Отъявленный романтик воцарилось двоевластие подверглись репрессивной машине большинство
Нарушение лексической сочетаемости отъявленный романтика
Сочетаемость слова «отъявленный»
С существительными
Синонимы к слову «отъявленный»
Предложения со словом «отъявленный»
Цитаты из русской классики со словом «отъявленный»
Что (кто) бывает «отъявленным»
Значение слова «отъявленный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «отъявленный»
Предложения со словом «отъявленный»
Почему бы нет? Молитва остаётся молитвой, несмотря ни на какие религиозные разногласия, как ты остаёшься отъявленным мерзавцем, несмотря ни на какие молитвы.
Со своей густой чёрной бородой до ушей и покрытыми столь же густой шерстью жилистыми руками, он выглядел отъявленным головорезом.
У неё самые отъявленные хулиганы, которые на других уроках чуть ли не на люстрах качались, становились тихими, как овечки.
Нарушение лексической сочетаемости отъявленный романтика
Вопрос по русскому языку:
Устраните нарушения лексической сочетаемости слов.
Отъявленный романтик, воцарилось двоевластие, подвергались репрессивной машине, назрело несколько дилемм, на пространстве множества километров, увеличение уровня образования, вопрос усугубляется неоднозначной проблемой
Ответы и объяснения 1
Знаете ответ? Поделитесь им!
Как написать хороший ответ?
Чтобы добавить хороший ответ необходимо:
Этого делать не стоит:
Есть сомнения?
Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.
Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!
Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.
Лексическая сочетаемость слов — нормы, нарушения и примеры употребления
Смысл понятия
Основой учения о сочетаемости слов является теория академика В. В. Виноградова. Известный лингвист предположил, что способность единиц речи к созданию связи друг с другом зависит от типа их лексических значений. Всего их три:
Прежде всего смысл стоящих рядом слов не должен противоречить друг другу. Так, ошибочны сочетания «огромный домик», «отъявленный герой», «страшно красивый». Однако существует много выражений, неправильных с точки зрения логики, но при этом закрепившихся в языке: профилактика здоровья, громоотвод, выгодный кредит. Их употребляют по привычке.
Во избежание огрехов спорные примеры лексической сочетаемости слов необходимо сверять со словарём. Но важно помнить, что нормы не могут быть окончательно утверждёнными, так как язык постоянно обновляется. Этому способствует проникновение устной речи в средства массовой информации. Так, выражение «автор гола» ненормативно, но его можно услышать даже на центральных телеканалах.
Виды ошибок и причины их возникновения
Нарушения норм лексической сочетаемости часто встречаются даже у носителей языка. Трудность заключается в том, что необходимо не просто иметь обширный словарный запас, но и знать различные особенности современной речи. К примеру, сейчас уже невозможно объяснить, почему ночь и осень могут быть глубокими, а день и весна — нет.
В зависимости от того, чем регулируется комбинирование слов, различают три вида сочетаемости — семантическую, синтаксическую (грамматическую) и лексическую:
Нарушения лексической сочетаемости
Об этих ошибках следует рассказать отдельно, так как они встречаются часто и имеют множество разновидностей. При этом отношение к недочётам двоякое: если автор отклоняется от нормы из-за собственной невнимательности, то это свидетельствует о его небрежном отношении к языку. Однако намеренное ошибочное словоупотребление допустимо, поскольку является художественным приёмом.
Яркий пример: сочетание «живой труп» в полицейской сводке и в литературном тексте. В первом случае это явное нарушение, поскольку речь идёт, скорей всего, о недоразумении, при котором живого человека сочли погибшим. Что касается второго примера, то в нём автор пытается словами изобразить крайнюю степень измождённости персонажа, поэтому употребление не возбраняется.
Все виды нарушений можно разделить на две основных группы — смысловые и стилистические ошибки.
Смысловые недочёты
Непонимание точных значений похожих слов приводит к появлению таких популярных фраз, как «удовлетворять потребностям», «заслужить известность», «длинное лечение», «логический вывод». Все они являются неправильными.
Самыми распространёнными причинами подобных ошибок считаются:
Во всех перечисленных случаях неправильное словоупотребление портит речь и может привести к искажению смысла предложения (например, «проступок» вместо «поступок»), поэтому в трудных ситуациях надо сверяться со словарём.
Проблемы со стилистикой
В данном случае ошибки связаны с нарушением требований стиля, неоправданным употреблением эмоционально окрашенных слов, речевой избыточностью или недостаточностью. Примеры: патриот родины, управленческий менеджмент, соединить воедино, свободная вакансия, прейскурант цен.
Подобные фразы приходится слышать довольно часто, что указывает, с одной стороны, на недостаток знаний, а с другой — на желание разнообразить речь, сделать её более выразительной.
Самыми распространёнными стилистическими ошибками являются:
Особенности употребления заимствований
С появлением интернета русский язык начал активно пополняться. Ничего плохого в этом нет: система коммуникации просто реагирует на потребности общества, и так было всегда. Функция заимствований заключается не только в обозначении предметов и понятий: новые речевые единицы обогащают речь, являясь свидетельством прогресса и международных контактов.
Однако иностранные слова поначалу имеют в русском языке особый статус: их точное значение мало кому известно, родственные связи в новой среде отсутствуют, а грамматические свойства вызывают вопросы. При этом ощущается их современность и даже некое превосходство над привычной лексикой, из-за чего люди стремятся употреблять их в речи. Естественно, при этом допускаются многочисленные орфографические, орфоэпические, грамматические ошибки. С лексической сочетаемостью тоже возникают проблемы.
Самое распространённое нарушение связано с непониманием точного смысла. Например, нельзя сказать «консилиум учителей», так как первое слово означает собрание врачей. Другие неправильные варианты: приятный инцидент, роскошный мотель, автобусный круиз.
Второй распространённой ошибкой является употребление иностранного слова без внесения нового смысла в сочетание. Например, «презентация парфюма» вместо «презентация духов» уместна, когда речь идёт о каком-то особом аромате или о целом классе подобных изделий, поскольку две заимствованных лексемы создают ощущение важности события. Если же мероприятие посвящено обычным духам, то русский синоним предпочтительней.
Ещё одна ошибка заключается в нагромождении иностранных терминов с целью придать речи более научный вид. Хорошо, если они употреблены в правильном значении. Но даже в этом случае понять смысл фразы непросто. Например, «селекция рентабельности собственности» вместо «отбор более прибыльных видов собственности».
Намеренные нарушения как стилистический приём
В художественных произведениях и публицистических текстах несочетаемость может использоваться для усиления выразительности речи. Такой приём позволяет создавать яркие образы, добавлять словам новые оттенки смысла. В качестве примеров можно вспомнить названия литературных произведений: повести Б. Л. Васильева «Завтра была война», романов Ю. В. Бондарева «Горячий снег» и А. Азимова «Конец вечности».
Соседство слов со взаимоисключающими смыслами легло в основу оксюморона — стилистического приёма, любимого многими поэтами и писателями. У А. С. Пушкина встречается «пышное природы увяданье», у Н. А. Некрасова — «убогая роскошь наряда». Существуют сочетания, значения которых понятны и вне художественного контекста: долгий миг, горькая радость, сладкая боль, звонкая тишина, грустный праздник.
Нарушить правила компоновки слов можно для придания речи комичности, что часто делают юмористы в своих выступлениях: «гения признали заживо», «прощать чужие достоинства», «наши заклятые друзья», «правительство добилось ухудшения жизни народа».
Вопрос лексической сочетаемости является сложным. Многие варианты употребления закреплены традицией, и объяснить их не могут даже языковеды. Однако постоянное расширение словарного запаса, использование словаря и стремление излагать мысли красиво и правильно поможет не только избежать ошибок, но и сделать свою речь более яркой, образной и запоминающейся.
Вопросы по русскому языку 10 класс учебник Гусарова параграф 45
141. Внимательно прочитайте текст.
1. Какие признаки слова как лингвистической единицы названы в тексте?
2. С какими единицами языка сравнивается слово? Объясните, в чём заключается различие между ними, на своих примерах.
142. Найдите и выпишите слова, имеющие несвободное лексическое значение в условиях данного контекста.
1) Никто не мешал ему ходить по любым дворам и играть на любой улице. Он был свободная птица (В. Катаев). 2) Вымученная улыбка чуть тронула её лицо. 3) Почти все офицеры облегчённо вздохнули, когда адмирал уехал. — Ну, и пила этот адмирал! Тоже новые порядки заводит (К. Станюкович). 4) Такая досада меня берёт, когда я гляжу на всё это. 5) Степан вдруг почувствовал на минуту… как у него из-под ног медленно и неотвратимо уползает земля (Б. Горбатов). 6) В пещере была кромешная тьма. 7) И этот зелёный юнец ещё учить меня вздумал! 8) Завзятый разгильдяй Пашка Павлов посмотрел на потолок, потом на парня и сказал: «Мне сдаётся, сейчас вечер. Или мне это только сдаётся, а, ребята?» (В. Конецкий). 9) Я занял определённую позицию и готов её отстаивать.
143. Объясните нарушения лексической сочетаемости слов, используя образец. Составьте и запишите предложения с исправленными словосочетаниями.
Образец. При выборе слова необходимо учитывать особенности лексической сочетаемости слов с несвободными значениями: ошибочно построено выражение одолжить у кого-нибудь денег, так как слово одолжить имеет значение дать в долг, во временное пользование. Следует сказать занять у кого-нибудь денег.
Отъявленный романтик; воцарилось двоевластие; подвергались репрессивной машине; большинство времени; назрело несколько дилемм; на пространстве множества километров; увеличение уровня образования; удешевить цены; отменный пройдоха; вопрос усугубляется неоднозначной проблемой.
Вопросы по русскому языку 10 класс учебник Гусарова параграф 45
141. Внимательно прочитайте текст.
1. Какие признаки слова как лингвистической единицы названы в тексте?
2. С какими единицами языка сравнивается слово? Объясните, в чём заключается различие между ними, на своих примерах.
142. Найдите и выпишите слова, имеющие несвободное лексическое значение в условиях данного контекста.
1) Никто не мешал ему ходить по любым дворам и играть на любой улице. Он был свободная птица (В. Катаев). 2) Вымученная улыбка чуть тронула её лицо. 3) Почти все офицеры облегчённо вздохнули, когда адмирал уехал. — Ну, и пила этот адмирал! Тоже новые порядки заводит (К. Станюкович). 4) Такая досада меня берёт, когда я гляжу на всё это. 5) Степан вдруг почувствовал на минуту… как у него из-под ног медленно и неотвратимо уползает земля (Б. Горбатов). 6) В пещере была кромешная тьма. 7) И этот зелёный юнец ещё учить меня вздумал! 8) Завзятый разгильдяй Пашка Павлов посмотрел на потолок, потом на парня и сказал: «Мне сдаётся, сейчас вечер. Или мне это только сдаётся, а, ребята?» (В. Конецкий). 9) Я занял определённую позицию и готов её отстаивать.
143. Объясните нарушения лексической сочетаемости слов, используя образец. Составьте и запишите предложения с исправленными словосочетаниями.
Образец. При выборе слова необходимо учитывать особенности лексической сочетаемости слов с несвободными значениями: ошибочно построено выражение одолжить у кого-нибудь денег, так как слово одолжить имеет значение дать в долг, во временное пользование. Следует сказать занять у кого-нибудь денег.
Отъявленный романтик; воцарилось двоевластие; подвергались репрессивной машине; большинство времени; назрело несколько дилемм; на пространстве множества километров; увеличение уровня образования; удешевить цены; отменный пройдоха; вопрос усугубляется неоднозначной проблемой.
Вопросы по русскому языку 10 класс учебник Гусарова параграф 45
141. Внимательно прочитайте текст.
1. Какие признаки слова как лингвистической единицы названы в тексте?
2. С какими единицами языка сравнивается слово? Объясните, в чём заключается различие между ними, на своих примерах.
142. Найдите и выпишите слова, имеющие несвободное лексическое значение в условиях данного контекста.
1) Никто не мешал ему ходить по любым дворам и играть на любой улице. Он был свободная птица (В. Катаев). 2) Вымученная улыбка чуть тронула её лицо. 3) Почти все офицеры облегчённо вздохнули, когда адмирал уехал. — Ну, и пила этот адмирал! Тоже новые порядки заводит (К. Станюкович). 4) Такая досада меня берёт, когда я гляжу на всё это. 5) Степан вдруг почувствовал на минуту… как у него из-под ног медленно и неотвратимо уползает земля (Б. Горбатов). 6) В пещере была кромешная тьма. 7) И этот зелёный юнец ещё учить меня вздумал! 8) Завзятый разгильдяй Пашка Павлов посмотрел на потолок, потом на парня и сказал: «Мне сдаётся, сейчас вечер. Или мне это только сдаётся, а, ребята?» (В. Конецкий). 9) Я занял определённую позицию и готов её отстаивать.
143. Объясните нарушения лексической сочетаемости слов, используя образец. Составьте и запишите предложения с исправленными словосочетаниями.
Образец. При выборе слова необходимо учитывать особенности лексической сочетаемости слов с несвободными значениями: ошибочно построено выражение одолжить у кого-нибудь денег, так как слово одолжить имеет значение дать в долг, во временное пользование. Следует сказать занять у кого-нибудь денег.
Отъявленный романтик; воцарилось двоевластие; подвергались репрессивной машине; большинство времени; назрело несколько дилемм; на пространстве множества километров; увеличение уровня образования; удешевить цены; отменный пройдоха; вопрос усугубляется неоднозначной проблемой.