Праздник ту би шват 2021

Новый год плодовых деревьев (Ту би-шват)

Праздник ту би шват 2021Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле (Фото: Rhonda Roth, Shutterstock)

В этот день, называемый в Израиле Ту би-шват (Ту биШват, ивр. ט»וּ בִּשְׁבָט), обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Ту би-шват — это 15-е число месяца шват по еврейскому календарю.

В иудаизме существует четыре хронологии, четыре календаря, согласно которым измеряется возраст четырех миров. Согласно одному календарю (первый месяц которого — нисан) отсчитывается история Израиля, согласно второму (первый месяц которого — тишрей) — история всего человечества, согласно третьему календарю (первый месяц — элул) измеряется возраст животных, и согласно четвертому (первый месяц — шват) — растений.

В древнем еврейском государстве было принято, как предписывает Тора, ежегодно отделять десятинy от yрожая плодов в пользy священников и левитов, занятыx службой в Храме, не имевших земельных наделов, и десятинy в пользу бедныx. Поскольку такое действие должно производиться ежегодно, то запрещено было отделять десятинy от yрожая одного года в счет yрожая дрyгого года. Праздник Ту би-шват установлен мудрецами для отделения yрожая одного года от yрожая другого.

Праздник ту би шват 2021

После разрушения Второго Храма в 70 году многие евреи были вынуждены покинуть землю их отцов. Поскольку не стало еврейского Храма, и государство распалось вместе со всеми его законами, то и празднование Ту би-шват перестало существовать. За годы опустошений и войн были уничтожены многие леса и рощи. Постепенно земля превратилась в пустыню.

С возникновением сионистского движения начался новый этап в истории развития праздника. Иммигранты, вернувшиеся в землю их отцов, понимали, что необходимо преодолеть пустыню, осушить болота и превратить землю в цветущий сад. В 1890 году 15 швата директор школы, писатель и историк Зеэв Явиц вышел со своими учениками, чтобы посадить деревья. Так была создана новая традиция в стране: сажать деревья в Ту би-шват. Цветущее миндальное дерево уже в начале поселенческого движения превратилось в символ праздника.

Праздник ту би шват 2021

Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. Это — пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат, упомянутые в Торе, и другие. В этих трапезах обращается внимание на порядок потребления плодов в связи с их происхождением, с соотнесением их съедобных и несъедобных частей. По разным традициям, на столе должно быть семь, пятнадцать или даже пятьдесят видов плодов!

В последнее время празднование Ту би-шват обрело дополнительный смысл. Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов и экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное отношение к природе. Сложилась традиция: в Ту би-шват тысячи людей, дети и взрослые, участвуют в массовых посадках деревьев. Ту би-шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.

Другие праздники в разделе «Еврейские праздники» Праздник ту би шват 2021

Источник

Ту биШват — новый год деревьев

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Ту биШват — 15-е число еврейского месяца Шват, день, который в еврейской традиции принято называть «Рош аШана аИланот» — т.е. «Новый год деревьев». Название «Ту биШват» связано с понятием гематрии — числового значения ивритских букв: «ту» — так читаются буквы «тет» и «вав», совместная гематрия которых равна 15. Дата 15 Швата определяла порядок отделения десятин (маасрот) от плодовых деревьев в эпоху Храма: плоды, созревшие до 15 Швата относились к прошедшему году, а созревшие после Ту БиШват — от них десятина отделялась уже как от урожая следующего года. Сегодня в Ту БиШват принято есть плоды земли Израиля; многие устраивают особую трапезу с фруктами. В современном Израиле также распространился обычай в этот день сажать деревья.

Оглавление

Что такое Ту биШват? [↑]

Каждый год имеет четыре дня, являющиеся его «началами». Это 1-ое Нисана, 1-ое Элула, 1-ое Тишрей и 15-ое Швата — Ту би-Шват (Ту би-Шват на иврите буквально — 15-ое Швата; числовое значение еврейских букв тет и вав — «ту» — пятнадцать).

1-ое Нисана является началом года в том, что касается отсчета лет царствования царей Израиля, а также порядка праздников в году.

1-ое Элула — начало года в том, что касается возраста домашних животных.

Праздник ту би шват 2021

Как известно, каждое десятое из родившихся в этом году кашерных для еды домашних животных передовалось Храму; эта десятина называлась маасер бгема. Все животные, родившиеся до первого Элула, относились к одному году и маасер от них должен был отделяться отдельно; все животные, родившиеся после первого Элула, относились в другому году, и их маасер был уже десятиной следующего года.

Животные, родившиеся до первого Элула, не могли передаваться Храму с тем, чтобы выкупить животных, родившихся после этой даты — и наоборот.

1-ое Тишрей — начало года, являющееся Днем Суда для всего мира; в этот день выносится решение о том, кому будет продлена жизнь еще на год. Кроме того, первое Тишрей — начало года в том, что касается счисления лет шмиты («саббатических лет», когда землю запрещено обрабатывать, а плоды, рождающиеся на ней, подлежат особому обращению) и йовеля («пятидесятого года», когда, в частности, рабы выпускались на свободу, а земли, отобранные за долги, возвращались их первоначальным владельцам), а также орлы (трехлетнего срока, в течение которого запрещено использовать каким бы то ни было образом плоды молодого дерева) и маасерот, относящихся к овощам и зерновым культурам.

Ту би-Шват — это «Новый год деревьев», начало года в том, что касается отделения маасерот от плодов фруктовых деревьев.

Праздник ту би шват 2021

Маасерот (части урожая, передаваемые Храму, священникам-коганим, левитам, беднякам и т.д.) по-разному отделялись в разные годы. В первый, второй, четвертый и пятый годы, считая от последней шмиты, отделялся маасер шени («вторая десятина» — десятая доля урожая, которую необходимо было съесть в Иерусалиме во время праздников); в третий и шестой годы — маасер они («десятина бедняка», которую необходимо было передать бедным). Все это — не считая трумы (части урожая, передаваемой коганим) и маасер ришон («первой десятины», передаваемой левитам).

Поскольку (так же как и в случае с маасер бгема) плоды, относящиеся к одному году, не могут «вноситься» за счет урожая другого года, необходимо установить, какой день является началом года для отсчета маасерот плодов фруктовых деревьев. Тора определила, что у них есть свой собственный «Новый год» — Ту бишват.

Плоды фруктовых деревьев, завязавшиеся до Ту би-Швата, считаются плодами этого года. Плоды, завязавшиеся после Ту би-Швата, будут считаться плодами следующего года. Завязью Талмуд считает плод, не достигший еще трети своего нормального размера.

Наши мудрецы установили 15-ое Швата как «Новый год деревьев» потому, что к этому дню обычно уже выпадает большая часть годовой нормы осадков, и на деревьях успевают завязаться плоды; поэтому те плоды, которые завяжутся после этого дня, станут как бы «отдельным благословением».

Земля к Ту би-Швату уже обогащена дождями и зимним отдыхом, поэтому это самое подходящее время для посадки деревьев.

«Новый год» — в будний день [↑]

Хотя Ту би-Шват и назван «Новым годом», речь идет только об одном специфическом вопросе — вопросе о «возрасте» плодов фруктовых деревьев. Поэтому в этот день можно совершать любую работу, и он никак не отражен в молитвах.

Праздник ту би шват 2021

Однако в этот день принято привносить что-то от праздника: в него не читают Таханун (траурную часть молитв), не оплакивают умершего, а если он приходится на субботу — не читают Ав Гарахамим (отрывок, в котором содержатся упоминания о душах усопших).

В этот день едят плоды, растущие в Эрец Исраэль, причем стараются отведать хотя бы один новый плод, который еще не подавался к столу в этом году, и произнести на него благословение Шегехеяну («Давший нам дожить»).

В то же время другое «начало года» — 1-ое Элула — вообще никак не выделяется из череды будничных дней. Почему? Чем он «хуже» Ту би-Швата?

Дело в том, что Ту би-Шват — это день, прославляющий Страну Израиля, Эрец Исраэль, более того — выбранный с учетом ее природных особенностей. Именно здесь к этому дню как бы возобновляется плодоносящая способность земли, завязываются плоды.

Среди семи растений, которыми особенно славится Эрец Исраэль, пять плодов фруктовых деревьев и две злаковые культуры, как сказано в Торе (Дварим, 8): «Г-сподь Б-г твой ведет тебя… в землю пшеницы и ячменя, виноградных лоз, инжира и граната, землю оливкового масла и финикового сока».

Поэтому день, когда Эрец Исраэль начинает, набравшись сил за зиму, давать жизнь новому богатому урожаю, должен стать радостным днем для еврейского народа, и прежде всего — для евреев Израиля.

Насладившись плодами Эрец Исраэль, мы произносим благословение, начало и конец которого посвящены этой земле. В нем мы просим Того, кто сотворил ее и одарил удивительными качествами и богатством, наделять ее и впредь столь же щедро, как наделил Он наших праотцов Авраама, Ицхака и Яакова.

Следует помнить, что Всевышний судит все Свои творения в час их цветения. Это значит, что в Ту би-Шват Он судит плодовые деревья и определяет их будущее, и в этот день нам необходимо молиться за них.

Кроме того, сама Тора сравнивает сынов Израиля с деревьями (отсюда и обычай не стричь мальчиков, пока им не исполнится три года, так же как мы не срываем плоды с молодых фруктовых деревьев в течение первых трех лет), и, судя в этот день деревья, Всевышний опосредованно судит и Израиль. А Израиль всегда радуется в день Суда, какой бы приговор ему не был вынесен, раз судит его сам Всевышний — поэтому он и удостаивается оправдательного приговора.

В магазине

Источник

Ту би-шват

Праздник ту би шват 2021 Праздник ту би шват 2021

Ту би-шват или «Рош ха-Шана ла’Иланот» в переводе с иврита означает «Новый год деревьев». Это национальный еврейский праздник, который традиционно отмечают в Израиле и в общинах по всему миру. «Новый год деревьев» несет социальное, экологическое и религиозное значение.

Ту би-шват каждый год выпадает на разные даты. Такая особенность связана с праздничным днем, установленным по еврейскому календарю. Этот праздник всегда отмечают в 15 день 5 месяца еврейского года (месяц шват).

Ту би-шват обычно выпадает на январь—февраль по григорианскому календарю.

Праздник ту би шват 2021

Сегодня основной концепцией Ту би-шват является взаимодействие человека с окружающей средой. Именно в этот день в Израиле и в еврейских общинах по всему миру принято высаживать новые деревья. Кроме того, в этот день традиционным стала праздничная трапеза в семейном кругу, посещение синагоги и чтение Торы.

Что за праздник Ту би-шват

Согласно первому письменному тексту, в котором содержатся основные законы и заповеди иудаизма, Ту би-шват является одним из четырех новых годов в еврейском календаре. Именно 15 день месяца швата стал началом сельскохозяйственного цикла.

История возникновения этого праздника берет начала в I веке до нашей эры, когда существовали 2 школы мудрецов: Гилеля и Шамая. Школа Гилеля утверждала, что «Новый год деревьев» выпадает на 15 швата, по мнению Шамая это 1 швата. После долгих раздумий чаша весов была склонена в пользу школы Гилеля. «Новый год деревьев» в толковании священных писаний — это день, когда должно выполняться предписание для отделения десятины от плодовых деревьев.

Праздник ту би шват 2021

Согласно священным писаниям Торы каждый еврей обязан десятину от плодов урожая нового года отдавать в дар коэнам и левитам (священнослужителям при храмах) или нищим людям. Именно Ту би-шват считается днем, который определяет к какому году относится десятина, отделяемая от плодовых деревьев. Плоды, созревающие после этого праздника, относятся к сбору десятины на следующий год.

Как отмечать Ту би-шват

Обычно этот праздник приходится на первые месяцы года по григорианскому календарю, а именно на январь—февраль. Ту би-шват может выпасть на любой день недели, кроме пятницы и воскресенья.

Обычаев празднования «Нового года деревьев» не так уж и много. В этот день можно работать и читать обычные будничные молитвы, но нельзя произносить траурных речей. Также под запретом чтение 2 молитв: «Таханун» и «Ав гарахамим». Первая читается каждый день. В ней молящийся раскаивается в своих грехах. Вторая молитва предназначена для чтения только в субботу. Она составлена в память о евреях, погибших от рук врагов.

Праздник ту би шват 2021

В наши дни традиции празднования Ту би-шват немного изменились. В 1908 году Союзом еврейских учителей была установлена новая традиция этого праздника — посадка молодых деревьев. Немного позже Еврейский национальный фонд поддержал эту традицию.

По сегодняшний день под руководством этого фонда в Ту би-шват проходит массовая высадка новых деревьев. В ежегодной акции принимают участие около миллиона жителей Израиля. В основном это дети и вернувшиеся на родину с, восстановленными гражданскими правами, евреи. В этот день исполняются специальные песни, связанные с праздником «Нового года деревьев».

Еще одной из главных традиций Ту би-шват является праздничный ужин, который проходит в кругу семьи. Основными блюдами праздничной трапезы являются плоды, выросшие на землях Израиля. Согласно одному обычаю, на столе должно быть 15 разных фруктов. Другая заповедь гласит, что праздничная трапеза должна состоять из 7 плодов фруктовых деревьев.

Праздник ту би шват 2021

Что едят на седер в Ту би-шват

Во времена средневековья появилась традиция отмечать Ту би-шват седером — ритуальной семейной трапезой, знаменующей начало праздника. Во время седера обязательными блюдами были плоды злаковых растений, фрукты и орехи.

Традиционно на столах в этот праздник должны присутствовать 15 разных фруктов. Некоторые евреи во время трапезы после каждого съеденного фрукта читают один из пятнадцати псалмов.

У многих евреев принято подавать на стол 7 основных плодов, указанных в священном писании. В первую очередь это виноград (или изюм), фиги, гранат, оливки (маслины), финики, пшеница и ячмень. На востоке Израиля немного другая традиция. Здесь вначале едят плоды зерновых культур — пшеницу и ячмень, а только потом фрукты.

Праздник ту би шват 2021

Согласно каббалистической интерпретации Торы плоды могут быть разделены на несколько уровней — от низших (явных) к высшим (духовным). Например, фрукты и орехи, у которых оболочка твердая и несъедобная (бананы, фисташки и другие виды). К этому же разделению относятся фрукты и орехи с мягкой и съедобной оболочкой, но твердой сердцевиной, которую не едят (финики, абрикосы, хурма). Есть и третий вид — фрукты и орехи, которые полностью пригодны для еды (финики и ягоды).

Видео о празднике Ту би-шват

Источник

Праздник 28 января: еврейский Новый год плодовых деревьев Ту би-шват-2021

Праздник Ту би-шват установлен мудрецами для отделения yрожая одного года от yрожая другого.

Праздник ту би шват 2021

Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. Это — пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат, упомянутые в Торе, и другие

Дата события уникальна для каждого года. В 2021 году эта дата — 28 января

В этот день, называемый в Израиле Ту би-шват (Ту биШват, ивр. ט”וּ בִּשְׁבָט), обычно заканчивается сезон дождей и природа возрождается. Ту би-шват — это 15-е число месяца шват по еврейскому календарю.

В иудаизме существует четыре хронологии, четыре календаря, согласно которым измеряется возраст четырех миров. Согласно одному календарю (первый месяц которого — нисан) отсчитывается история Израиля, согласно второму (первый месяц которого — тишрей) — история всего человечества, согласно третьему календарю (первый месяц — элул) измеряется возраст животных, и согласно четвертому (первый месяц — шват) — растений.

В древнем еврейском государстве было принято, как предписывает Тора, ежегодно отделять десятинy от yрожая плодов в пользy священников и левитов, занятыx службой в Храме, не имевших земельных наделов, и десятинy в пользу бедныx. Поскольку такое действие должно производиться ежегодно, то запрещено было отделять десятинy от yрожая одного года в счет yрожая дрyгого года. Праздник Ту би-шват установлен мудрецами для отделения yрожая одного года от yрожая другого.

Относительно деревьев имеется еще и дополнительное обстоятельство: закон запрещал использовать плоды растения на протяжении первых трех лет его плодоношения, а для того чтобы знать возраст растения, необходимо строго установить день его рождения. Им и признается Ту би-шват. В этот день нет запретов на работу, он не отмечен призывом к праздничному веселью, и он никак не упоминается в молитвах. Но сложились некоторые традиции его отмечания. После разрушения Второго Храма в 70 году многие евреи были вынуждены покинуть землю их отцов. Поскольку не стало еврейского Храма, и государство распалось вместе со всеми его законами, то и празднование Ту би-шват перестало существовать. За годы опустошений и войн были уничтожены многие леса и рощи. Постепенно земля превратилась в пустыню.

С возникновением сионистского движения начался новый этап в истории развития праздника. Иммигранты, вернувшиеся в землю их отцов, понимали, что необходимо преодолеть пустыню, осушить болота и превратить землю в цветущий сад. В 1890 году 15 швата директор школы, писатель и историк Зеэв Явиц вышел со своими учениками, чтобы посадить деревья. Так была создана новая традиция в стране: сажать деревья в Ту би-шват. Цветущее миндальное дерево уже в начале поселенческого движения превратилось в символ праздника.

Отмечая Новый год деревьев, евреи вспоминают сказанное в Торе о фруктовых деревьях: нельзя не только срубать, но и ломать их, ибо они дают плоды человеку. У человека много общего с деревом. Так же, как и дерево, человек силен своими корнями. Именно корни, хотя они и не видны, дают силу дереву и человеку. Крона дерева — как жизнь человека, плоды дерева — как дети. Праздничная трапеза состоит из злаков и фруктов, произрастающих в Израиле. Это — пшеница, рожь, маслины, финики, виноград, инжир, гранат, упомянутые в Торе, и другие. В этих трапезах обращается внимание на порядок потребления плодов в связи с их происхождением, с соотнесением их съедобных и несъедобных частей. По разным традициям, на столе должно быть семь, пятнадцать или даже пятьдесят видов плодов!

В последнее время празднование Ту би-шват обрело дополнительный смысл. Неделя, на которую выпадает праздник, стала временем походов и экскурсий, призванных будить в людях любовь и бережное отношение к природе. Сложилась традиция: в Ту би-шват тысячи людей, дети и взрослые, участвуют в массовых посадках деревьев. Ту би-шват широко отмечают не только израильтяне, но и евреи Америки. Особой популярностью этот праздник пользуется среди сторонников природоохранных организаций.

Источник

Иудейский праздник Ту би-Шват (Новый год деревьев). Справка

Праздник ту би шват 2021

Среди ежегодных иудейских праздников Ту би-Шват (Новый год деревьев) считается одним из важнейших. Он отмечается 15 числа месяца Швата по еврейскому календарю, по григорианскому календарю дата праздника ежегодно объявляется особо. В 2011 году она приходится на 20 января.

В основе праздника лежит предание, о том, как деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. Праздник 15 Швата не упомянут в Торе, он упоминается в Мишне как «Новый год деревьев», но не как праздничный день. Трактат Рош а-Шана начинается так: Есть четыре Новых года: первого Нисана – Новый год царей (для отсчета лет их царствования); первого Элула – Новый год для (отделения) десятины скота; первого Тишрея – Новый год для (счисления) лет субботних (седьмых) лет – шмиты и юбилейных (пятидесятых) лет; садовых насаждений и огородных растений; первого Швата – Новый год плодовых деревьев, согласно школе Шамая. Школа Гилеля говорит – пятнадцатого (Швата).

По предписанию Торы каждый еврей должен ежегодно отделять десятину от урожая плодов в пользу священников и левитов и бедняков. Подобное действие должно происходить ежегодно. Запрещено отделять десятинy урожая одного года за счет десятины урожая другого года. Из-за этого появилась необходимость установить начало Нового года для деревьев.

Мудрецы, хорошо знакомые с земледелием Израиля, пришли к выводу, что 15-е число месяца Шват является той пограничной датой, когда большинство зимних дождей yже выпало, и, начиная с этой даты, деревья оживают, готовясь к новому плодоношению, а yрожай относится yже к следующему годy.

В этот день принято устраивать семейный «фруктовый стол» с «семью видами плодов Земли Израиля».

Традиционно на праздник Ту би-Шват вся семья рассаживалась вокруг покрытого белой скатертью стола, на столе – множество фруктов, стояли зажженные свечи, вазы с цветами и кувшины с белым и красным вином.

Согласно обычаю, едят 7 видов плодов – тех, которыми славится Израиль (пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслины и финики). Едят эти плоды в том порядке, в каком они упомянуты в Торе: сначала виноград (или изюм), затем инжир, гранат, маслины и финики.

Согласно другому обычаю, в Ту-би-Шват надо попробовать 15 разных сортов фруктов – в честь 15-го дня месяца Шват.

Произносят также специальную молитву с пожеланиями деревьям расти и плодоносить. До сегодняшнего дня сохранилась древняя молитва о даровании благополучия деревьям.

В конце ХIХ века, с момента возникновения в Палестине земледельческих еврейских поселений, появилась новая традиция – сажать в этот день деревья, чтобы на земле Израиля вырастали новые сады и давали новые урожаи фруктов.

В 1890 году, в Ту би-Шват 5650 года, учитель и историк Зеэв Яабец вышел во главе своих учеников из школы в Зихрон-Якове, чтобы посадить деревья. Так праздник Ту би-Шват получил свое новое значение – праздник посадки деревьев, а не только Новый год деревьев.

В 1908 году профсоюз учителей и воспитателей детских садов официально провозгласил Ту би-Шват праздником посадки деревьев. Позднее эту дату признал Еврейский национальный фонд (Керен Каемет ле Исраэль), и с тех пор Ту би-Шват стал общепризнанным праздником посадки деревьев.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *