников отдела маркетинга, как правило, делят на пять уровней, которые в некоторых компаниях присутствуют частично, а в некоторых полностью. Бывает, что в небольших компаниях организация отдела маркетинга такова, что один сотрудник совмещает в себе выполнение задач разных уровней.
Задачей руководителя будет координация действий сотрудников, их обеспечение загруженностью и контроль эффективности отдела маркетинга.
Эффективность отдела маркетинга
Отдел маркетинга должен постоянно повышать рост продаж за счет наиболее полного отслеживания и закрытия потребностей клиентов. Эффективность отдела маркетинга в разных компаниях будет рассчитываться по-разному. Однако есть и общие критерии, которые отражают суть проблемы. Следует отметить тот момент, что маркетологи сами по себе ничего не продают, они занимаются созданием оптимальных условий для проведения продажи.
Эффективность отдела маркетинга оценить можно по следующим критериям:
Обязанности директора по маркетингу или начальника отдела
Начальник отдела маркетинга руководит всем, чем занимается отдел маркетинга. Кратко описать его функции можно следующим образом:
Требования к сотрудникам
Требования к сотрудникам по маркетингу могут также в разных компаниях отличаться. Многое зависит от специфики поставленных задач. Например, чем занимается отдел маркетинга на предприятии по металлообработке будет отличаться от маркетинговых кампаний в магазине одежды. Чаще всего, основным требованием к работникам будет наличие профильного образования либо опыта в данной сфере, а также успешных кейсов. Однако это не всегда так. Должностная инструкция отдела маркетинга и его сотрудников может варьироваться в зависимости от специфики.
Знания, навыки и личностные качества, которыми должен обладать маркетолог:
Мотивация маркетолога
Коэффициент эффективности маркетолога, как правило, посчитать сложнее, чем аналогичный показатель у менеджера по продажам. Если у продавца все просто и считается по количеству звонков, вовлеченных клиентов и проданного товара и услуг, то эффективность маркетолога вычислить на первый взгляд сложнее.
Однако есть параметры, по которым можно оценить его эффективность:
Если рассматривать способ замотивировать маркетолога, то отлично зарекомендовавшим себя вариантом будет стандартный оклад + бонусная премиальная часть, которая считается исходя из показателей KPI.
Взаимодействие отделов
Для максимальной эффективности компании на рынке, отдел продаж и отдел маркетинга должны тесно взаимодействовать.
Маркетолог должен собирать информацию о поведении клиентов во время проведения реальных диалогов, а продавец прислушиваться ко всем рекомендациям маркетолога.
При этом во взаимодействии отдела маркетинга и отдела продаж должны учитываться следующие нюансы:
Не стоит выяснять, какой отдел важнее. Оба они действуют сообща и созданы для одной цели — налаживание отношений с клиентами. При этом отдел маркетинга выполняет стратегическое планирование, а отдел продаж — тактическую реализацию кампаний.
Интернет-маркетинг
Если еще десять лет назад об интернет-маркетинге мало кто знал и мало кто его использовал, то сейчас сложно представить себе компанию, которая бы не занималась продвижением своего товара в интернете.
В некотором роде интернет — это новый вид СМИ, где многое заимствованно из традиционных коммуникаций.
Но интернет-рынок отличается от классического. Преимуществом интернет-площадок для торговли является гораздо более простая аналитика продаж и заявок.
Современные аналитические веб-сервисы позволяют отследить воронку продаж поэтапно без наличия каких-либо специальных знаний и навыков.
Благодаря внедрению интернет-маркетинга, появилось множество направлений развития бизнеса и, соответственно, новых профессий для специалистов, составляющих отдел маркетинга. Это такие профессии, как:
А также в отделе маркетинга могут присутствовать копирайтеры и веб-дизайнеры, которые также помогают осуществлять то, чем занимается отдел маркетинга в компании.
Самые интересные примеры
Рассмотрим примеры эффективного использования маркетинга в различных организациях.
Чем занимается отдел маркетинга в компании Tefal? Отличный пример изучения рынка и влияния полученных данных — это изменение рекламной кампании Tefal под влиянием изучения рынка потребителей. Производители Tefal долгое время позиционировали свои сковородки как способ сэкономить на масле. Однако при проведении опросов и фокус-групп выяснилось, что покупатели видят основным преимуществом сковородки Tefal то, что благодаря тефлоновому покрытию, к ней не пригорает еда, а значит, она легко моется. И именно это было самым важным преимуществом сковороды в глазах покупателей. Благодаря полученной информации, концепцию рекламной кампании и позиционирование изменили, что позволило резко увеличить продажи.
Чем занимается отдел маркетинга на предприятии P&G? Было время, когда продажи порошка известного бренда Ariel не собирались сдвигаться с мертвой точки. Компания P&G заказала масштабное исследование о том, как люди ухаживают за своей одеждой. Выяснилось, что большая часть населения использует порошок лишь в 30 % случаев, пользуясь в 70 % услугами химчистки. При этом результаты исследования показали, что большая часть потребителей порошка работает по найму, и ходит на работу в костюмах, которые чистят в химчистке. Выяснилось также и то, что многие работают более эффективно, когда ходят на работу в повседневной одежде. И компания P&G разрешила сотрудникам ходить на работу в повседневной одежде пару дней в неделю. Новость широко осветили в прессе. Многие компании последовали этому примеру, и рынок стиральных порошков вырос на 20 %.
Мы изучили структуру отдела маркетинга. Как видим, это довольно важная тема. Зачастую, от правильной работы отдела маркетинга зависит благополучия компании.
Чем занимается маркетолог? Об обязанностях, функциях и целях
Маркетинговая деятельность обладает требованиями и обязанностями, которые перемешиваются между собой или их отдельные элементы воспринимаются за весь маркетинг в целом.
Казалось бы, простой вопрос: «Чем занимается маркетолог?». Не сложнее, чем ответ на вопрос о любой профессии, например, продавца, бухгалтера, программиста и т.д. Однако, даже интернет поисковики хоть и выдают множество ссылок, но ясности совсем не добавляют. Если взглянуть на то, что входит в основные обязанности маркетолога в современных компаниях, то за шаблонным описанием должностной инструкции иногда тоже не видно реальной картины. Почему это происходит?
В маркетинге помимо вертикальной иерархии, которая определяет размер ответственности, возлагаемой на специалиста в решении задач бизнеса, есть широкий горизонт специальностей. Во многих случаях требования и обязанности отдельных направлений маркетинговой деятельности перемешиваются между собой или их отдельная часть воспринимается за весь маркетинг в целом. Предлагаем в данной статье разобраться в обязанностях, функциях и целях специалиста, который в ответе за маркетинговую функцию в компании.
Чем занимается маркетолог?
Если говорить о профессии маркетолога простыми словами, то это специалист, который соединяет потребности целевой аудитории с возможностями компании. Он является проводником и защитником интересов потребителей внутри бизнеса, чтобы последний мог лучшим образом адаптировать свое предложение и максимизировать к нему интерес у клиентов.
Для потребителей важно, чтобы получаемое ими благо воспринималось выше, чем траты, связанные с его приобретением. При соблюдении этого условия людям проще расставаться с деньгами. Поэтому главная цель должности маркетолога — это увеличение воспринимаемой ценности предложения.
Как это происходит на практике? Для этого необходимо немного углубиться в функционал маркетолога в компании. У него в арсенале есть четыре основных направления для влияния на результат. К ним относится:
Эти четыре элемента можно разбить на большее количество точек приложения усилий. Однако для понимания деятельности маркетолога это излишне и усложняет восприятие. Просто давайте посмотрим на все четыре направления, которые на профессиональном языке называются маркетинг миксом, в широком смысле. Итак, что они включают в себя:
Как видно из перечисленного состава маркетинг-микса, работа с потребителями имеет достаточно широкий спектр задач. Причём она строится далеко не в одной плоскости внутриорганизационного представления о том, как должны выглядеть эти направления. Чтобы достичь главной цели — увеличения ценности предложения, маркетологу необходимо учитывать в том числе условия внешней среды, т.е. имеющихся на рынке конкурентных предложений, конъюнктуры и изменения потребительского поведения.
Функции и обязанности
Понимание и управление всеми составными частями маркетинг-микса входит в базовую квалификацию любого маркетолога. Можно сказать, что с этого начинается его успешная карьера. Предлагаем рассмотреть задачи и обязанности маркетолога, чтобы составить более полное представление о сути работы и осуществляемой специалистом деятельности на рабочем месте.
Основные функции маркетолога, которые наиболее часто попадают в описание вакансии, выглядят следующим образом:
Каждая из перечисленных функций маркетинговой специальности выливается в ряд регулярных действий. Перечислим, что входит в основные обязанности маркетолога в современных компаниях:
Достаточно обширный перечень обязанностей маркетолога требует от человека хороших аналитических навыков, критического мышления, умения творчески мыслить, а также иметь организаторские способности. Словом, надо учитывать, что в работе данного специалиста год от года увеличивается поток данных и информации, а также информационных технологий, владеть которыми становится необходимостью в данной сфере деятельности.
За что отвечает маркетолог?
Основная миссия маркетинга состоит в том, чтобы компания могла продавать больше, более широкому кругу потребителей, делать это чаще и по более высоким ценам. Этот принцип еще в начале века сформулировал Сержио Займан — автор книги «Конец маркетинга, каким мы его знаем», а также в прошлом глава маркетинга крупных американских компаний сектора FMCG. Хотя после публикации его произведения прошло уже достаточно много времени, но сформулированная им главная цель маркетинга не только не потеряла своей актуальности, но и стоит на повестке дня значительно острее.
Справедливости ради, следует обратить внимание на один нюанс, на который попадаются многие предприниматели и руководители компаний. Когда речь заходит о том, что маркетинг служит тому, чтобы компания могла продавать больше, это означает, что маркетолог создаёт благоприятные условия для получения желаемого результата, но не подменяет собой функцию продаж. Это означает, что функция маркетинга работает на поиск целевого потребителя в огромном информационном пространстве, устанавливает с ним взаимодействие, чтобы подготовить его к решению, в котором предложение компании выглядит наиболее соответствующим ожиданием.
На профессиональном маркетинговом сленге это означает «прогревать» целевую аудиторию, чтобы к специалистам по продаже или в точку продаж люди попадали «тепленькими» с созревшим или близко к тому выбором в пользу продвигаемого бренда. В этом плане можно сравнить маркетолога в компании с проводником вагона, который собирает пассажиров, верифицирует их по проездным билетам, следит за тем, чтобы никто не отстал в пути, создает комфортные условия в вагоне, очень внимательно относится ко всем их просьбам и жалобам, чтобы большинство из участников пожелали вернуться ещё не раз и привести с собой еще своих друзей и знакомых. Таким образом, маркетолог в ответе за то, чтобы максимально любезно обслужить в пути и доставить до конечной станции пассажиров, где они уже самостоятельно или с помощью продавцов компании совершили бы то самое действие, ради которого затевалось всё путешествие, — покупку.
Важность для бизнеса
В современной экономике уже не так важны средства производства, чтобы делать успешный бизнес. Сегодня умения создавать привлекательные продукты, интересные бренды, строить разветвленную сеть сбыта, успешно расширять географию сбыта являются главным активом компании. Внимательный читатель заметит, что все перечисленное относится к зоне ответственности маркетинга. Таким образом, маркетинг становится ключевой компетенцией не только для представителей профессии, но и предпринимателей.
В условиях избыточного предложения на рынке трудно представить бизнес, который может обходится без маркетолога. Даже самый удачный продукт теряется в обилии конкурентов, исходящего от них потока рекламных сообщений и прочего информационного шума. На практике маркетолог выполняет роль радара для бизнеса, который диагностирует пространство и прокладывает навигационный маршрут для компании к целевым показателям и достижениям.
Чем конкретно объясняется его важность для бизнеса? Что делает он такого, без чего не могут обойтись компании? Вот несколько доводов:
Как видно из изложенного, на маркетологе лежит большая ответственность. От его компетенций и профессионализма зависит то, как успешно бизнес будет конкурировать и решать свои задачи на рынке. Может ли в таких условиях быть маркетолог без специального образования? Конечно, нет. В Москве в Центре развития компетенций в маркетинге НИУ ВШЭ можно получить современные навыки маркетинга от преподавателей практиков на программе профессиональной переподготовки «Master in Marketing».
Отдел маркетинга: чем занимается, как устроен и с кем взаимодействует
Отдел маркетинга — это подразделение, которое полностью отвечает за взаимодействие компании со внешней средой. Они создают продукт по правильной цене для нужного потребителя, в нужном месте и в нужное время. Отдел маркетинга также несет ответственность за разработку рекламных акций и управление долгосрочными отношениями с покупателями.
Эту статью мы написали вместе с руководителем маркетингового отдела сети туристических агентств «Розовый Слон», Дарьей Щербаковой. Она рассказала нам не только про цели и задачи отдела маркетинга, но и про так, как и зачем образовался их отдел.
Цель и задачи отдела маркетинга
Глобальная цель любого маркетинга — сделать все возможное, чтобы компания продавала как можно больше товара или услуг и привлекала как можно больше клиентов. Это два параллельно связанных процесса, так как без одного, не будет и другого.
Задачи
Одной из основных задач отдела маркетинга считается формирование отношений между брендом и потребителями. Чтобы достигнуть необходимой цели, прежде всего нужно подружиться с целевой аудиторией: понять боли, предложить решение, сделать из обычного покупателя лояльного и прочее. Для того чтобы эти отношения создать в обязанности отдела маркетинга на предприятии входит большее количество дополнительных задач:
Структура отдела маркетинга
При масштабировании бизнеса становиться все больше и больше разных процессов и задач, которые нужно кому-то решать. Подразделение маркетинга в крупной компании может состоять из большого количество людей, которые как правило решают одну конкретную задачу. Вот список всех специалистов, которые могут работать в отделе маркетинга:
В малом или среднем бизнесе в маркетинге скорее всего будет 3-4 человека: кто-то занимается только интернет-рекламой и соцсетями, второй — оффлайн мероприятиями, а руководитель — аналитикой, мониторингом конкурентов и постановкой задач. Здесь распространённой ошибкой является передача большого объема задач на некомпетентного сотрудника, который попросту не сможет с ними справиться. Для малого бизнеса доступный вариант — решать часть вопросов самостоятельно силами сотрудников, которые способны их успешно решить, а остальное делегировать соответствующим компаниям и фрилансерам. Например, рекламное продвижение того же среднего бизнеса без проблем сможет курировать агентство на аутсорсинге.
В принципе, векторы у маленьких и больших организаций примерно одни и те же — разница в объемах рекламных кампаний и бюджете. Плюс в большой организации, скорее всего, будут выделять средства на обучение, повышение квалификации сотрудников, ведь маркетинг — динамичная и относительно молодая в нашей стране отрасль. То, что было эффективно год назад, в этом году уже может не сработать, и хороший маркетолог обязан «держать нос по ветру» и не бояться осваивать новое. В маленьком же бизнесе чаще работают маркетологи-самоучки, выходцы из менеджеров, кураторов, консультантов.
Взаимодействие отдела маркетинга с другими отделами
Продажи
Тесное взаимодействие происходит с отделом продаж. Отдел маркетинга показывает «что обещаем», а отдел продаж делает «как обещали». Если одно из звеньев подводит — вся работа насмарку. Либо о чудесном отделе продаж и качественном продукте никто не узнает, либо воодушевленный покупатель наткнется на некачественную работу продажников. И то, и другое — репутационные и финансовые потери компании.
Для достижения компании необходимого результата и маркетинг и продажи должны плотно сотрудничать друг с другом. Маркетологам необходимо анализировать диалог менеджеров по продажам и давать рекомендации, если что-то идет не так. Отделу продаж, в свою очередь учитывать обратную связь маркетинга и применять на деле.
Кадры
Качество работы маркетинга напрямую зависит от специалистов, которых нанимает HR-специалист или рекрутер. Процесс поиска и найма настоящих профессионалов необходимо проводить в тесном контакте с кадровой службой, начиная от удачного размещения объявления о вакансиях и заканчивая организацией дальнейших программ обучения и повышения квалификации сотрудников.
Финансовый отдел
Направление маркетинга взаимодействует с бухгалтерией, так как необходимо распланировать бюджет на рекламу, а также подсчитать прибыль, которую удалось получить за месяц, чтобы проанализировать эффективность работы.
Иногда сложно добиться слаженной работы всех отделов компании из-за человеческого фактора. Появляются конфликты интересов и каждое направление начинает думать что он лучше знает, как делать свою работу. В этом случае остается надеяться, что в конфликт вступают не руководители. Иначе исправить ситуацию становится довольно сложно.
Как оценить эффективность отдела маркетинга
Естественно — одним из важных показателей эффективности маркетинга считается рост продаж. Достаточно сверить продажи по отношению с прошлогодней динамикой, чтобы понять насколько отдел маркетинга справляется со своей прямой задачей. Единственное, на показатели могут влиять кризисные моменты во всем мире, например, коронавирус. В таком случае удержание прошлогодней планки считается хорошим результатом.
К другим показателям эффективности отдела маркетинга относят:
Как появился отдел маркетинга и что изменилось в компании «Розовый слон»
Отдел маркетинга вырос из кураторской службы, которая координировала работу с B2B партнерами. С ростом числа партнеров стало понятно, что нужно нанимать новых сотрудников и делегировать задачи, так как один человек не в состоянии качественно развивать агентскую сеть, решать сиюминутные проблемы партнеров и заниматься продвижением в СМИ.
С разделением работы «на троих» стало проще, но само разделение далось тяжело. Необходимо давить в себе синдром «дай, я лучше сам», когда ты привлекаешь в команду новых людей. Появляется ощущение, что лучше сделать все самому, чем доверить задачу новому сотруднику. Кажется, что нет смысла вкладывать в развитие сотрудника силы и доверять какие-то сложные задачи, пусть лучше займется чем-то элементарным. Это так не работает.
С проблемами делегирования сталкивается не только маркетинг, но и любая другая сфера. Эксперт вспоминает исключительно свой опыт, так как новый отдел с новыми задачами и неопытным руководителем — это всегда сложно. Но, если держать в уме финальную цель, все постепенно проясняется. Возможно, на постановку какой-то задачи сотруднику и контроль выполнения уйдет больше времени, чем новоиспеченный руководитель изначально привык отводить для этого. Возможно, сотрудник «сделает не так» — это не смертельно, практическую любую задачу можно переделать или исправить. Зато во второй и третий раз этот же сотрудник, вооруженный алгоритмом, понимающий, как добиться результата, справится гораздо быстрее и лучше. А если нет — значит ему не место в вашей компании. Как говорили в одном хорошем фильме — «можно и зайца научить курить, нет ничего невозможного для человека с интеллектом!». Намного хуже все время пытаться сделать все самостоятельно, делегируя только самые простые задачи.
Когда в компании появилось подразделение маркетинга и удалось наладить коммуникацию, фирма из региональной сети турагентств превратилась в федеральную. «Розовый слон» стал на слуху в федеральных СМИ — к ним обращаются за экспертным мнением. Компания наконец смогла больше времени уделять соцсетям и получать таким образом конверсию в заявки, правдивую обратную связь, а также лояльных клиентов. С тех пор как компания расширила штат и построила отдел маркетинга, число постоянных клиентов выросло с 700 до почти 3000.
Статья за 30 секунд, вместо заключения
Построение полноценного отдела маркетинга — сложный и кропотливый процесс. Чтобы действительно получить от отдела маркетинга пользу, давайте еще раз резюмируем все вышесказанное: