Отжимное устройство для стиральной машины рига
Ремонт стиральной машины «Рига-17» СМР-1,5
Устройство стиральной машины.
Стиральная машина РИГА-17 предназначена для стирки и полоскания белья в домашних условиях. Бак стиральной машины смонтирован в цилиндрическом корпусе и изготовлен из нержавеющей стали. На наклонном дне бака расположен дисковый активатор. При его вращении создаются потоки жидкости для стирки и полоскания белья. Благодаря специальному несимметричному профилю активатора и переключению направления вращения активатора обеспечиваются два режима стирки.
Для стирки белья из плотных тканей применяется «жесткий» режим (активатор вращается против часовой стрелки). Для стирки белья из обычных и тонких тканей используется «мягкий» режим стирки (активатор вращается по часовой стрелке). Для откачивания жидкости из бака служит центробежный насос, который установлен на одном валу с активатором. Жидкость через сливное отверстие на дне бака, закрытого съемной решеткой, поступает в насос по шлангу и через шланг, выведенный из корпуса машины, сливается. Для слива жидкости ручка переключатель режима стирки должна находиться в положении «Мягкий».
Индукционный электронагреватель установлен на дне бака на изолирующих шайбах. Провода, идущие от нагревателя, проходят через отверстие в баке и подсоединяются к пакетному переключателю.
Рис. 1 Устройство стиральной машины Рига-17
К баку нагреватель прикреплен с помощью болтов и пружинных шайб. Электроиндукционные нагреватели имеют повышенное сопротивление изоляции. В отличие от обычных нагревателей электроиндукционные нагреватели стиральных машин представляют собой трансформатор с первичной обмоткой и короткозамкнутым вторичным витком. Нагрев в них происходит за счет потерь в трансформаторной стали вихревых токов и тепловых потерь, выделяемых в первичной обмотке и короткозамкнутом вторичном витке. Проводом для первичной обмотки является оксидированная алюминиевая фольга. Короткозамкнутый виток изготовлен в виде кольца из алюминиевого листа.
Нагреватель должен выдерживать напряжение до 4000 В и быть устойчивым к нагреву до температуры 500°С. Для этого между обмоткой и сердечником кроме оксидного слоя прокладывается дополнительная изоляция из органосиликатного состава с прослойкой из асбеста или кварцевой ткани. Отличительной особенностью электроиндукционных нагревателей является их свойство саморегулирования: по мере нагрева их мощность снижается, а при охлаждении — повышается. Это позволяет экономить электроэнергию при эксплуатации машины. В момент включения их мощность довольно высока — 2000 Вт, затем по мере нагрева мощность понижается до 1200 Вт. Потребляемая мощность зависит от размеров оксидированной алюминиевой фольги (толщина 0,04 мм, ширина 20 мм). Электроиндукционные нагреватели надежны, долговечны, обладают КПД свыше 80% и просты в изготовлении.
Реверсивный электродвигатель установлен на наклонной раме. Вращение активатора и насоса осуществляется посредством клиноременной передачи. При помощи продольных пазов возможна регулировка натяжения приводного ремня путем перемещения двигателя. Отжимное устройство представляет собой механизм с двумя обрезинеными валиками, закрепленный винтами на баке. Прижим верхнего валика к нижнему осуществляется при помощи плоской пружины. Вращением рукоятки регулируется усилие прижатия. В ось нижнего валика вставляется съемная рукоятка для вращения валиков. На корпусе машины расположена ручка-переключатель электроподогрева. С ее помощью устанавливается один из трех режимов работы машины: «Мягкий», «Жесткий», «Нагрев».
Включение двигателя стиральной машины осуществляется поворотом ручки указателя реле времени. По истечении установленного времени стирки двигатель отключается автоматически. Стиральная машина снабжена пускозащитным автоматическим реле РТК-1-1. Для слива остатков моющего раствора предназначен патрубок, закрытый резьбовой пробкой. Сбоку корпуса машины приварена скоба для намотки соединительного шнура в нерабочем положении. На внутренней поверхности бака выдавлен указатель уровня воды. В комплект машины входит наливной шланг, снабженный специальной воронкой.
Основными унифицированными узлами стиральной машины Рига-17 являются: отжимное устройство, узел активатора, электропривод, сливной шланг, крышка машины, захват для белья, ходовые ролики.
При самостоятельном ремонте о механических неисправностях стиральной машины, таких как посторонние шумы, заклинивание и т.п. читай механические неисправности стиральных машин. Смотри также характерные неисправности неавтоматических стиральных машин и их устранение.
Электрооборудование.
Рис.2 Электрическая принципиальная схема стиральной машины Рига-17.
Использованы «Информационные материалы ЦНИИТЭИ. 1980-1990»
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2005
Обзор советских стиральных машин «Рига» — назад в СССР
Первые отечественные стиральные машины начал выпускать Рижский электромашиностроительный завод РЭЗ во времена Советского Союза. Прототипом послужили модели иностранных государств, которые уже освоили производство моющей бытовой техники. Отдельные узлы пользовавшихся спросом в СССР моделей стиралок из серии «Рига» используются на дачах по сей день в новом применении.
Становление производства стиралок Riga
Строительство рижского завода РЭЗ в Латвии велось в конце 40-х годов прошлого века. Возводились производственные корпуса силами немецких военнопленных и заключённых исправительных учреждений страны по решению советского суда. Пуск завода состоялся в 1950 году, тогда же началось изготовление первых отечественных стиральных машин.
Иностранная модель послужила основой для создания ряда машин этой серии: «Рига-60», 8, 13, 15, 17. Завод работал на всю мощь и выпускал огромное по тем временам количество стиральных машин – до 2 тысяч аппаратов в сутки. Государство дотировало производство из бюджета: себестоимость продукции составляла 1500 рублей, а цена для населения – по 600 р. за 1 СМ.
Особенности рижских стиральных машин
Корпус первых моделей был цилиндрическим и состоял из верхней части, где размещался бак, и нижней – в ней устанавливался привод с электродвигателем. Машины были на колёсиках для удобства перемещения. Общие для всех моделей характеристики следующие:
Некоторые модели, например, «Рига-15» относятся к разряду полуавтоматических машин с вкладной центрифугой. Другие – с ручным отжимом посредством протягивания мокрого белья через 2 покрытых резиной валика их вращением. Простота конструкции и высокое качество деталей обеспечивали надёжность и долговечность первых стиралок СССР.
Пользовавшиеся спросом модели РЭЗ
Такого изобилия стиральных машин, как сегодня, в прошлом веке не наблюдалось. Но выбор был. Модельный ряд, охотно покупаемых гражданами страны, характеризуется следующими показателями:
Из приведённого обзора видно, что качества, присущие современным стиралкам, были заложены уже в то время. Это возможность слива жидкости насосом и нагревание воды непосредственно в баке машины.
Рекомендации по использованию устаревшей техники
С момента выпуска стиральных машин серии «Рига» прошло уже более полувека. По своему прямому назначению они почти не используются, хотя есть образцы, сохранившиеся в работоспособном состоянии.
Но отдельные узлы: бак из нержавейки, электродвигатель – часто встречаются в хозяйствах дачников, продолжая служить им в новом качестве. Если кто-то ещё не нашёл применения этим деталям, можно прислушаться к рекомендациям умельцев. Наиболее часто встречающиеся варианты использования узлов от стиралок «Рига»:
Для запуска мотора применяют штатные выключатели, снятые с машин «Рига». Завод РЭЗ положил начало производству отечественных стиральных агрегатов высокого качества. Доказательством тому служат объявления в интернете о продаже СМ серии «Рига» в исправном состоянии.
Отжимное устройство для стиральной машины рига
Типовые узлы неавтоматических стиральных машин
Общая характеристика и состав.
Стиральные машины с ручным отжимом (СМР) имеют устройства для отжима, которые приводятся в действие вручную. К стиральным машинам этого типа относят машины ТАВРИЯ, АЛМА-АТА и др. Парк этих машин сейчас стремительно сокращается.
Стиральная машина СМР состоит из корпуса с крышкой, бака с активатором, электродвигателя, подмоторной рамы и отжимного устройства.
Между корпусом машины и баком имеется воздушный зазор, который препятствует теплоотдаче нагретой жидкости, находящейся в баке, через стенки корпуса в окружающую среду. В некоторых стиральных машинах (например в машине РИГА-8) бак является одновременно и частью корпуса. Для такой конструкции требуется меньше материалов, следовательно, уменьшается масса и снижается стоимость машины. Недостатком этой конструкции является повышенная теплоотдача в окружающую среду, вследствие чего моющий раствор быстро охлаждается. Кроме того, температура наружных поверхностей машины может достигать недопустимо больших значений. Для лучшего сохранения тепла моющего раствора баки таких машин полируют.
Машину подключают к источнику питания посредством соединительного шнура. Слив моющего раствора из бака осуществляют через сливной шланг.
Классификация по форме корпуса
Активатор вращается от односкоростного двигателя, укрепленного на подмоторной раме с помощью электроизоляционных прокладок. Конструкция крепления двигателя к подмоторной раме предусматривает возможность смещения его вдоль оси клиноременной передачи для снятия и натяжения ремня. Подмоторная рама жестко связана с корпусом машины в нижней его части.
Машину типа СМР-2 разбирают для ремонта в такой последовательности:
Степень механизации слива моющего раствора
Степень механизации операции слива моющего раствора определяется наличием или отсутствием в машине насоса. В машинах без насоса слив производится самотеком, при этом свободный конец сливного шланга должен находится ниже уровня жидкости в баке. Насос приводится в действие тем же электродвигателем, что и активатор. Вал насоса связан с валом электродвигателя либо непосредственно, либо через промежуточную ременную или фрикционную передачу. В последнем случае частоты вращения валов, как правило, не равны.
Насос может работать непрерывно в течение всего периода стирки или включаться только при сливе. При непрерывной работе насоса свободный конец сливного шланга во время стирки заводят в бак и моющий раствор перекачивается насосом из нижней части бака в верхнюю, что усиливает его циркуляцию. Для слива свободный конец шланга переносят из бака стиральной машины в раковину. В таких стиральных машинах кинематическая схема привода насоса проще, чем в машинах с кратковременной работой насоса, но зато они потребляют меньше энергии. Из выпускаемых в настоящее время отечественной промышленностью машин с ручным отжимом насосом укомплектованы в основном машины типа СМР-2. Насос в них работает в течение всего периода стирки.
Ось активатора или впрессовывается непосредственно в утолщение диска, или ввертывается в запрессованную гайку с резьбой, обратной направлению вращения активатора. На другом конце оси активатора надет шкив, закрепляемый винтом.
В латунной опоре размещены резиновое уплотнение и подшипники скольжения в виде промасленных бронзографитных втулок, не требующих дополнительной смазки в течение длительной эксплуатации. Между втулками находится густая смазка. Опора активатора крепится к стиральному баку специальной гайкой. Для обеспечения надежной герметичности соединения между опорой и стенкой или дном бака устанавливаются клингеритовые или паронитовые шайбы, а также опорная шайба. Установкой шайб разной толщины регулируется зазор между диском активатора и выштамповкой в стенке или дне стирального бака. Величина зазора обычно равна 1. 1,5 мм. При меньшем зазоре диск активатора будет касаться стенки или дна бака и изнашивать его. При большом зазоре активатор будет рвать белье.
Текстолитовая регуоировочная шайба ставится для снижения трения и уменьшения износа торцевых поверхностей опоры и шкива. Для быстрой замены изношенных шайб узел выполняется разборным.
Активатор приводится в движение однофазным электродвигателем через клиноременную передачу.
В стиральных машинах с двумя режимами стирки различна частота и направление вращения активатора. На рисунке ниже показана форма ребер активатора с одним и двумя режимами стирки.
а) С одним режимом стирки
б) С двумя режимами стирки
Рама для крепления электродвигателя.
В нижней части корпуса машины типа СМР под стиральным баком укрепляется рама, служащая для установки электродвигателя привода активатора. Так как вращение от двигателя к активатору передается с помощью клиновидного приводного ремня, в раме имеются пазы для перемещения электродвигателя при регулировании натяжения ремня. Электродвигатель установлен на изолированной плите или шайбе. В полуавтоматических стиральных машинах электродвигатели привода активатора устанавливают на металлические рамы или закрепляют на резиновых эластичных подвесках. Электродвигатель привода центрифуги закреплен на специальных рамах и также имеет эластичную подвеску.
В верхней части корпуса машины типа СМР устанавливается отжимное устройство, которое обычно состоит из корпуса, двух отжимных обрезиненных валиков, опирающихся на подшипниковые вкладыши, пружины и винта с ручкой, посредством которого изменяется расстояние между валиками. Усилие, необходимое для отжима, создается при помощи пластинчатой пружины или двух цилиндрических пружин. Валики приводятся в движение ручкой. В нерабочем состоянии отжимное устройство убирается убирается внутрь машины. В полуавтоматических стиральных машинах отжим белья производится центрифугированием. Время отжима белья сокращается в 4-5 раз по сравнению со временем, затраченным на отжим обрезиненными валиками.
Узел центрифуги состоит из корзины (ротора) центрифуги, соединенной с валом электродвигателя привода центрифуги. Обычно подвеска бака центрифуги с электроприводом эластична, что обеспечивает устойчивую работу центрифуги и хороший отжим белья.
Для слива раствора или его вторичного использования в стиральных машиах установлен насос. Он состоит из корпуса, крыльчатки и крышки. Крыльчатка надета на вал. Между корпусом и крышкой насоса устанавливается резиновая прокладка.
Насос устанавливают отдельно от активатора. В этом случае привод крыльчатки насоса осуществляется с помощью фрикционного сцепления шины шкива насоса со шкивом или валом электродвигателя. Насос в машине установлен на кронштейне.
Иногда в насосах, крыльчатка находится на одной оси с активатором. На этой же оси укреплен ведомый шкив, соединенный приводным ремнем с ведущим шкивом, установленным на оси электродвигателя. Производительность насоса различна в зависимости от типа машины и составляет от 18 до 30 л/мин. Создаваемый напор жидкости от 6860 до 34300 Па (700. 3500 мм вод. ст.)
В стиральных машинах применяются тепловые (защитные) реле РТ-10 и пускозащитные реле РТК-С, РТК-1, РТК-1-2, РТК-1-3 и др.
Электрическая схема теплового реле РТ-10.
Комбинированные пускозащитные реле.
Комбинированные пускозащитные реле предназначены для пуска электродвигателя и защиты его обмоток. Реле состоит из пускового реле соленоидного типа и теплового биметаллического реле с прямым нагревом, смонтированных в одном корпусе.
Техническая характеристика реле РТК-С представлена в таблице:
Обзор стиральных машин Рига
Машины для стирки выпускались на Рижском электромеханическом заводе (Рижском РЭЗ), начиная с начала пятидесятых годов 20 века. Первыми массово производимыми стиральными машинами были модели ЭАЯ, ЭАЯ-2 и ЭАЯ-3. При их изготовлении использовалась ручная сборка. Эти стиралки пользовались большой популярностью, однако их конструкция была далека от совершенства. После доработки была выпущена стиральная машина Рига 54, которая стала самой первой стиралкой в этой серии.
Рига 54
За один раз в ней можно было постирать бельё, сухой вес которого составлял 2,5 кг. Мощность двигателя, демонстрируемая этой машиной на протяжении длительного периода работы, равнялась 250 вт. При пиковой нагрузке она могла в отдельных случаях доходить до 450 вт.
В процессе работы устройство, производящее перемешивание воды, выполняет возвратно-поворотные движения.
Корпус стиралки включает в себя две цилиндрические части:
В последней располагается электродвигатель вместе с редуктором, система его подвески и шланг для воды.
Верхняя часть содержит центрифугу, которая во время стирки вращается со скоростью, которая может доходить до 800 оборотов в минуту. Здесь также располагается мешалка и специальное балансировочное устройство, предназначенное для того, чтобы вибрация в процессе работы была минимальной.
Цикл стирки мог иметь продолжительность не более 6 минут. Для работы необходимо было наливать в бак горячую воду. Слив воды можно было выполнять только в ручном режиме.
В этой модели применялась центрифуга. В режиме отжима вода сливалась в отдельный резервуар. Её можно было вылить после окончания стирки или повторно залить для последующей обработки белья.
Кожух машины имеет три ножки с колёсиками, благодаря которым стиралку можно легко передвинуть, если возникнет такая необходимость.
Рига 55
Эта модель представляла собой усовершенствованный вариант предыдущей модели. Она практически была копией шведской машины Хускварна.
Мотор работал от сети, имеющей напряжение 127 в.
На основании модели Рига 55 были также разработаны:
Рига 60
Эта стиралка являлась дальнейшим усовершенствованием предыдущей модели. Новшеством в Риге 60 было использование усовершенствованного устройства отжима. Здесь была предусмотрена возможность корректировать расстояние между валиками. Кроме этого, по сравнению с предыдущей моделью, они были длиннее на 56 мм. Регулировка расстояния позволяло отжимать не только бельё обычных размеров, но и достаточно крупное.
Некоторые характеристики этой модели:
За один приём можно выстирать 2 кг белья. Стирка обычно имела длительность от двух до четырёх минут. После этого выполнялось полоскание. Оно занимало 1 — 2 минуты.
Рига 8
Данная модель имела важное преимущество перед своими предшественниками. В ней был предусмотрен специальный насос для слива грязной воды после окончания стирки.
В этой стиралке использовался электрический двигатель мощностью 350 вт, рассчитанный на 220 в и 50 гц. Существует вариант такой стиралки, который рассчитан на напряжение в сети 127 в. В этой модели для включения использовался таймер, рассчитанный на продолжительность цикла стирки не более 6 минут. После истечения отведённого для стирки времени, машина выключается.
Однако, такая модель, с современной точки зрения, имела скромные возможности: за один цикл стирки было возможно обработать не более полутора килограммов белья. При этом необходимо залить в бак машины 30 л воды.
Важным достоинством машины Рига 8 было то, что для изготовления бака была использована нержавеющая сталь. Эта особенность обеспечивала возможность эксплуатировать стиралку в течение нескольких десятков лет.
Высота составляет 690 мм, а с отжимным устройством — 920 мм.
Рига 13
Эта модель практически не отличалась от предыдущей:
Схема подключения двигателя аналогична тому, как это сделано в предыдущих моделях.
В ней начал применяться шланг, перекачивающий мыльный раствор, стекающий из бака обратно. Конструкторы, которые работали над этой моделью, решили, что это усовершенствование улучшает эффект стирки.
Мощность электродвигателя у Риги 13 была равна 180 вт, при этом количество оборотов в минуту составляло 1425. Мотор работал от сети электропитания 220 в или 127 в.
Рига 15
Бак, выполненный из нержавеющей стали вмещает до полутора килограммов белья. Стирка происходит так же, как и в предыдущих моделях этой серии. Для отжима применяется специальная центрифуга. Его время составляет 3 минуты.
Рига 17
В этой модели бак был также, как и в предыдущей модели, сделан из нержавейки. Дно располагалось не в горизонтальной плоскости, а под углом. В нём располагался активатор, который с помощью вращения производил перемешивание воды. Одной из особенностей этой модели является наличие двух режимов стирки:
Они различались между собой направлением вращения активатора. Первый из них применялся для стирки белья из более чувствительных тканей. Жёсткий режим применялся для обработки одежды из более грубых тканей.
В первом случае вращение активатора происходило по часовой стрелке, во втором — против. Рёбра активатора расположены в виде спирали.
В этой модели имелось важное усовершенствование: здесь в конструкцию был включён индукционный нагреватель воды. При этом необязательно было использовать для заправки холодную воду. Хозяйка могла налить её, а затем нагреть с помощью встроенного приспособления.
Использование этого усовершенствования имело свой существенный недостаток: нагрев воды требовал мощного потребления электроэнергии. При включении требуемая мощность составляла 2 квт, а при дальнейшей работе она снижалась до 1,2 квт.
Заключение
Рижский завод РЭЗ практически создал рынок стиральных машин в Советском Союзе, начиная с пятидесятых годов 20 века. Ремонт этим машинам требовался сравнительно редко. Конструкторам удалось создать надёжную и долговечную конструкцию, которая в некоторых семьях продолжает использоваться до сих пор.