Пш нка что за слово
Пш нка что за слово
в суффиксе, окончании
Есть ли чередование с Е
в однокоренных словах?
Является ли слово глаголом или образовано от него?
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ НАВЫКОВ
1. Вставьте пропущенные буквы.
Ч…лн, щ…лка, ж…лудь, щ…лкать, выч…ркивать, бесш…вный, щ…чки, щ…лочь, ж…нушка, прич…ска, щ…точка, ж…нглировать, подч…ркнутый, зач…тка, щ…голь, маж…р, обж…ра, ш…рохи, ж…лоб, кош…лка, поч…т, чеч…тка, пш…нка, ч…порный, ш…тландец, расч…т, переч…ркивать, ч…рствый, ч…ткость, пощ…чина, пч…лка, ш…в, ш…лковый, сч…т, трещ…тка, заш…л, трущ…ба, ж…ваный, печ…нка, напереч…т, чеч…точка, капюш…н, ш…мпол, расч…ска,беч…вка, деш…вый, крыж…вник, ш…рстка, ч…рточка, ш…рты, розовощ…кий, ж…сткий, ж…рнов, саж…нки, полуш…пот, нипоч…м, ранч…, анч…ус, ш…кировать, никч…мный, чащ…ба, распаш…нка, ж…лтый, реш…тка, пш…нный, прож…рливый, щ…голь, ч…каться, ож…г руку, сильный ож…г, заж…г, ож…г палец, получил ож…г, подж…г сено, совершил подж…г, разж…г костёр, сильная изж…га, тяж…лый, ч…рствый, щ…лочь, напереч…т, чеч…тка, ч…ткий, ш…рох, ш…пот
2. Вставьте пропущенные буквы.
медвеж…нок, реч…нка, сгущ…нка,репортаж…м, Даш…й,дириж…р, трещ…тка, твёрж… камня, копать глубж…, размеж…вка, прыж…к, скрипач…м, плащ…м, камеш…к, увлеч…нный, этот шрифт мельч…, приёмыш…м, смерч…м, ореш…к, завиточ…к, лещ…м, Никитич…м, камыш…вый, уч…ба, борщ…м, грач…м, парч…вый, ключ…вая вода, горяч… спорить, плач…м, ноч…вка, ерш…м, сторож…м, говорить общ…, стриж…м, крыш…й, туш…нка, раскорч…вывать, суш…ный, врач…м, стереж…т, рубаш…нка, жуч…к, девч…нки, закопч…ный, сбереж…шь, уч…ный, песоч…к, толч…ный, кумач…вый, комоч…к, пирож…к, лиш…н, ретуш…р, ноч…вка, тренаж…рный, кострищ…, продаж…й, страж…й,печ…шь, ландыш…вый, ситц…вый, пищ…вой, истощ…нный, лапш…й, суш…й, свеч…й, жилищ…м.
3.Буква Ё пишется на месте всех пропусков в рядах:
В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё 1.пш..нка; 2. ш..фёрский; 3. ш..рты; 4. капюш..н
Живем очень хорошо. Дом всегда прибраН, белье выстираНо и выглажЕНо. В комнате очень уютно: пол застелЕН ковром, шторы накрахмалЕНы и обшиТы оборочками, стены украшЕНы картинами. Цветы вовремя полиТы и подкормлЕНы.
Книги разложЕНы по полочкам. Игрушки бывают разбросаНы, но вечером они всегда собраНы и спрятаНы в специальные ящики.
Наши дети вымыТы, обстираНы, причесаНы. Носики у них всегда вытерТы, банты и шнурки завязаНы. Девчонки наряжЕНы и накрашЕНы. Мальчишки одеТы и обуТы.
Краткие страдательные причастия (+ глагол)
прибраН (прибрать), выстираНо (выстирать),
выглажЕНо (выгладить), застелЕН (застелить),
накрахмалЕНы (накрахмалить), обшиТы (обшить),
подкормлЕНы (подкормить), разложЕНы (разложить),
разбросаНы (разбросать), собраНы (собрать),
спрятаНы (спрятать), вымыТы (вымыть),
обстираНы (обстирать), причесаНы (причесать),
вытерТы (вытереть), завязаНы (завязать),
наряжЕНы (нарядить), накрашЕНы (накрасить),
одеТы (одеть), обуТы (обуть).
**СУФФИКСЫ кратких причастий выделены заглавным шрифтом (обозначить Λ)
Урок по русскому языку на тему: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова»
Буквы ё-о после шипящих в корне слова.
Образовательная : научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей: придумывать предложение со словом на данную орфограмму; содействовать развитию у учащихся логического мышления, связной устной речи, самостоятельности;
Воспитательная: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.
У: Здравствуйте, дети, начинаем урок русского языка.
Откройте свои тетради, запишите число и пропустите одну строчку для темы урока. Ее мы озвучим с вами вместе позже.
Ян Коменский говорил: «Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова». Я предлагаю вам наш урок провести в форме игры, где каждый сможет проявить свои знания, умения, навыки.
2. Подготовка к восприятию темы
Нужно отгадать загадку и записать ответы в тетради в строчку.
1. К одежде за воротничок
Пришили этот колпачок.
2. Очень эта речь тиха,
Прямо скажем, чуть слышна.
3. На ветке – конфетки
С начинкой медовой,
4. Вновь упала на глаза
5. Я у деда был в саду.
Дед мне дал орех в меду.
— Видишь, ульи там и тут?
Новосёлы в них живут!
А пронзают, будто ток,
Сделав на руке ожог.
— Кто же эти новосёлы?
Дедушка ответил: (пчёлы)
6. Это платье не из ситца –
Модницам в него рядиться!
Что за ткань, возьми ты в толк,
7. На поляне дуб могуч.
Ветви достают до туч,
Летом разрастётся он –
Тень лежит со всех сторон.
Дуб велик, плод мал, как ноготь.
Называется он … (жёлудь).
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит (зубная щётка).
9. По пригоркам, по равнинам
Я виду свою машину
Я люблю дорог простор
А зовут меня (шофёр).
10. По десятку на шесточке
Сели умные кружочки.
И считают громко вслух
Только слышно: «Стук да стук» (счёты).
В лес густой с утра пошла
Ничего не спилила (расчёска)
Какая орфограмма объединяет записанные слова?
В какой части слова (морфеме) она прячется?
А какие гласные звуки герои этого правила? О, Ё
А теперь послушайте, что я вам расскажу про них.
Уж какие грозные эти шипящие! А как трудно рядом с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё, ведь в корне после шипящих под ударением пишется Ё, а не О. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с О, но таких слов мало, они исключения из правила.
Вот мы с вами плавно подошли к теме нашего урока. Давайте сформулируем и запишем её.
Буквы О-Ё после шипящих в корне слова.
Для того, чтобы эту тему вы поняли ещё лучше, я предлагаю вам попробовать составить вместе опорную таблицу.
1) Следующая лингвистическая загадка будет у вас в задании на листочке. Нужно прочитать предложения и вставить пропущенные буквы, опираясь на нашу схему.
В магазине продавались ш…колад, пш…нка и ч…рствый ж…сткий ч…рный хлеб.
Пч…лы летали под крыж…вником.
Реш…тку и трещ…тку почистили щ…ткой.
Обж…ра едва смог надеть ш…рты.
Донёсся ш…рох и ш…пот.
Ч…лка украсила прич…ску.
Ж…нглёр купил деш…вую холщ…вую беч…вку.
У ж…кея сильная изж…га.
Красивый ш…в на капюш…не.
Ч…порный уч…ный с ш…фёром едут по ш…ссе.
А теперь каждый из вас потренируется и объяснит, почему вставил ту или иную букву. Давайте начнем с первого ряда по цепочке, по одному слову
У: Молодцы! И это задание у вас на отлично!
2)Следующее задание будет посложней. Я прочитаю вам текст, в нем много слов на пройденную нами орфограмму. Ваша задача узнать, сколько таких слов!
Автомобиль движется по шоссе в сторону страны Словографии. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут к нам в Россию на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей рассматривал новые шоры для лошади и обдумывал, какие лучше взять, ведь на скачках в Шотландии он слыл лучшим наездником лошадей. Жора пока не был занят своим профессиональным делом – переводом на русский язык, а поэтому он ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах.
3)А теперь давайте ещё раз обратимся к нашей опорной схеме. В этом тексте встречаются слова, о которых нужно сказать отдельно. Это такие слова, как: шоссе, шотландец, жонглёр, жокей, шоу, мажорное, шоколад, крюшон. Обратите внимание, что иноязычные слова пишутся с О. Составьте с этими словами словосочетания или предложения.
4) А теперь решите тесты по вариантам
Тест «Буквы О и Ё после шипящих в корне»
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
Тест «Буквы О и Ё после шипящих в корне» вариант № 2
1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ож. г правой руки
4) он подж. г бумагу
2. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
3. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
4. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
5. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
6. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
3) намеренный подж. г
7. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?
5) Устали? Поиграем? Игра «ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ» (Устно)
ЖЁЛТЫЙ, ЧЁРНЫЙ, ЩЁТКА, ШОВ. (Шов)
ЩЁКИ. КРЫЖОВНИК, ШОМПОЛ, ШОРОХ. (Щёки)
ЖОНГЛЁР, РЕШЁТКА, ШОССЕ, ШОКОЛАД. (Решётка)
ЧЕРТИТЬ, ЧЕРНЕТЬ, ШОРТЫ, ЧЕЛНОК. (Шорты)
Составьте словосочетания, обозначьте изучаемую орфограмму:
Поч…тный _______, _______ш…рстка, ч…рствый________,________ш…в, ________печ…нка, зач…ркивать______, ________ш…рохи, ________ш…потом, ______беч…вка.
2)Что нового узнали на уроке?
3)ДЗ Придумать и записать 5 предложений со словами иностранного происхождения на изученную орфограмму.
Вставьте пропущенные буквы, опираясь на схему.
В магазине продавались ш…колад, пш…нка и ч…рствый ж…сткий ч…рный хлеб.
Пч…лы летали под крыж…вником.
Реш…тку и трещ…тку почистили щ…ткой.
Обж…ра едва смог надеть ш…рты.
Донёсся ш…рох и ш…пот.
Ч…лка украсила прич…ску.
Ж…нглёр купил деш…вую холщ…вую беч…вку.
У ж…кея сильная изж…га.
Красивый ш…в на капюш…не.
Ч…порный уч…ный с ш…фёром едут по ш…ссе.
Вставьте пропущенные буквы, опираясь на схему.
В магазине продавались ш…колад, пш…нка и ч…рствый ж…сткий ч…рный хлеб.
Пч…лы летали под крыж…вником.
Реш…тку и трещ…тку почистили щ…ткой.
Обж…ра едва смог надеть ш…рты.
Донёсся ш…рох и ш…пот.
Ч…лка украсила прич…ску.
Ж…нглёр купил деш…вую холщ…вую беч…вку.
У ж…кея сильная изж…га.
Красивый ш…в на капюш…не.
Ч…порный уч…ный с ш…фёром едут по ш…ссе.
Вставьте пропущенные буквы, опираясь на схему.
В магазине продавались ш…колад, пш…нка и ч…рствый ж…сткий ч…рный хлеб.
Пч…лы летали под крыж…вником.
Реш…тку и трещ…тку почистили щ…ткой.
Обж…ра едва смог надеть ш…рты.
Донёсся ш…рох и ш…пот.
Ч…лка украсила прич…ску.
Ж…нглёр купил деш…вую холщ…вую беч…вку.
У ж…кея сильная изж…га.
Красивый ш…в на капюш…не.
Ч…порный уч…ный с ш…фёром едут по ш…ссе.
Вставьте пропущенные буквы, опираясь на схему.
В магазине продавались ш…колад, пш…нка и ч…рствый ж…сткий ч…рный хлеб.
Пч…лы летали под крыж…вником.
Реш…тку и трещ…тку почистили щ…ткой.
Обж…ра едва смог надеть ш…рты.
Донёсся ш…рох и ш…пот.
Ч…лка украсила прич…ску.
Ж…нглёр купил деш…вую холщ…вую беч…вку.
У ж…кея сильная изж…га.
Красивый ш…в на капюш…не.
Ч…порный уч…ный с ш…фёром едут по ш…ссе.
Вставьте пропущенные буквы, опираясь на схему.
В магазине продавались ш…колад, пш…нка и ч…рствый ж…сткий ч…рный хлеб.