Пыли в космосе больше чем считалось прежде стиль речи
ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 188
894. Сравните тексты из учебников по физике, литературе, биологии и истории. Укажите приметы научного стиля речи и отметьте, чем отличается научный текст по физике от текста по литературе, а текст по биологии от исторического.
895. Найдите в ваших учебниках по два термина разных наук: математики, физики, истории, литературы, русского языка, биологии, географии. Укажите значение каждого термина и область науки, в которой он употребляется, составьте с ними предложения.
896. Вспомните 10 специальных слов, относящихся к вашей будущей профессии, объясните их значения, составьте с ними предложения и запишите их.
897. Прочтите тексты. К какому стилю речи вы их отнесете? Почему? Как называется этот жанр? Отметьте характерные черты жанра.
I. Мы живем в мире кристаллов, и даже наше тело отчасти состоит из них, но не из обычных, а так называемых жидких кристаллов.
Кристаллы называют «цветами земли» не столько за необычайную внешнюю красоту, сколько за красоту скрытую — прекрасную гармонию геометрически точных построений. Высокий порядок расположения и строгая периодичность повторения одних и тех же частиц — главный признак кристалла. Тогда что же такое «жидкие кристаллы»? Ведь в жидкостях и газах не существует строго упорядоченного расположения частиц, главный их признак — полная одинаковость свойств. Жидкие кристаллы — своеобразное промежуточное состояние вещества, они текучи, как вода, образуют капли, но имеют упорядоченную структуру и неодинаковые но разным направлениям физические свойства.
II. Пыли в космосе больше, чем считалось прежде. Известное явление зодиакального света (свечение ночного неба в плоскости созвездий Зодиака), как установили недавно, — отражение света от частиц космической пыли.
Альбедо — красивое слово, похоже на название испанского города. Однако такого города на карте нет. По-русски альбедо значит «белизна». Это не простое слово, а серьезный научный термин, обозначающий отношение количества света, отраженного участком поверхности во всех направлениях, к количеству света, падающего на этот участок.
Каждый на глаз отличит дерево от металла, стекло от камня, алюминий от меди. Пользуясь такими свойствами вещества, как цвет, яркость, прозрачность, блеск, человек может определить, из чего сделан данный предмет.
898. Ознакомьтесь с правилами составления конспекта и составьте конспект указанной учителем статьи учебника.
Аннотация — краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации — дать ответ на вопрос, о чем говорится в статье, книге, т.е. дать общее представление о статье или книге. В аннотации находят отражение:
1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).
2. Тема статьи (книги). Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения: статья посвящена актуальной, спорной, важной теме, вопросу, проблеме.
3. Проблематика. Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в статье. Используются следующие выражения: в статье анализируются (освещаются, описываются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы; дается анализ (характеристика, описание); приводятся результаты; излагается теория (история, методика, проблема); исследуется вопрос (проблема, процесс, зависимость, свойства).
4. Адресат. Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения: статья предназначена для специалистов в области; представляет интерес для (широкого круга читателей, учащихся средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений, студентов вузов, аспирантов, учителей) и т.п.
899. Образец аннотации содержится практически в любой книге. Ознакомьтесь со структурой аннотации и составьте свой вариант аннотации статьи, указанной учителем.
Реферат — это краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата — ответ на вопрос о том, что нового и существенного говорится в статье (книге). Реферат может быть составлен по одному источнику (реферат-резюме) или по нескольким (реферат-обзор).
900. Ознакомьтесь с принципами составления реферата-резюме и напишите реферат по предложенной учителем теме, книге или статье.
1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).
2. Тема. Указывается общая тема источника, при этом используются следующие выражения: посвящена теме (вопросу, проблеме).
3. Композиция, Указывается, сколько структурных частей, какие. При этом используются следующие выражения: состоит из (включает в себя, содержит) разделов (частей, глав).
4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения: во введении указывается (отмечается), что; в первой главе (части) автор отмечает (указывает, делает вывод), что; вторая глава (часть, раздел) посвящена (содержит), по мнению автора; в третьей главе; в заключении указывается (отмечается, автор приходит к выводу о том), что и т. п.
5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие рисунков, таблиц, схем. Используются выражения типа: свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы и т.д.
6. Оценка сделанных автором статьи (книги) выводов, собственные аргументированные выводы об анализируемой проблеме.
901. В приведенных ниже предложениях найдите лишние слова и выражения, устраните многословие и исправьте ошибки. Определите отрасль науки и жанр научной речи, в котором могли бы быть использованы приведенные фрагменты.
1. Метод фотоупругости является весьма эффективным при исследовании динамического напряженного состояния строительных конструкций. 2. Предлагаемая вниманию читателей книга содержит перевод первого тома отредактированных лекций по наиболее актуальным вопросам современной квантовой химии. 3. Когда мы систематизируем химические вещества, тогда химический подход будет совершенно правилен, но когда мы систематизируем структурные типы, то от химического принципа следует совершенно отказаться. 4. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении исчезающих природных ландшафтов.
902. Прочитайте, сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Объясните, в чем состояла правка и почему она была необходима.
1. Рассматривая кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, можно видеть, что они имеют индивидуальный характер. — Кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, имеют индивидуальный характер. 2. Свое образование закончил Паллас уже в Голландии. — Образование Паллас закончил в Голландии. 3. Одному из замечательных русских зоологов прошлого столетия принадлежит это открытие. — Это открытие принадлежит замечательному русскому зоологу XIX века.
903. Прочитайте предложения. Найдите ошибки и исправьте их. Запишите в тетрадь отредактированные вами предложения.
1. Три года тому назад состоялась первая конференция. 2. Был намечен целый ряд экспедиций. 3. Полосы сближаются между собой. 4. Кривые, изображенные на этом рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто. 5. Кристаллогидраты азотнокислого уранилнитрата представляют собой своеобразную группу соединений. 6. По-новому изложен весь вопрос об этой экспедиции.
ЛитЛайф
Жанры
Авторы
Книги
Серии
Форум
Арлазоров Михаил Саулович
Книга «Маленькие рассказы о большом космосе»
Оглавление
Читать
Помогите нам сделать Литлайф лучше
«Как вы можете утверждать, — возмущался читатель, — будто в межпланетном пространстве лютый холод? Ведь там пустота? А где пустота, где нет ни атомов, ни молекул, говорить о температуре бессмысленно. Об этом даже в школьном учебнике физики написано!»
Хотя читатель добросовестно заблуждался, автор почувствовал себя неловко. Действительно, чуть ли не в каждой статье, посвященной межпланетным перелетам, можно встретить выражения «космическая пустота», «вакуум»…
И да и нет. Да — потому что за пределами планетных атмосфер нет ни воды, ни других жидкостей, а твердого вещества — метеоров, пылинок — столь мало, что его можно не принимать в расчет. Но раз так, значит межпланетная среда — это пустота?
Нет! Каждый кубический сантиметр межпланетного пространства в области земной орбиты содержит в среднем более сотни молекул газа, Немного, если учесть, что в стеклянном баллоне электрической лампочки, откуда воздух тщательно выкачан, плотность газа неизмеримо выше. И все-таки какая же это пустота? Все планеты, в сущности, плавают в атмосфере Солнца. До Плутона и дальше простирается крайне разреженная солнечная корона, в основном состоящая из свободных электронов.
Пылью, мелкими и крупными метеорами тоже не следует пренебрегать. Пыли в Космосе больше, чем считалось прежде. Известное явление зодиакального света (свечение ночного неба в плоскости созвездий Зодиака), как установили недавно, — отражение света от частиц космической пыли.
Значит, межпланетная среда — это пространство, заполненное чрезвычайно разреженным газом, редкими метеорами и пылинками?
Не только. Ее пронизывают также видимый свет, потоки гамма-лучей, рентгеновых, ультрафиолетовых, инфракрасных лучей, радиоволны. Они столь же материальны, как камень, вода, воздух.
Все эти виды электромагнитного излучения мы можем уподобить дождю мельчайших частиц — квантов. И в Космосе действуют еще магнитные поля…
А поля тяготения звезд, планет, галактик, ощущаемые в любой точке межпланетной среды, разве они не материальны? А разве космическое пространство не пронизывают космические лучи, состоящие в основном из стремительных ядер атомов водорода, гелия и более тяжелых, например железа и никеля?
Она очень не пуста, наша космическая «пустота»!
Науке еще предстоит объяснить, как идет в природе великий круговорот вещества, как из мельчайших пылинок, холодных, по температуре близких к абсолютному нулю, рождаются природные термоядерные реакторы — огнедышащие светила, как из той же пыли слепляются холодные планеты и на некоторых — через миллионы веков — возникает разумная жизнь.
«Страшна гибель в геенне огненной, но блажен пребывающий у очага». Или: жить в печке — плохо, а около печки — хорошо.
Авторы старинной премудрости, сами не подозревая, сформулировали суть проблемы жизни в Космосе: раскаленные атомные котлы звезд, согревающие холодные планеты.
Итак, планеты. Сколько их?
Вопрос деликатный, потому что ни один земной ученый никогда ни одной «несолнечной» планеты не видел. Сначала была только уверенность в их существовании: «Имеются бесчисленные солнца… Бесчисленные земли… На этих мирах обитают живые существа» (Джордано Бруно).
Только четверть века назад по «неправильностям» в движении некоторых близких звезд было доказано, что у них есть не видимые еще для нас планеты.
Астроном с нашей сегодняшней техникой, наблюдающий за солнечной системой из окрестностей ближайших звезд, только при обстоятельствах исключительно благоприятных догадался бы о существовании Юпитера. А прочую нашу планетную «мелочь» не усмотрел бы…
Но земная наука умеет сегодня определять скорость вращения звезд вокруг их оси. Оказалось, звезды определенных спектральных классов (в том числе и того класса «О», к которому относится и наше Солнце) вращаются в десятки раз медленнее, чем крупные и горячие звезды.
Видимо, все дело в планетах: у медленно вращающихся звезд большую часть момента количества движения «забрали» планеты. Поэтому быстровращающиеся светила как бы обнаруживают свою «беспланетность».
В нашей Галактике — 150 миллиардов звезд. Прикинули число «планетных», затем отбросили слабые, недолговечные звезды, неспособные достаточно сильно и долго обогревать своих спутников. Исключили двойные, тройные и прочие «кратные» звезды: их планеты получают тепло скачками, в зависимости от расположения нескольких светил… Для развития жизни такая неравномерность неблагоприятна (разумеется, на наш взгляд).
По мнению академика Фесенкова, вероятность жизни во вселенной примерно 1 / 1 000 000то есть из миллиона звезд около одной может вращаться планета, где жизнь близка по типу к нашей, земной. Для нашей Галактики — это 150 тысяч населенных земель. По оценке профессора И. Шкловского, это число вырастает до 1 миллиона миров, где, возможно, мыслящие существа имеются в данный момент. Несколько разумных миров должно в этом случае оказаться и «поблизости» (то есть в радиусе нескольких десятков световых лет).
Мы все время говорим о жизни «земного типа» — углеродистой, белковой. Но что мы знаем о физике и химии жизни во вселенной? Мы еще отчаянно спорим о том, что такое жизнь на Земле. Мы еще не пришли к соглашению, считать ли, скажем, вирусы «живыми» или «неживыми». А что определяет развитие жизненных форм — только ли условия самой планеты или также факторы космические?
Природа позволила нам пока наблюдать жизнь только в «одном экземпляре» — на Земле. Правда, мы подозреваем таковую и на Марсе, на Венере. Находим органические соединения в некоторых метеоритах. Но Марс и Венера, конечно, еще под вопросом. Насчет же метеоритов надо твердо доказать, что органические вещества попали туда не из земной атмосферы.
Далее же наука сливается с фантастикой, фантастика — с наукой…
С одной стороны, предсказываются невероятные существа, живые планеты (!), живые звезды (!!) и даже живые галактики (. ) (согласно французскому астроному и фантасту Фламмариону). С другой — предлагают искать во вселенной звезды, явно огражденные искусственной оболочкой; сверхразумные существа в конце концов запретят своим светилам выбрасывать большую часть света и тепла в пустоту. Будут улавливать энергию почти целиком…
Вселенная бесконечна — бесконечны и населенные миры!
Но бесконечно ли разнообразие живых форм?
Оставим в стороне планеты с подозрительными «сепульками» и чудовищными «курдлями» (из «Звездных дневников Иона Тихого»), не будем углубляться в теоретические рассуждения о возможности абсолютного повторения где-то на планете другой системы нашей, земной жизни…
«Туманность Андромеды» И. Ефремова создает целую «энциклопедию миров», населенных или годных для заселения. В том числе Эпсилон Тукана, где раса подобна земной, только более прекрасна; Зирда (из Змееносца), погибшая от чрезмерных ядерных испытаний; черная планета близ «железной звезды» с причудливыми формами жизни. Наконец, упоминаются еще непонятные в «Эру Кольца» сигналы миров близ галактического центра. Миров, по-видимому научившихся контролировать режим своих звезд…
А отчего бы и в самом деле не быть чему-либо в этом роде? Во вселенной мы во всем встречаем и единство и многообразие. Нет ничего неповторимого: звезды-гиганты, белые карлики, планеты, туманности, черные сгустки газа, галактики, чудовищные звездные взрывы — все это повторяется. Повторяется температура, светимость, скорость вращения, условия на планетах.
Пыли в космосе больше чем считалось прежде стиль речи
Маленькие рассказы о большом космосе
Наша книга появилась именно теперь прежде всего из-за того, из-за чего она не вышла ни 20 веков, ни полвека назад, — из-за скорости. Для «80 дней вокруг света» нужны 500 километров в сутки. «Маленькие рассказы» требуют хотя бы «первой космической».
Прежде чем читатель проникнет в дебри этой книги, мы хотим предостеречь его. У книги есть несколько достоинств, и, если не упомянуть о них заранее, она может не понравиться, а это крайне нежелательно.
Книга не слишком серьезна. Нам хотелось, чтобы читатель «глотал» ее страницы, иногда улыбаясь, иногда задумываясь, но при этом не хмурил лоб, вспоминая забытые формулы из учебников. Мы знаем, что никто с математической точностью не доказал значения космического юмора. Но мы видели улыбки космонавтов и осмеливаемся на вывод неслыханно дерзкий: если бы люди не смеялись, они бы не сумели подняться в Космос.
Книга не слишком смешна. В ней нет формул, но есть цифры. Есть слова «орбита», «парсек», «квазар» и даже «аэродонтальгия». В последний момент авторы и редакторы перечитали книгу, и каждый понял многое, а все вместе поняли все. Во всяком случае, пусть читатель усвоит, что с Космосом не до шуток.
Книга не слишком полна. В ней многое «не отражено», «не освещено», «не упомянуто». Впрочем, зачем перечислять, чего в ней нет? Если б в ней было все и обо всем космическом, это была бы другая книга, о которой не нам судить.
Наконец, книга необыкновенно быстро устареет. Авторы взялись за перо, зная лишь о двух советских космонавтах. Поставили точку — их уже стало четверо. Приступили ко второму изданию — в Космосе побывали еще пятеро. В этом издании читатель встретится уже с двенадцатью нашими героями.
«Per aspera ad astra» (Через тернии к звездам) — так говорили древние. И смиренно молились богам. И робко мечтали очутиться на седьмом небе.
Века невероятных высот и немыслимых скоростей. Ошеломляющих переворотов в науке и технике.
Великих социальных революций.
И не случайно народ, создавший новый мир на Земле, проложил путь в неведомое — в Космос.
Звезды смотрят вниз — внимательно, настороженно, выжидающе.
Что-то они еще увидят?!
Сияли зори людям и до нас!
Текли дугою звезды и до нас!
— Господи, ты велик и всемогущ! Что для тебя тысяча лет?
— Так подари мне этот грош.
— Хорошо, подожди один миг.
По этой шкале «сотворение мира» произошло «за 5,5 мгновения — вернее, за 5508 лет до нашей эры» (один английский архиепископ уточнил: «В ночь на последний понедельник октября»).
Нынче сотворением и возрастом мира занимаются не сказочники, обыкновенные и церковные, а расцветающая наука космогония (и отчасти художник Жан Эффель).
Больше двухсот миллионов лет тратит Солнце, чтобы обернуться вокруг центра Галактики. Это, так сказать, галактический год. «Год» назад была мезозойская эра, время ящеров. Все человечество не просуществовало и двух «суток». Обычная человеческая жизнь — несколько «секунд».
Можно ли за эти секунды познать века — не наши, а чудовищные, галактические.
Природа не знает. А человек хочет знать и узнает. Он читает в небесах, где прошлое и будущее вселенной описано подробно. Там, в космических глубинах, молодые звезды и пожилые планеты; солнца только зарождающиеся, возраста среднего, преклонного, угасающие. В них тысячекратно повторено то, что было с нашим Солнцем, Землей, другими мирами. И то, что будет. Миллиарды лет, как бы развернутые в пространстве…
Там, в пространстве, обо всем рассказано. Только нелегко разглядеть…
О чем шумят небеса!
Палеонтолог воссоздает по нескольким костям облик вымерших животных. Представьте, что к ученому вдруг явился бы динозавр, в точности соответствующий предполагаемой реконструкции. Вероятно, когда прошло бы первое впечатление — ужас, его сменила бы радость — радость узнавания, удовлетворения от точности прогноза.
Примерно такую же радость испытали астрофизики, которые ведь тоже по отрывочным сведениям, распространяющимся лишь на небольшой уголок вселенной, пытаются дорисовать недостающие черты и воссоздать биографию мироздания.
Сотрудники известной американской фирмы «Белл-телефон», разрабатывая систему связи с помощью спутников на волне 7,3 сантиметра, столкнулись в 1965 году с загадочным явлением: приборы наземного комплекса регистрировали равномерный шум, примерно в 2,5 раза превышающий обычный фон. Все попытки устранить его кончились безрезультатно. Были исключены все радиошумы Земли и ее атмосферы, радиоизлучение различных космических объектов, шумы самой приемной антенны радиотелескопа. Чтобы убедиться в исправности аппаратуры, исследователи даже разобрали и снова собрали радиотелескоп. Шум продолжался. Он отличался удивительным постоянством. Интенсивность его не зависела ни от времени опытов, ни от направления антенны. На волне 7,3 сантиметра все «радионебо» равномерно светилось.
Но нет худа без добра. Помеха, которую пытались устранить радиотехники, оказалась настоящей «манной небесной» для астрофизиков. Открытое излучение оказалось реликтовым, то есть сохранившимся с древних времен: по сути дела, ученые столкнулись с «динозаврами» электромагнитного излучения, существовавшего еще до рождения нашей Галактики.
Советский математик А. Фридман еще в 1922 году на основе общей теории относительности Эйнштейна предсказал, что мир не может находиться в покое. Его прогноз блестяще оправдался: в спектрах всех наблюдаемых галактик характерные линии оказались смещенными в красную сторону. Это означает, что они разбегаются, удаляются друг от друга. Но отсюда следует, что когда-то вселенная была более компактной и плотной.
Каким в это время было вещество — «горячим» или «холодным»? Эта дилемма долгое время вызывала ожесточенные дискуссии.
В 1948 году Г. Гамовым была выдвинута гипотеза «горячей модели». Ученый утверждал, что начальная температура вселенной была настолько высокой, что при ней могла существовать лишь плазма из квантов света и элементарных частиц, причем плотность излучения в миллиарды раз превосходила плотность вещества.
Но куда же делось это излучение? Расширяясь, вселенная «остывает», а энергия квантов уменьшается. При этом длины волн излучения (а они обратно пропорциональны энергии квантов) увеличиваются, «растягиваются». Древнейшее излучение должно было бы превратиться теперь в короткие и ультракороткие радиоволны. Их-то и обнаружили американские радиофизики. Тем самым экспериментально подтверждено, что в начале расширения вселенная была очень горячей.
Что же будет дальше с нашим миром? Во многом ситуация прояснится, когда, наконец, определят плотность межгалактического газа, которая в десятки раз больше плотности вещества звезд, если последнее «размазать» по всему пространству Метагалактики — видимой вселенной. По некоторым оценкам, на долю межгалактического газа приходится около 95 процентов массы всей Метагалактики, и роль, которую он играет в ее эволюции, колоссальна. Если плотность газа достаточно велика, силы тяготения смогут остановить расширение, и через один или два десятка миллиардов лет начнется сжатие. Астрономы этого далекого будущего будут наблюдать не «красное», а «синее» смещение.
Стилистика и культура речи
Научный стиль речи
Науку обслуживает научный стиль речи, который характеризуется отвлеченностью, строгой логикой изложения, большим количеством специальных терминов. В научном стиле используется преимущественно книжная, специальная, а также стилистически нейтральная лексика. Синтаксические конструкции в научной речи — это преимущественно сложноподчиненные предложения. В предложениях научного стиля используется прямой порядок слов; простые двусоставные предложения осложнены обособленными определениями, выраженными причастными оборотами и однородными членами с обобщающими словами. Синтаксис научной речи отличается неличной манерой изложения: явление называется, факт имеется, теорема доказывается.
Общие свойства научной речи: точность, строгая последовательность, лаконичность, «интеллектуальность», регулярное использование терминов, ограничение стилистически окрашенных средств языка и т.п. Научная речь различается в зависимости от области знаний не только терминологическим составом (в каждой науке свои термины), но и характером изложения. Скажем, в математическом тексте материал изложен в виде условных знаков, символов, формул. В литературоведческом или историческом тексте много описательного материала, допустимы метафоры и сравнения.
В научном стиле выделяются различные жанры: монография, диссертация, рецензия, реферат, аннотация, учебник, научно- популярная книга, лекция учителя, научный доклад, конспект и т.п. Каждый жанр имеет свои специфические черты. Так, научно- популярная речь в отличие от собственно научной характеризуется живостью изложения, наличием образных средств, некоторой близостью к художественной речи.
894. Сравните тексты из учебников по физике, литературе, биологии и истории. Укажите приметы научного стиля речи и отметьте, чем отличается научный текст по физике от текста по литературе, а текст по биологии от исторического.
895. Найдите в ваших учебниках по два термина разных наук: математики, физики, истории, литературы, русского языка, биологии, географии. Укажите значение каждого термина и область науки, в которой он употребляется, составьте с ними предложения.
896. Вспомните 10 специальных слов, относящихся к вашей будущей профессии, объясните их значения, составьте с ними предложения и запишите их.
897. Прочтите тексты. К какому стилю речи вы их отнесете? Почему? Как называется этот жанр? Отметьте характерные черты жанра.
I. Мы живем в мире кристаллов, и даже наше тело отчасти состоит из них, но не из обычных, а так называемых жидких кристаллов.
Кристаллы называют «цветами земли» не столько за необычайную внешнюю красоту, сколько за красоту скрытую — прекрасную гармонию геометрически точных построений. Высокий порядок расположения и строгая периодичность повторения одних и тех же частиц — главный признак кристалла. Тогда что же такое «жидкие кристаллы»? Ведь в жидкостях и газах не существует строго упорядоченного расположения частиц, главный их признак — полная одинаковость свойств. Жидкие кристаллы — своеобразное промежуточное состояние вещества, они текучи, как вода, образуют капли, но имеют упорядоченную структуру и неодинаковые но разным направлениям физические свойства.
II. Пыли в космосе больше, чем считалось прежде. Известное явление зодиакального света (свечение ночного неба в плоскости созвездий Зодиака), как установили недавно, — отражение света от частиц космической пыли.
Альбедо — красивое слово, похоже на название испанского города. Однако такого города на карте нет. По-русски альбедо значит «белизна». Это не простое слово, а серьезный научный термин, обозначающий отношение количества света, отраженного участком поверхности во всех направлениях, к количеству света, падающего на этот участок.
Каждый на глаз отличит дерево от металла, стекло от камня, алюминий от меди. Пользуясь такими свойствами вещества, как цвет, яркость, прозрачность, блеск, человек может определить, из чего сделан данный предмет.
Конспект — это краткая запись содержания прочитанного. Конспект статьи или книги помогает лучше понять ее содержание, запомнить наиболее важные положения и в случае необходимости регулярно обращаться к тексту.
Правила составления конспекта:
1. Записать выходные данные источника: автор, название, год и место издания.
2. Оставить поля слева и справа. Слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т.п.), формулируются основные проблемы, На полях справа записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.
3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно включать цитаты из прочитанного текста.
4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника (его композицию, последовательность изложения и тематические разделы).
5. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень содержащихся в ней конспектов.
898. Ознакомьтесь с правилами составления конспекта и составьте конспект указанной учителем статьи учебника.
Аннотация — краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации — дать ответ на вопрос, о чем говорится в статье, книге, т.е. дать общее представление о статье или книге. В аннотации находят отражение:
1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).
2. Тема статьи (книги). Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения: статья посвящена актуальной, спорной, важной теме, вопросу, проблеме.
3. Проблематика. Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в статье. Используются следующие выражения: в статье анализируются (освещаются, описываются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы; дается анализ (характеристика, описание); приводятся результаты; излагается теория (история, методика, проблема); исследуется вопрос (проблема, процесс, зависимость, свойства).
4. Адресат. Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения: статья предназначена для специалистов в области; представляет интерес для (широкого круга читателей, учащихся средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений, студентов вузов, аспирантов, учителей) и т.п.
899. Образец аннотации содержится практически в любой книге. Ознакомьтесь со структурой аннотации и составьте свой вариант аннотации статьи, указанной учителем.
Реферат — это краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата — ответ на вопрос о том, что нового и существенного говорится в статье (книге). Реферат может быть составлен по одному источнику (реферат-резюме) или по нескольким (реферат-обзор).
900. Ознакомьтесь с принципами составления реферата-резюме и напишите реферат по предложенной учителем теме, книге или статье.
1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).
2. Тема. Указывается общая тема источника, при этом используются следующие выражения: посвящена теме (вопросу, проблеме).
3. Композиция, Указывается, сколько структурных частей, какие. При этом используются следующие выражения: состоит из (включает в себя, содержит) разделов (частей, глав).
4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения: во введении указывается (отмечается), что; в первой главе (части) автор отмечает (указывает, делает вывод), что; вторая глава (часть, раздел) посвящена (содержит), по мнению автора; в третьей главе; в заключении указывается (отмечается, автор приходит к выводу о том), что и т. п.
5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие рисунков, таблиц, схем. Используются выражения типа: свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы и т.д.
6. Оценка сделанных автором статьи (книги) выводов, собственные аргументированные выводы об анализируемой проблеме.
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте сферу применения научного стиля речи, его роль в жизни общества.
2. Каковы основные стилевые особенности языка науки? Приведите примеры.
3. Что представляет собой лексика научной речи? Приведите примеры.
4. Приведите примеры лингвистических терминов или терминов, использующихся в вашей будущей профессии. Каковы особенности термина?
5. Каковы синтаксические особенности научной речи? Приведите примеры.
6. Какие жанры научной речи вы знаете? Укажите сходство и различие жанров.
Задания для самостоятельной работы
901. В приведенных ниже предложениях найдите лишние слова и выражения, устраните многословие и исправьте ошибки. Определите отрасль науки и жанр научной речи, в котором могли бы быть использованы приведенные фрагменты.
1. Метод фотоупругости является весьма эффективным при исследовании динамического напряженного состояния строительных конструкций. 2. Предлагаемая вниманию читателей книга содержит перевод первого тома отредактированных лекций по наиболее актуальным вопросам современной квантовой химии. 3. Когда мы систематизируем химические вещества, тогда химический подход будет совершенно правилен, но когда мы систематизируем структурные типы, то от химического принципа следует совершенно отказаться. 4. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении исчезающих природных ландшафтов.
902. Прочитайте, сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Объясните, в чем состояла правка и почему она была необходима.
1. Рассматривая кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, можно видеть, что они имеют индивидуальный характер. — Кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, имеют индивидуальный характер. 2. Свое образование закончил Паллас уже в Голландии. — Образование Паллас закончил в Голландии. 3. Одному из замечательных русских зоологов прошлого столетия принадлежит это открытие. — Это открытие принадлежит замечательному русскому зоологу XIX века.
903. Прочитайте предложения. Найдите ошибки и исправьте их. Запишите в тетрадь отредактированные вами предложения.
1. Три года тому назад состоялась первая конференция. 2. Был намечен целый ряд экспедиций. 3. Полосы сближаются между собой. 4. Кривые, изображенные на этом рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто. 5. Кристаллогидраты азотнокислого уранилнитрата представляют собой своеобразную группу соединений. 6. По-новому изложен весь вопрос об этой экспедиции.