Пуджа это такое что
Пуджа это такое что
Ведический Путь запись закреплена
ПУДЖА
Пуджа (санскр. पूजा, Pūjā IAST — «поклонение», «молитва») — религиозный обряд в индуизме, предложение скульптурному образу божества пищи, воды, благовоний, цветов и других элементов. Пуджа проводится для выражения почтения и преданности Богу (или богам).
Большинство практикующих индуистов молятся один-два раза в день. Однако пуджа практикуется не только как ежедневная молитва, но и в особых случаях, например для «тепла» в доме. Ритуал пуджа должен выполняться после того, как человек, совершающий ритуал принял душ, ванну, а также желательно, натощак, чтобы полностью сосредоточиться (диян). Особые религиозные праздники, на которых исполняется пуджа: Дурга-пуджа, Понгал и Лакшми-пуджа и другие.
Пуджа состоит из: медитации, аскетизма, песнопения, чтения священных писаний, предложения пищи и поклонов. Во время ритуала участники наносят отметку тилака из сандаловой пасты на лоб или алую точку в центр лба. Это является символом подчинения Богу (богам). Во время ритуала проводится очищение огнём — в ритуальный (священный) огонь бросаются подношения богам под чтение мантр.
Пуджа может проводиться как индивидуальная или групповая молитва. Иногда Пуджа исполняется в честь определенных людей, для которых пуджари или родственники просят у Бога (богов) благословения. Пуджари поёт молитвы на санскрите или других языках во время священного ритуала пуджа.
Пуджа является очень популярным женским именем в Индии.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пуджа_(индуизм)
АРАТИ
Она совершается утром и вечером в алтарном зале (пуджагхар), а также в конце пуджи или хавана.
Во время проведения Арати очищается атмосфера в ашраме, умы и души озаряются нисходящим божественным светом.
Поются молитвенные гимны, звучат колокольчики, играет барабанчик дамару, курятся благовония.
Божественная энергия (дэва-шакти) окутывает каждого и очищает всю нашу карму, связанную со зрением и звуком.
Начинающие садху во время арати с воодушевлением,верой и и радостью поют стоя у алтаря, рядом с мурти, причащаясь затем к таинству очищающего огня.
Опытные садху во время арати кроме этого выполняют довольно сложные практики преображения, визуализации и созерцания, которые они изучают у своего гуру.
Из сатсанга Шри Гуру Свами Вишнудевананда Гири
ПОЧИТАНИЕ БОЖЕСТВ ПО ДНЯМ НЕДЕЛИ
Понедельник: Сомаврат
Считается, что соблюдение поста по понедельникам дает человеку проницательность, мудрость и исполнение желаний. Незамужние женщины соблюдают этот пост для того, чтобы найти себе хорошего мужа.
Также пост в этот день позволит сгладить негативные проявления Луны в натальной карте.
Вторник: Мангалврат
Считается, что эти божества постоянно создают проблемы и ненужные хлопоты людям, и потому к тем, кто постится по вторникам и совершает подношения, они проявляют милость и помогают преодолеть препятсвия в жизни. Те пары, которые хотят родить сына, должны также соблюдать пост в этот день (21 вторник подряд).
Среда: Будхвар врат
В среду принято почитать господа Кришну и/или планету Буддху = Меркурий. Также в некоторых штатах Индии в этот день принято поклоняться божеству Виталу, который является одной из инкарнаций господа Кришны.
Но больше всего среда ассоциируется именно с Меркурием, и пост по средам позволяет достичь гармонии в семейной жизни. Поэтому рекомендуется постится одновременно обоим супругам.
Обычно в этот день разрешается один прием пищи во второй половине дня, и это должно быть легкое вегетарианское блюдо.
Одежда зеленых цветов предпочтительна.
Четверг
Этот день посвящен господу Вишну и божеству Брихаспати (Гуру, Юпитер).
Благоприятно пожертвование/дарение желтых и оранжевых одежд нуждающимся.В этот день особо благоприятно посещение храмов, проведение пудж и других религиозных церемоний. Считается, что все это позволит достичь человеку материального благосостояния и счастливой жизни.
Пятница: Шукравар врат
В пятницу почитают женскую космическую энергию созидания Шакти (и ее проявления) и божество Венеру (Шукра).
Пост длится от восхода до заката солнца.Позволяется один прием легкой пищи после заката. Следует употреблять пищу белого цвета.
В этот следует облачаться в красивые белые одежды и посещать храмы и проводить пуджы для богинь Дурги, Кали, Лакшми и др.
Также пост и пуджы для Венеры (Шукры) в этот день помогают привлечь богатство, роскошь, комфорт и прочие наслаждения в свою жизнь, поскольку именно Венера отвечает за все материальные блага и радость.
По субботам крайне благоприятно постится тем, кто находится в транзите Саде-Сати, у кого идет планетарный период пораженного Сатурна или у кого эта планета негативна в натальной карте.
В этот день принято подносить Солнцу воду и красные цветы. Особое внимание в этот день следует уделить чистоте жилища.
С астрологической точки зрения в это день стоит поститься тем, у кого Солнце ослаблено в гороскопе, т.е. тем, кому не хватает уверенности в себе и поддержки собственно отца.
Источник: https://www.om-planet.com/dni-i-bogi/
Рубрика:
• Ведическая культура: #vedic_culture@vedic_path
• Джйотиш | #jyotish@vedic_path
Поклонение Божествам: ПУДЖА и АРАТИ
Пуджа и арати: правила, рекомендации
Этот аспект преданного служения довольно сложен и достаточно объёмен, поэтому мы приведём лишь краткое его описание. Представленная здесь информация главным образом предназначена для тех, кто поклоняется Господу у себя дома (она скорее будет полезна тем, кто поклоняется изображению Господа, а не установленным Божествам).
Вовсе не обязательно и даже нежелательно, чтобы каждый следовал усложненному стандарту поклонения. Лучше всего придерживаться упрощенного варианта пуджи, уделяя основное внимание юга-дхарме, т.е. повторению святых имен Господа. Безусловно, поклонение Божествам – важный аспект преданного служения, но для того, чтобы поклонение было эффективным, необходимо совмещать его с киртаном. Повторение святых имен – основной метод осознания Бога в эту эпоху. Желающим более детально изучить процесс поклонения Божествам советую обратиться к опубликованной в ИСККОН книге Pancaiatra-piadipa, которая подробно освещает данный вопрос.
Согласно «Хари-бхакти-виласе» и другим авторитетным писаниям, стандарт поклонения Божествам может варьироваться в зависимости от обстоятельств. Поэтому преданным, живущим дома, целесообразно поклоняться Господу в соответствии со своими возможностями. Совсем не обязательно поклоняться домашним Божествам так же пышно, как в крупном храме.
По сути надлежащий стандарт заключается в следующем: необходимо установить Божества по всем правилам и поклоняться Им в строгом соответствии с указаниями священных писаний. Однако далеко не все преданные к этому готовы. Многие просто не имеют такой возможности. Именно для них и предназначены данные рекомендации.
Следует также отметить, что писания не дают одного, четко сформулированного метода поклонения. Поэтому я опишу наиболее простые моменты, которые сможет легко освоить каждый. Например, дома вполне нормально, что женщина проводит пуджу и арати, хотя это недопустимо ни в одном из известных храмов Индии. Тем не менее даже дома женщины не должны непосредственно поклоняться Божествам во время менструации.
Всё, что находится в комнате Божеств, и все предметы, используемые в поклонении, должны содержаться в идеальной чистоте. Божества, изображения, украшающие алтарь ткани, раковины, платки, предлагаемые во время арати, пол и стены комнаты Божеств – всё это требует регулярного ухода. Как только вы заметили, что одежды Божеств слегка обветшали или износились, смените их. Бронзовые и медные предметы должны быть всегда начищены до блеска. Цветы, предложенные во время арати, лучше всего вечером убирать с алтаря.
Перед тем как проводить арати или предлагать пуджу (и даже перед тем, как готовить, если вы поклоняетесь установленным Божествам), необходимо совершить омовение и надеть чистую одежду. Поклоняться Божествам лучше всего в одежде из шелка или хлопка. Шерсть, согласно строгим правилам поклонения, не подходит для этой цели, хотя и считается чистой. Любые синтетические ткани непригодны для поклонения Божествам. Преданный, совершающий поклонение, должен быть одет в вайшнавскую одежду (см. главу «Внешний вид вайшнава»), а не в одежду западного образца.
Хотя стандарт поклонения домохозяев может быть невысоким, не нужно скупиться, поклоняясь Господу. Если у вас есть хоть какие-то средства, постарайтесь по крайней мере предлагать Божествам красивые, свежие цветы и качественные благовония.
Кришна живет в деревенской атмосфере Вриндавана, и Ему очень нравятся цветы. Подношение из душистых цветов радует Кришну больше, чем подношение из золота и драгоценных камней. Ему в особенности нравятся белые благоухающие цветы.
На специально используемый для этой цели поднос поместите предметы, которые понадобятся вам во время арати. Предметы собираются вне комнаты Божеств. Когда всё готово, поставьте поднос на столик у алтаря. Предметы с 9 по 12 должны всегда находиться в комнате Божеств.
Предметы, используемые во время арати:
— Раковина, звук которой оповещает о начале и об окончании арати.
— Сосуд со свежей водой и ложечкой (для ачамана).
— Благовония (три палочки, в крайнем случае – одна).
— Панчапрадипа – светильник с пятью фитильками, пропитанными топленым маслом (вместо него можно использовать светильник с одним фитильком).
— Раковина для предложения воды и подставка для нее.
— Сосуд, в который сливается предложенная вода.
— Платок. Для этой цели можно использовать носовые платки без надписей. Лучше всего иметь два или три платка специально для этой цели. Платок должен быть чистым и аккуратно сложенным.
— Тарелочка с цветами.
— Масляный фитиль или свеча (со спичками).
— Чамара (опахало).
— Веер из павлиньих перьев.
— Колокольчик.
Перед тем как войти в комнату Божеств, пуджари кланяется и совершает ачаман следующим образом: взяв ложечку в левую руку, он помещает три капли воды на правую ладонь, выпивает их, после чего произносит «ом кешавая намах». Процедура повторяется еще дважды. Но после того, как вы выпили воду во второй раз, повторите «ом нараяная намах», а после третьего раза – «ом мадхавая намах». Сосуд для ачамана используется на протяжении всего арати. Водой из него вы будете очищать предметы перед тем, как предлагать их Господу. Для этого достаточно трижды окропить при помощи ложечки тот или иной предмет. Кроме того, перед тем, как предлагать предмет, необходимо очистить тремя каплями воды и правую руку.
Совершив ачаман, окропите водой раковину (которую следует хранить рядом с алтарем), возьмите её в правую руку и трижды протрубите в нее. Снова очистите раковину водой из сосуда для ачамана, а также правую руку, войдите в комнату Божеств и, звоня в колокольчик, откройте занавес.
Как только занавес открывается, все присутствующие преданные кланяются Божествам, затем встают и начинают киртан. Пуджари очищает благовония (трижды окропляя их основание водой из сосуда для ачамана) и зажигает их от масляного светильника или от свечи, которые, в свою очередь, зажигаются при входе в комнату Божеств. Масляный светильник может гореть постоянно. Благовония можно зажечь и при помощи спичек.
Затем очистите водой обе руки и колокольчик, возьмите его в левую руку, а благовония – в правую и начинайте арати. Последовательно предлагайте предметы, звоня в колокольчик.
Согласно опубликованному в ИСККОН руководству по поклонению Божествам, предметы во время арати предлагаются следующим образом. Вначале подношение следует показать Шриле Прабхупаде (или, если вы уже приняли прибежище у одного из гуру ИСККОН, своему духовному учителю и затем Шриле Прабхупаде). Мы не можем предлагать что-либо непосредственно Кришне. Сначала мы должны предложить это своему духовному учителю. Таким образом, мы должны предлагать предметы подношения Господу, сознавая себя слугой Шрилы Прабхупады и всех гуру парампары. Предлагая тот или иной предмет, мы плавно описываем им по часовой стрелке сначала вокруг стоп Господа, затем вокруг головы и, наконец, вокруг всего тела. Таким же образом предложите данный предмет вначале Шримати Радхарани, затем Господу Чайтанье, Господу Нитьянанде и далее всем гуру парампары от старшего к младшему, заканчивая своим духовным учителем. Мы предлагаем Шримати Радхарани то, что было предложено Кришне, а Господу Чайтанье – то, что предложено Радхе и т. д. В некоторых писаниях говорится, что, предлагая тот или иной предмет, необходимо описывать им определенное число кругов.
Предметы во время арати предлагаются в следующем порядке:
— Благовония
— Лампада
— Вода в маленькой раковине*
— Платок или ткань
— Цветы
— Чамара
— Павлиний веер
Предлагая воду, понемногу сливайте её в специальный сосуд по мере предложения Божествам и далее духовным учителям ученической преемственности. Завершив предложение, слейте оставшуюся в раковине воду в специальный сосуд, возьмите его в левую руку; повернувшись к преданным, налейте немного воды в правую ладонь и разбрызгайте её над их головами. Повторите несколько раз, чтобы каждому попало на голову хотя бы несколько капель. Предлагая цветы, кладите по одному или по несколько цветов к лотосным стопам Божеств и гуру-парампары, а остальные раздайте присутствующим преданным.
Арати длится около двадцати минут. После его завершения пуджари трижды трубит в раковину, киртан прекращается, ведущий киртпана повторяет према-дхвани (см. главу «Песни и молитвы»). Предложенные во время арати предметы выносят из комнаты Божеств для последующей чистки и мойки. Протрубив в раковину по завершении арати, пуджари предлагает Божествам ароматическое масло. Для этого следует обмакнуть ватный тампон в ароматическое масло и предложить его лицам Божеств. После этого палочка в качестве прасада отдается преданным, которые смазывают маслом верх правой ладони и вдыхают аромат. Заметьте, что Божествам нельзя предлагать масла, приготовленные на спиртовой основе.
* Не путать с раковиной, в которую вы трубили перед началом арати (Прим. перев.).
Во время арати пуджари должен полностью сосредоточить свое внимание на Верховном Господе, поклоняясь Ему с чувством глубокого почтения и благоговения.
Иногда во время арати Божествам предлагают только благовония, цветы и чамару. Такое подношение называется дхупа-арати. Но во время утреннего (мангала-арати) и вечернего арати (сандхья-арати) должны предлагаться все семь предметов, приведенных выше.
Пуджа
В шастрах описываются различные методы пуджи, причем все они весьма сложны. Поэтому здесь я приведу лишь основные принципы, так как не каждый сможет проводить пуджу в её усложненном варианте. Тому, как совершать пуджу, необходимо обучаться после получения второй инициации. Однако даже начинающие преданные, стремящиеся ежедневно совершать несложную пуджу в домашних условиях, могут осуществить свое желание, следуя этим простым рекомендациям. Данные рекомендации предназначены тем, кто поклоняется изображению Господа. Если же вы поклоняетесь Божествам из дерева, металла, мрамора или меди, вам лучше обратиться за советом к опытному пуджари.
Пуджа проводится рано утром после мангала-арати, после того как вы привели в порядок алтарь, протерли все изображения и убрались в комнате Божеств. Согласно священным писаниям, во время пуджи следует предлагать пять, десять, шестнадцать или шестьдесят четыре упачары (предмета поклонения). Основные пять упачар – это гандха (ароматическая смесь), цветы, благовония, лампада и найведья (пища).
Сначала пуджа предлагается духовному учителю, затем Гаура-Нитай и только потом Радха-Кришне. Совершив пуджу духовному учителю, обратитесь к нему с молитвой, чтобы он позволил вам поклоняться Гаура-Нитай и Радха-Кришне.
Ниже приводится описание пуджи с предложением пяти предметов.
Приготовьте гандху (пасту из древесины сандалового дерева и камфоры; при этом используйте розовое сандаловое дерево, а не ярко-красное). Сядьте на коврик в комнате Божеств и поставьте перед собой на столик изображение своего духовного учителя. Умастите лоб духовного учителя гандхой. Затем возьмите свежий лист туласи и при помощи гандхи прикрепите его к правой руке гуру (помните, что туласи можно предлагать лишь лотосным стопам Божеств, относящихся к вишну-таттве; вы же помещаете лист туласи на руку духовного учителя для того, чтобы он предложил его лотосным стопам Кришны). После этого предлагайте благовония, светильник и цветы (так же как во время арати). Предложив цветы, положите их к лотосным стопам духовного учителя. Теперь украсьте изображение гуру гирляндой из свежих цветов (делать гирлянду может либо сам пуджари, либо любой другой член вашей семьи). Далее точно так же предложите пуджу Панча-таттве, затем – Радха-Кришне. После этого предложите найведью (пищу). Это могут быть как свежие фрукты, сладости, молоко, так и вареные блюда. Итак, пуджа закончена, и вы можете проводить арати.
Во время пуджи следует повторять соответствующие мантры, прославляющие духовного учителя, Гаура-Нитай и Рад-ха-Кришну.
Обычно в храмах ИСККОН одежду Божеств меняют один или два раза в день. Но в домашних условиях допустимо делать это раз в неделю.
Пуджа
Пуджа
पूजा, pūjā
«поклонение, почитание». Религиозный обряд, предназначенный для почитания Божества или Гуру.
Этимология
По словам ученых, одно из самых ранних упоминаний о пудже содержится в «Грихья-сутрах», в которых изложены правила для совершения бытовых обрядов. Эти сутры, датированные около 500 г. до н.э., используют термин пуджа, чтобы описать гостеприимство в честь священников, которые приглашались в дом, чтобы проводить ритуалы для усопших предков.
Исходя из цитат в Рамаяне, Пол Тиме предполагает, что слово пуджа относится к приему гостей. Т.е то, что можно предложить гостям, предлагаются и богам. Ритуалы, о которых идет речь, были «пятью великими жертвоприношениями», или панча-маха-ягья, записанные в текстах Грихья-сутр. Пуранический корпус литературы, начиная примерно с 6-го века нашей эры, содержит обширное описание о том, как выполнять пуджу Божеству (дэва пуджа). Таким образом, пуджа соединяет ведические обряды с преданностью божеству в ритуальной форме.
Как историческая практика, пуджа в индуизме была построена вокруг идеи принятия Божества или важного человека в качестве почетного и самого дорогого гостя наилучшим образом, насколько это возможно, и получая счастье и благословение взамен. Таким образом, развитие пуджи возникло из ведических домашних традиций и было перенесено в храмовую среду по аналогии: так же, как важных гостей принимали дома и предлагали то, что им нравилось, так же и богов приветствовали в храме.
Этимологически слово состоит из двух частей: «pū» и «ja». Его можно интерпретировать как буквально, так и символически. Ниже приведены интерпретации этого слова:
Виды пудж:
Деление, конечно, достаточно условно:
Для натхов важной частью дина-садханы является шамбхави-пуджа.
Периодичность и место проведения:
Проведение пуджи:
Пуджа может включать несколько традиционных подношений ( упачар). Количество упачар и формы пуджи могут сильно варьироваться между основными четырьмя направлениями индуизма и линиями передач.
В зависимости от количества упачар пуджа называется следующим образом:
О внутреннем отношении к пудже:
Дорогой Гость
Во время пуджи первый шаг – это произнесение мантры, приглашение выбранного Бога посетить место поклонения, называется время и названия места. Как только это сделано, предполагается, что Божество согласилось прибыть в указанное место в соответствии с просьбой. Затем поклоняющийся предлагает место божеству с величайшим уважением. Эти почести распространяются, как если бы Божество физически присутствовало перед поклоняющимся.
Например, дорогому гостю предлагается вода или напиток, чтобы утолить жажду, как если бы он долго гулял на ярком солнце, а поклоняющийся предлагает воду Божеству во время пуджи, поставив патру перед мурти или же окропив водой с маленькой ложки.
С аналогичным отношением Божеству предлагаются различные духи и ароматные смеси, такие как порошок куркумы, сандаловая паста. После этого поклоняющийся делает ряд подношений: пушпам (цветы), гандха (сандаловая паста), дхупа (благовония), дипа (лампада), найведья (еда), джала (вода), мантра и т.д.
Все эти действия и подношения предназначены для того, чтобы Божество чувствовало себя как дома в новом окружении. В более сложных церемониях, которые могут длиться не один день, Божеству предлагаются песни, музыку и танцы, а в некоторых случаях устраивают публичные шествия.
Церемония пуджи, как правило, заканчивается арати или подношением священного пламени божеству и раздачей прасада. Считается, что когда подносят пищу божеству, она становится чистой, священной и благословленной его прикосновением. Считается, что будучи наполненным Его или Ее энергией, прасад обладает способностью исцелять тех, кто вкушает его, и избавляет от омрачений.
Тантризм
Тантрическая садхана, которая предполагает совершение сложных и развернутых пудж, постепенно ведет садхака от внешних форм и восприятия Божества как гостя к более глубокому, сущностному постижению природы почитаемого Божества. Он стремится к слиянию с Божественным Началом, понимая, что почитаемая ими в данный момент форма — это одна из многих персонификаций Абсолюта. Абсолюта, в котором садхака и растворяет составляющие его ограниченное «я» ингредиенты. При проведении пуджи тантрик как бы совершает восхождение по ступеням, отделяющим его от Парабрахмана, или же, другими словами, он возвращается к источнику всего творения.
В тантре предлагаемые Божеству подношения во время пуджи рассматриваются своего рода «заменителями» приносимых в жертву материй, качеств, органов восприятия, потенциальных способностей воспринимать видимую и ощущаемую садхаками реальность.
Символизм следующий: Гандха — это символ первоэлемента ( маха-бхута) Земли ( Притхви), Пушпа — Эфира ( Акаша), Дхупа — Воздуха ( Вайю), Дипа — Огня ( Теджас), Найведья и Ачаманья — Воды (Апас).
Натхи
Отличительная черта натховских пудж в том, что они начинаются не с карма-канды, а с осознания трансцендентного в себе, после чего снаружи есть место любым пуджам и действиям.
Символизм некоторых упачар:
Дхупа:
Горящий огонь в дхупе означает свет Брахмана, ароматическая субстанция означает кармендрии и джнянендрии, которые растворяются при тлении дхупы, а благоухание, которое проявляется в виде дыма, означает раскрытие истинного Я, Атмана.
Арати:
Найведья:
Найведья в целом означает атмасамарпану (самопожертвование).
Значение слова пуджа
пуджа в словаре кроссвордиста
пуджа
Энциклопедический словарь, 1998 г.
Википедия
Пуджа состоит из: медитации, аскетизма, песнопения, чтения священных писаний, предложения пищи и поклонов. Во время ритуала участники наносят отметку тилака из сандаловой пасты на лоб или алую точку в центр лба. Это является символом подчинения Богу огонь бросаются подношения богам под чтение мантр.
Пуджа может проводиться как индивидуальная или групповая молитва. Иногда Пуджа исполняется в честь определенных людей, для которых пуджари или родственники просят у Бога благословения. Пуджари поёт молитвы на санскрите или других языках во время священного ритуала пуджа.
Пуджа:
– город и округ в Непале
Примеры употребления слова пуджа в литературе.
Говорят, что правительство следит за всеми душителями в провинции, чтобы помешать им совершить празднество пуджа в честь Кали, а потому все они скрываются в горах на расстоянии десяти миль от Нухурмура.
Великая пуджа, праздник Кали, приближается, и он захотел присутствовать на кровавых и таинственных церемониях, которые всегда бывают в это время года.
Я говорю не для того, чтобы лишить тебя мужества, а хочу, чтобы ты употребил все свои усилия и собрал все силы своего ума, всю энергию своей воли, ибо великая пуджа, или праздник душителей, будет через три дня, и все пленники, которых они забрали несколько месяцев тому назад, будут зарезаны на алтаре богини Кали по случаю этого торжества.
На самом же деле туги научились прятаться более тщательно и по-прежнему продолжают праздновать каждый год знаменитую пуджу, или великий праздник Кали, который является в настоящее время единственной церемонией культа, совершавшегося в течение столетий.
Тем, кто умеет делать Пуджу, надо не забыть сделать ее, причем празднично, т.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: pudja
Задом наперед читается как: аждуп
Пуджа состоит из 5 букв