Предметно манипулятивная деятельность является ведущим видом деятельности в
Текст презентации: «Предметно-манипулятивная игра как основной вид системообразующей деятельности детей дошкольного возраста»
1 СЛ. «Предметно-манипулятивная игра как основной вид системообразующей деятельности детей дошкольного возраста» .
2 СЛ. Общая характеристика дошкольного возраста.
В отечественной психологии период дошкольного детства условно делится на три подпериода:
1. младший дошкольный возраст 3 – 4 лет
2. средний дошкольный возраст 4 – 5 лет
3. старший дошкольный возраст 6 – 7 лет
Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание, потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.
3 СЛ. Ведущая деятельность: Игра- это особый вид деятельности, представляющий собой совокупность осмысленных действий, не имеющий продуктивного завершения. Ребенок получает удовлетворение от процесса игры. Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Бывают и смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. (Маклаков А.Г. Общая психология)
4 СЛ. Характеристика игры младших и старших дошкольников (по Аверину В.А., 1998)
Долговременные: несколько часов и даже несколько дней
9. Предварительное планирование
5 СЛ. Поведение: Поведение ребенка в этот период с тановится более произвольным, осознанным, целесообразным. Ребенок может сдерживать бурное проявление эмоций, появляются нормы поведения. Возрастает самостоятельность и социальная активность. Ребенок осознает свои желания и действия, которые регулируются его личными нормами (в соответствии с его пониманием передаваемых ему взрослыми моральных требований и правил поведения). Ребенок способен оценить себя, осознавая в той или иной степени соответствие собственных качеств и действий определенным ожиданиям или требованиям окружающих.
6 СЛ. Когнитивное развитие. Развитие восприятия в дошкольном возрасте протекает в форме процесса развития и формирования перцептивных действий, от конкретных манипуляций с предметами до интериоризации (переноса практических действий во внутренний планна психическом уровне).
Память дошкольника преимущественно непроизвольная, преобладает механическое запоминание.
В этот период продолжается активное развитие речи. К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка, их активный словарь составляeт 2-3 тысячи слов.
Развивается наглядно- образное мышление, у некоторых детей к 7 годам- словесно- логическое. Воображение в своем развитии переходит из непроизвольного в произвольное и начинает выполнять две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную.
7 СЛ. Личностное развитие. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов-мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Наиболее сильный мотив для дошкольника — поощрение, получение награды. Более слабый — наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее — собственное обещание ребенка. Появляются новые мотивы . Это мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием — мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы, связанные с усвоением в это время моральных норм, и некоторые другие. В этот период начинает складываться индивидуальная мотивационная системаребенка. Разнообразные мотивы, присущие ему, приобретают относительную устойчивость. Дошкольник начинает усваивать этические нормы , принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое повеление этим нормам, у него появляются этические переживания.
Самооценка появляется во второй половине периода на основе эмоциональной самооценки себя («я хороший») и рациональной оценки чужого поведения. Оценивая практические умения, 5-летний ребенок преувеличивает свои достижения. К 6 годам сохраняется завышенная самооценка, но в это время дети хвалят себя уже не в такой открытой форме, как раньше. Не меньше половины их суждений о своих успехах содержит какое-то обоснование. К 7 годам у большинства самооценка умений становится более адекватной.
В развитии Я-концепции дошкольника первичное осознание себя ребенком становится сложной и относительно устойчивой системой его самовосприятия: ребенок осознает особенности своего тела, свои физические возможности, идентифицирует себя с определенным полом, воспринимает себя членом социальной группы.
Развитыми личностными новообразованиями ребенка в дошкольный период являются ранние проявления у него эмпатии и самоконтроля, которые в свою очередь во многом определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном этапе его возрастного развития.
8 СЛ. 2. Основные особенности предметно-манипулятивной игры.
9 СЛ. Предметно – манипулятивные игры используются для детей 2-3 лет для формирования представлений о цвете, форме и величине предмета. Так как У детей раннего возраста начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предмета. Ознакомление с каждым видом эталонов имеет свои особенности. При восприятии цвета можно пользоваться только зрительной ориентировкой. В ознакомлении с геометрическими формами существенную роль играет обучение детей приему обведения контура, а также сопоставление фигур. Ознакомление с величиной включает выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.
Игра «Сюрприз» (младший дошкольный возраст)
Цель : развивать исследовательскую деятельность и тактильное восприятие, стимулировать интеллектуальное развитие; побуждать детей к активной речи.
Оборудование : большая пластиковая банка, фасоль, пластмассовые игрушки.
Воспитатель : детки, посмотрите, что я нашла, какая большая баночка. Интересно, а что там внутри?
Воспитатель открывает крышку и приглашает детей по очереди рукой проверить, что там внутри. Дети ищут в большом количестве фасоли небольшие игрушки.
Воспитатель : ищите, там должен быть сюрприз. Анечка, кто это, кого ты нашла? Это собачка. А как собачка лает? Дима, а ты кого нашел? Это котик. Как котик мяукает?
Игра «Запахи» (средний дошкольный возраст)
Цель : развивать исследовательскую деятельность, развивает обоняние, умение различать запахи.
Оборудование : лук, мандарин, туалетное мыло.
Воспитатель : детки посмотрите: к нам пришел мишка, мишка принес нам мешочек, а что же в нем?
Воспитатель поочередно достает разные предметы и предлагает детям понюхать.
Игра «Наливаем воду» (средний дошкольный возраст)
Цель : учить экспериментировать, развивать аккуратность и координацию движений.
Оборудование : небольшие пластиковые бутылки, большая миска, кораблик.
Воспитатель: посмотрите: этот кораблик хочет отправиться в плавание, но в озере нет воды. Как быть? Давайте нальем ему воду.
Дети получают пластиковые бутылки и по очереди наливают в миску воду. Затем воспитатель опускает в воду кораблик и предлагает детям подуть на него.
Игра «Собери цветик-семицветик» (средний дошкольный возраст)
Цель: развитие умения сопоставлять цвета.
Оборудование : круги и лепестки разных цветов.
воспитатель выкладывает круги разных цветов. Ребенок подбирает лепестки соответственно цвету середины собирает цветики – семицветики.
Игра «Спрячь мышку» (средний дошкольный возраст)
Цель: ознакомление с основными цветами, обучение находить цвет по образцу.
Оборудование: картинки домиков основных цветов с нарисованной мышкой в окошке
15 СЛ. ИГРЫ С ДЕТЬМИ, КОТОРЫЕ ПРОВОДИЛИСЬ НА 2 МЛ. ГР.
16 СЛ. Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным.