Рабфаки для чего были созданы
Рабочие факультеты
Полезное
Смотреть что такое «Рабочие факультеты» в других словарях:
Рабочие факультеты — (рабфаки) общеобразовательные учебные заведения (или подразделения учебных заведений) в СССР, осуществлявшие в 1920 1940 е годы подготовку в вузы молодежи, не получившей среднего образования. Октябрьская революция 1917 года привела к коренному… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Рабочие факультеты — рабфаки, общеобразовательные учебные заведения (или их подразделения) для подготовки в вузы рабочих и крестьян, не имевших ранее возможности получить среднее образование. Создание Р.ф. было связано с регулированием приёма в вузы по классовому … Педагогический терминологический словарь
РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ — рабфаки, в СССР. общеобразоват. уч. заведения (или их подразделения). для подготовки в вузы рабочих и крестьян, не имевших ранее возможности получить ср. образование. Создание Р. ф. было связано с регулированием приёма в вузы по классовому… … Российская педагогическая энциклопедия
Высшее образование — совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В … Большая советская энциклопедия
Рабочий факультет — У этого термина существуют и другие значения, см. Рабфак (значения). Рабочий факультет (рабфак), в СССР: в 1920 1930 е гг. учреждения системы народного образования (курсы, позже собственно факультеты), осуществлявшие предподготовку… … Википедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Вечернее образование — одна из форм подготовки специалистов высшей и средней квалификации, квалифицированных рабочих, а также обучения молодёжи и взрослых в средней общеобразовательной школе без отрыва от трудовой деятельности. Термин «В. о.» принят условно:… … Большая советская энциклопедия
Рабочий класс СССР. Пролетариат России в борьбе с самодержавием и капитализмом — Рабочий класс СССР. ═ Пролетариат России в борьбе с самодержавием и капитализмом. Пролетариат в России, как и в др. странах, начал складываться ещё в феодальном обществе (предпролетариат). На мануфактурах и заводах 17≈18 вв. (Урал, города Центра… … Большая советская энциклопедия
Рабочий класс СССР — Пролетариат России в борьбе с самодержавием и капитализмом. Пролетариат в России, как и в др. странах, начал складываться ещё в феодальном обществе (предпролетариат). На Мануфактурах и заводах 17 18 вв. (Урал, города Центра и Севера… … Большая советская энциклопедия
Университеты — (от лат. universitas – совокупность, общность) высшие учебно научные заведения, ведущие подготовку специалистов по совокупности дисциплин, составляющих основы научного знания. История У. начинается с эпохи западно европейского… … Большая советская энциклопедия
Рабфак МГУ. От зарождения до ликвидации
Слово «рабфак» постепенно уходит из нашего словаря. В последнее десятилетие оно чаще ассоциируется с популярной сатирической музыкальной группой, но не со своим оригинальным значением. Первоначально же «рабочие факультеты» (рабфаки) — это специальные учебные подразделения с ускоренной программой, которые готовили представителей рабочей и крестьянской молодёжи для поступления в университеты и институты.
Рабфаки существовали официально с 1919 по 1940-е годы, их число достигло тысячи в начале 1930-х, а обучалось на них около 350 тысяч человек. Практика подготовительных курсов для рабочих и крестьян была и во второй половине XX века, и слово «рабфак» было их неофициальным синонимом. По-прежнему разного рода курсы для целевых групп — например, для отслуживших в армии — вузовские преподаватели могут по старинке назвать «рабфаками». Однако сегодня это явление уже совсем незаметное.
Как же начиналась история рабфаков? Посмотрим на самый яркий их пример — Рабочий факультет имени Покровского в главном университете страны — Московском университете (МГУ), и проследим его историю от зарождения до ликвидации.
«Рабфаковцы». Художник И. Е. Васильченко. 1971 год
Детище революции
После прихода к власти большевики начали коренные преобразования во всех сферах жизни общества, в том числе в образовании.
Итак, задача была ясна — быстрыми и радикальными мерами обеспечить преобладание лояльного правительству контингента в университетской среде. Один из рассматриваемых способов — «перевоспитание старых специалистов», переманивание их на свою сторону — претворялся в жизнь, однако не мог полностью реализовать поставленную задачу. Поэтому Наркомат народного просвещения во главе с Анатолием Луначарским с первых же месяцев своего существования стал разрабатывать проекты реформы высшей школы.
В июле 1918 года Наркомпрос созвал Всероссийское совещание представителей высших учебных заведений по реформе высшей школы. 2 августа благодаря его работе Совнарком РСФСР издал декрет «О правилах приёма в высшие учебные заведения». Согласно нему, любое лицо не младше 16 лет, вне зависимости от пола и гражданства, может стать слушателем любого высшего учебного заведения без предоставления документов о среднем образовании. Одновременно с этим декретом, в тот же день, было издано постановление «О преимущественном приёме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего крестьянства». Нарушение постановления каралось сдачей под революционный трибунал.
Рабфак идёт. Художник Борис Иогансон. 1928 год
Таким образом, социальное происхождение стало единственным определяющим фактором при приёме в вуз, а уровень образования, пусть он даже и отсутствовал, значения не имел. Результат был предсказуем: в университеты хлынули потоки новых студентов, но к высокому уровню учебных требований они были не готовы. Ректор Московского университета Михаил Новиков вспоминал:
« Большинство вновь поступивших, не будучи допускаемо к семинарским и практическим занятиям, чувствовало себя в роли посторонних посетителей университета, притом недостаточно подготовленных… Вскоре началось фактическое отпадение этих чуждых университету элементов, и после непродолжительного наводнения студенческие кадры вновь вступили в свои нормальные берега».
Любопытно, что даже лояльная большевикам профессура стала задумываться о необходимости подготовки новых социальных слоёв к поступлению в вузы. Об этом рассуждал профессор Павел Штернберг, астроном и большевик, на заседании Государственной комиссии по просвещению 20 апреля 1918 года, предложив создать подготовительные курсы для рабочих. Инициативу поддерживали студенты-коммунисты: в Московском институте народного хозяйства (ныне Российский экономический университет имени Плеханова, «Плешка») 2 февраля 1919 года был создан первый в стране рабфак при активном участии местных студентов и рабочих Замоскворечья.
Институт народного хозяйства имени Карла Маркса, где был создан первый рабфак
Начало
Впрочем, «рабфак имени Артёма» (так назвали тот самых первый рабфак по имени участвующего в нём рабочего) был низовой самодеятельностью. Ещё до его появления Наркомпрос приказал открыть в Москве 13 курсов по подготовке рабочих и крестьян в высшие школы. Все они были автономными учреждениями, не связанными с конкретными вузами — все, кроме одного. Единственным вузовским рабфаком стали курсы при 1-ом Московском Государственном университете, бывшем Императорском Московском университете и будущем МГУ. Подготовительные курсы при 1-м МГУ были открыты 16 января 1919 года — раньше, чем «рабфак имени Артёма». Но, в связи с тем, что название «рабфак» для курсов 1-го МГУ тогда ещё не использовалось, почётное звание первого так и осталось за учреждением при Московском институте народного хозяйства.
Длительность обучения на курсах при 1-м МГУ, в зависимости от предварительной подготовки, составляла 1–2 года. На них записалось около 300 рабочих, которые в это же время были заняты в производстве — именно поэтому на Подготовительных курсах существовало только вечернее отделение.
В том же 1919 году московский опыт было решено распространить повсеместно. 11 сентября Наркомпрос издал постановление «Об организации рабочих факультетов при университетах». Термин «рабочий факультет» стал официальным, под ним подразумевались «подготовительные курсы, как автономные учебно-вспомогательные учреждения, имеющие целью подготовку в кратчайший срок рабочих и крестьян в высшую школу». Курсы 1-го МГУ, согласно постановлению, признавались рабочим факультетом.
Автономность рабфаков подразумевала, что они должны были находиться в непосредственном ведении Отдела высшей школы Наркомпроса, именно этот отдел утверждал президиум рабфака и финансировал факультет. В постановлении также прописывались и такие права рабфака, как «представительство во всех коллективах и президиумах высшего учебного заведения», право пользования всем имуществом и помещениями вуза, в состав которого он входил, право самостоятельно приглашать преподавательский состав. Так сложилась парадоксальная ситуация, когда администрация вуза не имела практически никаких рычагов давления на факультет, притом, что рабфак считался частью вуза и влиял на организацию его учебно-научной и общественной жизни.
Фотография Первого Московского государственного университета в 1930 году
Первоначально рабочий факультет 1-го МГУ состоял из двух отделений — физико-математического и естественного, и на нём было только вечернее отделение (дневное было открыто в начале 1920 года). Торжественное открытие факультета с оркестровым исполнением «Интернационала» состоялось 8 октября в здании историко-филологического корпуса. В числе прочих на нём выступил заместитель наркома просвещения, известный историк-марксист Михаил Покровский, имя которого было впоследствии, в декабре 1920 года, присвоено факультету. Он сказал:
« Видеть рабочего в высшей школе было главной целью моей работы в Народном комиссариате по просвещению. Теперь я вижу осуществление моей заветной мечты. Мы получим пролетария-студента, а затем профессора, и я надеюсь, что таких примеров я увижу десятки, сотни и тысячи».
Конфронтация
Надежда Крупская, в годы Гражданской войны член Государственной комиссии по просвещению, писала:
« Вспоминается, как привели раз в Наркомпрос парня, крестьянина-бедняка, который не знал даже, что существует на свете какой-то Наркомпрос, а, добравшись до Москвы, разыскал памятник Ломоносову и сел у его подножья, надеясь, что его кто-нибудь там увидит и отведёт куда надо. Пара студентов обратила на него внимание, узнала, в чём дело, и привела в Наркомпрос. Парня устроили на рабфак».
Конечно, на практике устройство на рабфак было гораздо более обыденной практикой, без романтики в духе Ломоносова. Рабочие и крестьяне попадали на рабфак путём откомандирования партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями, а также региональными исполкомами партии — скажем, за 1920–1921 годы наиболее многочисленные группы рабочих были откомандированы на рабфак Московского университета от Союза металлистов, а также от союзов строительных рабочих, железнодорожного и водного транспорта и текстильщиков.
Занятие на Рабфаке имени Покровского в МГУ. 1920 год
Нельзя сказать, что отношение старой профессуры к новому социальному явлению было целиком и полностью враждебным. Анатолий Луначарский писал об этом следующее:
« Некоторые профессора с самого начала стали отмечать не без удивления значительные успехи рабфаковцев и их „в общем“ приемлемость, когда первые окончившие рабфаковцы оказались на вузовских скамьях. Но такие профессора далеко не составляли большинства. Нельзя клепать в этом отношении целиком на профессуру. Если кто из профессоров по самому своему классовому или кастовому духу возражал против рабфаковцев, то другие просто искренно недоумевали — как будут вести они свой курс при тех многочисленных пробелах, которые сказывались в подготовке рабфаковцев».
Были даже университетские преподаватели, которые внесли собственные нововведения в рабфак: группа химиков МГУ, включавшая Николая Зелинского, Ивана Каблукова и других известных специалистов, организовала на рабфаке химическое отделение.
Однако доверие усложнялось имущественным вопросом. Рабфак «привязали» к МГУ с правом пользоваться тем имуществом, каким он захочет, вне зависимости от позиции Правления университета. Причем многие большевики считали это право таким естественным, что их искренне удивляло встречное сопротивление. Известный советский деятель Андрей Вышинский, в начале 1920-х годов преподаватель МГУ, вспоминал:
« Это было время, когда наблюдались многочисленные случаи, когда для рабфаковцев не „хватало“ вдруг аудиторий, столов, скамеек, электрических лампочек, мела для классной доски… Приходилось вести настоящую гражданскую войну за каждую — и это в самом буквальном смысле этого слова — пядь земли, за каждый метр территории того учебного заведения, при котором организовывался рабфак».
Студенты рабфака. Ярославль. 1930-е годы
Поступление в университет расценивалось частью рабфаковцев как своего рода его завоевание, подчас грабительского характера, а внутренний регламент и устоявшиеся порядки не принимались во внимание. Декан физико-математического факультета Всеволод Стратонов отмечал:
« Молодёжь этого привилегированного классового учебного заведения безвозбранно распоряжалась в „новом“ здании университета, точно в завоёванной стране. Рабфаковцы силой захватывали понравившиеся им аудитории, не считаясь ни со своей фактической потребностью, ни с тем, что таким произволом нарушалось — а иногда и делалось вовсе невозможным — правильное преподавание на основном факультете. Под натиском этой самовольной молодёжи, профессорам приходилось кочевать из аудитории в аудиторию, иногда из здания в здание, меняя часы лекций и растеривая по этой причине слушателей».
Когда Стратонов пожаловался на «бесчинства» рабфаковцев на заседании Совнаркома и попросил принять меры, Покровский назвал эти случаи «озорством». Наркомпрос не только закрывал глаза на такое «озорство», но и поощрял рабфаковцев: в сентябре 1920 года их паёк был приравнен к красноармейскому трудовому пайку, с 1922 года рабфаковцы обеспечивались стипендией в виде денег, продуктов и обмундирования, около 900 рабфаковцев, нуждающихся в жилье, обеспечивались общежитием.
Росло и число учащихся на рабфаке. В 1919 году на подготовительные курсы было подано около 300 заявлений от рабочих, в 1920 году на рабфаке обучалось 1446 человек, а в 1921 году — 2185 человек. Другие рабфаки уступали МГУ: в это же время в Пречистенском рабфаке числилось 1344 студента, а в том самом «рабфаке имени Артёма» — 933. Впрочем, осознавая, что резкая смена поколений ударит по качеству образования, советская власть не настаивала на преобладании рабфаковцев в университете, и потому даже в 1921 году «мелкобуржуазные элементы» составляли большинство учащихся.
Эксперимент по внедрению рабфаков в 1921–1922 годах был признан удачным как на I Всероссийском съезде рабочих факультетов, так и на более высоком уровне — X Всероссийском съезде Советов, который постановил «всячески и всемерно развивать и укреплять» деятельность рабфаков. В стране тем временем завершалась Гражданская война, и можно было гораздо больше внимания уделять мирным задачам — в том числе образованию.
Рабфаковка. Художник Николай Смолин. 1930 год
Реорганизация
В феврале 1922 года на рабфаке МГУ начинается проверка социального состава студентов. Комиссия по чистке состояла из представителей местных партийной и комсомольской ячеек, а также представителей профсоюзных организаций. Исключению из рабфака подверглись лица, не имевшие годового производственного стажа, и лица «чуждого социального происхождения». Данная акция была логическим следствием подавления оппозиционных настроений среди преподавательского состава и связанной с ним ликвидацией университетской автономии — яркий представитель старой администрации, ректор Михаил Новиков, покинул университета в 1920 году, а впоследствии попал на «Философский пароход».
Сравнительная характеристика «Положения о рабочих факультетах», утвержденного СНК РСФСР 18 февраля 1924 года и аналогичного постановления 1919 года говорит о новых задачах, которые Наркомпрос ставил теперь перед рабфаками. В 1919 году власть задумывалась в первую очередь над тем, как «вырвать» образование из рук «буржуазных» элементов, обеспечить господство новых социальных слоёв — революционный натиск, в том числе в форме «озорства», мог только приветствоваться. Через пять лет гораздо больше внимания в Положении уделялось регламентации приёма студентов на рабфак и порядка обучения.
Продолжительность обучения по новым правилам должна была составлять 4 года, на всех рабфаках устанавливалось два уклона — технический и общественно-экономический, возраст поступающих должен быть не менее 18 лет, а стаж в производстве — не менее 3 лет. Но что самое важное — в Положении впервые законодательно прописывалась необходимость оценки знаний:
« Уровень познаний, необходимых для поступления на рабочий факультет и подробности приёма регулируются особой инструкцией, издаваемой управлением профессионального образования».
За 1920-е годы образовательный уровень как студентов, так и абитуриентов рабфака явно улучшился. В 1923–1928 годы 35590 учащихся вузов СССР (27% от общего числа) были выпускниками рабфаков. Что касается рабфака МГУ, то успеваемость студентов Московского университета, вышедших с рабфака, в течение 1920-х годов практически сравнялась с успеваемостью остальных студентов, а на медфаке и вовсе была выше других категорий.
Студенты рабфака МГУ. 1936 год
Такой результат был связан с усилением образовательных требований. С 1922 года преподавателями и администрацией рабфака начали разрабатываться единые учебные программы. Эпоха хаотичной проверки знаний «бригадными» методами прошла и уступало место экзаменам. Росли также требования к квалификациям преподавателей рабфака, и в 1926 году в Москве были созданы курсы по их переподготовке. К концу 1920-х годов рабфак МГУ был разделён уже на 4 уклона: технический, естественный, общественный и педагогический.
Общественная жизнь рабфаковцев становилась разнообразнее. В июне 1923 г. в Московском университете стала выпускаться газета рабочего факультета «Рабфаковец». Рабочие силы студентов рабфака использовались во время летних каникул для политико-просветительской работы в деревне: рабфаковцы организовывали в сельской местности работу комсомольских ячеек и сельских клубов, помогали подъёму сельского хозяйства. Также группы рабфаковцев нередко брали шефство над фабричными общественно-политическими кружками и типографиями.
Были и отдельные общественные кампании. В 1928 году рабочий факультет оказал значительную поддержку коллективу МГУ в работе по ликвидации неграмотности в Хамовническом районе Москвы. Рабфак выделил для этой работы 350 студентов, которые совместно со студентами других факультетов обучили до 2 тысячи неграмотных. После начала «великого перелома» в сельской политике рабфаковцы из МГУ принимали активное участие в хлебозаготовках 1929–1930 годов, вели пропагандистскую работу в деревне в рамках политики коллективизации.
Ликвидация
Все перечисленные выше элементы обыденной студенческой жизни 1920-х годов уже не были похожи на хаотичную осаду пролетариатом стен старого университета. Теперь сами университеты — и МГУ не исключение — были пролетарскими. А после политики ликбеза и подъёма образовательного уровня в школах потребность в «костыле» для рабочей молодёжи уже не была столь сильной.
На лекции в МГУ. Фотограф Иван Шагин. 1934 год
19 сентября 1932 года ЦИК СССР издал постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах», согласно которому вводились вступительные испытания для всех поступающих по ряду предметов (математике, химии, физике, родному языку и обществоведению). Кроме этого, постановление предусматривало укрепление университетов, и тем самым сводило на нет все попытки по разделению МГУ на ряд независимых институтов.
В 1935 году другим постановлением ЦИК и СНК СССР были отменены все установленные ранее ограничения по приёму в вузы, связанные с социальным происхождением. Таким образом, ликвидировалось и привычное для послереволюционных лет разделение на привилегированных пролетариев и «бывших» — по крайней мере, формально. Существование отдельных рабочих факультетов тем самым теряло смысл.
В сентябре 1937 года ЦК ВКП/б/ выпустило постановление «О рабфаках». Отмечая положительные итоги деятельности рабфаков, «ЦК признаёт необходимым, чтобы Совнарком и Наркомпрос РСФСР приняли необходимые меры к укреплению сети рабфаков и к дальнейшему улучшению постановки в них учебного дела». Но одновременно в этом же году приказом Наркомпроса Рабочий факультет МГУ был закрыт. Противоречие? Отнюдь нет. Ликвидация сети полноценных рабфаков растянулась на несколько лет, вплоть до конца 1940-х годов, но главный вуз страны уже был готов самостоятельно отбирать «лучших из лучших», формируя интеллектуальную элиту советского государства.
Вузовцы. Художник Константин Юон. 1929 год
На картине можно увидеть т.н. Казаковский корпус МГУ — до строительства комплекса на Ленинских горах главное здание Московского университета
Рабфаки для чего были созданы
До революции студентами могли стать только выпускники классических гимназий, реальных и коммерческих училищ и духовных семинарий. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения» снял все ограничения (вступительные экзамены, плата за обучение, гендерные ограничения, социальное происхождение). Согласно декрету, «каждое лицо, независимо от гражданства и пола, достигшее 16 лет, может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения без предоставления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы». Понятно, что это не сделало вузы доступными для пролетарской молодежи, не имеющей необходимого базового образования (поначалу в студенты ринулись многие, но надежда освоить науки с помощью «пролетарского нутра» успеха не имела). Поэтому в 1919 году были созданы рабочие факультеты рабфаки, которые готовили детей рабочих и крестьян к поступлению в высшие учебные заведения. Декрет СНК РСФСР «О рабочих факультетах» появился год спустя, в сентябре 1920 г., тогда же был взят курс на «пролетаризацию» высшей школы.
«Пролетаризация это привлечение в стены этой школы новых кадров студенчества из среды индустриального пролетариата, настоящих пролетариев от станка и верстака, с фабрик, заводов и рудников; дальнейшее расширение этого понятия видоизменение методов преподавания и окончательное изживание еще имеющейся в высшей школе схоластики».
Н.И. Челяпов, ректор Московского института народного хозяйства (сейчас Плехановка), при котором был открыт первый рабфак в Москве (второй при МГУ).
На рабфак принимались молодые люди от 18 до 30 лет, имеющие трудовой стаж не менее трех лет, комсомольцы или члены партии. Сначала туда принимали без вступительных испытаний (требовалось удовлетворительное владение письменной и устной речью и знание четырех действий арифметики). Но со временем правила ужесточились. В 1921 г. был введен принцип командирования в вузы абитуриентов партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями. Поступающие, получившие командировку, принимались в первую очередь, однако они должны были иметь уровень подготовки, предъявляемый к выпускникам школ II ступени и рабочих факультетов. В этот период поступить в вуз некомандированным было еще возможно, хотя такие абитуриенты зачислялись в последнюю очередь в случае наличия свободных мест. Переломным стал 1922 г. Поступление лиц без командировок было ограничено, а в некоторые вузы и вовсе закрыто. Общее количество вакантных мест распределялось между командирующими организациями: рабочими факультетами, ЦК РКП, ВЦСПС, ЦК РКСМ, ПУР, которые должны были направлять на учебу кандидатов, отвечающих классовым принципам. В «Положении о высших учебных заведениях» 1922 г., принятом СНК, указывалось, что вузы РСФСР «имеют цель. распространять научные знания среди широких слоев пролетарских и крестьянских масс, интересы которых во всей деятельности высшего учебного заведения должны стоять на первом плане». Происхождение абитуриента стало решающим фактором при его приеме в высшую школу. Учитывая тяжелое экономическое положение страны, в 1924 году был принят декрет «О взнимании платы в высших учебных заведениях РСФСР», который содержал детально разработанную шкалу оплаты. Бесплатно учились выпускники рабфаков, члены ВКП(б) и РКСМ, беднейшие крестьяне, безработные, соответствующего происхождения, бывшие воины Красной Армии, работники просвещения и их дети (спасибо Крупской), круглые сироты, находящиеся на государственном попечении, командированные партийными организациями. Размер и принцип назначения оплаты носили четкий классовый характер (рабочие с зарплатой от 50 до 75 рублей в месяц, платили за год 25 рублей; с зарплатой от 76 до 100 40 рублей; от 101 до 150 60 рублей; от 201 до 300 150 рублей). Крестьяне, которые зарплату не получали вообще, платили от 15 до 25 рублей в год. Плата за обучения должна была улучшить материальное положение вузов, поскольку экономическое положение было тяжелое (революция, гражданская война) и денег у государства на образование не хватало.
Нельзя сказать, что классовый принцип комплектования вузов был единодушно поддержан партийной верхушкой. Н.К. Крупская (и не она одна), активно критиковала жесткую политику пролетаризации вузов, называя ее «дворянской навыворот». Соглашаясь с тем, что вузы должны быть открыты для рабочих и крестьян, она настаивала на том, что высшее образование должно быть доступно и для талантливых детей «нетрудовых элементов», а «недостатки происхождения» могут быть исправлены воспитанием в пролетарском духе. В данном случае к Надежде Константиновне прислушались. И несмотря на то, что правильное социальное происхождение еще долго оставалось бонусом, выделялись места для «талантливых» и «успешно закончивших» средние школы, а также была введена новая категория командируемых «трудовая интеллигенция». А в 1926 году СНК РСФСР уровнял (при поступлении) детей работников государственной учреждений с детьми рабочих.
Ходоровский И.И., Где и как учиться рабочему
Содержит четкую и внятную информацию, необходимую любому молодому человеку, желающему получить профессиональное образование любого уровня. Тут и про школы фабзауча, и про профессионально-технические школы и про техникумы, и, конечно же про вузы и рабфаки. Глава «Где и как сделаться инженером» (с. 27).
«Наши учебные заведения подготовляют, как принято говорить, высококвалифицированных специалистов. Такие специалисты, подготовляемые в индустриально-технических вузах, называются инженерами. Всякий рабочий знает, что такое инженер. Это такой специалист, которому поручается самостоятельное управление заводом или частью этого завода (цех), самостоятельное руководство электрической станцией, руководство добычей угля, нефти, производство больших строительных работ и т.д.».
Далее следует перечисление действующих вузов республики. Отмечается, что поступать можно не во всякий вуз, «каждой губернии, каждой области и каждому округу указано, в какой вуз оттуда можно поступать», кроме вузов всесоюзного значения, расположенных в Москве и Ленинграде. Поступающему должно быть не меньше 17 лет, к заявлению о приеме следует приложить свидетельство об образовании (но это не обязательно будет принят тот, кто окажется подготовленным). Но не любой подготовленный, поскольку второй документ справка о социальном положении как поступающего, так и его родителей. Третий документ справка от врача, что здоровье учиться позволяет.
В 1927 году для поступления нужно было пройти испытания по русскому языку, обществоведению, арифметике, алгебре, геометрии, тригонометрии и физике «..в общем можно сказать, что всякий поступающий в вуз должен иметь знаний не меньше, чем те, которые дает 9-летняя трудовая школа или рабочий факультет (рабфак)». Но недостаточный уровень подготовки не был препятствием для стремящихся в инженеры, поскольку для них действовали рабфаки.
«Легко сказать, поступить в вуз. Для этого надо иметь большие знания…при царе рабочий в школе учился мало и не имел возможности подготовиться к вузу. Советская власть с первых дней стала заботиться о том, чтобы помочь взрослым рабочим получить необходимые знания. Для этой цели созданы рабочие факультеты».
В 1927 году на рабфак принимались молодые люди не моложе 18 лет, имеющие трудовой стаж не менее 3-х лет; если лет больше 20 не меньше 4-х лет стажа; от 25 до 30 лет не менее 6 лет, имеющие командировку и прошедшие проверку знаний (бегло читать, письменно излагать свои мысли, уметь считать производить первые четыре арифметических действия). По политграмоте нужно знать «что из себя представляет наше советское государство, какой у нас строй, чем отличается от того, что имеется в других государствах и странах и т.д.». Рабфаки были вечерние, где обучались без отрыва от производства, и дневные, с отрывом от производства. Но хоть автор нашего пособия утверждает обратное, на дневном рабфаке учиться было не легче, поскольку стипендии были очень маленькими, общежития были не везде, значит нужно было снимать и оплачивать жилье, так что часто «дневные» рабфаковцы часто искали подработку, чтобы хоть как-то содержать себя.
В конце издания приложен список образовательных учреждений, при которых действуют рабфаки (по состоянию на 1927 г.).
Но не все хотели в инженеры, были и те, кто хотел получить другие специальности. О том, какие есть профессии, их общественном значении и практических сторонах профессиональной деятельности следующее издание.
Опарин И.М. Чему учиться. выбор профессии. Экономист. Кооператор. Юрист
«Каждый человек должен знать что-нибудь обо всем и все об одном. Эта четкая формула, данная старым другом учащейся молодежи, покойным К.А. Тимирязевым, чрезвычайно ярко характеризует сущность образовательной работы… Подготовка в вузе работника определенной профессии, имеющего резко очерченный круг обязанностей, тесная связь теоретических дисциплин с практикой таково направление высшего образования в СССР».
Статьи подготовлены с участием специалистов психотехнических лабораторий, которые в то время занимались вопросами научной организации труда, в том числе профориентацией. Задача сборника, как сообщает составитель, помочь школьнику рабфаковцу и вообще идущему в высшую школу разобраться в важнейших профессиях. При составлении сборника, авторы стремились «осветить положение профессий в советских условиях», а также рассказать о специальных требованиях, которым должен удовлетворять работник определенной профессии. При этом большинство авторов статей о профессиях дают характеристику вузов, готовящих этих специалистов.
Все специалисты высшего звена в то время были не только профессионалами своего дела, но и «бойцами идеологического фронта». Чрезвычайно важной обязанностью экономиста была «работа в периодической и непериодической печати и педагогическая работа»; кооператор, поскольку «кооперация, способная охватить все стороны крестьянского хозяйства, представляет собой столбовую дорогу к социализму в деревне», отвечал за организацию в деревне «борьбы с частным капиталом»; юристы, владеющие техникой применения «классовых законов» должны были, наряду со своими непосредственными обязанностями, заниматься ликвидация юридической безграмотности, популяризацией советского права и закона, а также «…отдавать все свои силы на дело укрепления диктатуры рабочего класса и социалистического строительства». Отдельно хочется отметить очень востребованную и почетную в то время, а ныне не существующую, профессию политработника. Их готовили комвузы (коммунистические университеты), целевой установкой которых была «подготовка квалифицированного политпросветчика-партийца, проводящего путем политико-просветительной работы директивы партии и принимающие активное участие в агитационно-пропагандистской работе». В комвузы принимались только партийцы и комсомольцы, имеющие политико-просветительный стаж. К 1932 году все они были реорганизованы, в основном, в высшие коммунистические сельскохозяйственные школы (деревня долго оставалась слабым звеном в системе идеологического воспитания), а политработников стала готовить Высшая школа пропагандистов при ЦК ВКП(б).
Очень любопытная статья о профессии педагога. Автор отмечает резкое падение интереса молодежи к педагогической профессии, а также крайнюю непопулярность ее у мужской части молодежи, объясняя это тем, что
«помимо всех иных причин социального порядка, толкающих женщину на учительскую кафедру, несомненно сказывается повышенное, менее заторможенное, чем у мужчины, биологическое призвание женщины к работе с детьми».
В качестве общей причины непопулярности, отмечается, что «профессия продолжает оставаться сравнительно плохо обеспечивающей, мало защищенной от профессиональных вредностей и требующей в современных условиях огромного нервно-психического напряжения».
Впрочем, заканчивается статья про учителей на вполне оптимистической ноте, «Советская страна взяла твердый курс на то, чтобы один из мудрейших лозунгов революции, касающийся устроения судьбы учителя был выполнен: педагог будет у нас поставлен на такую высоту, на какой он не стоит ни в одной буржуазной стране. И если сейчас еще кое-какие трудности существуют, то надо помнить, что от них и следа не останется к тому времени, когда подойдет новая смена педагогов, подготовленных новой советской школой».
Далее идут статьи о профессии врача, инженера, агронома и лесовода, о военной профессии вообще и военно-летной в частности. Завершают список художник и актер, поскольку «только воспитав на новых основах и новыми методами молодых работников искусства, можно будет в корне разрешить проблему искусства в СССР».
Приложением к сборнику даны указатель литературы и указатель вузов СССР (с перечислением факультетов).
Следующее издание брошюра из серии «В помощь тысячникам и рабочим, поступающим во ВТУЗы» рассказывает о последней кампании, предпринятой государством в борьбе за пролетаризацию высшего образования. Тысячники рабочие, направляемые в вузы партийными и профсоюзными организациями предприятий с целью последующей замены старых специалистов (в смысле дореволюционных), в том числе, на руководящих должностях. Отмечалась и вторая важнейшая задача воспитание кадров новой интеллигенции. Тысячники готовились по ускоренным программам (курс на максимальное сокращение сроков обучения). В данной кампании акцент был сделан на приеме в институты не молодежи, а уже взрослых рабочих из числа коммунистов, но не старше 35 лет (конечно были и моложе, но 60 % первых тысячников были старше 30 лет).
«Пусть посмотрят буржуазные барчуки и классные дамы, претендовавшие на умение учиться и познавать высшую науку, на тысячников. Представители буржуазии считали, что рабочий класс не способен к учебе, что он больше имеет склонность к физическому труду, что наука удел избранных… Ошиблись, дали осечку. Теперь бита последняя надежда заграничных балалаечников относительно того, что большевики не сумеют овладеть технической наукой, что можно расстраивать советское хозяйство путем создания вредительских организаций».
Бронтман Л.К. От станка во втуз
В первой части брошюры авторы энергично и с неподдельным энтузиазмом разъясняют важность данного решения партии, значение подготовки «красных специалистов» для народного хозяйства, а также положительные стороны сокращенной программы подготовки, отражающей «невиданные темпы развития народного хозяйства», которых не знала, в том числе и «такая мощная капиталистическая держава, как Америка».
Тысячники должны были не только заменить сомнительных во всех отношениях «специалистов старой формации» в промышленности, но и впоследствии решить проблему с научными кадрами, также «неудовлетворительными по своему социальному и партийному составу». Предполагалось, что через три-четыре года начнется массовое вступление тысячников «в ряды аспирантуры вузов и научно-исследовательских институтов».
Незамедлительного решения требовала проблема распределения кадров. Выпускники вузов не спешили уезжать на работу в удаленные от Москвы и Ленинграда регионы:
«инженеры, окончившие столичные втузы категорически отказываются ехать в провинцию, состоят на биржах труда и, наконец, устраиваются в тресты и учреждения в качестве чертежников, проектировщиков и даже бухгалтеров…в финансовых органах Москвы работают инженеры, а в Ленинградском отделении госбанка квалифицированные агрономы».
В то время как тысячники, придя в вуз с завода, туда же после окончания вуза и возвращались.
Вторая часть книги содержит очень подробную информацию о действующей на тот момент в СССР системе профессионально-технического образования (включая подробное описание вузов и втузов), а также методические рекомендации поступающим на подготовительные курсы, включая порядок оформления работ, примерные учебные программы по предметам, и указания первокурсникам (как записать лекцию; роль технической книги и учебника; практические занятия (семинары); как написать контрольную; как подготовиться к зачету и пр.).
Чем же закончилась «пролетаризация»? Когда первая большая партия выпускников инженерных специальностей, в том числе, из числа тысячников, пришла на производство, выяснилось, что заменить старых специалистов они не могут (предприятия жаловались на нехватку практических знаний у молодых специалистов; молодые специалисты жаловались на пробелы в теоретических знаниях по механике, физике, математике). И государство, перед которым стояла задача скорейшего восстановления экономики страны, пошло на смягчение отношения к непролетарским кадрам, «перешедшим на сторону советской власти». Был принят ряд постановлений, согласно которым инженерно-технические работники перестали считаться «служащими» (категория трудящихся, ограниченная в правах), а были уравнены в правах с индустриальными рабочими, в том числе, их дети получили те же льготы при поступлении в вузы, что и дети рабочих.
Примерно в это же время началась перестройка системы образования, в том числе, высшего. Были приняты документы, устанавливающие единый порядок работы вузов, от приема до окончания. Базовым предметам отводилось 80-85% всего учебного времени. Основной формой преподавания стали лекции, семинарские и лабораторные работы. Были введены обязательные для всех абитуриентов вступительные экзамены, а также промежуточные экзамены для оценки академической успеваемости. Были введены курсовые и дипломные работы. Академические критерии были установлены для назначения на преподавательские должности.
Что касается рабфаков, то после 1930-х число их начало сокращаться, поскольку необходимую подготовку дети рабочих и крестьян стали получать в общеобразовательных и вечерних школах. Последний рабфак был закрыт в Москве в октябре 1941 года.
Что еще можно почитать на эту тему. В нашей ЭБ есть три номера журнала «Омский рабфаковец» за 19271928 гг. Он издавался силами молодых людей, обучавшихся на омском рабфаке Сибирского института сельского хозяйства и лесоводства. Конечно это не страница на фейсбуке, но все-таки источник непосредственных впечатлений участников почти в режиме реального времени.
А в зале общественных наук РГБМ можно взять книгу из серии «Культура повседневности», рассказывающую о жизни и быте молодежи 20-х гг., там тоже есть и про студентов, и про «пролетаризацию», и про рабфаки А.Ю. Рожков В кругу сверстников: жизненный мир молодого человека в Советской России 1920-х годов / Александр Рожков. Москва : Новое литературное обозрение, 2014. 630 с.