Птс телевидение что это
Флагманы телевизионного флота
История передвижных телевизионных станций (ПТС)
С момента своего рождения телевидение стремилось выйти из стационарных студий. Для этого требовалось создать передвижные телевизионные станции (ПТС), которые смогли бы прямо на месте событий формировать и контролировать видеосигнал со звуковым сопровождением и передавать его по радиоканалу в телецентр.
Черно-белое телевидение
Экспериментальный отечественный образец передвижной телевизионной станции ПТС-47 создали во Всесоюзном научно-исследовательском институте телевизионной техники (НИИ-380 в Ленинграде) в 1948 году под руководством А.А. Сапожникова. Первая опытная внестудийная черно-белая трансляция с помощью этой станции состоялась 1 мая 1949 года с военного парада и демонстрации, проходивших на Дворцовой площади в Ленинграде.
Одновременно с ними ПТС собрали в Московском телевизионном центре на Шаболовке (МТЦ). Мобильное ТВ-оборудование для нее приобрели в США на фирме RCA и разместили в специально приобретенном на выставке большом городском автобусе Škoda. Все работы по ПТС-МТЦ велись под руководством главного инженера МТЦ С.В. Новаковского. С этой станции 29 июня 1949 года провели первую трансляцию футбольного матча со стадиона «Динамо» в Москве. Историческая ПТС-МТЦ проработала в Москве до 1963 года и была передана в Московский энергетический институт (МЭИ) в учебную студию телевидения.
За время эксплуатации опытных ПТС назрела необходимость в создании типовых образцов передвижных телевизионных станций для телецентров крупных городов Советского Союза. ПТС с тремя камерами КТ-5 начали разрабатывать в 1952 году во ВНИИ телевидения и к 1954 году изготовили первый образец под наименованием ПТС-52. Все оборудование станции разместили в одном автобусе ЗИС-155. Специфика работы станции подразумевала не только перевозку телевизионного оборудования к месту событий, но и работу видеорежиссера и видеотехника внутри станции непосредственно во время трансляции передачи, поэтому салон автобуса подходил для такой работы. Кроме того, ровную крышу автобуса можно использовать как площадку для установки передающих телевизионных камер во время массовых мероприятий на улице.
Первый образец ПТС-52 (одиночная машина) был поставлен в Киев, и с его помощью осуществили передачу демонстрации с Крещатика, посвященную празднованию 300-летия воссоединения Украины с Россией. Но практика показала, что размещение всего оборудования станции в одном автобусе усложняет работу из-за стесненных условий. Поэтому второй и третий образцы ПТС-52 изготовили в Ленинграде уже в двухмашинном варианте, которые были поставлены в Ригу (в 1955 году) и в Москву (в 1956-м).
В первом автобусе разместили аппаратуру для внестудийных передач и оборудование радиолинии, во втором – аппаратуру звукового сопровождения, кабельное и другое имущество.
В процессе эксплуатации этих ПТС стало ясно, что размещение рабочего оборудования в двух автобусах ЗИС-155 усложняет развертывание станции, это требовало увеличения обслуживающего персонала. Неудобным оказалось и размещение в одном автобусе режиссерского и технического персонала, да и стандартные автобусы нуждались в доработках для размещения ПТС. У них возникали проблемы с отоплением и шумоизоляцией салона от улицы во время работы.
С целью устранения выявленных недостатков вместо ПТС-52 в 1958 году во ВНИИ телевидения (которое к тому времени имело уже секретное название п/я 431) была разработана станция ПТС-3, сохранившая все технологическое оборудование предыдущей модели, но размещавшаяся теперь в одном автобусе ЗИЛ-158. Серийное производство станции началось в Ленинграде 1960 году. В процессе производства она постоянно совершенствовалась, а в 1964 году на станцию поставили новую радиолинию, и теперь ее можно было настроить на одну из десяти фиксированных частот, что обеспечивало возможность одновременной работы шести ПТС в одном городе. Станцию начали комплектовать более совершенными передающими телевизионными камерами КТ-27Ю, которые позволили значительно повысить качество передаваемой картинки. Модернизированная станция получила наименование ПТС-3У и оказалась последней телевизионной станцией, разработанной на базе ламповой техники.
В том же 1964 году начались работы по проектированию ПТС с максимальным использованием полупроводниковых приборов и с максимальной унификацией ее оборудования с телевизионной техникой второго поколения строившегося телецентра в Останкино. В 1972 году в Шяуляе на телевизионном заводе изготовили первые два экземпляра такой станции под наименованием ПТС-4. Всю аппаратуру станции разместили в специальном фургоне ЛиАЗ-5930, созданном чуть ранее для цветной станции «Лотос». Кроме основной машины в состав станции входил вспомогательный автобус ЛиАЗ-677. В нем перевозили передатчики и антенны радиолиний, дополнительные силовые и камерные кабели, звуковые и связные кабели, выносные блоки.
У телевизионной станции ПТС-4 было четыре камерных канала, а ее радиолиния обеспечивала на прямой видимости связь в любое время года и суток до 50 километров. Для своего времени станция ПТС-4 была достаточна совершенной, но ее серийное производство пришлось свернуть в 1977 году, так как эра черно-белого телевидения уже заканчивалась.
Цветное телевидение
Первая внестудийная цветная трансляция состоялась 7 ноября 1967 года с Красной площади. Она была проведена с помощью экспериментального образца ПТС-ЦТ, разработка которого осуществлялась во ВНИИ телевиденья в очень сжатые сроки (8 месяцев), что было достигнуто благодаря высокой степени унификации с ранее разработанной черно-белой станцией ПТС-3У. Экспериментальная станция ПТС-ЦТ размещалась в двух автобусах ЛиАЗ-158 и была рассчитана на работу с тремя передающими камерами типа «Спектр-4П».
Разработка и опытная эксплуатация экспериментальной станции явились основой для создания серийного образца ПТСЦТ под названием «Лотос». В 1969 году в Шяуляе было изготовлено два первых образца «Лотоса». Аппаратура станции размещалась в специально разработанном для нее фургоне ЛиАЗ-5930, где все телевизионное и вспомогательное оборудование станции удалось разместить по отсекам: аппаратная видеорежиссера, аппаратная техническая, аппаратная звукорежиссера, багажные отсеки. В ЛиАЗ-5930 особое внимание уделили теплоизоляции, вентиляции и отоплению кузова. Кроме этого на машине устанавливали два кондиционера с питанием от внешней электросети. В состав станции входил вспомогательный автобус (сначала на базе ЛиАЗ-158В, а потом на базе ЛиАЗ-677), на котором перевозилось дополнительное и выносное оборудование, а также разнообразные кабели. И хотя «Лотос» был унифицирован по основной аппаратуре (система электропитания, система синхронизации и др.) с черно-белой станцией ПТС-4, оказался очень капризным в эксплуатации, поэтому выпускался недолго – до 1977 года.
В год шестидесятилетия Великого Октября на Шяуляйском телевизионном заводе начался серийный выпуск новой передвижной телевизионной станции цветного телевидения третьего поколения – ПТС-ЦТ «Магнолия», которую разработали на базе студийной аппаратуры «Перспектива-ЦТ». В аппаратуре «Магнолия» широко использовались интегральные микросхемы и она могла работать с четырьмя камерными каналами и передающими камерами КТ-132. По остальным техническим параметрам «Магнолия» практически соответствовала «Лотосу». Аппаратуру «Магнолии» разместили в фургоне ЛиАЗ-5932, а вспомогательное оборудование (кабели и выносное оборудование) в специально переоборудованном автобусе ЛиАЗ-677.
Появление ПТС-ЦТ «Магнолия» оказалось кстати, так как близились XXII Олимпийские игры 1980 года, проводимые в СССР, и потребность в новых телевизионных станциях была огромной. Только для обеспечения трансляций во время Олимпиады требовалось не менее 40 новых ПТС. Причем требовались станции с расширенными возможностями, поэтому специально к Олимпиаде разработали модернизированную машину «Магнолия-80», которая могла работать с девятью (вместо пяти) внешними каналами и могла формировать одновременно помимо одной основной две дополнительные программы.
На конец 1981 года парк ПТС периферийных ТВ-центров составляли 45 ПТС «Магнолия» и «Магнолия-80» и 42 ПТС «Лотос», из них в РСФСР по 19 станций двух типов.
В 1983 году ПТС-ЦТ «Магнолия-80» была еще раз модернизирована и получила обозначение «Магнолия-83». Она была рассчитана на работу с четырьмя камерами КТ-178 и одной дополнительной репортажной камерой КТ-190. Сначала станцию разместили в том же кузове ЛиАЗ-5932, но впоследствии специально для нее финская фирма Carrus-Ajokki разработала более удобный и вместительный кузов автобусного типа на шасси КамАЗ-53213, и с 1985 года все новые ПТС стали монтироваться только в этом кузове и получили обозначение «Магнолия-83А». Эта модификация строилась серийно до середины 1990-х годов.
Передвижные телевизионные станции – флагманы специального телевизионного транспорта, но у них много недостатков. Они не могут работать на большом удалении от телецентра из-за ограниченных возможностей радиолиний, к тому же высотные здания и сооружения способны создавать вокруг ПТС отраженный сигнал, что значительно влияет на качество передаваемого изображения и звука. У огромных ПТС малая маневренность и проходимость, они требуют большого количества персонала и много времени для развертывания. Учитывая перечисленные недостатки, телевизионные бригады со временем стали использовать и другие специальные машины, сначала передвижные видеозаписывающие станции ПВС, которые могли работать в паре с ПТС и записывать «картинку» на видеомагнитофон, а после совмещенные по этим функциям универсальные передвижные телевизионные видеозаписывающие станции ПТВС. Кроме того, был создан класс малогабаритных и высокоманевренных автономных репортажных телевидеозаписывающих станций РТВС и всевозможные дополнительные коммутационные (ПКС) и контролирующие станции (ПТКС), речь о которых пойдет в следующем выпуске.
Бюджетная самодельная ПТС «НА КОЛЕНКАХ» (Передвижная телевизионная станция). Часть 1
Предисловие 1:
Данная статья не является рекламой какого либо устройства или продукта. Но, чтобы не заставлять желающих реализовать эту идею гуглить «похожие устройства», — все фирмы и модели называем здесь открыто.
Предисловие 2:
Изначально в планах было сделать только видеоверсию. Однако позднее возникла мысль опубликовать материал и здесь в виде статьи. Тем не менее рекомендую ознакомится и с видеоверсией. Она размещена внизу статьи. Итак, поехали!
1. Введение.
Периодически у нас возникает потребность отснять в несколько камер какое либо событие (и получить «смонтированное видео» сразу), при этом не иметь высокий уровень, но и не использовать высокий бюджет и не арендовать профессиональную ПТС (Передвижную телевизионную станцию). Для таких целей мы собрали «ПТС на коленках».
Мы часто пользуемся такой ПТС и, дабы не отвечать на одни и те же вопросы о том как это работает и как это все сделать, решили написать ряд статей и снять серию небольших видео, в которых постараемся лаконично и доходчиво объяснить, как это всё организовать и запустить.
Всё, что я буду здесь рассказывать, — это личный опыт, и то, как именно мы это делаем.
В нашей «домашней» ПТС кроме двух камер из шести, мы не используем телевизионного дорогостоящего оборудования, которое, мягко говоря, не каждый может себе позволить. Наша самодельная ПТС имеет 6 камер и работает в разрешении 854 на 480 точек, с частотой кадров — 25 в секунду. В принципе, можно работать и в HD 1280 на 720, но наш компьютер не сильно любит такую нагрузку. Ясное дело, — здесь не может идти речь о профессиональном уровне и технологиях. Возможно, в дальнейшем мы сделаем подобные видео, как собрать профессиональную ПТС в шесть камер на основе Blackmagic, с профессиональной служебной связью, Studio-камерами и т.д., но здесь у нас задача совсем другая.
Наверняка существует много вариантов решений, но мы поговорим о том, которым пользуемся лично мы, минимум раз в неделю, на протяжении более пяти лет.
2. Оборудование.
В нашей самодельной ПТС используется следующее оборудование:
Для общих планов мы будем использовать веб-камеры. Качество картинки определённых веб-камер уже давно не уступает некоторым любительским наладонникам…
Перебрав разные, мы остановились на камерах фирмы Logitech. Соотношение цена-качество нас более чем удовлетворило. Где-то я слышал, что если использовать одинаковые веб-камеры, то виртуальный микшер на компьютере будет их путать, могут слетать настройки, в общем — это усложнит работу. Мы решили не экспериментировать с этим и взяли четыре камеры разных моделей.
Итак, у нас в комплекте следующие модели Logitech: С310, С510, Pro 9000 и С910 (Подробности в видео ниже). Несмотря на то, что эти камеры используются нами в съемке в 480 точек, они все вполне могут работать и в 1280×720 точек. модель С910 справляется даже Full HD ( то есть: 1920 на 1080 точек). Кстати, на данный момент появилась у фирмы Logitech модель С920. Мы проверяли, у нас она хорошо работала с С910. Но коллеги говорили, что С910 и С920 компьютер путал. Так что не рекомендуем иметь их обе, хотя по картинке они самые лучшие, на наш взгляд.
Далее, кроме 4 веб-камер, мы используем две камеры в формате DV. Одна из них — легендарная Panasonic «сотка» (Panasonic DVX 100). Вторая может быть такой же, а может быть и «наладонник» (любительская камерка, которую легко потерять в руке), любой, который может отдавать сигнал DV. Это может быть даже профессиональная HD-камера, переключенная в режим DV. В общем, можно использовать любые две DV-камеры. Но, как вы понимаете, от их матрицы и оптики будет зависеть качество картинки. Когда мы используем вместо одной из «соток» наладонник, картинка в разы хуже. Кажется, будто это из-за меньшего числа точек. Но их столько же, что еще раз доказывает, что «не в пикселях счастье».
Следующий пункт в нашем комплекте — это компьютер на базе Windows 7 (до этого преспокойно всё работало и на Windows ХР, сервиспаки 2-й и 3-й). Про Windows Vista и Windows 8 ничего не скажу, пробовать — желания нет. Процессор i7. Будет удобнее, если подключены два монитора.
Еще мы используем сделанную на коленках, нехитрую индикаторную служебную связь, о которой отдельно расскажем в следующих главах.
Так же, в нашей звуковой цепи ПТС использовался процессор Behringer, чтобы звук был пожирнее, да поровнее. Но впоследствии мы от него отказались, поскольку новый звуковой пульт, с которого мы получали звук для трансляции, уже и сам умел компрессировать и лимитировать аудиосигнал.
В общем, это всё, что потребуется из оборудования в нашем случае, для многокамерной съемки и прямой трансляции в интернет.
Конечно, для коммерческого уровня эта съемка не годится. Но для архива, или отчета, или для трансляции можно снимать не только корпоратив, или заседание, но и вполне динамичный концерт, при наличии грамотных операторов на первой и второй камерах и опытного режиссера ПТС — за компьютером.
В следующей статье поделимся — как мы располагаем наши камеры в зале, и о взаимодействии телевизионной команды.
До связи!
Эфир с колес: Передвижная телевизионная станция
Кажется невозможным, что когда-то телевидение работало только в прямом эфире, а программы в записи были редкостью, ведь до появления видеомагнитофонов их снимали на кинопленку, которую проявляли, монтировали и только потом, недели через две, показывали телезрителям. Первая записанная на магнитную ленту программа на российском телевидении вышла только в 1960 году. 20 февраля в Доме звукозаписи — на улице Качалова, 24 (сейчас Малая Никитская), где сегодня располагается телеканал «Культура», — на видеомагнитофон был записан эстрадный концерт и потом «с видеомагнитофона» при помощи ПТС передан по ТВ. Вот это было событие!
А сегодня все наоборот — зрители с нетерпением ждут именно «живых» эфиров, совершенно заслуженно считая их самыми интересными, волнующими и драматическими.
Прямой эфир
На самом деле и сейчас на телевидении почти любой эфир можно назвать «живым». Ведь в строгом соответствии с программой передач в эфир должны последовательно выходить фильмы, новости, погода, спорт Причем для телезрителей не существует никаких перерывов или пробелов в вещании (разве что ночью), а пауза даже в несколько секунд вызывает у нас недоумение и раздражение, а то и страх — не новый ли путч? За тем, чтобы программы выходили вовремя и без брака, следит эфирная бригада во главе с режиссером, который руководит всем, что происходит в эфирной аппаратной.
Задача режиссера — выдать звук и картинку в соответствии с так называемым монтажным листом, в котором для каждой передачи (это может быть фильм, рекламный блок, анонс ) указан хронометраж, источник (номер кассеты) и другие сведения.
Современные цифровые технологии позволяют полностью автоматизировать процесс выдачи программ в эфир, и, например, в аппаратной вещания на телеканале «Культура» режиссер уже стал практически не нужен. Все материалы в цифровом виде хранятся в базе данных и выдаются в эфир в соответствии с playлистом (как в вашем MP3плеере).
К сожалению, автоматизировать таким образом работу при прямой трансляции концерта или футбольного матча никак не получится!
Прежде всего, в этих случаях у режиссера нет перед глазами монтажного листа, расписанного по секундам, хотя, конечно, общий порядок событий обычно известен заранее. Однако в течение одной сцены спектакля или выступления артиста события могут развиваться с огромной скоростью! И как раз режиссер должен выбрать, каким способом донести до зрителя происходящее так, чтобы с максимальной точностью передать не только действие, но и атмосферу: показать лицо крупным планом или сцену общим, танцевальную группу, зрителей в зале И при этом нельзя забывать, что именно прямая трансляция проявляет любые ошибки и погрешности режиссера и его команды. Отличный пример — неправильное расположение камер, которое может привести к полной потере ориентации у зрителя. Есть шанс частично исправить это последующим монтажом, но прямой эфир таких ошибок не прощает.
Однако вне стен родного телецентра высокий профессионализм режиссера и его помощников отнюдь не основная составляющая успеха «живого» эфира. Нужно выполнить еще как минимум одно важнейшее условие — обеспечить эфирную бригаду оборудованием, связью и создать комфортные условия для работы. Эфирная аппаратная на телеканале — это огромное количество скоммутированного оборудования, приспособленного для эфира. Как доставить его к месту съемок? Все проблемы организации выездных съемок и эфиров решает передвижная телевизионная станция (ПТС) — по сути, полноценная эфирная аппаратная на колесах. Она включает необходимый набор оборудования и рабочие места инженеров и эфирной бригады.
Любая передвижная телевизионная станция делается на заказ и поэтому всегда оптимизирована для решения строго определенных задач. Например, крупным спортивным каналам для организации трансляций спортивных соревнований требуется максимальная функциональность, а небольшому региональному каналу подойдет ПТС на базе микроавтобуса с парой камер и двумя видеомагнитофонами, но зато приспособленная для езды по пересеченной местности.
Кроме обязательных видеокамер, видеомагнитофонов и звуко и видеомикшеров, в ПТС могут быть установлены устройства для создания трехмерных эффектов, устройства замедленного воспроизведения, знакогенераторы, накопители неподвижных изображений, оборудование для монтажа видео и звука. Что из всего этого выбрать, определяется не только требуемой функциональностью, но и, не в последнюю очередь, финансами заказчика.
Кстати, при работе на галаконцертах или крупных спортивных мероприятиях одной ПТС бывает недостаточно. В таких случаях создается комплекс из двух и более машин, который даже может формировать несколько независимых телепрограмм.
Обслуживание
Как и обычная эфирная аппаратная, ПТС обслуживается несколькими постоянными техническими и переменными творческими бригадами.
Сложность ведения прямых трансляций приводит к узкой специализации творческих бригад — в частности, операторов и режиссеров. Кто-то знает тонкости вещания с футбольных матчей, а кто-то — с концертов классической музыки. Настоящий «живой» эфир — это высший пилотаж, и в таких бригадах всегда работают профессионалы экстра-класса.
Технический персонал для обслуживания ПТС подбирается ничуть не менее тщательно. Здесь тоже первое и главное требование — высочайший профессионализм: надо не только в сжатые сроки установить и привести в рабочее состояние оборудование, но и в случае возникновения нештатных ситуаций как можно быстрее найти оптимальное решение.
Так что качественная прямая трансляция — результат действий слаженного коллектива, в котором каждый знает свое дело на «отлично».
На выезде
Представьте себе вполне рядовую ситуацию: требуется организовать съемки спектакля. Оказывается, если он начинается в семь вечера, машина должна выехать в десять часов утра!
Работа начинается с разворачивания ПТС. Раскладывается стенка, и ставятся опоры, которые гарантируют полную неподвижность автомобиля во время работы, на крыше размещается дополнительное оборудование — антенна или камеры.
Режиссер определяет точки съемки и выбирает типы объективов, техническая бригада протягивает силовые кабели и кабели для видео и звука, устанавливает камеры и налаживает связь, осветители ставят дополнительный свет
Кстати, количество камер и их месторасположение часто определяются организаторами. Нужно заметить, что порой требования достаточно суровы: в частности, на спортивных мероприятиях строго оговорено минимальное количество точек съемки. В некоторых случаях приходится задействовать дополнительное «выносное» оборудование, которое не входит в стандартный набор ПТС и привозится на отдельной машине. Само собой, перед эфиром надо убедиться, что аппаратура правильно подключена и нормально функционирует, чтобы при эфире или записи на кассету не оказалось вдруг, что, к примеру, звук неправильно скоммутирован.
Все переговоры во время эфира осуществляются при помощи системы служебной связи.
Есть несколько способов работы ПТС, и выбираются они в зависимости от требуемого результата, текущей ситуации и возможностей компании.
Для трансляции может быть организовано три типа каналов связи: спутниковый, радиорелейный и оптоволоконный — причем как по отдельности, так и в комбинации. Эти каналы могут быть арендованы у одного или нескольких провайдеров или являться собственностью телекомпании.
В больших городах обычно не представляет труда подключиться к оптической линии связи. Но все не так просто, так как точки подключения рассчитаны на вполне определенный формат данных и он не всегда совпадает с тем, который использует телекомпания (от PAL, SECAM и NTSC до HDTV и MPEG IMX). Проблема решается применением специальных систем цифровой передачи видео и аудиоданных, которые позволяют в реальном времени кодировать и передавать данные в любом заданном формате. Такие системы могут быть встроенными, а могут в каждом случае устанавливаться на ПТС дополнительно.
ПТС не всегда оснащена аппаратурой для радиорелейной или спутниковой связи и может подключаться к передвижным станциям связи. Они представляют собой небольшой автомобиль с «бортовой» антенной.
Сигнал от ПТС в любом случае (бывает, что и окольными путями) приходит на телецентр, который уже передает сигнал на телевизоры обычным способом.
Следует еще отметить, что эфир почти всегда записывается: часто бывает, что ПТС снимает на «будущее» и как такового «живого» эфира нет. Известен и «хоккейный» вариант, когда снимают и записывают первую часть, например, хоккейного матча, а затем кассету отвозят в телецентр и уже оттуда выдают в эфир, затем так же снимают и привозят вторую часть — и показывают, таким образом, телезрителям матч с задержкой. Запись может происходить и на телецентре, а не обязательно непосредственно на ПТС. Тогда необязательно везти кассету с места съемок в телецентр и можно сразу после записи выдавать материал в эфир.
Благодарим Максима Евдокимова и других сотрудников телеканала «Культура» за помощь в подготовке материала