Передвижная азс на базе автомобиля как бизнес
Бизнес на мобильной заправке автомобиля (по вызову)
За рубежом практика заправки автомобилей по вызову давно испробована. И популярностью она действительно пользуется. Вопрос только в том, насколько прибыльным такой бизнес будет в России. Скорее, данный сервис будет актуален в качестве одной из услуг компании, занимающейся автомобильным бизнесом. В больших же городах можно попробовать развивать и отдельное предприятие.
Стремление заработать на данной услуге может привести к прибыльным результатам. Главное – входить в данный бизнес последовательно и без лишней спешки. Начинать можно с единичных заказов, обязательно изучить конкурентов и их предложения (если они вообще есть).
Почему услуга «мобильной заправки» может быть востребованной
Есть несколько причин, гарантирующих востребованность данной услуги:
Услуга заправки по вызову может требоваться и в экстренных ситуациях, и в рядовых. Например, клиент вышел из дома, сел в машину и понял, что доехать до автозаправки он не сможет. Что делать? Звонить в компанию, предоставляющую данную услугу. У вас могут быть и постоянные клиенты, которые просто не желают ездить на АЗС и хотят, чтобы их автомобиль был всегда вовремя заправлен. Они просто будут звонить вам, вы приезжаете и снабжаете авто топливом. Это очень удобно.
Самое главное – оказывать такие услуги на достойном уровне, приезжать без задержек и снабжать действительно качественным бензином.
В небольшом городе предоставление таких услуг будет актуально, если кроме вас это никто не делает. В миллионниках, столицах – нужно мощное продвижение таких услуг, и при правильной подаче информации о компании, высоком качестве сервиса – клиенты заинтересуются такой возможностью.
Регистрируем бизнес
Вам необходимо зарегистрировать предприятие. Если планируется полномасштабный бизнес с персоналом – регистрируйте ООО. Найдите юридический адрес, составьте Устав, подготовьте заявление и другие документы, внесите уставной капитал, зарегистрируйтесь в ФНС. Если поначалу вы будете работать один или с напарником – рекомендуем оформить ИП. В любом случае – с этого лучше начать, чтобы развивать бизнес постепенно.
Важным моментом является получение нужных разрешений на хранение и реализацию топлива. Если уж вы работаете официально и предлагаете конкретные услуги — можно столкнуться с определёнными трудностями, и проблемы решаются специально подготовленным помещением. Обеспечивается высокий уровень пожаробезопасности. Есть определённые требования и к автомобилю, если использовать бензовоз.
Особенности организации работы
Идеальный вариант – когда есть возможность задействовать целый бензовоз-заправщик. Цены на него могут быть разными, отечественный б/у бензовоз можно купить по цене от 200-300 тыс. рублей. Но поначалу можно обходиться и вовсе без него. Для экстренной заправки в пробках используются мотоциклы с канистрой.
Также вариант заправки из канистры может подразумевать перевозку топлива в обычной газели (тоже канистры, бочки с топливом). И после того, как вы поэкспериментируете, почувствуете, что доходы могут возрастать – можно вкладывать бОльшие средства.
Как продвигать услуги и искать клиентов
Вопрос продвижения здесь крайне важен. Услуга является невостребованной по причине неосведомлённости людей о такой возможности. Поэтому стоит заинтересовать людей.
Начать нужно с изготовления визиток и обклейки собственного автомобиля. На всё это понадобится около 3-5 тыс. рублей. «Сарафанное радио» – приём, который будет действенным, расскажите знакомым о такой возможности. Каждому клиенту давайте визитку.
Реклама в социальных сетях также может помочь. Размещайте информацию в сообществах, посвящённых автомобильной тематике. Желательно, чтобы это были действительно живые комментарии, попросите друзей и знакомых оставлять отзывы. Своё сообщество тоже необходимо. Также нужно работать и с форумами.
Можете запустить рекламу на местных радиостанциях, которые чаще всего слушают автолюбители. Посмотрите рейтинги в своём регионе, узнайте, какое радио является наиболее популярным. Людям в пробках особо нечем заняться, и такая информация в фоновом режиме будет хорошо откладываться в памяти.
Помните: для получения большой прибыли вам нужно сделать всё, чтобы клиенты стали постоянными. Продумайте программу лояльности, скидки, акции (например, каждая 10-я заправка с большой скидкой). Тогда к вам станут обращаться постоянно, и это повод расширяться.
ОТКРЫТЬ МИНИ АЗС ДЛЯ ЛИЧНЫХ НУЖД ИЛИ КАК БИЗНЕС
В коммерческой торговле сегодня большая конкуренция. Строятся новые торговые сети, государственные предприятия пустуют и разрушаются. В таких условиях нужно обращать внимание не только на торговлю непосредственно, но и на обслуживание предприятия. Правильно находить своего потребителя, понимать его нужды и интересы.
Один из путей организации собственного бизнеса — станции мини мобильных АЗС. Обеспечение топливом частных автомобилей и различных организаций может принести немалый доход. Важно устроить свое дело так, чтобы оно успешно работало даже без вашего непосредственного вмешательства. Бесперебойное поступление товара к каждому клиенту — главная цель успеха.
Мечта о собственной АЗС стала гораздо ближе
Торговлю топливом, к которой и относится любая АЗС, можно считать мечтой многих людей, планирующих собственный бизнес. С момента популяризации автомобилей заправочные станции не теряют свою актуальность. Иметь свою заправку считалось если не престижным, то достаточно стабильным и перспективным делом.
Однако есть много нюансов, которые не стоит выпускать из виду. В первую очередь — это контроль государством розничных цен на топливо. Периодически появлялись указы которые контролируют ценообразование. В результате возникают ситуации, когда наценки на топливо практически нет. В таком случае разговора даже о минимальной прибыли и быть не может.
Но со временем все меняется. Послабления контроля оборота топливных ресурсов открывает новые возможности перед хозяевами мини АЗС. Благодаря этому рентабельность открытия маленькой заправочной станции значительно повышается. Скачки в разнице между оптовой и розничной ценой на топливо не могут гарантировать стабильность дохода. Но если вы все же решились открыть собственную АЗС, мы готовы помочь советом.
Особенности маленьких заправочных станций
Давайте для начала поговорим о самом определении — мини АЗС. Здесь можно наблюдать некоторую путаницу. На профессиональном уровне такой тип заправок — это традиционная однопостовая станция с подземным расположением резервуара. Над емкостью с топливом располагается колонка, которая накрыта навесом. Она может одновременно обслуживать два автомобиля.
Сейчас мини АЗС стали именовать контейнерные или мобильные станции. Они маленькие, компактные и устанавливается уже на земле, легко перевозятся с места на место. Такие АЗС уже полностью в готовом виде привозят непосредственно на предполагаемую территорию. Подключить и запустить в работу такую АЗС можно буквально за одну ночь. Фактически это можно считать самым удобным вариантом заправки для частного пользования.
Не так давно контейнерные АЗС были распространены во всех городах. Это обусловлено сравнительно низкой стоимостью комплекта оборудования в сравнении с традиционной АЗС и простой установкой. Однако из-за повышенной взрывоопасности в крупных городах запретили установку этого типа станций. Сейчас же их снова стали допускать к установке в черте города в том числе для внутрихозяйственной заправки техники на предприятиях.
Как устроить бизнес
Рассмотрим устройство мини АЗС как бизнес, который будет приносить доход. Разбор проведем на примере традиционной станции с подземным резервуаром. Что нужно сделать, чтобы ее построить? Все гораздо проще, если у вас собственная земля. Но когда участок под станцию находится во владении государства, возникает ряд вопросов, которые нужно решить.
До 2012 года строительство любой заправочной станции должно было согласовываться с Ростехнадзором. Сейчас же для установки АЗС не нужно получать никаких дополнительных разрешений и актов. Торговля топливом относится к разряду не лицензируемых деятельностей. Это значит, что владельцы заправок освобождены от серьезной доли бумажных разрешений, которые не так то просто получить.
Если раньше открытие АЗС без сопутствующих документов от Ростехнадзора считалось уголовным преступлением, то сейчас все намного проще. Вы строите станцию, ставите кассовый аппарат и спокойно работаете. Да, будьте готовы к проверкам из пожарной безопасности и других организаций, контролирующих работу подобного бизнеса. Но при соблюдении всех норм установки и устройства мини АЗС как бизнеса можно не бояться штрафов и запретов на работу.
Особенности установки контейнерных АЗС
У такой простой и понятной конструкции есть ряд своих особенностей и преимуществ при установке. В том числе и с документацией. Чтобы не столкнуться с проблемами в виде наложения штрафов и ограничений в работе, стоит следовать некоторым рекомендациям. Мы вам о них с удовольствием расскажем.
Установка контейнерной заправочной станции дело — несложное, но есть нюансы. При наличии собственного участка земли достаточно привезти конструкцию и поставить ее там, где запланировано. Вам не нужно получать дополнительные разрешения. Если же участок принадлежит не вам, то здесь нужно согласовать эксплуатацию с администрацией, в чьей ведомости находится земля.
Этот тип АЗС не является капитальной постройкой, поскольку не имеет фундамента, уходящего в землю. Это очень важно, так как не потребует разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию. В этом случае вы сможете спокойно работать, избегая посягательств на вашу законную собственность со стороны различных инстанций.
Другой формат работы
В последнее время приобретает популярность другой путь использования небольших автоматических мобильных заправочных станций. Он заключается в договоре с крупным коммерческим предприятием на постоянную поставку топлива из собственной Мобильной АЗС поставщика топлива, или только предоставлении АЗС и оказание услуги по управлению ей, с получением вознаграждения из расчета- за каждый литр прокаченного топлива. В последнем случае организация сама договаривается с поставщиком топлива и ведет расчеты с ним напрямую, Дело в том, что при наличии большого автопарка предприятию становится невыгодно, да и просто неудобно пользоваться городскими АЗС. Процесс топливо-обеспечения сильно отвлекает предприятия от основной деятельности, предприятия часто плохо контролируют оборот топлива, что приводит к большим потерям, и готовы передать эту деятельность на аутсорсинг.
Вам нужно обратиться к предприятию, которое нуждается в постоянном поставщике топлива. Оформив договор, вы просто устанавливаете мобильную АЗС на территории фирмы и предоставляете услуги обычной заправки только для автомобилей этого предприятия. На первый взгляд такой бизнес не слишком прибыльный и оттого непривлекательный.
В дальнейшем вы вполне сможете расширить свой бизнес, заключив подобные договора с другими компаниями и установить у них оборудование. Важно поставлять только качественное топливо, чтобы наработать себе репутацию. Таким образом со временем легко выйти на межрегиональный рынок поставок нефтепродуктов. И то, что планировалось как маленький бизнес, станет приносить значительный доход.
Почему это выгодно предприятию
Практически для любого предприятия с автопарком заправка топливом — это непрофильная деятельность. То есть они вынуждены заниматься этим только потому, что необходимо обеспечить авто бензином. Чаще всего ехать на городские заправки не представляется возможным технически, теряется большое количество времени или значительная часть ресурсов. В таком случае большинство фирм и компаний с удовольствием избавятся от подобных проблем.
Достаточно донести до руководства предприятия мысль, что они могут получать выгоду от вашего сотрудничества с первых дней работы. Вы вполне сможете поставлять им топливо, скажем, процентов на 5 дороже, чем городские заправки. И даже в этом случае им чаще всего будет значительно выгоднее сотрудничать с вами. При этом неважно, выезжает машина каждый день или пару раз в неделю.
Еще один пункт в пользу заключения договора — исчезает необходимость заниматься дополнительным учетом и бесконечным контролем за топливом, что всегда очень сложно для конечных потребителей. Предприятие в полной мере будет уделять внимание только своей основной деятельности. А весь учет и контроль будет осуществлять автоматическая программа. Это крайне удобно как для крупных фирм с многомиллионным оборотом, так и для небольших предприятий, всем важно прилагать максимум усилий для производства основного продукта.
Кроме всего, договор с вами избавит фирму от дополнительных инвестиций в собственную АЗС. Ведь такую установку нужно купить, установить, управлять и т.д. В случае же договора это полностью ложится на ваши плечи. Впрочем, не стоит пугаться. Главное — уметь поддерживать станцию в надлежащем состоянии. Тогда такое сотрудничество быстро окупит себя и начнет приносить хорошую прибыль.
В завершение немного о деньгах
Теперь об окупаемости и доходах. Для традиционных мини АЗС при объемах продажи топлива в месяц в количестве 300-500 тонн и стабильной марже окупаемость проекта составит 4-5 лет. Дополнительно не избежать давления со стороны крупнейших розничных сетей, и регулирование цен со стороны государства. Эти факторы ежегодно увеличивает срок окупаемости, делая инвестиции в розничную инфраструктуру низкоэффективными. Для мобильных станций, допустим потребление топлива на вашей АЗС составляет 100 тонн в месяц. В таком случае, чтобы окупить стоимость заправки и выйти в плюс за короткое время, вам нужно зарабатывать как минимум 2-4 рубля на каждом литре. В таком случае вы сможете закрыть статью расходов по установке за год,. Даже в случае минимальной разницы в покупке-продаже топлива, понадобится очень мало времени, чтобы ваш бизнес начал приносить доход.
Зная все нюансы, риски и выгоды, вы легко сможете начать зарабатывать серьезные деньги на собственном бизнесе. Владение маленькой мобильной АЗС, или целой сетью заправок— это прибыльное дело даже сейчас, из-за низкого порога инвестиций и пока еще свободной ниши, и останется таковым еще некоторое время. Стоит воспользоваться шансом, и урвать свой кусок “нефтяного пирога”?
Бизнес-идея: заправка с доставкой
Борис Голиков – о запуске и перспективах сервиса мобильной заправки автомобилей
IT-инструменты, которые использует Борис Голиков
Схема заправки автомобилей не менялась уже более 100 лет: чтобы залить топливо в бак, нужно приехать на АЗС. В 2015 году предприниматели из США решили устранить из этой схемы заправочные станции и доставлять бензин прямо к автомобилю клиента. А в июле 2016 года эта идея будет реализована и в России. Правда, пока только в Москве. Новый сервис Pump планирует доставлять бензин московским автовладельцам с помощью мобильных заправщиков. О том, как и почему новый сервис может изменить рынок автозаправки, его основатель Борис Голиков рассказал порталу Biz360.ru.
Борис Голиков, 40 лет, серийный предприниматель, основатель проекта Pump — сервиса мобильной заправки. Закончил факультет международных отношений МГИМО. Основатель и совладелец проектов YouDrive (каршеринг) и Fidel.ru (музыкальный интернет-магазин). Сервис мобильной доставки бензина Pump планируется запустить в полноценном режиме в июле 2016 года.
В 2015 году многие москвичи почувствовали, как дорого им обходится собственный автомобиль. В частности, пользование личной машиной стало неудобней и дороже с введением очень жёстких и постоянно меняющихся правил парковки. Кроме того, расходы на содержание машины увеличились и из-за возросших штрафов за нарушения.
Одним из предпринимателей, откликнувшихся на изменение условий пользования личным транспортом, стал москвич Борис Голиков. Год назад он запустил каршеринговый проект YouDrive – сервис краткосрочной аренды легковых авто. Сервис быстро стал популярным, но первые месяцы его работы выявили серьёзную проблему.
Оказалось, что в центре Москвы практически негде заправить машину. В пределах Садового кольца заправки можно пересчитать по пальцам. По условиям каршеринговой компании YouDrive, пользователи не могут вернуть машину, если у неё осталось менее 20% бензина от вместимости бака. И клиенты не хотели брать машину в центре города, чтобы проехать несколько километров, а потом тратить время на поиски заправки. Но даже доехав до АЗС, они заправлялись так, чтобы заполнить чуть больше оговоренных 20% от объёма бака. Это значит, что машина постоянно находилась в недозаправленном состоянии.
«Мы живем в эпоху on-demand services. Посмотрите, устройство сферы услуг меняется у нас на глазах! Когда вы последний раз ловили такси на улице? А когда ездили в кассу «Аэрофлота», чтобы выписать авиабилет? А почему?! Потому что это удобно! Нет больше нужды тратить время, которое и так всегда в дефиците, на добывание чего-либо»
Сервис заправки автомобилей Pump будет работать только через мобильное приложение. Отдельную программу для ноутбуков и стационарных компьютеров решили не делать – почти у всех потенциальных клиентов сервиса есть смартфоны. Роль сайта играет лендинг-страница, на которой содержится общая информация о проекте и принципах его работы.
Чтобы заказать доставку бензина, клиенту нужно будет открыть приложение, ввести модель машины и её номер (или прикрепить фото), указать местоположение авто, и подтвердить заказ. Сделать это можно будет круглосуточно. Оплата «документируется» электронным чеком. Да, и клиенту нужно не забыть оставить лючок бензобака открытым. А если для вас это неприемлемое условие, то к моменту прибытия заправщика нужно подойти к машине и открыть лючок.
Заказать заправку можно «на следующие четыре часа». Например, если сейчас 11.20, заказать заправку можно на период с 12.00 до 16.00 (или с 16.00 до 20.00, с 20.00 до 0.00 и т.д.). Таким образом, чтобы воспользоваться услугами «мобильного заправщика», нужно, чтобы машина в течение четырёх часов находилась на одном месте. Эти часы необходимы, так как у Pump достаточно сложный алгоритм построения очереди, с учётом местонахождения клиентов и трафика на дорогах.
В первое время мобильные заправщики будут развозить только бензин АИ-95. Его стоимость для клиентов останется примерно такой же, как и на стационарных заправках (39 рублей за литр). Дополнительно клиент должен заплатить 200 рублей за доставку, эта сумма не зависит от количества бензина. В дальнейшем, при увеличении объёмов продаваемого топлива, Борис Голиков намерен снижать цены на бензин и продавать его дешевле, чем на АЗС. Так что на данный момент выгода заказчика – это только сэкономленное время.
Воспользоваться услугами Pump в первое время можно будет только в пределах Третьего транспортного кольца. Вопрос расширения территории обслуживания упирается в количество машин-бензовозов. Для работы в качестве заправщиков закуплено 15 автомобилей-фургонов Citroen Berlingo, на которые устанавливается специальное оборудование.
Машины приобретены на условиях лизинга. Всё оборудование для них сертифицировано и существует на рынке уже довольно долгое время. По поставкам топлива у стартапа есть предварительная договорённость с компанией «Газпромнефть».
Пока сервис развивается на собственные средства предпринимателя, в том числе на доход от его других проектов. Однако основатель Pump не исключает возможности привлечения инвесторов для дальнейшего расширения парка бензовозов.
С юридической точки зрения деятельность проекта не противоречит существующим законам и правилам. Ёмкости с топливом в бензовозах сравнительно небольшие, и с противопожарной точки зрения никаких нарушений здесь нет. Заправлять машины с помощью мобильных бензовозов можно как на открытых площадках (включая парковки), так и в закрытых помещениях.
Тем не менее, основатель проекта решил «перестраховаться» и получить официальный документ о пожарной безопасности своих машин-заправщиков. Для этого он начал разработку регламентирующего документа совместно с пожарной службой.
Всего в проекте Pump занято семь человек, не считая водителей. IT-отдел занимается разработкой и развитием приложения и прочими техническими вопросами. Если ресурсов сотрудников для решения тех или иных задач не хватает, руководитель IT-отдела привлекает дополнительных специалистов по аутсорсингу. Также в команду проекта входят юрист и менеджер по работе с клиентами.
Первые проекты, работающие по подобной схеме, появились в конце 2015 года в Калифорнии. За несколько месяцев, прошедших с этого времени, в одной только Кремниевой Долине (территория между Лос-Анжелесом и Сан-Франциско, где расположены офисы крупнейших технологических компаний) появилось шесть стартапов, работающих в этой нише. Ими привлечён довольно большой объём инвестиций, в данный момент сервисы начинают работать в крупнейших городах региона. Особенность американских проектов в том, что уже сейчас стоимость бензина с доставкой у них ниже, чем на АЗС.
Стартаперы добрались до бензина
На московском розничном рынке горючего стремительно развиваются сервисы по заправке автомобилей без визита на АЗС — заправщика можно заказать через мобильное приложение в любую точку города. Основными потребителями являются компании, развивающие каршеринг, а среди частных владельцев автомобилей мобильная заправка может быть востребована у тех, кто не хочет терять время в пробках и очередях на АЗС. Однако опыт мегаполисов США, где впервые появились подобные сервисы, говорит, что их бурное распространение может вызвать определенное беспокойство с точки зрения безопасности.
И так тоже можно
«Снова ехать на заправку? Нет, вложите это время в себя!» «С этого момента вам больше не нужно тратить время на поиски АЗС, строить неудобные маршруты, стоять в очередях на заправках». «Сэкономьте до 34 минут на пробках и очередях!» Такими нехитрыми, но наглядными призывами пытаются завоевать клиентуру сервисы по мобильной заправке, количество которых в Москве уже приближается к десятку.
Схема предоставления услуги предельно проста. Заказать мобильного заправщика можно через мобильное приложение, указав данные об автомобиле и точное место его парковки. Сама заправка может быть проведена как в присутствии владельца машины, так и без него — в последнем случае нужно оставить открытым лючок бензобака (предполагается, что закроет его заправщик). Оплатить услугу можно онлайн или банковской картой, а стоимость формируется из цены топлива, которая, как утверждается, не превышает расценки столичных АЗС, и расходов по его доставке.
Правовым основанием для предоставления подобных услуг является наличие в российском отраслевом классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) позиции 47.99.3 «Деятельность по осуществлению прямых продаж топлива с доставкой по адресу клиента».
По данным базы «СПАРК-Интерфакс», сегодня в России есть всего 16 компаний, для которых этот вид деятельности является основным, но почти все они были зарегистрированы в последние два-три года. Действующее законодательство позволяет возить по городу без специальной лицензии до 300 л бензина или до тонны дизельного топлива.
С точки зрения теории маркетинговых стратегий создатели сервисов по мобильной заправке открыли очередной «голубой океан» — таким термином консультанты по развитию бизнеса называют совершенно новые товары или услуги, которые появляются на рынке с чистого листа и теоретически имеют большой потенциал роста.
«Очень круто, раньше я ничего не знала о таких сервисах, — говорит коллега автора этой статьи, водитель с большим стажем. — Это иногда просто необходимо: бывает, что бензина очень мало, а ехать до заправки долго или времени нет.
В Москве АЗС расположены очень неравномерно.
В центре их крайне мало — реально негде заправиться, на Садовом заправки только на съездах в нескольких местах, да и в Подмосковье тоже есть проблемы. Работала бы такая штука у нас в Жуковском, я бы пользовалась».
«Ни разу не сталкивался с такой услугой, хотя она может быть полезной, если неожиданно в дороге кончился бензин. Правда, без меня мою машину заправить не получится: у меня бензобак отпирается, только когда не закрыт центральный замок», — отмечает еще один коллега, активно передвигающийся по Москве.
Приложение к каршерингу
Первым столичным сервисом по мобильной заправке считается проект Pump.today, существующий с 2016 г. Для его основателей Бориса Голикова и Андрея Куприкова проект изначально выступал в качестве вспомогательного направления к основному бизнесу в сфере каршеринга. Как утверждал Голиков в интервью РБК, идея доставлять бензин прямо к машинам возникла после того, как предприниматели столкнулись с рядом узких мест. Например, оказалось, что топливные карты, которые раздаются пользователям услуг каршеринга, часто теряются или блокируются; чтобы вернуть наличные деньги, нужно отправлять фото чека каршеринговой компании и т. д.
Запуск Pump.today оценивался в 10 млн руб. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», в 2017 г. выручка оператора проекта ООО «Памп» (зарегистрировано в сентябре 2016 г. с уставным капиталом 10 тыс. руб.) составила 53,9 млн рублей, чистая прибыль — 17,6 млн руб.
Финансовые показатели большинства других компаний, предоставляющих услуги мобильной заправки, пока отсутствуют в силу их молодости, но одна из них уже предлагает на своем сайте развитие сети по франшизе.
Как утверждается, объем первоначальных вложений составит от 750 тыс. руб., окупаемость — от 3 месяцев; потенциальным партнерам предлагается юридическое сопровождение, услуги по автоматизации и программное обеспечение.
О потенциале синергии каршеринга, развивающегося в Москве стремительными темпами, и услуг по мобильной заправке свидетельствует история ООО «Топливо в бак», основанного в феврале 2017 г. Создателями сервиса выступили Борис Жидовленков, прежде работавший в «Газпроме», а затем занимавшийся мелкооптовой торговлей топливом, и Алина Ковалевич, специалист по запуску мобильных стартапов. По данным СПАРК, в 2017 г. компания заработала 5,854 млн руб., а по итогам I квартала 2018 г. ее основатели заявили о доходе в 22,1 млн руб., что позволило выйти в ноль. В августе 2018 г. стало известно, что платформу «Топливо в бак» покупает «Яндекс» для использования ее при заправке автомобилей собственного каршерингового сервиса, запущенного за несколько месяцев до этого.
«Я отношу к „мобильным топливным сервисам“ те бензовозы, которые непосредственно осуществляют заправку транспортных средств, а не просто перевозят определенные объемы топлива с нефтебаз до топливных колонок. На сегодняшний день мы видим два основных типа игроков рынка: тех, кто специализируется на каршеринговых автопарках, и тех, для кого ключевой потребитель — это строительная техника, не покидающая территорию объекта. Таким образом, почти 100% всех объемов своих услуг по „мобильной заправке“ такие компании оказывают в сегменте b2b (бизнес для бизнеса)», — комментирует Андрей Барсуков, заместитель генерального директора компании «Русский АвтоМотоКлуб», также предоставляющей соответствующие услуги.
По его оценке, текущий ежемесячный объем потребления топлива от «мобильных заправщиков» в московском и питерском регионах (которые в сумме создают около 95% спроса на такие сервисы в России) на сегодняшний день составляет около 3000 т, а в трехлетней перспективе возрастет до 5000 т.
При этом, полагает эксперт, текущие потребности рынка уже обеспечиваются существующими игроками, которые почти полностью выкуплены владельцами каршеринговых компаний, и вряд ли стоит ожидать успеха новых стартапов в этой сфере в столицах. Иные же региональные рынки с только еще зарождающейся культурой пользования каршерингом вряд ли позволят окупать затраты на создание и функционирования игроков более чем с одним-двумя мобильными автозаправщиками, стоимость каждого из которых составляет не менее 1,2 млн руб.
К перспективам развития сервисов по мобильной заправке в сегменте b2c (бизнес для клиента) Барсуков относится крайне скептически: «Объем заявок от физлиц крайне мал и нестабилен: за подвозом топлива они обычно обращаются, либо когда бензобак полностью опустел неожиданно для водителя, либо когда остатка топлива не хватило доехать до ближайшей АЗС. В нашу компанию за такой услугой (мы доставляем топливо от АЗС до клиента в канистре и осуществляем его залив в бак) обращаются не более 10 раз в сутки по всей России. Таким образом, создавать в каком-то городе отдельный бизнес, ориентируясь только на частных клиентов с разовыми заявками, совершенно никому невыгодно. Не знаю ни одного успешного проекта, которому удалось бы массово убедить частных клиентов не ездить самим на АЗС, а заказывать мобильную заправку в любое удобное именно клиенту место и время. За пределами России, в городах, где каршеринг уже развит, мобильный топливный сервис развит примерно на том же уровне, что у нас, и тоже работает только в b2b-сегменте».
Пожароопасная юберизация
Первый бум стартапов в сфере мобильной заправки несколько лет назад случился в США, где почти одновременно возникли более десятка сервисов в таких городах, как калифорнийские Сан-Франциско, Лос-Анджелес и Пало-Алто, Нэшвилл (Теннесси) и Атланта (Джорджия). Их основатели, не скрывая замыслов подвинуть с рынка «традиционные» АЗС и стать аналогом Uber на рынке топлива, делали ставку на те же аргументы, что и московские стартаперы: экономию времени и нервов; сайты российских сервисов порой копируют американские прототипы. Но в дело может вмешаться российская специфика.
«Для активного водителя Москва — это весьма специфический город, — говорит эксперт-урбанист Михаил Векленко, основатель проекта UrbanFactory.ru. — АЗС в столице не так много, как может показаться, плюс многие отдают предпочтение конкретным сетям или, напротив, избегают некоторых из них. Потенциально перспективы у мобильных АЗС есть. Но завоевывать клиента им придется только качеством бензина, а здесь риск совершенно очевиден.
Когда вы заказываете пиццу, доставщик ее точно не съест по дороге, а разбавить бензин в ваше отсутствие очень просто».
Как утверждают мобильные заправщики, горючее они закупают по прямым контрактам у ведущих производителей, а проверить необходимые документы можно непосредственно у заправщика. Но это, конечно же, не отменяет человеческий фактор, особенно в случае, когда заправка проходит в отсутствие владельца автомобиля. С этой точки зрения цена любой ошибки выглядит весьма высокой.
«Поиск новых бизнес-идей, которые уже сработали где-то в мире, — это прекрасно, наивность — не порок, — иронизирует Векленко. — Но я предполагаю, что эти стартапы пополнят статистику неудачных или краткосрочных проектов. Можно провести параллель с мобильной вулканизацией: это удобно, но главным образом в экстренных ситуациях. Здесь тоже рыночная ниша определенно есть, но она очень узкая. Кроме того, сами сети стационарных АЗС могут рано или поздно начать предлагать такие сервисы. Но если этим заинтересовался „Яндекс“, очень прагматичная компания, все же стоит присмотреться к ним внимательно — во всяком случае, в Москве это может какое-то время поработать».
«Возможно, эти сервисы будут нужны крайне занятым людям, работающим или живущим в центре Москвы, где обычных заправок мало, а удорожание топлива не является существенным фактором. Все-таки плотность сети заправок в центре столицы невелика, и это может быть значимым фактором, тем более для каршеринга. Вероятно, мобильная заправка будет актуальна и для сервисов по доставке, хотя здесь себестоимость очень существенный фактор и, опять же, емкость сравнительно невелика», — добавляет бизнес-консультант, д.э.н. Александр Полиди.
Но, пожалуй, самый главный риск этих проектов лежит в сфере безопасности — и здесь тоже стоит вспомнить о привычных российских реалиях.
«Получается, что, если у вас есть машинка-„каблук“, вы можете поставить в нее большой резервуар для топлива — и вперед.
Никаких маркировок такая машина часто не несет, а в Москве таких машин сейчас действительно много, и в условиях московского трафика это выглядит откровенным источником опасности.
Сам пару раз видел, как водила такого агрегата курил при заправке клиента», — делится наблюдениями еще один коллега.
Подобные опасения возникали и у американских властей.
«Это запрещено», — прямо заявил Bloomberg 3 года назад официальный представитель пожарного департамента Сан-Франциско лейтенант Джонатан Бакстер. Жителям города он посоветовал немедленно сообщать пожарным о случаях, когда заправка машин происходит на улице. Основатели американских сервисов типа Filld, WeFuel, Yoshi, Purple или Booster Fuels утверждали, что им приходится соответствовать множеству регулятивных требований на всех уровнях, от муниципального до федерального, но с точки зрения самой бизнес-модели игра стоит свеч.
Несмотря на предупреждения пожарных, на американском рынке услуга по доставке топлива прижилась.
Например, в конце 2018 г. сервис Booster, специализирующийся на мобильной газовой заправке, сообщил, что обслужил миллион заказов, сэкономив в общей сложности 219 тыс. часов для своих клиентов, которым больше не надо ездить на АЗС. Сервис Yoshi, начинавшийся в Калифорнии, в 2018 г. заявил о выходе на рынок Бостона, Чикаго, Хьюстона и других крупных городов США. Но в России воспроизвести американский опыт удастся только в том случае, если создатели мобильных топливных сервисов смогут обеспечить абсолютную безопасность. Чем обернется любой сравнительно серьезный инцидент с доставкой топлива по большому городу, несложно догадаться: первая же проверка с пристрастием может ликвидировать новый вид стартапов на корню.