Праздники северной осетии алании
Праздники северной осетии алании
В календаре государственных праздников отмечены наиболее знаковые даты из прошлого и настоящего нашей страны, а также профессиональные праздники. Впрочем, не остаются без внимания и религиозные празднества общенационального значения, как православные, так и народные. При этом с каждым годом этот перечень расширяется. Если, например, в 2005 году в первом официальном календаре праздничных дней и памятных дат Республики было 35 позиций, то в 2020 году их – 63. Из них десять дней являются выходными.
Часть дат календаря связана с историческими событиями. Значительное количество государственных праздников, которые мы отмечаем в Государстве Алания, досталось нам из советского прошлого, а некоторые вообще из эпохи царизма. К последним относится Татьянин день. После подписания в 1755 году императрицей Елизаветой Петровной указа об учреждении Московского университета, «Татьянин день» стал праздноваться сначала, как день рождения университета, а позднее и как праздник российского студенчества. Название дня произошло от имени раннехристианской мученицы Татьяны Римской, память которой совершается в Православной церкви 25 января. В этот день и студенчество нашей страны, наравне с российскими студентами отмечает свой праздник.
Необходимо отметить, что имя российской императрицы Елизаветы Петровны почитается в Осетии не только в связи с Татьяниным днем. Именно она в далеком 1749 году санкционировала приезд в Санкт-Петербург осетинского посольства, результатом деятельности которого впоследствии и стало присоединение Осетии к России.
15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов. Именно в этот день в 1989 году, последняя колонна советских войск покинула территорию Афганистана. Поэтому данную дату сегодня в Республике отмечают преимущественно ветераны афганской войны, хотя в широком смысле понятие «интернационалист» подразумевает участие в боевых действиях за пределами страны. А к таковым можно отнести участников Венгерских и Чехословацких событий из Южной Осетии, представителей нашей Республики в боевых действиях на Кубе и в Эфиопии, а из современной истории это поддержка нашими бойцами борьбы за независимость абхазцев и донбасовцев… В этот день ветераны войны соберутся в микрорайоне «БАМ» у памятника погибшим в Афганистане.
В феврале есть еще один праздник, который является наследником советской исторической эпохи. 23 февраля – День защитника Отечества, в прежней редакции звучащий как «День Советской армии и Военно-морского флота». Несмотря на то, что в новейшей истории Южной Осетии уже немало дат воинской славы, День защитника Отечества все еще отмечается как отдельный праздник.
Еще одна дата связана с российской историей – освобождение Москвы от польских интервентов в 1612 году. День народного единства, 4 ноябрякак свой праздник отмечают наряду с россиянами и жители Южной Осетии. И не только потому, что у большинства из них есть российские паспорта. А потому что они определяют единение с Российской Федерацией не посредством документа, удостоверяющего личность, а сопричастностью помыслами и свершениями.
И, конечно же, памятные даты из нашей общей истории. 1 мая – международный праздник весны и труда. 9 мая на всем постсоветском пространстве будет отмечаться 75-летие Победы над фашистской Германией. 22 июня мы будем вспоминать начало вторжения немецко-фашистских войск в СССР.
Каждой профессии по празднику
Профессиональный корпоративизм формируется не только общностью рабочего места, но и праздничным единством. 12 январявместе со своими российскими коллегами свой профессиональный праздник будут отмечать работники юго-осетинской прокуратуры, праздничным днем 11 февраля для себя определили работники судебной системы. 13 февраля– День работника уголовно-исполнительной системы.
17 марта за праздничный стол в полном составе сядут сотрудники сферы жилищно-бытового обслуживания и жилищно-коммунального хозяйства. Творческие коллективы страны, аппарат министерства культуры и его региональные отделения Республики будут отмечать День работника культуры 25 марта.
26 апреля – День работника промышленности и транспорта. Здесь, возможно, некоторые скептики сделают замечание, мол, в названии праздника слово «промышленность» неуместно в связи с отсутствием таковой. Конечно же, в сравнении с тем, что раньше в Южной Осетии работало 25 промышленных предприятий, это верно. Но этот пессимизм в какой-то мере ошибочен, хотя бы по причине функционирования предприятия легкой промышленности – швейной фабрики «БТК 4», Пивзавода, предприятий по розливу минеральной воды «Багиата» и «Натурплант», винодельни «Ирон-сан»… На этих производствах занято более полутысячи человек.
27 мая свой профессиональный праздник отметят работники юстиции. 28 мая 1992 года были сформированы национальные органы власти юго-осетинского независимого государства, в том числе и внешнеполитическое ведомство. Сегодня это День дипломатического работника Республики Южная Осетия.
Экологи Республики вместе со своими коллегами по всему миру отметят 5 июня Всемирный день защиты окружающей среды. 8 июня – День работника социальной службы. Каждый год на третье воскресенье июня приходится День медицинского работника, в текущем году это 21 июня. 10 августа свой профессиональный праздник отметят физкультурники. Граждане же страны, занятые в строительной сфере, отметят свой праздник 11 августа. Также в августе свой профессиональный праздник будут отмечать и судебные приставы – Указом Президента 30 августа утвержден как День судебного пристава. Кроме того, первый раз за все время существования национальной ветеринарной службы, для сотрудников этого направления праздничным будет последний день летнего месяца. 31 августа теперь каждый год будет отмечаться как День ветеринарного работника РЮО.
На один день – 15 сентября приходится сразу два профессиональных праздника – День работника лесного хозяйства и День работника санитарно-эпидемиологической службы. Тут Председателю Правительства придется выкроить время, чтобы успеть лично поздравить сотрудников этих ведомств J.
В нашей жизни многое со временем забывается, но первый учитель всегда остается в памяти. Еще раз вспомнить наших учителей мы сможем 5 октября в День учителя.
16 октября – День работника налоговых органов. В текущем году этот праздник налоговики будут впервые встречать в новом, современном здании центрального аппарата по ул. Суворова. Третье воскресенье октября, а в этом году это 18 октябряопределено в календаре праздничных дней и памятных дат как День работника дорожного хозяйства. В последний же день октября отметят свой профессиональный праздник сотрудники Управления государственной статистики Республики – 31 октября.
2 ноября – День юриста. Таможенники Республики отчитывают о своих достижениях каждый год 7 ноября. Свой профессиональный праздник в календаре имеют и сотрудники милиции – День работника правоохранительных органов (10 ноября). Не забыты труженики полей и нив – День работника сельского хозяйства отмечается 17 ноября. Немало профессиональных праздников приходится на конец календарного года. День энергетика (15 декабря) и День работника органов госбезопасности (20 декабря). Отметим, что сотрудники юго-осетинского КГБ отмечают в году профессиональный праздник два раза: первый раз в мае, когда были образованы республиканские структуры, а второй раз вместе со своими российскими коллегами в декабре.
Завершается год профессиональным праздником юго-осетинских спасателей – 27 декабря они будут подводить итоги и получать награды. Хотя если быть справедливым, очень бы хотелось, чтобы наши спасатели (как и пожарные) весь год оставались без работы J.
От праздника к празднику
С обретением независимости в Южной Осетии появились праздничные дни и памятные даты с «юго-осетинским акцентом». Первым стал День Республики – 20 сентября. Именно в этот день в 1990 году была провозглашена новая политико-административная форма самоопределения южной части осетинского народа, но пока, правда, в составе Советского Союза. А вот следующей исторической вехой стало 29 мая – День провозглашения независимости Республики Южная Осетия. В 1992 году депутаты юго-осетинского Парламента, основываясь на волеизъявлении народа, проголосовали за создание независимого государства.
В календаре есть и дата, перешедшая из советской эпохи, на это указывает и само название – День советизации Южной Осетии (8 июня).
Некоторые даты имеют трагический оттенок. 18 марта – у селения Еред в 1991 году были зверски замучены осетинские заложники. 20 мая – День памяти, это день, когда были расстреляны осетинские беженцы на объездной дороге у с.Зар. Дата стала днем поминовения всех жертв грузинского фашизма. 8 августа – День скорби, ставший памятью о начале полномасштабной военной агрессии Грузии против нашей страны.
В перечне праздников есть и такие, которые имеют общеосетинскую основу: 15 мая – День осетинского языка и 15 октября – День рождения Коста Хетагурова, выдающегося осетинского поэта и общественного деятеля.
В начале ферваля отмечается День науки. Эта дата выбрана не случайно, 1 февраля 1922 года в Южной Осетии было образовано Научно-культурное общество, которое позже было преобразовано в Научно-исследовательский институт. 14 февраляотмечается День образования ОМОН МВД РЮО.
8 апреля 2001 года была принята новая Конституция нашей страны и на полном основании этот день является особым в календаре праздничных дней и памятных дат.
Работники средств массовой информации РЮО 23 июляопределили для себя как профессиональный праздник. В этот день в 1906 году вышло в свет первое осетиноязычное периодическое издание «Ирон газет».
19 сентября в календаре отмечено как День государственного флага РЮО. В этот день каждый год происходит торжественное поднятие осетинского триколора.
23 ноября 1989 года небольшая группа осетинских ребят остановила на въезде в столицу страны многотысячную толпу грузинских молодчиков, вознамерившихся пройти в Цхинвал и утроить там беспорядки. Этот день, связанный в нашей памяти с подвигом, отмечается как День мужества и народного единства.
Юго-осетинскую привязку имеют и указанные выше профессиональные праздники дипломатов, юристов, статистиков, работников пенитенциарной системы, таможенников, аграриев, налоговиков и судебных приставов. При этом некоторые праздничные даты, которые у нас отмечаются в российской проекции, вполне могли бы иметь и юго-осетинскую прописку. Например, День молодежи, – в Республике этот день еще недавно отмечался 30 августа – сегодня 27 июня, или День пограничника – праздник, который имеет еще советские корни. Куда ближе и понятнее было бы отмечать этот день не 28 мая, а 28 апреля, когда к совместной охране государственной границы РЮО приступили российские и юго-осетинские пограничники (2009 г).
Со временем в календарь будут вноситься все новые и новые позиции. Но хотелось бы обратить внимание на то, что некоторые даты все еще не отмечаются в соответствии с их реальной значимостью. Так, по-прежнему более широко отмечается День провозглашения Республики в составе СССР (20 сентября) по сравнению с Днем провозглашения государственной независимости (29 мая). Самое интересное, что многие наши граждане празднование Дня Республики почему-то упорно называют Днем города. Может быть, есть смысл сделать его таковым? А праздником №1 для страны оформить все же День независимости – 29 мая. (Кстати, о дне города. Руководство администрации г.Цхинвал обратилось к научному сообществу страны с просьбой определить для Дня города конкретный день).
Так как Южная Осетия де-факто является частью большого Русского мира, то наличие в государственном календаре РЮО российских праздников не вызывает удивление. Это, прежде всего, День России, День русского языка… День русского языка (6 июня) справляется не только потому, что сегодняшняя осетинская письменность основана на кириллице и большая часть национальной литературы написана на ней, но и потому, что осетинская культура всегда развивалась в тесном общении с русскими языком и литературой. Дата 12 июня – День России присутствует же в юго-осетинском месяцеслове практически со дня утверждения самого календаря праздничных дней и памятных дат. При этом есть праздники, появление которых на юго-осетинской почве прямо связано с российской темой. Это, прежде всего, 14 июля 1992 года, когда в Южную Осетию первыми вошли российские миротворцы и в этот день прекратились боевые действия. И, конечно же, более поздняя по времени, но более важная дата 26 августа – День признания независимости Республики Южная Осетия Российской Федерацией. Именно в этот день был подписан важный для судьбы южной части осетинского народа Указ Президента РФ Д.Медведева (2008).
Общими для осетино-российского пространства являются также 1 сентября – День знаний, 8 марта – международный женский день, праздник, не поменявший своего названия, несмотря на смену эпох. И, конечно же, День матери – 25 ноября.
Особняком стоят религиозные праздники, так же отмеченные в календаре праздничных дней и памятных дней Республики. Часть праздничных дней связана с общей православной традицией наших народов: Рождество Христово (7 января), Пасха (19 апреля), Рождество Девы Марии (21 сентября). Кроме того, главный общеосетинский праздник, когда почитается покровитель Алании небесный Уастырджы – Уастырджымæ кувæн бонтæ – в 2020 году приходится на период с 22 по 30 ноября. Это тот редкий случай, когда празднование длится целую неделю. Часто на севере и на юге Осетии даты определения празднества разнятся, но в этом году даты совпали. Это снова ставит перед нами вопрос об унификации общенациональных празднеств.
Значительное количество памятных дат определено и их международным статусом: Международный день охраны памятников и исторических мест (18 апреля), Международный день семьи (15 мая), Международный день защиты детей (1 июня), Международный день без вести пропавших (30 августа), Международный день инвалидов (3 декабря), День прав человека (10 декабря)…
И главное. Начавшийся 2020 год, который для всего нашего этноса, в первую очередь, отмечен трагической датой – столетием геноцида осетинского народа – в Республике Указом Президента А. Бибилова объявлен «Годом памяти». При этом, в Республиканском календаре появится, по всей видимости, еще один памятный день – на заседании Комиссии по мемориализации геноцида при обсуждении плана мероприятий к 100-летию геноцида осетинского народа, устроенного правительством Грузии в 1920 году, было предложено учредить отдельный день в календаре памятных дат – «День памяти жертв геноцида осетинского народа». Эта дата привязана ко дню расстрела 13 коммунаров – участников сопротивления грузинским карателям 20 июня – одному из эпизодов трагедии кровавого лета 1920 года.
Календарь праздничных дней и памятных дат в Государстве Алания на 2020 год
1 января – Новый год;
7 января – Рождество Христово;
12 января – День работника Прокуратуры;
25 января – День студента (Татьянин день);
1 февраля – День науки;
11 февраля – День работника судебной системы
13 февраля – День работника уголовно-исполнительной системы
14 февраля – День образованияОтряда милиции особого назначения (ОМОН) Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия;
15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов;
23 февраля – День защитника Отечества;
8 марта – Международный женский день;
17 марта – День работника жилищно-бытового обслуживания населения и жилищно-коммунального хозяйства;
18 марта – День памяти жертв Ередского расстрела;
25 марта – День работника культуры;
8 апреля – День КонституцииРеспублики Южная Осетия;
18 апреля – Международный день охраны памятников и исторических мест;
26 апреля – День работника промышленности и транспорта;
19 апреля – Светлое Христово Воскресение;
1 мая – Международный праздник весны и труда;
9 мая – День Победы;
15 мая – День осетинского языка и литературы;
15 мая – Международный день семьи;
20 мая – День памяти;
27 мая –День работника юстиции
28 мая – День дипломатического работника;
28 мая– День пограничника;
29 мая – День независимости Республики Южная Осетия;
1 июня – Международный день защиты детей;
5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды. День эколога;
6 июня – День русского языка;
8 июня – День советизации Южной Осетии;
8 июня – День работника социальной службы;
12 июня – День России;
21 июня – День медицинского работника;
22 июня – День начала Великой Отечественной войны (1941 г.);
27 июня – День молодежи;
14 июля – День миротворца;
23 июля – День работника средств массовой информации;
8 августа – День скорби. Начало полномасштабной военной агрессии Грузии против Южной Осетии (2008 г.);
10 августа – День физкультурника;
11 августа – День строителя;
26 августа – День признания государственной независимости Республики Южная Осетия Российской Федерацией;
30 августа – День судебного пристава;
30 августа – Международный день без вести пропавших;
31 августа – День ветеринарного работника
1 сентября – День знаний;
15 сентября – День работника лесного хозяйства;
15 сентября – День работника санитарно-эпидемиологической службы;
19 сентября – День Государственного флага Республики Южная Осетия;
20 сентября – День Республики Южная Осетия;
21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы;
5 октября – День учителя;
15 октября – День рождения Коста Хетагурова;
16 октября – День работника налоговых органов;
18 октября – День работника дорожного хозяйства;
31 октября – День работника статистики
2 ноября – День юриста;
4 ноября – День народного единства;
7 ноября – День работника таможенной службы;
10 ноября – День работника правоохранительных органов;
17 ноября – День работника сельского хозяйства;
23 ноября – День мужества и народного единства;
25 ноября – День матери;
3 декабря – Международный день инвалидов;
10 декабря – День прав человека;
15 декабря – День энергетика;
20 декабря – День работника органов госбезопасности;
27 декабря – День спасателя.
В 2020 году выходными днями в Республике будут 1-7 января, 22-24 февраля, 7-9 марта, 1-3 мая, 9-11 мая, 29-31 мая, 12-14 июня, 26-30 августа, 19-22 сентября, 21-23 ноября.
Джеоргуба: как отмечают главный осетинский праздник
Начинается Джеоргуба в третье воскресенье ноября и продолжается неделю. Праздник не просто так отмечают в конце осени. У земледельцев и скотоводов в это время было меньше хлопот: заканчиваются полевые работы, убраны хлеба и корма. Теперь есть возможность спокойно распоряжаться плодами своих годовых усилий и добрыми молитвами вспомнить имя самого почитаемого святого в осетинском пантеоне — Уастырджи.
Фото: Константин Фарниев
Фото: Константин Фарниев
— Из всех праздников, которые отмечают осетины, наиболее значимый — праздник, посвященный Уастырджи, и называется он Джеоргуба. В образе Уастырджи следует видеть осетинское божество. Люди, которые отождествляют его со святым Георгием, глубоко ошибаются. Уастырджи не является исторической личностью, — поясняет историк, этнограф Людвиг Чибиров. — Осетины постоянно дополняли его имя украшающими эпитетами: золотой, золотокрылый, остроокий, доблестный, сильный. Имя Уастырджи и по сей день окружено ореолом недосягаемого почета и благоговейного обожания. Он представляется в воображении осетин всадником на белом коне, храбрым, симпатичным, добродушным, ростом высоким, с белой бородой. Место его пребывания — небеса. Перед богом он заступается и за бедных, и за обиженных и просит у него всяких даров для них.
Нередко в эти праздничные дни осетины справляли свадьбы. Многие молодые пары стремились пожениться именно в Джеоргуба, так как искренне верили, что браки, заключенные в этот праздник, будут более крепкими.
Празднование Джеоргуба начинается с жертвоприношения. Именно в воскресенье мужчины режут животное — быка или барана. В народе этот день так и называется — день закалывания быка. Такой обычай сохранился и в наши дни, но жертвенных животных теперь обычно забивают в сельской местности или в частных секторах городов — для больших застолий. Большинство же семей предпочитают покупать на рынке уже готовое мясо — чаще всего это три ребра. Их принято подавать на стол в вареном виде.
Традиционный религиозный календарь осетин. От праздника к празднику
В основе годового праздничного цикла осетин, как и у большинства народов мира, лежит не чревоугодие, а необходимость задабривания высших сил. Обильные подношения в честь отдельных небесных покровителей должны были способствовать ниспосланию благодати семье, урожайности нив, обилию сенокосов, плодовитости домашнего скота, защите от болезней и эпидемий. Ну, а широкие застолья рассматривались как приятное дополнение к сакральной обрядности.
Считается, что очередной календарный год начинается 1 января. Это, конечно же, светский маркер, но в народной традиции начало года приурочивалось к пробуждению природы и началу очередного хозяйственного цикла. К подобному водоразделу более всего подходит народный праздник Бæлдæрæн, приходящийся на весеннее равноденствие. Именно он, по мнению ряда исследователей, и является истинным Новым годом у осетин-алан. Впрочем, к Бæлдæрæн позже мы еще вернемся.
По мнению других исследователей быта осетин, в древности они встречали новый год в день зимнего солнцестояния, когда ночь по продолжительности сравнивалась с убывающим днем, и с утра световой период начинал расти – наступал первый день нового времени. Эта природная перемена отмечалась народным праздником Цыппурс, в ночь с 21 на 22 декабря. Данное наименование также отражено в названии декабря в осетинском языке – Цыппурсы мæй (букв. месяц Цыппурса).
Как обычно, с окончанием звона курантов на Спасской башне Кремля наступление очередного календарного года будут отмечать и на юге Алании. Но при кажущейся очевидности Новый год не привязан категорически к первому дню января. По народной традиции (она сохранилась и в России), собственно новый год наступает по старому летоисчислению в ночь с 13 на 14 января. Это связано с тем, что в 1918 году советской властью был осуществлен переход с Юлианского календаря на Григорианский, с разницей в 13 дней.
Кстати, на 2021 год приходится редкая для летоисчисления особенность – Новый (Старый) год в этот раз наступает в новолуние. Новая луна появится на ночном небосклоне в ночь с 13 на 14 января. Такое происходит не часто, последний раз подобное совпадение пришлось на 1991 год.
Наиболее торжественной и насыщенной ритуалами частью новогоднего праздника была ночь на Новый год. По магическим соображениям еда на столе бывала обильной и разнообразной, и потому таким же, по мнению горцев, будет и наступающий год.
Самой важной выпечкой при этом был большой ритуальный пирог, известный под названием Æртхурон (букв. огнесолнечный). Он имел круглую форму с радиальными желобками-линиями, символизирующими лучи солнца. Æртхурон выпекали с расчетом на всех членов семьи, чтобы каждый мог получить по куску. В начинку пирога клали монету, хлебные зерна, кусочки жира жертвенного животного, стебли соломы, пучок шерсти, небольшой кусочек материи и т. д. В зависимости от того, кому что достанется при дележе пирога, тем они будут богаты в наступающем году: монета означала удачу, счастье, деньги; кусочек материи – обновку; шерсть – богатство скотом; хлебные зерна – урожай хлебов и т.д.
После того как пирог был готов, глава семьи три раза произносил молитву: ночью, рано утром, а затем во время утренней трапезы. При этом главным содержанием просьбы-молитвы, после испрашивания благодати для семьи, было ниспослание урожайного года. Утром вся семья собиралась за праздничным столом, где главным объектом был этот ритуальный пирог.
После молитвы глава семьи приступал к обрядовым действиям. Он поворачивал Ӕртхурон три раза в правую сторону (т. е. по направлению движения солнца) и делил его на равные части по числу членов семьи, в том числе и временно отсутствующих. Членом семьи считался также ребенок в утробе матери, поэтому беременная женщина удостаивалась двух кусков. Отметим, что традиция выпекать обрядовый пирог Ӕртхуронсохранилась по сегодняшний день.
Следующий семейный праздник, отмечающийся в Алании после наступления Нового (Старого) года – это уже не народный праздник, а православное Рождество. 7 января Рождество Христово в осетинском традиционном календаре отмечено как Цыпппурс, притом, что выше мы отметили бытование Цыппурс в декабре. Но такое дублирование имеет свое объяснение и свои особенности. Декабрьский Цыппурс это наследие старины, а январский Цыппурс это совмещение дохристианского праздника с православным Рождеством. Здесь мы видим очередной пример того, как православие пыталось срастить древний народный праздник с христианской традицией, чтобы со временем нивелировать его. Спроецировав Цыппурс на Рождество, церковные клирики, тем не менее, не смогли заставить людей поменять его первоначальную сущность. Ведь и сегодня еще в январский Цыппурс принято поминать покойников, которые ушли из жизни в течение года, а в Рождество, наоборот, празднуется приход новой жизни – рождение Христа. Как видим, содержание двух праздников, несмотря на единство дат, абсолютно разное.
В промежутке между Новым годом (по старому стилю) и январским Цыппурсосетины отмечают праздник Бынаты æхсæв(букв. ночь места), посвященный виртуальному покровителю дома – Бы наты хицау (букв. хозяин места). По сво ему содержанию ритуал предполагает действия по задабриванию злых духов, которые обретаются вокруг человека в невидимом ему пространстве. Бынаты æхсæв приходится в ночь со вторника на среду, в 2021 году – с 12 на 13 января.
Считается, что у каждого дома есть свой покровитель – Бынаты хицау, которого необходимо задобрить. Для него в эту ночь режут петуха, желательно темного окраса. Так как праздник широко отмечается в Алании и поныне, накануне этого дня на городском рынке петухи бывают в большом дефиците. Кроме того, выпекаются пироги, нарезается сыр, готовятся сладости, достаются соленья, все приготовленное выставляется на стол. Старший мужчина в семье произносит молитву, обращаясь к Бынаты хицау с просьбой оказать покровительство семье. После него слово берет старшая хозяйка, именно ее молитва более всего по душе патрону дома. По окончании первого круга тостов гасится свет, и все выходят во двор или на балкон. Полагают, что Бынаты хицау, оставшись дома один, сможет спокойно отведать приготовленные в его честь яства. Через короткий промежуток времени домочадцы возвращаются обратно, и начинается основная часть пиршества.
Одно из правил гласит: кушать то, что приготовлено в честь Бынаты хицау полагается только домочадцам. Для случайных гостей готовилось отдельное угощение, однако сведущие люди старались в этот день и так никому не навязываться в гости.
И еще одна особенность – во время этого таинства не принято поминать всуе имя Всевышнего. Считается, что злые силы, ради задабривания которых собственно и устраивается это пиршество, могут оскорбиться и наслать на дом козни и тревоги.
Бынаты хицау особенно благоволит к женской части семьи, неспроста старшей хозяйке дается право отдельного тоста. На особое благоволение женской части семьи к покровителю жилища указывает одна интересная особенность. Так, со дня празднования Бынаты хицау до преддверия Нового (Старого) года женщины в старину не должны были заниматься домашними делами. А это как минимум три дня выходных – исключительная для женщин преференция, не встречающаяся более нигде в череде годовой обрядности.
Наступление Нового года была радостью общей, но более всего его прихода ждали девушки на выданье, ведь ночь, следующая за новогодней считалась магической. Фыссæн æхсæв (букв. ночь написания, гадания) – так называется волшебный период, когда девушки могут узнать имя своего суженого. Для этого применялись разные способы гадания: от поедания соленых пирожков на сон грядущий до ворожбы на свечах и зеркале.
19 января – в этот день в Алании отмечается христианское Крещение. В на циональном понимании в этот день отме чается обряд Доныскъæфæн, что можно перевести как «принесение воды». Причем понятие «принесение» здесь имеет окраску соревновательности. Дей ствительно, в стародавние времена пред ставители каждой семьи в Осетии старались как можно быстрее спуститься к роднику, и первыми принести в дом све жей воды. Так что уже затемно по всей округе раздавался топот ребятни, бегущей наперегонки к сельскому источнику. Раньше по воду шли исключительно представительницы женского пола, преимущественно молодые невестки. Воду они должны были набирать при полном молчании. Водой из источника замешивали тесто, ее разбрызгивали по углам комнат, чтобы в дом было привнесено благополучие и защита от порчи.
С января до прихода весны в Алании справляются, образно говоря, лишь «домашние» праздники. То есть те, которые отмечаются в кругу семьи, в границах дома или села. Этому есть вполне прагматичное объяснение. Ведь основные традиционные осетинские религиозные празднества организуются в привязке к конкретным святилищам. А в зимний период доступ к ним часто бывает затруднительным, либо вообще невозможен. Наверное, единственным исключением является народный праздник Фацбадæн, отмечаемый в Дигории. Здесь моления и праздничная трапеза проходят на отдельной поляне, которая расчищается от снега. Впрочем, это происходило в старину, сегодня основное действо проходит в четырех стенах жилищ.
Отдельную категорию составляет регламентация дат Великого поста и Пасхи. Мы не будем останавливаться подробно на предпасхальной православной традиции, отметим только народные праздники, имеющие двоякую сущность или приходящиеся на этот период.
Например, Масленица. У осетин этот период перед Великим постом называется Царвисæн, что переводится с осетинского как «доставание топленого масла». К этому дню в каждой семье хранился горшочек с топленым маслом, который в торжественной обстановке доставался из кладовой и ставился на праздничный стол. В отличие от русской Масленицы больших гуляний не проводится, все ограничивается семейным торжеством.
На 15 марта в 2021 году приходится начало недели праздника Тутыр, справляемого в честь представителя национального религиозного пантеона – небо жителя Тутыра, покровителя волков. Этот день совпадает с началом Великого поста православной традиции, главными днями праздника были понедельник, вторник и среда. Сегодня Тутыртæ также оказался вне рамок действующей об рядности, хотя в некоторых селениях лю ди старшего поколения его еще отмечают ограниченным обрядовым действием.
В старину этому периоду придавали большое значение. Считалось, что древесина, из которой изготовлялись в этот день сельскохозяйственные орудия, наиболее прочна и не подвержена гниению. Дети, домашний скот, рожденные в неделю Тутыра считались более здоровыми и счастливыми в жизни. В эти дни детям в качестве оберега нашивали на рукавах одежды крестики красными нитками от сглаза, их называли «Тутыры сынчытæ» (букв.стежки Тутыра).
На 20 марта, период весеннего равноденствия, как уже упоминалось, приходится Бæлдæрæн, по древнему исчислению Новый год у осетин. Считается, что в этот день происходит пробуждение (обновление) природы, ее переход от зимней спячки к возрождению жизни, про является чувственная сущность людей и зверей. По сути, именно от этого дня и следует отсчитывать дни национально-религиозных праздников. При этом следует отметить, что поскольку весеннее равноденствие (Новый год – прим.ред.) приходится на время православного поста, за два последних столетия миссионерами постепенно дата празднования Бæлдæрæн была неправомерно смещена на послепасхальное время. Что в основе своей не верно (материал на данную тему читайте на 23-й стр.).
В традиционном календаре осетин есть место и для поминальной обрядности. В том числе традиция готовить специальную ритуальную пищу, главным элемен том которой являются пресные блины – лауызтæ. Их выпекают два раза, в определенные дни, в вечер с пятницы на субботу. На стол подаются блины с чесночной подливой, отваривается фасоль, кукуруза, напитки – стол исключительно постный. Считается, что в первый день выпекания поминальных блинов – Лауызгæнæн – усопшие родственники покидают потусторонний мир и спускаются в семьи, чтобы подкрепиться на весь год. Поэтому все кушанья формально готовятся для упокоенных. В следующий Лауызгæнæн усопшие, по поверью, покидают мир живых, чтобы снова «вернуться» через год. И вера в это поверье столь сильна, что этого обряда «кормления» придерживаются и сегодня.
Единственный момент – точное исчисление Лауызгæнæн знают в наше время единицы, поскольку за последние полве ка для легкости определения даты «блин ных поминок» (как и многих других национальных праздников) делают в привязке к христианской Пасхе. Что, конечно же, неверно. В итоге, многие люди устраивают аж три Лауызгæнæн, чтобы не ошибиться в расчетах, и тем самым, не «обидеть» своих умерших. В 2021 году Лауызгæнæнтæ приходятся в ночь со 2 на 3 апреля и в ночь с 9 на 10 апреля.
Христианское Вербное воскресенье в Осетии называется Зазхæссæн.Его отмечают православные жители страны путем посещения церкви и приобретения для дома освященной вербы. У осетин в древности это был праздник урожая, на это указывает его второе название Къутугæнæн(букв. изготовление сапеток для хранения зерна) и Хоры бæрæгбон (букв. праздник зерна). Словом, еще один пример наложения на народный праздник христианского действа.
Не меньшей зрелищностью отличалась и предпасхальная ночь со среды на четверг – Руругæнæн. В 2021 году это вечер 28 апреля. Тогда повсеместно бу дут разводиться костры и взрослые, и дети должны перепрыгнуть через очистительный огонь. При этом каждый двор или улица стараются развести костер побольше. Кое-кто к символическому обряду очищения в качестве приложения организует и вполне реальное уличное застолье.
В этом году, сроки даты проведения Пасхи вышла за пределы апреля и воскресенье Христово будет отмечаться во второй день мая. К самой Пасхе – Куадзæн в Осетии двоякое отношение. 2 мая православные члены нашего общества будут отмечать как праздник, последователи же национальной веры помянут своих усопших, отправившись на кладбища. Любопытно, что в городе Квайса Дзауского района РЮО и окрестных селах в этот день традиционный религиозный праздник.
Уже в первый после Пасхи четверг начинаются народные религиозные праздники, «привязанные» к конкретному святилищу: Моргойы дзуары бон в Дзауском ущелье, Хуссары дзуары бон в Чесельтском ущелье, Комы дзуары бон в с.Сарабук и др.
В этот же день, 6 мая и жители сел, расположенных у святилища Джеры-дзуарподнимаются к святому месту с подношениями в виде вареной курицы, трех пирогов и с осетинским пивом. Устраивается общее застолье. Тогда же впервые символически открываются и двери этого главного святилища юга Алании.
В этом году, в понедельник, 10 мая отмечается празднование святилища Кастау. Это древнее святилище, расположенное на вершине горы у селений Тонтобет и Раро Дзауского района – вотчина фамилии Хъоцытæ. Оно почитаемо с древних времен, оберегает людей от бед и несчастий и является исцеляющим святилищем – «фыдбылызсафæг».
В пятницу, 14 мая в Южной Осетии будет отмечаться локальный праздник Лалисы дзуарыбон. Справляется он в селении Залда Цхинвальского района РЮО и примечателен одной особенностью – в святилище есть небольшая каменная фигурка в виде головы медведя, вставленная в каменную же основу. Так вот, если в этот день голову медведя провернуть, то обязательно пойдет дождь. Факт, проверенный многократно.
21 мая Куарты дзуарыбон будет отмечаться в ущелье реки Проне на территории от селения Уелит и до селения Мугут Знаурского района Республики.
23 мая отмечается один из осетинских общенациональных праздников – Таранджелос. Святилищ, посвященных этому небесному духу, в Алании немало, одно из главных расположено в ущелье Тырсыгом, которое в результате политических пертурбаций эпохи СССР на сегодняшний день все еще находится на территории современной Грузии. Но уверены, такое положение временно. В Нартских сказаниях говорится, что когда погибает славный герой Батрадз, Всевышний роняет в знак скорби три слезы и на месте падения каждой образуются святилища: Реком, Мыкалгабыр и Таранджелос.
В этом году произошло смещение дат проведения многих праздников традиционного календаря, это связано с более поздней сменой фазы Луны в начале года. Ведь многие праздники высчитываются именно по этому маркеру. Поэтому, например, праздник в селении Дменис Цхинвальского района РЮО, обычно отмечаемый в мае, в 2021 году пришелся на 3 июня. Впрочем, это не помешает жителям селения отметить свое главное празднество искренними молениями, обильным застольем, сдобренным весельем в окружении друзей и знакомых. И, по традиции, участники празднества не преминут помериться молодецкой силой с гостями.
На 3 июня 2021 года приходится также празднование Мыкалгабыр– общеосетинский культ почитания одной из древних знаковых национальных святынь, наряду с Реком и Таранджелос.
Свой религиозный праздник имеют и жители столицы Республики. 6 июня обитатели городских кварталов Цхинвала поднимутся к святилищу Згудеры Уастырджы, которое возвышается над восточным въездом в город. Святилище считается покровителем столицы, ведь за все время грузино-осетинского противостояния враг ни разу не смог преодолеть символическую линию, на которой стоит храм. Раньше праздник отмечали только в левобережной части города, теперь он справляется и в остальных городских кварталах.
Месяц май в народном календаре осетин носит название «зæрдæвæрæны мæй», т.е. месяц праздника Зæрдæвæрæн. В этом году это празднество, имеющее поминальный характер, будет отмечаться в июне. И в этом нет ничего необычного. Мы уже сказали выше, что сегодня действует Григорианский календарь, а праздничная традиция формировалась при Юлианском календаре. Поэтому, например, месяц май заканчивается по старому календарю не 1 июня, а 13 июня. Таким образом, тот факт, что Зæрдæвæрæн приходится в 2021 году на 10 июня никого не должен беспокоить.
Праздник Зæрдæвæрæн совпадает по срокам с православным Вознесением, хотя и имеет свои особенности. У осетин этот день обычно отмечают в семьях, где в течение года умер кто-либо из членов семьи. С утра до восхода солнца к могиле поднимается молодежь и обкладывает ее дерном. Отсюда и конструировалось название «зæртæ æвæрын» (букв. укладка дерна). Считается, что в этот день солнце печет с большой силой, и чтобы могила не прогорела, ее нужно защитить дерном.
На 19 июня, субботу, в 2021 году приходится еще один праздник традиционного религиозного календаря осетин – Реком. Патроном святилища Реком считается Уастырджы, покровитель мужчин, воинов и путников, поэтому посещать святое место разрешалось исключительно паломникам мужского пола. Главным считается святилище, расположенное в ущелье Цей РСО-Алании, однако по количеству святилищ Рекомлидирует юг Осетии, здесь их более тридцати.
В воскресенье, 20 июня будет отмечаться празднование святилища Гомарты дзуар, которое расположено на высоком лесистом плато в Знаурском районе. Есть мнение, что в древности, в эпоху иранского владычества здесь располагался храм огнепоклонников. На это косвенно указывает и этимология названия «Гом-арт» (букв. открытый огонь). День в день с ним приходится общеосе тинский праздник Кæрдæгхæссæн (букв. принесение травы). Дата его проведения совпадает с православной Троицей.
Главным святилищем Ленингорского района является святилище Ломисы дзуар, паломничество к нему в 2021 году состоится 23 июня. Оно расположено на границе между Южной Осетией и Грузией, но в день празднования сюда еще недавно разрешали подниматься паломникам и с сопредельной территории.
Праздником, имеющим общенациональное значение является Дауджытæ(букв. ангелы и духи). Если главные персонажи осетинского религиозного пантеона имеют свои определенные дни поклонения, то стоящие рангом ниже ангелы и духи такой роскоши лишены. И, видимо, чтобы исправить такую несправедливость, осетины для них определили общий период почитания – Дауждытæ. Интересная особенность этого празднества: в Южной Осетии Дауджыта отмечаются в разных регионах в разные дни. Например, в ущелье Брытат района Урс-Туалта он будет отмечаться в субботу 26 июня, в селении Елканта Кударского ущелья – в воскресенье 27 июня, а в соседнем селении Ерцо – во вторник 29 июня. Такая вот временная разнесенность.
28 июня отмечается праздник Сырх дзуар, святилище расположено высоко в горах. Что интересно, это название отражает цветовую национальную идентификацию. Как известно, национальными цветами осетин считаются белый, крас ный и желтый (золотой), которые соответствуют маркерам мировоззрения. Белый – чистота помыслов, красный – отражение доблести, желтый (золотистый) – символ изобилия. Эти знаковые символы присутствуют и в названиях неко торых святилищ: Урс дзуар – «Белое свя тилище»,Сырх дзуар – «Красное святилище», Сыгъзæрин дзуар – «Золотое святилище».
Первое воскресенье июля обычно совпадает с празднованием, посвященном Уастырджы – покровителю Осетии. В небольшой роще в Алагирском районе РСО-Алания находится святилище Уастырджыйы къохы дзуар (Хетæджы Уастырджы), куда 4 июля придут жители окрестных сел. Но не только. Сегодня это празднество имеет общенациональный и даже государственный статус – сюда поручить себя высшим силам приезжают первые лица двух осетинских республик, проводятся коллективные моления.
На 8 августа, воскресенье, приходится празднование Атынæг. Это тоже обще-осетинское празднество и в старину было связано с хозяйственной деятельностью. День празднования в горах считался началом сезона сенокоса, всякий, кто решался приступить к косовице раньше этого срока, подвергался общественному осуждению и даже штрафу. В день празд ника происходил своеобразный «переход» мальчиков во взрослую жизнь, когда они впервые брали в руки косу.
Впрочем, жители селения Ерман Дзауского района период косовицы начинали несколько раньше. Если Атынæг в Алании всегда отмечается в воскресенье, то жители Ерман праздник начала периода заготовки кормов Цыргъы дзуар (букв. святилище острия) справляют накануне, во вторник 3 июня.
Праздники в Республике продолжатся и всю следующую неделю. Уже во вторник после Атынæг будет отмечаться празднование Карасеты дзуар, святилища, расположенного в Корнисском ущелье Знаурского района. В этом году это 10 августа. В этот же день молитвы небесам будут вознесены и в селении Гуфта Дзауского района.
За месяц до сельского праздника в ущелье Сæридтатæ Дзауского района местные жители начинают варить пиво. Процесс этот долгий и занимает несколько суток. Еще месяц пенный хмельной напиток должен вызревать, но 26 августа хозяева праздника этим пивом обязательно будут потчевать своих гостей.
28 августа, как всегда несменяемой датой, будет отмечаться Успение Пресвятой Богородицы – Майрæмкуадзæн. В Осетии это день поминовения усопших, обязательный для семьи, где в течение года была утрата.
В ночь с субботы на воскресенье, с 28 на 29 августа начинается период массового посещения главной святыни юга Алании – Джеры дзуар. Продлится он целых шесть недель. В Цонской котловине Дзауского района в воскресенье 29 августа – ущельный праздник Кахыры дзуарыбон.
Месяц сентябрь в народном календаре осетин называется «майрæмы мæй» (букв. месяц Мариам). Мад Майрæм (мать Мария) – так в осетинском языке звучит имя Пресвятой Богородицы. После святилищ, посвященных Уастырджы, именно святые места, связанные с Мад Майрæм являются наиболее распространенными и почитаемыми в Алании. Отмечается этот большой религиозный праздник у осетин, как и во всем православном мире – 21 сентября. В Южной Осетии это официальный выходной.
Завершает традиционный календарь религиозных дат главное национальное празднество, посвященное патрону Алании – небожителю Уастырджы. Долгое время этот праздник называли «Джиуаргуыба», но это грузинифицированное название осетинского праздника. Данное празднество, носящее вновь наименование Уастырджымæ кувæн къуыри (букв. неделя молитв Уастырджы) и сегодня еще отмечают с большим размахом, благо для этого есть время – оно длится неделю. В 2021 году его начало приходится на 21 ноября, окончание – в ночь с 29 на 30 ноября.
В череде этой праздничной недели есть один интересный обряд, который носит название Уастырджыйы æхсæв или как его табуировано именуют женщины Лæгты æхсæв (букв. ночь мужчин). Он справляется в ночь с понедельника на вторник. Обязательно закалывается козел темного окраса, женщины готовят пироги, другие кушанья. После они покидают пиршественное место, оставляя мужчин пировать до утренней зари.
Кстати, на севере Алании из лучших побуждений понедельник недели праздника был объявлен выходным. Но это вызывает определенную дискуссию сре ди знатоков праздничной обрядности, пос кольку днем почитания Уастырджы является не понедельник, а вторник (у осетин исчисление суток традиционно ведется с вечера, с заходом солнца). Поэтому на юге нашей Родины было выдвинуто предложение сделать субботу рабочей, а выходными – воскресенье, понедельник и вторник.
Конечно же, в наш обзор вошли не все праздники традиционного календаря осетин. Их достаточно много, чтобы занять весь объем сегодняшнего выпуска газеты. Одни праздники уходят в глубокую старину, другие, имея переплетения с христианством, тем не менее, также относятся сегодня к традиционному календарю. Ряд празднеств отмечают только последователи традиционных верований, другие – совместно со сторонниками православия. При этом, если говорить о национальном религиозном календаре, то его надо высчитывать как и в древности по фазам луны, а не с прикреплением (для легкости) к христианскому календарю.
Присутствует и другая особенность. Так, не все праздники с одинаковой направленностью отмечаются в один и тот же день. Например, отличаются по датам проведения празднества в честь небожителей Уацилла, Таранджелос, Мыкалгабыр, Аларды... Это отличие наблюдается в разных ущельях Осетии. Возможно, главная причина этого разнобоя в том, что и сегодня еще традиционный календарь не унифицирован. Поэтому разночтения бывают не только в отдельных частях Алании, но порой даже в пределах одного населенного пункта.
Сегодня много говорится о необходимости унификации календаря традиционных верований, но пока к общему знаменателю прийти не удалось. Как попытку решить этот вопрос можно рассмотреть публикацию традиционного календаря в газете «Стыр Ныхас». Но и здесь есть свои разночтения. При этом тут важно определить, какой день следует считать за отправную точку отсчета годичного праздничного цикла. К примеру, если за основу брать как в древности Бæлдæрæн (начало Нового года), то есть отсчет делать с марта месяца, то все дзуарыбонтæ заметно смещаются… Надеемся, что «Стыр Ныхас» полноценно займется, наконец, этим сложным, но необходимым вопросом.