отец сам занимался садом и чтобы ему помочь брат приезжал на дачу когда позволяло время
Отец сам занимался садом и чтобы ему помочь брат приезжал на дачу когда позволяло время
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Отец сам занимался воспитанием своей дочери (1) и (2) чтобы развить в ней главные добродетели (3) давал ей уроки музыки и живописи (4) и распределял всё её свободное время.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Отец сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней главные добродетели, давал ей уроки музыки и живописи и распределял всё её свободное время.
Это вариант пунктуации самого Льва Толстого. Если из предложения изъять придаточое цели чтобы развить в ней главные добродетели, то получится три сказуемых и два союза И. По нормам пунктуации следует поставить запятые 1 и 4 по правилу о повторяющихся союзах. Но. Сказуемое «занимался воспитанием» не является однородным к ряду давал уроки и распределял время, оно как бы обобщает, что именно отец делал.
С другой стороны, придаточное предложение является общим для сказуемых давал и распределял. По аналогии с общим придаточным для двух главных запятая между давал ей уроки музыки и живописи и распределял всё её свободное время не нужна.
Запятые должны стоять на местах 3, 2.
очень спорное задание. переделать.
ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.
Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:
1) на уровне простого предложения:
— понимание, того, что предложения без основы не бывает;
— знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)
— понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.
2) на уровне сложноподчинённого предложения:
— умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;
— умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;
— умение видеть указательные слова в главном
— умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.
3) на уровне сложносочинённого предложения:
— умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.
4) на уровне всего предложения в целом:
— умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.
Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.
Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ
Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО
Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.
(Если б вместо Надежды был у меня сын), при каком условии [я не думал бы], о чём? (что будет со мною nод старость).
При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:
[Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).
[Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).
Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:
[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]
[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].
[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].
[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].
Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО. ), либо ставить запятую.
Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.
[Утверждают](1) что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)(2) и (3) (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)( 4) когда? то сами убедились (5) в чём? (насколько правы были очевидцы).
1- Утверждают (односоставное, сказуемое)
2- карнавалы восхищают и завораживают
2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.
3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.
(что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)
(когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
(насколько правы были очевидцы).
4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.
[Утверждают] что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что— = и = ).
Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.
[то сами убедились] когда? (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
[сами убедились] в чём? (насколько правы были очевидцы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.
(когда — = ), [то— = ], (насколько — = ) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.
1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.
Схема: |[ = ], (что— = и = )|, и |(когда — = ), [то— = ], (насколько — = )|
Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.
при однородных сказуемых, соединенных повторяющимися союзами «И», ставиться запятая. Таким образом, в данном задании B19 №177 (Отец сам занимался воспитанием своей дочери (1) и (2) чтобы развить в ней главные добродетели (3) давал ей уроки музыки и живописи (4) и распределял всё её свободное время) верным является ответ: 1234
Нет. Прочтите пояснения. И обратите внимание на уровень сложности задания.
РАССТАВЬТЕ ЗНАКИ
Отец сам занимался садом и чтобы ему брат приезжал на дачу когда позволяло время.
Ответы
Отец сам занимался садом, и чтобы ему брат приезжал на дачу когда позволяло время.
Отец сам занимался садом, и чтобы ему брат приезжал на дачу когда позволяло время.
1. тяжело вздохнул пожилой мужчина.
2. слишком незаметно пролетело лето.
3. зима оказалась удивительно теплой.
сочинение на тему «что такое компьютер» или «компьютер»
еще можно общаться с людьми у которых самые разные увлечения, которые живут хоть на другом конце планеты. не нужно ограничиваться только теми людьми, кто живет в соседнем дворе, и навязывать себе их хобби.
я могу продолжать этот список до конца сочинения, чтобы было понятно, как полезен компьютер.
телевизор не полезен, потому что перед ним человек сидит пассивно. сидит, пультом клацает, а ему показывают картинку. с компьютером другое дело! с ним все время надо действовать! даже читать и писать все время приходится. так даже интереснее, чем торчать у телевизора.
а еще компьютер заставляет выбирать самому то, что действительно нужно. если бы люди не учились выбирать, то перед монитором проводили бы всю жизнь.
компьютер в моей жизни занимает важное место, но я могу подолгу обходиться и без него. просто надо все время помнить, что компьютер изобрели для того, чтобы облегчить жизнь, а не заменить ее. и чтобы расширить возможности человека, а не сузить их.
На наследство претендуют все! Но кто ухаживает, тот и должен получить всё. И это не моя алчность, а справедливость!
В детстве у меня была большая семья: мама, папа, старший брат и две сестры. Родители еще в советском союзе получили просторную трехкомнатную квартиру, а папа выстроил за городом дачу. Я не скажу, что семья она была очень дружная – все мы дрались, особенно девочками, у каждого свой характер. Много лет прошло с детства, мы все выросли, особой дружбы между нами нет, а сейчас и вовсе напряженная обстановка, и сейчас расскажу – почему. Я думаю, читатели меня поймут.
Первый «из гнезда» вылетел брат: как ушел в армию, так там и подженился после дембеля. Домой только писал, звонил, и то изредка. Он хоть и верный семьянин до сих пор, но страшный подкаблучник: приезжал один к нам домой только тогда, когда это позволяла его жена. Родители иногда тоже летали к ним в гости, чтобы сына и внука увидеть, но все время были снохой недовольны – ей не нравились их визиты: то свекров положить некуда, то лишний раз она еду не приготовит. Крайний раз родители приезжали к ним 15 лет назад и с тех пор общение только через скайп: никто уже никуда не ездит.
Средняя сестра (она старше меня на 4 года, я третья дочь в семье), учась в институте, влюбилась в патлатого художника и бросила ВУЗ. Скиталась с ним по городам и весям, оба искали романтику, пока он ее не бросил беременную в одном городе. Родители звали ее домой, но она же гордая! Устраивалась, как могла, даже какое-то время скрывалась, расстраивая родителей, долго не писала и не звонила. Только потом она написала, что родила сына и собирается выйти замуж за мужчину с квартирой – где-то же им надо с ребенком жить! На свадьбу она никого не пригласила, только фотки высылала, потом еще дочь родила, к нам приезжала семьей в нулевых годах. Мужичка ее жалко: затюканный какой-то, сеструха им рулит, как хочет.
Младшая никуда не уезжала, живет в нашем городе. Ее кредо: «Чем богаче мужик – тем слаще!». Этой мартышке всегда везло: ее родители больше всего любили и баловали, ей все новое покупали, а мне приходилось вещи за средней сестрой донашивать! В школе она училась отвратительно, но зато выросла красоткой и вышла замуж за бизнесмена, родила ему дочь. Когда у ее мужа бизнес рухнул, она тут же его бросила и переметнулась к его другу – более удачливому бизнесмену, у того все есть: и загородный дом и две машины, сестра тоже водит авто. Только вот лично нам она никогда ни чем не помогала, даже в самые трудные времена родителям ни копейки не давала, только в долг!
У меня жизнь сложилась не очень хорошо. Тоже была замужем, двое детей, муж пристрастился к алкоголю, «спасибо» его коллегам по работе. Мы разменяли свою двушку на однокомнатную квартиру и комнату в общежитии, муж ушел в общагу жить. Но мне все некогда было растить детей: сначала у отца два микроинсульта, теперь он гипертоник, постоянно надо следить за его здоровьем, потом у мамы сахарный диабет и проблемы с ЖКТ, а последнее время совсем слегла: онкологию выявили. Что сказать – старики, обоим за 80, папа еле ходит, проблемы с сосудами, мама вообще почти всегда лежачая, это уже лет 5 как все началась, даже гораздо раньше, если учитывать каждую мелочь по здоровью. Просто сейчас все усугубилось.
Вот, 5 лет назад я начала бегать к родителям, а потом старшему сыну оставила квартиру с его девушкой, а с дочкой мы к родителям переехали – помогать. Просыпаюсь рано, всем надо готовить, маме с папой нужны диеты и режим, а я еще и работаю, уборка, процедуры, ложусь за полночь. Дочка моя подрастает, помогает мне во всем. Вы думаете за это время нам кто-то приехал и помог? Фигушки! У брата отмазка – внуки подрастают, средняя сестра один раз 5000 рублей выслала и старается не звонить, а младшая брезгует стариками, не хочет горшки носить! Сейчас жалуется на финансовые сложности, но продолжает ездить на машине и одеваться по моде. Если и заезжает к нам, то морщит носик от «старческого» запаха, привезет пакет мандаринов и конфет, хоть я ей сто раз говорила – конфеты родителям нельзя. Но ее приезды очень редки.
Но вот что мне не дает покоя! На наследство претендуют все! Но ведь кто ухаживает за стариками, тот должен получить все, так ведь? Не считайте меня алчной, но дачу я сразу попросила папу переписать на меня, что он уже с радостью и сделал. Честно – сейчас хочу попросить их всю трешку на меня тоже переписать, это же справедливо! Подкаблучный брат обязательно будет требовать долю – ему так жена прикажет! Средняя сестра хоть сейчас и прячется, но тоже своего не упустит, а младшая – тем более! Но справедливо ли это? Больные люди иногда на сиделок своих все переписывают, а тут одна единственна родная дочь, которая ухаживает за родителями, и это – я! Ведь справедливо же?