Пустой человек о чем
Фильм Пустой человек (2020) — объяснение и смысл концовки, что такое тульпы?
Что происходит в конце культового хоррора «Пустой человек» 2020 года, что такое тульпы и что случилось с главным героем фильма?
«Пустой человек» имеет сложный для расшифровки поворотный финал, так что же происходит в финале? «Пустой человек» был первоначально снят в 2017 году, но его отложили на несколько лет, так как его дистрибьютор был обеспокоен потенциально запутывающим содержанием фильма. Конечно, когда «Пустой человек» действительно появился в октябре 2020 года — куда он вышел практически без маркетинга и рекламы — большинство зрителей отвергли психологический триллер, посчитав его слишком надуманым.
Однако за год, прошедший с момента его выпуска, фильм стал предметом дебатов в сети, поскольку фанаты начали спорить о его причудливой и сложной для понимания истории. Сюжет сложный, но, по мнению защитников фильма, это только усиливает параноидальную атмосферу, создаваемую «Пустым человеком», которую выгодно сравнивают с работами Дэвида Линча или Джона Карпентера.
Критики и зрители теперь разделились по поводу того, является ли фильм безвестной классикой ужасов или просто запутанным псевдофилософским жанром, что побудило многих поклонников ужасов пытаться понять его смылс.
Чтобы объяснить поворотный финал любого фильма ужасов, требуется краткое изложение его истории, которое для «Пустого человека» выглядит следующим образом.
Краткий сюжет фильма
Группа друзей отправляется в поход, после чего один из них натыкается (в буквальном смысле) на причудливый деформированный скелет в пещере. Вскоре после этого все члены группы убивают друг друга с помощью некоторых уловок, контролирующих разум, в результате чего в живых остается только один Пол.
История переносится на двадцать лет вперед, и бывший детектив Джеймс идет по горячим следам пропавшей девушки Аманды. Джеймс выслеживает друзей Аманды, которые указывают ему на Институт Понтифика, в то время как Джеймс видит множество ссылок на одноименного монстра на своем пути, и его преследует жуткое существо в его снах. В конце концов, поворот фильма в стиле М. Найт Шьямалана показывает, что расследование Джеймса было обманом со стороны культа.
Какие цели у Культа Пустого Человека?
Институт Понтифика объясняет свои намерения в начале фильма (и неоднократно на протяжении всего фильма), но их план странен, что у большинства зрителей могут возникнуть проблемы с расшифровкой их намерений при первом просмотре.
По сути, культ, призванный воплотить в жизнь городскую легенду. До сих пор они могли использовать Пола в качестве сосуда с тех пор, как несчастный путешественник случайно нашел тело Пустого человека еще в 90-х годах. Однако Пол умирает после многих лет существования в качестве не более чем хозяина для монстра, а это означает, что культ должен создать новый канал связи с миром для Пустого человека.
Осознавая, что любое новое тело будет таким же смертным (и, следовательно, временным), как бедный Пол, Институт Понтифика начал исследовать тульпы как альтернативный, самообновляющийся способ оживить Пустого Человека. Члены секты действительно предоставляют всю эту информацию Джеймсу, когда он исследует их, но вопрос о том, как это работает, остается для него загадкой. Это потому, что Джеймс понятия не имеет, что такое тульпа, и тем более не имеет представления о том, что он сам является одной из них.
Объяснение Тульпы Пустого Человека
Как будто для подтверждения культового потенциала фильма и того, насколько странной является эта история, тульпы «Пустого человека» не появлялись в популярной художественной литературе, кроме третьего сезона «Твин Пикс». В фильме ужасов объясняется, что тульпы — это общая идея, в которую так много верят с такой огромной силой, что она превосходит воображение и становится реальностью из плоти и крови, и Пустой Человек является примером этого феномена.
Тульпу, частично можно сравнить с Фредди Крюгером или Кэндимэном, оба из которых черпали свою силу от людей, верящих в них. Однако, хотя зрители знакомы с концепцией тульпы как злодея, как описано выше, «Пустой человек» идет еще дальше. Финал с поворотом показывает, что его герой также является тульпой, о которой он сам не подозревает. Члены секты создали тульпу в виде Джеймса, чтобы она стала новым телом для Пустого человека, а мрачный финал фильма показывает, что они посвятили все свои умственные силы созданию трагической, но правдоподобной предыстории, которая гарантировала, что Джеймс будет воспринимать себя как полноценного человек, с воспоминаниями о прошлом.
Объяснение концовки Пустого Человека
Жуткая финальная сцена «Пустого человека» может быть самой запутанной в фильме, но все события складываются после объяснения. Во-первых, Джеймс наконец находит Аманду в больнице, только чтобы обнаружить, что она инсценировала свое исчезновение в рамках грандиозного плана Института Понтифика.
Она отмечает, что Пустой человек вторгся в мысли Джеймса, описывая его присутствие как «зуд в мозгу», и говорит ему смириться со своей судьбой. Эта судьба, как раскрывает Аманда, состоит в том, чтобы Джеймс заменил Пола в качестве сосуда Пустого человека. И обясняет Джеймсу, что он существует как тульпа, плод коллективного воображения культа.
Тем не менее, зрители видели, как Джеймс взаимодействует с самыми разными людьми, и наблюдали, как он сидит дома один в большом количестве сцен, вспоминая свою трагическую жизнь. Все это тоже было выдумано? Да и нет — самый простой ответ. Когда Аманда раскрывает правду Джеймсу, он звонит ее матери Норе, которая его наняла — и хотя она настоящий человек, она никогда не слышала о Джеймсе. Затем его переносят в его дом, и хотя это настоящий дом, он пуст и необитаем. В этот момент становится ясно, что некоторые взаимодействия Джеймса с другими персонажами были «настоящими», но другие были частью придуманной для него предыстории.
В классическом стиле ужасов Лавкрафта это откровение слишком велико для Джеймса, который добровольно принимает мрачную фигуру Пустого человека в свое тело, как только он узнает свое истинное предназначение.
В заключительных кадрах Джеймс стреляет больному Полу в голову, заменив его в качестве тульпы для существа — и персонал больницы вокруг него кланяется, тем самым доказывая, что влияние культа распространяется дальше, чем члены, замеченные ранее в Институте Понтифика. Вот как заканчивается «Пустой человек», когда герой обнаруживает, что он никогда не существовал как человек, и добровольно становится его новм носителем (или каналом связи с миром).
Смысл фильма «Пустой человек», Тульпы и философия
Смысл фильма «Пустой человек»
«Пустой человек» (The Empty Man) – триллер-хоррор Дэвида Прайора, снятый по мотивам одноименного комикса Ванесы Р. Дель Рей и Каллена Банна. Сценарий написан самим Дэвидом Прайором. Съемки фильма начались еще в 2017 году, премьера была назначена на август 20-го, но была перенесена из-за коронавируса. В итоге релиз состоялся в декабре, однако фильм не имел большого успеха, а критики высказывались о нём крайне неоднозначно.
Далее действие делает поворот к истории бывшего полицейского Джеймса Ласомбры. Отошедший от дел коп горюет из-за погибших в автокатастрофе на мосту жены и ребенка. После пропажи дочери своей соседки он решает своими силами разобраться в этом запутанном деле. Расследование приводит его к странной организации «Институт Понтифекса», которая оказывается подпольным культом, чьи адепты поклоняются Пустому человеку.
Пустой человек фигурирует вначале как городская страшилка: если встать после заката на мосту и извлечь звук из пустой бутылки, то к тебе явится Пустой человек. В первый день ты его услышишь, на второй – увидишь, на третий – почувствуешь. После третьего дня по легенде люди умирают.
На протяжении фильма эта страшилка обрастает всё новыми зловещими смыслами. Пустой человек – не просто призрак, а, по мнению культистов, абсолютная истина, передающая им мысленные сообщения из самого небытия. Для передачи своих идей сущности нужна антенна – человек, которого культисты называют «мостом». Образ моста – основной в фильме, поскольку все основные действия происходят на мостах, да и название организации «Pontifex» переводится как «мост». Понтификом в Риме называют человека, являющимся проводником воли Бога.
Расследование пропажи дочери соседки приводит Ласомбру в странный лагерь, где герой находит видеозапись о 13 воплощении монстра. На видео получеловек-полупризрак рисует на стене своей кровью и внутренностями фигуру в огне. После бывшего копа начинают преследовать дети-культисты, и ему приходится спасаться бегством.
В сюжете навязчиво отовсюду появляется мотив нереальности происходящего. Видя ритуал детей, реальность полицейского на несколько секунд расплывается. О иллюзорности окружающего говорит Аманда – дочка соседки, а на её стене на стикере написаны слова: «Тебе ничего не нужно. Ничего – это всё. Если нет тебя и нет меня, как мы с тобой можем существовать?». На одной из карточек полицейский видит слово «Тульпа», которое обретает смысл только в конце фильма.
Режиссер пытается увести зрителя в философские дебри, цитируя Ницше и говоря о ноосфере. Но единственное, что из всего нам нужно знать для понимания смысла происходящего: реально только небытие. Именно эту идею на собственной шкуре прочувствовал главный герой фильма. Его драматическая линия состоит в том, что он испытывал огромное чувство вины перед сыном и женой за то, что в момент их гибели изменял своей супруге с соседкой, только что потерявшей мужа.
Но вся рефлексия героя и его внутренние противоречия оказываются в итоге нереальными, поскольку в конце фильма он узнает, что вся его биография – сценарий, придуманный членами культа. Он – их произведение, тульпа — материализованный силой мысли человек, единственная цель которого – быть новым воплощением Пустого человека, поскольку старое тело Пола (туриста в начале фильма) изнашивается и уже не может передавать сообщения.
Поворот к полной нереальности жизни Джеймса Ласомбры, чья фамилия переводится с испанского как «призрак, тень, мрак», единственный эффектный ход режиссера. В остальном, «Пустой человек» — типичный хоррор, который не внушает серьезной тревоги, но заставляет задуматься о значении небытия в нашей жизни и наличии иллюзий в привычных человеческих убеждениях.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.4 / 5. Количество оценок: 13
Фильм “Пустой человек”: чем закончится, объяснение
«Пустой человек» (2020) – амбициозный и экспериментальный фильм, наполненный вечным чувством страха, которое становится все более редким в современных фильмах ужасов. Хотя фильм вдохновлен одноименным графическим романом писателя Каллена Банна и художника Ванесы Р. Дель Рей (позже Хесус Эрвас), в адаптации, похоже, присутствует очень мало исходного материала. На момент выхода фильм вызвал разочарование у критиков и с коммерческой точки зрения. Однако в последующие годы он стал считаться культовой классикой.
История вращается вокруг бывшего полицейского Джеймса Ласомбра, который расследует внезапное исчезновение дочери друга и находит доказательства, которые приводят его к смертельному культу. Когда он начинает разгадывать тайну, окружающую опасную группу, он открывает некоторые ужасающие правды о себе. В данной статье вы сможете узнать чем все закончилось и прочитать объяснение концовки.
Кто такой «пустой»? Что такое Институт Понтифика? Что происходит с Джеймсом?
«Пустой человек» кажется городской легендой, которая стала популярной в последние пару десятилетий. Согласно легенде, после того, как кто-то вызывает Пустого человека, они могут услышать сущность в первый же день. На второй день они смогут увидеть сущность. А на третий день за ними приходит Пустой. Последовательность событий, происходящих как с Полом и его друзьями, так и с Амандой и ее друзьями, следует этому шаблону. Когда Джеймс начинает испытывать свою долю ужаса, он также следует по тому же пути.
В ходе своего расследования Джеймс обнаруживает, что Институт Понтифика является базой деятельности Общества Понтифика, культа Судного дня, который, по-видимому, вдохновлен восточным мистицизмом. Его происхождение можно проследить до Бутана, а в какой-то момент он переместился в Сент-Луис, штат Миссури. Сектанты поклоняются сущности, известной как Между одним, «древнему и сердитому» существу, которое, по их мнению, может разрушить все ограничения реальности. Согласно культистам, подобно тому, как все живые существа обитают в биосфере, их сознание, мысли и мечты обитают в ноосфере, которая также является домом для мыслей и сознаний таких существ, как Между одним.
Пустой Человек – это проводник Между двумя, его способ передать свои послания своим последователям в Обществе Понтифика. Как показывает Аманда в кульминационной сцене фильма, последний настоящий Пустой человек умер около 500 лет назад. Когда Павла привели в эту пещеру в Бутане, он стал следующим Пустым Человеком. Но его смертного тела было недостаточно, чтобы удерживать невероятную силу в течение длительного периода, поэтому он был в коме несколько лет. Его последователи регулярно навещают его, чтобы получить сообщения от Посредника. Но они пришли к выводу, что им нужна замена. Вот почему они создали Джеймса.
Аманда говорит Джеймсу, что он их «тульпа», проявление их воли. Он был создан тремя днями ранее, в день, когда за ним последовала история фильма. Ни одно из его воспоминаний не настоящее. Культ составлял всю его жизнь, включая детство, брак с Эллисон и роман с Норой. Когда он звонит Норе, выясняется, что она его не знает. Он был создан с единственной целью – стать следующим пророком Общества Понтифика. Джеймс пытается отрицать это и бороться с ним, прежде чем существо полностью овладеет его физическим телом. Фильм заканчивается тем, что он стреляет в Пола, разбрызгивая кровь и церебральное белое вещество последнего на стену по той же схеме, что и в хижине в лесу. Члены Понтифика принимают его как своего нового пророка и преклоняют перед ним колени.
В чем значение мостов в фильме?
В «Пустом человеке» появляется несколько мостов, подчеркивая их метафорическую важность в сюжете. Во время похода Пол и его друзья пересекают простой подвесной мост из ржавого железа и стали. Когда публику знакомят с Джеймсом, видно, как он бежит по мосту. Кроме того, легенда о пустом человеке тесно связана с мостами. Они представляют собой то, чем по сути является Пустой Человек, проводник между двумя мирами, между ноосферой и биосферой, а также между Между одним и Обществом Понтифика.
«Пустой человек» (The Empty Man, 2020).
В первую ночь ты его услышишь.
На вторую ночь — увидишь.
На третью ночь — он схватит тебя.
Городские легенды всегда служили благодатной почвой для создания хоррора. Если брать западный кинематограф, то на ум тут же приходят такие фильмы как «Кэндимэн» (Candyman, 1992), «Слэндермэн» (The Slender Man, 2013) и «БайБайМэн» (The Bye Bye Man, 2016). На родных же просторах дважды успела отметиться «Пиковая дама» (2015, 2018).
И вот буквально недавно на экраны вышла новая картина, получившая название «Пустой человек» в честь одноименной сверхъестественной сущности, которую можно вызвать, выполнив определенный ритуал. Именно его от скуки совершает группа подростков, после чего они начинают стремительно исчезать один за другим.
Обеспокоенная мать первой пропавшей девушки обращается к другу семьи — полицейскому в отставке Джеймсу Ласомбра — с просьбой как можно скорее найти дочь, оставившую на зеркале в ванной загадочную кровавую надпись «Пустой человек заставил меня сделать это». Бывший блюститель закона сразу же принимается за поиски Аманды, но очень быстро понимает, что за безобидной городской легендой скрывается гораздо более жуткое зло, которое уже готово явиться в наш мир во всей своей устрашающей красоте.
Пожалуй, данное обстоятельство является одновременно главным плюсом и главным минусом фильма. С одной стороны, хорошо, что авторы картины не стали ограничиваться лишь одним потусторонним антагонистом и выстроили вокруг него своеобразный культ, члены которого готовы пойти на все, дабы помочь своему Повелителю обосноваться на Земле. Причем, видно, что сценарист со всей тщательностью подошел к проработке идеологии последователей Пустого человека, подарив нам по-настоящему мрачную религиозную секту.
Но с другой стороны, создатели фильма слегка перемудрили и слишком перегрузили историю различными мистическими деталями и подробностями, в результате чего ближе к финалу сюжет перестал выглядеть как нечто целое и органичное, породив тем самым множество вопросов, так и повисших в воздухе после наступления развязки.
Уж не знаю какая была ситуация в оригинальном комиксе от «Boom! Studios», на основе которого была снята картина, но мне кажется, что скрипт все же следовало чуть-чуть упростить, дабы он не походил на дурной сон Дэвида Линча. Хотя возможно, что кто-то посчитает запутанность ленты ее однозначным достоинством. Тут все зависит от личного восприятия смотрящего.
В остальном «Пустой человек» вполне добротный фильм ужасов, в котором есть и неплохие актерские работы, и ощутимая неуютная атмосфера, и несколько реально напряженных сцен, заставляющих тебя искренне переживать за Джеймса, волею судьбы угодившего в самый центр пугающих событий. При этом, самый мощный хоррор-эпизод, на мой вкус, получился в начале картины, где действие происходило в горах Бутана в 1995-м году. Жалко, что пролог основной истории оказался такой короткий. Я бы с удовольствием заценил его расширенную версию. В конце концов, фильм и так идет почти 2,5 часа и лишние 10-15 минут, подробнее рассказывающие о трагедии четырех американских туристов, ему вряд ли повредили бы.
Кстати, перед ознакомлением с «Пустым человеком» советую заранее настроиться на его долгий хронометраж. В противном случае есть риск устать от него уже на середине и пропустить его эффектную кульминацию. А ведь по сути ради нее и затевался весь сыр-бор.
Оценка: 8/10.
Глубокое содержание “Пустого человека”
Жанр чистого хоррора низведен коммерческими успехами Джеймса Вана до уровня тупых короткометражек, растянутых до невозможных полутора часов дешевого наебалова. Это повторяется многократно и уже стало совершенно неинтересно. Хочется посмотреть на работы авторов, которые все еще способны вложить в этот жанр яркую идею, авторский стиль и профессиональную страсть.
– Идея, стиль, страсть!
Да, мы возвращаемся к Роберту Эггерсу («Ведьма», «Маяк») и Ари Аристеру («Реинкарнация», «Солнцестояние»), которые, показав мощные потенциалы в дебютных хоррор-перфомансах, выдали следом сразу очень впечатляющее Кино, которое хоть и вышло за пределы жанра, но дало ему качественный импульс. При этом, грамотно использует его (жанра) преимущества – игра на эмоциях зрителя, теряющего способность различать границу реальности и иллюзии.
– Ща нажремся и будет хоррор!
Это как раз те мастера ужасов, которые работают не стандартными дешевыми приемами «лицо-торт», а погружаются во Зло настолько глубоко, что пугают зрителя даже добрыми улыбками. Там работает серьезная психология, которая будит у зрителя забытые темные страхи. И, с их помощью, доводит сюжет до шокирующей кульминации.
– Ужасающее похмелье!
“Пустышки”-невидимки для большинства зрителей:
Кстати, пестрота имен чемпионов и претендентов здесь перечислена не для того, чтобы блеснуть эрудицией – я просто потрудился скомпоновать эти ориентиры лично вам на заметку, поищите там интересное кино.
– Чудом не ушли в андеграунд Балабанова!
Я хотел бы обсудить фильм «Пустой человек» (The Empty man, 2021), где яркий дебютант Дэвид Прайер тоже готов был дать сильное кино, но, при этом, с трудом ищет свой творческий путь в обход примитива современных трендов.
– Братуха, в нашем бизнесе многое поменялось.
– Я в курсе, Харви, я тебя уже предусмотрительно предал!
Не ищите «Пустого человека» в бокс-оффисах и фестивальных списках. Он уже растоптан всеми приличными критиками и закидан тухлыми томатами. Теперь этого кино в информационном пространстве просто не существует – пустышка-невидимка. Это понятно. Нет рейтингов – нет кино. Так же сейчас все это работает.
– Без рейтингов сегодня ловить нечего.
Сам фильм начинается интригующе. Практически, как олдскульное «Нечто». Но атмосферная фишка вступления о зарождении зла на сакральных алтарях растянулась практически на 20 минут, а за ним начинается совсем другое кино.
– Мистическое столкновение миров.
Действие переносится из гималайского Бутана с его вечными дремлющими демонами, в современные США, где фильм… совершенно неожиданно превращается в тупой тинейджерский городской ужастик. Контраст настолько неожиданный и отторгающий, что все ожидания от фильма обвисают как от холодного душа в трусы.
– Дешевый закос под тинейджерский хеллоуин-ужастик.
Но Дэвид Прайер напускает в этот примитивный сеттинг очень убедительную жизненность и держится за персонажей. Главный герой, бывший мент с затухшей карьерой и запутанной личной жизнью, берется помочь соседке найти пропавшую дочь. Его мотивация гораздо сильнее, чем может показаться на первый взгляд, и он берется за дело очень серьезно. Готов рисковать.
– Вы же знаете, что я найду то, что ищу. Вы же знаете?
Вот оно. Живой персонаж. Мент по всем – в мыслях, повадках, в порывах. Даже при встрече со потусторонним злом – реагирует как боец, а не как непонятная истеричка.
– По следам собственных грехов.
Фильм снят по книжке и очень длинный, но Прайер держит темп четко, без малейших провисонов. В фильме разворачиваются множественные трибьюты на правильную классику, в том числе и на «Сердце ангела». Злой тягучий детектив, который на пути к кульминации оставляет зрителю массу подсказок. Поэтому, фильм, хоть и не заигрывает со зрителем примитивной херней, но все равно погружает и не отпускает.
– Ну, здравствуй, франшиза.
Даже непонятно как воспринимать это кино после просмотра. Оно ведь позиционировалось и пиарилось именно как тупой подростковый ужастик. Видимо, таковы были условия работы студии и режиссера. Но этот фильм будет вообще неинтересен той аудитории, которой его пытались впарить.
– Не грузите нас. Развлекайте!
Мент идет по следу крови и сталкивается с таким вызовом, что легко можно было сходу рвануть рекордный режиссерский вес и выдать что-то уровня «Маяка» и «Солнцестояния». Но Прайер, как режиссер – дотошен, убедителен и вынослив, но не харизматичен. Он не смог нагнать качественного психоза и заморочить зрителя до полного катарсиса. Напустить больше злых туманов сатанизма и мистической ебнутости. А ведь фильм реально про Монстра. Который оказался просто… просто монстром. Таким как Чужой или Хищник. Без полноценного безумия Бафомета, которым этот фильм должен быть напитан по самые брови.
– Зло всегда диктует свой ритм. Но ведь его автору кто-то должен нашептать на ухо.
Знаете, главное разочарование от этого фильма – не от фильма. Это сильное хорошее кино. Главное разочарование заключается в том, что тому же Паносу Косматосу хватило бы буквально пары фирменных штрихов, чтобы сделать из «Пустого человека» шедевр уровня «Сердце ангела». Но он же его не сделал даже в своих, выстраданных, глубоко визионерских работах. А Прайеру не хватило именно вот этой смелости в атмосфере и картинке.
– Ужас или безумие?
В современном Голливуде выхолощен хардкорный андеграунд идей Тарковского (лишь их чмошные имитации типа стерильного «Довода»). А людям, которые на него способны – им предлагают лишь коммерческие компромиссы. Дэвид Прайер принял решение в пользу именно таких компромиссов. На мой взгляд – не выложился на 100% и при этом получилось хорошее кино. Которое зритель не увидел. Но будет ли у него второй шанс? Как он им воспользуется?