Пул что за игра
Бильярд под прицелом. Американский пул. Восьмёрка
Сегодня захотелось немного отойти от изначального плана писать про малоизвестные игры, и написать про достаточно известные. Подобных постов не нашёл, а вот людей, периодически упоминающих в комментах под постами бильярдной тематики о том, что не до конца разбираются в вопросе, предостаточно. Так что буду чередовать. Данный пост адресован, в первую очередь, читателям, которые имеют небольшой опыт игры, но никогда целенаправленно не интересовались общепринятыми правилами игры в Американский пул. Хотя, как показывает практика, иногда даже у спортсменов, занимающихся профессионально бильярдом другого вида, имеются пробелы в каких-то аспектах игры.
Ну а теперь к самим играм, в данном посте подробно рассмотрим игру в Восьмёрку (Eight ball, 8-ball).
Восьмёрка является, пожалуй, самой популярной игрой в барном варианте, в т.ч. и в России. Играют в неё многие — и опытные игроки, и новички, в первый раз кий в руки взявшие, и целенаправленно пришедшие, и ожидающие освобождения занятого стола для Русской пирамиды, например. Играют по-всякому — и по спортивным правилам, и по барным, и по особым в рамках какого-то пари, и «любым по любому», и с «чёрный — плохой, его трогать нельзя». И тут я не утрирую, бывают случаи, когда правил даже в первом приближении никто не знает и, казалось бы, не зная правил, самое очевидное — играть во что-то, близкое к Прямому пулу — забивай шары и считай очки. Но, видимо, где-то на подкорке вшита информация, что пул — это про шар № 8, что-то там обязательно с этой восьмёркой должно происходить.
Собственно, если вы по какой-то причине не уверены, что же с этим чёрным шаром нужно делать по канону — рассказываю.
Основная цель игры — забить чёрный шар, причём сделать это можно только после того, как забиты все шары одной группы (полосатые или сплошные).
Начинается всё с выставления пирамиды (rack). В восьмёрке она имеет треугольную форму, вершина пирамиды (обычно это жёлтый сполшной шар с номером 1, но не обязательно) выставляется на задней отметке. Обязательным условием является то, что чёрный шар с номером 8 ставится в середину пирамиды (в третьем ряду между двумя другими шарами), а также (в большинстве редакций правил) то, что группы полосатых и сплошных шаров должны чередоваться между собой по боковым рёбрам пирамиды и в каждом ряду. Пятый ряд тоже чередуется, но с небольшой поправкой — с одного края пирамиды будут стоять вместе два шара из группы, противоположной группе шара в вершине пирамиды. Приведу пример корректно-установленной пирамиды в соответствии с данным правилом:
В данном случае в качестве вершины выбирается первый шар (сплошной). Это необязательное условие, там мог бы находиться любой шар, кроме восьмого, но первый привычнее игрокам в ротационные игры (девятка, десятка, ротация и т.п.), но об этих играх позже. Во втором ряду всего два шара, поэтому, чтобы ряд чередовался, один из них обязательно будет полосатым, а другой — сплошным (порядок во втором ряду не важен, в примере на картинке слева расположен полосатый, справа сплошной. В третьем ряду по центру обязательно устанавливается восьмой шар, а по бокам от него один полосатый и один сплошной, причём здесь порядок шаров зависит от второго ряда. На рисунке слева сплошной, а справа полосатый, потому что рёбра должны чередоваться, но если бы во втором ряду мы слева расположили сплошной, а справа полосатый, то третий ряд выглядел бы как «полосатый-чёрный-сплошной». Четвёртый ряд опять полностью чередуется. Его обычно выставляют, начиная с какого-то края. Например, мы начинаем слева. В третьем ряду слева расположен сплошной шар, поэтому четвёртый ряд начнётся с шара противоположной группы — полосатого. Затем, продолжая выставлять ряд слева направо, чередуем шары — вторым слева будет сплошной, третим слева полосатый и четвёртым вновь сплошной. И, вуаля, правое ребро теперь тоже «честное», потому что в третьем ряду правый шар был полосатым, а в четвёртом у нас сплошной. Осталось разобраться с последним рядом пирамиды. Его мы выставляем опять с какого-то произвольного края, но при этом помним — если крайний шар из другой группы, нежели вершина, после него ставится ещё один шар этой группы. Попрубуем поставить пятый ряд, начав вновь слева. Левый шар четвёртого ряда полосатый, значит пятый ряд начнётся со сплошного. Ставим сплошной и проверяем — это та же группа, что и вершина пирамиды, значит — удвоения шаров не нужно, и просто продолжаем чередовать шары разных групп, вторым слева ставим полосатый, третьим сплошной, четвёртым полосатый и, наконец, пятым оставшийся единственный шар, который тоже будет полосатым (вот оно, удвоение с края пятого ряда в случае отличной от вершины группы шаров). Проверяем рёбра и видим, что все шары и слева, и справа чередуются между собой по группам. Пирамида установлена корректно.
Повторюсь — не во всех редакциях правил требуется именно такая постановка пирамиды. В некоторых случаях чередование групп является необязательным условием, в других — чередование обязательно, но необязательно удвоение в пятом ряду происходит с краю, это может быть и удвоение внутри ряда. Кроме того, можно встретить и более специфичные требования, например, второй шар обязательно устанавливается в середину пятого ряда, или 1 и 15 шары обязательно ставятся по краям пятого ряда.
Правильно сыгранным начальным ударом (разбитие пирамиды, разбой, брейк, break) считается такой, при котором не совершено фола (foul или fault, то есть некорректного удара, приводящего к штрафу) и либо совершено забитие хотя бы одного прицельного шара, либо по крайней мере четыре шара (в некоторых редакциях правил два или три) из пирамиды коснулись любого борта. В противном случае игроку назначается фол. В случае забития шаров игрок, разбивавший пирамоду, продолжает подход, в противном случае право нанесения удара переходит к сопернику (в некоторых редакциях правил игрок продолжает подход после брейка в случае отсутствия фолов, то есть даже без забития).
Если в процессе разбития пирамиды объявлен фол, то у второго игрока есть опции:
• играть в сложившейся на столе ситуации, если биток не был забит и не вылетел за пределы стола;
• поставить шар в любое место дома и играть в получившейся после разбоя позиции;
• попросить восстановить позицию для начального удара и попросить первого игрока переразбить.
Сразу после разбоя говорят, что стол открыт (open table). Это означает, что игрок, находящийся у стола, может играть в данный момент любой шар, кроме восьмого. В ситуции открытого стола играющий обязан заказать группу шаров, которую он планирует играть в партии. После заказа группы ему требуется забить хотя бы один шар этой группы, чтобы она была закреплена (assigned) за игроком. При открытом столе первым при ударе не обязательно должно быть соприкосновение с шаром заказанной группы. То есть можно заказать полосатые, попасть в сплошной шар и комбинацией забить полосатый — это корректно. В случае, если при заказе группы удалось забить шар этой группы, игрок закрепляет её за собой и в дальнейшем может играть только шары выбранной группы (в т.ч., и первое касание должно осуществляться с шаром закреплённой группы). За соперником при этом закрепляется противоположная группа шаров. Если закрепить группу не удалось, стол остаётся открытым, и уже соперник при очередном ударе заказывает группу и пытается её за собой закрепить. Если в процессе удара на закрепление группы совершается фол, то:
• в случае объявления фола до забития стол остаётся открытым, забитый прицельный шар не учитывается и остаётся в лузе;
• в случае объявления фола после забития (если был корректно забит по крайней мере один шар заказанной группы), группа закрепляется за игроком, но право нанесения удара переходит ко второму игроку, за которым закрепляется противоположная группа.
Фол может объявляться в ситуациях, когда:
• забит биток (scratch);
• какой-либо из шаров вылетел за пределы стола;
• игрок закрепил за собой группу шаров, но при очередном ударе биток первым коснулся шара другой группы;
• после нанесения удара ни один из прицельных шаров не был забит, а также не было касания битка с прицельным шаром или касание было, но оно не привело к касанию каким-либо из прицельных шаров хотя бы одного борта;
• было совершено двойное соприкосновение наклейки кия с битком в размках одного удара;
• прицельный шар пришёл в движение любым способом, кроме попадания в него битка или другого прицельного шара (задет рукой, одеждой, кием и т.п.).
В русском бильярде тоже есть такой технический приём, как прыжок, но условия удара через полусферу не накладывается по той простой причине, что выполнить это условие гораздо сложнее из-за веса шаров, и игроки в пирамиду выполняют такие приёмы ударом «под шар», подбрасывая шар в воздух непосредственно кием (см. верхнюю левую часть рисунка ниже). Такой прыжок сложнее проконтролировать, практически исключает возможность придавать дополнительное вращение битку и, самое важное, — он запрещён правилами при игре в пул и заказчивается объявлением фола (хотя часто можно стокнуться с отсутствием этого пункта в своде правил на русских турнирах по пулу). Поэтому если вы тоже делаете прыжковые удары в русской технике, то знайте — это не корректно и является фолом на западе, лучше сразу переучиваться, если собираетесь играть в пул профессионально.
В некоторых редакциях правил, на забитие чёрного накладываются дополнительные условия, альтернативно:
• восьмёрка должна быть забита в ту же лузу, в которую был забит последний прицельный шар закреплённой группы;
• восьмёрка должна быть забита в противоположную (относительно диагонали стола, не смежной с лузой) лузу, в которую был забит последний прицельный шар закрпленённой группы;
• восьмёрка должна быть забита дуплетом (bank shot), то есть рикошетом от борта.
Разбои в Восьмёрке не серийные, а поочерёдные. Это означает, что если текущую партию начинал первый игрок, то вторую будет начинать второй игрок, третью — снова первый игрок и т.д. по очереди, без оглядки на то, кто выиграл в текущей партии.
Ну, и по традиции прикладываю видео с примером игры в Восьмёрку. Играют Ральф Суке и Шейн Ван Боенинг:
Правила игры в пул: американский бильярд
Американский бильярд – один из видов лузного (карманного) бильярда, также называемый пул. В переводе с английского означает «объединение ставок». Игры в пул популярны в большинстве стран мира и являются предметом международных профессиональных турниров. У игры есть множество вариаций, основные регулируются правилами Всемирной ассоциацией бильярда (WPA). Но большинство людей играют как любители с использованием неформальных правил, в принципе таких же, как официальные.
История
Считается, что современный пул произошел от игр на открытом воздухе с мячом и клюшкой, таких как jeu de mail (игра в молоток или почта). Узнаваемая форма бильярда появилась в 1340 году и напоминала игру крокет.
Игры, которые обычно называют «пул» происходят от двух английских игр, привезенных в США в XIX веке. Современные виды игр появились благодаря английскому бильярду, которые стали американским бильярдом с четырьмя шарами. По сути, в обоих играх применяются одни и те же правила, единственное отличие – в американском есть дополнительный красный шар, который повышает шансы на забивание.
Второй игрой, благодаря которой существует пул, была пирамида. В середине XIX века вариант под названием «пятнадцать шаров» был весьма популярен. В 1888 году непрерывный пул, непосредственный предшественник прямого, вытеснил обе игры. Новые виды игр, представленные на рубеже 20-го века, включали пул Келли и «восьмерку». Отличительный вид шаров с многочисленными цветами и разделением между сплошными и полосатыми полосами был утвержден правилами в 1889 году.
Правила игры в пул: бильярд по-американски
Все профессиональные игры в американский pool проходят по правилам Всемирной ассоциации бильярда. Многие любительские лиги, такие как APA, CPA, BCA Pool League утверждают, что применяют свои уставы, но они практически не отличаются от официальных.
Правила неизменны (за некоторыми исключениями) для любого вида игры: «восьмерка», «девятка», непрерывный 14.1 и прочие. Положения затрагивают не только вопросы, относящиеся непосредственно к игре, но и вопросы организации, требования к оборудованию.
Оборудование: стол
Стандартный размер игровой поверхности 9 х 4,5 фута (2,7 х 1,4 м), точные размеры могут незначительно отличаться в зависимости от производителя. В некоторых лигах и турнирах, где играют по Мировым стандартизированным правилам могут быть разрешены меньшие размеры – 7 на 3,5 фута (2,1 на 1,1 м). Высота игрового стола от 29 ¼ до 31 дюйма (от 74,29 см до 78,74 см).
В бильярде стол имеет 6 карманных отверстий (лузы). Для соревнований по американскому pool створ угловых луз от 4,5 до 4,625 дюймов (11,43 – 11,75 см), створ бокового кармана от 5 до 5,125 дюймов (12,7-13,0175 см).
Игровая поверхность обтянута тканью, предпочтительно камвольной шерстью без ворса. Для соревнований приемлемы желто-зеленые, сине-зеленые или электрические цвета. На игровую поверхность наносится разметка:
По правилам, полный набор шаров для американского pool состоит из битка белого цвета и шаров с цифрами от единицы до пятнадцати включительно с цветной кодировкой. Шары должны быть изготовлены из полимерного пластика, не полированы.
Шары для игр имеют размеры 2 ¼ дюйма в диаметре (5,715 см), весят от 5 ¼ до 6 унций (156-170 г)
Набор шаров включает 8 шаров с номерами 1-8, имеющими сплошной цвет и 7 белых мячей с цифрами 9-15 с центрированным кольцом другого цвета.
Перед игрой шары устанавливают с помощью треугольной стойки. По правилам ее основание располагают параллельно концевой направляющей (борта), так, чтобы верхний шар располагался на нижней метке. По правилам, порядок шаров случайный, за исключением черного шара с цифрой 8, также называемого рамочным или денежным.
Кий и другое оборудование
Официальными правилами регулируется все оборудование, косвенно или напрямую используемое игроками на состязаниях по американскому pool. Это гарантирует создание одинаковых условий всем игрокам.
Кроме стола и шаров нужен кий. Его размеры регламентированы правилом №17. Кий-стики, должны отвечать определенным стандартам:
Материал наконечника не должен каким-либо образом испортить биток во время игрового процесса. Существует одна специфика, по правилам, если наконечник изготовлен из металлического материала его длина не должна превышать 1 дюйм (2,54 см).
Правилами разрешено использовать перчатку. При необходимости игрок может пользоваться присыпкой. Для предотвращения кикса игрок может применять собственный мелок, но при условии, что его цвет будет совпадать с цветом сукна, которым оббит стол.
Определение права первого удара
Право первого удара в игре достается победителю розыгрыша. На всех соревнованиях в американский pool присутствуют судьи. Он выставляет шары с одной и другой стороны продольной линии, рядом с линией дома. Соревнующиеся по сигналу делают удары так, чтобы шар, ударившись о задний рельс максимально приблизился к переднему. Чей мяч стал ближе, тот и победитель.
Стандартный заказ
Заказ – это озвучивание соревнующимся мяча и карманного отверстия, в которые он рассчитывает сыграть. Подробности траектории загоняемого шара озвучивать не требуется. Заказ в игре можно не делать, если шар и карман очевидны. Но если судьи или противостоящей стороны не очевидно какой шар играется, они имеют право потребовать заказ. Шар засчитают только после того, как судья удостоверится, что именно он был указан соревнующимся перед выполнением удара.
Пул – это стратегическая игра. Если назрел пат, рефери каждому участнику предоставляет по 3 подхода. Если после ударов положение остается патовым, официально объявляется пат. Продолжится ли игра после пата, определяется правилами, установленными для определенного вида игры.
Разновидности американского бильярда
Существует несколько видов американского бильярда, в каждый из которых играют по определенным правилам. Основные отличия конкретных игр в очередности забивания шаров и условиях для победы.
Существуют несколько разновидностей американского pool, но основных пять:
Игра «восьмерка» или пул-8
Одна из первых разновидностей американского pool – «восьмерка». Первые правила практически остались неизменными и применяются для современных профессиональных игр.
Цель «восьмерки» – загнать в карманное отверстие черный шар, после того как забьет все шары своей группы.
Для «восьмерки» применяют биток и все цветные шары, включая 7 полосатых, 7 полностью окрашенных и черный (восьмерка). Особенность в том, что мячи в стойке закладываются в случайном порядке. Кроме восьмого, его кладут в середине третьего ряда между угловыми мячами, один из которых полосатый, а другой полностью окрашенный. Биток ставят в любой точке дома.
Побеждает тот, кто загонит в карман мяч с цифрой «8», после того как забьет все мячи, выбранной группы (полностью окрашенные либо полосатые).
Соревнования начинают со стандартной разбивки. Право первого удара определяется путем розыгрыша. Если во время разбивки восьмерка попадает в карман или вылетает за борт, то шары выставляют заново, согласно правилам и делают повторный разбой.
В начале партии стол «открыт», что означает, что любой соревнующийся может бить по шарам любой группы. Он остается открытым пока кто-нибудь не загонит в карманное отверстие названный шар (восьмерка исключение). Игроку достается та группа мячей, расцветка которой была первым загнана в карманное отверстие, а другая группа достается противостоящей стороне. Шары, забитые во время разбоя или с нарушениями, не применяются для определения группы шаров. Если участник забьет шары обоих расцветок, он может претендовать на любую из них. После того, как группа определена, она остается неизменной до конца встречи.
Непрерывный пул 14.1
В этой игре участвуют два человека. Победителем становится игрок, набравший определенное количество очков, которое он указывает заранее.
Данный вид соревнований также именуют «Прямым». Соревнования проходят по общим правилам с некоторыми корректировками и дополнениями.
За каждый заказанный и сыгранный шар, участнику начисляют одно очко. Если в карман помимо заказного падает еще шар, засчитывают только одно очко. За нарушения снимают одно очко. Если игрок делает серьезные нарушения или 3 подряд, то отсчет нарушений начинают заново, предварительно начислив 15 штрафных очков. Все шары выкладывают заново, и нарушитель делает разбой. В типичной игре можно попробовать набрать 100 очков. В профессиональных соревнованиях – планка 125 очков.
Традиционно при расстановке шар с цифрой «1» кладут в правом углу стойки. А шар под номером «5» в левом углу, хотя это не является официальным правилом. Поскольку здесь разыгрывается определенное число очков, намного превышающее 15, то устанавливают несколько внутриигровых стоек. Название «непрерывный 14.1» исходит из того, что участники могут забивать любые шары, кроме пятнадцатого и битка.
По правилам разбой делает победитель розыгрыша. Если разбой выполняется неправильно, участник лишается двух очков. Серия ударов одним игроком продолжается до тех пор, пока он загоняет в карманные отверстия заказанные шары и пока не наберет необходимое количество очков. Если в карман падает мяч, отличный от названного, то его возвращают на стол, что, следовательно, заканчивает серию подач участника состязаний. Если во время игры 14 шаров забиты, а победитель не выявлен, то шары расставляются заново.
Особенности «девятка»
Эта игра значительно отличается от остальных. Игра ведется с битком и всего с девятью шарами, 8 из которых полностью окрашены и один полосатый с номером «9». Раскладка делается в виде ромба, при этом шар с единицей должен располагаться наверху, а с девяткой – посредине.
Судья может потребовать сделать новую раскладку, если смежные мячи не касаются друг друга или единица стоит не на уровне задней отметки. Согласно правилам, победителем становится участник первым забивший девятку. Начинают со стандартного разбоя. Если соревнующийся выполнил его правильно, то он получает право на пуш-аут. Так в игре называют перемещение битка или любых прицельных шаров на новое положение без касания другого шара или борта.
Если во время удара вылетает мяч, засчитывается нарушение и право забивать переходит противнику. Если вылетает девятка, ее выставляют и продолжают игру.
Производные игры «девятка»:
«Десятка»
Ten-ball – это ротационная игра, похожая на «девятку» с десятью шарами вместо девяти. В правилах есть много общего, но Ten-ball имеет определенные корректировки, обеспечивающие сложность игры и ее конкурентоспособность «девятке».
Десять шаров выкладывают с помощью треугольной стойки, как в «восьмерке», нос 10-ю вместо 15 шаров, образующих тетрактисы. В раскладке используют 10 пронумерованных шаров, причем единицу ставят на вершине, десятку в центре, а двойку и тройку в нижних углах треугольника. Остальные мячи размещают в хаотичном порядке.
Придерживаются тех же правил, что и в «девятке». Для обеспечения легального удара, биток должен соприкоснуться с шаром с минимальным цифровым значением, а затем, хотя бы, один мяч должен удариться о любой рельс или упасть в карман. Перед каждым ударом (разбой исключение) делают заказ, указывая пальцем или кием на карман, номер шара, который будут в нее загонять. Если десятка попадает в карманное отверстие во время разбоя, мяч вытаскивают, а игрок продолжает подачу.
Ранее забивание десятки во время разбивки пирамиды приводило к победе.
В игре побеждает тот, кто забьет оставшуюся на столе одну десятку. Если ее заказывают, при наличии других шаров на столе и шар сыграет, его возвращают, а участник продолжает выполнять удары. Если соревнующийся забивает другой мяч или назначенный, но не в то карманное отверстие, то шар остается внизу. Затем у противостоящей стороны есть выбор – самому забивать или вернуть это право обратно.
Некоторые профессионалы «девятки» предпочитают «десятку», как более сложную дисциплину. Выиграть быстро не получится, поскольку должны быть забиты все шары. Статистически сложнее добиться выполнения последовательности, к тому же мячи не просто загонять, когда стойки загружены.
Непрофессиональный пул
Существует много версий американского pool. Их можно условно разделить на профессиональные и любительские. Последние не являются дисциплинами международных турниров и проходят по внутренним правилам.
Наиболее распространенные виды игры:
Один карман
Игра обязана своим происхождением корчам – соревнования, с участием инвалидов, проходившие в XVIII веке. Это стратегическая игра для двух участников, в которой каждому назначается один из карманов на столе, в который разрешается загонять шары. Победителем становится тот, кто первым забьет в свой карман 8 шаров.
Используют весь набор шаров, выкладывая их в классическую треугольную стойку в произвольном порядке. Право разбить пирамиду достается победителю жеребьевки (обычно, подбрасывание монеты) либо розыгрыша. Перед ударом (разбивка треугольника не в счет) участник обязан объявить шар (указывать карманное отверстие, по понятным причинам, нет необходимости). Игрок, сделавший легальный разбой объявляет какой мяч в какой карман он собирается опустить. Если заказанный шар попадает в указанный карман за участником закрепляется луза и начисляется очко. Сопернику достается луза напротив, если это боковой карман, и противоположная по диагонали, если соперник забил в угловое карманное отверстие.
Один карман требует больше оборонительной стратегии, чем наступательной. Опытные игроки стараются забивать «легкие» шары – стоящие возле их лузы. Это позволяет контролировать процесс, заставляя своего противника защищаться.
Пул что за игра
Разновидность игры в лузный бильярд — пул (от фр. poule, т.е. «ставка, пуля, банк»). Эту игру ещё называют Американским пулом или Американским бильярдом.
История происхождения игры в пул
Американский пул зародился в 1857 году. Есть документ этого года — патент №19.101, выданный американцу Майклу Фелану, на изобретение нового типа лузы. А до этого в Америке были только английские столы для бильярда размером 6*12 футов (на них и сейчас играют в снукер).
Луза на английских столах совсем иная качественно, а не по размерам. У неё закруглены губы. А Фелан внёс прямой срез. Тогда же столы стали поменьше. На профессиональных турнирах (1850-70гг.) были столы 11 футов длины. С 1971 года 10 футов стали стандартной длиной; это относится и к карамбольным, и к лузным столам. В 4 дюйма была ширина лузы. Так было до 1949 года. Бильярдный Конгресс Америки, образованный в 1948 году защищал интересы тех, кто производил игровое оборудование и наживался на этом.
В связи с этим навели порядок в правилах и стандартах. Игра будет ярче и оживлённее, если лузы расширить, а стол уменьшить. Ведь атак станет больше, если будет меньше тактики защиты. Все эти новшества должны были восстановить Американский бильярд, у которого наблюдался спад. BCA в 1949 году утвердил новый стандарт оборудования турниров, которые проводились официально. Игра значительно изменилась. Размер стола стал 4,5*9 футов с лузами в 5 дюймов. На прежних столах рекорд был 309 шаров (1945г. Вилли Москони), а на новых столах — рекорд в 526 шаров (1954г. Вилли Москони).
1 фут=0,305 м
1 дюйм=2,54 см
Название игры — «пул» сначала не относилось к американскому лузному бильярду. Когда пул только развивался столы для бильярда располагались на ипподромах, там где принимали ставки, чтобы народ развлекался в перерывах между заездами или забегами. Заведения подобного типа обобщённо называли «pool room». Позже пул сам по себе стал популярным, а термин стал названием американского бильярда.
В полный комплект шаров входит 15 пронумерованных цветных шаров особого цвета и один белый биток. Нумеруются прицельные шары от 1 до 15. Номера от 1 до 8 окрашены в сплошную окраску: 1-жёлтый, 2-синий, 3-красный, 4-фиолетовый(пурпурный), 5-оранжевый, 6-зелёный, 7-тёмно-бордовый, 8-чёрный. Полосатые шары, имеющие номера от 9 до 15 — цветом белые, но с центральной полосой таких цветов: 9-жёлтый, 10-синий, 11-красный, 12-фиолетовый(пурпурный), 13-оранжевый, 14-зелёный, 15-тёмно-бордовый.
Общие правила по игре в Американский пул
Во всех играх используются шары, пуловские столы и оборудование которые соответствуют стандартам BCA или Всемирной Ассоциации пула.
Нужно использовать треугольник, располагая передний шар на задней отметке. Другие шары выстраиваются плотно прижавшись к переднему шару.
Он наносится лишь наклейкой кия, иначе будет объявлен фол.
Если игрок не забивает прицельный шар, т.е. промахивается при правильном ударе, то он свою серию заканчивает, а игру начинает противник.
Если правила нарушены обоими противниками, а судье трудно определить, чей шар ближе к переднему борту, то розыгрыш необходимо повторить.
Биток в игру вводится ударом с руки из дома. Прицельные же шары расставляются соответственно правилам каждой определённой игры. Введённым в игру биток признаётся тогда, когда после удара по нему кием (наклейкой), он пересекает переднюю линию.
Ударять по прицельным шарам, которые находятся в доме, позволено, когда сначала биток выходит из дома, а потом возвращается в дом, ударившись о задний борт. Определить положение шара можно по положению его центра или той точки, где шар касается поверхности стола. Биток не имеет права (до пересечения передней линии) задевать прицельные шары расположенные в доме.
Введённым в игру биток будет признан, если покинет пределы дома после удара наклейкой кия. До введения в игру битка его дозволено поправлять кием, рукой. А после введения битка в игру, к нему касаться нельзя. Иначе будет объявлен фол.
Некоторые правила конкретной игры допускают после объявления фола игру с руки. В этом случае противник, который вступает в игру, вправе расположить биток на игровой поверхности в любом месте и ударять по прицельному любому шару.
Сыгранным признаётся шар, который падает в лузу после правильного удара. Не сыгранным считают шар, который выскочил из лузы на игровую поверхность.
Определяется тем, где расположен его центр (или нижняя точка).
Одна нога игрока всегда касается пола при осуществлении удара. Иначе будет штраф.
Частью «дома» передняя линия не является. Прицельный шар, который расположен на передней линии, играется, если по правилам игры требуется нанесение удара по шарам вне «дома». Следовательно, и биток, введённый из «дома» в игру (с руки из-за передней линии) не рекомендуется ставить прямо на переднюю линию,а немного поближе.
За одно и то же нарушение в конкретных, определённых играх в бильярд могут назначаться различные штрафы. Однако есть и общее правило для всех нарушений.
1) право удара передаётся противнику.
2) не засчитывается ни один забитый шар.
3) выставляется любой шар (или шары) только тогда, когда это учтено в правилах данной конкретной игры.
Фол объявляется если биток при ударе падает в лузу.
Штраф налагается, если затягивается время контакта наклейки кия с битком (что противоречит ударно-маховому движению) при проталкивании вперёд битка.
Шары, которые после удара остановились вне игровой поверхности стола (на поручне, на полу, на упругом борту и т.д.), считаются выскочившими. Если же шар, ударившийся о верхнюю часть поручня или упругого борта, сам возвращается на игровую поверхность, он не считается выскочившим.(но при условии, что не заденет какой-нибудь объект, который не относится к стационарной принадлежности стола).
В этом случае наказанием будет один фол, зато штраф налагается очень строгий, который предусмотрен за самые грубые нарушения, которые совершены при ударе.
Если шар движется самопроизвольно (скатывается, смещается, поворачивается), то игра продолжается, а шар оставляют на том месте, где он остановился. Если шар завис над лузой в течение 5 секунд (или больше), а потом падает в лузу, то он восстанавливается на старом месте, а игра продолжается.
По некоторым правилам конкретной игры нужно выставить шары. В таком случае после удара шары распределяются на продольной линии в следующем порядке: на задней отметке располагают шар с наименьшим номером, а другие ставятся друг за другом по порядку возрастания номеров в направлении заднего борта. Но иногда невозможно точно выполнить эти требования. Тогда выставляемые шары на продольной линии располагают близко к задней отметке и вплотную к прицельным шарам, которые мешают, но их не сдвигая. Когда биток мешает, то к нему близко (но не вплотную) располагают выставляемые шары.
Иногда, чтобы выставить шары не хватает места между задним бортом и задней отметкой. Тогда выставляют шары на продолжении продольной линии близко к ней (перед задней отметкой). Спереди находится шар у которого наименьший номер. Другие шары помещаются друг за другом в сторону задней отметки по мере возрастания номеров.
Они по правилам конкретной игры засчитываются.
Если постороннее лицо вмешивается в ход игры, и шары начинают двигаться, их ставят на прежние исходные позиции. Штраф в этом случае не налагается. Игру можно продолжать. В официальном турнире восстановлением позиций занимается судья. При аварии, землятрясении, урагане и т.п. применяется это же правило. Партию переигрывают если нельзя восстановить позицию. Право выполнения начального удара остаётся за тем же игроком.
Однако это правило нельзя применить к игре «14+1 с продолжением», там одну партию составляют последовательные пирамиды. Право начального удара в ней определяется заново, так как розыгрыш текущей пирамиды прекращается, и начинается розыгрыш новой. Счёт остаётся прежним, каким он и был до того, как партия приостановилась.
Противник вступает в игру, если игрок нарушил правила или неправильно забил шар в лузу.
Если будет нарушено хоть одно из этих требований, будет объявлен фол. Судья, либо один из игроков должны объявлять засвидетельствованный факт касания борта прицельным шаром.
Установка битка при игре «с руки» осуществляется любой частью кия (и наклейкой тоже) или рукой. Когда биток будет установлен, любое движение кия вперёд, которое сопровождается касанием битка, будет считаться началом удара.
Мы вам рассказали об общих правилах игры в Американский пул.