Работа in house что это

Инхаус vs агентство: где работать начинающему маркетологу в 2021 году

Рассказывает руководитель департамента интернет-маркетинга Hoff Виталий Шахматов

С одной стороны, создание инхаус-агентств, привлечение в крупные компании сильных маркетологов и ставка на собственные отделы рекламы — актуальный тренд последних лет. С другой, уровень агентств довольно высок, а благодаря консолидации они теперь представляют большую экспертность и силу. Что выбрать специалисту в 2021 году? Рассказывает руководитель департамента интернет-маркетинга Hoff Виталий Шахматов.

Преимущества агентства

Разноплановый опыт. В агентстве молодой специалист может получить опыт работы в разных нишах с разными клиентами за довольно небольшой временной промежуток — это даёт понимание специфики разных бизнесов. Агентство также даёт возможность начинающему специалисту накопить знания, расширить кругозор благодаря общению с коллегами, наработать необходимые хард скиллс.

Слаженная команда. Обмен идеями в слаженном коллективе позволяет интенсивно развиваться. В агентстве у специалиста есть единомышленники, занимающиеся общим делом и «заряженные» на результат. У начинающего маркетолога всегда есть возможность получить грамотный совет опытного коллеги, как правило, тут нет строгой субординации. И решения принимаются оперативно.

Универсальность. Деятельность в агентстве иногда носит универсальный характер: например, помимо выполнения функций аккаунт-менеджера нужно уметь настраивать рекламные кампании, заниматься продажами, подготавливать отчеты и защищать новые проекты перед клиентами. Именно это позволяет развить все необходимые компетенции, приобрести практический опыт.

Преимущества инхауса

Включённость в бизнес процессы. В крупной компании маркетолог вовлечён в глубинные процессы, знакомится со множеством смежных областей. Это и логистика, склады, общение с коммерческой дирекцией — процессы, которые не всегда относятся к маркетингу. У специалиста есть время, чтобы вникнуть в особенности продукта и технические ресурсы, чтобы предложить стратегию продвижения уже на начальном этапе. Здесь доступно больше данных о компании, есть чёткое понимание, как твоя деятельность воздействует на бизнес, поэтому работа на стороне клиента интереснее.

Карьерный рост. Также инхаус даёт перспективы карьерного роста, например, можно возглавить соответствующий отдел. В отделе маркетинга крупной корпорации есть возможность как вертикального (до поста руководителя, например), так и горизонтального (бренд-менеджмент, аналитика, медиа) роста.

Возможность экспериментировать. Мир интернет-маркетинга шире, чем кажется, когда работаешь в агентстве: есть доступ к большому количеству данных, возможность использовать актуальные подходы и точнее настраивать маркетинговые инструменты, отслеживать результат.

Когда из агентства переходишь в компанию, например, в отдел e-commerce, появляется возможность проверять на практике разные маркетинговые стратегии, новые инструменты, самостоятельно оценивать их эффективность. Для специалиста это — ценный опыт.

Как и везде, кроме преимуществ есть и оборотная сторона.

Минусы агентства

Ограниченный доступ к данным. В этой же универсальности, отмеченной среди преимуществ, основной минус работы в агентстве — невозможно погрузиться в аналитику, компании не стремятся делиться реальными результатами. При этом важно быстро переключаться между задачами, уметь коммуницировать с разными клиентами, учитывать индивидуальные требования того или иного бизнеса (отчётность, процесс согласования, правки).

Карьерный потолок. Еще одним минусом, зависящим от характера и амбиций каждого специалиста, может стать некоторый карьерный потолок. То есть в агентстве сложно развиваться вертикально.

Исходя из сложившейся практики, дорасти в агентстве до должности, например, директора по маркетингу, очень непросто, максимум — до сеньора, предварительно пройдя ступени джуиор-менеджера и миддл-специалиста. На переход на новый грейд может уходить несколько лет. Если интереснее получать больше внутренних бизнес-данных и метрик компаний, потребуется перейти на сторону клиента, в инхаус, чтобы увидеть и оценить эффективность работы маркетолога.

Минусы инхауса

Бюрократизация всех процессов. У крупных брендов бывает сложная, бюрократизированная корпоративная культура, и трудно избегать интриг и обходить регламент. Возникает сложность в принятии самостоятельных решений, требуется много согласований. И иногда решения принимаются исходя из личных симпатий, а не из объективной оценки результативности. Это касается как отечественных, так и международных компаний. Ощущение, что западные рынки устроены лучше, — иллюзия.

Ответственность. Здесь больше ответственность за расходы рекламного бюджета, результативность кампаний. Эффект продвижения прозрачен, и недостатки маркетинговой стратегии видны сразу, поэтому необходимо адекватно оценивать риски принимаемых решений, от них во многом зависит успех компании в целом.

Резюме

Где работать сильному специалисту в 2021 году? Каждый делает выбор сам. Некоторым комфортно в агентстве заниматься разноплановыми кампаниями, кому-то важно выбрать стабильно развивающуюся компанию, где маркетолог может расти не только вертикально, но и горизонтально, приобретая опыт из смежных областей, развивать софт скиллс. Все зависит от амбиций специалиста и его целей. Если на данный момент интересно работать на стороне клиента, в крупной компании, глубоко вникая в бизнес процессы, — это инхаус. Если интереснее работать с разными направлениями: недвижимость, автомобили и другие — это агентство.

Довольно непредсказуем и индивидуален вопрос дохода. Его нельзя отнести ни к преимуществам, ни к минусам агентства или компании. Иногда в агентстве специалист может заработать больше, чем на стороне клиента — это зависит от бонусной системы, а иногда от отношений и договоренностей с руководством. Важно то, что на старте карьеры не стоит сильно переживать о вашем чеке, делайте упор на развитии компетенций и повышении вашей узнаваемости на рынке. Каждое предложение о работе, каждый проект — уникален, а специалист может выбирать. Перемены могут пугать, но важно не бояться менять агентство на инхаус и наоборот, потому что главное в работе любого специалиста ориентироваться на интерес и личные отношения в команде.

Источник

Как компании создают креативы in-house? Опыт «Русского Продукта»

В России и за рубежом последние несколько лет наблюдается тренд на локализацию маркетинговых и цифровых процессов. Создание собственных рекламных подразделений позволяет контролировать сообщения, креативы и стратегию, а также решать задачи оперативно, экономно и надежно. Как создавать креативы инхаус и перевыполнять KPI рассказывает Роман Аверин, руководитель отдела интернет-коммуникаций, и Наталия Голубович, директор департамента маркетинга и стратегического планирования «Русского Продукта», на примере рекламной кампании «Печем Дома и получаем подарки!», а также ивент-промо для брендов «Московский Картофель» и «Геркулес».

Исследование Digiday показало, что 90% брендов движутся в направлении инхаусинга. В России глобальный тренд поддерживают как рекламодатели-гиганты, так и мелкие игроки. Эффективность работы внутренних подразделений уже доказали многие: так, Unilever в 2019 году отчитался об экономии более €500 млн за счет сокращения маркетинговых расходов.

Плюсов у in-house концепции довольно много: такой подход экономит бюджеты, сокращает сроки производства, делает финансовую отчетность более прозрачной, а попадание в целевую аудиторию – более точным. Объясняем, как именно это работает.

Разрабатывая концепцию рекламной кампании «Печем Дома вместе с детьми», мы ориентировались, в первую очередь, на конкретный сегмент нашей целевой аудитории – на мам. Чаще всего именно они отвечают и за готовку, и за детский досуг, уделяют много времени развитию и воспитанию ребенка, заботятся о его здоровье.

Идею разработали внутри компании. Практика показывает, что рекламные агентства не всегда понимают суть продукта и потребности бренда. К тому же, часто не углубляются в специфику конкретного сегмента рынка и предлагают стандартные идеи. Целесообразнее отдавать задачи штатным маркетологам: давно работая с брендом и зная его историю и особенности развития, они чувствуют актуальный запрос, понимают ценности и могут придумать необычный креатив, который точно будет соответствовать позиционированию бренда.

Нашим креаторам предстояло решить следующие задачи:

Мы придумали удобную механику, ключевым элементом которой стало приложение Pechem Doma. Нужно лишь навести камеру смартфона на QR-код, размещенный на упаковке продукта, и игра начнется. Перед детьми и их родителями появится Зайка Банни – наш виртуальный герой. Он поможет приготовить капкейки, печенье, маффины и другие десерты.

Реализацию и продвижение отдали на аутсорс: внешние партнеры лучше ориентируются в диджитал-маркетинге, а значит, точнее подберут формат рекламы и нишу, дадут советы по доработке креативного контента и эффективно разместят рекламу.

Кампанию «Печем Дома и получаем подарки!» мы проводили вместе с командой Buzzoola. Это не первый наш совместный проект. Мы давно сотрудничаем с коллегами из рекламной платформы, и помимо реализации самих рекламных кампаний, они помогают нам корректировать диджитал-стратегии.

На этот раз в Buzzoola проанализировали не только российский рынок, но и западный, а затем предложили референсы. Вместе мы разработали креативы для интерактивных in feed форматов – Mobile Native Native Unit и Mobile Native Carousel – с персонажем, звуковыми дополнениями и слоганами – «Чем занять ребенка на час?», «Как украсить стол к празднику?» и др. В дополнение к мобильным форматам мы запустили масштабную OLV кампанию, за счёт чего повысили общий охват кампании. Коллеги помогли «подогнать» креативную идею под конкретную повестку и сделать рекламу нативной.

Мобильный канал для аудитории мамы с детьми всегда успешно отрабатывает для нашего бренда, и для этой кампании практически все KPI удалось перевыполнить. Количество показов превысило ожидаемые показатели более чем на 60%, в зависимости от формата. Пользователи совершили 120 тысяч переходов на промосайт, а CTR на разных форматах объявлений достигал 5%.

Мы привязали масштабную акцию к празднику – День Победы. В качестве основного инструмента акции «Города России» выбрали голосование за свой любимый город.

Механика проста: потребитель должен был зарегистрировать QR-код, который он получал при покупке продукции «Московский Картофель» в сети магазинов «Магнит». Так он получал шанс выиграть приз из основного фонда, а при добавлении карты лояльности «Магнита» участвовал в розыгрыше особо ценных призов. Также участники могли оставить отзыв и поделиться фотографиями своего города.

Не только разработка идеи, но и продакшен всех рекламных материалов выполнялся сотрудниками in-house. Мы разделили всю активность на несколько флайтов, каждый из которых длился приблизительно по две недели. Например, на старте нашего промо – в начале мая – мы запустили флайт «Патриотизм». Контент был приурочен ко Дню Победы, поэтому call-to-action наших рекламных сообщений заключался в голосовании и выражении чувств к любимому городу при помощи текстов и фотографий. Затем мы запускали флайты, посвященные механике промо, летнему сезону и анонсированию event в городе-победителе.

Для поддержки проекта в интернете и на ТВ мы использовали не только статичные изображения и анимации, но и видеоролики. В нескольких из них снялись сотрудники нашей компании, прошедшие кастинг.

Также мы размещали фотографии с нашими сотрудниками в постах для социальных сетей и на баннерах, установленных вдоль основных магистралей Москвы:

Разрабатывая контент самостоятельно, мы смогли добиться высоких показателей эффективности рекламной кампании: охватили максимально широкую аудиторию, показали рекламные объявления 66,5 миллионов раз, и это только в интернете.

Собственному маркетинговому и креативному хабу также можно делегировать работу с амбассадорами и мероприятиями. Эффективность этого подхода мы проверили на нашем флагманском бренде каш.

У бренда «Геркулес» долгое время не было представителя, лица. Команда компании «Русский Продукт» определила его главные качества: известный спортсмен-семьянин, ведущий здоровый образ жизни и не вызывающий негатива в сети. По мысли авторов кампании это должны быть люди, на которых дети захотят равняться, которыми будут вдохновляться.

Отбор кандидатов мы проводили долго и только своими силами – многие спортсмены не соответствовали параметрам, не были близки нам по духу и взглядам на жизнь. Но поиски завершились успешно.

Амбассадорами бренда «Геркулес» стала теннисистка и мама Елена Веснина, а также пляжный волейболист и отец Вячеслав Красильников. Вместе с ними мы продвигаем «Геркулес» на спортивных турнирах и других масштабных событиях.

Творческая группа приняла решение встраиваться в ивенты ненавязчиво. Интеграция должна быть органичной, соответствовать основной идее и специфике. Бренд не должен перетягивать внимание на себя, ведь зрители приходят наблюдать за спортивными состязаниями.

К каждому мероприятию мы относимся как к созданию продукта, организацией от начала и до конца мы занимаемся in-house. Самый свежий проект прошел в коллаборации с Вячеславом Красильниковым – в октябре в Сочи он открывал свой волейбольный клуб. На протяжении трех дней гости мероприятия наслаждались пляжной игрой в брендированных «Геркулесом» зонах, имели возможность получить яркий мерч, а также вкусные и полезные призы.

Если вы приняли решение о создании креативной инхаус-структуры, необходимо собрать команду сотрудников, обладающих глубокой экспертизой, которая позволит сообща генерировать рекламные идеи и механики.

Вот несколько важных правил:

Феномен запуска креативного сегмента внутри компании, не имеющей отношения к рекламе, наблюдается по всему миру. Тенденция особенно усилилась в пандемию – кризис вынудил корпорации наращивать собственную экспертизу, сводить к минимуму внешние затраты и проводить ревизию внутренних кадров. Такая форма работы останется с нами надолго: осознанное потребление – это теперь, в том числе, и про бизнес.

Источник

Инхаус или консалтинг – кому проще начать свой бизнес

Работа in house что это

Те, кто работал в юридическом консалтинге, значительно чаще открывают свой юридический бизнес, чем инхаус-юристы. Для этого есть объективные причины: особенности поставленных задач, взаимодействия с клиентом и структуры компаний. Кому проще найти себя в юридическом бизнесе – бывшему инхаусу или экс-сотруднику крупной юрфирмы – и какие преимущества и недостатки имеют оба сценария? Об этом рассказали управляющие партнёры российских юридических компаний.

Только опыт в инхаусе – юридической службе внутри компаний – может дать юристу возможность понять, что необходимо для бизнеса клиента. Так считает Александр Аронов, глава юридической компании «Аронов и партнёры», начавшей работу в начале 2016 года. Аронов – выходец из инхауса и до открытия собственной компании успел поработать и в корпорациях, и в госструктурах. Такой профессиональный путь – скорее исключение, чем правило для российского юррынка: число тех, кто начал свой бизнес, выйдя из инхауса, среди управляющих партнёров минимально. Классический сценарий – «исход» из консалтинга, причем нередко из зарубежной компании. Какие преимущества даёт будущему руководителю работа в инхаусе и консалтинге, какая «стартовая площадка» больше подходит для начала своего бизнеса и в чём особенности обоих вариантов – Право.ru узнало у самих руководителей юрфирм.

Инхаус: аргументы «за»

Анастасия Асташкевич, глава компании «Асташкевич и партнёры», проработала по специальности 15 лет. Десять из них она провела в юридических департаментах крупных компаний. «Когда ты продумываешь тонкости крупных проектов, подобных строительству «Южного потока», ты уже точно понимаешь, что нужно бизнесу», – говорила Асташкевич в ходе конференции Право.ru, посвящённой юридическим стартапам. При этом мотивация директора фирмы и мотивация юриста в консалтинге разная: решить задачу с юридической точки зрения и решить ее, преследуя определенную предпринимательскую цель, – далеко не одно и то же. Понимание предпринимательской идеи, заложенной в бизнес компании, – одно из основных преимуществ, о котором упоминают выходцы из инхауса. «Клиенту не нужны красивые отчеты, презентации и заключения. Клиенту нужно понять, как можно при минимальных издержках наиболее быстро и эффективно решить возникшую проблему», – говорит Александр Аронов.

Из этого вытекает и другой положительный момент: возможность реализовывать проекты «под ключ». «Это могут быть проекты, разные по масштабу и сроку, с огромным количеством вводных и участников», – говорит Александр Аронов. Для их реализации у выходца из инхауса есть огромный опыт. «У инхауса есть опыт ведения разноплановых дел: трудовых, антимонопольных, корпоративных, арбитража», – подтверждает и Анастасия Асташкевич.

Среди плюсов юриста-инхауса для клиента он также называет готовность оперативно включиться в работу на любом этапе: то, к чему специалисты из консалтинга, по опыту Аронова, оказываются готовы далеко не всегда.

Те, кто начинал карьеру не в консалтинге, приходят в юридический бизнес не только из корпораций – хорошим началом карьеры может быть и госслужба. «Конечно, работа чиновником накладывает на людей определённый отпечаток, там свой стиль и своя специфика. Однако в органах власти можно получить бесценный опыт на старте», – замечает Павел Катков, управляющий партнёр юридической фирмы «Катков и партнёры». Есть области, в которых данный опыт крайне полезен: работа в Роспатенте, в суде, в правоохранительных органах, при правильном подходе может сослужить хорошую службу юристу при дальнейшем его развитии в консалтинге, отмечает он.

Три правила для стартаппера-инхауса от Александра Аронова:

Минусы инхауса – плюсы консалтинга

Тем не менее, для тех юристов, кто хочет открыть свою компанию, имея за спиной только опыт работы в бизнесе или госструктурах, есть и плохие новости. Одна из них – клиентов скорее всего придётся набирать с нуля. Наработанной контактной базы у тех, кто был корпоративным юристом, как правило, нет.

Подготовиться придётся и к сложностям с маркетингом. «Мы не являемся медийными лицами. В инхаус бизнес не вкладывает деньги для продвижения его имени. Бизнесу не нужны статьи юриста, его выступления в качестве спикера на конференциях. Бизнесу нужен результат его работы. В консалтинге все наоборот, и здесь инхаусам приходится догонять», – отмечает Александр Аронов.

Другая сложность – слишком узкая специализация, если в течение долгого времени приходилось работать в одной отрасли, мало опыта и понимания функционирования других отраслей, говорит Анастасия Асташкевич. Согласен с ней и Андрей Корельский, управляющий партнёр юридической компании КИАП. «Если ты был специалистом в химической отрасли, то уже не будешь таким же крутым, например, в деревообработке. И здесь опыта инхауса уже недостаточно для того, чтобы говорить: «Я универсал в разных отраслях и понимаю разные виды деятельности», – приводит пример Корельский.

Обращают внимание юристы и на ещё одну сложность – больше психологическую, чем юридическую. «Консалтинг дает необходимый взгляд на клиентов, понимание сути адвокатской профессии, дает возможность почувствовать на собственной шкуре и радость, и недовольство клиентов. В инхаусе у тебя лишь один клиент – твоя компания, и навыков работы с внешним миром, полным других консультантов, может оказаться недостаточно», – говорит Евгений Жилин, управляющий партнёр юридической компании «Юст».

Творцы и продавцы

Разница ощущается и когда дело доходит до необходимости продавать. Консалтинговому юристу нужно быть «продающим» партнёром, уверен Андрей Корельский: «Волка кормят ноги – нужно постоянно общаться, быть проактивным. Опыт консалтингового юриста при стартапе позволяет ему иметь больше навыков – в том числе общения, вопросов, связанных с продажами». Такого же мнения придерживается и Максим Кульков, управляющий партнёр юридического бутика ΚΚ&P. Он убеждён: начинать свое дело в юридическом бизнесе гораздо проще после работы в консалтинге.

Максим Кульков, управляющий партнёр KK&P:

«Главное отличие топового юриста или партнера в консалтинге от топового инхауса в том, что первый умеет продавать услуги, а второй не умеет, каким бы хорошим юристом или управленцем он не был. «Под умением продавать» я имею в виду не только поиск новых клиентов для предложения им юруслуг. Прежде всего – это клиентоориентированность, то есть умение схватить суть потребностей клиента, чтобы удовлетворить их максимально эффективным для последнего образом. Только годы работы в консалтинге, опыт консультирования десятков и сотен клиентов развивают такие способности».

Что заставляет инхауса уйти?

Уход из инхауса в консалтинг на рынке стал наблюдаться чаще. Однако это не тренд, а индивидуальное решение, как правило связанное с тем, что юрист хочет разнообразить практику и уйти с накатанных рельсов, уверена Анастасия Асташкевич.

«Моя мотивация заключалась в том, что проекты стали однотипными, работа – рутинной. В итоге появилось желание сменить вектор и попробовать себя в адвокатуре», – рассказывает Асташкевич. После ухода из инхауса она пошла стажёром к Хейфецу. Год «чёрной работы» показал: то, что закладывает классическая адвокатура – колоссальный опыт.

Принимая решение о выходе в самостоятельное плавание, важно не переоценить свои возможности, предупреждает Екатерина Тиллинг, старший партнёр и сооснователь юридической фирмы «Тиллинг Петерс».

Главный ориентир – стабильность, степень и уровень которой помогут определить откровенные ответы самому себе на следующие три основных вопроса:
первый вопрос – об уровне собственного профессионализма, то есть насколько высоки уровень и качество моего собственного профессионального сервиса, который я могу предложить клиентам;
второй – кто мои клиенты? То есть какие у меня есть в арсенале текущие или ближайшие проекты, а также формы сотрудничества, которые мне их помогут обеспечить;
и третий вопрос – моя команда: я сам, либо мои партнеры-единомышленники, либо еще и команда юристов-исполнителей, которые помогут мне донести мою высокую компетенцию до клиента и обеспечить выполнение текущих задач.
Если специалист, принимающий решение о выходе в стартап, обладает указанными ресурсами, то не важно, откуда он начинает свое свободное плавание – из инхауса или из консалтинга. Стабильное уверенное начало ему будет обеспечено.

Впрочем, один из основных факторов, толкающих юристов – и из консалтинга, и из инхауса – начать своё дело: интерес к развитию и здоровые амбиции. «Мне интересно. Я получаю удовольствие от работы и от того, что сформировал команду единомышленников. Со мной работают только те люди, которые мне интересны, с которыми мне комфортно, я инвестирую время и деньги в собственное дело», – говорит Александр Аронов.

Когда важен баланс

И всё же, каковы бы ни были плюсы и минусы карьерных сценариев, оптимальным вариантом всегда оказывается «золотая середина».

Преимуществом команды новой юридической фирмы будет наличие опыта работы и в консалтинге, и в корпоративных управлениях, уверен Иван Апатов, глава консалтинговой компании White Collar Marketing. Преимущества работы в консалтинге очевидны — умение работать в сфере услуг, опыт работы с различными участниками рынка. Работа в корпоративных управлениях даёт глубокое понимание отраслевых проблем, а также опыт оценки поставщиков услуг, соответственно понимание психологии заказчика, отмечает он.

Когда в одном лице сливается консалтинг и инхаус, юрист способен видеть ситуацию с разных сторон и может найти баланс между плюсами и минусами опыта в обоих видах деятельности, соглашается и Андрей Корельский. О балансе в работе он знает не понаслышке: хотя начинал он как консалтинговый юрист, в своё время был и инхаусом в департаменте крупной холдинговой структуры. «Тогда я воспринимал консультантов несколько в штыки – у меня был свой департамент, свои люди, которые многое делали лучше, чем предлагаемые консультанты со стороны. Но когда я начал работать в консалтинге, позиция немножко – а может и значительно – поменялась», – рассказывает Корельский. «В итоге пригодились навыки и инхауса, и консалтингового юриста – в том числе и в стартапе, который я создал спустя 8 лет после начала практической деятельности уже обладая опытом в обеих отраслях. Это помогло взять лучшее с обеих сторон юридического рынка,» – заключает он.

Источник

Инхаус, агентство или фриланс: где комфортнее? Личный опыт

Специалист по контекстной рекламе Дарья Васильченко ушла на фриланс после работы на стороне клиента и в агентстве. Где, по ее мнению, лучше, комфортнее и почему — читайте в этой колонке.

Работа in house что это

За пятилетнюю digital-карьеру мне удалось поработать в трех ипостасях: в качестве маркетолога в штате большой фармацевтической компании, многоруким многоногом в интернет-агентстве и свободным художником фрилансером.

Я решила сравнить эти места работы, сопоставить факты и ответить на вопрос: где трудиться комфортнее и перспективнее? Начнем с моего первого места работы — в штате компании.

Инхаус: много опыта и дисциплина

Я начинала свою карьеру, столкнувшись с вечной проблемой всех выпускников: работу найти сложно, так как опыта мало, а опыта не набраться, так как нет работы. Это был 2014 и я еще не верила во фриланс. Поэтому упорно искала работу в качестве помощника маркетолога в штат на рекрутинговых сайтах.

Спустя примерно пять месяцев поиска меня позвали в отдел маркетинга фармацевтической компании. Звучит солидно, но у фирмы был крайне ограниченный бюджет на зарплату сотрудникам, и мне предложили самую минимальную ставку, которой еле хватало на еду и оплату комнаты в питерской коммуналке. Но глупо было не согласиться: организация большая, я решила, что опыта точно поднаберусь.

Это было сложное и забавное время, когда приходилось выкручиваться с минимальными бюджетами и учиться всему на ходу, но опыта я получила действительно вагон.

Возможности для развития здесь были и, хотя они ограничивались в основном наблюдениями, на первых порах мне этого было достаточно. Я наблюдала за корпоративной культурой, тем, как строит свою работу добрый руководитель отдела маркетинга (вот тут мне повезло), и тем, как работать в условиях ограниченного бюджета и под завалами постоянно прибывающих задач.

Мы постоянно разрабатывали новые линейки продуктов и вели интернет-магазин — все это надо было продвигать. Я писала тексты для всех соцсетей, придумывала и проводила конкурсы и розыгрыши, участвовала в тестах и исследованиях, проводила конкурентную разведку, параллельно изучала и запускала SMM и контекстную рекламу с минимумом вложений.

Команда отдела маркетинга была большой, дружной и старательной. Нас мотивировало, что вот сейчас мы наберемся опыта и перейдем туда — в место мечты! Что, собственно, и произошло с большинством. Отсюда следует вывод: нужна мотивация, которая в этом случае выходила за рамки компании.

Мотивация. Для меня это был исключительно опыт. Мне не удалось поверить в компанию, где платили минимальную зарплату. Извините, но есть всем хочется.

Заработок. Я уверена, что есть организации, где труд оплачивают соизмеримо вкладу. И всегда сначала придется попотеть, научиться и доказать, что ты готов к следующему уровню ответственности и, соответственно, зарплаты. Здесь же, к сожалению, увеличение оплаты не предвещалось, о чем мне честно сказали сразу. Поэтому я планировала, что проработаю около года и отправлюсь на поиски лучшей жизни.

Загрузка работой всегда была неимоверной. Но больше всего меня возмущала необходимость приходить к 9:00 и ни минутой позже. Я понимаю, что большинство людей так работает, но мне всегда казалось, что это меня ограничивает. И по сей день я думаю так же.

Соцпакет и отпуск. Здесь все было четко: по трудовой книжке и кодексу.

В агентстве: развитие и причастность к общему делу

Спустя девять месяцев я не выдержала и подалась обратно на рекрутинговые сайты в поисках более высокооплачиваемой работы. Меня взяли в одно небольшое digital-агентство. Мне показалось, что попала в место мечты, но я ошибалась. Зато опять получила гору опыта.

Мне пришлось самостоятельно учиться SEO-продвижению, контекстной и таргетированной рекламе и это все надо было делать одновременно для всех клиентов, которых для начала мне дали пять штук. Вы представьте: я ничего из этого не умею, а на меня вешают ответственность за результат по открутке рекламного бюджета.

Таким специалистом в агентстве я была одна, остальные занимались другими направлениями: создавали сайты, верстали, делали стратегии, наполняли сайт контентом и т. д. По сути, это такая же экономия бюджета на зарплате: агентство не могло себе позволить держать несколько сотрудников для одного направления. И поэтому спросить и научиться у кого-то не было возможности.

Это был довольно стрессовый период моей жизни: я старалась как могла. Ночевала на работе, изучала бесплатные статьи и туториалы в интернете, из кожи вон лезла, чтобы получить результат. Но меня хватило на четыре месяца. Наши взгляды с руководителем не сошлись, и я ушла оттуда прямо перед новым 2016 годом.

Спустя несколько недель меня пригласили на собеседование в перспективное и развивающееся агентство контекстной рекламы. Попала по знакомству — меня рекомендовала девушка, с которой мы успели немного поработать в предыдущем агентстве.

Первое, что я увидела на собеседовании, — это адекватность к срокам выполнения работы и понимание, что мне еще нужно во многом разобраться. Платить обещали примерно так же, как и на прошлом месте, и я согласилась не раздумывая.

Итак, я начала заниматься только контекстной рекламой. Вначале нужно было многому научиться, самым сложным для меня было делать свою работу быстро и без ошибок. Но все равно, у меня было такое ощущение, что мозг отдыхает, так как мне не приходилось распыляться и делать хорошо всё сразу: и сайты оптимизировать, и за день настроить таргет и контекст так, чтобы тысяча лидов пришла.

Возможности для развития в агентстве оказались просто безграничными по сравнению с предыдущими местами. Я могла выбрать любой курс, книгу, обучающий материал, и агентство могло оплатить мне платные материалы. Не всё, конечно, но такая возможность была всегда. И если я приходила с достойными аргументами, что мне это действительно нужно, я это получала.

Я могла развиваться и расти как в своем отделе, так при желании и перейти в другой. Это вдохновляло. Однако все эти плюшки были потому, что агентство росло и развивалось, а с ним должны были расти и мы.

Команда. Много молодых, прогрессивных, умных людей. Что может еще лучше способствовать развитию, желанию приходить на работу и творить?

Мотивация. Во-первых, агентство развивалось на глазах, и это сильно влияло на мотивацию. Когда я пришла, нас было 60 человек. Через два года — за 200. Открыли направления в других странах, были удаленные сотрудники и в других городах. Увеличивался офис, улучшались условия работы. Когда ты это видишь, то, само собой, хочешь становиться более крутым и опытным специалистом, становясь причастным к такому росту компании.

Во-вторых, просто были условия для профессионального развития и погружения в деятельность компании.

И, в-третьих, я всегда чувствовала благодарность и поддержку, хотелось отплатить тем же.

Загрузка работой, конечно, была большой. Но, я могла сфокусироваться на своем направлении, хоть и работала в группе, которая вела около 15 больших проектов. Поэтому морально это совсем не угнетало. К тому же всегда можно было обратиться с вопросом к коллеге, научиться тому, чего ты еще не умеешь, или просто делегировать работу другому специалисту при возможности.

Заработок. В первом агентстве я стала получать чуть больше, чем в компании. Перейдя во второе, я также выросла и получала уже немного выше средней зарплаты по Петербургу. При этом я понимала, что карьерный рост возможен, и постоянно видела такие примеры. Поэтому была вполне довольна.

Соцпакет и отпуск. Все было в рамках закона. Отпуск давали без проблем, всегда кто-то мог в рабочей группе или отделе меня заменить.

Не могу сказать, что мне не нравилась своя работа, но в голове у меня всегда сидела мысль: я хочу и могу работать как фрилансер. Я думала об этом еще до того, как устроилась в фармацевтическую компанию. Со временем мое желание не стало меньше.

Мне кажется, что это в первую очередь зависит от того, как ты хочешь жить. В моих ценностях на одном из первых мест стоит свобода, именно поэтому я всегда хотела работать и существовать как отдельная единица.

На фрилансе: доход и свобода

Спустя два года я ушла на фриланс: по сарафанному радио ко мне пришли два клиента. К слову, работая в агентстве, я тоже иногда брала другие проекты, что мне никогда не мешало.

Через полгода у меня уже было около десяти клиентов и, наконец, я созрела до того, чтобы взять помощника и делегировать работу руками. Сейчас я работаю как менеджер проекта: анализирую, ставлю задачи, контролирую выполнение, общаюсь с клиентами, отвечаю за финансы, документы и несу полную ответственность за конечный результат.

Чувствую ли я себя сейчас свободнее? Определенно. Мне не нужно ехать в офис, быть где-то в определенное время, никакой бюрократии.

Конечно, есть минусы даже в плане свободы — я не могу полностью выключиться и пойти отдыхать. В любой момент мне может написать клиент, что есть какая-то проблема или горящая задача — и я бегу ее решать. Но всегда можно сделать все возможное, чтобы предотвратить катастрофу, и со всеми договориться. Такие навыки общения тоже нарабатываются с опытом.

Возможности для развития. Я сама себе хозяйка и выбираю, что мне интересно, хочу ли я развиваться в чем-то и что мне дальше изучать. Но теперь самой приходится финансировать свое обучение.

Команда. Когда ты фрилансер, то сам выбираешь, работаешь ты в команде или самостоятельно. И команду у тебя тоже есть возможность выбрать и обучить самому. Сейчас у меня есть помощник, с которым у нас полное взаимопонимание. Мне вполне хватает общения с помощником и клиентами. Кроме того, при желании я всегда могу встретиться с бывшими коллегами. Так что скучно не бывает.

Мотивация. Для меня сейчас мотивация только денежная, так как мое развитие влечет за собой увеличение дохода. Больше знаешь — больше можешь предложить. Больше опыта — понимаешь, как построить свою работу так, чтобы взять больше клиентов и тратить на это меньше времени.

Загрузка работой. Самое классное, что я могу сама контролировать свой загруз. Не хочется больше клиентов — не беру. Никто не скажет, что я мало выполняю обязанностей. Как правило, я стараюсь взять на себя чуть меньше предела. Я понимаю, что могу еще, но в то же время не упахиваюсь.

Заработок. Поначалу мой доход был меньше, чем в агентстве, но уже через месяца три я зарабатывала больше. Сейчас примерно в 2–3 раза больше. Но это и возлагает на меня во столько же раз больше ответственности и обязует ежемесячно подсчитывать и планировать действия, которые приведут меня к такому же доходу или выше.

Когда достиг определенного уровня, ниже спускаться уже не хочется. Поэтому поначалу приходится работать больше, а затем приноравливаешься выполнять те же задачи, не тратя много времени.

Соцпакет и отпуск. Никто не контролирует меня, когда я собираюсь съездить отдохнуть, но никто и не подменит. Я выстроила свою рабочую систему так, что есть задачи, которые могу сделать только я, и меня это устраивает. Да, мне могут писать и в отпуске, но я всегда провожу подготовительную работу: связываюсь с клиентами, предупреждаю, планирую задачи на мой отпуск (их выполняет помощник). Пока еще не было критичных ситуаций, которые нужно было решать сию минуту.

Отпускные и больничный мне тоже никто не оплатит, но это не то, ради чего я хотела бы вернуться на наемную работу.

Налоги. Практически сразу я оформила ИП и получаю оплату на свой расчетный счет. Налоги, конечно, приходится платить — 6% по УСН. Также есть обязательные страховые взносы — в пенсионный фонд и ДМС — около 36 тысяч рублей в год. Совсем не напрягает, если оплачивать в течение года. Да, это издержки, но я просто принимаю их как данность.

Что в сухом остатке

Хочу подвести итог и собрать все плюсы и минусы.

Инхаус

Плюсы. Есть возможность пойти дальше — в топ-менеджмент. Также есть варианты карьерного развития, но с ограничениями и рамками, которые я не люблю. Зато, конечно, и все блага наемной работы прилагаются: соцпакет, страховка, отпуск, больничный, декрет, замена при отпуске.

Минусы. Пятидневная рабочая неделя, босс, необходимость ходить в офис, нет возможности беспрепятственно выбирать, что ты хочешь делать. Зарплата, на которую ты не можешь влиять напрямую.

Думаю, мне было бы скучно теперь работать с одной тематикой, к тому же в рамках одной организации я бы не смогла постоянно развиваться. Здесь есть потолок по зарплате и должности — руководитель группы контекстной рекламы, только если не перейти в смежный отдел маркетинга, например.

Агентство

Плюсы. Рост гораздо стремительнее и зависит от конкретного агентства. Классная компания единомышленников. Все новинки индустрии ты пробуешь и тестируешь сразу. Сопричастность к общему делу — это потрясающее ощущение. Работа с разными тематиками. Защищенность со стороны агентства: если ты что-то натворишь, отвечать будет компания. Возможность договориться о более свободном графике.

Минусы. Даже если ты договорился об удобном графике (например, два дня в неделю работать дома, а в остальные дни в офис приходить к 11), все равно надо идти в офис, ходить на планерки, участвовать в общих рабочих активностях. Есть руководитель, который может дергать. Куча народу вокруг. Ощущение рутины.

Фриланс

Плюсы. Хочешь — работаешь, хочешь — нет. Можешь выбрать клиента сам. Если с клиентом проблемно работать, с ним можно расстаться. Выходные и отпуск — когда нужно, не надо отпрашиваться. Лично набираешь команду или работаешь один. Не отчитываешься перед боссом. Сам влияешь на доход. Полностью контролируешь свою рабочую сферу жизни. Можно заниматься параллельно другой работой. Свобода передвижения — берешь ноутбук и работаешь хоть с Филиппин.

Минусы. Нельзя полностью отключиться от рабочего режима. Приходится самостоятельно искать клиентов, но мне повезло: у меня не бывает ситуаций, когда я сижу без работы. Сам будешь отвечать за свои действия и сам будешь договариваться с клиентом. Ведение бухгалтерии и планирование бюджета издержек, оплата налогов — но это не совсем минус, просто нужно к этому привыкнуть.

Я не могу сказать, что навеки останусь на фрилансе. Скорее, я смотрю в сторону полноценного предпринимательства, но совсем в другой области. Оглянувшись назад, я вижу, что все шаги были пройдены мной не зря, я иду только вперед и продолжаю развиваться.

Главный совет, который хочу дать, если ты выберешь фриланс: соблюдай рабочую дисциплину, планируй день, делай рабочие дела в начале дня — тогда будет проще и эффективнее твоя работа. Бывают периоды спада энергии, когда хочется расслабиться и смотреть сериалы. Но не позволяй совсем расслабленному режиму затягивать тебя в лень.

Каждый опыт хорош. Сейчас я гордо называю себя фрилансером и довольна своим положением. Но посмотрим, что будет дальше.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *