Отказы и неисправности авто и их классификация
Занятие 5 Классификация отказов и характеристики надежности автомобиля
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Занятие 5 Классификация отказов и характеристики надежности автомобиля
5.1.1. По характеру (закономерности) возникновения и возможности прогнозирования различают: постепенные отказы (монотонное изменение показателя технического состояния) внезапные отказы (скачкообразное изменение показателя технического состояния). Постепенные отказы возникают в результате плавного изменения показателей технического состояния объекта, чаще всего вследствие изнашивания. Для постепенных отказов характерен последовательный переход изделия из начального исправного состояния в состояние отказа через ряд промежуточных состояний.
Постепенный отказ характеризуется постепенным изменением одного или нескольких заданных параметров машины. Например, постепенное падение мощности двигателя из-за износа поршневых колец и гильз цилиндра. То же относится к уменьшению величины прогиба рессоры из-за старения металла ее листов и потери ими упругости. Внезапный отказ характеризуется скачкообразным изменением одного или нескольких заданных параметров, определяющих работоспособность машины, вследствие превышения нагрузок, а также некачественного состояния элементов автомобиля. К таким отказам относят поломки и разрывы конструкционных (например, резиновых) материалов, поломки металлических деталей.
5.1.2. По причине возникновения различают отказы: конструкционные, возникающие вследствие несовершенства конструкции; производственные — вследствие нарушения или несовершенства технологического процесса изготовления или ремонта изделия; эксплуатационные, вызванные нарушением действующих правил (например, перегрузкой автомобиля, несвоевременным проведением технического обслуживания и т.п.). 5.1.3. По связи с отказами других элементов различают зависимые и независимые отказы. Зависимым называется отказ, обусловленный отказом или неисправностью других элементов изделия. Независимый отказ такой обусловленности не имеет.
На автомобилях также встречается особый, так называемый перемежающийся отказ, отличающийся тем, что многократно возникает и самоустраняется. Такой отказ, например, может возникнуть при ослаблении крепления электрического контакта. 5.1.4. Последствиями отказов могут быть: изъятие объекта из эксплуатации продолжение эксплуатации после устранения отказа. 5.1.5. Методами устранения отказов могут быть: замена элементов восстановление требуемой взаимосвязи между ними.
5.1.6. По частоте возникновения (наработке) для современных автомобилей различают: отказы с малой наработкой (3. 4 тыс. км в зависимости от типа, марки и модели автомобиля), отказы со средней наработкой (до 16 тыс. км) отказы с большой наработкой (свыше 16 тыс. км). 5.1.7. По трудоемкости устранения отказы можно разделить на требующие : малую (до 2 чел.- ч), среднюю (2. 4 чел.- ч) большую (свыше 4 чел.- ч) трудоемкость восстановления автомобиля.
5.1.8. По влиянию на потери рабочего времени отказы подразделяют на: отказы, устраняемые без потери рабочего времени, т.е. при ТО или в нерабочее (межсменное) время, отказы, устраняемые с потерей рабочего времени. Для организации снабжения и определения соответствующих норм необходимо знать характер отказов каждой детали, их причины, характер повреждения и возможность восстановления детали или изделия. В связи с этим различают восстанавливаемые и невосстанавливаемые, ремонтируемые и неремонтируемые изделия.
5.2. Свойства надежности и их показатели Под надежностью понимают свойство изделия, агрегата или механизма выполнять заданные функции, сохраняя во времени установленные эксплуатационные показатели в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям использования, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортировки. Частота появления отказов отражает свойство безотказности объекта. Устранение отказов связано с исключением транспортного средства из эксплуатации на некоторый период времени (простоем), трудовыми и материальными затратами.
Простой и затраты зависят от свойства ремонтопригодности технической системы. Время работы детали до появления отказа называется ее ресурсом и характеризует ее долговечность. Для такого сложного объекта, как автомобиль, отказ элемента (детали, сборочной единицы, агрегата) не определяет, как правило, долговечности машины в целом. Однако увеличение числа отказов приводит к необходимости изъятия этого автомобиля из эксплуатации, что и определяет долговечность автомобиля в целом.
Надежность автомобиля как единого целого характеризуется следующими основными свойствами: безотказность; долговечность; ремонтопригодность; сохраняемость. 5.2.1. Безотказность — это свойство автомобиля непрерывно сохранять работоспособность в течение определенного времени или пробега.
5.2.2. Долговечность — свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния при установленной системе проведения работ ТО и ремонта. 5.2.3. Ремонтопригодность (эксплуатационная технологичность) — свойство автомобиля, заключающееся в его приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений, поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения ТО и ремонта.
5.2.4. Сохраняемость — свойство автомобиля сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования. На автомобильном транспорте этот показатель применяется: для автомобилей — при длительном их хранении (консервации) и транспортировании; для материалов (масел, жидкостей, красок) и некоторых видов изделий (шин, аккумуляторных батарей и др.) — при их кратковременном и длительном хранении.
Важнейшим показателем свойства долговечности является технический ресурс — наработка машины от начала эксплуатации или ее возобновления после капитального ремонта до наступления предельного состояния, т. е. неустранимого ухода заданных параметров за установленные пределы. Признаки (критерии) предельного состояния устанавливаются документацией на данную модель машины. Характеристики надежности необходимы для решения практических вопросов организации ТО и ремонта автомобилей, в частности, для определения нормативов технической эксплуатации.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Отказы классифицируют по следующим категориям:
Номер материала: ДБ-1037172
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
ОНФ планирует решить проблему с низкими зарплатами водителей школьных автобусов в России
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Шпаргалка по «Транспорту»
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 01:12, шпаргалка
Описание
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине «Транспорт».
Работа состоит из 1 файл
ТО_Ответы на вопросы.doc
1.Факторы, влияющие на интенсивность изменения технического состояния автомобиля
Техническое состояние автомобилей в процессе работы или хранения непрерывно изменяется в сторону ухудшения, причем сроки службы отдельных агрегатов различны.
Наибольшее влияние на изменение технического состояния автомобиля оказывают:
Режим работы характеризуется сочетанием скоростей движения и нагрузок (переменный и постоянный режим). Дорожные условия характеризуются качеством дорожного полотна, величиной уклонов и подъемов, ровностью покрытия и интенсивностью движения. Климатические условия характеризуются температурой воздуха, давлением и влажностью. Качество вождения определяется методами вождения в данных условиях эксплуатации.
2.Отказы и неисправности автомобиля и их классификация
Отказ – это остановка автомобиля из-за возникших технических неисправностей или работа с недопустимыми отклонениями от заданных рабочих характеристик.
По характеру (закономерности) возникновения и возможности прогнозирования различают:
Постепенные отказы возникают в результате плавного изменения показателей технического состояния объекта, чаще всего вследствие изнашивания. Например, постепенное падение мощности двигателя из-за износа поршневых колец и гильз цилиндра.
Внезапный отказ характеризуется скачкообразным изменением одного или нескольких заданных параметров, определяющих работоспособность машины, вследствие превышения нагрузок, а также некачественного состояния элементов автомобиля. К таким отказам относят поломки и разрывы конструкционных (например, резиновых) материалов, поломки металлических деталей.
По причине возникновения:
Возникающие вследствие несовершенства конструкции
Возникающие вследствие нарушения или несовершенства технологического процесса изготовления или ремонта изделия
Вызванные нарушением действующих правил (например, перегрузкой автомобиля, несвоевременным проведением технического обслуживания и т.п.).
По связи с отказами других элементов:
Зависимым называется отказ, обусловленный отказом или неисправностью других элементов изделия
Независимый отказ такой обусловленности не имеет.
По степени утраты работоспособности:
Автомобиль лишается подвижности
Снижаются эксплуатационные свойства автомобиля
На автомобилях также встречается особый, так называемый перемежающийся отказ, отличающийся тем, что многократно возникает и самоустраняется. Такой отказ, например, может возникнуть при ослаблении крепления электрического контакта.
3.Сущность и общая характеристика планово-предупредительной системы технического обслуживания автомобилей. Виды ТО и ремонта, их характеристика.
Сущность планово-предупредительной системы заключается в том, что все виды ТО, включающие комплекс обязательных постоянных работ, выполняются принудительно через установленный пробег, а ремонт автомобиля (агрегата) – по потребности.
ППС имеет своей целью обеспечение исправного состояния автомобиля при минимальных трудовых и материальных затратах, а также при минимальном времени изъятия автомобиля из эксплуатации для восстановления его пригодности к дальнейшей эксплуатации.
Различают следующие виды ТО:
1.Ежедневное техническое обслуживание (ЕО): выполняется ежедневно и включает контроль агрегатов и деталей, обеспечивающих безопасность дорожного движения; поддержание чистоты автомобиля; заправку эксплуатационными жидкостями.
2.Первое техническое обслуживание (ТО-1): наружный технический осмотр всего автомобиля и выполнение в установленном объеме контрольно-диагностических, крепежных, регулировочных, смазочных работ; проведение заправочных работ.
3.Второе техническое обслуживание (ТО-2): углубленная диагностика технического состояния всех агрегатов, механизмов и приборов автомобиля, а также все работы, выполняемые при ТО-1.
4.Сезонное техническое обслуживание (СО): выполняется при переходе с теплого периода эксплуатации на холодный и обратно для подготовки автомобиля к безотказной работе в новых условиях. Обычно СО совмещают с ТО-2.
В соответствии с назначением, характером и объемом выполняемых работ ремонт подразделяется на:
1.Текущий ремонт (ТР): выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности автомобиля и состоит в замене и (или) восстановлении составных частей.
2.Сопутсвующий ремонт: ремонт малой трудоемкости, выполняемый совместно с ТО.
3.Капитальный ремонт (КР): выполняется для восстановления исправности автомобиля и ресурса (до 80%) с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.
4.Восстановительный ремонт: осуществляется с целью восстановления функциональной исправности автомобиля, не подлежащего по техническим условиям капитальному ремонту. Выполняется реставрация деталей всеми возможными способами.
4.Сущность, назначение диагностики. Виды диагностирования
Для повышения эффективности ТО и ремонта требуется индивидуальная информация об их техническом состоянии. При этом требуется, чтобы получение указанной информации было доступным, не требовало разборки агрегатов, больших затора труда. Средством получения такой информации и является техническая диагностика автомобилей.
Диагностированием называют процесс определения технического состояния объекта без его разборки, с целью выявления скрытых неисправностей, предупреждения внезапных отказов, определения объема работ и прогнозирования ресурса.
Цель диагностирования при ТО заключается в определении действительной потребности в производстве работ, прогнозировании момента возникновения отказа или неисправности.
Цель диагностирования при ремонте заключается в выявлении причин отказа или неисправности и установлении наиболее эффективного способа их устранения.
Диагностирование технического состояния автомобилей по назначению, периодичности, перечню выполняемых работ, трудоемкости и месту в технологическом процессе ТО и ТР делится на два вида:
Общее диагностирование проводится с периодичностью ТО-1. Оно предназначается главным образом для определения технического состояния агрегатов, обеспечивающих безопасность дорожного движения. В процессе Д-1 выполняются необходимые регулировочные работы (без демонтажа) агрегатов и механизмов.
При поэлементном диагностировании выявляются скрытые неисправности. Основная цель Д-2 – определение неисправностей, устранение которых требует выполнения работ большой трудоемкости и которые нецелесообразно совмещать с работами ТО-2. Эти работы необходимо производить до ТО-2 в зоне ТР. Кроме того, при Д-2 выявляется объем работ, которые целесообразно совмещать с ТО-2. Д-2 выполняется за 1 – 2 дня до ТО-2. Это позволяет заранее планировать работу технической службы и готовиться к выполнению сопутствующих ремонтов.
Разновидностью Д-1 является экспресс-диагностика, при которой главным образом проверяются агрегаты и системы автомобиля, влияющие на безопасность дорожного движения. Она осуществляется на КТП перед выездом автомобиля на линию.
5.Номинальная, текущая, допустимая и предельная величина диагностических параметров
В процессе эксплуатации автомобиль взаимодействует с окружающей средой, а его элементы взаимодействуют между собой. Это взаимодействие вызывает изменение физических величин и конструктивных параметров деталей. Возможность непосредственного измерения конструктивных параметров без частичной или полной разборки большинства агрегатов и механизмов ограничена. Поэтому для этих изделий при определении технического состояния пользуются косвенными величинами или т.н. диагностическими параметрами, которые связаны с конструктивными параметрами и дают о них ту или иную информацию.
В процессе работы автомобиля параметры его технического состояния изменяются от начальных или номинальных значений до предельных, что обуславливает соответствующее изменение диагностических параметров. В соответствии с этим различают номинальное, текущее, допустимое и предельное значение диагностических параметров.
Номинальное значение соответствует состоянию нового или капитально отремонтированного механизма или автомобиля.
Текущее значение – это значение, замеренное в любой данный момент времени.
Допускаемое значение соответствует состоянию механизма, при котором его дальнейшая эксплуатация возможна и допустима без восстановления до следующего контроля.
Предельное значение параметра соответствует такому состоянию механизма, при котором дальнейшая его эксплуатация недопустима.
Предельное значение устанавливается заводом- изготовителем.
Сравнивая текущее значение параметра с допустимым можно судить о работоспособности автомобиля в период предстоящего пробега и необходимости профилактических воздействий.
Сопоставляя текущее значение с предельным, можно определить его ресурс, а с номинальным – израсходованный ресурс.
Если текущее значение диагностического параметра выходит из допустимого норматива, это означает, что, хотя объект и является работоспособным, его не следует выпускать в очередной пробег без регулировки или ремонта из-за высокой вероятности отказа или пониженных технико-экономических свойств.
6.Проверка технического состояния двигателя внешним осмотром
Техническое обслуживание двигателя начинается с контрольного осмотра, заключающегося в выявлении его комплектности, наличия подтекания масла, топлива и охлаждающей жидкости, проверке креплений двигателя и проводов электрооборудования.
Надежность автомобилей
1. Основы теории надежности автомобилей
Автомобиль эксплуатируется в самых различных условиях и представляет собой сложную систему, совокупность действующих элементов – сборочных единиц и деталей, обеспечивающих выполнение ее функций. Автомобиль, агрегат, механизм, деталь могут объединяться общим понятием – объект или изделие. Современный автомобиль состоит из 15-20 тыс. деталей, из которых 7-9 тыс. теряют свои первоначальные свойства при работе, причем 3-4 тыс. деталей имеют срок службы меньше, чем автомобиль в целом и являются объектами особого внимания. Из них 200-400 деталей являются критическими по надежности.
Надежность (Reliability, dependability) — это свойство автомобиля выполнять транспортную работу, сохраняя во времени или по пробегу техникоэксплуатационные показатели в требуемых пределах, соответствующих заданным режимам, условиям использования, ТО и ремонта, хранения. Составляющие надежности:
Проблема надежности механизмов стоит на первом месте в любой отрасли, т.к. необходимо эксплуатировать механизмы с минимальными затратами. Кроме того, важность проблемы состоит в массовости производства. Надежность автомобиля характеризуется комплексом качеств (рисунок 1):
Рисунок 1 – Матрица понятия «надежность автомобиля»
Под качеством продукции (the quality of the products) понимают совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Совокупность свойств качества продукции оценивают показателями качества. Их подразделяют на показатели назначения, надежности, технологичности, транспортабельности, стандартизации и унификации, безопасности, эргономические, экологические, эстетические и патентно-правовые. Таким образом, надежность — один из основных показателей качества продукции. Без высокой надежности не может быть и продукции высокого качества.
Изменение технического состояния автомобилей, агрегатов и механизмов происходит под влиянием постоянно действующих причин, обусловленных работой самих механизмов, внешних условий, случайных причин (например – перегрузка автомобиля).
Для характеристики надежности автомобилей в зависимости от конструктивно-технологических и эксплуатационных факторов применяют систему показателей (критериев), позволяющих количественно оценить надежность автомобиля в целом или его элементов (таблица 1).
Надежность автомобилей зависит от условий работы. Поэтому понятие надежности тесно увязывается с условиями эксплуатации (рисунок 2).
Надежность прежде всего зависит от технического уровня заводов изготовителей автомобилей, запасных частей, материалов. Надежность — категория не только техническая, но и экономическая, учитывающая последствия отказов и неисправностей.
Рисунок 2 — Связь надежности автомобиля с окружающими условиями
Таблица 1 — Система показателей надежности автомобилей
Надежность автомобиля | Безотказность | Вероятность безотказной работы |
Средняя наработка до отказа | ||
Плотность вероятности отказов | ||
Интенсивность отказов | ||
Параметр потока отказов | ||
Долговечность | Ресурс автомобиля | гарантийный |
межремонтный | ||
назначенный | ||
оптимальный | ||
Срок службы автомобиля | гарантийный | |
между ремонтами | ||
до списания | ||
оптимальный | ||
Ремонтопригодность | Вероятность достижения предельного состояния | |
Коэффициент доступности к объекту ТО и ремонта | ||
Коэффициент контролепригодности | ||
Коэффициент легкосъемности изделия | ||
Коэффициент взаимозаменяемости | ||
Сохраняемость | Средний срок сохраняемости автомобиля | при транспортировке |
при хранении |
2. Основные причины изменения технического состояния автомобилей
Основными постоянно действующими причинами изменения технического состояния автомобиля, его агрегатов и механизмов являются:
1. Изнашивание механическое, к которому относятся:
2. Изнашивание молекулярно-механическое проявляется в результате молекулярного сцепления трущихся поверхностей, происходит мгновенное сваривание и перенос металла с одной поверхности детали на другую (питтинг), может произойти разрыв граничной пленки и возникнуть сухое трение. Наблюдается во втулках валов, поршнях, особенно в процессе приработки механизмов.
3. Изнашивание коррозионно-механическое, сопровождается явлениями химического взаимодействия окружающей среды с материалом, к которому относятся:
3. Влияние условий эксплуатации на изменение технического состояния автомобилей
Условия эксплуатации, при которых используются автомобили, влияют на режимы работы агрегатов и деталей, ускоряя или замедляя изменение параметров их технического состояния:
4. Классификация отказов
Классификация отказов автомобиля необходима для выявления их причин и разработки мер по их предупреждению и устранению. Отказом называется полная или частичная потеря работоспособности автомобиля. Существует несколько квалификационных признаков, главными из которых сводятся к следующим:
Для постепенных отказов характерен последовательный переход из начального состояния yн в состояние отказа yо через ряд промежуточных состояний y1, y2 и т.д. (рисунок 3).
Постепенные отказы можно предотвратить своевременным проведением технического обслуживания автомобилей и спрогнозировать.
На постепенные отказы приходится до 70% всех отказов автомобиля.
Рисунок 3 — Переход параметра технического состояния автомобиля из начального в предельное при постепенном отказе
Постепенные отказы можно предотвратить своевременным проведением технического обслуживания автомобилей и спрогнозировать.
На постепенные отказы приходится до 70% всех отказов автомобиля.
— внезапные отказы, т.е. это внезапное изменение какого-либо параметра от случайного характера. Возникают в результате скачкообразного изменения технического состояния автомобиля (например, лопнула рессора из-за превышения допустимой нагрузки, рисунок 4).
Рисунок 4 — Переход параметра технического состояния автомобиля из начального в предельное при внезапном отказе
— перемежающиеся лтказы — многократно возникающие и самоустраняющиеся отказы (например, ослабление крепления электрического контакта).
Примечание: графически зависимости вероятности отказа и безотказности от пробега представлены на рисунке 5.
Рисунок 5 — Зависимость вероятности отказа и безотказности от пробега автомобиля
5. Режимы технического обслуживания автомобилей
Важнейшим условием поддержания заданного уровня надежности автомобилей в условиях эксплуатации является назначение оптимальных режимов их технического обслуживания:
Проблема оптимизации ТО является весьма сложной. Однако, при любом рассмотрении этой проблемы необходимо учитывать надежность и готовность автомобилей и влияние на них профилактических работ. В состав профилактических работ входят:
Контрольно-диагностические работы выполняются в обязательном порядке через определенный пробег, а все остальные работы – после таких работ. Т.е., периодичность технического обслуживания автомобилей, являющаяся основным вопросом при обосновании режимов профилактики, определяется периодичностью контрольно-диагностических работ.
Анализ количественных характеристик эксплуатационной надежности автомобилей показывает, что в качестве критериев для определения оптимальной периодичности контрольно-диагностических работ могут быть использованы:
(1)
где mx — число изделий, отказавших за наработку;
n – общее число изделий.
Режимы ТО автомобилей разрабатываются для нескольких типичных условий эксплуатации. Проверяются эти режимы в реальных условиях эксплуатации по специальным критериям:
Знание и количественная характеристика закономерностей изменения параметров технического состояния узлов, агрегатов и автомобиля в целом позволяет
управлять работоспособностью и техническим состоянием автомобиля в целом в процессе эксплуатации. Т.е., поддерживать и восстанавливать его работоспособность. Необходимость поддержания высокого уровня работоспособности требует, чтобы большая часть отказов и неисправностей была предупреждена.
Поэтому задача ТО состоит, главным образом, в предупреждении возникновения отказов и неисправностей, а задача ТР – в их устранении (в восстановлении работоспособности). Предупреждение отказов и неисправностей требует регламентации ТО, т.е. регулярного по плану выполнения определенных операций ТО с установленной периодичностью и трудоемкостью.
Перечень выполняемых операций, их периодичность и трудоемкость в целом составляют режим ТО.
На автомобильном транспорте большинства стран, также как и у нас, используется планово-предупредительная система ТО и ремонта автомобилей, судов, самолетов, тепловозов, электровозов и др.
В соответствии с этой системой, ТО автомобилей носит предупредительный, профилактический характер и выполняется после определенной наработки (пробега) автомобилей, а ремонт выполняется по потребности (хотя и он должен планироваться, используя карту надежности автомобиля).
6. Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей
Принципиальные основы организации и нормативы технического обслуживания и ремонта автомобилей в нашей стране регламентируются и базируются
«Положением по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта». Этот документ является основополагающим документом по ТО и ремонту автомобилей в нашей стране, на основе которого производятся планирование и организация ТО и ремонта автомобилей, определяются ресурсы, проектируются и реконструируются АТП и разрабатывается ряд производных нормативно-технологических документов.
«Положением…» предусматриваются: ежедневное техническое обслуживание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2), сезонное обслуживание (СО). Эти виды обслуживания отличаются между собой периодичностью, перечнем и трудоемкостью выполняемых работ.
Диагностические работы (общее диагностирование Д-1 и поэлементное углубленное диагностирование Д-2) являются технологическим элементом ТО и ремонта автомобиля и дают информацию о его техническом состоянии при выполнении соответствующих работ;
Ремонт автомобилей в соответствии с характером и назначением работ подразделяется на текущий (ТР) и капитальный (КР):
В системе ТО и ремонта автомобилей существует еще один вид ремонта – сопутствующий, который производится совместно с ТО-1 или ТО-2, при условии, если его трудоемкость составляет не более 15-20% от трудоемкости соответствующего вида ТО.
Нормативы ТО и ремонта, установленные Положением, относятся к определенным условиям эксплуатации, называемым эталонными. За эталонные условия принята работа базовых автомобилей АТП со списочным составом 200-300 единиц не более чем с тремя технологически совместимыми группами, имеющих пробег с начала эксплуатации 50-75% от нормы пробега до КР, которые эксплуатируются на дорогах первой категории в умеренном климатическом районе с умеренной агрессивностью окружающей среды. При работе в иных, отличных условиях эксплуатации, изменяются безотказность и долговечность автомобилей, а также затраты на обеспечение их работоспособности. Поэтому нормативы ТО и ремонта следует корректировать посредством коэффициентов корректирования.
Таблица 2 — Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации – К1
ЭКСПЛУАТАЦИИ
Примечание: после определения скорректированной периодичности ТО проверяется ее кратность между видами обслуживания с учетом среднесуточного пробега с последующим округлением до целых сотен километров.
Таблица 3 — Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и особенности организации его работы – К2
МОДИФИКАЦИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА И ОРГАНИЗАЦИЯ ЕГО РАБОТЫ | НОРМАТИВЫ | ||
Трудоемкость ТО и ТР | Пробег до КР | Расход ЗЧ | |
Базовый автомобиль | 1,00 | 1,00 | 1,00 |
Седельные тягачи | 1,10 | 0,95 | 1,05 |
Автомобили с одним прицепом | 1,15 | 0,90 | 1,10 |
Автомобили с двумя прицепами | 1,20 | 0,85 | 1,20 |
Автомобили-самосвалы при работе на плечах свыше 5 км | 1,15 | 0,85 | 1,20 |
Автомобили-самосвалы с одним прицепом или при работе на коротких плечах до 5 км | 1,20 | 0,80 | 1,25 |
Автомобили-самосвалы с двумя прицепами | 1,25 | 0,75 | 1,30 |
Специализированный подвижной состав | 1,1—1,20 | — | — |
Таблица 4 — Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий – К3 = К3 × К 1 3
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА | НОРМАТИВЫ | |||
Периодичность трудоемкость ТР | Пробег до КР | Расход ЗЧ | ||
Умеренный | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный | 1,0 | 0,9 | 1,1 | 0,9 |
Жаркий сухой, очень жаркий сухой | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 |
Умеренно холодный | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 |
Холодный | 0,9 | 1,2 | 0,8 | 1,25 |
Очень холодный | 0,8 | 1,3 | 0,7 | 1,4 |
С ВЫСОКОЙ АГРЕССИВНОСТЬЮ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 0,9 | 1,1 | 0,9 | 1,1 |
Примечание: агрессивность окружающей среды учитывается и при постоянном использовании подвижного состава для перевозки химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей.
Таблица 5 — Коэффициенты корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта (К4) и продолжительности простоя в ТО и ремонте (К 1 4) в зависимости от пробега с начала эксплуатации
ПРОБЕГ С НАЧАЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ В ДОЛЯХ ОТ НОРМАТИВНОГО ПРОБЕГА ДО КР | АВТОМОБИЛИ | |||||
Легковые | Автобусы | Грузовые | ||||
К4 | К 1 4 | К4 | К 1 4 | К4 | К 1 4 | |
До 0,25 | 0,4 | 0,7 | 0,5 | 0,7 | 0,4 | 0,7 |
Свыше 0,25 до 0,50 | 0,7 | 0,7 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Свыше 0,50 до 0,75 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 |
Свыше 0,75 до 1,00 | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 1,3 | 1,2 | 1,2 |
Свыше 1,00 до 1,25 | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,4 | 1,3 | 1,3 |
Свыше 1,25 до 1,50 | 1,6 | 1,4 | 1,5 | 1,4 | 1,4 | 1,3 |
Свыше 1,50 до 1,75 | 2,0 | 1,4 | 1,8 | 1,4 | 1,6 | 1,3 |
Свыше 1,75 до 2,00 | 2,2 | 1,4 | 2,1 | 1,4 | 1,9 | 1,3 |
Свыше 2,00 | 2,5 | 1,4 | 2,5 | 1,4 | 2,1 | 1,3 |
Таблица 6 — Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп подвижного состава – К5
КОЛИЧЕСТВО АВТОМОБИЛЕЙ, ОБСЛУЖИВАЕМЫХ И РЕМОНТИРУЕМЫХ НА АТП | КОЛИЧЕСТВО ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ СОВМЕСТИМЫХ ГРУПП ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | ||
Менее трех | Три | Более трех | |
До 100 | 1,15 | 1,20 | 1,30 |
Свыше 100 до 200 | 1,05 | 1,10 | 1,20 |
Свыше 200 до 300 | 0,95 | 1,00 | 1,10 |
Свыше 300 до 600 | 0,85 | 0,90 | 1,05 |
Свыше 600 | 0,80 | 0,85 | 0,95 |
Результирующий коэффициент корректирования нормативов ТО автомобилей получается перемножением соответствующих коэффициентов, причем результирующие коэффициенты корректирования периодичности ТО и пробега до КР, км, должны быть не менее 0,5 и рассчитываются по формулам (2) и (3)
—периодичность ТО (2)
—пробег до КР К3 (3)
—трудоемкость ТО К5 (4)
—трудоемкость ТР . (5)
7. Диагностика технического состояния автомобилей
Техническая диагностика (technical diagnostics) — отрасль знаний, изучающая признаки неисправностей автомобиля, методы, средства и алгоритмы определения его технического состояния без разборки, а также технологию и организацию использования систем диагностирования в процессах технической эксплуатации автомобилей.
Техническим диагностированием называют процесс определения технического состояния объекта без его разборки, путем измерения величин, характеризующих его состояние и сравнения их с нормативами. Диагностирование обеспечивает систему ТО и ремонта автомобилей индивидуальной информацией об их техническом состоянии. Диагностирование автомобилей осуществляется в соответствии с алгоритмом, установленным технической документацией. Алгоритм диагностирования — это совокупность последовательных действий по определению технического состояния автомобиля.
Комплекс, включающий средства диагностирования (к которым относятся стенды, приборы), алгоритм диагностирования и объект диагностирования (автомобиль в целом или его узлы) называется системой диагностирования.
Возникновение потребности в объективной и достоверной информации, получаемой с помощью инструментальных методов контроля, объясняется действием на автомобильном транспорте двух важных факторов — усложнения автомобильной техники и стремления обеспечить поддержание работоспособности автомобилей в условиях низкой обеспеченности квалифицированными кадрами. Наличие в автотранспортных предприятиях (АТП) простой по конструкции автомобильной техники и небольшие размеры автохозяйств давали возможность обходиться информацией, получаемой через опытного механика субъективными методами. Однако с появлением новых моделей автомобилей усложненной конструкции и укрупнением АТП такая информация все в меньшей степени обеспечивала эффективное управление поддержанием работоспособности автомобилей.
Для повышения эффективности ТО и ремонта автомобилей требуется индивидуальная информация о их техническом состоянии до и после ТО и ремонта. При этом необходимо, чтобы получение информации было доступным и не требовало бы разборки агрегата и больших затрат труда. Индивидуальная информация о скрытых и назревающих отказах позволяет предотвратить преждевременный или запоздалый ремонт или техническое обслуживание, а так же проконтролировать качество выполненной работы.
Диагностированием называется процесс определения технического состояния объекта без его разборки по внешним признакам путем измерения величин, характеризующих его состояние и сопоставления их с нормативами.
Средствами диагностики служат: специальные приборы и стенды, которые подразделяются на внешние и встроенные в автомобиль. Причем, при диагностировании используют не только технические средства, но и субъективные возможности человека, его органы чувств, опыт и навык.
При ТО и ремонте автомобилей используют 2 вида информации:
Статическая и диагностическая информации дополняют друг друга в процессе принятия решения о направлении автомобиля на ТО или ремонт.
Под параметрами понимается качественная и количественная мера, характеризующая состояние системы, механизма, элемента и процесса в целом. Различают структурные и диагностические параметры.
Таблица 7 – Виды систем диагностирования
Системы диагностирования | |||
Функциональная | Внешняя | Встроенная | Общая |
Тестовая | Непрерывная | Локальная | |
Универсальная | Периодическая | Смешанная | Автоматизированная |
В функциональных системах диагностирование проводят в процессе работы автомобиля.
В тестовых системах для диагностирования работу автомобиля воспроизводят на стенде.
Универсальные системы предназначены для нескольких диагностических процессов.
Специальные системы обеспечивают один диагностический процесс.
В общих системах объектом диагностирования является автомобиль в целом для определения его работоспособности.
В локальных системах объектом диагностирования является агрегат, механизм, узел, система автомобиля.
В ручных системах управление средствами диагностирования осуществляется вручную.
В автоматизированных системах управление осуществляется с использованием компьютеров.
В непрерывных системах диагностирование осуществляется в процессе работы автомобиля при помощи встроенных средств (бортовых компьютеров).
В периодических системах диагностирование осуществляется с определенной периодичностью (перед ТО-1 или ТО-1) при помощи внешних приборов и стендов.
Во встроенных системах используются встроенные средства диагностирования;
Во внешних системах используются внешние средства диагностирования.
В смешанных системах диагностирования используются и встроенные (датчики) и внешние (индикаторы) средства.
Оценку технического состояния автомобиля в прошлом (например, для выявления причины аварии) называют ретроспекцией.
Оценка технического состояния в будущем (например, для определения срока его работоспособности) называется прогнозированием.
Применение диагностики эффективно, если суммарные удельные затраты на ТО, ремонт и диагностику меньше суммарных удельных затрат на ТО и ремонт без диагностики
Практика показывает, что суммарные удельные затраты на ТО и ремонт с диагностикой на 20-25% меньше суммарных удельных затрат на ТО и ремонт без диагностики.
Возможности диагностирования автомобилей и агрегатов зависят от их контролепригодности.
Контролепригодность — это приспособленность автомобиля к диагностическим работам, которые позволяют обеспечит достоверную информацию о техническом состоянии автомобиля при минимальных затратах труда, времени и средств.
Рисунок 6 — Классификация средств диагностирования
Внешние средства классифицируются на:
1. Стенды, обеспечивающие:
2. Переносные приборы, обеспечивающие диагностирование:
Встроенные средства включают:
Смешанные средства включают
8. Параметры технического состояния автомобилей
Возможность непосредственного измерения в процессе эксплуатации физических величин или структурных параметров (износов, задиров и др.) сопряжений механизмов автомобиля без их разборки весьма ограничена. Поэтому при диагностировании пользуются косвенными признаками, которые называются диагностическими параметрами и которые отражают техническое состояние автомобиля. Диагностическими параметрами могут быть:
Диагностические нормативы служат для количественной оценки технического состояния автомобиля, устанавливаются ГОСТами и руководящими документами. К ним относятся:
На основании допустимого норматива ставят диагноз состояния объекта и принимают решение о необходимости технического обслуживания и ремонта.
Если текущее значение диагностического параметра выходит за пределы Пд, то необходимо проводить техническое обслуживание или предупредительный ремонт, так как автомобиль может выйти из строя на линии (рисунок 7).
Объектом диагностики может быть любой агрегат, механизм, узел или автомобиль в целом. Приступая к диагностированию, необходимо выявить те узлы, которые определяют его надежность. Такой подход позволяет создать модель объекта и составить его структурно-следственную схему диагностирования, т.е. схематическое отображение важных для диагностики характеристик. Такая схема служит для выбора диагностических параметров.
Цель постановки диагноза — выявить неисправности объекта, определить потребность в техническом обслуживании и ремонте, оценить качество выполненных работ или подтвердить пригодность диагностируемого объекта к эксплуатации.
lд — периодичность планового диагностирования, км; П — приращение параметра за межконтрольный пробег; АБ — профилактическое восстановление объекта
Рисунок 7 — Схема формирования диагностического норматива В зависимости от задачи различают общий и локальный диагноз.
Общий диагноз решает вопрос о соответствии или несоответствии объекта общим требованиям. При общем диагнозе используют один диагностический параметр. Общий диагноз сводится к измерению текущего параметра П и сравнения его с нормативом. При периодическом диагностировании нормативом является допустимое значение диагностического параметра Пд, а при непрерывномпредельное Пп.
При П> Пп — необходим ремонт,
Локальный диагноз — позволяет выявить конкретные неисправности. Его проводят по нескольким диагностическим параметрам. Каждый диагностический параметр связан с несколькими структурными и наоборот. Эти связи можно представить в виде структурно-следственной модели (рисунок 1.8).
Модель позволяет выявить связи между наиболее вероятными неисправностями объекта и его диагностическими параметрами. То есть, двигаясь от диагностических параметров к вероятным неисправностям объекта ставят диагноз его технического состояния. Эти задачи решаются с помощью диагностической матрицы.
Рисунок 8 — Структурно-следственная модель диагностирования (цилиндропоршневая группа двигателя как объект диагностирования)
9. Методы диагностики
Диагностирование является качественно новой, более совершенной формой проведения контрольных работ. От традиционных контрольных осмотров, выполняемых на АТП в основном субъективными методами с привлечением в качестве экспертов наиболее квалифицированных механиков и ремонтных рабочих, диагностирование отличается, во-первых, объективностью и достоверностью оценки технического состояния автомобилей, что достигается применением инструментальных методов проверки, во-вторых, возможностью определения выходных параметров (параметров эффективности) агрегатов и систем автомобилей (мощности, топливной экономичности, тормозных качеств и т.д.) и, втретьих, наличием условий для повышения надежности и организованности функционирования производства ТО и ремонта автомобилей за счет более эффективного оперативного управления им.
Методы диагностики автомобилей основываются на способах замера диагностических параметров, причем тех, которые наиболее приемлемы. Выбор параметров осуществляется при помощи структурно-следственной схемы диагностирования механизма или узла. Анализируя схему, можно выбрать наиболее эффективный метод диагностирования автомобиля.
В настоящее время наибольшее распространение получили методы:
При диагностировании производится спектральный анализ масла для определения концентрации в нем продуктов износа. По составу отработавших газов можно судить о состоянии топливной системы, клапанах, ТНВД дизеля и т.д.
Таким образом, диагностика служит не только для получения оперативной информации о техническом состоянии автомобиля и его систем, с выявлением конкретных причин неисправностей, но и для прогнозирования возможного ресурса пробега без проведения дополнительных технических воздействий и ремонта. Поэтому внедрение диагностики в производство, помимо вышеуказанных положительных моментов, позволяет планировать оптимальные объемы работ по обслуживанию и ремонту автомобилей, что значительно экономит средства, производственные ресурсы и т.д.
Диагностирование осуществляется либо в процессе работы самого автомобиля, его агрегатов и систем на заданных нагрузочных, скоростных и тепловых режимах (функциональное диагностирование), либо при использовании внешних приводных устройств (роликовых стендов, подкатных и переносных приспособлений), с помощью которых на автомобиль подаются тестовые воздействия (тестовое диагностирование). Эти воздействия должны обеспечивать получение максимальной информации о техническом состоянии автомобиля при оптимальных трудовых и материальных затратах.
Например, мощностные показатели автомобиля проверяют на режиме максимального крутящего момента, экономические показатели на режиме, соответствующем реализации контрольного расхода топлива, т.е. при наиболее экономичной скорости и при нагрузочном режиме, имитирующем движение автомобиля по ровному горизонтальному отрезку пути с асфальтобетонным покрытием. Тормозные качества проверяют при таких скоростях и нагрузках, которые позволяют надежно выявить основные неисправности тормозной системы автомобиля.