Праздники в древнем риме
Праздники в древнем риме
КАЛЕНДАРЬ ПРАЗДНИЧНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДНЕЙ ДРЕВНЕГО РИМА
1 – Праздник Юноны, праздник Эскулапа, праздник Ведийова
3 – Начало Компиталий, посвященных Компитальским Ларам, праздник Мира
4 – Продолжение Компиталий, посвященных Компитальским Ларам
5 – Последний день Компиталий, посвященных Компитальским Ларам, памятный день освящения скринии в честь Вики Поты
8 – Праздник Юстиции
9 – Агоналии, посвященные Янусу
11 – Карманталии, посвященные Карменте, Ютурналии, посвященные Ютурне
12 – Компиталии, посвященные Ларам
13 – Празднование присвоения титула «Август» Октавиану
15 – Карменталии, посвященные Карменте
16 – Праздник Конкордии (Согласия)
17 – Праздник Фелицитас (Счастья )
19 – Начало Форканалий
20 – Продолжение Форканалий
21 – Продолжение Форканалий
22 – Продолжение Форканалий
23 – Продолжение Форканалий
24 – Продолжение Форканалий, начало Сементив (Паганалии)
25 – Продолжение Форканалий, продолжение Сементив (Паганалии)
26 – Продолжение Форканалий, последний день Сементив (Паганалии)
27 – Продолжение Форканалий
28 – Продолжение Форканалий
29 – Продолжение Форканалий
30 – Продолжение Форканалий, памятный день освящения Алтаря Мира
31 – Продолжение Форканалий
1 – Венералии посвященные Венере Обращающей Сердца (Verticordia) и Фортуне Вирилис (Мужской), Праздник Цереры
2 – Праздник Плеяд
4 – Начало Мегалесций посвященных Кибеле
5 – Продолжение Мегалесций посвященных Кибеле, праздник Фортуны
6 – Продолжение Мегалесций посвященных Кибеле
7 – Продолжение Мегалесций посвященных Кибеле
8 – Продолжение Мегалесций посвященных Кибеле
9 – Продолжение Мегалесций посвященных Кибеле, Лумерии в честь Лемуров
10 – Последний день Мегалесций посвященных Кибеле
11 – Начало Праздника Цереры
12 – Продолжение Праздника Цереры
13 – Продолжение Праздника Цереры
14 – Продолжение Праздника Цереры
15 – Принесение в жертву стельных коров (Fordicidia) в честь Матери Земли (Terra Mater), Продолжение Праздника Цереры, Праздник Венеры
16 – Продолжение Праздника Цереры
17 – Продолжение Праздника Цереры
18 – Продолжение Праздника Цереры
19 – Праздник Цереры завершается Цереалиями
21 – Палилии (или Парилии) посвященные Палес, Праздник Венеры
23 – Виналии Приория посвященные Венере
25 – Робигалии посвященные Робигу
28 – Начало Флоралий посвященных Флоре, Праздник Весты
29 – Продолжение Флоралий посвященных Флоре
30 – Продолжение Флоралий посвященных Флоре
1 – Последний день Флоралий посвященных Флоре (по другим сведениям приходился на третье мая), праздник Амалфеи, принесение в жертву Ларам статуи собаки, поминовение освящения храмы Доброй богине (Bona Dea)
3 – Начало Празднеств Доброй Богини (Bona Dea) в сумерках, Праздник Хирона, Геркулеса и Ахилла
4 – Завершение Праздника Доброй Богини в сумерках
7 – Начало Лемурий в честь мертвых
8 – Продолжение Лемурий в честь мертвых, Праздник Менс
9 – Продолжение Лемурий в честь мертвых
10 – Продолжение Лемурий в честь мертвых, начало Праздника Ориона
11 – Продолжение Лемурий в честь мертвых, Матралии посвященные Матуте, последний день Праздника Ориона
12 – Продолжение Лемурий в честь мертвых, поминовение освящения храма Марса Ultor 13 – Продолжение Лемурий в честь мертвых, Квинквартры посвященные Минерве
14 – Продолжение Лемурий в честь мертвых, Тиберналии посвященные Тиберину, Праздник Быка (Taurus)
15 – Последний день Лемурий в честь мертвых, Меркуралии посвященные Меркурию, Праздник Весты
20 – Праздник Кастора и Поллукса
21 – Агоналии посвященные Вейовису
23 – Тубилустрий посвященный Вулкану
24 – Когда Царь Собирал Народное Собрание (Quando Rex Comitiavit)
26 – Начало Праздника Дианы, начало Секулярных Игр посвященных Прозерпине
27 – Продолжение Праздника Дианы, продолжение Секулярных Игр посвященных Прозерпине
28 – Продолжение Праздника Дианы, продолжение Секулярных Игр посвященных Прозерпине
29 – Продолжение Праздника Дианы, продолжение Секулярных Игр посвященных Прозерпине
30 – Продолжение Праздника Дианы, продолжение Секулярных Игр посвященных Прозерпине
31 – Последний день Праздника Дианы, продолжение Секулярных Игр посвященных Прозерпине
1 – Праздник Карны, начало Праздника Юноны, продолжение Секулярных Игр посвященных Прозерпине, начало Праздника Матери Земли (Terra Mater), памятный день освящение храма Юноны Монеты, Праздник Марса, Праздник штормовой погоды
2 – Завершение Праздника Юноны, продолжение Секулярных Игр посвященных Прозерпине, продолжение Праздника Матери Земли (Terra Mater)
3 – Праздник Беллоны, последний день Секулярных Игр посвященных Прозерпине, последник день Праздника Матери Земли (Terra Mater)
4 – Праздник Геркулеса Охранителя
5 – Праздник Санка
7 – Начало Весталий посвященных Весте, день отдыха у рыбаков
8 – Продолжение Весталий посвященных Весте, праздник добрых чувств
9 – Продолжение Весталий посвященных Весте, поминовение поражения Красса от Парфян
10 – Продолжение Весталий посвященных Весте
11 – Продолжение Весталий посвященных Весте, Матралии посвященные Матер Матуте ( Mater Matuta), праздник Фортуны, памятный день освящения храма Конкордии
12 – Продолжение Весталий посвященных Весте
13 – Продолжение Весталий посвященных Весте, Квинквтры посвященные Минерве
14 – Продолжение Весталий посвященных Весте
15 – Последний день Весталий посвященных Весте, Когда Выносится Навоз – Quando Stercus Delatum (все отходы от предшествующих празднеств выбрасывались в Тибр)
17 – Игры Рыбаков (Ludi Piscatori) посвященные Тиберину
20 – Праздник Эскулапа и Ипполита
21 – Праздник Хоры (Oraea)
22 – Поминовение разгрома при Тразименском озере
23 – Начало Праздника Весты
24 – Завершение Праздника Весты, Праздник Весты, Праздник Фаты, Праздник Силы Судьбы (Fors Fortuna)
27 – Праздник Века (Aestas)
4 – Праздник Мира
5 – Поплифугий посвященный Юпитеру
6 – Начало Игр Аполлона
7 – Капротинские Ноны посвященные Юноне
8 – Праздник Юноны, продолжение Игр Аполлона
9 – Продолжение Игр Аполлона
10 – Продолжение Игр Аполлона
11 – Продолжение Игр Аполлона
12 – Продолжение Игр Аполлона
13 – Последний день Игр Аполлона
19 – Лукарии (Lucaria) в память захвата Рима галлами и последующего разгрома армии галлов, Праздник Венеры
21 – Лукарии (Lucaria) в память захвата Рима галлами и последующего разгрома армии галлов
23 – Нептуналии посвященные Нептуну
25 – Фурриналии посвященные Фуррине
1 – Праздник Цереры, Праздник Фидес
4 – Начало Праздника Цереры
5 – Завершение Праздника Цереры
9 – Праздник Венеры, праздник Счастья (Felicitas)
11 – Медитриналии посвященные Медитрине
12 – Праздник Фортуны Возвращающейся (Fortuna Redux)
13 – Фонтиналии посвященные Фонту
15 – Эквиррии посвященные Марсу
19 – Армилустрий посвященный Марсу
4 – Начало Плебейских Игр
5 – Продолжение Плебейских Игр
6 – Продолжение Плебейских Игр
7 – Продолжение Плебейских Игр
8 – Продолжение Плебейских Игр
9 – Продолжение Плебейских Игр
10 – Продолжение Плебейских Игр
11 – Продолжение Плебейских Игр
12 – Продолжение Плебейских Игр
13 – Продолжение Плебейских Игр, праздник Юпитера, праздник Юноны
14 – Продолжение Плебейских Игр
15 – Продолжение Плебейских Игр, праздник Феронии
16 – Продолжение Плебейских Игр
17 – Последний день Плебейских Игр
18 – Праздник Цереры
ДЕКАБРЬ:
1 – Праздник Посейдона
3 – Праздник Доброй Богини (Bona Dea), праздник Цереры
5 – Фауналии посвященные Фавну
9 – Опалии посвященные Опс
11 – Агоналии посвященные Янусу, Агоналии посвященные Солнцу Индигету (Sol Indiges)
13 – Сементивы посвященные Теллу
15 – Консуалии посвященные Консу
17 – Начало Сатурналий посвященных Сатурну
18 – Продолжение Сатурналий посвященных Сатурну
19 – Продолжение Сатурналий посвященных Сатурну, Опалии посвященные Опс
20 – Продолжение Сатурналий посвященных Сатурну
21 – Продолжение Сатурналий посвященных Сатурну, Дивалии, праздник Ангерона
22 – Продолжение Сатурналий посвященных Сатурну
23 – Последний день Сатурналий посвященных Сатурну, Ларенталии посвященные Акке Ларенции, Ларенталии посвященные Ларенте
25 – Описконсивии посвященные Опс
Праздники Древнего Рима
Содержание
Январь
Февраль
Апрель
Август
Сентябрь
Октябрь
Декабрь
Ссылки
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Праздники Древнего Рима» в других словарях:
Кухня Древнего Рима — «Розы Гелиогабала». Картина, иллюстрирующая рассказ «Истории августов» … Википедия
Архитектура Древнего Рима — История Древнего Рима Основание … Википедия
История древнего Израиля и Иудеи — Карта Палестины 1759 года, показывающая расселение Двенадцати колен Израиля Часть серии статей об Истории еврейского народа … Википедия
История Древнего Израиля и Иудеи — Карта Эрэц Исраэль 1759 года, показывающая расселение Двенадцати колен Израиля … Википедия
Цереалии — Празднование цериалий на картине «Весна» Лоуренса Альма Тадемы Цереалии (лат. cerealia) древнеримский праздник и игр … Википедия
Флоралии — У этого термина существуют и другие значения, см. Флоралии (значения). Флоралии (лат. ludi florales) в Древнем Риме праздник римской богини весны Флоры, который отмечался с 28 апреля по 3 мая. Во время праздника люди, украшенные… … Википедия
Луперкалии — (лат. Lupercalia) древнеримский языческий фестиваль, связанный с пастушеским культом. Фестиваль проводился каждый год с 13 по 15 февраля в гроте Lupercal у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема … Википедия
Лары — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Сатурналии — У этого термина существуют и другие значения, см. Сатурналии (значения) … Википедия
Лемурия (праздник) — Лемурии (лат. Lemuria), лемуралии (Lemuralia) праздники мертвых в Древнем Риме. Они проводились 9, 11 и 13 мая. Считалось, что в эти дни души блуждают по миру в виде призраков вампиров, которых называли лемурами или ларвами. Отец… … Википедия
Празднования, длящиеся полгода: как отмечали праздники в Древнем Риме
Люди всегда любили праздновать. В период Древнего Рима праздников было так много, что казалось примерно полгода посвящено им.
Овидий написал о Луперкалиях: «Ни мощные травы, ни молитвы, ни магические заклинания не сделают тебя матерью, терпеливо подчиняйся шлепкам, нанесенным плодотворной рукой».
Сатурналии были зимним торжеством во славу Сатурна. Его отмечали 17 декабря. Во время праздника все дела должны быть отложены. Дети в это время не учились, взрослые не занимались никакими общественными вопросами, рабы освобождались от своего ежедневного труда и даже могли обедать за общим столом с хозяевами. Они как бы временно уравнивались в правах со всеми.
Праздник начинался с жертвоприношения перед Сатурном на Римском форуме. Затем начинался праздничный банкет. На него сенаторы и всадники надевали специальные одежды. В каждом доме готовили праздничного поросенка. Везде царило веселье, смех. Друзья и родственники старались дарить друг другу подарки. На улицах шумные толпы зажигали фейерверки, выбирали шуточных короля и королеву, зажигали восковые свечи. Как правило, празднества шли всю неделю (семь дней).
С 4 века нашей эры они связывались с празднованием Рождества и Нового года. Многие историки указывают на то, что праздничные традиции во многом перешли в христианские Святки. Залы по традиции украшались лавровыми и зелеными ветками. Они символизировали победу над тьмой.
Почти все праздники посвящались каким-либо богам римского пантеона.
С 25 декабря по распоряжению Аврелиана стали отмечать появление нового Солнца. Император был предан богу Солнца и построил в его честь храм в 274 году н.э.
В январе отмечали Компиталии. Сначала они были передвижным праздником, даты которого каждый раз устанавливались консулами и преторами. Затем во времена ранней империи они были зафиксированы 3-5 января. Праздник отмечался в течении трех дней. Главы городов устанавливали временные алтари и на людных перекрестках приносили в жертву курицу.
При царе Нуме Помпилии римляне создали храм богу Янусу. Он открывался на период войны и закрывался, когда бойцы возвращались. До нашего времени он не уцелел, но изображение храма есть на деньгах императора Нерона.
Месяц январь (Януарий) назван в честь этого бога. Первый месяц года, как ворота в новый год.
В середине каждого месяца, как правило, 15 числа отмечались иды. Они были посвящены Юпитеру. Во время мартовского торжества люди выходили на берег реки, устраивали пикники, пили много вина. Купцы отдавали дань уважения Меркурию. Просили прощения за обман, молились о светлом будущем и десять процентов своей прибыли платили в храм. В период июньских ид в храме Юпитера играли на флейтах, после надевали маски, с песнями и вином шли по городским улицам. В июле с 304 года устраивали конную процессию, которая шла через форум и завершалась на Капитолии.
Во время октябрьских ид проходили гонки на колесницах с двумя лошадьми. Это было крайне опасное развлечение во время которого часто погибали не только лошади, но и люди. Гонки на колесницах проходили в Древней Греции и в Византии. Закончились эти соревнования с падением Священной Римской империи.
С 13 по 21 февраля вспоминали умерших, особенно родителей, посещали кладбища. На могилах обязательно оставляли еду. Делали это, чтобы мертвые не чувствовали себя голодными и не приходили к живым. Позже за этим праздником следовал Cara Cognatio — день, когда все члены семьи просили друг у друга прощения. Все семейные ссоры забывались, родственники садились за совместную трапезу. Затем этот обычай позаимствовало христианство.
Весталки перед храмом
21 февраля отмечался праздник Фералия. Римляне обращались к богам подземного мира и душам ушедших родственников. Они приносили подношения на могилы, венки, хлеб и вино. Сверху место погребения украшали лепестками роз. Когда однажды этот праздник пропустили из-за войны, говорили, что мертвые бродили по улицам и были очень недовольны.
17 марта отмечались так называемые Либерарии в честь древнеримских богов плодородия. Празднование пользовалось большой популярностью в Древнеримском мире, сопровождалось большим весельем, иногда доходящим до распущенности.
23 апреля отмечали Виналии. Этот день был посвящен Юпитеру и Венере.
Празднуя, мужчины и женщины пробовали прошлогоднее вино и предлагали его Юпитеру, чтобы обеспечить хорошую погоду для будущего урожая вина. Священник храма Юпитера питье благословлял. Девушки приносили мирт, мяту и розы к храму Венеры. Они просили богиню о привлекательности, очаровательной внешности, неотразимости.
С 9 по 13 мая проходили Лемуралии. Считалось, что в эти дни души мертвых бродили по городу как вампиры, и римляне старались избавиться от них, ходя босиком и перебрасывая черные бобы ночью через плечо. Глава каждой семьи делал это девять раз в полночь. Остальные домочадцы стучали по металлическим тарелкам и просили призраков предков уходить.
С 7 по 15 июня в Риме проходили Весталии. Это праздник в честь богини Весты. Римские замужние женщины приносили дары в храм Весты.
Разгром римского войска Ганнибалом
Римляне отмечали не только дни победы, но и дни поражений. Одним из таких был черный день 21-23 июня. В эту дату в 217 году Ганнибал разбил римское войско у Тразименского озера.
23 июля проходили Нептуналии. Праздник был посвящен богу воды Нептуну. Римляне просили его предотвратить засуху. В честь него по всей империи шли игры.
Римский календарь и основные праздники
Римский календарь и основные праздники
Самый древний римский календарь был аграрным, то есть основывался на сроках проведения сельскохозяйственных работ. Он насчитывал десять неравных месяцев: в некоторых не было и двадцати дней, в некоторых — тридцать пять, а то и больше. Начинался древний римский календарь с марта, когда земледельцы приступали к работе. Двенадцатимесячный лунный календарь ввел легендарный римский царь Нума Помпилий, который добавил два новых месяца: январь и февраль. Ученые расходятся во мнениях, когда начало года было перенесено с 1 марта на 1 января: при Нуме или уже при Юлии Цезаре.
Некоторые месяцы римского года были напрямую посвящены тем или иным богам. Так, январь — месяц Януса, март — Марса, май — богини плодородной земли Майи, июнь — Юноны, супруги Юпитера. Остальные месяцы назывались просто пятым, шестым и так до десятого. Правда, когда начало года было перенесено с марта на январь, все сместилось и март превратился в третий месяц года, а значит, пятый по счету месяц стал седьмым, шестой — восьмым и так далее. Римскими названиями этих месяцев мы пользуемся по сей день: девятый месяц года, сентябрь, мы именуем седьмым (от латинского septem — семь), десятый, октябрь — восьмым (octo — восемь), одиннадцатый и двенадцатый — девятым и десятым соответственно (novem и decem — девять и десять). Слово «февраль» происходит от латинского februare, что означает «очищать», так как февраль считался месяцем религиозного очищения, а «апрель» — от aperire, «открывать», так как именно в апреле появлялись первые побеги растений.
Откуда же возникли названия «июль» и «август»? В древности они назывались просто «пятый» и «шестой», но получили новые имена в честь Юлия Цезаря и его преемника Октавиана Августа. Император Домициан тоже попытался дать месяцам свои имена, назвав сентябрь «германиком», а октябрь «домицианом», но после его смерти к ним вернулись прежние названия.
Числа месяца римляне определяли, отсчитывая их от трех главных дней, первоначально связанных с лунным календарем: это календы, ноны и иды. Календы — первый день месяца, который приходился на новолуние, ноны — день первой четверти луны, а иды — середина месяца, полнолуние. В марте, мае, июле и октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы — иды на 13-е, а ноны на 5-е число.
От календ, нон и ид дни отсчитывались назад, например говорили: «Это было в пятый день перед июньскими календами». Календы принадлежали Янусу, богу всех начинаний, а иды считались днем, посвященным Юпитеру, — в середине каждого месяца жрец Юпитера приносил в жертву овцу. В культурном европейском контексте особую известность получили мартовские иды, став понятием нарицательным, так как в этот день в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь.
В году римляне отмечали более пятидесяти праздников в честь разных божеств. О некоторых, самых интересных и важных, мы расскажем подробнее.
В поздние времена в январские календы, первого числа, римляне отмечали праздник нового года. В этот день приносили ладан и вино в жертву Янусу, богу начала и конца; принято было желать друг другу добрых начинаний и дарить деньги, так как на медных ассах изображался сам двуликий Янус. Янусу же был посвящен и январский праздник Агоналии, приходившийся на 9-е число, когда богу приносились очистительные жертвы.
Приготовления к празднику. Художник Л. Альма-Тадема
15 февраля справляли посвященный Фавну, покровителю стад, праздник Луперкалии. Церемонию проводили жрецы одной из древнейших коллегий — луперки, которые собирались в пещере Луперкаль у подножия Палатинского холма, в самом древнем святилище Рима, где, по преданию, волчица вы кормила близнецов Ромула и Рема. Там луперки приносили в жертву козу или козла, одного из самых плодовитых животных, а после устраивали пир. На пиру двух юношей из благородных семей подводили к месту заклания животных, и там один жрец касался их лбов окровавленным жертвенным ножом, а второй тут же стирал кровь смоченной в молоке шерстяной тряпицей.
Пан. Художник М. Врубель
Затем луперки нарезали из козьих шкур ремни и, вооружившись этими ремнями, в одних набедренных повязках бежали вокруг Палатинского холма, а после по Священной дороге, главной улице Рима, до основания Капитолия и обратно. Всех встречных луперки били ремнями, и бездетные женщины специально подставлялись под удары луперков, так как считалось, что это поможет им забеременеть.
Античные авторы полагали Луперкалии церемонией очищения, так как весь февраль, последний месяц древнего календаря, считался месяцем очистительных обрядов. Возможно также, что цель обрядов луперков — увеличение плодородия. Еще бытует мнение, что Луперкалии — не что иное, как праздник первого выгона стад на луга, и обряды луперков символизируют защиту скота от волков, поскольку лесной бог Фавн считался покровителем стад и пастухов, а «луперк» переводится как «гонитель волков».
В феврале же проводились и Паренталии, родительские дни, исчислявшиеся с 13-го по 21-й день месяца. Это были дни поминовения умерших, когда у могил родственников или на дорогах оставляли цветы, преимущественно фиалки, фрукты, соль и хлеб. Считали, что праздник этот введен в обиход благочестивым Энеем, который стал ежегодно приносить жертвы своему отцу Анхизу. В поминальные дни закрывались храмы всех богов, запрещалось совершение браков, а римские должностные лица снимали знаки своей власти. Бытовало мнение, что в это время по земле путешествуют души мертвых и вкушают оставленные им приношения. Заканчивались Паренталии большим празднеством, Фералиями, когда на Палатинском холме приносили жертвы манам.
27 февраля и 14 марта отмечали посвященный Марсу праздник Эквирии, предположительно основанный его сыном Ромулом, когда проводились конные состязания на Марсовом поле и ритуальное очищение коней. Праздники предшествовали месяцу бога войны и символизировали начало времени военных походов. Закрывали «военный сезон» октябрьские иды, праздник Октябрьского коня с приношением Марсу жертвенных животных. В марте и октябре проходили и шествия салиев, знаменующие начало и конец времени военных действий.
В мартовские календы римляне праздновали Матроналии, устраиваемые в честь богини Юноны. В нем принимали участие только замужние женщины — свободные жительницы Рима. По преданию, праздник этот был также учрежден Ромулом в знак почтения к римским женам, остановившим битву с сабинянами. В тот же день на Эсквилинском холме был заложен храм Юноны Луцины, покровительницы деторождения, которой женщины молятся в Матроналии, прося безболезненных родов. И в этот день домочадцы преподносят подарки римским матерям и женам.
Приготовления в Колизее (фрагмент). Художник Л. Альма-Тадема
С 19 по 23 марта проводились Квинкватрии в честь Минервы. На второй день празднеств устраивали гладиаторские бои как отражение воинственной натуры этой богини, в остальное же время Квинкватрии справляли те, чьим занятиям Минерва покровительствовала: ученики и учителя, вязальщицы и прядильщицы, различные ремесленники и художники, врачи и поэты. В июне проходили малые трехдневные Квинкватрии, устраиваемые флейтистами.
Весна. Художник Л. Альма-Тадема
В честь Цереры, богини плодородия и земледелия, возник праздник Цереалии, приходящийся на дни с 12 по 20 апреля. В основном Цереру чествовали плебеи, так как культ богини получил наибольшее распространение среди простого народа, особенно в сельской местности. Даже в Риме храм Цереры находился у подножия Авентинского холма, в районе, где жили преимущественно плебеи. В жертву Церере приносили свиней, люди же в эти дни надевали белые одежды, собирали праздничные угощения и посылали друг другу цветы.
В мае проводили Лемурии, призванные задобрить неспокойные души умерших, и Флоралии, торжества в честь Флоры, богини цветения.
С 7 по 15 июня устраивали Весталии в честь Весты, хранительницы очага, а в разгар лета, 23 июля, отмечали Нептуналии, посвященные богу всех потоков Нептуну, прося его предотвратить засуху. О праздновании Нептуналий известно немного: строились хижины из ветвей, в которых, надо полагать, и отмечали торжество, предаваясь обильным возлияниям. Во времена империи в это же время шли игры в честь Нептуна.
Осень в Риме была временем публичных игр, посвященных Юпитеру, — Римских в сентябре и Плебейских в ноябре, в декабре же римляне пышно отмечали праздник Сатурналии.
Сатурналии проходили с 17 по 23 декабря и ознаменовывали окончание всех земледельческих работ. Название праздника связано с тем, что именно Сатурну римляне приписывали изобретение земледелия. Сатурналии носили характер общенародного фестиваля: на это время приостанавливались все государственные дела, нельзя было объявить войну, закрывались суды, прекращались занятия в школах и запрещалось наказывать преступников.
Празднество начиналось с жертвоприношения в храме Сатурна, после чего устраивался пир для сенаторов и всадников. В римских семьях в честь Сатурна закалывали свинью и дарили подарки, среди которых были восковые свечи и выпеченные из теста фигурки. Первые — в честь того, что окончание Сатурналий приходится на зимнее солнцестояние, самую долгую ночь в году, после которой солнечный день начинает прибывать; вторые символически замещали человеческие жертвоприношения, видимо, полагавшиеся Сатурну в древности.
Праздник урожая. Художник Л. Альма-Тадема
В дни Сатурналий улицы Рима были запружены людьми, которые приветствовали друг друга традиционными выкриками: «Io, Saturnalia!» В течение всего фестиваля продолжались пиры, гулянья, различные игры, так что праздник пользовался большой любовью у римского народа. На время Сатурналий рабы уравнивались в правах со свободными людьми — возможно, в память о всеобщем равенстве, царившем на земле в Золотой век Сатурна. Это, пожалуй, самая известная особенность Сатурналий: рабы получали право сидеть за одним столом с хозяевами, свободно распоряжаться собой и даже ругать господ и отдавать им распоряжения.
Этот повторявшийся из года в год распорядок праздников и обрядов составлял неотъемлемую часть жизни римского общества.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Календарь
Календарь В средневековой Франции были введены и получили распространение хорошо нам знакомые временные точки отсчета. Начало летосчисления, положенное Рождеством Христовым, 25 декабря первого года, было установлено в 532 г. Дени Ле Пти. Религиозное происхождение
Календарь на 200, 300, 400 лет
Календарь на 200, 300, 400 лет Вспомним о цикле Солнца и вернемся к таблице на стр. 163. Через каждые 28 лет дни недели вновь возвращаются «на свои места» и весь круг повторяется в неизменном порядке. Значит, достаточно составить календарь на 28 лет, и он будет служить хоть и не
Буддийский календарь и буддийские религиозные праздники
Буддийский календарь и буддийские религиозные праздники Хотя буддизм наряду с Буддой и его многочисленными перевоплощениями признает еще 1000 богов и божеств, которые якобы населяют небо и каждый из которых «заведует» какой-нибудь маленькой, конкретной «отраслью»
Мусульманское летосчисление и основные праздники
Мусульманское летосчисление и основные праздники Последовательный отсчет времени от выдающейся даты – летосчисление – у разных народов всегда был неодинаковым. В зависимости от политических и религиозных мотивов каждое государство или народ решали эту задачу
Календарь
Календарь Для народа, жившего на перекрестке многообразных влияний, трудно уточнить историю календаря. Евреи пользуются различными способами летосчисления. Их календарь отражает прогресс их знаний:они восприняли лунно-солнечный, как только он был изобретен египтянами.
Календарь
Календарь К этой теме не так-то легко приступить, поскольку известно, что понятие времени и способ его использования меняются вместе с происходящими изменениями культур и эпох. Уже на языковом уровне становится ясно, что древний исландский язык не располагал
КАЛЕНДАРЬ
КАЛЕНДАРЬ Галлы, сообщает Цезарь, не желавший вникать в сложности их календаря, «измеряют длительность не только по числу дней, но и по числу ночей». Было бы проще сказать, что их календарь был лунным, он встречается у многих древних цивилизаций. К счастью, Плиний Старший
Календарь
Календарь Предпосылки Свойственные земледельческим народам потребности предопределяют, что в ходе своего культурного развития они вынуждены изобрести или заимствовать календарную систему. Исходя из периодичности земледельческих циклов и желая точно знать время,
Счисление и календарь
Счисление и календарь Термин «новая хронология», введенный А. Фоменко и Г. Носовским, строго говоря, не вполне удачен, поскольку «новых хронологий» и в прошлом было немало, например, «советская хронология» — «годовщины Великого Октября», начало которой считалось от 7
Календарь и праздники
Календарь и праздники Само слово «календарь» появилось в Риме. Оно произошло от названия первых дней месяца – календ. Как уже говорилось, составление календаря у римлян было прерогативой специальных жрецов, которые нередко использовали это в собственных целях.