Пушкин няне о чем стих
Стихотворение и анализ «Няне»
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Краткое содержание
Портрет Арины Родионовны Яковлевой. Неизвестный художник. До 1825 г.
«Няне» – так называется это трогательное стихотворение, которое Александр Сергеевич Пушкин посвятил женщине, ставшей ему по-настоящему родным человеком. С большим теплом, любовью и благодарностью обращается он к Арине Родионовне, ласково называя ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых».
Стихотворение начинается с обращения к няне, живущей «в глуши лесов сосновых». В тревожном ожидании пребывает старушка, давно не видевшая своего воспитанника. Через ворота смотрит на дальнюю дорогу, вглядываясь, не покажется ли на ней знакомый силуэт. Настроение няни автор передает словами: «предчувствия», «тоска», «ждешь», «горюешь».
Поэт и сам тоскует в разлуке, и, хотя, он прямо не говорит о своих чувствах, о них можно догадаться по самой интонации стихотворения. Он бы и рад уберечь свою няню от переживаний и тревог, но по многим причинам не может часто посещать Михайловское. На этом и строится сюжет этого короткого послания.
Стихотворение обрывается внезапно. Что последовало бы после слов «то чудится тебе…» читатель никогда не узнает. Но, исходя из предыдущего текста, можно предположить, что и последующие строки были бы наполнены тем же чувством любви и благодарности.
Анализ
История создания
Всех детей, которые появлялись в семье Пушкиных, нянчила Арина Родионовна. Практически сразу после рождения они попадали в ее добрые, теплые руки. Эта простая русская женщина, нареченная при крещении Ириной, была крепостной крестьянкой. Имя Арина стало ее обиходным, домашним именем, фамилия ее, предположительно, была Яковлева, но в литературе она известна просто как Арина Родионовна.
Александра няня любила, как собственного сына. Она знала бесчисленное количество сказок, которые маленький Саша очень любил слушать перед сном. Когда он начал писать, многие из них были взяты им за основу его замечательных сказок, которые знакомы всем детям. Кроме них, няня рассказывала Пушкину старинные предания, пела народные песни, говорила о русских обычаях и традициях, были в ее арсенале и поговорки с пословицами. Все это устное богатство Пушкин бережно собирал и хранил. Часто оно становилось настоящей находкой и источником вдохновения при создании очередного шедевра.
Няня слушает стихи Пушкина
В трудные моменты Александр всегда знал, что ему есть к кому обратиться за помощью и советом. Няня была его единственной собеседницей и слушательницей во время ссылки в Михайловском. В письме к брату Пушкин писал: «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно». Арине Родионовне посвящено несколько стихотворений Пушкина. Анализируемое произведение, известное под названием «Няне», было написано в 1826 году. Оно так и осталось безымянным и неоконченным. Существующее название появилось уже позже, во время публикации в сборнике сочинений поэта, вышедшем в 1855 году.
Арина Родионовна умерла после непродолжительной болезни в возрасте семидесяти лет. Похоронили ее, как и всех крепостных людей – в безымянной могиле. Так получилось, что Пушкин не смог проститься со своей няней, как и не смог впоследствии отыскать ее могилу. Но память о ней сохранилась в русской литературе. Хорошо сказал об этом сам поэт: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».
Персонажи и образы
В стихотворении центральным является образ няни. Он настолько точно передан Пушкиным, что она предстает перед читателем, словно живая – старушка, сидящая с вязанием у окна и с тревогой поглядывающая на дорогу.
Образ лирического героя Пушкин художественно спроецировал на себя. В этом смысле в произведении присутствует два реальных образа – реальный человек няня и столь же реальные чувства автора.
Композиция
Как таковой композиции в этом стихотворении нет, так как оно представляет собой классическое послание. Это просто мысленное обращение поэта к дорогому человеку, изложенное на бумаге. В произведении нет деления на строфы, что максимально делает его похожим на разговорную речь. Таким образом, создается эффект присутствия читателя при монологе поэта, обращенному к Арине Родионовне.
Произведение относится к литературному направлению реализм. По жанру – это послание. По родовой принадлежности – сентиментальная лирика.
Размер и средства художественной выразительности
При написании Пушкин использовал четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой и чередованием мужских и женских рифм. За счет длинных строк создается музыкальный ритм стихотворения, навевающий грусть.
Различные средства выразительности создают ощущение тревожного ожидания старушки няни.
Эпитеты: «на черный отдаленный путь», «в забытые вороты».
Сравнение: «будто на часах».
Метафора «медлят поминутно спицы» указывает на то, что няня то и дело откладывает вязание, чтобы посмотреть в окошко.
Автор пользуется противопоставлением светлицы и черного пути. Это также подчеркивает волнение няни.
Повтор «давно, давно» говорит о том, что разлука длится уже долго.
Пушкин специально использует звуки «ж», «ш», «ч», «т», «п», чтобы передать звук спиц и шарканье шагов пожилой женщины. С помощью гласных «о» и «у» передаются тоска и тревога.
Проблематика и основная идея произведения
Все близкое окружение Пушкина любило Арину Родионовну, а сам поэт ласково называл ее «мамушкой». Его друзья в письмах к нему никогда не забывали передавать ей приветы, а поэт Н. Языков написал два стихотворения, посвященный ей.
Трогательному посланию «Няне» почти два столетия, но по ощущениям, которые оно вызывает, кажется, что поэт – наш современник. Ведь подобные чувства по отношению к бабушкам, мамам, няням испытывает практически каждый человек. Поэтому стихотворение не теряет своей актуальности и учит ценить и любить своих близких еще при их жизни, чаще звонить и, по возможности, чаще навещать людей, которые посвятили жизнь воспитанию детей.
Анализ стихотворения «Няне» Пушкина
Всего получено оценок: 147.
Всего получено оценок: 147.
Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Её образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне». Это послание, которое пронизано душевным теплом, уважением и благодарностью. Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.
История создания – было создано в 1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.
Тема стихотворения – воспоминания о няне.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – написано четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».
Эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «чёрный отдалённый путь».
Сравнение – «горюешь, будто на часах».
История создания
А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребёнку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.
В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко (это было запрещено), а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и спокойствие.
В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.
В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространённую в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.
Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни лирического героя: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину « дряхлой голубкой », указывая, таким образом, на её возраст.
Няня доживает свои годы среди лесов в одиночестве. Её воспитанник уверен, что старая няня ждёт его, не отходя от окна светлицы. Она прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в её руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлён в сторону дороги.
Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, герой заявляет, что всё ей только чудится.
В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.
Композиция
Композиция стихотворения простая, линейная. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.
Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использовал перекрёстную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Краткий анализ стихотворения «Няне» по плану
1. История создания
Пушкин написал одно из известнейших своих стихотворений «Няне», вспоминая о ссылке в Михайловском.
Поэт был общительной, увлекающейся, социально активной личностью, поэтому вынужденное двухлетнее заточение угнетало его.
И только няня, Арина Родионовна, помогающая воспитаннику в нелегкое время, приносила душевное спокойствие, утешение. Освободившись, поэт часто переписывался с ней, оставшейся в Михайловском.
Именно любимой няне Александр Сергеевич посвятил неоконченное произведение.
Стихотворение было опубликовано уже посмертно: только в 1855 году.
Оно так и не получило авторского названия. Известный заголовок «Няне» принадлежит не Пушкину, а издателям.
2. Литературное направление
Безусловно, это произведение относится к реализму.
3. Род
Род рассматриваемого стихотворения – лирика.
4. Жанр
Жанр – послание, потому что поэт обращается непосредственно к няне, которая одиноко ждет его в далеком Михайловском.
5. Проблематика
Произведение затрагивает проблемы материнской любви, преданности. Старушка осталась одна, но ни на минуту не забывает о своем воспитаннике, ожидая встречи с ним.
6. Тематика
В стихотворении Пушкин затрагивает тему нежных, родственных отношений между Ариной Родионовной и им.
Текст состоит из воспоминаний и предположений автора. Он наполнен душевностью, теплом и искренней любовью.
7. Идея
Идея пушкинского произведения проста и прозрачна: это своеобразное художественное признание в искренних чувствах, дань уважения доброй женщине, относящейся к воспитаннику, как к собственному ребенку.
И хотя во всем стихотворении нет ни одного слова о любви, но читатель чувствует трепетное отношение поэта, которое сквозит в каждой строчке.
8. Пафос
Эмоциональный фон насыщенный. Читателю передаются такие чувства, как любовь, уважение, некая ностальгическая грусть.
Одновременно ощущается глубокое одиночество покинутой старушки, ее тоска, ожидание встречи. Все это автор мастерски передал в своем коротеньком, неоконченном произведении.
9. Система образов
Центральный образ стихотворения – конечно же, няня. Поэт настолько точно, буквально филигранно рисует его, что читатель представляет старушку, как живую.
Вот она сидит у окна, медленно вяжет, постоянно поглядывая вдаль: не едет ли любимый воспитанник? Ждет, а сама переживает, волнуется за него. И тоска, печаль, смутные предчувствия не дают покоя старушке, разрывают ее многострадальное сердце.
10. Центральные персонажи
Центральными персонажами можно назвать саму няню и лирического героя, от лица которого идет повествование.
Все стихотворение пропитано искренней любовью к старушке. Воспитанник не может приехать, но тоже думает о ней, мысленным взором представляя такой знакомый и трогательный образ.
Няня бесконечно дорога лирическому герою, и возможно, где-то в глубине души он корит себя за то, что оставил ее одну.
11. Лирический герой
Лирическим героем произведения является художественная проекция Пушкина. Няня, к которой он обращается, – реальный человек, и чувства, испытываемые автором, тоже реальны.
Нельзя сказать, что поэт и лирический герой едины, но то, что в нем есть много от личности самого Пушкина, – бесспорно.
12. Сюжет
Как такового, сюжета в этом произведении нет. Автор просто представляет любимую няню и обращается к ней.
13. Композиция
Так как это классическое послание, четкой композиции оно не имеет.
По сути, произведение является одним воспоминанием, мысленным представлением дорогого человека, находящего далеко от автора.
Пушкин не имел возможности часто навещать няню, но не забывал о ней, и под таким ностальгическим, грустным настроение родились эти прекрасные строки.
14. Художественное своеобразие произведения
Создавая бессмертное творение, Пушкин, видимо, испытывал сильнейшие эмоции. Это ощущается в оформлении произведения: мысль льется потоком, разделения на строфы нет.
На писателя как будто нахлынуло воспоминание – и в одно мгновение родились трогательные строчки. По сути, все стихотворение является развернутым портретом няни и одновременно монологом, раскрывающим душу автора.
15. Размер и рифма
Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
Рифмовка перекрестная по типу АБАБ.
16. Средства художественной выразительности
Автор использует бытовую, понятную лексику. В стихотворении много нежных, теплых слов.
Оно наполнено эпитетами: «наморщенные руки», «черный отдаленный путь».
Встречаются метафоры: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя».
Кроме того, автор использует сравнение («горюешь, будто на часах»), инверсии: «дней моих суровых», «в глуши лесов сосновых».
Именно такие приемы приближают пушкинское произведение к фольклорным, которые так хорошо знала его любимая няня.
17. Значение произведения
Произведение имеет большое значение для понимания души его автора, чувств, двигающих творчество поэта.
Не только социальные изменения и общественная жизнь волновали Александра Сергеевича, но и близкие, родственные связи, которые он бережно хранил до трагической гибели.
18. Актуальность
Стихотворение остается актуальным до сих пор. Ведь у каждого читателя есть такие люди, которые его ждут и любят, несмотря ни на что.
19. Моё отношение
Мне очень нравится стихотворение «Няне» своей лиричностью и сентиментальностью. Оно вызывает ответные, очень теплые и душевные чувства.
20. Чему учит
Произведение учит ценить и беречь своих близких, и стараться находиться с ними как можно чаще, несмотря на перипетии непредсказуемой судьбы.
«Няне» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – эпитеты, рифма, лирический герой, идея
Всего получено оценок: 141.
Всего получено оценок: 141.
Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Её образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне». Это послание, которое пронизано душевным теплом, уважением и благодарностью. Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
История создания
Пушкин написал одно из известнейших своих стихотворений «Няне», вспоминая о ссылке в Михайловском.
Поэт был общительной, увлекающейся, социально активной личностью, поэтому вынужденное двухлетнее заточение угнетало его.
И только няня, Арина Родионовна, помогающая воспитаннику в нелегкое время, приносила душевное спокойствие, утешение. Освободившись, поэт часто переписывался с ней, оставшейся в Михайловском.
Именно любимой няне Александр Сергеевич посвятил неоконченное произведение.
Стихотворение было опубликовано уже посмертно: только в 1855 году.
Оно так и не получило авторского названия. Известный заголовок «Няне» принадлежит не Пушкину, а издателям.
Поэлементный анализ
Стихотворение было написано в 1826 году, когда Александр Сергеевич находился в ссылке в селе Михайловское. Изучают это произведение учащиеся 5 класса, они учат наизусть сам стих, узнают историю написания, рисуют иллюстрации и рассматривают рисунки самого поэта к произведению, готовят доклад или короткое сообщение по творчеству А. С. Пушкина.
Тема стихотворения — тоска в разлуке с близким другом, более старшим и опытным, который был и поддержкой и мудрым советчиком. Поэт посвятил его любимой няне, почти матери, его Ангелу Хранителю и близкому другу.
Анализ стихотворения «Няне» можно использовать на уроке литературы для лучшего понимания замысла автора.
В этом произведении поэт старается подробно описать свою няню в виде простой практичной женщины, которая ежедневно вяжет на спицах по вечерам. Она живет в глуши, в маленьком старом деревянном домике. Ее жизнь течет медленно и уединенно, но ее постоянно волнуют мысли о любимом воспитаннике. Няня беспокоится о нем и ждет, постоянно вглядываясь вдали, ожидая увидеть знакомую фигуру. Ей постоянно чудится, что долгожданный человек входит в «забытые вороты».
Лирический герой стихотворения, который также любит свою старую няню и тоскует по ней, но не имеет возможности часто видеться с ней.
Идея этого произведения: нельзя забывать своих близких и родных людей, время жестоко и наступит день, когда уже ничего нельзя будет изменить.
Если проводить анализ кратко, можно определить следующие моменты:
Обращаясь к родному человеку, поэт использует такие обращения, как подруга, голубка. Этим он показывает, что Арина Родионовна действительно стала для него самым близким человеком. «Подруга дней моих суровых» — это высокое обращение, указывающее на равенство отношений, на единство душ. Он не старается называть ее няня или мама, но иные, более глубокие обращения, указывают на истинную любовь и заботу, существующие между няней и ее воспитанником.
Средства художественной выразительности
Автор использует бытовую, понятную лексику. В стихотворении много нежных, теплых слов.
Оно наполнено эпитетами: «наморщенные руки», «черный отдаленный путь».
Встречаются метафоры: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя».
Кроме того, автор использует сравнение («горюешь, будто на часах»), инверсии: «дней моих суровых», «в глуши лесов сосновых».
Именно такие приемы приближают пушкинское произведение к фольклорным, которые так хорошо знала его любимая няня.
В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространённую в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.
Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни лирического героя: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на её возраст.
Няня доживает свои годы среди лесов в одиночестве. Её воспитанник уверен, что старая няня ждёт его, не отходя от окна светлицы. Она прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в её руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлён в сторону дороги.
Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, герой заявляет, что всё ей только чудится.
В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.
Детские годы
Рождение Арины Яковлевой приходится на 10 (21) апреля 1758 г. Выросла «главная няня страны» в деревне Лампово в многодетной семье. Крепостные крестьяне Родион Яковлев и его супруга Лукерья Кириллова воспитывали семеро ребятишек. При рождении родители дали девочке имя Ирина, но дома её стали называть Ариной. В те времена крепостные не имели фамилий, и названы были по отцу, то есть фактически настоящее имя и фамилия Арины – Ирина Яковлева. Девочка познала все печальные стороны нищего голодного детства в крепостной семье.
Анализ стихотворения Няне Пушкина
Арина Родионовна – любимая няня Александра Сергеевича Пушкина. Она воспитывала поэта с самого рождения. Сказки и поговорки, песни и преданья, рассказанные и спетые няней, поэт использовал в своём творчестве. Во время ссылки Александра Сергеевича в родовую усадьбу, в село Михайловское, Арина Родионовна полностью посвятила себя заботам о поэте.
В 1826 году Александр Сергеевич написал стихотворение, которое посвятил няне.
В произведении автор хотел выразить признательность Арине Родионовне за разделённое бремя ссылки, за поддержку в тяжёлое время.
Жанр стихотворения – эпистола (послание), обращение поэта к няне.
В стихотворении тринадцать строк. Разделения на строфы нет. Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Рифмовка — перекрёстная.
Стихотворение можно мысленно разделить на четыре части.
В первой части поэт обращается к няне, называет её «голубка» и «подруга», показывая нежность и уважение.
Во второй части автор рассказывает, что няня живёт «в глуши лесов» в одиночестве.
В третьей части поэт повествует о тоске старушки. Он использует метафору «медлят поминутно спицы», показывая, что няня вяжет у окна, но всё время останавливается, чтобы послушать, не едет ли её воспитанник.
В четвертой части автор пытается передать глубокую тоску няни. Эпитет «забытые вороты» описывает веру няни в то, что эти ворота откроются, и войдёт поэт. Другой эпитет — «чёрный отдалённый путь», использованный автором, имеет двойное значение. Во-первых, читатель сразу представляет няню, внимательно следящую за дорогой, чтобы уже издалека увидеть коляску, в которой приедет поэт. Во-вторых, автор сопоставляет образ размытой грязной дороги с непростой жизнью поэта. Трудная судьба Александра Сергеевича беспокоит няню. Переживания за поэта непрерывно «теснят грудь» женщине.
Произведение не дописано и прерывается словами «то чудится тебе». Скорее всего, поэт показывает, что няня, не дождавшись в очередной раз гостя, просто представляла себе желанную встречу.
В стихотворении Александр Сергеевич выразил почтение своей няне. Он относился к Арине Родионовне с особой теплотой, но чувство вины за то, что он давно не навещал её, так и не оставляло поэта.
4, 5 6, 7, 10 класс. Кратко по плану
Тема произведения
Основная мысль, которую автор раскрывает на протяжении всего стихотворения — его любовь и воспоминания о няне. Для этого он выбрал форму повествования, будто бы обращается к ней самым обычным вечером. Читатель может легко заметить, что в повествовании задействованы всего 2 персонажа — это лирический герой и пожилая женщина — няня.
С первых строк читателя пронизывают чувства автора к своей няне: она была для него подругой, единственной, кто остался у него в эти трудные времена. Даже возраст женщины писатель преподносит мягко, называя ее своей «дряхлой голубкой».
Свои последние годы няня проводит в одиночестве посреди леса. Поэт уверен, что каждый день она ждет его, глядя в окошко светлицы. Она слушает каждый шорох, пытаясь уловить скрип снега или шелест ветра, отчего вся замирает, прерывая свое вязание. Ее сердце полно тоски и неспокойное предчувствие одолевает женщину, пока глаза, не отрываясь, смотрят на дорогу.
Герой прекрасно понимает, что у него нет возможности гостить у нее так часто, как им обоим хотелось бы. И чтобы женщина не томила себя пустыми надеждами и ожиданием, автор утверждает, что ей просто чудится это все.
Помимо основной темы, автор кратко затрагивает и другие, не столь очевидные моменты:
План произведения
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Няне» можно рассматривать, мысленно разделив его на 4 части:
Это произведение чрезвычайно лирично, повторы, используемые поэтом, еще усиливают эту эмоциональность. «Давно, давно ты ждешь меня» — годы проходят, прежде чем поэт и его любимая няня встретятся. «Теснят твою всечасно грудь» — метафора указывает на состояние души пожилой женщины.
Стихотворение небольшое по размеру, но, как и все произведения А. С. Пушкина, мудрое и глубокое. Лирический герой стыдится, что не мог так долго встретиться с любимым человеком, который страдает от долгой разлуки. С присущим ему мастерством поэт рисует образ страдающей женской души. Любой женщине — матери известны эти чувства: беспокойство о детях, желание видеть их чаще, страдание в долгой разлуке. Монолог поэта, проникнутый тревогой и любовью, никого не оставит равнодушным, только гений великого поэта-философа мог создавать столь проникновенное произведение.
Уже почти два века творчество великого русского поэта находит самый горячий отклик в сердцах читателей и заставляет задуматься о близких людях, которые находятся в разлуке.
Стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье!» стр. 68
Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёркнутые строчки?
Унылая пора — всё вокруг готовится к зиме, падают листочки с веток, дождик идёт каждый день, тучами заволокло всё небо.
Очей очарованье — листья и трава окрасились в яркие краски (багрец и золото).
Нищий (У врат обители святой…) (+ Анализ)
Пышное природы увяданье — несмотря на увяданье, всё вокруг раскрасилось в яркие краски и это очень красиво.
Какие чувства вызывают у тебя картины осени, нарисованные А. С. Пушкиным? Подготовься к выразительному чтению стихотворения.
Я чувствую грусть из-за уходящего лета.
Солнышко всё ещё светит, но уже не греет.
Небо затянуло тучами, часто моросит дождь.
Но когда я вижу осенние наряды деревьев и кустов, то испытываю настоящее восхищение от осени.
Она настоящая художница.
Подумай, какие слова нужно выделить голосом особо; где следует сделать паузу; какой темп и тон, какая интонация будут соответствовать содержанию произведения, помогут передать чувства и настроение поэта.
Унылая пора! Очей очарованье! — выделить голосом, (темп/тон – нормальный, восхищённый).
Приятна мне твоя прощальная краса — (пауза), (темп/тон – нормальный, сообщающий и радостный).
Люблю я пышное природы увяданье, (темп/тон – медленный, сообщающий)
В багрец и в золото одетые леса, (пауза) (темп/тон – медленный, сообщающий)
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, (темп/тон – нормальный, сообщающий)
И мглой волнистою покрыты небеса, (темп/тон – нормальный, сообщающий)
И редкий солнца луч, (пауза) и первые морозы, (темп/тон – медленный, сообщающий)
И отдалённые седой зимы угрозы. (темп/тон – нормальный, сообщающий)
Рассмотри репродукции картин. Как художники изображают осеннюю пору? Составь рассказ и запиши его план в «Рабочую тетрадь».
Рассказ по картине художника В. Поленова «Золотая осень».
Живописец на этой картине изобразил осеннюю красоту русской земли.
Как будто художник стоит на высоком холме, а перед ним открывается красочный пейзаж осеннего погожего денька.
На переднем плане как ниточка, тянется тропинка, идущая далеко в лес.
Огромная, широкая река тихо течёт вдаль, а по её берегам раскинулись ещё зелёные луга, слегка позолоченные первой опавшей листвой в нескольких местах.
Художник использует яркие краски для изображения берёз, широкого, раскидистого дуба и берегов, заросших густой травой.
Это палитра — от мягкого охристого до торжественно золотого цвета.
На картине изображены крупные и мелкие вкрапления тёмно и ярко-зелёного цвета — это огромный дуб, кое-где кусты и маленькие ёлочки в лесу.
Интересно написана трава, есть ощущение солнечных бликов, но как-то ярко они не прорисованы.
Василию Дмитриевичу Поленову удалось передать все краски, а главное — ощущение приближающейся осени.
Смотришь на картину и понимаешь, что скоро солнце затянет тучами, листья на деревьях пожелтеют до золотого и облетят.
Только ёлочки останутся в своём неизменном зелёном наряде встречать суровую русскую зиму.