Откуда набирают воду в пожарные машины для тушения пожара
Забор воды пожарной машиной
Забор воды из водоема пожарной машиной – параметр, от которого зависит скорость наполнения автоцистерны и быстрота прибытия боевого расчета на сигнал о возгорании. Определяющим фактором является тип источника: его объем, наличие подъездных путей и расстояние до населенного пункта.
Забор воды из открытого водоема
Технические параметры автоцистерн позволяют закачивать в их резервуар жидкость из открытого водоема. Согласно нормативу, забор воды пожарной машиной из открытого водоема возможен при использовании рукавов диаметром 125 или 150 мм. Выкачка из открытого водоема происходит в следующей последовательности:
При погружении рукавов в водоем максимальная глубина должна быть 7 метра, а всасывающую сетку можно опускать при этом на 30 см.
Наиболее частой проблемой при заборе пожарными машинами воды из открытого водоема является недостаточная частота вращения вала силового агрегата при включении газоструйной вакуумной установки. Вторично причиной сбоя процесса отбора воды является преждевременное уменьшение частоты вращения вала двигателя. Третья часто встречающаяся причина – превышение частоты вращения вала насоса и создание большого напора при открытии напорных задвижек.
Максимальная высота всасывания при заборе воды из открытого источника зависит от температуры жидкости.
Температура, °C | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Высота всасывания, м | 7.0 | 6.5 | 5.7 | 4.8 | 3.8 | 2.5 |
Если возникает необходимость сделать забор жидкости при температуре свыше 60°С или если максимальная высота всасывания превышает 7 метров, то насос и всасывающая линия заполняются водой из цистерны. Если происходит выкачка горячей жидкости, то насос ставят ниже ее уровня (фактически он работает «под заливом»).
Чтобы осуществить забор из открытого водоисточника, к нему оборудуют подъездные пути. В случае неудовлетворительного их состояния используют следующие системы забора:
Забор воды из емкости
При заборе воды пожарными машинами из пожарного резервуара работают по трем схемам:
Забор воды от водопроводной сети
При осуществлении отбора воды из водопроводной сети собирают напорно-всасывающую линию.
Автоцистерну или насосно-рукавный автомобиль устанавливают таким образом, чтобы всасывающие патрубки находились как можно ближе к колодцу гидранта. Далее действия состоят в следующем:
Забор воды из водоема через заграждения
При заборе воды из открытого водоисточника при невозможности оборудовать свободные подъездные пути всасывающую линию приходится прокладывать через преграду. Чаще всего это перила мостов и парапеты. В этом случае могут образовываться воздушные пробки. При срабатывании выкидного штуцера воздух попадает в насосный отсек.
Именно поэтому на стадии появления воды в смотровом глазке необходимо удалить пробку:
Откуда берется вода в пожарной машине?
Иногда, от жителей населенных пунктов или читая комментарии в социальных сетях можно услышать мнения, что подразделения пожарной охраны прибыли на вызов без воды. Почему возникает подобный вопрос? Сегодня мы расскажем, каким путём вода подается на тушение пожара.
Далее воду необходимо брать от пожарного гидранта, естественного водоема (реки или озера) или пожарного водоема. В идеале поиск источника воды начинается сразу при прибытия на пожар. В большинстве случаев на место выезжают несколько пожарных расчетов, и автоцистерны могут использоваться пожарными одновременно. С одной подают воду на тушение пожара, а другая сразу устанавливается на водоисточник для обеспечения бесперебойной подачи воды и во избежание заминок в работе. Наблюдая такую картину, людям кажется, что машина заправляется, потому что изначально приехала пустой.
Очень важно, чтобы гидранты всегда были в рабочем состоянии. В них должно постоянно поддерживаться необходимое давление воды. Кроме того, в зимнее время, согласно правилам пожарной безопасности, гидранты должны утепляться и очищаться от снега, чтобы вода не замерзла, тогда пожарным не придется расчищать от снега водоисточники или скалывать с них лед. Если перечисленные требования нарушаются, сотрудникам пожарной охраны не по своей вине приходится терять драгоценные минуты, которые могут стоить кому-то жизни.
Располагаются пожарные гидранты, в основном, вдоль автомобильных дорог и не далее пяти метров от стен здания. Случается, что они находятся даже на самой проезжей части. От того, где расположен гидрант, из которого забирают воду, зависит и способ её доставки до места – либо по проложенным пожарным рукавам, либо методом подвоза воды автоцистернами. Проходя по улице, обратите внимание на буквенные обозначения «ПГ», ими обозначены люки пожарных гидрантов. Стоянка автомобильного транспорта в этом месте категорически запрещена. Чтобы не было беды, не оставляйте свои автомобили на этих люках, не заваливайте их ветками и строительным мусором!
Практическая работа на пожарном насосе: подготовка, проверка, забор и подача воды
Пожарные насосы в пожарных автомобилях прежде всего, обеспечивают подачу воды на тушение пожаров, а так же применяются во многих вспомогательных системах, таких, как вакуумные системы, гидроэлеваторы и др. Широкое применение обусловлено не только их устройством, но и рабочими характеристиками, особенностями режимов их работы, это обеспечивает эффективное применение их для тушения пожаров.
Назначение специальных агрегатов и устройств
Перечень общепринятых сокращений и пояснения:
Подготовка пожарного автомобиля к работе
Боевое развертывание пожарных
При подготовке ПА по прибытию на место работы необходимо:
Дальнейшие действия водителя зависят от вида работы.
Дополнительные сведения и пояснения:
Проверка пожарного насоса на герметичность
При испытании пожарного насоса на герметичность:
Показания мановакууметра при испытании насоса на сухой вакуум
Показания мановакууметра при испытании насоса на «сухой вакуум». Деления шкалы от 0 до −1 показаны условно.
Дополнительные пояснения:
Определение причин неисправностей вакуумной системы можно использовать следующие приемы:
Забор воды из водоема
при помощи ГВА
Наиболее характерные ошибки допускаемые водителями при подачи воды из водоема:
Заполнение пожарного насоса водой
Дополнительные сведения и пояснения:
при неисправной вакуумной системе
Схема вакуумной системы пожарного автомобиля
Примечание. Положение рычага в позиции 1а для продувки вакуумной системы в зимнее время; положение в позиции 2а для создания вакуума в полости пожарного насоса.
Характерные ошибки при работе:
Дополнительные рекомендации:
Если это условие выполнить невозможно, воду можно забрать кольцеванием цистерны для чего:
при прокладке всасывающей линии через препятствия
При перегибах всасывающего рукава через перила и другие препятствия, в верхней точке рукава остается воздушная пробка.
При открывании выкидного штуцера скорость движения воды увеличивается и воздушная пробка проталкивается в насос.
Поскольку перегиб рукава видно сразу, обрыв водяного столба надо предвидеть заранее и прибегнуть к одному из способов, преследующих одну цель – удалить воздушную пробку после попадания ее в насос.
1-й способ
После появления воды в смотровом глазке вакуум-клапан и вакуум-аппарат не отключать:
Примечание: выкидную линию присоединять только к верхнему патрубку насоса.
2-й способ
После появления воды в смотровом глазке:
Когда установится нормальный режим:
3-й способ
Заключается в том, что забор воды можно от начала до конца провести кольцеванием цистерны.
Наиболее характерные ошибки допускаемые водителями при работе:
Заполнение цистерны водой из открытого водоисточника от насоса
Водопенные коммуникации АЦ-40 (130)
Данное упражнение отличается от обычной подачи воды лишь тем, что вместо выкидного штуцера открывается вентиль «в цистерну» 2.
Вместе с тем необходимо помнить, что внутренняя площадь стенок пожарной автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б составляет более 10 м2 (100000 см 2 ). При такой площади даже небольшое избыточное давление 0,5 кг/см 2 создает разрывающее усилие в 5 т.
Чтобы не разорвать цистерну, заполнение ее должно производиться под небольшим давлением 1,5-2 атм. В этом случае контрольная трубка успевает пропускать избыток воды в момент переполнения цистерны.
При появления воды из контрольной трубки сразу убавляется газ и включается сцепление. После этого закрывается вентиль «в цистерну».
Если заполнение цистерны необходимо ускорить, надо обязательно открыть крышку верхнего люка цистерны и только тогда увеличить давление. Кроме того первоначальное открывание вентиля «в цистерну» необходимо производить при минимальном давлении.
Подача воды
из цистерны
(работа с насосом без установки ПА на водоем)
Операции по окончании работы:
По прибытию в гараж следует:
Наиболее характерные ошибки допускаемые водителями при работе подачи воды из цистерны:
Дополнительные сведения и пояснения
Выпуск воздуха необходим для создания устойчивого давления, поэтому для более полного удаления его воду желательно подавать через вентиль от нижнего патрубка.
из водоема с помощью гидроэлеватора
Гидроэлеваторное кольцо для работы по подаче воды из водоема может быть составлена по следующим схемам:
Работа по схеме Насос — гидроэлеватор — насос (подробнее по ссылке выше)
Запуск гидроэлеватора по схеме: «насос-гидроэлеватор-насос».
Работа по схеме насос – гидроэлеватор – разветвление – насос (подробнее по ссылке выше)
Запуск гидроэлеватора по схеме: «насос – гидроэлеватор – разветвление – насос». Такую схему работы гидроэлеватора рекомендуется использовать при большей (чем 20) метров длине рукавных линий.
Работа по схеме насос – гидроэлеватор – цистерна – насос (подробнее по ссылке выше)
Запуск гидроэлеватора по схеме «насос – гидроэлеватор – цистерна – насос»
Когда вода вернется в цистерну
Дополнения и пояснения.
Данный способ является наиболее надежным, позволяет открывать задвижку к стволу сразу при запуске системы и кратковременно вынимать гидроэлеватор из воды, что необходимо при уборке воды из помещений.
Однако данный способ применим при работе только с одним гидроэлеватором Г-600, так как диаметр патрубка «цистерна-насос» всего 80 мм. и он не может обеспечить работу двух гидроэлеватьров.
На пожарных автомобилях выпускаемых в настоящее время диаметр патрубка «цистерна-насос» увеличен, либо устанавливают два патрубка диаметром 80 мм с отдельными вентилями.
Кроме того, необходим постоянный контроль за уровнем воды в цистерне при помощи наблюдателя. Контроль за уровнем воды при помощи датчиков уровня не оперативен, что не позволяет сбалансировать поступление воды и ее расход. В предыдущих способах работы с гидроэлеватором этот баланс получается автоматически.
Уборка воды гидроэлеватором с установкой на водоисточник
При наличии водоисточника (гидранта или водоема) его можно использовать при уборке (откачке) воды из помещения. Для этого вода из водоисточника подается насосом в напорную линию гидроэлеватора, а от гидроэлеватора на слив.
Схема уборки воды гидроэлеватором
Такая схема надежнее в работе, чем замкнутое гидроэлеваторное кольцо и не требует специальных навыков в работе. В отдельных случаях при напоре в гидранте в 3 – 4 кгс/см 2 уборку воды можно производить без установки автомобиля на водоисточник, присоединив напорную линию гидроэлеватора непосредственно к пожарной колонке.
Подача воздушно механической пены
без установки АЦ на водоем
После подачи пены, не отключая насоса:
12. Закрыть кран подачи пенообразователя из пенобака.
Операции по промывке пеносмесителя!
Не выполнение операций по промывке пеносмесителя приводит к полимеризации и последующему затвердеванию пенообразователя в дозаторе!
с установкой АЦ на водоем
После подачи пены, не отключая насоса:
Закрыть кран подачи пенообразователя из пенобака.
Операции по промывке пеносмесителя!
Дополнения и пояснения
Как вы заметили, операции по подаче воздушно – механической пены, на первоначальном этапе, ничем не отличаются от операций по подаче воды, с установкой или без установки пожарного автомобиля на водоисточник. Но вместе с тем, при подаче воздушно-механической пены, необходимо еще более тщательно контролировать удаление воздуха из полости насоса до включения сцепления.
При наличии даже небольшого количества воздуха в полости насоса, при наличии пенообразователя, рабочее колесо насоса при вращении взбивает воздушно-механическую пену, которая заполняет свободное пространство.
Это может произойти и если промывка водопенных коммуникаций проведена некачественно, вода из насоса не слита.
Видео про пожарные насосы
Откуда набирают воду в пожарные машины для тушения пожара
В вашем, случае, есть упоминание про кнопки ПК и раздельные системы водопроводов.
Это скорее объектовый, локальны трубопровод (скажем для складского комплекса, или завода).
В таком случае пожарный водопровод заполнен водой под давлением и вода в нем стоит. Ждет пожара.
Как только, гидрант начинает забирать воду из пожарного трубопровода, происходит падение давления в трубопроводе, автоматика на насосной станции ПОЖАРОТУШЕНИЯ, включит рабочий насос, для пополнения воды в трубопроводе, забирая воду из резервуара, или городской сети.
Кнопками установленными при ПК, включаются пожарные насосы насосной в ЗДАНИИ, для обеспечения водой ПК, внутри ОДНОГО здания. Гидранты на эту систему не ставятся.
Для забора воды пожарной машины от этой насосной может быть предусмотрен трубопродов (сухотруб) выведенный на фасад здания, с установленными на нем пожарными соединительными головками
[22.10.2009 18:50:43]
Тогда бы ваша позиция была бы железобетонной…..
[26.10.2009 12:43:02]
Не совсем согласен.
Надо разделить вопрос.
1. Тушение в здании (внутренний противопожарный водопровод ВПВ)
2. Тушение натужнее, на территории (наружный водопровод)
Истройство этих водопроводов регламентируют разные СНиПы.
При тушении в здании предусматривается ручной, автоматический и дистанционный пуск насосов в зависимости от высоты, объема, назначения здания (п.12.21 СНиП 2.04.01).
Водонапорные баки допускается не предусматривать (т.е. держать систему без гарантированного давления воды) при оборудовании ПК дополнительно датчиками положения пожарных кранов. (п.6.9 СНиП 2.04.01).
Это по поводу атмосферного давления сети.
Установка датчиков положения пожарных кранов не отменяет требования установки кнопок запуска насосов у ПК (для дистанционного пуска насосов) (п.12.22 СНиП 2.04.01).
……Чтобы держать давление в системе нужен как минимум «жокей»..
Для этого (подержания давления в сети) существуют водонапорные башни, обеспечивающие как минимум 10 м. вод. Столба на входе трубопровода в здание.
Опять без воды. Краткое разъяснение характеристик пожарной техники.
хз, я в гта сан андреас часами ездил на пожарке и поливал людей
вода не заканчивалась
может быть у вас с машинами что то не так?
а вы таким комментаторам в лицо 3,5 литра в секунду, и им сразу понятно. 🙂
Если пожарные вместо того, чтобы тушить горящее здание поливают соседние, расположенные в непосредственной близости ( метров так до 10-15), то скорее всего развитие событий следующее: пожар развился на столько, что здание уже не спасти, в лучшем случае останутся 4 стены, которые потом разбирать и вывозить. Водоисточники- далеко и с неудобным подъездом, техники мало, всего три машины, например, и видно, что распространение огня не удержать. Тогда принимается решение на защиту соседних зданий. Расход воды на защиту по учебникам-25 процентов от требуемого расхода на тушение, на практике, двумя стволами можно держать приличное расстояние по фронту маневрируя и охлаждая стены соседних строений. Всё это делается не из-за дурости пожарных, а по практическим соображениям- минимизировать ущерб. Если например горит ряд сараев, то проще начать один экстренно разбирать и в этом месте упереться, остановить огонь, чем глупо вылить воду в пустоту и спалить всё вокруг. У нас был печальный пример, когда дом нашего коллеги сгорел от соседского именно потому, что нерационально лили воду и пока прибыли следующие подразделения был огромный перерыв во времени тушения. Из каждого пожара, удачно потушенного и неудачно нужно делать выводы.
Хороший пост. Надо распечатать, размножить и раздавать зевакам у которых возникают вопросы.
Schweik01, напиши еще почему мы не поливаем горящее здание а поливаем здание которое стоит рядом и не горит.
Ну х\з. У нас крыша горела (1991 год). так они лениво так поинтересовались: » а где у вас тут пруд?»
Сезон пожаров или шо? За последние пару месяцев хер те в какой раз то же самое постится, слова местами меняются.
мы в армии этой пухой на крыше собак кидали по кустам)
парнишка знакомый после армии устроился в пожарную часть водителем. Первый рабочий день вызов и слышит знакомый адрес. Живет он в частном секторе а вызов пришел на соседний адрес, у друга пожар был. тут же в машину по газам, люстра, мигалка.,сирена. офицер что то орет по фиг, он же друга ехал спасать. Когда приехали выяснили, что цистерна пустая! не успели залить. Вот эту мысль и пытались до него донести. Ладно там гидрант был. А теперь он местный герой, как в фильмах.
Тем кто на посту!
Всем работникам экстренных служб кто 31.12-01.01 на по посту.
СПАСИБО!
Итоги 2021 года
Работнули на славу в этом году конечно, специфика района выезда такова что практически нет ложных выездов или на сработки АПС, так что все боевые.
Доброты пост
Питерские пожарные неожиданно вышли из тачек и начали крутить хоровод вокруг елочки на проспекте Большевиков.
Ответ на пост «Пожар в гараже»
Глухая бабушка и пожар в бытовках
Мир не без добрых людей
Длинные сутки
P.S Кобб в фильме Начало был не прав: если во сне время растягивается, то единственно верное что нужно делать в сне во сне, это спать!
P.S это Полугайка, она знает толк во сне на стеллаже с боёвками.
- чем быстро обшить балкон внутри недорого
- Ретинол в чем содержится продукты питания