Рабфак что это значит

Значение слова «рабфак»

Рабфак что это значит

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

РАБФА’К, а, м. (нов.). Сокращение слов: рабочий факультет (см. рабочий 2 ).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

рабфа́к

1. советск. сокр. к рабочий факультет ◆ И в 1922 году он поступает на рабочий факультет (рабфак) при шахтёрском техникуме в донбасской столице Юзовке. Г. Х. Попов, Н. А. Аджубей, «Пять выборов Никиты Хрущева (журнальный вариант)» // «Наука и жизнь», 2008 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Поработав машинистом, папа поступил учиться на рабфак, получил впоследствии диплом инженера-металлиста. Т. И. Шмыга, «Счастье мне улыбалось», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Рабфак что это значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: прудок — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Рабочие факультеты

Рабфак что это значит

Рабочие факультеты (рабфаки) — общеобразовательные учебные заведения (или подразделения учебных заведений) в СССР, осуществлявшие в 1920-1940-е годы подготовку в вузы молодежи, не получившей среднего образования.

Октябрьская революция 1917 года привела к коренному преобразованию университетского образования в стране.

Правилами приема в вузы, установленными декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 2 августа 1918 года, трудящимся было предоставлено право поступать в высшую школу без документа об образовании. Новые правила привлекли в вузы большое число рабочих и крестьян. Но так как у большинства желающих поступить в вуз не было соответствующей подготовки, с 1919 года в ряде университетов страны была развернута сеть подготовительных курсов (рабочих факультетов), которая должна была обеспечить необходимый уровень знаний поступающих.

Законодательно система рабочих факультетов была оформлена декретом СНК РСФСР «О рабочих факультетах» от 17 сентября 1920 года.

На рабочие факультеты принимались рабочие и крестьяне в возрасте от 16 лет, занятые физическим трудом, по командировкам предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов; обучение на рабочих факультетах приравнивалось к работе на производстве; слушатели обеспечивались государственными стипендиями. Лица нефизического труда принимались при наличии 3-х лет (позже 4-х и 6-ти лет) партийного или комсомольского стажа и свободных мест.

В 1921/1922 учебном году на дневных отделениях рабочих факультетов был установлен трехлетний срок обучения, на вечерних — четырехлетний.

На 1 апреля 1921 года в стране было 59 рабочих факультетов, на которых обучалось в целом около 25,5 тысяч учащихся. К 1932/1933 учебному году работало свыше одной тысячи рабфаков, на которых обучалось около 350 тысяч человек.

В 1925 году рабфак окончили 6,8 тысяч человек, более половины из них поступили в технические вузы. За 1926-1929 годы в высшую школу поступило около 25 тысяч рабфаковцев.

В целях развития высшего образования среди нерусских народов на рабочих факультетах создавались национальные отделения. Срок обучения на таких отделениях и факультетах увеличивался до 4-5 лет, организовывались подготовительные группы. Образовательный ценз, в зависимости от местных условий и культурного уровня населения, мог снижаться до элементарной грамотности, например, знания первых правил арифметики. В 1924 году в РСФСР имелись два национальных рабфака и 12 отделений, в 1928/1929 учебном году — шесть национальных рабфаков и 36 отделений, охвативших свыше 40 национальностей.

В 1920-е годы рабочие факультеты являлись, по сути, краткосрочной общеобразовательной школой, готовившей пополнение для любых вузов. На рубеже 1920-1930-х годов, в рамках реформы высшего образования, они были реорганизованы по принципу специализации и целевого назначения.

С 1933/1934 учебного года все большую роль в подготовке в вузы рабочих и крестьян начинают играть средние общеобразовательные учебные заведения и вечерние школы для рабочих-производственников. Программы рабочих факультетов стали составляться на основе программ десятилеток. Постепенно рабфаки превращались в общеобразовательные школы обычного типа, а их количество неуклонно сокращалось. В конце 1930-х — начале 1940-х годов рабфаки были упразднены (последний был закрыт в Москве в октябре 1941 года).

В 1960-е годы в СССР при некоторых вузах и промышленных предприятиях стали появляться школы для рабочих-производственников с целью подготовки в вузы рабочих, уже имевших среднее образование. Массовое появление «рабфаков» нового типа привело к организации при вузах специальных подготовительных отделений, ставших впоследствии структурной частью вузов (постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 августа 1969 года «Об организации подготовительных отделений
при высших учебных заведениях»).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Рабфак МГУ. От зарождения до ликвидации

Сло­во «раб­фак» посте­пен­но ухо­дит из наше­го сло­ва­ря. В послед­нее деся­ти­ле­тие оно чаще ассо­ци­и­ру­ет­ся с попу­ляр­ной сати­ри­че­ской музы­каль­ной груп­пой, но не со сво­им ори­ги­наль­ным зна­че­ни­ем. Пер­во­на­чаль­но же «рабо­чие факуль­те­ты» (раб­фа­ки) — это спе­ци­аль­ные учеб­ные под­раз­де­ле­ния с уско­рен­ной про­грам­мой, кото­рые гото­ви­ли пред­ста­ви­те­лей рабо­чей и кре­стьян­ской моло­дё­жи для поступ­ле­ния в уни­вер­си­те­ты и институты.

Раб­фа­ки суще­ство­ва­ли офи­ци­аль­но с 1919-го по 1940‑е годы, их чис­ло достиг­ло тыся­чи в нача­ле 1930‑х, а обу­ча­лось на них око­ло 350 тысяч чело­век. Прак­ти­ка под­го­то­ви­тель­ных кур­сов для рабо­чих и кре­стьян была и во вто­рой поло­вине XX века, и сло­во «раб­фак» было их неофи­ци­аль­ным сино­ни­мом. По-преж­не­му раз­но­го рода кур­сы для целе­вых групп — напри­мер, для отслу­жив­ших в армии — вузов­ские пре­по­да­ва­те­ли могут по ста­рин­ке назвать «раб­фа­ка­ми». Одна­ко сего­дня это явле­ние уже совсем незаметное.

Как же начи­на­лась исто­рия раб­фа­ков? Посмот­рим на самый яркий их при­мер — Рабо­чий факуль­тет име­ни Покров­ско­го в глав­ном уни­вер­си­те­те стра­ны — Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те (МГУ), и про­сле­дим его исто­рию от зарож­де­ния до ликвидации.

Рабфак что это значит «Раб­фа­ков­цы». Худож­ник И. Е. Василь­чен­ко. 1971 год

Детище революции

После при­хо­да к вла­сти боль­ше­ви­ки нача­ли корен­ные пре­об­ра­зо­ва­ния во всех сфе­рах жиз­ни обще­ства, в том чис­ле в обра­зо­ва­нии. Но в обра­зо­ва­тель­ной сре­де ката­стро­фи­че­ски мало были пред­став­ле­ны рабо­чие и кре­стьяне — те слои насе­ле­ния, кото­рые были соци­аль­ной опо­рой новой вла­сти. Это каса­лось как пре­по­да­ва­тель­ско­го, так и сту­ден­че­ско­го соста­ва рос­сий­ских вузов. Мало того — сре­ди это­го соста­ва было нема­ло тех, кто крайне нега­тив­но отно­сил­ся к рево­лю­ции и новым порядкам.

Итак, зада­ча была ясна — быст­ры­ми и ради­каль­ны­ми мера­ми обес­пе­чить пре­об­ла­да­ние лояль­но­го пра­ви­тель­ству кон­тин­ген­та в уни­вер­си­тет­ской сре­де. Один из рас­смат­ри­ва­е­мых спо­со­бов — «пере­вос­пи­та­ние ста­рых спе­ци­а­ли­стов», пере­ма­ни­ва­ние их на свою сто­ро­ну — пре­тво­рял­ся в жизнь, одна­ко не мог пол­но­стью реа­ли­зо­вать постав­лен­ную зада­чу. Поэто­му Нар­ко­мат народ­но­го про­све­ще­ния во гла­ве с Ана­то­ли­ем Луна­чар­ским с пер­вых же меся­цев сво­е­го суще­ство­ва­ния стал раз­ра­ба­ты­вать про­ек­ты рефор­мы выс­шей школы.

В июле 1918 года Нар­ком­прос созвал Все­рос­сий­ское сове­ща­ние пред­ста­ви­те­лей выс­ших учеб­ных заве­де­ний по рефор­ме выс­шей шко­лы. 2 авгу­ста бла­го­да­ря его рабо­те Сов­нар­ком РСФСР издал декрет «О пра­ви­лах при­ё­ма в выс­шие учеб­ные заве­де­ния». Соглас­но нему, любое лицо не млад­ше 16 лет, вне зави­си­мо­сти от пола и граж­дан­ства, может стать слу­ша­те­лем любо­го выс­ше­го учеб­но­го заве­де­ния без предо­став­ле­ния доку­мен­тов о сред­нем обра­зо­ва­нии. Одно­вре­мен­но с этим декре­том, в тот же день, было изда­но поста­нов­ле­ние «О пре­иму­ще­ствен­ном при­ё­ме в выс­шие учеб­ные заве­де­ния пред­ста­ви­те­лей про­ле­та­ри­а­та и бед­ней­ше­го кре­стьян­ства». Нару­ше­ние поста­нов­ле­ния кара­лось сда­чей под рево­лю­ци­он­ный трибунал.

Рабфак что это значит Раб­фак идёт. Худож­ник Борис Иоган­сон. 1928 год

Таким обра­зом, соци­аль­ное про­ис­хож­де­ние ста­ло един­ствен­ным опре­де­ля­ю­щим фак­то­ром при при­ё­ме в вуз, а уро­вень обра­зо­ва­ния, пусть он даже и отсут­ство­вал, зна­че­ния не имел. Резуль­тат был пред­ска­зу­ем: в уни­вер­си­те­ты хлы­ну­ли пото­ки новых сту­ден­тов, но к высо­ко­му уров­ню учеб­ных тре­бо­ва­ний они были не гото­вы. Рек­тор Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та Миха­ил Нови­ков вспоминал:

«Боль­шин­ство вновь посту­пив­ших, не будучи допус­ка­е­мо к семи­нар­ским и прак­ти­че­ским заня­ти­ям, чув­ство­ва­ло себя в роли посто­рон­них посе­ти­те­лей уни­вер­си­те­та, при­том недо­ста­точ­но под­го­тов­лен­ных… Вско­ре нача­лось фак­ти­че­ское отпа­де­ние этих чуж­дых уни­вер­си­те­ту эле­мен­тов, и после непро­дол­жи­тель­но­го навод­не­ния сту­ден­че­ские кад­ры вновь всту­пи­ли в свои нор­маль­ные берега».

Любо­пыт­но, что даже лояль­ная боль­ше­ви­кам про­фес­су­ра ста­ла заду­мы­вать­ся о необ­хо­ди­мо­сти под­го­тов­ки новых соци­аль­ных сло­ёв к поступ­ле­нию в вузы. Об этом рас­суж­дал про­фес­сор Павел Штерн­берг, аст­ро­ном и боль­ше­вик, на засе­да­нии Госу­дар­ствен­ной комис­сии по про­све­ще­нию 20 апре­ля 1918 года, пред­ло­жив создать под­го­то­ви­тель­ные кур­сы для рабо­чих. Ини­ци­а­ти­ву под­дер­жи­ва­ли сту­ден­ты-ком­му­ни­сты: в Мос­ков­ском инсти­ту­те народ­но­го хозяй­ства (ныне Рос­сий­ский эко­но­ми­че­ский уни­вер­си­тет име­ни Пле­ха­но­ва, «Плеш­ка») 2 фев­ра­ля 1919 года был создан пер­вый в стране раб­фак при актив­ном уча­стии мест­ных сту­ден­тов и рабо­чих Замоскворечья.

Рабфак что это значит Инсти­тут народ­но­го хозяй­ства име­ни Кар­ла Марк­са, где был создан пер­вый рабфак

Начало

Впро­чем, «раб­фак име­ни Артё­ма» (так назва­ли тот самых пер­вый раб­фак по име­ни участ­ву­ю­ще­го в нём рабо­че­го) был низо­вой само­де­я­тель­но­стью. Ещё до его появ­ле­ния Нар­ком­прос при­ка­зал открыть в Москве 13 кур­сов по под­го­тов­ке рабо­чих и кре­стьян в выс­шие шко­лы. Все они были авто­ном­ны­ми учре­жде­ни­я­ми, не свя­зан­ны­ми с кон­крет­ны­ми вуза­ми — все, кро­ме одно­го. Един­ствен­ным вузов­ским раб­фа­ком ста­ли кур­сы при 1‑ом Мос­ков­ском Госу­дар­ствен­ном уни­вер­си­те­те, быв­шем Импе­ра­тор­ском Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те и буду­щем МГУ. Под­го­то­ви­тель­ные кур­сы при 1‑м МГУ были откры­ты 16 янва­ря 1919 года — рань­ше, чем «раб­фак име­ни Артё­ма». Но, в свя­зи с тем, что назва­ние «раб­фак» для кур­сов 1‑го МГУ тогда ещё не исполь­зо­ва­лось, почёт­ное зва­ние пер­во­го так и оста­лось за учре­жде­ни­ем при Мос­ков­ском инсти­ту­те народ­но­го хозяйства.

Дли­тель­ность обу­че­ния на кур­сах при 1‑м МГУ, в зави­си­мо­сти от пред­ва­ри­тель­ной под­го­тов­ки, состав­ля­ла 1–2 года. На них запи­са­лось око­ло 300 рабо­чих, кото­рые в это же вре­мя были заня­ты в про­из­вод­стве — имен­но поэто­му на Под­го­то­ви­тель­ных кур­сах суще­ство­ва­ло толь­ко вечер­нее отделение.

В том же 1919 году мос­ков­ский опыт было реше­но рас­про­стра­нить повсе­мест­но. 11 сен­тяб­ря Нар­ком­прос издал поста­нов­ле­ние «Об орга­ни­за­ции рабо­чих факуль­те­тов при уни­вер­си­те­тах». Тер­мин «рабо­чий факуль­тет» стал офи­ци­аль­ным, под ним под­ра­зу­ме­ва­лись «под­го­то­ви­тель­ные кур­сы, как авто­ном­ные учеб­но-вспо­мо­га­тель­ные учре­жде­ния, име­ю­щие целью под­го­тов­ку в крат­чай­ший срок рабо­чих и кре­стьян в выс­шую шко­лу». Кур­сы 1‑го МГУ, соглас­но поста­нов­ле­нию, при­зна­ва­лись рабо­чим факультетом.

Авто­ном­ность раб­фа­ков под­ра­зу­ме­ва­ла, что они долж­ны были нахо­дить­ся в непо­сред­ствен­ном веде­нии Отде­ла выс­шей шко­лы Нар­ком­про­са, имен­но этот отдел утвер­ждал пре­зи­ди­ум раб­фа­ка и финан­си­ро­вал факуль­тет. В поста­нов­ле­нии так­же про­пи­сы­ва­лись и такие пра­ва раб­фа­ка, как «пред­ста­ви­тель­ство во всех кол­лек­ти­вах и пре­зи­ди­у­мах выс­ше­го учеб­но­го заве­де­ния», пра­во поль­зо­ва­ния всем иму­ще­ством и поме­ще­ни­я­ми вуза, в состав кото­ро­го он вхо­дил, пра­во само­сто­я­тель­но при­гла­шать пре­по­да­ва­тель­ский состав. Так сло­жи­лась пара­док­саль­ная ситу­а­ция, когда адми­ни­стра­ция вуза не име­ла прак­ти­че­ски ника­ких рыча­гов дав­ле­ния на факуль­тет, при­том, что раб­фак счи­тал­ся частью вуза и вли­ял на орга­ни­за­цию его учеб­но-науч­ной и обще­ствен­ной жизни.

Рабфак что это значит Фото­гра­фия Пер­во­го Мос­ков­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та в 1930 году

Пер­во­на­чаль­но рабо­чий факуль­тет 1‑го МГУ состо­ял из двух отде­ле­ний — физи­ко-мате­ма­ти­че­ско­го и есте­ствен­но­го, и на нём было толь­ко вечер­нее отде­ле­ние (днев­ное было откры­то в нача­ле 1920 года). Тор­же­ствен­ное откры­тие факуль­те­та с оркест­ро­вым испол­не­ни­ем «Интер­на­ци­о­на­ла» состо­я­лось 8 октяб­ря в зда­нии исто­ри­ко-фило­ло­ги­че­ско­го кор­пу­са. В чис­ле про­чих на нём высту­пил заме­сти­тель нар­ко­ма про­све­ще­ния, извест­ный исто­рик-марк­сист Миха­ил Покров­ский, имя кото­ро­го было впо­след­ствии, в декаб­ре 1920 года, при­сво­е­но факуль­те­ту. Он сказал:

«Видеть рабо­че­го в выс­шей шко­ле было глав­ной целью моей рабо­ты в Народ­ном комис­са­ри­а­те по про­све­ще­нию. Теперь я вижу осу­ществ­ле­ние моей завет­ной меч­ты. Мы полу­чим про­ле­та­рия-сту­ден­та, а затем про­фес­со­ра, и я наде­юсь, что таких при­ме­ров я уви­жу десят­ки, сот­ни и тысячи».

Конфронтация

Надеж­да Круп­ская, в годы Граж­дан­ской вой­ны член Госу­дар­ствен­ной комис­сии по про­све­ще­нию, писала:

«Вспо­ми­на­ет­ся, как при­ве­ли раз в Нар­ком­прос пар­ня, кре­стья­ни­на-бед­ня­ка, кото­рый не знал даже, что суще­ству­ет на све­те какой-то Нар­ком­прос, а, добрав­шись до Моск­вы, разыс­кал памят­ник Ломо­но­со­ву и сел у его под­но­жья, наде­ясь, что его кто-нибудь там уви­дит и отве­дёт куда надо. Пара сту­ден­тов обра­ти­ла на него вни­ма­ние, узна­ла, в чём дело, и при­ве­ла в Нар­ком­прос. Пар­ня устро­и­ли на рабфак».

Конеч­но, на прак­ти­ке устрой­ство на раб­фак было гораз­до более обы­ден­ной прак­ти­кой, без роман­ти­ки в духе Ломо­но­со­ва. Рабо­чие и кре­стьяне попа­да­ли на раб­фак путём отко­ман­ди­ро­ва­ния пар­тий­ны­ми, ком­со­моль­ски­ми и проф­со­юз­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми, а так­же реги­о­наль­ны­ми испол­ко­ма­ми пар­тии — ска­жем, за 1920–1921 годы наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ные груп­пы рабо­чих были отко­ман­ди­ро­ва­ны на раб­фак Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та от Сою­за метал­ли­стов, а так­же от сою­зов стро­и­тель­ных рабо­чих, желез­но­до­рож­но­го и вод­но­го транс­пор­та и текстильщиков.

Рабфак что это значит Заня­тие на Раб­фа­ке име­ни Покров­ско­го в МГУ. 1920 год

Нель­зя ска­зать, что отно­ше­ние ста­рой про­фес­су­ры к ново­му соци­аль­но­му явле­нию было цели­ком и пол­но­стью враж­деб­ным. Ана­то­лий Луна­чар­ский писал об этом следующее:

«Неко­то­рые про­фес­со­ра с само­го нача­ла ста­ли отме­чать не без удив­ле­ния зна­чи­тель­ные успе­хи раб­фа­ков­цев и их „в общем“ при­ем­ле­мость, когда пер­вые окон­чив­шие раб­фа­ков­цы ока­за­лись на вузов­ских ска­мьях. Но такие про­фес­со­ра дале­ко не состав­ля­ли боль­шин­ства. Нель­зя кле­пать в этом отно­ше­нии цели­ком на про­фес­су­ру. Если кто из про­фес­со­ров по само­му сво­е­му клас­со­во­му или касто­во­му духу воз­ра­жал про­тив раб­фа­ков­цев, то дру­гие про­сто искрен­но недо­уме­ва­ли — как будут вести они свой курс при тех мно­го­чис­лен­ных про­бе­лах, кото­рые ска­зы­ва­лись в под­го­тов­ке рабфаковцев».

Были даже уни­вер­си­тет­ские пре­по­да­ва­те­ли, кото­рые внес­ли соб­ствен­ные ново­вве­де­ния в раб­фак: груп­па хими­ков МГУ, вклю­чав­шая Нико­лая Зелин­ско­го, Ива­на Каб­лу­ко­ва и дру­гих извест­ных спе­ци­а­ли­стов, орга­ни­зо­ва­ла на раб­фа­ке хими­че­ское отделение.

Одна­ко дове­рие услож­ня­лось иму­ще­ствен­ным вопро­сом. Раб­фак «при­вя­за­ли» к МГУ с пра­вом поль­зо­вать­ся тем иму­ще­ством, каким он захо­чет, вне зави­си­мо­сти от пози­ции Прав­ле­ния уни­вер­си­те­та. При­чем мно­гие боль­ше­ви­ки счи­та­ли это пра­во таким есте­ствен­ным, что их искренне удив­ля­ло встреч­ное сопро­тив­ле­ние. Извест­ный совет­ский дея­тель Андрей Вышин­ский, в нача­ле 1920‑х годов пре­по­да­ва­тель МГУ, вспоминал:

«Это было вре­мя, когда наблю­да­лись мно­го­чис­лен­ные слу­чаи, когда для раб­фа­ков­цев не „хва­та­ло“ вдруг ауди­то­рий, сто­лов, ска­ме­ек, элек­три­че­ских лам­по­чек, мела для класс­ной дос­ки… При­хо­ди­лось вести насто­я­щую граж­дан­скую вой­ну за каж­дую — и это в самом бук­валь­ном смыс­ле это­го сло­ва — пядь зем­ли, за каж­дый метр тер­ри­то­рии того учеб­но­го заве­де­ния, при кото­ром орга­ни­зо­вы­вал­ся рабфак».

Поступ­ле­ние в уни­вер­си­тет рас­це­ни­ва­лось частью раб­фа­ков­цев как сво­е­го рода его заво­е­ва­ние, под­час гра­би­тель­ско­го харак­те­ра, а внут­рен­ний регла­мент и усто­яв­ши­е­ся поряд­ки не при­ни­ма­лись во вни­ма­ние. Декан физи­ко-мате­ма­ти­че­ско­го факуль­те­та Все­во­лод Стра­то­нов отмечал:

«Моло­дёжь это­го при­ви­ле­ги­ро­ван­но­го клас­со­во­го учеб­но­го заве­де­ния без­воз­бран­но рас­по­ря­жа­лась в „новом“ зда­нии уни­вер­си­те­та, точ­но в заво­ё­ван­ной стране. Раб­фа­ков­цы силой захва­ты­ва­ли понра­вив­ши­е­ся им ауди­то­рии, не счи­та­ясь ни со сво­ей фак­ти­че­ской потреб­но­стью, ни с тем, что таким про­из­во­лом нару­ша­лось — а ино­гда и дела­лось вовсе невоз­мож­ным — пра­виль­ное пре­по­да­ва­ние на основ­ном факуль­те­те. Под натис­ком этой само­воль­ной моло­дё­жи, про­фес­со­рам при­хо­ди­лось коче­вать из ауди­то­рии в ауди­то­рию, ино­гда из зда­ния в зда­ние, меняя часы лек­ций и рас­те­ри­вая по этой при­чине слушателей».

Когда Стра­то­нов пожа­ло­вал­ся на «бес­чин­ства» раб­фа­ков­цев на засе­да­нии Сов­нар­ко­ма и попро­сил при­нять меры, Покров­ский назвал эти слу­чаи «озор­ством». Нар­ком­прос не толь­ко закры­вал гла­за на такое «озор­ство», но и поощ­рял раб­фа­ков­цев: в сен­тяб­ре 1920 года их паёк был при­рав­нен к крас­но­ар­мей­ско­му тру­до­во­му пай­ку, с 1922 года раб­фа­ков­цы обес­пе­чи­ва­лись сти­пен­ди­ей в виде денег, про­дук­тов и обмун­ди­ро­ва­ния, око­ло 900 раб­фа­ков­цев, нуж­да­ю­щих­ся в жилье, обес­пе­чи­ва­лись общежитием.

Рос­ло и чис­ло уча­щих­ся на раб­фа­ке. В 1919 году на под­го­то­ви­тель­ные кур­сы было пода­но око­ло 300 заяв­ле­ний от рабо­чих, в 1920 году на раб­фа­ке обу­ча­лось 1446 чело­век, а в 1921 году — 2185 чело­век. Дру­гие раб­фа­ки усту­па­ли МГУ: в это же вре­мя в Пре­чи­стен­ском раб­фа­ке чис­ли­лось 1344 сту­ден­та, а в том самом «раб­фа­ке име­ни Артё­ма» — 933. Впро­чем, осо­зна­вая, что рез­кая сме­на поко­ле­ний уда­рит по каче­ству обра­зо­ва­ния, совет­ская власть не наста­и­ва­ла на пре­об­ла­да­нии раб­фа­ков­цев в уни­вер­си­те­те, и пото­му даже в 1921 году «мел­ко­бур­жу­аз­ные эле­мен­ты» состав­ля­ли боль­шин­ство учащихся.

Экс­пе­ри­мент по внед­ре­нию раб­фа­ков в 1921–1922 годах был при­знан удач­ным как на I Все­рос­сий­ском съез­де рабо­чих факуль­те­тов, так и на более высо­ком уровне — X Все­рос­сий­ском съез­де Сове­тов, кото­рый поста­но­вил «вся­че­ски и все­мер­но раз­ви­вать и укреп­лять» дея­тель­ность раб­фа­ков. В стране тем вре­ме­нем завер­ша­лась Граж­дан­ская вой­на, и мож­но было гораз­до боль­ше вни­ма­ния уде­лять мир­ным зада­чам — в том чис­ле образованию.

Рабфак что это значит Раб­фа­ков­ка. Худож­ник Нико­лай Смо­лин. 1930 год

Реорганизация

В фев­ра­ле 1922 года на раб­фа­ке МГУ начи­на­ет­ся про­вер­ка соци­аль­но­го соста­ва сту­ден­тов. Комис­сия по чист­ке состо­я­ла из пред­ста­ви­те­лей мест­ных пар­тий­ной и ком­со­моль­ской яче­ек, а так­же пред­ста­ви­те­лей проф­со­юз­ных орга­ни­за­ций. Исклю­че­нию из раб­фа­ка под­верг­лись лица, не имев­шие годо­во­го про­из­вод­ствен­но­го ста­жа, и лица «чуж­до­го соци­аль­но­го про­ис­хож­де­ния». Дан­ная акция была логи­че­ским след­стви­ем подав­ле­ния оппо­зи­ци­он­ных настро­е­ний сре­ди пре­по­да­ва­тель­ско­го соста­ва и свя­зан­ной с ним лик­ви­да­ци­ей уни­вер­си­тет­ской авто­но­мии — яркий пред­ста­ви­тель ста­рой адми­ни­стра­ции, рек­тор Миха­ил Нови­ков, поки­нул уни­вер­си­те­та в 1920 году, а впо­след­ствии попал на «Фило­соф­ский пароход».

Срав­ни­тель­ная харак­те­ри­сти­ка «Поло­же­ния о рабо­чих факуль­те­тах», утвер­жден­но­го СНК РСФСР 18 фев­ра­ля 1924 года и ана­ло­гич­но­го поста­нов­ле­ния 1919 года гово­рит о новых зада­чах, кото­рые Нар­ком­прос ста­вил теперь перед раб­фа­ка­ми. В 1919 году власть заду­мы­ва­лась в первую оче­редь над тем, как «вырвать» обра­зо­ва­ние из рук «бур­жу­аз­ных» эле­мен­тов, обес­пе­чить гос­под­ство новых соци­аль­ных сло­ёв — рево­лю­ци­он­ный натиск, в том чис­ле в фор­ме «озор­ства», мог толь­ко при­вет­ство­вать­ся. Через пять лет гораз­до боль­ше вни­ма­ния в Поло­же­нии уде­ля­лось регла­мен­та­ции при­ё­ма сту­ден­тов на раб­фак и поряд­ка обучения.

Про­дол­жи­тель­ность обу­че­ния по новым пра­ви­лам долж­на была состав­лять 4 года, на всех раб­фа­ках уста­нав­ли­ва­лось два укло­на — тех­ни­че­ский и обще­ствен­но-эко­но­ми­че­ский, воз­раст посту­па­ю­щих дол­жен быть не менее 18 лет, а стаж в про­из­вод­стве — не менее 3 лет. Но что самое важ­ное — в Поло­же­нии впер­вые зако­но­да­тель­но про­пи­сы­ва­лась необ­хо­ди­мость оцен­ки знаний:

«Уро­вень позна­ний, необ­хо­ди­мых для поступ­ле­ния на рабо­чий факуль­тет и подроб­но­сти при­ё­ма регу­ли­ру­ют­ся осо­бой инструк­ци­ей, изда­ва­е­мой управ­ле­ни­ем про­фес­си­о­наль­но­го образования».

За 1920‑е годы обра­зо­ва­тель­ный уро­вень как сту­ден­тов, так и аби­ту­ри­ен­тов раб­фа­ка явно улуч­шил­ся. В 1923–1928 годы 35590 уча­щих­ся вузов СССР (27% от обще­го чис­ла) были выпуск­ни­ка­ми раб­фа­ков. Что каса­ет­ся раб­фа­ка МГУ, то успе­ва­е­мость сту­ден­тов Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, вышед­ших с раб­фа­ка, в тече­ние 1920‑х годов прак­ти­че­ски срав­ня­лась с успе­ва­е­мо­стью осталь­ных сту­ден­тов, а на мед­фа­ке и вовсе была выше дру­гих категорий.

Рабфак что это значит Сту­ден­ты раб­фа­ка МГУ. 1936 год

Такой резуль­тат был свя­зан с уси­ле­ни­ем обра­зо­ва­тель­ных тре­бо­ва­ний. С 1922 года пре­по­да­ва­те­ля­ми и адми­ни­стра­ци­ей раб­фа­ка нача­ли раз­ра­ба­ты­вать­ся еди­ные учеб­ные про­грам­мы. Эпо­ха хао­тич­ной про­вер­ки зна­ний «бри­гад­ны­ми» мето­да­ми про­шла и усту­па­ло место экза­ме­нам. Рос­ли так­же тре­бо­ва­ния к ква­ли­фи­ка­ци­ям пре­по­да­ва­те­лей раб­фа­ка, и в 1926 году в Москве были созда­ны кур­сы по их пере­под­го­тов­ке. К кон­цу 1920‑х годов раб­фак МГУ был раз­де­лён уже на 4 укло­на: тех­ни­че­ский, есте­ствен­ный, обще­ствен­ный и педагогический.

Обще­ствен­ная жизнь раб­фа­ков­цев ста­но­ви­лась раз­но­об­раз­нее. В июне 1923 года в Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те ста­ла выпус­кать­ся газе­та рабо­че­го факуль­те­та «Раб­фа­ко­вец». Рабо­чие силы сту­ден­тов раб­фа­ка исполь­зо­ва­лись во вре­мя лет­них кани­кул для поли­ти­ко-про­све­ти­тель­ской рабо­ты в деревне: раб­фа­ков­цы орга­ни­зо­вы­ва­ли в сель­ской мест­но­сти рабо­ту ком­со­моль­ских яче­ек и сель­ских клу­бов, помо­га­ли подъ­ёму сель­ско­го хозяй­ства. Так­же груп­пы раб­фа­ков­цев неред­ко бра­ли шеф­ство над фаб­рич­ны­ми обще­ствен­но-поли­ти­че­ски­ми круж­ка­ми и типографиями.

Были и отдель­ные обще­ствен­ные кам­па­нии. В 1928 году рабо­чий факуль­тет ока­зал зна­чи­тель­ную под­держ­ку кол­лек­ти­ву МГУ в рабо­те по лик­ви­да­ции негра­мот­но­сти в Хамов­ни­че­ском рай­оне Моск­вы. Раб­фак выде­лил для этой рабо­ты 350 сту­ден­тов, кото­рые сов­мест­но со сту­ден­та­ми дру­гих факуль­те­тов обу­чи­ли до 2 тыся­чи негра­мот­ных. После нача­ла «вели­ко­го пере­ло­ма» в сель­ской поли­ти­ке раб­фа­ков­цы из МГУ при­ни­ма­ли актив­ное уча­стие в хле­бо­за­го­тов­ках 1929–1930 годов, вели про­па­ган­дист­скую рабо­ту в деревне в рам­ках поли­ти­ки коллективизации.

Ликвидация

Все пере­чис­лен­ные выше эле­мен­ты обы­ден­ной сту­ден­че­ской жиз­ни 1920‑х годов уже не были похо­жи на хао­тич­ную оса­ду про­ле­та­ри­а­том стен ста­ро­го уни­вер­си­те­та. Теперь сами уни­вер­си­те­ты — и МГУ не исклю­че­ние — были про­ле­тар­ски­ми. А после поли­ти­ки лик­беза и подъ­ёма обра­зо­ва­тель­но­го уров­ня в шко­лах потреб­ность в «косты­ле» для рабо­чей моло­дё­жи уже не была столь сильной.

Рабфак что это значит На лек­ции в МГУ. Фото­граф Иван Шагин. 1934 год

19 сен­тяб­ря 1932 года ЦИК СССР издал поста­нов­ле­ние «Об учеб­ных про­грам­мах и режи­ме в выс­шей шко­ле и тех­ни­ку­мах», соглас­но кото­ро­му вво­ди­лись всту­пи­тель­ные испы­та­ния для всех посту­па­ю­щих по ряду пред­ме­тов (мате­ма­ти­ке, химии, физи­ке, род­но­му язы­ку и обще­ство­ве­де­нию). Кро­ме это­го, поста­нов­ле­ние преду­смат­ри­ва­ло укреп­ле­ние уни­вер­си­те­тов, и тем самым сво­ди­ло на нет все попыт­ки по раз­де­ле­нию МГУ на ряд неза­ви­си­мых институтов.

В 1935 году дру­гим поста­нов­ле­ни­ем ЦИК и СНК СССР были отме­не­ны все уста­нов­лен­ные ранее огра­ни­че­ния по при­ё­му в вузы, свя­зан­ные с соци­аль­ным про­ис­хож­де­ни­ем. Таким обра­зом, лик­ви­ди­ро­ва­лось и при­выч­ное для после­ре­во­лю­ци­он­ных лет раз­де­ле­ние на при­ви­ле­ги­ро­ван­ных про­ле­та­ри­ев и «быв­ших» — по край­ней мере, фор­маль­но. Суще­ство­ва­ние отдель­ных рабо­чих факуль­те­тов тем самым теря­ло смысл.

В сен­тяб­ре 1937 года ЦК ВКП/б/ выпу­сти­ло поста­нов­ле­ние «О раб­фа­ках». Отме­чая поло­жи­тель­ные ито­ги дея­тель­но­сти раб­фа­ков, «ЦК при­зна­ёт необ­хо­ди­мым, что­бы Сов­нар­ком и Нар­ком­прос РСФСР при­ня­ли необ­хо­ди­мые меры к укреп­ле­нию сети раб­фа­ков и к даль­ней­ше­му улуч­ше­нию поста­нов­ки в них учеб­но­го дела». Но одно­вре­мен­но в этом же году при­ка­зом Нар­ком­про­са Рабо­чий факуль­тет МГУ был закрыт. Про­ти­во­ре­чие? Отнюдь нет. Лик­ви­да­ция сети пол­но­цен­ных раб­фа­ков рас­тя­ну­лась на несколь­ко лет, вплоть до кон­ца 1940‑х годов, но глав­ный вуз стра­ны уже был готов само­сто­я­тель­но отби­рать «луч­ших из луч­ших», фор­ми­руя интел­лек­ту­аль­ную эли­ту совет­ско­го государства.

Рабфак что это значит Вузов­цы. Худож­ник Кон­стан­тин Юон. 1929 год
На кар­тине мож­но уви­деть т.н. Каза­ков­ский кор­пус МГУ — до стро­и­тель­ства ком­плек­са на Ленин­ских горах глав­ное зда­ние Мос­ков­ско­го университета

«Отми­ра­ние» рабо­че­го факуль­те­та МГУ — одна из глав­ных черт послед­них лет его исто­рии. Это не кри­зис и не упа­док, а имен­но поте­ря зна­чи­мо­сти его основ­ных функ­ций. Поэто­му, ска­жем, мож­но наблю­дать актив­ное раз­ви­тие на раб­фа­ке обще­ствен­ной жиз­ни, в кото­рой раб­фа­ков­цы при­ни­ма­ли уча­стие наравне с осталь­ным уни­вер­си­тет­ским кол­лек­ти­вом. Раз­ни­ца меж­ду раб­фа­ков­ца­ми и дру­ги­ми сту­ден­та­ми стёр­лась к тому вре­ме­ни окончательно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *