Пыль глотать что значит

Кирилл Харатьян: Жаргон Владимира Путина

Bon mot об обрезании, которое, по мнению Путина, отлично делают в России, вовсе не имеет уголовного смысла – как и выражение «замучаетесь пыль глотать», которое, как говорят мои приятели-лингвисты, скорее всего происходит из каких-то конских соревнований и имеет значение «проиграть»; в московских дворах это выражение было популярно в этом же значении, но с нецензурным глаголом.

Ничего уголовного нельзя сказать и о выражении «есть землю», которое хотя вроде бы и похоже по ощущениям на выражение «глотать пыль», но употреблено было Путиным в значении «клясться».

А вот про путинское словечко «двушечка» – два года заключения для участниц панк-группы «Киски-бунтовщицы» – мне ничего ни найти, ни узнать не удалось; видимо, это какой-то секретный жаргон.

В общем, как показывает краткий обзор, четвертый президент России нечасто и неточно пользуется уголовным сленгом, тем более удивительной выглядит эта «скощуха». Выговорил-то он ее, понятно, для большей убедительности, но впечатление создал – нет, не уголовника, а скорее прожженного прокурорского работника, не понимающего, что такое снисхождение.

Хороший-то правитель должен быть снисходителен.

Отвлекает реклама? С подпиской вы не увидите её на сайте

Наши проекты

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Решение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) от 27 ноября 2020 г. ЭЛ № ФС 77-79546

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

И.о. главного редактора: Казьмина Ирина Сергеевна

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Источник

«Замучаетесь пыль глотать»

«Наши заводы зарегистрированы и работают в России, здесь мы платим все налоги. И что вы от нас еще хотите?» – примерно так говорили практически все опрошенные «Ко» бизнесмены по поводу офшорной амнистии.

Тема офшоров для многих неудобная, темная, потому что весьма доходная. Точно по афоризму, который приписывают Роману Абрамовичу: «Деньги любят тишину больших кабинетов».

Все крупнейшие активы управляются или контролируются офшорными структурами. Власть регулярно пыталась убедить предпринимателей «вернуться» в Россию, но пока безуспешно. Что изменится после объявления Владимиром Путиным офшорной амнистии?

Первый звонок с Кипра

Спустя год Минфин практически закончил работу над комплексом антиофшорных мер, среди которых – ратификация Конвенции ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, подписанной РФ в 2011 г., законопроект о взимании налога на прибыль с иностранных компаний и о налогообложении контролируемых из РФ офшоров.

Простить однократно

Закон о КИКах стал «кнутом» для бизнеса. Про «пряник» президент рассказал, выступая перед Федеральным собранием 4 декабря: «Если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твердые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе и правоохранительным, трясти его там и тут, не спросят об источниках и способах получения капиталов, что он не столкнется с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов».

До сих пор бизнес не торопился перерегистрировать компании в России из-за опасений, что фискальные органы, так или иначе, истребуют «оптимизированные» за границей налоги в полном объеме. Все ждали налоговой амнистии. Сейчас ситуация может измениться. «Президенту удалось привлечь внимание бизнеса, и, скорее всего, в значительной своей части он действительно будет склонен вернуть капиталы в Россию под определенные условия», – отмечает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. «Это хорошая возможность легализации капитала, и время выбрано как нельзя удачно, – полагает Александр Разуваев. – Кипрская история 2013 г. с заморозкой денежных средств, сегодняшние санкции против России. Риски ареста зарубежных счетов и потери денег из-за политических событий 2014 г. выросли в разы. Сейчас высока вероятность того, что деньги в России не отнимут». «Похоже, что для некоторых бизнесменов риск изъятия активов за границей существенно выше, чем в России», – добавляет заместитель генерального директора Pallada Asset Management Александр Баранов.

Плюсы офшоров

Основное преимущество офшоров – тайна владения. «Жизнь корпорации несколько стабильнее в ситуации, когда конечные собственники не раскрыты, – говорил совладелец аэропорта Домодедово Дмитрий Каменщик в самый разгар борьбы за аэропортовые активы. – Физическое лицо или физические лица могут быть объектами атаки, рейдерской атаки. Если они неизвестны или неизвестны достоверно, то, следовательно, объект для атаки исчезает». Есть и другой аспект тайны владения: доли во многих компаниях принадлежат чиновникам, которые ни при каких условиях не станут «светиться» среди владельцев бизнеса. А в реестре офшорной фирмы видны лишь фамилии номинальных директоров. «Наиболее активно сегодня используется схема трастовых фондов, где понятие собственников размыто, – поясняет руководитель отдела корпоративного права юридической компании Sameta Маргарита Сологубенко. – В такой ситуации весьма затруднительно обратиться к конкретному лицу, чтобы вернуть собственность или получить имущество». Подобная схема использовалась при разводе Романа Абрамовича с супругой: имущество передается в траст, а доходы получают его бенефициары (бизнесмен и его дети). Похожая история и у Владимира Потанина, Дмитрия Рыболовлева или, например, Игоря Шувалова.

«Сегодняшняя идея офшора – возможность применения англосаксонского права, – рассказывает представитель одной из крупных российских компаний. – Взаимоотношения между нашими собственниками регулируются «акционерным соглашением». Это второй немаловажный плюс использования офшорных схем. «Если по российскому законодательству владелец неконтрольного пакета любого ОАО не имеет никаких прав, а только понятийные договоренности, не закрепленные на бумаге, то англосаксонское право четко прописывает все права и обязанности партнера, каким бы малым пакетом он ни владел», – подчеркивает управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко. В российском законодательстве такого термина, как «акционерное соглашение», не существует. Так, например, Богучанская ГЭС, на 97,5% принадлежит кипрскому офшору Boges Ltd., которым владеют в равных долях государственное ОАО «Русгидро» и ОК «Русал» Олега Дерипаски. Последний и настоял на офшоре, чтобы проект регулировался в соответствии с английским правом. Естественно, финансирование должно идти через Кипр. Все это было прописано в правительственном постановлении еще в 2006 г. и закреплено в соглашении между «Русалом» и РАО «ЕЭС», от которого впоследствии отделилось ОАО «Русгидро».

Третья весьма позитивная история для владельцев офшорных структур – использование соглашения об избежании двойного налогообложения. Что это значит? Если в России налог на дивиденды составляет 13%, то на Кипре можно заплатить всего 5% (ранее налог был нулевым). Ставка налога на прибыль на Кипре 10% против российских 20%. И четвертое: свободный доступ в офшорной юрисдикции к иностранным инвесторам и российским деньгам. «Это еще дает возможность с минимальными налоговыми платежами выходить из бизнеса, продавая офшор», – поясняет Маргарита Сологубенко.

Иногда они возвращаются

Политическая нестабильность, похоже, затмила все плюсы офшоров. Первыми начали распродавать зарубежные активы и выходить из офшоров предприниматели из санкционного списка: Геннадий Тимченко и Аркадий Ротенберг. Тимченко уже избавился от половины зарубежных активов, включая крупный пакет акций в нефтетрейдере Gunvor, а все свои офшоры обещал в течение года перевести в Россию.

Правительство Италии наложило арест на имущество Аркадия Ротенберга на общую сумму 30 млн евро. Речь идет о вилле на острове Сардиния, отеле в центре Рима, а также об акциях и банковских счетах российского бизнесмена. Практически сразу после этого предприниматель перевел свои крупнейшие активы, а именно акции строительной компании «Мостотрест» и двух девелоперских компаний, на сына. Правда, они по-прежнему остались в офшорах.

Всегда более чем лояльный Кремлю Алишер Усманов вернул в РФ крупнейшие социальные сети. Его холдинг Mail.Ru Group перерегистрировал «Одноклассники» и «Вконтакте», а также игровой проект Mail.Ru Games с кипрской и британской компаний на российское юридическое лицо. Для чего? Во-первых, чтобы еще раз продемонстрировать свою социальную ответственность. «Показать лояльность власти – вот главный интерес», – считает Александр Баранов. Похоже, бизнесмен структурирует активы, избавляется от многих не совсем профильных отечественных проектов и при этом активно продолжает инвестировать в зарубежные стартапы, которые, как правило, и приносят ему основной доход в последние годы. Сначала Facebook, затем Apple, теперь китайский ритейлер Alibaba Group.

Для бизнесменов выступление Владимира Путина с провозглашением офшорной амнистии не стало неожиданностью. «Все к этому шло, и многие готовились заранее, – сказали «Ко» в одной из крупных компаний. – В целом все действуют в соответствии с требованиями нового законодательства. Часть офшоров закрывается, часть управляющих компаний переводится в Россию, а те компании, присутствие которых за рубежом необходимо для бизнеса, будут все декларировать в России. Технически это все исполнимо». «Закон давно обсуждался, перемены ожидаемые. Всем участникам рынка придется адаптироваться к новым нормам. Мы к этому готовились, будем выполнять требования нового законодательства», – заявили «Ко» в «Интерросе». «Безусловно, все, кто перерегистрируется в России, получили гарантии неприкосновенности своего бизнеса на самом высоком уровне, – считает Алексей Мухин. – Кроме того, любая перенастройка финансовых схем сопровождается денежными потерями. Но взамен бизнесмены ждут от государства преференций, как было в 2009 г., когда они толпами ходили к президенту, просили денег. Думаю, что сейчас ситуация будет повторяться».

Гидроофшор

Еще год назад о выходе из офшоров объявили «Русал», «Русгидро», КамАЗ, МТС, «Вымпелком» и другие холдинги. Но они не торопятся.

Произошли изменения в «Русале» Олега Дерипаски: если при регистрации United Company Rusal Aluminium Ltd., которая на 100% принадлежит ОАО «Русал», имела «прописку» на острове Джерси, то, согласно последним данным, теперь материнская структура зарегистрирована на Кипре. В «Русале» не смогли прокомментировать эти перемены.

Отдельная история с совместным проектом «Русала» и «Русгидро». Это Богучанское энерго-металлургическое объединение (БЭМО), куда входят Богучанская ГЭС и Богучанский алюминиевый завод. Но здесь драйвером вывода компании из офшора выступило государственное ОАО «Русгидро».

У «Русгидро» в списке аффилированных лиц на 1 октября 2014 г. фигурировало восемь компаний, зарегистрированных на Кипре, Виргинских островах, в Голландии, Швейцарии и Индии. «Эти компании никогда не решали задачу налоговой оптимизации, – заявили «Ко» в пресс-службе «Русгидро». – Все они в различное время создавались под те или иные зарубежные проекты или совместные предприятия с иностранными партнерами». Так, например, «Русал» настоял на регистрации на Кипре HydroOGK Power Company Ltd. и HydroOGK Aluminum Company Ltd., которые обеспечивают корпоративное управление проектом «БЭМО». В августе прошлого года совет директоров «Русгидро» принял решение о создании ЗАО «Холдинговая компания БоГЭС» и ЗАО «Холдинговая компания БоАЗ», которые заменят кипрские фирмы. Эти структуры учреждены и представляют собой два 100-процентных дочерних общества «Русгидро». «Теперь требуется согласовать с партнером – ОК «Русал» – сам факт и схему перевода управляющих компаний в российскую юрисдикцию. После этого в уставный капитал этих компаний «Русгидро» внесет свои 50% в совместных кипрских компаниях», – отметили в «Русгидро». В «Русале» не смогли прокомментировать ход этой сделки.

Очевидно, что госкомпании первыми должны были перерегистрировать свои «дочки». Но, видимо, не все так просто, и в этом списке появятся исключения. «Роснефть», например, предложила свою версию законопроекта о КИКах, исключающую вывод из офшоров ее иностранных структур по разведке и добыче полезных ископаемых. «Газпром» же еще в августе, сразу после заявления Владимира Путина о недопустимости офшорной экономики, объявил о регистрации новой кипрской «дочки» – Acryl Investments Ltd. «Съедет» ли с Кипра Russian Commercial Bank, принадлежащий ВТБ?

Меньше половины

Другое дело, что подавляющая часть «простых» бизнесменов не имеет технической возможности получить гарантии безопасности своего капитала лично от Владимира Путина. Кроме того, для владельцев крупных активов офшорное законодательство в первую очередь – это защита прав. И вряд ли их зарубежные партнеры согласятся переходить под российскую юрисдикцию. «У многих компаний нет логической необходимости заменять англосаксонское право на российское. Например, соглашения о разделе продукции, – поясняет Александр Баранов. – Или поставки автомобилей дилерам. Другая тема – научные разработки. Они тоже, как правило, оформлялись по англосаксонскому праву. Все, что связано с металлургической отраслью, продажей автомобилей, бытовой техники и других потребительских товаров, – тут амнистия не нужна, им амнистировать нечего». «Скрывать нам особо нечего, и мы понимаем: если власть захочет, то отберет у нас все в одну секунду, – констатирует Дмитрий Потапенко. – Мы тоже используем в работе офшорные компании, но не для налоговой оптимизации (не тот оборот), а для защиты прав собственников».

«Не пойдут в Россию те компании, которые работают с крупными инвестициями – строительство, промышленность, промышленное производство, нефтегазовый сектор, – говорит член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров. – Дешевых кредитов в России никто не даст, а значит, не будет у компаний возможностей здесь перекредитоваться. Возвращать долги придется по курсу уже в полтора раза дороже». По мнению парламентария, вернуться под юрисдикцию РФ могут компании, связанные с торговлей, услугами, у которых нет высокой капитализации и которым не требуются значительные инвестиции.

Директор Института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев и вовсе считает, что сейчас самый неподходящий момент для возвращения капитала из офшоров. По его словам, идея правильная и надо двигаться в этом направлении, но при этом нельзя не обращать внимания на состояние мировой и российской экономики, скатывающейся в рецессию. «Деофшоризация – это однозначное повышение налоговой нагрузки. Власти хотят, чтобы налоги платили здесь, а не за границей. Получается опять усиление финансовой нагрузки на бизнес, что противоречит, кстати, одному из тезисов в Послании президента, где говорилось о фиксировании налоговой нагрузки на ближайшие четыре года».

Источник

Пыль глотать что значит

В нынешнем, 2017 году исполнилось 15 лет одному из самых известных и красочных высказываний Владимира Путина, относящихся к начальному периоду его президентской деятельности.

Это был, видимо, самый первый раз, когда президент поднял эту тему. Тогда бизнес этого откровенно не оценил. Выступление Путина еще достаточно долго сопровождалось ироничными комментариями российских предпринимателей и деловой прессы.

То были времена слабого российского государства, еще не пришедшего в себя после 1990-х годов, и оптимистичной безоглядной веры большинства (даже весьма опытных и циничных людей) в радужность жизни на Западе, в абсолютность прав и свобод человека, безоговорочную защищенность собственности там.

С тех пор утекло много воды. Тема «не доверяйте Западу — только Россия обеспечит защиту вам и вашим капиталам», обращенная к бизнесу, звучит ныне у Путина регулярно, и над ней уже давно перестали посмеиваться, поскольку сама жизнь доказала правоту президента и его впечатляющую прозорливость в этом вопросе еще тогда, 15 лет назад. И продолжает доказывать.

Количество ситуаций, подтверждающих правоту Путина, теперь столь велико и многообразно, что можно выбирать примеры на любой вкус: от Бориса Березовского, который к моменту смерти оказался успешно разорен своими западными партнерами, до бывшего банкира Сергея Пугачева, приговоренного британским судом к двум годам заключения и укрывающегося во Франции. Число же людей, просто потерявших на Западе колоссальные суммы (вроде Дмитрия Рыболовлева, который был обманут своим арт-дилером чуть ли не на миллиард долларов), достигает многих десятков. Также все чаще появляются встревоженные рассказы эмигрантов об ужесточающихся проверках банковских и налоговых служб происхождения их средств с весьма неприятными эксцессами — типа заморозки счетов на период проверки.

Причина проблем сенатора Сулеймана Керимова с французскими правоохранителями точно не известна. Чаще других называют неуплату налогов. Согласно высказанной в СМИ версии, французские власти предположили, что именно Керимов является настоящим владельцем некоторой роскошной недвижимости в их стране, поскольку он регулярно ею пользовался, а это действительно подразумевает налоги, которые, кстати, во Франции являются одними из самых высоких в мире.

В результате сенатор и бизнесмен стал еще одним наглядным примером всем выходцам из России на Западе, что никакие деньги не дадут им достаточной защиты. Скорее, наоборот, могут стать источником серьезных проблем. Учитывая, что вся эта история разворачивается перед Новым годом, который многие состоятельные люди в России предпочитают проводить в Европе и, в частности, во Франции, несомненно, у них есть повод задуматься, а не стоит ли им встретить праздники дома.

Тем же вопросом задалась глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая предположила, что задержание Керимова может являться «началом охоты за представителями нашего крупного бизнеса, уже даже за политическими, государственными деятелями».

Кстати, в положении Керимова, несмотря на всю неприятность, есть один плюс: в данный момент государственная машина России — от парламента до МИД — работает на его освобождение. Когда за тобой стоит целое государство, шансы на благополучный исход дела все-таки возрастают.

Это, в свою очередь, является ясным сигналом всем остальным российским крупным капиталам, что в случае проблем на Западе родина их не оставит без поддержки. Если, конечно, они сами не предпочтут ее бросить.

Тем не менее вся эта история стала очередным даже не звоночком, а набатом для российского бизнеса и чиновничества. Возможности усидеть на двух стульях — работать и зарабатывать тут, а отдыхать, тратить и хранить деньги там — уменьшаются с каждым днем.

Однозначный выбор в ту или иную сторону становится более неизбежным. Однако выбор в пользу Запада означает все большую беззащитность и все большую угрозу потерять в итоге все. А выбор в пользу России означает практический патриотизм. То есть патриотизм, который предполагает необходимость жить, работать, хранить заработанное, отдыхать и растить детей здесь, на родине.

Источник

Замучаетесь пыль глотать!

Есть в Москве про́клятые улицы, где все время происходит нечто ужасное, с которым жители ничего поделать не могут, а власти не хотят. А если даже хотят, то тоже не могут.

Там, как на улице Вязов, всегда кошмар.

Особенно много таких улиц в СВАО. Вот, например, Комарова в Марфино. Ее на протяжении последних 6-7 лет роют в куче разных мест.
И нет этому рытью ни начала, ни конца.

Когда на город обрушиваются проекты вроде «реновации» эти улицы почему-то страдают больше всего. Такова их судьба. Именно на них у префектов чешутся руки отгрохать стартовые дома для расселения граждан «в своем районе». Ул. Комарова — тому подтверждение:

Но сегодня я не про Комарова, а про Молодцова, улицу в Южном Медведково.
Читаем информационные стенды на стройках стартовых домов. Проекты реновационного «благоустройства» на
⁃ Молодцова 17:
сохранение — 16 деревьев, вырубка — 174.
⁃ Молодцова 25:
сохранение — 15, вырубка — 139.
⁃ Молодцова 33:
сохранение — 32, вырубка — 145.

За сухими цифрами скрывается простой факт:
по всем трем адресам были пятиэтажные хрущевки, утопавшие в зелени,
а теперь будут 20-этажки, угробившие вокруг себя всю зелень.

Но это еще не все. Речь пока шла о криках ужаса нынешних жителей ул. Молодцова, у которых отнимают не только зеленые насаждения, но и свет в их квартирах, их стоимость, санитарные нормы, проезды для скорых и пожарных, а также уверенность в сохранности их собственных домов.

Сейчас я скажу о том, какова будет причина таких же криков у людей, которые переедут в «реновационные» небоскребы на ул. Молодцова, когда их построят.

О главном проклятии улицы Молодцова переселенцы по «реновации» узнают, когда, отпраздновав новоселье, однажды утром почувствуют удушье и выглянут в окна своих небоскребов. Только тогда и поймут, что поселили их напротив не просто промзоны, а территории с ядовитыми асфальто-бетонными комплексами II и III класса опасности в количестве трех штук и их ядовитыми выбросами в количестве примерно три раза в месяц.

Если жителей снесенных хрущевок и их оставшихся соседей хоть как-то от этих выбросов спасали густые скверы, то теперь по повелению Фонда реновации всю санзащиту от асфальто-бетонной пыли для старожилов и вновь прибывших счастливчиков с ордерами «реновации» составит лишь лысые газоны с изредка торчащими из них кустарниками.

Погрузившись в изучение СНиПов и САНПиНов, старожилы ул. Молодцова давно поняли, что сами они живут внутри, а не снаружи санитарно-защитной зоны этих комбинатов. Но строящиеся «реновушные» дома при этом будут стоять к ним еще ближе!

«СТРОИМ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД» — написано на всех заборах строек «реновации» на ул. Молодцова.

Любимый КЕМ? Кроме старухи с косой воображение что-то никаких образов не подсказывает.

Грязные производства после возведения стартовых домов «реновации» с улицы Молодцова убирать никто не собирается. Депутат от этого № 12 А. В. Шапошников считает, что они необходимы для сохранения рабочих мест.

Имеет право на такую точку зрения. Как и я на свою, согласно которой рабочие места для одних не могут создаваться ценой здоровья и жизни других. Поэтому придется мне наряду с ним поработать депутатом этого округа.

Источник

«Станут пыль глотать»: Россия грозит Европе полетами

За 30 лет из мирового лидера наше самолетостроение откатилось в каменный век

Пыль глотать что значит

Пыль глотать что значит

Пыль глотать что значит

«Пусть попробуют ввести — потом станут пыль глотать», — такую резкую фразу отпустил на днях спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности Сергей Иванов в адрес Евросоюза.

Поводом для негодования чиновника стало намерение европейских властей ввести так называемый «углеродный налог», под который с 2023 года подпадут импортные товары с большим количеством вредных выбросов, в том числе и авиационные двигатели, экспортируемые из России.

Не вдаваясь в технические подробности при сравнении западных и отечественных авиадвигателей, Иванов обратил внимание на то, что в общем объеме углеродных выбросов в атмосферу их вклад весьма незначителен и не идет ни в какое сравнение с автомобильными моторами. При этом он уточнил — его позиция по данному вопросу отнюдь не означает, что российская промышленность может игнорировать все экологические запросы современности и не развиваться, используя лишь дешевое сырье и электроэнергию.

Однако, по его мнению, анонсируемое Евросоюзом намерение о вводе пошлин на «вредные» авиадвигатели есть ни что иное, как «элементарная конкурентная борьба». Таким образом, предположил Сергей Иванов, Европа и США стремятся добиться того, чтобы весь мир летал исключительно на двигателях Pratt & Whitney или Boeing. Если Европа не изменит своего решения по этому вопросу, то для защиты интересов российского авиастроения, констатировал он, Россия будет вынуждена принять «болезненные контрмеры».

На этом фоне возникает два вопроса.

Первый — неужели, действительно, наша отечественная авиапромышленность, затрудняющаяся как следует поставить на крыло тот же Superjet, достигла таких высоких результатов в производстве авиадвигателей, что западные производители всерьез заволновались?

Второй — а что мы, собственно, можем предложить в качестве ответных «болезненных контрмер»? Газовый вентиль в Европу завернуть?

— Насчет того, что европейцы замучаются в случае чего «пыль глотать», Сергей Иванов, в принципе, прав, — поделился с «СП» своим взглядом на ситуацию экс-замминистра Гражданской авиации СССР, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов. — Если мы тоже введем налог на углеродные выбросы авиадвигателей, никому мало не покажется.

Судите сами, наши самолеты пролетают европейские страны, ту же Швейцарию, например, за 20−30 минут. Европейским же лайнерам над нашей страной часов 6−7 лететь, если рейс в Японию или Юго-Восточную Азию. Вот и посчитайте, кому в итоге налог платить больше придется.

«СП»: — А насчет конкурентной борьбы за рынок авиадвигателей он прав? У европейцев и американцев есть повод беспокоиться?

— Сегодня, увы, мы ни Европе, ни остальному миру не конкуренты. О какой конкуренции может идти речь, если 90% нашего пассажирооборота приходится на лайнеры западного производства — «Боинги» и «Эйрбасы», с западными двигателями.

Я не обладаю информацией о том, в какие страны мы экспортируем наши авиадвигатели. То, что мы выпускаем сегодня для гражданской авиации — это даже не вчерашний или, скажем, позавчерашний день двигателестроения, это вообще каменный век.

Какой там, к чертям собачьим, экспорт? Нашим авиастроителям давно пора задуматься о том, как же выпустить по-настоящему конкурентные двигатели с таким же расходом топлива и с таким же количеством вредных выбросов, как на Западе. А с этим у нас серьезные проблемы, потому что у гражданской авиации России по большому счету нет крупных отечественных самолетов, одни «Боинги» с «Эйрбасами».

«СП»: — Но как же наш МС-21? Это разве не большой самолет, который разработан в России?

— Действительно, президент, фигурально выражаясь, дал пинка чиновникам, и у нас появились Ил-114, Superjet 100, МС-21 и «Байкал». Но российских двигателей для того же маленького «Байкала», который призван заменить старый добрый Ан-2, все так и нет, никак не могут определиться с этим.

На «Суперджете 100» стоит, по сути, двигатель иностранный, вся его так называемая «горячая часть» — французская. Все собираются перейти на наш движок, но это потребует очень много времени. Вроде бы МС-21 «заточили» и под отечественный, и под американский двигатели.

Но для крупных самолетов вроде тех же «Эйрбасов» у нас по-прежнему ничего нет — ни разработок, ни двигателей. Вот сами и судите, где и кому Россия в авиации конкурент, где и когда ей стоит кулаком, образно говоря, по столу стучать.

«СП»: — Почему так произошло?

— Возможно, это прозвучит банально, но за последние 30 лет мы полностью разрушили все гражданское самолето- и двигателестроение. Найти бы виновников, да подвесить за одно место, чтобы вся страна знала, кто повинен в том, что Россия перестала быть великой державой в этом отношении, как когда-то.

Ведь до 1990 года в составе нашего «Аэрофлота» было 14 тысяч летательных аппаратов, причем ни одного — западного производства, все отечественное. И с успехом летали по всему миру. А сейчас что имеем? Слили все американцам и европейцам, а они нам только аплодируют за это.

Мы за 30 лет упустили все передовые технологии, которые в гражданской авиации развиваются едва ли не каждый день. У нас грамотность в стране катастрофически падает, через ЕГЭ из школьников, на мой взгляд, просто обезьян каких-то делают. Как тут двигатели-то разрабатывать, кому?

«СП»: — Что-то еще может спасти нашу гражданскую авиацию и вернуть ей былое величие?

— Знаете, надежда еще есть. Если наш президент, как и все советские руководители, начиная с Ленина и кончая Брежневым, начнет лично заниматься вопросами авиастроения, шанс есть. Он, вроде бы, довольно много внимания на минувшем Восточном экономическом форуме во Владивостоке гражданской авиации, заявив, что для страны с такими размерами она необходима. У нас же, посмотрите, из 17 миллионов квадратных километров 60% площадей не имеет ни автомобильных, ни железных дорог.

Конструкторские бюро с великими инициалами Туполева, Ильюшина, Микояна, Антонова и так далее практически разрушены, но школа еще сохранилась, остатки мозгов у нас еще есть. Их надо собирать, концентрировать и возвращать в творческое русло.

Можно еще вернуть в учебные заведения уровня МАИ те школы, которые раньше долгие годы занимались при них разработкой двигателей.

За один день, конечно, ничего тут не решить, но лет за 5−10, если это дело с высшего контроля не спускать, мы можем достичь определенного прогресса, выпусти «золотые» двигатели, которые превысят по своим техническим параметрам возможности «Бингов» и «Эйрбасов». Но этого мало.

«СП»: — Нужно что-то еще?

— Надо делать более доступными для беднеющих граждан саму услугу авиаперевозок, на нее же элементарно нет спроса из-за экономических трудностей. В начале 90-х годов по перевозимому пассажиропотоку мы шли примерно вровень с США. Сейчас же наш пассажиропоток составляет 100 миллионов человек в год, а в Штатах — 850 миллионов. Китай, который в 90-х годах был по объему перевозок по сравнению с Россией ниже, так сказать, плинтуса, перевозит 600 миллионов человек, Европа — 800 миллионов.

Они все двигались и развивались, а мы все только разрушали, топчась на месте. Но в любом экономическом вузе студентам-первокурсникам внушают азбучную истину — процветает экономика той страны, где растет производство. А какое у нас производство развивается? Оглянитесь вокруг, мы даже сапожные и зубные щетки перестали производить, не говоря уж об авиационных двигателях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *